Курсовая работа - Архитектура и скульптура Древнего Китая - файл n1.doc

Курсовая работа - Архитектура и скульптура Древнего Китая
скачать (3476 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc3476kb.08.07.2012 16:58скачать

n1.doc

Оглавление:

  1. Введение…………………………………………………………………….3

  2. Особенности древнекитайского мировосприятия и искусства………….4

  3. Особенности архитектуры Древнего Китая……………………………...7

    1. Общая характеристика архитектурных принципов……………..7

    2. Архитектура эпох Древнего Китая…………………………….….8

  4. Древнекитайская скульптура…………………………………………….17

  5. Заключение …………………………………………………………….…28

  6. Список литературы …………………………………………………....…29

  7. Приложения …………………………………………………………..…..30



  1. Введение

Древнекитайская цивилизация – одна из старейших в мире (Приложение №1). Она славится насыщенной историей, обширным багажом объектов мирового культурного наследия, а так же самобытными традициями и обрядами. Мир Древнего Китая необычайно широк и разнообразен: обилие мифов, необыкновенная архитектура, отличная от запада идеология, любовь к природе и отсутствие индивидуалистических начал. Изучение этой древней цивилизации притягивает огромное количество ученых разных стран, поскольку в ней хранится безграничный запас неизведанного, непознанного и таинственного. На современной территории Древнего Китая постоянно ведутся археологические раскопки, поскольку скрывающиеся под землей предметы жизнедеятельности древнего населения этой страны представляют собой весомый и незаменимый вклад в копилку истории. Знание культурных канонов цивилизаций на начальных этапах их развития дает нам представление о том, каким образом происходит совершенствование той или иной сферы жизни человечества, будь то архитектура, скульптура или даже политика. Без знания особенностей предшествующих веков невозможно корректное и эффективное развитие в будущем. В этом и состоит актуальность изучения архитектуры, скульптуры и других сфер культуры Древнего Китая, ибо благодаря ныне и ранее проводившимся исследованиям данной области, у нас есть возможность понять идеологию и мироощущение древних народов, понять закономерности развития их жизни. Достижения первых эпох китайской цивилизации легли в основу национальной художественной традиции Китая и имели большое значение для развития искусства многих других народов.

Основной целью данной работы является получение знания архитектурных и скульптурных особенностей искусства Древнего Китая по основным эпохам того времени, а так же описание наиболее выдающихся и значимых для истории человечества памятников. Необходимо так же выявить характерные черты мировоззрения народов тех веков, ибо именно оно определяет пути развития искусства и общественного уклада. Достижение поставленной цели будет возможно через решение следующих задач:

Таким образом, данная работа представлена тремя большими разделами. В первом видится необходимым дать характеристику мировоззрения древнекитайского народа, поскольку именно это фактор и определяет особенности творчества людей того времени. Второй раздел посвящен анализу архитектурных сооружений Китая в древности, в третьем же параграфе приведены данные о скульптуре этой удивительной страны.

  1. Особенности древнекитайского мировосприятия и искусства

Понимание принципов того, как древние китайцы видели мир, оценивали действительность и соотносили себя с природой, необходимо для более полного анализа особенностей культуры данного народа, их искусства и того, что они вкладывали в продукты своей деятельности.

Мировоззрение и мироощущение китайцев существенно отличается от европейского. В этой стране не было последовательного развития и смены художественных направлений и стилей, как в европейском искусстве. Само понятие истории не имеет в Китае признаков «длительности», а искусство – эволюции. Художественные направления не следуют одно за другим, а «стили» и «школы» связываются не с различиями творческих методов, а с техническими приемами и материалами. В Китае имеет место быть необычайно устойчивый, до мелочей продуманный и эстетически переработанный быт, цельное и последовательное миросозерцание, сложный, но прочный сплав художественных стилей. В то время как в западноевропейской цивилизации рождался рационализм, в ближневосточной – мистицизм, в Центральной Азии формировалась особая культура – культура следования течению жизни. В Китае «мерой всех вещей» оказался не человек, а природа, которая бесконечна и поэтому непознаваема. В искусстве происходило не отражение жизни, а ее продолжение в движениях кисти и мазках туши. На этой своеобразной основе осуществлялась «самотипизация» китайского искусства, предметом которого становился не образ человека-героя и не духовные идеалы, а жизнь природы. Отсюда особенный эстетический вкус и художественный такт традиционного искусства Китая. В древних верованиях китайцев обожествлялись любые объекты природы: деревья, камни, ручьи, водопады (однако более чётко эта тенденция выражена в синтоизме). Религия считалась искусством жизни, а созерцательное мироощущение требовало полного и смиренного слияния с природой. Мудрецы Востока любят повторять, что если для деятельного европейца, обуреваемого идеей покорения природы и демонстрации силы, нет большего удовольствия, чем забраться на вершину высокой горы, то для китайца наибольшее счастье – созерцать гору у ее подножия.

В Китае увековечить себя означало не столько оставить о себе вещественный памятник, сколько прославить свое имя «записанным на бамбуке и шелке». Китайское искусство никогда напрямую не следовало интересам религии, философии или политики. Если религия и философия – это искусство жизни, тогда жизнь – искусство. В учениях древних философов Лао-Цзы и Конфуция утверждалось, что характер искусства не определяется материальными условиями жизни, а напротив – художественное мироощущение учит труду, философии, морали и праву (отдельного понятия «художественность» в Китае не существовало, оно растворялось в жизни). По этой причине к традиционному китайскому искусству неприменима европейская категория морфологии искусства, разделение искусства на роды и виды, станковые и прикладные, изящные и технические, или художественные ремесла. В Китае все виды искусства – одновременно станковые и прикладные, изобразительные и декоративные. Здесь совершенно неуместно латинское слово «декор» или наименование «китайское декоративное искусство». К примеру, в искусстве Китая вообще отсутствует станковая картина в раме – одно из главных достижений европейских художников. Китайский мастер (живописец, график, каллиграф, поэт и философ одновременно) расписывает стены, шелковые свитки, бумажные ширмы и веера.

Китайская традиция не знает разрыва между рациональным и экспрессивным, чувственным началом творчества, «идейным» и «безыдейным» искусством, реализмом и формализмом – тех основ, которые несет с собой европейское возвеличивание человека. Поэтому в Китае не было отдельных художественных направлений – Классицизма и Романтизма, борьбы идеологических движений. Существует традиция, основанная на вдумчивом созерцании природы, а стили различаются не по амбициям художников, а по состоянию изображаемого пейзажа: «бегущий поток», «бамбуковый лист на ветру», «небеса, прояснившиеся после снегопада».

Любой обыденный предмет имеет символическое значение. Поэтому произведения традиционного китайского искусства нарядны и красочны, но не кажутся вычурными. Тело воспринимается не как материальная форма, оно – продолжение мыслимого пространства. С 3 в. до н. э. Китай отгородился с севера Великой Китайской стеной, тогда же появилось название «внутренний Китай». Периодизация китайского искусства весьма своеобразна – счет идет не по годам, а по царствующим династиям, причем их смена не означает поступательного развития. Главным достоинством в искусстве всегда считалось повторение работы старых мастеров, верность традиции. Китайское искусство характерно и особым отношением к материалу, к его природным свойствам, тщательностью обработки и ясностью, чистотой технического приема.

  1. Особенности архитектуры Древнего Китая

3.1 Общая характеристика архитектурных принципов

В отличие от древних цивилизаций Ближнего Востока, в Китае не сохранились архитектурные памятники далекого прошлого. Древние китайцы строили из дерева и глиняных кирпичей, а эти материалы быстро уничтожаются временем. Поэтому памятников древнего и раннего искусства до нас дошло крайне мало. Города, состоявшие из лёгких деревянных построек, сгорали и разрушались, пришедшие к власти правители уничтожали старые дворцы и возводили на их месте новые. Отчасти этот пробел восполняют письменные источники и археологические находки, опираясь на которые ученые исследуют быт и культуру древнекитайского народа.

Архитектурные сооружения Древнего Китая, как по внешнему виду, так и по строительной конструкции значительно отличаются от классических архитектурных памятников Запада. Одним из отличий является то, что в древнекитайских сооружениях преобладают деревянные конструкции, тогда как в архитектурных памятниках Запада доминируют кирпично-каменные.

Даже при строительстве каменно-кирпичных сооружений — дворцов и могильных склепов в Древнем Китае стремились придать им внешнее сходство с традиционными деревянными сооружениями. Китайские здания имеют в качестве опорных не стеновые конструкции, а конструкцию, сооруженную из столбов и балок. “Фанза устоит, даже если стены обрушатся”, — говорят в Китае. Имея опорный остов, можно по желанию варьировать конструкцию наружных стен и внутренних перегородок. 

На севере, где холодный климат, делали прочные наружные стены, способные защитить от холода. На юге, где климат теплый и влажный, делали тонкие стены из деревянных досок или бамбука, а иногда наружных стен как таковых вообще не было, их заменяли ряды окон и дверей. А в сооружениях типа беседок и галерей вообще оставляли пустые проемы между столбами.

Отличительной чертой древнекитайского зодчества был ансамблево-групповой принцип. Строили не одно здание, а целый комплекс сооружений, будь то дворец, монастырь или жилье. Поэтому, если говорить о единичных зданиях, то в древнем Китае они, как правило, уступали по размерам и грандиозности западным архитектурным памятникам. Масштабность достигалась в Китае сооружением больших строительных ансамблей. Причем строили так, что отдельные сооружения ансамбля было невозможно обозреть целиком, находясь за пределами комплекса. Исключение составляли обязательные для каждого города крепостная стена и Барабанная башня, возвышавшаяся над городом. Поэтому, знакомясь с древнекитайской архитектурой, следует изучать особенности строительного комплекса как единого целого. 

Планируя строительство будущего комплекса, китайские зодчие строго придерживались принципа симметрии: строения располагались симметрично относительно центральной оси, а посредине оставлялось пространство для внутреннего двора. Китайские зодчие заботились, чтобы все здание, так и его детали-кронштейны, конек кровли и прочее, были бы художественно оформлены. Для предохранения от порчи выступающие части деревянных конструкций покрывались лаком — так постепенно сложился специфический китайский стиль художественного оформления зданий.

Кроме того, древнее китайское зодчество характеризуется применением красок. Обычно крыши дворца порывались желтой глазурованной черепицей, карнизы красились сине-зеленой окраской, стены, столбы и дворы – красным цветом, комнаты устланы белыми и темными мраморными платформами, которые сверкали под голубым небом. Сочетание желтой, красной и зеленой окрасок с бело-черной в украшении домов не только подчеркивает величественность зданий, но и радует глаз.

3.2 Архитектура эпох Древнего Китая

В китайской культуре, как уже было сказано выше, существует одна особенность – периодизация развития идет не по векам, а по правившим на тот момент династиям. Для того чтобы понять особенности формирования архитектурных и скульптурных приемов, необходимо учитывать исторические условия, в которых они развивались. Историки выделяют пять эпох в истории Древнего Китая: Ся, Шан, Чжоу, Цинь и Хань.

Эпоха Ся – первая династия в истории Китая. Она существовала в период с 21века до 16 века до н. э. Однако подлинность существования данной эпохи учеными не подтверждена, ибо не найдено достаточного количества материальных доказательств, в связи с чем данный период изучен лишь по преданиям людей. Более подробно изучен следующий период, основанный в 16 веке до н. э. и  завершившийся  в 11 веке до н. э., известный под названием Шан или Инь. В это время происходило формирование классового рабовладельческого общества в Китае и возникло первое государство, во главе которого стояли «ваны» — бывшие племенные вожди, постепенно превратившиеся в царей-деспотов. Экономика была еще очень примитивной, но основным занятием населения стало уже земледелие, хотя рыболовство и охота играли еще большую роль.

В период Шан (Инь) появились первые укрепленные поселения. Раскопками близ Аньяна, производившимися в 1928 - 1937 гг., были обнаружены остатки большого города, возможно, столицы государства Шан (Инь). Город имел правильную планировку по кварталам. Постройки возводились на искусственной земляной платформе.

В качестве строительных материалов для жилых домов и дворцовых сооружений служили плотно утрамбованная земля и дерево, иногда применялся камень. Сохранились лишь фундаменты строений и остатки стен, которыми обносились дворы. О самих сооружениях и форме крыш можно судить лишь по дошедшим до нас пиктограммам, изображающим дома и сторожевые башни. Постройки имели высокие двускатные крыши, материалом для которых, возможно, служила солома, так как ни остатков черепицы, ни деревянных покрытий не обнаружено. Дворец в Аньяне представлял собой прямоугольное здание довольно больших размеров (около 30 м в длину и 9 м в ширину). Внутри здания было расположено 3 ряда колонн, базами которых служили врытые в земляную платформу каменные обточенные глыбы и бронзовые диски. Таким образом, исторические и археологические данные позволяют заключить, что в период Шан (Инь) уже были выработаны некоторые архитектурные приемы и формы, которые легли в основу дальнейшего развития древнекитайского зодчества.

Гробницы знати были грандиозными по размерам. Одна из обнаруженных близ Аньяна гробниц занимает площадь 340 кв. м, а объем ее достигал 1615 куб. м. (Приложение2). Внутри гробница выкладывалась бревнами, плотно пригнанными друг к другу. Помещение состояло из входов с лестницами, нижнего зала, куда ставился саркофаг, и верхнего, где размещались различные предметы, а также трупы людей и животных, сопровождавших умершего в загробное царство. При входах в гробницу зарывались убитые при погребении лошади и собаки. Считалось, что собаки должны охранять гробницу, лошади - везти колесницы в загробном мире. На поверхности не сооружалось ни могильных холмов, ни построек. Стены и потолки богатых гробниц покрывались резьбой, инкрустацией и росписью. Роспись исполнялась, по всей видимости, красной краской (ее следы были обнаружены). Мотивами орнаментации гробниц являлись условные изображения животных.

В целом памятники искусства периода Шан (Инь) свидетельствуют о высоком для своего времени художественном мастерстве и о сложении своеобразного орнаментального стиля, традиции которого получили дальнейшее развитие в последующий период истории Китая.

Следующий период – Чжоу (11 в. - 256 гг. до н.э), необходимо отметить, что к началу первого тысячелетия до н.э. в Китае окончательно сложилась древневосточная деспотия и образовалось большое и сильное царство. Во главе господствовавшей землевладельческой аристократии стояли цари, управлявшие страной при помощи многочисленного чиновничества. На данном этапе выработалась городская планировка, которая в своей основе продолжала существовать в Китае и в дальнейшем, претерпевая лишь небольшие изменения. Чжоуский город обносился четырехугольной крепостной стеной, сторона которой достигала 9 ли ( Ли = 576 м ) в длину. В центре столичного города помещался императорский дворец, также обнесенный стеной, на восток и на запад от которого располагались храмовые постройки для совершения обрядов в честь земледелия. С юга на север и с запада на восток город пересекали 9 широких улиц «по 9 колесниц шириной каждая». Дворцовые здания, как и в шанский период, возводились на высоких земляных утрамбованных платформах и имели широкие крыши на столбах. По такому принципу была построена столица Чжоуского государства, находившаяся западнее современного Лояна. Ранний этап развития культуры Чжоу до сих пор изучен недостаточно, но есть основания предполагать, что в самом начале периода Чжоу художественные традиции еще не претерпели больших изменений.

Своего наивысшего развития архитектура и изобразительные искусства Древнего Китая достигли в 3 в. до н.э.- 3 в. н.э. (период династий Цинь и Хань), когда страна была объединена в крупное централизованное государство. Китай этого времени представлял собой мощную империю, в состав которой были включены ранее независимые многочисленные племена и государства. В этот период в Китае зарождаются феодальные отношения. Разорение и порабощение крестьянства, увеличение налогов и повинностей вызвали на протяжении периода Хань многочисленные народные движения. Накопление больших средств в руках господствующего класса и централизация власти способствовали необычайно широкому строительству в этот период. Были сооружены дороги, связывающие различные части страны, выстроено много городов и каналов.

Самым грандиозным архитектурным сооружением эпохи Цинь является «Великая китайская стена» (Приложение3), начало постройки которой относится к 4 - 3 вв. до н.э. Стена строилась по северной границе Китая и предназначалась для защиты страны от набегов кочевников, а также защищала поля от песков пустыни. Местом начала строительства Китайской стены считается северо-восточная область Китая. Вдоль простирающихся на запад и на юг горных хребтов и было основано это могучее крепостное сооружение.

Вначале стена не была единой. Ее строительство велось по частям и нерегулярно. Лишь в конце 3 в. до н.э., после объединения страны, разрозненные части стены были соединены вместе. Первоначально ее длина равнялась приблизительно 750 км; после различных достроек, производимых на протяжении веков, она превысила 3000 км.

Китайская стена поистине является одним из самых величественных древних памятников мирового зодчества. По неприступным голым крутым и диким вершинам гор поднимается она иногда почти отвесно, как бы сливаясь воедино с могучей и суровой природой, образует причудливые петли и уходит бесконечно далеко широкой белой полосой, отделяющей горы от равнин. По грандиозному размаху, суровости и монументальности это сооружение можно сопоставить с египетскими пирамидами. При осмотре Великой китайской стены особенно чувствуется та гигантская, титаническая масса человеческих сил, воли, труда и энергии, которая потребовалась для ее создания. Строители стены придерживались того правила, чтобы вести ее только вдоль труднопроходимых горных хребтов, поэтому часто она образует настолько крутые петли, что расстояние между двумя участками стены через ущелье равняется всего 500 - 700 м. При постройке стены в разных местах пользовались различными материалами. В основном она сложена из плотно утрамбованного лёсса или камыша, пересыпанного песком и обмазанного глиной. Позднее стена была облицована светло-серым камнем. Средняя ее высота от 5 до 10 м, средняя ширина от 5 до 8 м. По верху стены проходит ряд зубцов с бойницами и проложена дорога, по которой могли передвигаться колонны войск. Примерно через каждые 100 - 150 м по всей длине стены сооружены квадратные сторожевые башни, где жила стража и откуда подавались световые сигналы при приближении неприятеля. Высокие и массивные башни с зубчатым верхом имеют небольшие окна, тяжелые невысокие входные арки и внутренние помещения. На всем протяжении стены по верху в ее толще были сделаны проходы с лестницами, позволяющими выйти на одну из сторон.

Еще одним удивительным памятником архитектуры Древнего Китая данной эпохи является Гробница императора Цинь Шихуанди (Приложение

4) - первого императора династии Цинь является выдающимся памятником мирового культурного наследия. Желая остаться в истории навечно, Цинь Шихуанди приказал построить для себя грандиозную гробницу, не имеющую аналогов в мире по масштабу и великолепию. По мере того, как он завоевывал и присоединял все новые и новые территории Китая, работы над усыпальницей расширялись, и вскоре приобрели невиданные размеры. По хроникам, периметр внешней стены захоронения был равен 6 км, внутри были спрятаны настоящие сокровища: искусно обработанные драгоценные камни, золото и серебро представляли картину волшебного сада, где текли реки и моря из ртути. В ходе археологических изысканий было установлено, что комплекс гробницы в плане представляет собой квадрат со стороной 7,5 км общей площадью 56,25 кв.км.

Насыпной могильный холм первоначально был обнесен земляными внутренней и внешней стенами, представляющими в плане прямоугольник. Периметр "внутреннего города" достигает 3870 м, а "внешнего" - 6321 м. В настоящее время от земляных стен остались лишь подземный фундамент и кое-где фрагменты стенной кладки.

На территории "внутреннего города" находились дворец-опочивальня и боковой зал. Цинь Шихуанди был первым из древних правителей Китая, который приказал построить дворец-опочивальню у своей могилы. Боковая пристройка служила ему местом отдыха и трапезной. Внутреннее убранство повторяло роскошь залов императорского дворца, которым пользовался Цинь Шихуанди при жизни. До наших дней эти сооружения не дошли.

Вместе с императором были захоронены многие вещи, такие как колесницы, животные, щиты, шлемы, фигуры акробатов и даже люди. На территории комплекса гробницы Цинь Шихуанди найдены три грандиозных склепа, в котором захоронено терракотовое войско и боевая конница, в деталях воссоздающих войско настоящее, укомплектованное по всем правилам империи Цинь (Приложение № 3). Центральным сооружением комплекса гробницы Цинь Шихуана является Подземный дворец, спрятанный под насыпным холмом и остающийся нераскопанным и по сей день.

Период Хань — время блестящего расцвета культуры Древнего Китая. Раскинувшиеся на большом пространстве города того времени обносились крепостными стенами с башнями и многочисленными воротами и внутри делились на несколько частей.

В центре города находилась запретная часть с императорским дворцом. Дворцовые сооружения, башни и дома знати выделялись среди остальных построек своими размерами и роскошной отделкой. Зданий, относящихся к этому времени, не сохранилось до наших дней, так как основным строительным материалом служило дерево. Однако представление о них дают описания в литературных источниках. На подготовленной и утрамбованной площадке закладывался земляной фундамент (род стилобата), облицованный камнем или мрамором. На этом фундаменте возводился основной каркас здания, состоявший из деревянных столбов, связанных поперечными перекладинами. На каркас опиралась широкая и высокая крыша, которая была самой большой и тяжелой частью здания. По образному представлению древних китайцев, она должна была производить впечатление развернутых крыльев летящего фазана. Тяжелая массивная кровля, столь обычная в памятниках китайского зодчества, предопределила особенности одного из основных конструктивных и декоративных элементов китайских построек — так называемого доу-гун (Приложение5). Доу-гун представляет собой своеобразную систему многоярусных деревянных кронштейнов, которая, увенчивая опорный столб в месте его соединения с горизонтальной балкой, принимает на себя тяжесть этой балки и служит для поддержки большого выноса широких крыш, равномерно распределяя их тяжесть. Доу-гун состоит из ряда изогнутых брусьев, наложенных друг на друга и далеко выступающих за пределы здания. В архитектуре периода Хань доу-гун используется в качестве отдельных декоративно обработанных архитектурных узлов, расположенных по углам и в центре здания, в отличие от более поздних периодов, когда он представляет собой ажурный фриз, проходящий под крышей вдоль всей стены. Выступающие концы балок и доу-гуны в ханьское время уже богато декорировались. Легкие деревянные стены здания укреплялись на каркасе и служили как бы ширмами, которые можно было разбирать и заменять в зависимости от времени года.

Помимо дворцов в городах возводились высокие многоэтажные дозорные башни с несколькими крышами. Об этих башнях можно в настоящее время получить довольно ясное представление по сохранившимся глиняным моделям, обнаруженным в погребениях. Одна из подобных моделей найдена раскопками 1954 года в провинции Хэнань. Уже масштабы модели, достигающей свыше 1,5 м в высоту, говорят о том, что ханьские постройки подобного рода были значительных размеров. Четырехугольная башня, легкая и вытянутая кверху, состоит из трех этажей с выступающими карнизами и столбами по углам. Столбы были украшены скульптурными изображениями обнаженных человеческих фигур.

О рядовых жилых постройках можно составить представление также по найденным в погребениях глиняным моделям, а особенно по сохранившимся изображениям домов и усадеб, высеченным на каменных плитах, украшавших гробницы. Судя по ним, облик усадьбы в ханьское время был довольно однотипным и сохранился без существенных изменений на протяжении последующих веков. Усадьба состояла из нескольких жилых и служебных построек, размещенных во дворе, обнесенном стенами с воротами.

Особенно разнообразными и красивыми были городские постройки. Возводились многоэтажные дома, украшенные по фасаду резными карнизами, колоннами и пилястрами, имевшими декоративное значение. Недавними раскопками на востоке от Пекина обнаружена большая превосходно исполненная глиняная модель дома около 2 м в высоту, дающая отчетливое представление о подобных городских сооружениях. Модель изображает богато декорированное пятиэтажное здание с несколькими крышами, балконами, многочисленными дверями и окнами. Перед домом расположены ворота с двумя невысокими прямоугольными башнями, покрытыми черепичными кровлями. Выше идут широкие крыши и резные балконы, опирающиеся на доу-гуны, облегчающие конструкцию и создающие мягкие переходы в силуэте здания, Этажи постепенно уменьшаются кверху, и постройка венчается небольшой крышей, по своим размерам не превышающей крыши привратных башен. Модель расписана яркими красками, что, по-видимому, соответствовало красочным сочетаниям ханьской архитектуры.

Немногочисленными наземными архитектурными памятниками, дошедшими от этого времени, являются каменные пилоны (Приложение6), ставившиеся по два при входе к месту погребения и служившие символической гранью, за которой начиналось «царство мертвых». По размерам они невелики: высота их около 2,5 м при расстоянии между ними в 23 м. Нижняя часть сычуаньских пилонов состоит из прямоугольного, слегка суживающегося кверху столба, декорированного плоскими пилястрами. Верхняя часть, воспроизводящая конструкцию покрытия жилых домов, — из архитрава, фриза, карниза и широкой крыши, увенчивающей все сооружение. В камне выточены выступающие веером концы круглых поддерживающих крышу балок и цилиндрическая черепица, лежащая наверху в несколько рядов. Пилоны украшены резными каменными рельефами и надписями.

Ансамбли ханьских погребальных сооружений достигают значительных размеров и представляют собой комплексы подземных камер, облицованных кирпичом или каменными плитами. На поверхности земли погребения отмечены земляными холмами, небольшими постройками, статуями и пилонами.

Таким образом, можно утверждать, что принцип эволюции архитектурных сооружений Древнего Китая из эпохи в эпохи налицо. Мы видим процесс усложнения конструкций, а так же способов их оформления. Однако общие традиции остаются неизменными, в связи с чем некоторые их них существуют и в настоящем времени.


  1. Древнекитайская скульптура

Скульптура Древнего Китая, как и его искусство и вся китайская цивилизация имеют свои особенности, обусловленные спецификой географического положения, при­родных условий и исторического развития. Для древнекитайской скульптуры, как и всего искусства Китая свойственны две характерных черты: традицио­нализм и гилозоизм (видение природы как живого организма, оживотворение природы). Соединение этих черт с рационализмом дает уникальный результат: удивительное чув­ство природы, способность видеть в ее малейших проявлениях соединяются воедино. Человек в этой культурной системе стремиться не к подчинению природы, а к жизни во всей ее природ­ной полноте и рациональной устроенности.

Возникновение искусства скульптуры было связано с развитием ремесла, изготов­лением ритуальных сосудов, погребальных урн и друг ритуальных предметов. Древней­шие произведения искусства Китая были обнаружены раскопками на северо-западе Ки­тая. Там были обнаружены предметы “культуры Яншао” (Приложение7). Яншао - древнейшая (неолити­ческая) культура бассейна р. Хуанхэ (5-3 тыс. до н.э.). Виды поселений, жилые и культо­вые постройки, глиняные сосуды, украшенные многокрасочной росписью в виде спира­лей, раковин, сеток являются воплощением древнейших представлений о мире. Распро­страненной являлась расписная керамика. Изобразительные мотивы Яншао - стилизо­ванные изображения природных объектов и стихий. Они воплощались в формах и орна­менте неолитических сосудов. На погребальных урнах керамики Яншао преобладал гео­метрический орнамент и знаки-изображения, символизирующие верования древних ян­шаосцев. В первобытных верованиях существовали: культ умерших предков, культ Земли и почитание своего верховного божества и легендарного первопредка — Шан-ди. В по­следствии он стал ассоциироваться с Небом как высшей божественной силой, опреде­ляющей судьбу всего живого на Земле. Генетическая связь с этим источником мудрости и силы была заложена в самом названии страны — “Поднебесная”, и в титуле правителей — “Сын Неба”.

Памятники искусства 2 тысячелетия до н.э. — города и многочисленные поселе­ния были открыты в 30-е гг. 20 в. китайскими археологами в уезде Аньян, как уже отмечалось в предыдущем разделе. Там обнару­жены остатки архитектурных сооружений с каменными скульптурами, бронзовыми сосу­дами и различными изделиями из кости и камня (Приложение8). Изображения животных, сил природы на сохранившихся жертвенных сосудах, и колоколах отражают мифотворчество китайского народа. По этим находкам видно, что уже к тому времени развивалось искусство резьбы по нефриту и кости. Находки археологов свидетельствуют о совершенствовании художе­ственных форм.

Развитие искусства скульптуры было неразрывно связано не только с ремеслом, но и возникновением металлургии бронзы. Как полагает большинство ученых, металлургия бронзы в бассейне Хуанхэ возникла на основе достижений поздненеолитической куль­туры Луншань. Причем высокий уровень развития гончарного процесса у луншаньских общин явился важной предпосылкой ускоренного развития бронзолитейного производ­ства.

Один из типичных протогородских центров, датируемый серединой 2 тысячелетия до н.э., открыт в районе Чжэнчжоу (в Хэнани). Здесь были обнаружены фундаменты крупных строений типа дворцов или общественных зданий, остатки жилых построек. Среди разнообразной бронзовой утвари найдены два ритуальных бронзовых котла-тре­ножника. Они носили особую культовую значимостью в общест­венно-политической традиции древнего Китая как сакральные символы наследования царской власти. Чжэнчжоу предстает как крупный центр с монументальной архитектурой и скульптурой.

Основные памятники, дошедшие до наших дней по которым можно судить о заро­ждении и развитии скульптуры: ритуальная утварь, бронзовые сосуды, бронзовые секиры и колокола, нефритовые диски и песты, вотивная скульптура — эпохи Инь; бронзовые зеркала и светильники, сосуды-документы, погребальная скульптура — эпохи Чжоу; по­гребальная скульптура период империи Цинь и Хань и "Подземная армия" как ярчайший образец скульптурного искусства Древнего Китая.

Древнейшая цивилизация Шан (Инь). Возникновение искусства скульптуры было связано с развитием ремесла, изготовлением ритуальных сосудов, погребальных урн и других ритуальных предметов. При недавних раскопках обнесенного мощной стеной поселения с дворцовым комплексом в Паньлуичэне под Хуанпи была обнаружена уникальная пластика - заупокойные нефри­товые фигурки. Они изображает людей разного общественного положения и этнической принадлежности.

В скульптурных археологических находках отражаются религиозные верования шанцев: тотемизм, культ предков, представление о верховном божестве (Шанди). Пред­меты материальной культуры носят отпечаток ритуальной функции, например, ритуаль­ные бронзовые сосуды. Шанское общество жило в условиях развивающегося бронзового века. Техника бронзового литья шанцев позволяла изготавливать из бронзы различную ритуальная утварь (Приложение9). Среди находок выделяется котел Сымуудин, достигающий веса 875 кг. На шанской бронзе - ритуальных сосудах и оружии преобладают анималистические ор­наментальные мотивы и сюжетные композиции. Древнекитайские бронзовые сосуды представляли собой как бы модель космоса: об этом свидетельствует символика основных форм, горизонтальная и вертикальная структура сосудов. Найдены в захоронениях и дру­гая ритуальная утварь: диски "би" и песты "гуй". Орнаментальные мотивы эпохи Шан — это магический орнамент лэйвэнь ("узор грома"). Сосуды с масками "тао-те" представ­ляют собой бронзовые сосуды на четырех ножках, украшенные с четырех сторон (челове­ческими) личинами. Например, знаменитый сосуд "Тигр, пожирающий чело­века" как формально-смысловая модель древнекитайского ритуала. Среди этих предме­тов присутствуют и образцы древней скульптуры из камня (яшма, нефрит, мрамор).

Эпоха Чжоу. Ранняя история чжоусцев, по традиции, связана с землями в бассейне р. Вэйхэ (при­ток Хуанхэ). Период с 1122 по 770 г. до н.э. китайская историческая традиция относит ко времени древнекитайского государства Западное Чжоу. Эпоха Чжоу характеризуется чжоуской бронзой. Если в эпоху Шан-Инь бронза использовалась мало, то начиная с эпохи Западного Чжоу, бронза начинает применяться все шире. Даже сделки с рабами, как и с другим имуществом, оформлялись отливкой соответствующего документа на ри­туальном бронзовом сосуде; это придавало юридическому акту одновременно и сакраль­ный смысл. Надписи на бронзе являются и эпиграфическими памятниками эпохи Запад­ного Чжоу.

К этому периоду относят появление новых мотивов в орнаменте бронзовых сосудов — стилизованное изображение драконов среди облаков. Образ дракона возник из древне­китайской мифологии. Среди археологических находок: бронзовые зеркала, играющие ритуальную роль (зеркало играла роль священного атрибута); бронзовые светильники; погребальная скульптура Древнего Китая. Погребальная скульптура Древнего Китая пе­риода Чжаньго наложила отпечаток на развитие всей художественной культуры Китая.

Период Восточного Чжоу — это 770-256 гг. до н.э. К этому времени, согласно тради­ционной историографии, на территории Китая существовало около 200 царств. Среди них одни относили себя к потомкам чжоусцев, другие - шанцев. Но все они признавали над собой верховную власть чжоуского вана, провозглашаемого Сыном Неба, и считали себя "срединными царствами" - средоточием Вселенной. Распространившаяся в это время ритуально-магическая концепция чжоуского вана как Сына Неба была связана с культом Неба - верховного божества, - зародившимся в Китае вместе с чжоуской госу­дарственностью. Это нашло отражение в искусстве и в том числе и скульптуре.

Фигуры животных в искусстве Чжаньго выполнены с гораздо большей долей реализма, нежели люди. От периода Чжаньго дошло много деревянных, глиняных и бронзовых небольших скульптур, изображающих животных, употреблявшихся в качестве жертвоприношения духам предков, а также наряду с другой утварью много сосудов в форме различных зверей.

Примером подобной скульптуры может служить бронзовый сосуд в виде жертвенного животного, в изображении которого господствует все та же смесь вымысла и реальности, характерная для этого времени. Художник создал облик вымышленного, связанного с определенными религиозно-символическими представлениями животного. У него коренастое, плотное туловище, мягкие длинные уши и короткие ноги с круглыми крепкими копытцами. Все тело и морда покрыты красивым узором, инкрустированным серебром и золотом. Несмотря на то, что образ в целом фантастичен, в нем поражают большая свобода, мягкость и пластичность в трактовке тела. Здесь как бы собраны и обобщены верно подмеченные черты различных реальных животных (Приложение10).

Эпоха Хань. Характер искусства во многом определялся требованиями господствующей конфуцианской идеологии, привносившей в него морализирующие назидательные идеи, служившие утверждению существовавшего государственного порядка. Вместе с тем в искусстве появились черты, отразившие некоторые передовые тенденции времени. В скульптуре и живописи все более проявляется интерес к отражению явлений реальной жизни: изображаются исторические события, придворный быт и даже сцены из жизни простых людей. Развивая тенденции, возникшие в искусстве 5 — 3 вв. до н.э., ханьские художники выработали несравненно более реалистический метод передачи изображения человека и окружающей его обстановки. Но особенность ханьского реализма заключается в том, что новые черты в искусстве еще очень сильно связаны с древней символикой и религиозными представлениями. Реальные изображения людей и животных часто соединяются с фантастическими и причудливыми образами демонов, драконов, различных духов.

Примером ханьской монументальной скульптуры являются стоявшие по сторонам пилонов при входах на территорию погребальных ансамблей так называемые «стражи могил», изображенные чаще всего в виде львов (Приложение11). Фигуры высекались из мрамора или песчаника и достигали больших размеров. Подобные мотивы «стражей могил» восходят еще к периоду Шан (Инь), но в ханьское время они, получили совсем иную трактовку. Если тогда создавались схематические геометризированные условные фигуры, избражающие фантастические существа, то теперь скульптор воплощает символический образ в облике реального зверя. Чертами своеобразного реализма особенно выделяется среди монументальных скульптур фигура черного мраморного льва. Мощный зверь с закинутой назад массивной головой, раскрытой пастью и сильной шеей, покрытой гривой, изображен в живой, напряженной позе. Обобщенно, но близко к натуре переданы крепкое мускулистое тело и грозная оскаленная львиная морда.

Большинство ханьских монументальных скульптур выполнено грубо и примитивно, хотя некоторые из них интересны по сюжету. Так, скульптура в провинции Шэньси перед входом в гробницу победителя кочевников — полководца Хо Цюй-бина изображает коня, топчущего поверженного врага. Фигуры коня и кочевника представляют собой сплошную каменную глыбу, в которой лишь намечены основные формы. В этой грузной и неподвижной массе скульптор стремился выразить не религиозную идею, а скорее идею могущества государства, его силу и крепость. Скульптура является своеобразной аллегорией победоносной деятельности полководца. Возможно, что эта статуя являлась частью скульптурного оформления «дороги духов».

Более зрело и ярко новые черты искусства проявляются в ханьских скульптурных рельефах (Приложение12). В содержании этих изображений нашли отражение древние китайские легенды, исторические события, басни и мифы. Сюжеты рельефов на пилонах, открывавших вход на так называемую «дорогу духов», связывались по древним представлениям с благоприятным расположением планет, направлением ветров и т. п. На пилонах в провинции Сычуань феникс, дракон, тигр и черепаха олицетворяли различные страны света. Горы запада были местом, где появлялись тигры, производившие в долинах опустошения, — поэтому тигр с древнейших времен ассоциировался с западом. Медлительная черепаха, покрытая темным холодным панцырем, являлась напоминанием о севере, царстве мрака и холода. Мифическая красная птица феникс была символом юга и лета. На рельефах пилона в Сычуани феникс изображен гордо выступающим, раскрыв полукругом свои крепкие крылья с твердыми, резко очерченными перьями, высоко поднимая тяжелые лапы. Его облик, полный движения, создает впечатление могущества и силы. Помимо символических животных на этих пилонах можно видеть многочисленные жанровые и мифологические многофигурные сцены. На карнизе с большой долей реализма высоким рельефом изображен кочевник, едущий верхом на быстро скачущем олене. Ниже - фриз с фигурками животных, выполненных в плоском рельефе: обезьяны, пляшущие взявшись за руки, заяц, по легенде живущий на луне, трехлапый ворон - обитатель солнца и др. Более условны по трактовке мифологические существа - драконы, фениксы и т. п. В изображении людей и реальных животных скульптор, отвлекаясь от их символического смысла, обнаруживает большую наблюдательность и свободу в передаче их внешнего облика и характера движений. Сцены исполнены часто настолько жизненно, что символический сюжет в них играет лишь второстепенную роль.

Стилистически близки скульптурным украшениям пилонов многочисленные резные рельефы на каменных плитах, украшавшие стены подземных и наземных погребальных помещений. Содержанием этих рельефов служат мифологические, а также бытовые сцены, которые должны были воспроизводить вокруг умершего ту же обстановку, которая окружала его на земле.

Большое место среди изображений занимают сюжеты религиозного и мифологического содержания. На одном из рельефов показаны первые легендарные создатели Китая — Нюйва и Фуси, согласно преданию сотворившие его обитателей и научившие их пахать землю, строить плотины и выделывать различные орудия, эти обожествленные предки изображены с человеческими туловищами и длинными змеиными хвостами.

В настоящее время стало известно довольно большое количество ханьских рельефов из погребений. Несмотря на то что они обнаружены в различных районах страны, их объединяют единые стилистические особенности. По содержанию рельефы разных областей также близки друг другу. В них изображаются те же выезды, пиры и охоты, мифологические сцены и т. п.

Помимо религиозных и придворных сюжетов в ханьских рельефах нашли отражение жизнь и труд простого народа. На рельефе из Ченду, украшавшем стены одной из сычуаньских гробниц, изображена добыча каменной соли (Приложение13). На фоне условного горного пейзажа двигаются в разных направлениях силуэты худых и изможденных людей. Подробно показан весь процесс добычи соли, ее выпаривание и просушка. На примитивно устроенных блоках из большого котла с трудом поднимают люди в ведрах соль. Их худые руки напряжены, ноги подгибаются от непосильной тяжести. Справа под навесом стоит чиновник в высокой шапке, которому, низко кланяясь, рабы несут соль. Изображение исполнено схематично; фигуры выполнены условно, но в движениях, в согнутых дугой спинах и напряженности человеческих фигур ясно чувствуется стремление художника подчеркнуть изнурительность и тяжесть трудовой жизни. Эти рельефы созвучны стихам передовых ханьских поэтов, где простыми, ясными словами рассказывается о человеческих чувствах и тяжелом гнете бесправной жизни.

Рельефы из Ченду богаты сценами народного быта; здесь можно видеть изображения молотьбы, охоты, рыбной ловли, рыночные сцены, народные танцы.

Стены погребальных помещений украшались помимо скульптурных рельефов живописью. О ней можно составить представление по нескольким сохранившимся образцам. Многоцветные и яркие, они, так же как и рельефы, изображали жанровые и мифологические сцены. По стилю они близки к рельефам этого времени. Сюжетами росписей служила вся та обстановка, которая окружала умершего при жизни.

Музей "Подземной армии". "Подземная армия" первого императора Китая Цинь Шихуанди — это комплекс погребальных помещений. В предыдущем разделе данной работы этот культурный памятник рассматривался с точки зрения архитектурной значимости. В данном же параграфе видится необходимым акцентирование внимания именно на его скульптурном достоянии (Приложение4). В марте 1974 года, неподалеку от города Сиань, местные крестьяне, проводя земляные работы, слу­чайно наткнулись на "подземную армию". Она состояла из терракотовых фигур древних воинов, их слуг, лошадей, запряженных в боевые колесницы, вылепленных неизвест­ными мастерами в натуральную величину. Часть изваяний в казавшихся бесконечными подземных туннелях распалась, но другие лишь слегка наклонились.

Гробница появилась на свет следующим образом. Вскоре после того, как Цинь Ши Хуанди получил власть, он начал строить себе подземный мавзолей огромных размеров, в разработке и по­стройке которого был использован труд 750 тысяч рабов и заключенных. В то время как обычный человек мог быть похоронен в небольшом глинобитном сооружении, император имел усыпальницу такую же полноразмерную, как и его армия, так как она могла понадо­биться после смерти. Терракотовое войско Цинь Ши Хуанди охраняет его с восточного фланга - это единственное направление, по которому враги могли атаковать его столицу Сиань.

Каждый солдат был выполнен с учетом индивидуального сходства с гвардией, дей­ствительно охранявшей Цинь Ши Хуанди. Их лица, одежда, очертания тел, прически, бо­роды и другие элементы их внешности были индивидуализированы более чем 30 специа­листами. Поставленные внутри своей вечной гробницы они были разрушены после смерти Цинь Ши Хуанди.

Эти терракотовые фигуры во многом изменили представления об искусстве Китая, и прежде всего о скульптуре. Ранее считалось, что скульптура Древнего Китая в высокой степени соответствовала канонам и догмам религиозного мировоззрения.

Отмечая большое эмоциональное воздействие "подземной армии" на современного зрителя, китайские специалисты выделяют ряд приемов, за счет которых древние скульп­торы достигали нужного эффекта. Во-первых, это связано с воплощением величественно­сти и грациозности общего замысла. Для этого циньские мастера использовали довольно простой, но обычно избегаемый художниками метод - персонажи, прототипы которых стоят на одной и той же социальной ступеньке общества, изображены ими с повторяю­щимися жестами. Войны замахиваются на невидимого врага. Слуги смиренно припадают, командиры ждут приказаний. Неизвестные художники изобразили людей, не просто обле­ченных всеми атрибутами общественного и служебного положения, но прежде всего - ха­рактеры, открытые переживаниям своей эпохи. В чертах многих лиц видна сила и храб­рость солдата, слегка волнующегося перед боем, застенчивость и лукавость слуги, сарка­стическая улыбка стражника, необычайная энергия и властность в глазах офицера. Мы как бы получаем возможность воочию увидеть людей, которые жили в глубокой древно­сти.

Фигуры лошадей, как и людей, выполнены почти в натуральную величину. Их вы­сота - 1,5 метра, длина - 2 метра. Что же касается колесниц, то они не копия, а оригинал, по которому можно с большой точностью судить об уровне развития техники в Древнем Китае.

Технология изготовления статуй воинов и коней в общих чертах такова: сначала из глины лепили болванку статуи, потом ее покрывали новым слоем глины, прорабатывали детали и наносили тонкую гравировку, затем высушенную на ветру статую обжигали в печи, после чего на обожженную глину наносили роспись. К сожалению, из-за пожаров, сырости и другого воздействия природы многие статуи воинов и коней оказались расколотыми на куски, облупилась и краска. Статуи воинов и боевых коней по мере их извлечения из склепа сразу поступают на реставрацию, после нее - в экспозицию музея.

Таким образом, скульптура Китая прошла очень сложный и противоречивый путь развития. Явля­ясь одним из ведущих видов изобразительного искусства, скульптура длительный период целиком принадлежала культовому искусству. Необходимо еще раз подчеркнуть, что скульптура Древнего Китая, прежде всего, связана с погребальной культурой китайцев.



  1. Заключение

Можно утверждать, что именно культурное наследие предстает как главный способ существования культуры, который остается после человека для других поколений, выступая как общее достояние всех людей, всего человечества.

Мир Древнего Китая удивителен. Живописные рельефы, замысловатая конструкция гробниц и жилых сооружений, разнообразие используемых в зодчестве и быту материалов, многогранная мифология и философия – все это представляет собой огромную антропологическую, археологическую, эстетическую, этнографическую, историческую, научную и художественную ценность.

Культурное наследие Древнего Китая обладает для общества вневременной ценностью, так как к нему относятся результаты давности достижения, которые сохраняют способность перехода к новым поколениям в новые эпохи. Значимость его изучения в том, что в нем сохраняется не то, что на том или ином этапе было создано в культуре общества, включая и то, что на время было отвергнуто и не привилось, но позднее может вновь найти свое место в обществе. В каждой культуре существует некое динамическое соотношение традиционности, благодаря которой поддерживается стабильность и инноваций или заимствований, через которое общество изменяется. Развитие культуры состоит в постоянном переходе от прошлого к настоящему и будущему.

В настоящем времени видится необходимость охраны и активного освоения объектов культурного наследия Древнего Китая. Ценности и смыслы, воплощенные в памятники прошлого, несомненно, становятся важнейшим фактором новой культуры. При этом они не только должны сохраняться, но и воспроизводиться вновь и вновь раскрывая свой смысл для новых поколений.


  1. Список использованной литературы

  1. Всеобщая история искусств. В 6 т. Том 1 ; под общ. ред. А.Д. Чегодаева. - М.: Государственное издательство «Искусство», 1956 г.

  2. Эрнст Гомбрих: История искусства.- М.: АСТ, 1998 г.

  3. Энциклопедия для детей Искусство том 7 часть вторая.- М.: Аванта плюс, 2002г.

  4. Мэри Холлингсворт : Большая иллюстрированная энциклопедия истории искусств. - Махаон. 2007г.

  5. http://ru.wikipedia.org/wiki

  6. http://www.ogurcova-uchebka.com/bookpages/arkhitiektura-v-drievniem-kitaie

  7. http://historychina.narod.ru




  1. Приложения

Приложение1. Карта Древнего Китая



Приложение2. Аньян. Усыпальница шанского правителя. Вид после раскопок.



Приложение3. Великая китайская стена.







Приложение4. Гробница императора Цинь Шихуанди и его терракотовое войско.





Приложение5. Виды доу-гунов.







Приложение6. Каменный пилон. Провинция Сычуань. Период Хань. 3 в. до н. э. — 3 в. н. э.



Приложение7. Керамические сосуды. Культура Яншао. 3 тыс. до н. э.




Приложение8. Статуя человека-тигра из Аньяна. Мрамор.




Приложение9. Сосуд типа юй. Бронза.

Приложение10. Сосуд в виде фантастического зверя. Бронза. Период Чжаньго.



Приложение11. Лев — хранитель могилы. Черный мрамор. Период Хань.



Приложение12.


Рельеф из погребения. Провинция Шаньдун.



Битва на мосту. Рельеф из гробницы У Лян-цы.


Приложение13. Добыча каменной соли. Рельеф из провинции Чэнду.





Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации