Социсследование - Профессиональная ориентация молодёжи: социологический анализ - файл n1.docx

приобрести
Социсследование - Профессиональная ориентация молодёжи: социологический анализ
скачать (51.2 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx52kb.08.07.2012 16:52скачать

n1.docx

Содержание

Актуальность темы…………………………………3

Определение проблемных ситуаций……………...17

Определение задач исследования…………………18

Определение целей исследования………………...19

Определение предмета и

объекта исследования…………………………….19

Выдвижение гипотез исследования……………..20

Эмпирическая интерпретация

понятий исследования……………………………21

Анкета…………………………………………….23

Литература……………………………………….27

Актуальность темы

Данная тема очень важна и актуальна в наше время. Актуальность данного исследования весьма значительна и очевидна. Представляя собой одну из наиболее многочисленных социально-демографических групп, молодежь является главным источником формирования трудового потенциала страны, от качественного состояния, экономической активности и поведения в сфере занятости которой во многом зависит успешность рыночных реформ. Профессиональный выбор молодежи имеет все большее значение для выбора направлений дальнейшего социально-экономического развития страны. Мониторинг профессиональных намерений молодежи может стать как эффективным инструментом изучения рынка труда, так и действенным методом разработки перспективных и своевременных профинформационных мероприятий службы занятости населения совместно с органами управления образованием всех уровней и образовательными учреждениями. Для мониторинга определены следующие основные показатели, характеризующие профессиональные намерения и предпочтения молодежи, ее поведение на рынке труда:

1) ориентация на профессиональное образование;

2) ориентация выпускников школ на виды специализации профессионального образования;

3) планы молодежи на занятость после получения среднего образования: обучение по очной, вечерней или заочной форме, трудоустройство и т. п.;

4) виды востребованной информации при выборе профессии;

5) планирование собственной профессиональной карьеры;

6) рейтинг службы занятости в молодежной среде;

7) готовность молодежи к временной занятости.

Современная социология все в большей степени не только занимается научными исследованиями в области общественных отношений, но и принимает непосредственное участие в решении практических проблем, связанных с развитием рыночных отношений, новой социально-экономической политики и процессах обновления. Экономические и социальные изменения, происходящие в государстве и социуме, предъявляют повышенные требования к мобильности и адаптивности поведения человека, его личной ответственности за свою профессиональную карьеру, что делает весьма актуальными проблемы профессиональной ориентации. Решение задач построения демократического, гражданского общества и социального государства связано с повышением роли человеческого фактора. Поэтому разработка проблемы выбора профессии и профессионального становления личности имеет важное теоретическое и методологическое значение для решения задач общественной практики. Если в XX веке решение вопроса выбора профессии в первую очередь соотносилось с экономической и политической целесообразностью, когда учет личностных интересов и потребностей оставался на втором плане, то в современных условиях актуализация проблемы профессионального самоопределения вызвана социальными и идеологическими изменениями в обществе, характеризующимися установкой на свободу выбора и ценность личности как таковой. Экономическая реформа, перевод народного хозяйства на рыночные отношения вызывают необходимость в новом подходе к проблеме самореализации личности в профессиональной деятельности, как в интересах самой личности, так и в интересах общества.

В условиях рыночных отношений интенсивно происходят качественные изменения в сфере труда, возникает множество новых профессий, и мир профессий приобретает чрезвычайную динамичность и изменчивость. Сегодняшней особенностью является полипрофессионализм, когда человеку надо стремиться овладеть не только одной, но и несколькими смежными профессиями. Однако профессиональная ориентация молодежи и содействие в выборе профессии пока еще нередко ограничивается узкими целями формирования знаний, умений и навыков, становящихся самоцелью.

В Республике Беларусь дополнительные социальные проблемы создают ситуацию несоответствия между высокими требованиями работодателей к квалификации специалиста и неготовностью молодежи к выбору профессии, а значит к труду в новых экономических условиях. В современных социально - экономических условиях общество требует от молодых людей осознанного подхода к решению вопроса профессионального самоопределения, построения профессиональной карьеры и успешной адаптации в социуме, что способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой и общественной деятельности личности.

В условиях компьютеризации, внедрения новых производственных технологий возрастает роль профессиональной ориентации. Молодое поколение нуждается в продуманной социальной политике, в которой акценты будут смещены на формирование готовности к самостоятельному труду, на независимое психологическое сопровождение процесса становления и развития профессионала.

Сегодня становится возможным определение комплексной системы профессиональной ориентации как социального института, включающего в себя оказание современных профессиональных услуг, как системы социальной поддержки молодежи, способов распространения социально значимой профессиональной информации. Эта система является первой ступенью в научно обоснованном формировании рынка профессий. Для того чтобы успешно прогнозировать профессиональную структуру будущего общества, надо хорошо знать, какие профессии нужны, почему и сколько.

Интерес к данной теме сохраняется на протяжении многих лет. Молодежь ругали всегда - и в папирусах Древнего Египта, и в письмах и эссе древних греков можно встретить сетования на то, что "молодежь пошла не та", что утрачена прежняя чистота нравов и т.д., и т.п. Вот и сегодня со всех сторон доносятся упреки молодежи в аморальности, в отказе от традиционных для белорусов ценностей, в меркантилизме и т.п. Подобные упреки отражают актуальность исследований ценностных ориентаций и представлений о будущем у подрастающего поколения.

Важность социологических исследований молодежи определяется также и ее уникальным положением в обществе. Молодежь находится в центре происходящих в социуме событий: с ней связываются основные надежды, она реализует основные идеи и ценности социума. Общество, благодаря своим разнообразным институтам (семья, образовательные учреждения, массовые коммуникации и т.д.) осуществляет воздействие, создает условия для формирования и развития молодежи, на их поведение. Настоящая Концепция разработана во исполнение постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2000 г. N 1598 "О развитии системы профессиональной ориентации молодежи". В Концепции определены основная цель, задачи, принципы и направления развития профессиональной ориентации молодежи, которая представляет собой научно-практическую систему государственных мероприятий по подготовке подрастающего поколения к осознанному выбору профессии.

Важнейшая задача профессиональней ориентации молодежи - способствовать своевременному и осознанному выбору профессии, учебного заведения, иных форм профессиональной подготовки, а также ее трудоустройству и социально-профессиональной адаптации.

Профессиональная ориентация включает:

Основная цель, задачи и принципы развития системы профессиональной ориентации молодежи

Основной целью системы профессиональной ориентации молодежи является удовлетворение интересов общества, государства и личности в обеспечении для молодежи возможности и способности свободного и осознанного выбора профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным интересам, потребностям, особенностям и запросам рынка труда в квалифицированных, конкурентоспособных кадрах.

В связи с этим важными социально-экономическими задачами являются создание и последовательное развитие государственной системы профориентации, охватывающей всю территорию республики и обеспечивающей молодежи равные возможности получения профориентационных услуг, разработка нормативной правовой базы ее функционирования, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров.

Система профессиональной ориентации должна стать неотъемлемым элементом всей кадровой политики и частью двух сопряженных систем: непрерывного образования и эффективной занятости.

В основу деятельности по профессиональной ориентации молодежи положены следующие принципы:

- равные возможности получения профориентационных услуг, независимо от места проживания, учебы или работы, возраста, пола, национальности и религиозного мировоззрения;

- доступность профессиональной и иной информации, необходимой для выбора или перемены профессии, формы обучения и трудоустройства;

- добровольность получения профориентационных услуг для всех социальных групп;

- конфиденциальный и рекомендательный характер профконсультаций и профподбора, соблюдение специалистами профессиональной этики;

- приоритет интересов и возможностей личности, гуманистический характер профориентации.

По мере становления рыночных отношений проблема профессиональных предпочтений молодёжи всё более актуализируется и усложняется. Актуальность и значимость данной темы определяется тем, что главными чертами современной ситуации является нестабильность, противоречивость жизни в настоящем, неопределённость в отношении будущего. Нестабильностью характеризуются многие сферы общественной жизни, социальные институты, в которые включается молодёжь. Это относится и к системе образования, где каждый год увеличивается число платных услуг в сфере обучения, и происходит рост требований к знаниям абитуриентов, и к сфере занятости, где положение в течение последнего времени ухудшилось. Иными стали ценности и нормы. Нестабильность, политические процессы затронули и семью, негативно влияя на её материальное положение и морально-психологический климат. В таких условиях молодым людям действительно трудно принимать решения, имеющие жизненно важное значение как для самого человека, так и для общества в целом.

В выборе профессии большое значение имеет интерес к ней, индивидуальные склонности к данному виду деятельности. Но, как правило, все эти предпосылки вступают в силу лишь в том случае, если социальный статус этой профессии не противоречит социальным и ценностным ориентациям молодого человека. В результате социальная и профессиональная ориентация представляет собой как 2 части единого целого. Проблема состоит в том, что субъективные намерения молодого человека сталкиваются с объективно существующими социально-экономическими условиями функционирования общества. Во-первых, выбор профессии связан с возможностями профессионального образования, получение которого для молодёжи ограничено определёнными условиями и правилами приёма на те или иные специальности, а в рыночных условиях ещё и материальными возможностями. Во-вторых, структура и наличие свободных рабочих мест в экономике может не соответствовать не только намерениям, но и объёму и структуре выпуска специалистов их учебных заведений.

Интерес к данной теме состоит ещё в том, что особую остроту проблема формирования профессиональных предпочтений молодёжи приобретает в современной ситуации, когда важным качеством для молодых людей становится особенность переучиваться, применять свои знания в различных сферах социально-экономической жизни. Так как влияние многих факторов носит не прямой, а косвенный характер, то в обществе происходит как бы «многократное преломление» их влияния на молодёжь. Среди таких факторов могут быть как уже существующие, так и только зарождающиеся или только ещё ожидаемые, что иногда приводит к прямо противоположным последствиям. Например, падение престижа квалифицированного труда и образования в реформируемой экономике не снизило стремление выпускников школ получить высшее профессиональное образование; ухудшение материального положения многих семей не изменило решения молодых людей продолжить образование и т.д.

Итак, сделаем анализ статистических данных за 2007 и 2008 г. Берём данные для средних и высших учебных заведений.

Таблица 1. Основные показатели образования.




2007

2008

Число учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования

3927

3821

В них учащихся, тыс. человек

1134,9

1083,2

Число учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования

225

224

В них учащихся, тыс. человек

105,1

99,0

Число учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования

204

206

В них учащихся, тыс. человек

155,0

157,3

На 10 000человек населения, учащихся

160

163

Принято учащихся в учреждения, обеспечивающие получение среднего специального образования, тыс. человек

51,8

53,9

Выпущено специалистов учреждениями, обеспечивающими получение среднего специального образования, тыс. человек

43,1

44,0

На 10 000 человек населения, специалистов

44

45

Число учреждений, обеспечивающих получение высшего образования

53

53

В них студентов, тыс. человек

413,7

420,7

На 10 000человек населения, студентов

427

435

Принято студентов учреждения, обеспечивающие получение высшего образования, тыс. человек

95,4

91,5

Выпущено специалистов учреждениями, обеспечивающими получение высшего образования, тыс. человек

66,9

68,8

На 10 000 человек населения, специалистов

69

71

Мы видим, что число учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, сократилось на 106, соответственно и количество учащихся тоже – на 51,7 тысяч человек. Не стало одного профессионально-технического учреждения, и количество учащихся уменьшилось на 6,1. Средних специальных учреждений стало на 2 больше, учащихся в них на 2,3 тыс. человек. Динамика выпускников-специалистов увеличилась на 0,9, а на 10 тыс. человек специалистов увеличилось всего на 1. Это очень мало. Число ВУЗов в 2008 году остаётся неизменным. Но изменяется количество студентов: увеличивается на 7 тысяч. В 2007 году поступило 95,4 тыс. человек, а выпускниками стали 66,9 тыс. Это говорит о том, что 28,5 тыс. человек по различным причинам не продолжали больше обучение в ВУЗе. В 2008 году не продолжили обучение 22,7 тыс. Это меньше, чем в 2007 году, на 5,8 тысяч. Можно сказать, что условия получения образования улучшаются.

Сейчас сделаем анализ общего среднего образования. Возьмём данные за три учебных года – 2006/07, 2007/08, 2008/09.

Таблица 2. Общее среднее образование. Учреждения, обеспечивающие получение общего среднего образования.




2006/07

2007/08

2008/09

Число учреждений

4063

3927

3821

дневных учреждений

3989

3856

3759

  • начальных школ

313

266

225

  • базовых школ

763

708

688

  • средних школ

2617

2573

2533

  • гимназий

170

189

198

  • лицеев

37

37

35

  • учебно-педагогических комплексов: школа (гимназия)-колледж

7

7

7

  • школ для детей с особенностями психофизического развития

82

76

73

вечерних (сменных) школ

74

71

62

Численность учащихся, тыс. человек

1179,3

1134,9

1083,2

в том числе в:

дневных учреждениях

1161,5

1120,3

1072,2

  • начальных школах

12,6

12,2

11,6

  • базовых школах

42,7

42,4

39,7

  • средних школах

958,8

913,6

867,6

  • гимназиях

120,2

127,2

131,3

  • лицеях

11,7

11,1

9,0

  • учебно-педагогических комплексах: школа (гимназия)-колледж

3,2

3,1

3,2

  • школах для детей с особенностями психофизического развития

12,3

10,7

9,8

вечерних (сменных) школах

17,8

14,6

11,0

Численность учителей, тыс. человек

144,3

143,9

139,1

Видно, что число учреждений за эти три учебных года сократилось на 242, что и повлекло за собой уменьшение количества учащихся – на 96,1 тыс. Численность учителей также сократилась на 5,2 тыс. Это говорит о том, что учителя пополнили ряды безработных. Но хорошими темпами увеличивалось число гимназий, их стало на 28 больше, и количество обучающихся в них тоже увеличилось – на 11,1 тыс. Школ для детей с особенностями психофизического развития стало меньше на 9, количество учащихся – на 2,5 тыс. Вечерних школ также стало меньше – на 12, учащихся – на 6,8 тыс.

Проведём анализ профессионально-технического образования. Будем использовать данные за три учебных года: 2006/07, 2007/08, 2008/09.

Таблица 3. Профессионально-техническое образование. Учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического образования.

Годы

Число учреждений

В них учащихся, тыс. человек

Принято учащихся, тыс. человек

Подготовлено

(выпущено) квалифицированных рабочих (служащих), тыс. человек

2006/07

228

114,4

53,5

50,0

2007/08

225

105,1

44,5

48,7

2008/09

224

99,0

47,7

49,5

Видим, что учреждений становится на 4 меньше. Количество учащихся также уменьшается – на 15,4 тыс. Выпускников также становится меньше – на 500 человек. Мало людей стремится получить профессионально-техническое образование. Оно уже не престижно в наши дни.

Также сделаем анализ и среднего специального образования, используя данные за 2006/07, 2007/08, 2008/09 учебные года.

Таблица 4. Среднее специальное образование. Учреждения, обеспечивающие получение среднего специального образования.

Годы

Число учреждений

В них учащихся, тыс. человек

В том числе обучавшихся на отделениях

На 10 000 человек населения приходилось учащихся

дневных

вечерних

заочных




2006/07

205

152,5

111,9

0,9

39,7

157

2007/08

204

155,0

111,0

0,9

43,1

160

2008/09

206

157,3

111,7

0,9

44,7

163



Итак, мы видим следующее. Количество учреждений за 2007/08 учебный год уменьшилось на 1, а учащихся, наоборот, увеличилось – на 2,5 тыс. Затем число учреждений увеличилось на 2, а учащихся – на 2,3. В целом, количество учащихся увеличилось на 4,8 тыс. За этот период обучающихся на дневном отделении уменьшилось всего на 200 человек, а на заочном отделении, наоборот, увеличилось, на 5 тысяч. Ситуация на вечерних отделениях остаётся прежней.

И наконец, высшее образование. Сделаем анализ, используя данные за те же учебные года.

Таблица 5. Высшее образование. Учреждения, обеспечивающие получение высшего образования.

Годы

Число учреждений

В них студентов – всего, тыс. студентов

В том числе обучавшихся на отделениях

На 10 000 человек населения приходилось учащихся

дневных

вечерних

заочных

2006/07

55

396,9

197,1

1,2

198,6

409

2007/08

53

413,7

205,3

1,0

207,4

427

2008/09

53

420,7

209,9

0,7

210,1

435

За этот период количество учреждений уменьшилось на 2, а количество учащихся, наоборот, возросло – на 23,8 тыс. Это говорит о том, что люди стремятся получить высшее образование, стать высококвалифицированным работником. Обучавшихся на дневном отделении увеличилось на 12,8 тыс., на заочном – на 11,5 тыс. Это свидетельствует о том, что молодые люди совмещают работу вместе с учёбой. Учащихся становится больше (на 10 тыс. населения) на 26. Наличие высшего образования становится важным показателем для устройства на работу.

Также сделаем анализ небольшого социологического опроса, который был проведён среди школьников и студентов. Опрос проходил в форме анкетирования. Анкета была следующей:

  1. Ваш пол?

а) мужской

б) женский

  1. Ваш возраст?

а) 16-18

б) 19-21

в) 22 и более

  1. Ваш социальный статус?

а) абитуриент

б) студент

  1. Ваш уровень образования?

а) общее среднее

б) профессионально-техническое

в) среднее специальное

г) высшее

  1. Ваше место жительства?

а) городская местность

б) сельская местность

  1. На Ваше решение в выборе профессии влияют (повлияли)?

а) ваши родители

б) вы сами

в) друзья

г) иное

  1. Достаточно ли знаний Вы получаете (получили) в школе для поступления в ВУЗ?

а) да

б) нет

  1. Вы используете (использовали) услуги репетитора или занимаетесь (занимались) усердно сами?

а) да

б) нет

в) сам(а)

  1. В какую сферу деятельности Вы хотели бы поступить (поступили)?

а) экономическую

б) медицинскую

в) юридическую

г) экологическую

д) военную

е) сферу искусства

ж) педагогическую

з) сферу архитектуры и строительства

и) иное

  1. В какой сфере деятельности Вы хотели бы работать?

а) экономической

б) медицинской

в) юридической

г) экологической

д) военной

е) сфере искусства

ж) педагогической

з) сфере архитектуры и строительства

и) иное

  1. Могут ли оплатить обучение Ваши родители?

а) да

б) нет

  1. Хотите ли Вы получить второе высшее образование?

а) да

б) нет

  1. Где Вы хотите учиться?

а) в РБ

б) за рубежом

  1. Работаете ли Вы где-нибудь?

а) да

б) нет

Итак, опрошенных было 40 человек: 20 человек мужского и 20 - женского пола. В возрасте 16-18 лет было 25 человек, из них 13 девушек и 12 юношей, в возрасте от 19 до 21 года – 8 человек, из них 4 девушки и 4 парня, в возрасте от 22 лет и более – 7 человек, из них 3 девушки и 4 парня. Абитуриентов было 19 человек, из них 9 девушек и 10 парней. Студентов было опрошено 21, из них 11 девушек и 10 парней. 19 человек имели общее среднее образование, 5 – профессионально-техническое, из них 2 девушки и 3 парня, среднее специальное – 7 человек, из них 3 девушки и 4 парня, высшее – 9, из них 6 девушек и 3 парня. 15 человек было из сельской местности, 25 – из городской. На вопрос №6 21 человек ответили, что на выбор профессии повлияли родители (12 девушек и 9 парней), 3 человека – друзья (2 девушки и 1 парень), 12 человек сами сделали свой выбор(5 девушек и 7 парней), 4 человека дали свой вариант ответа (1 девушка и 3 парня). На их выбор влияло благоприятное расположение учебного заведения, престиж выбранной профессии. На 7-ой вопрос 36 человек ответили «нет», т.е. не достаточно знаний даётся в школе для поступления в ВУЗ, из них 19 девушек и 17 парней, и только 4 человека считают, что достаточно (1 девушка и 3 парня). На следующий вопрос 29 человек ответили, что прибегали к услугам репетитора, из них 16 девушек и 13 парней, 7 человек – нет (3 девушки и 4 парня), 4 занимались сами (1 девушка и 3 парня). Это говорит о том, что мало знаний дают в школе для поступления, слишком завышены требования при поступлении. На вопрос № 9 5 человек выбрали вариант «а) экономическую», из них 4 девушки и 1 парень, 6 человек – «б) медицинскую», из них 3 девушки и 3 парня, 6 человек – «в) юридическую», 4 парня и 2 девушки, вариант «г) экологическую» выбрало всего 2 девушки, «д) военную» - 5 человек: 3 парня и 2 девушки, «е) сферу искусства» - 4 человека: 3 девушки и 1 парень, «ж) педагогическую» 7 человек: 4 девушки и 3 парня, «з) сферу архитектуры и строительства» - 2 парня, 3 парня выбрали вариант «и) иное», 2 из них указали сферу спорта и туризма, 1 – технического обслуживания. На 10-й вопрос 18 человек ответили, что хотели бы работать в той сфере, которую выбрали, из них 7 девушек и 11 парней, а 22 человека - в иных сферах (13 девушек и 9 парней). На следующий вопрос 27 человек ответили, что их родители не могут оплатить обучение (13 девушек и 14 парней), и 13 – могут (7 девушек и 6 парней). Это свидетельствует о том, что в нашей стране слишком дорогое обучение, материальное положение семей не всегда может обеспечить получение образования своему ребёнку. На 12-й вопрос 37 человек ответили, что хотят получить второе высшее образование, из них 19 девушек и 18 парней, и только 2 парня и одна девушка ответили, что не хотят получения второго образования. Эти данные свидетельствуют о стремлении молодых людей быть образованными, культурными людьми. На вопрос № 13 34 человека ответили, что хотят обучаться в родной стране (18 девушек и 16 парней), 6 человек – за рубежом (2 девушки и 4 парня). Данный факт явно говорит о том, что в нашей стране оптимальные условия для получения образования, о любви к Родине, что в нашей стране качественное образование. На последний вопрос 17 человек ответили, что работают, из них 6 девушек и 11 парней, и 23 человека – не работают, 14 девушек и 9 парней.

Сейчас проанализируем данный опрос, опираясь на социальный статус, т.е. сколько абитуриентов ответили на какой-либо вопрос, а сколько студентов. Итак, вопрос №1: «а) мужской» - 10 абитуриентов и 10 студентов, «б) женский»- 9 абитуриенток, 11 студенток. Вопрос №2: на ответ «а)16-18» ответили 19 абитуриентов, 6 студентов, «б)19-21» - 8 студентов, и «в)22 и более» - 7 студентов. Вопрос №3: 19 человек – абитуриенты и 21 – студенты. Вопрос №4: «а) общее среднее» - 19 человек, ответы «б)», «в)», «г)» - студенты (их 21). Вопрос №5: на ответ «а) городская местность» ответили 11 абитуриентов и 14 студентов, «б) сельская местность» - 8 абитуриентов, 7 студентов. Вопрос №6: «а) ваши родители» - 10 абитуриентов и 11 студентов, «б) вы сами» - 4 абитуриента и 8 студентов, «в) друзья» - 2 абитуриента и 1 студент, «г) иное» - 3 абитуриента и 1 студент. Вопрос №7: «а) да» - 2 абитуриента и 2 студента, «б) нет» - 17 абитуриентов и 19 студентов. Это говорит о том, что в настоящее время в школах для поступления в ВУЗ даётся недостаточно знаний. Вопрос №8: «а) да» - 12 абитуриентов и 17 студентов, «б) нет» - 3 абитуриента и 4 студента, «в) сам(а)» - 4 абитуриента. Вопрос №9: «а) экономическую» - 3 абитуриента и 2 студента, «б) медицинскую» - 3 абитуриента и 3 студента, «в) юридическую» - 2 абитуриент и 4 студента, «г) экологическую» - 1 студент и 1 абитуриент, «д) военную» - 3 абитуриента и 2 студента, «е) сферу искусства» - 1 абитуриент и 3 студента, «ж) педагогическую» - 3 абитуриента и 4 студента, «з) сферу архитектуры и строительства» - 1 абитуриент и 1 студент, «и) иное» - 2 абитуриента и 1 студент. Вопрос №10: 7 абитуриентов и 11 студентов хотели бы работать в той сфере, которую выбрали, а 12 абитуриентов и 10 студентов хотят работать в других сферах. Вопрос №11: «а) да» - 6 абитуриентов и 7 студентов, «б) нет» - 13 абитуриентов и 14 студентов. Вопрос №12: «а) да» - 17 абитуриентов 20 студентов, «б) нет» - 2 абитуриента и 1 студент. Вопрос №13: «а) в РБ» - 18 абитуриентов и 1 студент, «б) за рубежом» - 1 абитуриент и 5 студентов. Вопрос №14: «а) да» - 2 абитуриента и 15 студентов, «б) нет» - 17 абитуриентов и 6 студентов.

Определение проблемных ситуаций

Данная тема имеет ряд проблем. С одной стороны, молодые люди стремятся получить высшее образование, у них есть цель, а с другой стороны, существуют профессии, которые не востребованы на рынке труда. Например, экономические, юридические специальности, которые хотят иметь молодые люди, не востребованы. Люди не стремятся получить профессии электриков, маляров, поваров, т.к. эти профессии менее оплачиваемые, менее престижные, чем экономист-менеджер, юрист, судья, адвокат и т.д.

Наша страна является интеллектуально развитой, культурной, люди стремятся к самообразованию, получить работу, но не каждый это может сделать, т.к. в нашей стране в основном всё образование платное, и не каждый родитель может оплатить своему ребёнку обучение. Слишком высокие требования при поступлении, требуются знания, которые в школах практически не даются, поэтому требуются услуги репетиторов, что опять упирается в деньги. Также в некотором смысле ущемляются права выпускников городских школ, т.к. баллы при поступлении для них намного выше, чем для выпускников сельских учебных заведений.

Можно ещё сказать о том, что родители заботятся о своих детях, они хотят им обеспечить хорошее будущее, делают всё возможное для обучения своего ребёнка. Но в большинстве случаев они сами выбирают профессию для них, что негативно сказывается на психике ребёнка, на его здоровье. Уже такой специалист, хоть и получит образование, всё равно он не будет хорошим специалистом, т.к. он не будет заинтересован в том, чтобы хорошо выполнить свою работу, будет идти на работу без желания.

Государство даёт возможности для образования, существует много рабочих мест, но работодатель зачастую берёт не молодого специалиста, а человека с опытом работы, т.к. считает, что человек со стажем может выполнить работу лучше, чем молодой специалист.

Определение задач исследования

  1. На основе статистических данных проанализировать темпы роста учебных заведений, количество выпускников школ, абитуриентов, поступивших в ПТУ, ССУЗ, ВУЗ, количество выпускников ПТУ, ССУЗов, ВУЗов.

  2. Выяснить факторы, влияющие на выбор выпускников.

  3. Выяснить, какие в настоящее время профессии более актуальны среди молодёжи, в какой сфере деятельности молодые люди хотят работать.

  4. Изучить интересы молодых людей, их предпочтения по выбору будущей профессии.

  5. Выяснить, какие профессии более предпочитают девушки, а какие парни.

  6. Определить, достаточно ли знаний дают в школах, гимназиях для поступления.

  7. Выяснить, прибегают ли учащиеся к услугам репетиторов.

  8. Определить, могут ли родители оплатить образование.

  9. Выяснить, где больше молодые люди хотят учиться: в своей стране или за рубежом.

  10. Провести анкетирование.



Определение целей исследования

Главной целью данного социологического исследования является рассмотрение проблем социально-экономического характера, связанных с данной темой. Также целью является определение профориентации выпускников школ, студентов.

Определение предмета и объекта

исследования

Объект исследования

Основным объектом данного социологического исследования является группа людей в возрасте от 16 до 26 лет мужского и женского пола, социальный статус – абитуриенты и студенты, образование – общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее, проживающие в городской и сельской местностях.

Предмет исследования

Предметом данного социологического исследования являются проблемы, связанные с данной темой, взаимосвязи и взаимодействия между родителями и детьми, желание (мотивация) поступить в ту или иную сферу деятельности.

Выдвижение гипотез исследования

  1. Я предполагаю, что родители оказывают огромное влияние на выбор профессии детей, т.к. они желают им только лучшего. Но не всегда это положительно сказывается, т.е. желание родителей может только усугубить жизнь детей.

  2. Я предполагаю, что для поступления в ВУЗ в школе дают недостаточно знаний, т.к. задания на тестировании, т.е. при поступлении, очень сложные, а программа обучения в школе этого не предусматривает.

  3. Я предполагаю, что учащиеся часто используют услуги репетитора, т.к. абитуриентам нужно тщательно подготовиться для поступления в ВУЗ.

  4. Я предполагаю, что родители не всегда могут оплатить обучение ребёнка, т.к. не у всех есть деньги для оплаты обучения.

  5. Я предполагаю, что абитуриенты выбирают профессии широкого круга деятельности, т.к. так они смогут устроиться на работу в разные сферы деятельности.

  6. Я предполагаю, что молодые люди предпочитают учиться в родной стране, т.к. в нашей республике оптимальные условия для получения образования.

  7. Я предполагаю, что молодые люди работают во время учёбы, т.к. они хотят помочь своим родителям оплачивать учёбу.


Эмпирическая интерпретация

понятий исследования

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ (профориентация) - система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии. Включает информацию о профессиях, о профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведениях, индивидуальные консультации и т. д.; часть системы трудового воспитания и учебно-воспитательной работы в общеобразовательной школе.

РЫНОК ТРУДА - сфера формирования спроса и предложения на трудовые услуги за заработную плату и другие предоставляемые блага. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.

МОНИТОРИНГ - наблюдение за состоянием окружающей среды с целью ее контроля, прогноза и охраны.

МОБИЛЬНОСТЬ (от лат. mobilis — подвижный) - подвижность, способность к быстрому передвижению, действию.

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ - соответствие явления или процесса определенному состоянию, материальная или идеальная модель которого выступает в качестве цели; форма проявления причинно-следственных отношений. Понимание целесообразности в кибернетике связано с принципом обратной связи (т. е. с воздействием результата процесса на его исходный пункт).

КВАЛИФИКАЦИЯ (от лат. qualis — какой по качеству и facio — делаю)-

1) определение качества чего-либо, оценка чего-либо.

2) уровень подготовленности, степень годности к какому-нибудь виду труда.

3) профессия, специальность (напр., квалификация токаря).

КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ТРУД (сложный труд), требующий специальной подготовки, наличия у работника навыков, умения и знаний для выполнения определенных видов работ, по сравнению с неквалифицированным (простым) трудом.

СЕТОВАТЬ - жаловаться, роптать.

КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ - широкое внедрение ЭВМ (компьютеров) в различные сферы человеческой деятельности (напр., для управления технологией, транспортом, энергетическими и др. производственными процессами; проектирования сложных объектов; планирования, учета и обработки статистических данных, организационно-административного управления; проведения научных исследований, обучения, диагностирования и т. д.).

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ - уровень профессиональной квалификации специалиста, получаемый в высших учебных заведениях на базе полного среднего образования и подтверждаемый соответствующим дипломом.

СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ - уровень общего или профессионального образования, получаемый в результате усвоения соответствующих учебных программ. В общем образовании различают неполное среднее (7-9 лет обучения по общеобразовательной программе; открывает путь к получению начального или среднего профессионального образования) и полное среднее (10-13 лет обучения; дает возможность осваивать основные программы университетов и др. вузов). В большинстве стран неполное общее среднее образование (в России называют основным общим образованием) признается обязательным.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, овладение определенными знаниями и навыками по конкретной профессии и специальности. В Российской Федерации основной путь получения профессионального образования — обучение в профессионально-технических, средних специальных учебных заведениях (на базе полного или неполного среднего образования) и в вузах (на базе полного среднего образования). Практикуется подготовка рабочих на производстве, а также курсовое обучение. Рабочие и специалисты обновляют профессиональные знания и навыки в учреждениях по переподготовке и повышению квалификации.

РАБОЧЕЕ МЕСТО - часть пространства, приспособленная для выполнения работником (или группой работников) производственных функций.

АБИТУРИЕНТ (от новолат. abituriens — собирающийся уходить) - в большинстве стран — оканчивающий среднее учебное заведение, традиционно — поступающий в высшее учебное заведение.

КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫЙ (от фр. Confidentiel, лат. Cōnfоdentia - доверие] - секретный, доверительный.

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ - содержащий рекомендацию.
АНКЕТА
Уважаемые респонденты!
Просим Вас принять участие в социологическом опросе и высказать своё мнение по проблеме профессиональной ориентации молодёжи в Республике Беларусь. Данный опрос является анонимным.

Инструкция по заполнению анкеты: прочитав вопросы, обведите ответ, отражающий ваше мнение. При выборе варианта «иное» напишите, пожалуйста, свой вариант ответа. Вопросы, которые не относятся к Вам, можете пропускать.

  1. Ваш пол?

а) мужской

б) женский

  1. Ваш возраст?

а) 16-18

б) 19-21

в) 22 и более

  1. Ваш социальный статус?

а) абитуриент

б) студент

  1. Ваш уровень образования?

а) общее среднее

б) профессионально-техническое

в) среднее специальное?

г) высшее

  1. Ваше место жительства?

а) городская местность

б) сельская местность

  1. На Ваше решение в выборе профессии влияют (повлияли)?

а) ваши родители

б) вы сами

в) друзья

г) иное_________________________________________________________

  1. Достаточно ли знаний Вы получаете (получили) в школе для поступления в ВУЗ?

а) да

б) нет

  1. Вы используете (использовали) услуги репетитора или занимаетесь (занимались) усердно сами?

а) да

б) нет

в) сам(а)

  1. В какую сферу деятельности Вы хотели бы поступить (поступили)?

а) экономическую

б) медицинскую

в) юридической

г) экологической

д) военной

е) сфере искусства

ж) педагогической

з) сфере архитектуры и строительства

и) иное________________________________________________________

  1. В какой сфере деятельности Вы хотели бы работать?

а) экономической

б) медицинской

в) юридической

г) экологической

д) военной

е) сфере искусства

ж) педагогической

з) сфере архитектуры и строительства

и) иное_______________________________________________________

  1. Могут ли оплатить обучение Ваши родители?

а) да

б) нет

  1. Хотите ли Вы получить второе высшее образование?

а) да

б) нет

  1. Почему?

а) это престижно

б) работодатель смотрит на этот показатель

в) иное_________________________________________________________

  1. Где Вы хотите учиться?

а) в РБ

б) за рубежом

  1. Почему?

а) очень престижно

б) более качественное образование

в) иное_______________________________________________________

  1. Работаете ли Вы где-нибудь?
    а) да

б) нет

  1. Почему?

а) чтобы помочь родителям оплатить учёбу

б) чтобы не зависеть от родителей

в) чтобы набирать стаж работы

г) иное________________________________________________________

  1. Как вы считаете, почему абитуриентам из сельской местности легче поступить в ВУЗ, чем абитуриентам из городской местности?

а) т.к. в сельской местности учащиеся получают меньше знаний, чем учащиеся из городской местности

б) там редко можно встретить услуги репетитора

в) иное_______________________________________________________

  1. Как Вы считаете, в ВУЗе дают достаточно знаний и навыков, необходимых в будущей работе?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

  1. Как Вы считаете, сможете ли Вы устроиться по выбранной профессии в дальнейшем?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

  1. Какого образования, по Вашему мнению, достаточно, чтобы иметь хорошую работу?

а) никакого

б) среднего

в) профессионально-технического

г) среднего специального

в) высшего

  1. Должен ли студент иметь выбор при распределении?

а) да

б) нет

  1. Как Вы считаете, будет ли Ваша будущая профессия доставлять Вам физические или психические неудобства?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

  1. Как Вы считаете, какие профессии наиболее престижны и высокооплачиваемые в наше время?

а) экономические

б) юридические

в) военные

г) медицинские

д) инженерно-технические

е) иное_______________________________________________________

  1. Будете ли Вы жалеть в дальнейшем о выбранной профессии?

а) да

б) нет

Большое спасибо за участие в анкете!

Литература:

http://www.labourmarket.ru/Pages/conf1/book2_html/13_kireenko.htm

http://www.dissland.com/catalog/kompleksnaya_sistema_professionalnoy_orientatsii_molodezhi_kak_sotsialniy_institut_obshchestva.html

http://www.kontrolnaja.ru/dir/sociology/144245

http://www.pravoby.info/docum09/part25/akt25798.ht

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации