Экскурсия новогодние истории - файл n1.docx

приобрести
Экскурсия новогодние истории
скачать (52.4 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx53kb.08.07.2012 16:51скачать

n1.docx

Музей – усадьба городского быта «Симбирск конца XIX – начала ХХ века»

Тематическая экскурсия :

«Новогодние истории»

Продолжительность: 1 акад. час

Состав экскурсантов: учащиеся старших классов и

студенты

Составители экскурсии: учащиеся УлГПУ группы МД -08

Павельева Дарья

Статёнина Елена

Шашлова Анастасия


Цели: - эстетическое воспитание;

- расширение кругозора;

- получение дополнительных знаний в области русской культуры.

Задачи: - достичь целей экскурсии путем раскрытия ее темы.

Экспонаты:

Продолжительность: 1 акад. час

Экскурсия рассчитана на учащихся 9 -11 классов, студентов колледжей, ВУЗов.

Подтемы: - история превращения ели в рождественское дерево

- история празднования Нового года в России

- история происхождения рождественской и новогодней открытки

- новогодние герои и их происхождение.

Методические указания:- экскурсия должна быть яркой, нести большой

положительный эмоциональный заряд, создавать

праздничную атмосферу;

- основной частью данной экскурсии является кол-

лекция открыток данного музея;

- экскурсия не должна быть перегружена потоком

ненужной информации;

- способ передачи информации не должен быть уто-

мительным, а должен способствовать наилучшему

восприятию той или иной категорией ;

- интерьер должен соответствовать наступающему

Новому году;

- наличие презентации старинных новогодних и

рождественских открыток.

Введение

Встреча с экскурсанта происходит в гостиной Музея – усадьбы город -ского быта «Симбирск конца XIX – начала ХХ века». Далее экскурсоводы представляются и знакомятся с экскурсантами.

Тест экскурсии

Первый экскурсовод:

История празднования Нового года в России:

Празднование нового года на Руси имеет такую же сложную судьбу, как и сама ее история. Прежде всего, все изменения в праздновании нового года были связаны с самыми важными историческими событиями, затрагивавшими все государство и каждого человека в отдельности.

     Начало празднования нового года следует искать в глубокой древности. Все языческие народы, ознаменовывали его разными богослужебными обрядами, торжественными приношениями и забавами. Греки и римляне ознаменовывали радостными и всенародными играми. Не было народа, который не встречал бы новый год, особенным праздником. Пляска и пиршества, следовали за таинственными обрядами. Не только народ, но и жрецы надевали на себя маски с изображениями различных богов, ходили по городу, пели и танцевали под музыку. Женщины, более изобретательные в удовольствиях, наряжались в мужские платья, или, собравшись на вечера званые, занимались гаданием и пением песен. В эти дни считалось бесстыдным вести между собою раздоры; все должны были примириться и прекратить все тяжбы. В этот день ходили поздравлять друг друга и дарили взаимно подарки. Обычай поздравлять в новый год перешел отсюда в Европу, и ныне он в числе праздничных дней.

В Древней Руси в языческие времена Новый год связывался с божеством Колядой и праздновался в день зимнего солнцестояния - 22 декабря. Славяне жгли большие костры, огонь которых символизировал солнечный свет. Наши предки словно призывали солнце светить все ярче и ярче. Круглый новогодний пирог - каравай - по форме тоже напоминал солнце. Самое его название связано с плодородием, оно происходит от слова "корова". В древности изготовление каравая превращалось в языческое таинство - его пекли избранные жрецы. Они проводили священные ритуалы и использовали обрядовые предметы.

В канун праздника славянские девушки убирали в доме. Выметая мусор, они следили, не попадется ли им хлебное зернышко - это обещало им жениха.

Дети, наряженные козами, коровами и другими животными, ходили по дворам и пели "колядки". В древности это были магические заклинания для благополучия в домах. Хозяева щедро раздавали детям подарки, ведь отказать им было нельзя. Дети изображали молодой год, и тот, кто не одаривал колядующих, мог будущий год прожить в нужде и страданиях.

На Руси считалось, что, как встретишь Новый год, так его и проведешь. Поэтому в этот день старались не делать тяжелую и грязную работу, надевали самую красивую одежду, накрывали богатый стол.

?Вопрос к экскурсантам: какие новогодние приметы вы знаете?

- если небо ясное и звездное - будет богатый урожай ягод;

- нельзя отдавать деньги перед Новым годом, иначе весь год отдавать придется;

- если в этот день кто-то чихает, то к своему благополучию - весь год будет счастливым;

- если на Новый год надеть что-нибудь новое, то год будет удачным. В Новогоднюю ночь с обновкой, целый год ходить в обновках;

- каравай и соль на новогоднем столе - к благополучию;

- одалживать деньги под Новый год нельзя, чтобы весь следующий год не быть в долгах;

- у кого в Новый год будет пусто в карманах, тот весь год проведет в нужде.

- перед Новым годом нельзя выносить сор из избы, иначе целый год не будет домашнего благополучия;

- если в первый день Нового года торговец отдаст товар первому встречному покупателю очень дешево, то весь год будет удачная торговля.

?Вопрос к экскурсантам: с какими новогодними обрядами вы знакомы?

Есть один старый обычай. На Новый год было принято опутывать веревками ножки стола, за которым собиралась вся семья.
Считалось, что это поможет сохранить всю семью в полном составе в течение следующего года – никто не уйдет из дома, не разобьют семью горе и печаль.

Обряд посевания: Посевание - обходный магический обряд, направленный на обеспечение урожая в новом году. Посевание производилось в дни, осмысляемые в сознании крестьян как начало нового этапа в хозяйственной деятельности, то есть в первый день Рождества или в Новый год. Обряд посевания совершался в каждом крестьянском доме: посевальщики поутру обходили все избы и разбрасывали зерна разных культур. Исполнителями обряда были в основном дети, по большей части мальчики., что, возможно, связано с закреплением в традиции функции сеятеля за представителями мужского пола.
Семена приносили в дом в рукавицах или в мешке и "сеяли" (бросали) в красный угол, не переступая порога, обращаясь к хозяйке: "Держи подол!", - и хозяйка подставляла фартук или подол, куда из-за порога бросались три горсти зерен из мешка.
Бросание семян в обряде посевания сопровождалось словами или песнями, содержанием которых являлось описание действия сеяния, поздравление хозяев с Новым годом и требование вознаграждения за совершение обряда:
                   

Сею, рассеваю
                    Овсом, рожью,
                    Милостей божью!
                    На крутой творожок
                    Пастуху пирожок!"


В некоторых песнях посевальщиков в заговорной форме высказывалось пожелание урожая различных зерновых культур:
                    "Сею, вею, посеваю,
                    С Новым годом поздравляю.
                    На новый год, на ново счастье
Уродись, пшеничка,
                    Горох, чечевичка!
                    На поле - копнами,
                    На столе - пирогами!
                    С Новым годом,
                    С новым счастьем, хозяин, хозяюшка!"
                                       
Иногда в песнях обряда посевания упоминаются св. Василий, день памяти которого приходился на 1 января (то есть на Новый год), и Господь, выступающие в роли посевальщиков:
                    "Василия дома нету.
                    Бог его знает,
                    Где он гуляет.
                    Он ходит с плужком,
                    Сам господь с мешком.
                    Ручка золотая,
                    Сама подсевает.
                    Куда ручка брыкнёт,
                    Туда зернышко падёт.
                    С Новым годом, с новым счастьем!
                    Пшеничка большая расти!"
                                       

Обязательным элементом обряда было одаривание посевальщика пирогом или чем-либо другим. Если посевальщик замечал нежелание хозяйки отблагодарить его, то предупреждал ее:
                    "А не дашь пирога - уведу корову за рога!"

Зерна, полученные во время обряда посевания, берегли и сохраняли до посева как обладающие продуцирующей силой и обеспечивающие хороший урожай.

Обряд посевания являлся, без сомнения, земледельческим, и в то же время он был направлен на обретение благополучия в доме крестьянина в самом широком смысле, на что указывают тексты типа:
                    "Сею-вею, посеваю,
                    С Новым годом поздравляю!
                    Со скотом, с животом,
                    С малым детушкам!"


К первому перелому в естественно установившемся порядке жизни древнерусских племен, можно отнести введение в X веке в его мировоззрение христианской идеологии, или проще, Крещение Руси. Вместе с христианством был принят Юлианский календарь, применявшийся в Византии. Новое летоисчисление, начали вести от сотворения мира, и новый год его начинался первого марта. Позднее в конце XV века православная церковь осуществила перевод начала года на 1-ое сентября. Перенос был ознаменован возрастающим значением христианской церкви в государственной жизни древней Руси. Русская православная церковь сохранила эту новогоднюю дату вплоть до современности как церковную параллельно гражданскому новому году. При этом не учитывалось, что акцентирование библией сентября, естественное и нормальное в климатических условиях местностей формирования «священного писания», не соответствовало условиям жизни в среднерусской полосе. Для русской деревни сроки окончания полевых работ приходились не на конец августа, а на конец сентября. Соответственно этому начало нового (зимнего) периода в годовой жизни крестьянина приходилось на октябрь и отмечалось праздником Покрова Богородицы. Реформа системы календаря проводилась в на Руси без учета трудовой жизни народа, без установления связи с сельскохозяйственными работами.           

А вот традиция отмечать Новый год 1 января появилась в России всего три столетия назад.20 декабря лета 7208 от сотворения мира император Петр I издал указ, в котором говорилось, что Новый год необходимо отмечать 1 января и следующий год считать 1700-м от Рождества Христова.

Второй экскурсовод:

История превращения ели в рождественское дерево:

Тогда же после указа Петра I о праздновании Нового года по европейскому образцу ель стала официальным символом новогоднего праздника. По царскому указанию москвичи впервые украсили свои дома на Новый год ветками сосны, можжевельника и ели. Повелевалось новый год начать повсюду торжественным молебном, с колокольным звоном, пушечною и ружейною пальбою, и чтобы все, с наступлением праздника, поздравляли друг друга. В полночь начались во всех церквях всенощная, а поутру обедни, после которых отправлялось молебное пение при колокольном звоне. Интересно, что первоначально на Новый год украшали деревья конфетами, фруктами, орехами и даже овощами. Разные плоды обозначали что-то свое. Яблоки - плодородие, орехи символизировали непостижимость божественного промысла, а куриные яйца стали знаком развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия.

?Вопрос к экскурсантам: знаете ли вы, как ель стала Рождественским деревом и в какой стране зелёную красавицу признали первыми?

Случилось это на территории Германии, где ель во времена язычества была особо почитаемой и отождествлялась с мировым деревом. Именно здесь, у древних германцев, она и стала сначала новогодним, а позже — рождественским символом. Среди германских народов издавна существовал обычай идти на Новый год в лес, где выбранное для обрядовой роли еловое дерево освещали свечами и украшали цветными тряпочками, после чего вблизи или вокруг него совершались соответствующие обряды. Со временем еловые деревца стали срубать и приносить в дом, где они устанавливались на столе. К деревцу прикрепляли зажженные свечки, на него вешали яблоки и сахарные изделия. Возникновению культа ели как символа неумирающей природы способствовал вечнозеленый покров, позволявший использовать ее во время зимнего праздничного сезона, что явилось трансформацией издавна известного обычая украшать дома вечнозелеными растениями.

После крещения германских народов обычаи и обряды, связанные с почитанием ели, начали постепенно приобретать христианский смысл, и ее стали "использовать" в качестве рождественского дерева, устанавливая в домах уже не на Новый год, а в канун Рождества, 24 декабря, отчего она и получила название рождественского дерева. С тех пор в сочельник праздничное настроение стало в Германии создаваться не только рождественскими песнопениями, но и елкой с горящими на ней свечами.

Вернемся к временам Петра. В его указе давались также и рекомендации по организации новогоднего праздника. В его ознаменование в день Нового года было велено пускать ракеты, зажигать огни и украсить столицу (тогда еще — Москву) хвоей: "По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевелевых.

Однако к будущей рождественской елке указ Петра имел весьма косвенное отношение: во-первых, город декорировался не только еловыми, но и другими хвойными деревьями; во-вторых, в указе рекомендовалось использовать как целые деревья, так и ветви и, наконец, в-третьих, украшения из хвои предписано было устанавливать не в помещении, а снаружи — на воротах, крышах трактиров, улицах и дорогах. Тем самым елка превращалась в деталь новогоднего городского пейзажа, а не рождественского интерьера, чем она стала впоследствии.

После смерти Петра его рекомендации были основательно забыты. Царские предписания сохранились лишь в убранстве питейных заведений, которые перед Новым годом продолжали украшать елками. По этим елкам (привязанным к колу, установленным на крышах или же воткнутыми у ворот) опознавались кабаки. Деревья стояли там до следующего года, накануне которого старые елки заменяли новыми. Возникнув в результате петровского указа, этот обычай поддерживался в течение XVIII и XIX веков.

Пушкин в "Истории села Горюхина" упоминает "древнее общественное здание (то есть кабак ), украшенное елкою и изображением двуглавого орла". Эта характерная деталь была хорошо известна и время от времени отражалась во многих произведениях русской литературы. В результате кабаки в народе стали называть "елками" или же "Иванами елкиными": «Пойдем - ка к елкину, для праздника выпьем». Помимо внешнего убранства питейных заведений в XVIII веке и на протяжении всего следующего столетия елки использовались на катальных (или, как еще говорили, скатных) горках. На гравюрах и лубочных картинках XVIII и XIX веков, изображающих катание с гор на праздниках в Петербурге, Москве и других городах, можно увидеть небольшие елочки, установленные по краям горок.

В России елка как рождественское дерево появилась в начале ХIХ века в домах петербургских немцев. В 1818 году по инициативе великой княгини Александры Федоровны была устроена елка в Москве, а на следующий год — в петербургском Аничковом дворце. На Рождество 1828 года Александра Федоровна, к тому времени уже императрица, организовала первый праздник "детской елки" в собственном дворце для пяти своих детей и племянниц — дочерей великого князя Михаила Павловича. Елка была установлена в Большой столовой дворца.

Пригласили также детей некоторых придворных. На восьми столах и на столе, поставленном для императора, установили елочки, украшенные конфетами, золочеными яблоками и орехами. Под деревьями были разложены подарки: игрушки, платья, фарфоровые вещицы и др. Подарки всем присутствовавшим детям раздавала сама хозяйка. Праздник начался в восемь часов вечера, а в девять часов гости уже разъехались. С этих пор по примеру царской семьи елку на Рождество стали устанавливать в домах высшей петербургской знати.

Однако, судя по многочисленным описаниям святочных празднеств в журналах 1820-х-1830-х годов, в эту пору рождественское дерево в большинстве русских домов еще не ставилось. Ни Пушкин, ни Лермонтов, ни их современники никогда о ней не упоминают, тогда как Святки, святочные маскарады и балы описываются в это время постоянно: святочные гаданья даны в балладе Жуковского "Светлана" , Святки в помещичьем доме изображены Пушкиным в V главе "Евгения Онегина" ,в сочельник происходит действие поэмы Пушкина "Домик в Коломне", к Святкам (зимним праздникам) приурочена драма Лермонтова "Маскарад" .Ни в одном из этих произведений о елке не говорится ни слова.

Первое упоминание о елке, как в газете появилось накануне 1840 года: сообщалось о продающихся "прелестно убранных и изукрашенных фонариками, гирляндами, венками" елках. Но на протяжении первых десяти лет петербургские жители все еще воспринимали елку как специфическое "немецкое обыкновение".

И вдруг в середине 1840-х годов произошел взрыв — "немецкое обыкновение" начинает стремительно распространяться. Теперь Петербург был буквально охвачен "елочным ажиотажем". Обычай вошел в моду, и уже к концу 1840-х годов рождественское дерево становится в столице хорошо знакомым и привычным предметом рождественского интерьера.

Со всего города, а иногда и из других городов на домашние ёлки съезжались родные и близкие, двоюродные сёстры и братья. Взрослые придумывали и покупали подарки, организовывали "ёлочное веселье", играли на фортепьяно, дети танцевали.

Увлечение "немецким нововведением" — рождественским деревом подкреплялось модой на произведения немецких писателей и прежде всего на Гофмана, "Щелкунчик" и "Повелитель блох" которого были хорошо известны русскому читателю.

?Вопрос к экскурсантам:

1) чем украшались рождественские ели?

2)Какое значение имели украшения?

Обычно на новогоднюю ёлку вешали всё красивое и блестящее - в знак достатка и изобилия, как пожелание счастья и добра в наступающем году.

Украшают лесную красавицу с тех пор, как стали встречать с ней Новый год. Между прочим, наряжать деревья в праздничные дни — традиция, которой уже много-много веков. Елку поначалу украшали яблоками, лентами, бумажными розами и сладостями. Недаром же первые елки в России, как вы уже знаете, продавались в кондитерских магазинах!

С начала XIX века самыми известными в Петербурге специалистами в кондитерском деле стали выходцы из Швейцарии. Постепенно они завладели кондитерским делом столицы и организовали с конца 1830-х годов продажу елок с висящими на них фонариками, игрушками, пряниками, пирожными, конфетами. Стоили такие елки очень дорого ("от 20 рублей ассигнациями до 200 рублей"), и поэтому покупать их для своих деток могли только очень богатые "добрые маменьки".

Фрукты были в особом почёте. Яблоки являлись главным украшением. Собирая осенью, особо красивые яблочки берегли, специально, к Рождеству. Позже, как украшения, на ёлке появились окрашенные цветными красками яичные скорлупки и позолоченные еловые шишки. Макушки елей украшали ангелочками, флажками или звёздочками.

В 19 веке на Рождественской ёлке появились настоящие игрушки и колокольчики. Деревья украшали красивыми гирляндами и композициями из бумаги. Германия была значительным поставщиком новогодних украшений в мире. Нюрнберг в Баварии экспортировал украшения из металла. Мир увидел уникальные украшения. Это и миниатюрные музыкальные инструменты, и изящные бабочки, и прекрасные звёзды. Даже сосульки, которые делали из серебряной фольги. Рельефные фигурки из бумаги и картона. Цветные шарики появились на рождественских ёлках, как следствия неурожая яблок. Стеклодувы маленького немецкого городка придумали временную замену яблокам. Которые и изображали традиционные яблочки на Рождественской ёлке. Так в Германии появилось стеклодувное производство ёлочных украшений. Надомная промышленность выпускала разного вида стеклянные изделия, разные по форме и цвету. Популярность стеклянных украшений немецких мастеров-стеклодувов настолько выросла, что и по сей день, производятся ёлочные украшения и подарки из тонкого стекла.
В России первая гирлянда электрических лампочек зажглась на рождественской елке в Царскосельском дворце в 1897 году.

Но еще много лет в России было принято делать новогодние украшения своими руками. Дети вместе со взрослыми клеили бумажные гирлянды, золотили (с помощью тончайших листочков сусального золота) орехи и шишки, придумывали себе маскарадные костюмы. Когда праздник заканчивался, свечи на елке тушили, и детям разрешалось снять с нее сладости и игрушки.

Игровая переменка:

I вариант: А теперь вспомним детство. Все помнят как в детском саду и в начальных классах мастерили гирлянды из цветной бумаги в виде цепочки? Я предлагаю вспомнить беззаботное детство и немного поиграть. Нужно создать две- три команды по 3 человека. Каждая команда получает набор, состоящий из листов цветной бумаги, ножниц и клея. За ограниченное время (1-2 мин.) участникам необходимо сделать гирлянду- цепочку. Побеждает та команда, цепочка которой будет иметь больше всего звеньев.

II вариант: конкурс «В каких словах растет ель?»
Поочередно вспомните и назовите слова, внутри которых "растет ель". Нужно называть нарицательные имена существительные в начальной форме. Участники по очереди называют слова, тот кто не может назвать слово выбывает из игры.

Слова: метель, карамель, кисель, дельфин, апельсин, писатель, водитель, дельта, учитель, карусель, пепельница, мебель, ущелье, бездельник, капель, портфель, мель, цель, панель, рельс, новоселье, картофель, мельница, пельмень, понедельник и др.

Таким образом, концу XIX столетия ёлка становится в России обычным явлением... Заготовка ёлок начиналась за неделю до Рождества. Для лесников и крестьян из пригородных деревень их продажа стала одним из сезонных заработков.

Продавались деревца в самых многолюдных местах: у гостиных дворов, на площадях, рынках. Ёлки предлагались на любой вкус: маленькие, разукрашенные искусственными цветами, ёлки-великаны, которые гордо высились во всей своей естественной красе, и никогда не видавшие леса искусственные ёлки-крошки, неестественно яркая зелень которых сразу же бросалась в глаза. Торговали ёлками и многие лавки — зеленные, молочные и даже мясные, где деревья выставляли у входа, часто уже поставленные на крестовины.

?Вопрос к экскурсантам: с чем у вас ассоциируется ёлка? без кого не обходится не один новогодний праздник?

Верно, это Дед Мороз. 

?Вопрос к экскурсантам: как вы думаете, сколько лет Деду Морозу?

Нам кажется, что этот добрый старик с белоснежной бородой, друг детей и лесных зверей, пришёл к нам давно, как и другие известные герои русских сказок. Но на самом деле он самый молодой из русских сказочных героев. Добрым Дедом Морозом, символом новогодних праздников, он стал примерно 100-150 лет назад.

Представьте себе, что предками Деда Мороза в одних странах считают "местных" гномов. В других средневековых странствующих жонглеров, которые распевали рождественские песни, или бродячих продавцов детских игрушек. Существует мнение, что среди родственников Деда Мороза значится восточнославянский дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз – сильный и злой старик, хозяин снежных полей и лесов, который приносил на землю холод, снег, метели. Его называли по-разному: Мороз, Морозко, а чаще, с уважением, по имени-отчеству: Мороз Иванович. В те времена он редко дарил подарки, наоборот, люди, которые верили в его силу, дарили подарки ему, чтобы он стал добрее. Когда на Руси начали встречать Новый год зимой, в ночь с 31 декабря на 1 января, Дед Мороз стал главным героем нашего праздника. Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое.

    Но среди предков старца был, оказывается, и вполне реальный человек. В IV веке жил в турецком городе Мира архиепископ Николай. По преданию, это был очень добрый человек. Так, однажды он спас трех дочерей бедствующего семейства, подбросив в окно их дома узелки с золотом. В средние века твердо установился обычай в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. После введения нового календаря святой стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год.

Игровая переменка:

Вы знаете, что в разных странах Деда Мороза называют по-разному. Я предлагаю вам интересную игру. Необходимо разбиться на команды. Каждая команда получает два конверта: один с надписью «страна», другой с надписью «имя». За ограниченное время (1,5 -2 мин.) участникам необходимо правильно сопоставить страну и принятое в ней имя новогоднего деда.

Третий экскурсовод:

История поздравительной открытки:

В завершающей части нашей экскурсии я бы хотела познакомить вас таким атрибутом любого праздника, как открытка.

Появление открытки во многом было вызвано сугубо практическими надобностями, да и сегодня она, не утратив своей первоначальной функции, является одним из видов почтовой связи, хотя и мало распространенным по причине наличия более скоростных вариантов передачи информации. Открытка, или, если говорить правильно - открытое письмо, либо, как ее иногда называли в конце XIX - начале XX века, «артистическая карточка» (от англ. artast - художник) не имеет определенной даты происхождения. И хотя единой даты появления открытки не существует, поскольку в каждой из стран этот путь был различным, однако уже конец XIX века оставил нам немалое число прекрасных образцов данного жанра, и потому это время вполне обоснованно можно назвать периодом расцвета искусства открытки.


Итак, давайте посмотрим на некоторые из сохранившихся документальных свидетельств, касающихся жизни этого жанра, в сегодняшней терминологии отнесенного к графическому дизайну. Одно из первых упоминаний о поздравительных открытках относится к 1777 году, когда «Парижский почтовый альманах» поместил сообщение о том, что по почте пересылаются как приветствия и поздравления на самые различные случаи гравированные карточки с текстом. Автором этого изобретения называется гравер Демезон. Сами открытки этого периода до наших дней не дошли. Тогда же, в XVIII веке, гравированные карточки типа современных визитных впервые появляются в России.


Рисунки непосредственно на самих почтовых карточках впервые появились в Англии, где в начале XIX века широко распространился обычай рассылать поздравительные рождественские карточки, первая из которых была создана в 1794 году художником Добсоном и представляла собой рисунок с изображением зимнего пейзажа и семейства, расположившегося около елки. Художник послал эту самодельную карточку своему другу, и тому она очень понравилась. В 1795 году Добсон напечатал несколько десятков таких рождественских карточек и разослал их своим знакомым. А в 1800 году нашелся предприниматель, организовавший продажу таких карточек. Это был первый случай торговли открытками. Позднее, в начале XIX века диапазон выпускаемых открыток расширяется, и к рождественским добавляются новогодние.

Поздравительные открытки начинают печатать во многих европейских странах. Становится модным по случаю праздников рассылать открытки, вложенные в конверт, но надписывать их не было принято. В России текст на открытках (обычно английского или французского производства) наносился в мастерских заранее и покупатели выбирали не только изображение, но и надпись. Стоили открытки дорого. Почтовую бумагу, а с 1830-х годов и конверты, могли себе позволить и небогатые люди, но вот открытки были привилегией состоятельных. Цены на открытки даже в начале нашего века колебались от 3-5 копеек за черно-белые до 5-10 копеек за цветные, а простенькие фотооткрытки шли по 1 копейке.

История поздравительных открыток в России. Праобразом отечественных поздравительных открыток можно считать популярные среди русского народа лубочные картинки. Как правило, на лубке изображалось счастливое семейство с главным новогодним подарком — тугим мешочком с деньгами. Отходя от изображения лубка, художники стали рисовать «художественные» открытки с традиционными русскими новогодними пейзажами — заснеженными еловыми лесами и изображением церквей: в русском народном сознании Новый год был неразрывно связан с Рождеством, а значит — с красивыми торжественными службами и обрядами. По одной из версий, первым создал русскую новогоднюю открытку художник Николай Каразин, и произошло это в 1901 году.

Поначалу открытки привозились из-за границы, главным образом, из Германии и Англии. Причем предприимчивые купцы выбирали, как правило, открытки без готовых поздравительных надписей. Поздравления на русском языке впечатывались уже на месте, что не могло не сказаться на стоимости. Она получалась такой, что открытки являлись вполне самостоятельным подарком. К тому же, они были очень красивые. Были экземпляры, например, со снегом из борной кислоты, который искрился, как настоящий. Со временем стали выпускаться карточки, на которых был только контур рисунка, который полагалось раскрасить самостоятельно. Не удивительно, что во многих домах открытки собирались в специальные альбомы.


В России в 1871 году Почтовое ведомство выпустило первые «открытые письма» . На лицевой стороне располагались оттиск российского герба и марки, здесь же писали адрес, а на обороте - текст.

Первые рождественские открытки были выпущены с благотворительной целью Петербургским попечительным комитетом о сестрах Красного Креста (Община святой Евгении) для получения дополнительных средств на содержание больницы, амбулатории и курсов сестер милосердия. К рождеству 1898 года Община св. Евгении издала серию из десяти открыток по акварельным рисункам известных русских художников Билибина, Маковского, Бакста, Рериха, Бенуа, И хотя на перечисленных выше открытках не было утвердившейся в последующем надписи «С Рождеством Христовым!», они были и по замыслу издателей, и по сюжетам рисунков первыми русскими рождественскими открытками. Рождественский праздник, отмечавшийся 25 декабря (старого стиля), был близок по времени к Новому году, и поэтому рождественские открытки часто использовались и для новогодних поздравлений.

Но, конечно, Община св. Евгении была далеко не единственным производителем открыток, в России возникло множество крупных и мелких издательств, благодаря чему ассортимент российских открыток считался одним из самых разнообразных в Европе.

Открытки дореволюционной России не уступали в мастерстве зарубежным, а порою и превосходили их. Невозможно было описать разнообразие существующих в то время «почтовых карточек». В каталогах издательств того времени можно прочесть перечисление множества видов открыток, таких как: «рельефные изящной работы», «блестящая эмаль», «глянцевые», «эмаль с золотом», «аристократические на лучшем полотняном картоне в стиле модерн», «бромосеребряные», «плюшевые», «настоящие гравюрные с золотым обрезом». Для России открытки стали практически особым способом искусства. Ими украшали интерьер, их вставляли в специальные альбомы.

После революции кончилась светская жизнь новогодней открытки — она стала символом политического строя. Любые напоминания о Рождестве запрещались — под страхом уголовного преследования из домов исчезали новогодние елки, не было новогодних открыток, а при возобновлении новогодней традиции почти на всех открытках рисовались кремлевские звезды. Этим подчеркивалось, что наступление Нового года приходит не со звоном церковного колокола, а под бой кремлевских курантов. Новогодняя открытка была средством пропаганды — во время освоения космоса Дед Мороз не ехал на тройке, а летел на самолете или космической ракете, во время антиалкогольной кампании исчезли все открытки с шампанским и вообще любыми бокалами.

Но особую агитационную роль новогодняя поздравительная открытка сыграла во время Великой Отечественной войны, когда она и вернулась после нескольких десятилетий запретов. Это были не простые новогодние открытки с привычным пожеланием счастья. «Новогодний привет героическим защитникам Родины!» — таким было новогоднее поздравление. Под стать ему — и пожелание: «Воин Красной Армии! Бери пример с героев Гражданской войны! Сам будь героем!». А в качестве изображения на открытках были помещены портреты героев, с которых следовало брать пример: Чапаев, Щорс и Котовский. С другой стороны этой военной открытки был еще один призыв — «С Новым годом, товарищи бойцы, командиры и политработники! Во имя Родины вперед, на полный разгром врага!» Эта открытка была выпущена в Москве в 1941 году.






Подлинный расцвет советской новогодней открытки наступил в 60-х годах. Увеличилось количество сюжетов, появились такие мотивы, как освоение космоса, борьба за мир. И только несколько позже вернулись на свои привычные места Дед Мороз и Снегурочка.

С конца 90-х в России и других странах Европы появились новое модное веяние связывать приход Нового года с соответствующим году животным персонажем китайского гороскопа .Несмотря на то что Китайский Новый Год обычно наступает гораздо позже — в начале февраля. Символ наступающего года в основном изображался на открытках.

?Вопрос к экскурсантам: знаете ли вы свой знак по восточному гороскопу?

ОБЕЗЬЯНА


1980
1992
2004
2016

ПЕТУХ


1981
1993
2005
2017

СОБАКА


1982
1994
2006
2018

КАБАН
(СВИНЬЯ)

1983
1995
2007
2019

КРЫСА


1984
1996
2008
2020

ВОЛ
(БЫК)

1985
1997
2009
2021

ТИГР


1986
1998
2010
2022

КРОЛИК
(КОТ)

1987
1999
2011
2023

ДРАКОН


1988
2000
2012
2024

ЗМЕЯ


1989
2001
2013
2025

ЛОШАДЬ
1990
2002
2014
2026

ОВЦА
(КОЗА)

1991
2003
2015
2027



Первый экскурсовод:

Вновь вернёмся к празднованию Нового года в России. Наступил ХХ век. До свержения с престола династии Романовых традиции существенно не изменились. Но революция 1917 года изменила ход истории, повлияла на все сферы жизни общества.

?Вопрос к экскурсантам:

- что изменилось в традициях празднования Нового года?

- как и когда появилось такое явление как «Старый Новый год»?

Само название этого праздника указывает на его связь со старым стилем календаря, по которому Россия жила до 1918 года, и перешла на новый стиль указом В.И. Ленина. Так называемый Старый стиль – это календарь, введенный в действие еще римским императором Юлием Цезарем (юлианский календарь). Новый стиль – это реформа юлианского календаря, предпринятая по инициативе Папы Римского Григория XIII (григорианский, или новый стиль). Юлианский календарь с точки зрения астрономии был не точным и допускал ошибку, которая с годами накапливалась, что в результате выливалось в серьезные отклонения календаря от истинного движения Солнца. Поэтому григорианская реформа в какой-то степени была необходима
Разница между старым и новым стилем в XX веке составляла уже плюс 13 дней! Соответственно, день, бывший по старому стилю 1 января, в новом календаре стал 14 января. И современная ночь с 13 на 14 января в дореволюционные времена была новогодней ночью. Таким образом, отмечая Старый Новый год, мы как бы приобщаемся к истории и совершаем дань времени.
Это было тяжелое время и для Петрограда, и для всей России. В 1918 году в городе умерло 64150 человек. В середине декабря 1918 года петроградцы ели в основном редьку да осклизлую селедку. Хлеба не было вовсе. Новый год встретили уныло. Большинство так и не поняли, праздновать его по старому или по новому стилю.

В 1919 году новые власти отменили и Рождество, и Новый год. Бывшие праздники превратилось в обычные рабочие дни. Елка была признана «поповским» обычаем. «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов !» - писали детские журналы. Но во многих семьях Новый Год продолжали устраивать, хотя и делали это с большой осторожностью - елку ставили тайно, плотно занавесив окна. Вероятно, именно в те годы Новый год в России стали отмечать не маскарадами и плясками, а застольем. Ведь праздновать приходилось тайно, чтобы не разбудить соседей. Так продолжалось до 1935 года. В 1935 году «высочайшая директива» изменилась. Выяснилось, что Новый Год - это чудесный праздник, который может к тому же лишний раз свидетельствовать о достижениях страны Советов.

В голодные сороковые годы Новый год встречали водкой, вареной картошкой и селедкой, украшенной колечками лука.

С 1947 года день 1 января снова стал «красным днём календаря», то есть нерабочим. В пятидесятые жить стало веселее. Праздновать Новый год уже не считалось предосудительным. И собираться стало можно не только узким кругом, но и большой компанией. Танцы и маскарады были практически полностью исключены из новогодней программы: в тесных квартирах приходилось выбирать: либо стол, либо пляски. С появлением в советских семьях телевизоров стол победил окончательно. На Новый год телевидение всегда готовило обширную развлекательную программу: особенно популярны были ежегодные «Голубые огоньки». Позже стали появляться специальные «новогодние» фильмы. В 63 году снова начались перебои с продуктами. В связи с неурожаем были введены талоны на муку. Тогда в Ленинграде появились «хрущевские батоны», цвет которых приближался к синему. Из-за нехватки муки «фирменным» блюдом новогоднего стола 63 - 64 года стал «хрущевский пирог» - из батона вынималась мякоть, внутрь закладывалась начинка, и все это запекалось в духовке.

Однако настоящая эпоха дефицита началась в середине 70-х. Впрочем, на новогодних столах это практически не отразилось. Несмотря на то, что полки в магазинах были пусты, запасливые ленинградцы берегли к празднику дефицитные товары: банки с рыбными консервами, тушенку, консервированные болгарские овощи, вина, шампанское. К празднику на предприятиях обычно «выкидывали» продуктовые наборы: колбасу, сыр, майонез. Сложилась парадоксальная ситуация: в магазинах царило запустение, однако на праздничных столах было полное изобилие.

В 80-х годах, в эпоху Горбачева, ситуация с продуктами практически не изменилась.

В 1991 году, с началом ельцинской эпохи, после почти 75 летнего перерыва, в России вновь стали праздновать Рождество Христово. 7 января было объявлено нерабочим днем: по телевизору показывали рождественские службы и объясняли россиянам, как следует проводить святой праздник. Однако традиции встречи Рождества в России были уже утеряны. Несколько поколений советских людей, воспитанных в духе атеизма, не понимали ни сути, ни формы этого праздника. Впрочем, дополнительный выходной приняли с удовольствием. Возрождение празднования Православного Рождества в России в каком-то смысле поставило под угрозу многолетнюю «советскую» традицию встречи Нового года. 31-го декабря начинается последняя неделя перед Рожеством: по христианским канонам это время покаяния, воздержания и молитвы. И вдруг посреди строгого поста по сложившейся «светской» традиции накрываются самые пышные и самые вкусные столы. О каких «традициях празднования Рождества» может идти речь? Неизвестно как в будущем разрешится этот парадокс, возникший из-за нежелания русской церкви переходить на «новый стиль». Пока противостояние между светской и церковной традиции уверенно выигрывает Новый год, который уже много лет удерживает позицию любимого семейного праздника россиян.

Вывод

В заключительной части экскурсовод интересуется есть ли вопросы у участников экскурсии, прощается с экскурсантами.
Список используемой литературы и web-ресурсов

Источники по истории Нового года:

  1. http://www.russianelka.ru/winrus/newyear/history.html

  2. http://www.mirpoz.ru

  3. www.bg-znanie.ru

  4. http://historic.ru/news/item/f00/s15/n0001587/

  5. http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2088/3939.htm

  6. Макаренко А.А., 1913, с.47

  7. Обрядовая поэзия, 1989, № 66, с.88

  8. Русское народное творчество в Башкирии, 1957, с.141

  9. Солодовников Д.Д., 1916, с.102

10)Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Вып. 1.. 1837. М

11) Терещенко А.В. Быт русского народа. Вып. I-VIII. 1847-1848. М.

12)Чичеров В.И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI-XIX веков. (Очерки из истории народных верований). М. 1957.

Источники по истории рождественской и новогодней открытки:

  1. www.mirpoz.ru/ru/publications/history/

  2. www.polinets.narod.ru

  3. www.forkids.ru

  4. Анна Ларина. История Москвы в почтовой открытке. Москва.2010

  5. www.cards.flagmana.net

Источники по истории превращения ели в рождественское дерево:

  1. http://ladushki.info/

  2. http://www.cdt4.ru


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации