Кохтев Н.Н. Риторика (конспект книги виконаний студентом НАУ Лужиним В. Київ, 1998) - файл n1.rtf

приобрести
Кохтев Н.Н. Риторика (конспект книги виконаний студентом НАУ Лужиним В. Київ, 1998)
скачать (8518.4 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.rtf8519kb.08.07.2012 16:52скачать

n1.rtf

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

НАЦІОНАЛЬНА АКАДЕМІЯ УПРАВЛІННЯ

Конспект книги
Кохтев Н.Н.

Риторика: Учеб.пособ./ -М.: Просвещение, 1994. -207c.
виконаний студентом НАУ

Лужиним В.
Київ, 1998
Н.Н. КОХТЕВ

РИТОРИКА

Учебное пособие для учащихся 8—11 классов учебных заведении с углубленным изучением гуманитарных предметов, а также для лицеев и гимназий

Рекомендовано Главным управлением развития общего среднего образования Министерства образования РФ

МОСКВА “ПРОСВЕЩЕНИЕ” 1994

ЛИТЕРАТУРА

Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Человеческое слово могуче. — М., Просвещение, 1984.

Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. — М., Знание, 1978.

Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. — М., Просвещение, 1990.

Ножин Е. А. Мастерство устного выступления. — М., Знание, 1989.

Очерки об ученых-лекторах. — М., Знание, 1981.

Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. — М., Просвещение, 1991.

Радченко В. Н. Изучение ораторского искусства в США. — М., Знание, 1991.

Рождественский Ю. В. Риторика публичной лекции. — М., Знание, 1989.

Рождественский Ю. В. Техника, культура, язык. — М., Просвещение, 1993.

Сопер П. Основы искусства речи / пер. с англ. — 2-е изд. С испр. — М., Прогресс, 1992.

Сычев О. А. Обучение риторике в эпоху компьютеров: введение в опыт США. — М., Знание, 1991.

Язовицкий Е. В. Говорите правильно. — М.; Л., 1964

ОГЛАВЛЕНИЕ

От автора ....................………………………………………………….........…………………..3

Глава 1. Риторика в Древней Греции и Древнем Риме …………………………………….5

Софисты — учителя риторики ..................…………………………………………………..—

Сократ и Платон — создатели теории “подлинного красноре­чия” ................................…..7

Аристотель и его “Риторика” .................……………………………………………………...8

Из “Сравнительных жизнеописаний” Плутарха: Демосфен ..…………………………....10

Цицерон и его сочинения об ораторском мастерстве ...……………………………………12

Квинтилиан — автор “Риторических наставлений” ....…………………………………....13

Из “Сравнительных жизнеописаний” Плутарха: Цицерон ...……………………..………....14

Практикум .............................…………………………………………………………………17

Резюме.............................…………………………………………………………………..…22

Глава 2. Риторика в России XVII—XIX вв. ...........…………………………………………24

От ранних риторик к риторике М. В. Ломоносова ...……………………………………....—

Документы, связанные с опубликованием учебников М. В. Ломоносо­ва по риторике....………………………………………………………………………………………….......26

Общая и частная риторика ...............…………………………………………………….......28

“Опыт риторики” И. С. Рижского ...........……………………………………………….......29

“Краткая риторика” А. Ф. Мерзлякова ...........……………………………………………...—

“Теория красноречия для всех родов прозаических сочинениях А. И. Галича..................31

Риторики Н. Ф. Кошанского .................……………………………………………………..32

“Правила высшего красноречия” М. М. Сперанского ..…………………………………...33

Практикум .................................………………………………………………………………35

Резюме...................................………………………………………………………………….38

Глава 3. Ораторская речь: ее роды и виды ...........…………………………………………39

Академическая речь .......................…………………………………………………………..40

Судебная речь ...........................………………………………………………………………41

Из воспоминаний о публичных выступлениях Т. Н. Грановского,

Ф. И. Буслаева В. Д. Спасовича ……………………………………………………………...42,44,46

Социально-политическая речь ..................…………………………………………………..—

Социально-бытовая речь .................………………………………………………………....48

Духовная (церковно-богословская) речь ...........……………………………………………49

Практикум ................................……………………………………………………………….51

Резюме...............................…………………………………………………………………….57

Глава 4. Речевые ошибки действуют на слушателей отрицательно……………………58

Нормы языка и речевые ошибки ................………………………………………………...—

Нормы ударения и произношения и их нарушение ....……………………………………59

Выбор слова ............................………………………………………………………………60

Проверяйте значение слова по словарю ..............………………………………………….—

Не нарушайте лексическую сочетаемость .............………………………………………..61

Помните о стилистической окраске слова .............………………………………………..62

Используйте фразеологизмы ....................…………………………………………………63

Нормы грамматики и их нарушение .............………………………………………………64

Варианты в образовании морфологических форм .........………………………………….—

Числительные в устной речи ....................………………………………………………….65

Синтаксическая норма: управление ................…………………………………………….—

Пословицы, посвященные речи ...................……………………………………………………….67

Практикум ................................……………………………………………………………...—

Резюме ...............................…………………………………………………………………70

Глава 5. Что значит владеть своим голосом? ..........……………………………………….71

Темп речи, сила и высота голоса .........………………………………………………………..—

Из воспоминаний о публичных выступлениях Д. И. Менделеева . . ………………………….72

Оратору необходимы ясность и четкость произношения . . . ……………………………..73

Из воспоминаний о публичных выступлениях В. О. Ключевского ………………………….. .74

Пословицы, посвященные речи ...........…………………………………………………………….76

Можно ли с помощью голоса выражать различные чувства? …………………………….—

Практикум ................................……………………………………………………………….—

Резюме...............................…………………………………………………………………….85

Глава 6. Как работать над устным выступлением .....……………………………………86

Готовиться к речи или выступать экспромтом? ......………………………………………..—

С чего начинается подготовка к речи? .............……………………………………………..88

Определение темы, направленности, названия выступления ...…………………………...—

Оценка состава слушателей и обстановки .............…………………………………………—

Предварительный план, работа над фактами и теоретическим материалом.............................………………………………………………………………...89

Из воспоминаний о публичных выступлениях М. А. Мензбира . . …………………………….90

Писать или нет полный текст речи? .............………………………………………………..91

Как репетировать речь? .....................………………………………………………………..94

Читать или говорить? ......................…………………………………………………………95

Практикум ................................……………………………………………………………….97

Резюме ..............................…………………………………………………………………...101

Глава 7. Композиция речи…………………………………………………………………...102

Начало речи ............................………………………………………………………………103

Вступление .............................…………………………………………….…………………104

Главная часть (содержание) ..................……………………………………………………106

Логические формы изложения: анализ, синтез, сравнение, обобщение

Законы логики ............................……………………………………………………………107

Приемы изложения и объяснения: дедукция, индукция, аналогия . . ……………………—

Из воспоминаний о публичных выступлениях Ф. Н. Плевако . . . …………………………..108

Аргументы к существу дела и аргументы к человеку ......………………………………..110

Конец речи .............................……………………………………………………………….111

Свободная композиция .....................……………………………………………………….114

Способы связи речи .......................…………………………………………………………116

Слова, словосочетания, предложения, выражающие субъективное

отношение к речи ..........................…………………………………………………………...—

Повтор и анафора .........................…………………………………………………………..117

Практикум ..............................…………………………………………………………….....118

Резюме...................................………………………………………………………………...126

Глава 8. Взаимодействие оратора и слушателей ........……………………………………127

Монолог особого типа ......................…………………………………………………………—

Эффект живой реакции .....................……………………………………………………….128

Скрытая форма диалога .....................………………………………………………………130

Открытый диалог .........................…………………………………………………………...131

Языковые средства создания эмоциональности и оценочности речи ...............................133

Из воспоминаний о публичных выступлениях С. М. Соловьева . . . …………………………134

Языковые средства контакта ..................…………………………………………………..137

Личные местоимения ........................……………………………………………………….—

Глаголы в 1-м и 2-м лице .....................…………………………………………………….138

Синтаксические средства контакта .................……………………………………………..—

Практикум ................................……………………………………………………………...139

резюме. ............ ..................………………………………………………………………….145

Глава 9. Правильно выбирайте стиль и тип речи .......…………………………………..147

Использование книжных стилей в речах разного рода и вида ……………………………—

“Подделка письменной речи под устную” ..........………………………………………….151

Использование оратором разных типов речи ......………………………………………....153

Из воспоминаний о публичных выступлениях С. Н. Урусова ..…………………………...154

Практикум ................………………………………………………………………………...157

Резюме............………………………………………………………………………………..163

Глава 10. Словесная наглядность: что это такое? .......…………………………………..164

Что такое ассоциации? ....…………………………………………………………………….—

Тропы — средства создания наглядности речи .......………………………………………166

Оценочность тропов ...........…………………………………………………………………169

Использование и создание оратором литературно-художе­ственных образов .................170

Из воспоминаний о публичных выступлениях А. Е. Ферсмана . . ………………………..….172

Практикум ...............…………………………………………………………………………173

Резюме. ....................………………………………………………………………………….176

Несколько заданий на прощание ...........…………………………………………………...177

Ответы ................…………………………………………………………………………….178

ОТ АВТОРА

Книга, которую вы держите в руках, называется “Ри­торика”. Что же значит это слово? Обратимся к совре­менным толковым словарям русского языка. В них напи­сано, что риторика—теория красноречия, наука об ораторском искусстве.

А кто же такой оратор? Толковый словарь В. Даля разъ­ясняет: “Оратор — вития, речистый человек, краснослов, мастер говорить о людях, проповедник...” В “Словаре современного рус­ского языка” (в 17-ти томах) читаем такое определение этого слова: 1) лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия; 2) лицо, произносящее речь; 3) глашатай чего-ни­будь; 4) человек, обладающий даром речи.

Не нужно, наверное, убеждать вас в том, что говорить пуб­лично приходится каждому школьнику, который готовит сообще­ния к урокам или занятиям кружка, выступает на школьных и классных собраниях, на торжественных актах, посвященных началу учебного года, его окончанию, праздникам, и т. д. Вам, наверное, не раз приходилось либо переживать за свои неудач­ные выступления, либо скучать, слушая своих ораторствующих товарищей. Но в то же время, безусловно, каждый может при­помнить яркую, интересную, увлекательную речь лектора, или любимого учителя, или кого-то из своих сверстников.

В риторике обобщены определенные приемы, которые позво­лят вам научиться выступать публично так, чтобы донести до аудитории свои мысли, убедить ее в вашей правоте, воздейство­вать на чувства слушателей, а может быть, и побудить их к ка­ким-либо действиям. Но, осваивая риторику, вы приобретаете навыки не только выступающего, но и слушателя. И если кто-то в силу особенностей своего характера, своих инте­ресов, своего поведения не собирается часто выступать публич­но, то слушать выступления других приходится в современной жизни каждому человеку. Вы слушаете учителей и учеников в школе, лекторов, дикторов радио и телевидения и т. д. Из пуб­личных выступлений можно почерпнуть богатую информацию, поэтому надо их запоминать. То, что излагается оратором, нужно уметь и оценивать: убедительно или нет содержание речи, что можно противопоставить услышанному и т. д. Внимательно

3
слушая оратора, вы развиваете свое мышление. Часто публич­ные выступления воздействуют на ваши чувства. Надо ли разде­лить с оратором его переживания или надо противостоять его эмоциональному напору — все это должен решить слушатель.

В данной книге риторика будет рассмотрена только в приме­нении к ораторской речи. Но современные специалисты в обла­сти риторики и в нашей стране, и за рубежом уделяют в своих исследованиях внимание и диалогическому общению (беседа, спор), и практике делового общения, и риторике письменной ре­чи. Риторика письменной речи вам неплохо известна по урокам развития речи. Проблемы беседы, спора и практики делового об­щения рассматриваются в других пособиях, которые в ближай­шее время выйдут в свет.

Читая данную книгу, вы кратко познакомитесь с историей ри­торики, рассмотрите основные ситуации, когда люди обращают­ся к публичной речи, увидите разнообразие этих речей. Узнаете, что значит речь правильная, как работать оратору над своим го­лосом, как готовить речь, строить ее и произносить, как завое­вать слушателей и самому стать заинтересованным слушателем.

Книга состоит из 10 глав, каждая из которых посвящена определенной проблеме риторики. Вначале излагаются теоретические сведения, затем даются практиче­ские упражнения, правильность выполнения которых можно проверить по ответам. Рядом с упражнениями, к которым имеется ответ, помещен небольшой рисунок. Такой же рисунок вы найдете в конце книги — в ответах.

И при изложении теории, и в практических упражнениях приводятся фрагменты из речей выдающихся ученых, Писателей, юристов, государственных и общественных деятелей, проповедников. Эти фрагменты обозначены особым рисунком, что позволяет легко находить их в тексте и неоднократно обращаться к ним. Для дополнительного чтения в учебную книгу введены осо­бые рубрики: “Из “Сравнительных жизнеописаний” Плутарха” (приводятся выдержки, посвященные ораторам Демосфену и Цицерону), “Документы, связанные с опубликованием учебни­ков по риторике М. В. Ломоносова”, “Пословицы, посвященные речи” и “Из воспоминаний о публичных выступлениях”, где вы найдете свидетельства современников о публичных речах изве­стных русских ученых и юристов. Материал для дополнительно­го чтения выделен специальными линейками.

Возможны разные варианты работы с пособием, например начать чтение с главы 5-й или главы 4-ю и 10-ю изучать между главами 1, 2 и 3-й.
ГЛАВА 1 РИТОРИКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕМ РИМЕ

ПРОЧИТАВ ГЛАВУ, ВЫ УЗНАЕТЕ:
ГДЕ ВОЗНИКЛА РИТОРИКА

КТО ТАКИЕ СОФИСТЫ И КАК ОНИ ПОНИМАЛИ РОЛЬ СЛОВА

ПОЧЕМУ СОКРАТ И ПЛАТОН БРОСИЛИ ВЫЗОВ СОФИСТАМ

КАКИМ ВИДИТ ПЛАТОН ПОДЛИННОЕ КРАСНОРЕЧИЕ

КАК РАССМАТРИВАЛ РИТОРИКУ АРИСТОТЕЛЬ

КАКОВЫ ВЗГЛЯДЫ ЦИЦЕРОНА НА ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО

В ЧЕМ ЗАСЛУГА КВИНТИЛИАНА, АВТОРА ДВЕНАДЦАТИ КНИГ “РИТОРИЧЕСКИХ НАСТАВЛЕНИЙ”
СОФИСТЫ—УЧИТЕЛЯ РИТОРИКИ

Родиной красноречия считается Эллада, хотя ораторское ис­кусство в древнейшие времена знали и в Египте, и в Ассирии, и в Вавилоне, и в Индии. Но именно в античной Греции оно стре­мительно развивается, и впервые здесь появляются систематиче­ские работы по его теории.

В V в. до н. э. в Элладе были распространены города-госу­дарства, в которых развивалась рабовладельческая демократия. В них создавалась особая атмосфера для расцвета красноречия. Верховным органом в таком городе было Народное собрание, к которому политический деятель обращался непосредственно.
5

Чтобы привлечь на свою сторону народ (демос), надо было пред­ставить свои идеи наиболее привлекательным способом.

Публично решались не только политические вопросы, но и со­вершался суд. При этом прокуроров не существовало и обвини­телем мог выступить любой человек. Обвиняемый защищался сам, убеждая судей в своей невиновности. Количество судей бы­ло в Афинах, например, 500, а всего в решении судьбы обвиняе­мого принимало участие до 6000 человек. При таких условиях в более выгодном положении оказывались те, кто, обладая да­ром слова, умел расположить к себе слушателей.

Итак, общественная жизнь Древней Греции была такова, что политику приходилось выступать в собрании совета и на народ­ных собраниях, полководцу — перед войском, частному лицу — перед судом, а также на празднествах, дружеских встречах, по­минках, которые бывали достаточно многолюдными. В этих усло­виях красноречие становится необходимым каждому человеку. Появляются платные учителя — софисты (от греч. sophistes — искусник, мудрец), которые не только обучали практиче­скому красноречию, но и составляли речи для нужд граждан. Софисты принадлежали к сложившейся в Афинах во второй по­ловине V в. до н. э. школе философов-просветителей, создавших невиданный культ слова. Они мастерски владели всеми форма­ми ораторской речи, законами логики, искусством спора, умени­ем воздействовать на аудиторию.

Софисты постоянно подчеркивали силу слова. Так, Горгий в речи “Похвала Елене” пишет: “Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным те­лом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх на­гнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить”. Но, чтобы слово приобрело власть над людьми, над ним нужно постоянно работать. Поэтому красноречие требует огромного труда. Это прекрасно разъясняет Протагор: “Труд, работа, обучение, воспитание и мудрость образуют венец славы, который сплетается из цветов красноречия и возлагается на го­лову тем, которые его любят. Труден, правда, язык, но его цветы богаты и всегда новы, и рукоплещут зрители и учителя радуют­ся, когда ученики делают успехи, а глупцы сердятся — или, мо­жет быть, иногда они и не сердятся, так как они недостаточно проницательны”.

Популярность учителей-софистов была необычайно вели­ка. Они ездили по всей Греции, выступая перед слушателями и помогая желающим овладеть красноречием. Как правило, со­фисты были людьми почитаемыми и богатыми. Многие из них выполняли дипломатические поручения, например Гиппий и Горгий; известно, что Продик занимался государственной дея­тельностью, Протагор составлял законы. По преданию, самому знаменитому из софистов— Горгию—была поставлена золотая статуя за его речь в Олимпии — призыв греков к единодушию
6

в борьбе против их врагов. Но есть сведения, что эту статую Гор­гий поставил себе сам.

Софисты уделяли большое внимание не только практике, но и теории красноречия. Именно они заложили основы рито­рики как науки об ораторском искусстве. По мнению софис­тов, цель оратора не раскрытие истины, а убе­дительность. А убеждать, как считал, например, Горгий, мо­жет только искусно составленная речь; при этом не важно, со­ответствует она истине или нет. Задача софиста — научить “де­лать слабое мнение сильным”. Отсюда значение слова софизм — преднамеренно ложный вывод. Произносящий речь силою своего слова должен заставить “малое казаться большим, а большое малым, новое представить древним, а древнее — новым”, он мо­жет сделать людей “своими рабами по доброй воле, а не по при­нуждению”.

Софисты умели насмешкой уничтожать довод противника, а на его насмешку отвечать с достоинством. Истинный оратор, по мнению Горгия, должен уметь одну и ту же вещь и восхвалять и порицать.

Чтобы овладеть красноречием, предлагались определенные приемы. Учили о том, что “речи должны быть ни длинными, ни короткими, но соблюдающими меру”, использовали антитезу и созвучие окончаний; обращали внимание на сжатость и за­кругленность мысли, ритм речи, изучали ораторскую лексику, а также воздействие речи на чувства.

Итак, во времена софистов риторика была “царицей всех наук”.

СОКРАТ И ПЛАТОЙ—СОЗДАТЕЛИ ТЕОРИИ “ПОДЛИННОГО КРАСНОРЕЧИЯ”

Против положения софистов об относительности истины (вспомним: цель оратора не раскрыть истину, а научить слабое мнение сделать сильным) выступил древнегреческий философ Сократ (ок. 470—399 до н. э.). Для Сократа абсолютная истина божественна, она выше человеческих суждений и является мерой всех вещей. Сократ осуждал ораторов-софистов за стремление к успеху, за их готовность силою красноречия убедить публику в чем угодно. Он считал недопустимым брать плату за уроки, как это делали софисты, утверждая, что “продажа мудрости равнозначна продаже красоты”.

Эти мысли Сократа изложены его учеником Платоном (ок. 427 — ок. 347 до н. э.) в знаменитых диалогах “Горгий”, “Со­фист”, “Федр”, центральным персонажем которых является Со­крат. В своих трудах Платон приходит к определению софиста как мнимого мудреца, а софистики как мнимой мудрости.
7
Риторике софистов, которую Платон не считает наукой, он противопоставляет подлинное красноречие, осно­ванное на знании истины, а поэтому доступное только философу. Эта теория красноречия изложена в диа­логе “Федр”, в котором представлена беседа философа Сократа с юношей Федром. Суть теории в следующем.

Прежде чем начать речь о каком-либо предмете, надо четко определить данный предмет. “Во всяком деле, юно­ша,— обращается Сократ к Федру,— надо для правильного его обсуждения начинать с одного и того же: требуется знать, что же именно подвергается обсуждению, иначе неизбежны сплошные ошибки”.

Далее, по мысли Сократа, необходимо познание исти­ны, т. е. сущности предмета: “Прежде всего надо познать исти­ну относительно любой вещи, о которой говоришь или пишешь;

суметь определить все соответственно с этой истиной; подлинно­го искусства речи нельзя достичь без познания истины”; “кто не знает истины, а гоняется за мнениями, у того искусство речи бу­дет, видимо, смешным и неискусным”.

Ясно и четко говорится в диалоге о построении речи. На первом месте, в начале речи, должно быть вступление, на втором месте—изложение, на третьем—доказа­тельства, на четвертом—правдоподобные выводы. Воз­можны еще подтверждение и добавочное под­тверждение, опровержение и добавочное опро­вержение, побочное объяснение и косвенная похвала.

Ценное в теории красноречия Платона—идея воздейст­вия речи на душу. По его мнению, оратору “необходимо знать, сколько видов имеет душа”, поэтому “слушатели бывают такими-то и такими-то”. И какая речь каким образом воздейст­вует на душу. Оратор должен соотносить виды речей и виды ду­ши и ее состояния. Знать, какую душу какими речами и по ка­кой причине непременно удастся убедить, а какую — нет. Зада­ча оратора — “отыскивать вид речи, соответствующий каждому характеру, и таким образом строить и упорядочивать свою речь;

к сложной душе надо обращаться со сложными, разнообразны­ми речами, а к простой душе—с простыми”.

Итак, по мнению Платона, подлинное красноречие основано на знании истины. Познав сущность вещей, человек приходит к правильному о них мнению, а познав природу людских душ, имеет возможность внушить свое мнение слушателям.

АРИСТОТЕЛЬ И ЕГО “РИТОРИКА”

Мысли Платона об ораторском искусстве были блестяще развиты его учеником Аристотелем (384—322 до н. э.), который провел в Академии учителя 20 лет. После подчинения Греции
8
Филиппу Македонскому Аристотель согласился быть воспитате­лем его сына — Александра Македонского, ставшего впоследст­вии знаменитым полководцем. В последние годы жизни Аристо­тель основал в Афинах собственную школу, которую называли Ликей. Утром там занимались философией, после обеда — рито­рикой.

До нас дошло сочинение Аристотеля под названием “Ритори­ка”, в котором он подробно излагает свои взгляды на эту науку. Сочинение состоит из трех книг.

В I книге рассматривается предмет риторики, которая опре­деляется как “способность находить возможные способы убеж­дения относительно каждого данного предмета... Их три вида: одни из них находятся в зависимости от характера говорящего, другие — от того или другого настроения слушателя, третьи — от самой речи”. Далее рассматриваются виды ораторских речей.

Во II книге “Риторики” вначале говорится о “причинах, воз­буждающих доверие к говорящему”. “Это разум, добродетель и благорасположение”. Если “слушателям кажется, что оратор обладает всеми этими качествами, они непременно чувствуют к нему доверие”. Далее рассказывается о том, как убеждать слушателей, вызывая у них определенную страсть: гнев, любовь, страх, смелость, стыд, сострадание, негодование, зависть и т. д. Аристотель показывает, как и почему должен учитывать эти страсти оратор. Говорящему не следует забывать о возрасте слушателей, их происхождении, общественном положении и т. д. Все это необходимо для того, чтобы речь была убедительной.

Как видим, главным для Аристотеля, как и для софистов, яв­ляется убедительность речи. Однако если для последних была не существенной истина (наоборот, высшим искусством считалось убедить слушателей в чем угодно), то для Аристотеля, как и для Платона, важна достоверность того, о чем говорится в речи. Аристотель много места отводит логическим доказательствам, убеждающим слушателей в истинности сказанного.

Однако, по мнению Аристотеля, невозможно пользоваться только достоверным знанием. Оно не всегда доступно человеку. Желая убедить в чем-нибудь людей, мы часто пользуемся раз­личными примерами из жизни, приводим суждения вероят­ного характера и делаем из них хоть и не вполне точные, но убедительные выводы. Такие выводы не являются абсолютно достоверными, но претендуют на правдоподобие, т. е. кажут­ся большинству истинными и заслуживающими дове­рия. Эти выводы говорят об истине так, как она доступна дока­зывающему, причем делаются они добросовестно. (Вспомним о софистах, которые считали возможным восхвалять любую вещь, независимо от ее объективных свойств.)

III книга “Риторики” посвящена самой речи.

Большое внимание уделяется стилю. Он “должен подходить к предмету речи”. Общие требования к стилю —.ясность, доступ-
9
________________________________________________________________________________

Из “Сравнительных жизнеописаний” Плутарха

Плутарх (ок. 45 — ок. 127) — древнегреческий писатель и историк. Главное сочинение — “Сравнительные жизнеописания” выдающихся греков и римлян (50 биографий).

В возрасте семи лет Демосфен потерял отца, унаследовав большое состояние (общая стоимость его имущества достигала почти пятнадцати талантов1), но опекуны с ним обошлись бесче­стно: часть наследства они присвоили себе, остальное же остави­ли совершенно без надзора, так что даже учителям его жало­ванье выплачивалось не полностью. (...)

Едва достигнув совершеннолетия, Демосфен привлек своих опекунов к суду, а так как всевозможными увертками они ухит­рялись каждый раз обжаловать приговор, писал против них ре­чи одну за другой до тех пор, пока, закалившись среди трудов и опасностей, не выиграл процесс. (...)

Демосфену пришлось взяться за красноречие случайно, только затем, чтобы вернуть себе имущество. (...) Его первое выступление народ встретил недовольными выкриками и насмешками над нелепым построением речи: ее периоды показались запутанными, а доказательства чересчур неес­тественными и натянутыми. К этому, говорят, добавлялась некоторая слабость голоса, неясное произношение и прерывистое дыхание, создававшее паузы между периодами и затемнявшее смысл произносимого. (...)

Он понял, что упражнения мало что дают или даже вовсе бесполезные тому, кто пренебрегает произношением и мастерст­вом исполнения. Он устроил под землею особое помещение и ежедневно, ни на что не отвлекаясь, спускался туда отрабаты­вать сценические приемы и укреплять голос, а нередко проводил там по два и по три месяца подряд, наполовину обрив себе голо­ву, чтобы от стыда невозможно было показаться на людях, даже если сильно захочется.

___________________

1Талант—самая крупная денежная единица.

Мало того — даже случайные встречи, беседы, деловые пере­говоры он использовал как повод и предлог для того, чтобы хо­рошенько поработать. Оставшись один, он поскорее спускался в свое подземелье и повторял весь разговор с начала до конца со всеми относящимися к делу доводами. Те речи, которые ему при­ходилось слышать, он тщательно изучал, по памяти восстанав­ливая ход рассуждений и периоды; к словам, ему сказанным кем-то другим или своим собственным, он придумывал всевоз­можные поправки и способы выразить те же мысли иначе. Отсю­да возникло мнение, что от природы Демосфен был малоодарен, но все мастерство свое и умение приобрел тяжким трудом. (...) Вот что, казалось бы, подтверждало это со всей очевидно­стью: нелегко было услышать Демосфена выступающим без под­готовки, и даже, когда народ вызывал его, сидевшего в Собра­нии, по имени, требуя выступить, он не вставал с места, если не обдумал и не приготовил речь заранее.

Физические недостатки свои он старался преодолеть упраж­нениями, о которых рассказывает Деметрий Фалерский, уверяя, что слышал об этом от самого Демосфена, уже глубокого стари­ка. Невнятный, шепелявый выговор он пытался исправить тем, что, набравши в рот камешков, старался ясно и отчетливо чи­тать отрывки из поэтов; голос укреплял тем, что разговаривал на бегу или, поднимаясь в гору, произносил, не переводя дыха­ния, стихи или какие-нибудь длинные фразы. Дома у него было большое зеркало, стоя перед которым он упражнялся в деклама­ции. Рассказывают, что однажды к Демосфену пришел 'человек и попросил выступить на суде в его защиту, рассказав, как же­стоко его избили. “Но ты же ничуть не пострадал от этого!” — сказал ему Демосфен. “Это я-то ничуть не пострадал?!” — вскричал во весь голос тот человек. “Вот теперь,— ответил он,— клянусь Зевсом, я слышу голос оскорбленного и пострадавше­го”. Вот сколько убедительности, считал он, словам придают тон и манера исполнения.

____________________________________________________________________________

ность, безыскусственность, мягкость, изящество, благородство.

Стиль будет обладать надлежащими качествами, как считал Аристотель, если он полон чувства, если он соответствует истин­ному положению вещей. Последнее бывает в -том случае, когда о значительных вещах не говорится слегка и о пустяках не гово­рится торжественно. В противном случае стиль кажется шутов-

10

ским. Стиль речи зависит от предмета изложения: о вещах по­хвальных следует говорить с восхищением; о вещах, возбужда­ющих сострадание, со смирением.

Риторика Аристотеля затрагивает не только область оратор­ского искусства, она посвящена искусству убедительной речи и останавливается на способах воздействия на человека с по­мощью речи.

11
ЦИЦЕРОН И ЕГО СОЧИНЕНИЯ ОБ ОРАТОРСКОМ МАСТЕРСТВЕ

Культура Древней Греции, в том числе и достижения в обла­сти риторики, была творчески воспринята Древним Римом. Рас­цвет римского красноречия приходится на I в. н. э., когда осо­бенно возрастает роль Народного собрания и судов. Вершиной развития ораторского искусства является деятельность Цице­рона.

Марк Туллий Цицерон (106—43 до н. э.) — крупнейший древнеримский оратор, политик, писатель. Его имя стало даже нари­цательным. Из риторических сочинений Цицерона большое зна­чение имеют прежде всего три книги: “Об ораторе”, в которой автор показывает идеального, всесторонне образованного орато­ра-философа; “Брут, или О знаменитых ораторах” — история красноречия; “Оратор” — произведение, в котором разрабаты­вается вопрос о лучшем стиле и теоретически обосновывается собственный идеал. Это памятники античного гуманизма, имев­шие огромное влияние на всю европейскую культуру.

Каковы же взгляды Цицерона на ораторское искусство? Ав­тор сетует на то, что красноречие среди всех наук и искусств имеет меньше всего представителей. И это не случайно. По его мнению, подлинное красноречие—нечто такое, что дается труднее, чем это кажется. Красноречие рождается из многих знаний и умений. “В самом деле,—пишет он,— ведь здесь необходимо усвоить самые разнообразные по­знания, без которых беглость в словах бессмысленна и смешна; необходимо придать красоту самой речи, и не только отбором, но и расположением слов; и все движения души, которыми природа наделила род человеческий, необходимо изучить до тонкости, по­тому что вся мощь и искусство красноречия в том и должны про­являться, чтобы или успокаивать, или возбуждать души слуша­телей. Ко всему этому должны присоединиться юмор и остро­умие, образование, достойное свободного человека, быстрота и краткость как в отражении, так и в нападении, проникнутые тонким изяществом и благовоспитанностью. Кроме того, необхо­димо знать всю историю, чтобы черпать из нее примеры; нельзя также упускать знакомства с законами и гражданскими права­ми. Нужно ли мне еще распространяться о самом исполнении, которое требует следить и за телодвижениями, и за жестикуля­цией, и за выражением лица, и за звуками и оттенками голоса?..” Это, собственно, программа подготовки оратора.

Цицерон считает, что основа ораторского искусства прежде всего — глубокое знание предмета; если же за речью не стоит глубокое содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное выражение — пустая и ребяческая болтовня.

Так что же такое риторика по мнению Цицерона? Ритори­ка — это наука об ораторском искусстве. Во всех трех трактатах

12
Цицерона постоянно звучит вопрос о взаимоотношении риторики и других наук, в частности философии. И всякий раз он неуклон­но приходит к принципу подчинения всех наук главной оратор­ской цели. Один вопрос разделял философов и риторов: является ли риторика наукой? Философы (вспомним Сократа и Платона) утверждали, что риторика не есть наука. Риторы утверждали об­ратное. Цицерон предлагает компромиссное решение: рито­рика не есть истинная, т- е. умозрительная, наука, но она пред­ставляет собой практически полезную системати­зацию ораторского опыта. Обязанности оратора за­ключаются в следующем: 1) найти что сказать; 2) найденное расположить по порядку; 3) придать ему словесную форму;

4) утвердить все это в памяти; 5) произнести. Цицерон придер­живается установившейся в античном мире классической схемы, согласно которой предлагалось пятичастное деление риториче­ского процесса. Риторический процесс — весь путь от мысли к звучащему публичному слову. Кроме того, в задачу оратора входит расположить к себе слушателей; изложить сущность де­ла; установить спорный вопрос; подкрепить свое положение;

опровергнуть мнение противника; в заключение придать блеск своим положениям и окончательно низвергнуть положения про­тивника.

В чем видел Цицерон красоту речи? В ее свежести, благород­стве, страстности, логичности, причем, по его мнению, “цветы слов и мыслей” должны распределяться в речи “с разбором”. Словесные нагромождения, расцвеченная чрезмерно яркими красками речь не доставляют длительного удовольствия, пресы­щают и раздражают слушателей.

Цицерон продемонстрировал глубокое проникновение в сущ­ность ораторского искусства, создав ораторскую теорию на осно­ве своего богатого опыта. Блестящий теоретик, он обобщил и ос­мыслил взгляды теоретиков и практиков красноречия.

КВИНТИЛИАН— АВТОР “РИТОРИЧЕСКИХ НАСТАВЛЕНИЙ”

Знаменитый римский оратор Марк Фабий Квинтилиан (35 — ок. 100 н. э.)— автор обширного сочинения в двенадцати книгах “Риторические наставления”. Труд Квинтилиана систематичен и строго продуман. Здесь учтен весь опыт классической ритори­ки и обобщен собственный опыт преподавателя риторики и су­дебного адвоката. Это вершина исследования ораторского искус­ства: ни до, ни после не было работ, которые с такой тщательно­стью давали бы теоретический и практический анализ красноре­чия. Квинтилиан рассказывает о воспитании будущего оратора, занятиях в риторической школе, рассуждает об изучении грам­матики, философии, искусства, права, анализирует образцовых ораторов, писателей, поэтов, говорит о системе упражнений, дает

13
_______________________________________________________________________________

Из “Сравнительных жизнеописаний” Плутарха

Окончив начальную школу, Цицерон слушал академика Филона, который не только восхищал римлян красноречием, но и снискал их любовь своим характером; а сойдясь в то же время с Муцием и его друзьями, людьми, сведущими в управлении го­сударственными делами и первенствовавшими в сенате, он с по­мощью их ознакомился на опыте и с законами; некоторое время участвовал он также в походах под начальством Суллы'. Затем сблизился с учеными греками и стал заниматься науками вплоть до того времени, когда Сулла одержал верх и государство, как казалось, получило некоторую устойчивость. В эти же годы Хрисогон, вольноотпущенник Суллы, объявившего о продаже иму­щества одного лица, как убитого во время проскрипций2, сам ку­пил это имущество за 2000 драхм3. А когда Росций, сын и на­следник убитого, возмущенный этим, стал доказывать, что иму­щество стоит 250 талантов, Сулла же, став в положение ответ­чика, разгневался и возбудил против Росция придуманный Хрисогоном процесс по обвинению его в отцеубийстве,— не только никто Росцию не помог, но все от него отвернулись, устрашенные суровостью Суллы. Покинутый, таким образом, всеми, юноша прибег к Цицерону, а друзья последнего стали в один голос под­стрекать его, говоря, что другого более блестящего и лучшего начала на пути его к славе быть не может. И Цицерон, приняв на себя защиту Росция, имел успех, вызвавший восхищение, но из страха перед Суллой уехал в Грецию, распространив слух, что телесные его недуги требуют врачевания. Да и на самом де­ле был он телом худ и тощ, а по причине болезни желудка ел до скудости мало и лишь в поздние часы. Голос же его, сильный и хороший, был резок и необработан; доходя в разгар речи, пыл-

____________________________

1Сулла (138—78 до н. э.) — римский полководец, диктатор, проводил массо­вые репрессии.

2 Проскрипции — в Древнем Риме списки лиц, объявленных вне закона. Ис­пользовались в политической борьбе для сведения личных счетов, а также как средство обогащения (имущество попавшего в списки подвергалось конфиска­ции).

3 Драхма — денежная единица.

14
кой и патетической, всегда до высоких тонов, он заставлял опа­саться за здоровье оратора. (...)

Цицерон занялся совершенствованием своего красноречия. Для этого он предпринял путешествие в Азию и на Родос. Рас­сказывают, что Аполлоний (оратор на Родосе), не понимавший латинской речи, попросил Цицерона говорить во время их заня­тий по-гречески. Тот охотно последовал приглашению, полагая, что так лучше будут исправлены его ошибки. Когда он произнес свою речь, все были поражены и стали состязаться друг с дру­гом в похвалах. Аполлоний же и слушал его с видом далеко не веселым, и по окончании речи долго сидел в задумчивости; видя же огорчение Цицерона, сказал ему: “Тебя, Цицерон, я хвалю и удивляюсь тебе, но жалею о судьбе Эллады, воочию убежда­ясь, что единственное из прекрасного, оставшееся еще у нас,— образованность и красноречие,— и то, благодаря тебе, сделалось достоянием римлян”. (...)

Когда Цицерон посвятил себя делу судебной защиты, он вы­двинулся на первое место, и притом не мало-помалу, а сразу же стал блистать славой и оставил далеко позади себя всех состя­завшихся на форуме ораторов. Говорят, что он не менее Демо­сфена страдал недостатками в декламации, а потому усердно поучался как у комического актера Росция, так и у трагическо­го—Эзопа. (...) Декламация же Цицерона немало содейство­вала убедительности его речей. Высмеивая ораторов, прибегав­ших к громкому крику, он говорил, что те по немощи своей вы­езжают на громогласии, подобно тому как хромые садятся на лошадей. Тонкое остроумие, вкладываемое в такие шутки и на­смешки, казалось уместным для адвоката и изящным приемом, но, пользуясь им слишком часто, Цицерон обижал многих и за­служил репутацию человека злого. (...)

Имея состояние небольшое, хотя и достаточное для покры­тия своих расходов, он вызывал удивление тем, что не принимал ни денежных вознаграждений, ни подарков за судебные защи­ты...

Поистине, человек этот лучше всех сумел показать римлянам, сколько привлекательности может придать правому делу крас­норечие: он показал, что правда непреоборима, если ее высказы­вают умело, и что хорошему государственному деятелю надле­жит на деле всегда предпочитать правое угодному толпе, а речью скрашивать горечь полезного.

_____________________________________________________________________________

15
рекомендации для чтения художественных произведений и бле­стящих речей.

“Следует ли жестко придерживаться риторических пра­вил?” — спрашивает Квинтилиан. Он считает, что правила не должны лишать оратора возможности проявлять самостоятель­ность. А этому следует учиться. И Квинтилиан задает вопрос: природное дарование или учение способствует красноречию? Он отвечает: оратором сделаться нельзя без того и другого. “Сло­вом, природа есть вещество, а наука художник. Художество без вещества ничего не значит, вещество и без художества имеет свою цену; но превосходная отделка есть лучше самого драго­ценного вещества”.

В своем сочинении Квинтилиан ставит вопрос: “Что значит быть красноречивым?” — и отвечает: это есть не что иное, как выражать словом то, о чем мы думаем, и сообщать это слушате­лям. И риторика есть наука о способности хоро­шо говорить и силе у б е ж д а т ь (риторика—творительница убеждений). Поэтому слова должны быть ясны, чисты, соответствовать нашему намерению, они должны быть правиль­но и пристойно расположены. Но говорить исправно и ясно, по мнению Квинтилиана, еще не значит быть оратором. Оратора от­личают изящество и красота речи. Однако украшение должно быть сообразно с предметом и целью речи, должно учитывать интересы и реакцию аудитории. К красоте речи он относит жи­вое изображение вещей и воссоздание живых картин, страсти, ибо подробное описание ощутительнее, нежели простое сообще­ние. Разумеется, наша речь не может быть “красна”, если не бу­дет правдоподобна. По мнению Квинтилиана, “бывает слововыражение слабое, сухое, скучное, небрежное, подлое”. К недостат­кам речи следует отнести ее неполноту, однообразие, навеваю­щее скуку, ее растянутость и т. д. И здесь же он отмечает, что недостаток речи — употребление сниженных выражений, “коими великость или достоинство предмета умаляется”.

Вершина ораторского мастерства, по мнению Квинтилиана,— способность говорить, не готовясь, а для этого необходимы огромные знания и разнообразные навыки.

Если для греков главное в риторике — искусство убеждать, то римляне больше ценили искусство говорить хорошо. В средне­вековье риторика становится искусством украшения речи. С это­го времени она обращена не только к устным, но и к письменным текстам. Средневековые риторики писались на латыни. Ритори­ки на национальных языках появляются в Европе в XVI— XIX вв.

16
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации