Шпоры по курсу Методика музыкального воспитания - файл n1.doc

приобрести
Шпоры по курсу Методика музыкального воспитания
скачать (323.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc324kb.08.07.2012 16:15скачать

n1.doc

  1   2   3

2. Реформа муз воспитания в совр школе

РФеформе подвергаются все формы и сто­роны муз образования. Цели уточняются в связи с профилем образования (общеэсте­тич обучение; проф направленное обуче-ние; обучение на основе муз-коррекц, муз-терапевтической педагогики, направленное на разра­ботку компенсирующих и терапев-тических программ для детей с нарушения-ми психо­эмоц сферы, вызванными небла-гоприят­ными внутр/внешними условиями развития). Реформируются прин­ципы, ме-тоды, задачи муз образования, реформи­руются оценки, внеклассные формы рабо-ты. Реформа проходит, опи­раясь на тео-ретич и практич опыт в сфере педагогики. Сущ концептуальные идеи, тенденции в разви­тии образования, на основе которых появ­ляются новые программы. В Беларуси – концепция авторского коллектива под руко­водством Гришанович, в России – Шко- ляр, Крицкая, Абдулина, Алиев, концепция Медушевского. Идеи: всепроницающее на-чало соц педагогики в жизнь общества, соц-воспитательный эффект; изменение струк-туры образования: из информационной она становится культурологической, смысло­вой; возрастает роль предметов худ цикла (понимание важности воспитания средст­ -

3.Цель и задачи муз восп на совр этапе

Сегодня в в Бел сущ 2 сферы муз образ: проф (курируется мин-вом культ) и общее (-//- образования). Целью общего муз образ принято считать развитие муз культ уч-ся как части их общей дух культуры. Понятие муз культ уч-ся чрезвычайно объемно и им разн трактовку. Кабалевский подчеркивает значение муз грамотности в широком смыс-ле этого слова как основы,без кот муз культ не может сформироваться. Такой подход к целевым установкам общего муз образ при знается практически всеми отеч педагогами-музыкантами. Отеч муз образ предполагает разнообразие подходов и путей воспитания муз культ уч-ся. Музыка ни в коем случае не должна отрываться от жизни реб, его внутр мира, личного опыта, окружающей его действительности.

С 2008г муз восп (обуч музыке) в Бел осущ-ся в 1-4 кл. Цель обучения уч предмету Му зыка – формирование муз культуры уч-ся как части их общей дух культ. Задачи вклю-чают: воспитание любви к музыке; освоение муз иск-ва посредством овладения муз зна-ниями, слушат и исполнит умениями, приобретения опыта самостоятельной муз-творч деят-сти; воспитание эстетич чувств и формирование худ вкуса; развитие муз

4. Муз-пед концепция Б. В. Асафьева

Борис Владимирович Асафьев (1884-1949) – выдающийся русский музыковед, комп, муз деятель, нар артист СССР, академик. Среди его сочинений 10 опер, 27 балетов (Пламя Парижа, Бахчисарайский фонтан Кавк пленник и др.), 3 симфонии, ансамбли, пьесы и многие др пр-ия. Он автор крупных работ по истории русской муз культуры и зарубежной музыки, проблемам теории му-зыки, статей по ? муз образования и просвещения. Для Ас. ? муз просвещения и образования – ведущие ? всей его практики. Ч/з просвещение он хотел все лучшее в муз иск-ве прошлого и настоящего сделать подлинным достоянием народа. Потому его интересовали такие ?. как организация муз-просветительской работы среди широких масс, ее содержание и методика проведения. Целую группу статей середины 20-х Ас. посвятил проблеме муз воспитания в школе. В них он говорил о необходимости развития у уч-ся эстетич восприятия муз иск-ва и понимания его глубокой соц значимости; о большой роли метода наблюдения, а не обучения; о необходимости стимулировать развитие у детей муз-творч реакций на услышанное; о необходимости вызывать у детей творч интерес и воспи-

5. Б.Л. .Яворский и его муз-пед концепция

Болеслав Леопольдович Яворский(1877-1942) пианист, комп, исследователь в обл теории и ист музыки, педагог-новатор. Соз- дал обобщающую муз-теоретич систему: те орию муз мышления. По его мнению, осн пед задачей явл не учить, а научить мыслить. Главным во всей пед деят-сти Яв. счи тал нахождение путей форм-ия творч способностей уч-ся. Важной в методике Яв явл идея поэтапности форм-ия муз восприятия и муз творчества. Кажд этапу придается б значение: 1 накопление муз впечатлений; 2 спонтанное выражение творч начала в зрит, сенсорно-моторных и реч проявлениях; 3 импровизирование(двигательное, муз, лит-речевое); 4 создание оригинальных композиций (муз, изобразительных, пластичных, лит), являющихся отражением к/либо худ впечатления; 5 муз тв-во (сочинение песен, несложных пьес для ф-но). В процессе поисков построения урока определились 3 вида работы, кот взаимодополняли др др и составляли единый метод, раз вивающий процесс сознат освоения муз языка, законов развития муз мысли, воспитания творч начала, заложенного в психике реб: слушание музыки, хор пение, движение под музыку. Яв подбирал доступный

6. Историч становление МВ в I пол XX в

Понятие МВ имеет 2 осн значения: общее муз образ школьников, кот осущ-ся на уро-ках музыки в общеобр шк и направлено на форм-ие муз культ уч-ся посредством эмоц восприятия пр-ий, ознакомления с осн жан-рами и элементами муз выр-сти, обуч муз грамоте без овладения муз инстр, и проф обуч в учр внешк или доп образования. Это в 1 оч, муз шк, задачей кот явл обуч игре на муз инстр и более глуб постижение всех сторон муз иск-ва. До революции МВ не бы-ло массовым, гос-во не принимало в этом участия. Муз культ была элитарной, недоступной большинству слоев общ-ва, т.к. обуч музыке было оч дорогим, велось частным педагогом на дому (детей обуч музицированию, пению, игре на к/либо инстр). После 1917 г происх изменения. В 1918 г появ Дек ларация о всеобщем труд образ. Обязательными стали предметы эст свойства - ритмика, пение, рисование, музыка. Вместо существовавших ранее разрозненных школ появ единая 2хступенчатая система образ (нач шк - 5 лет, старшая шк - 4 года). Был создан МУЗО (муз отдел), появл программы обуч, требования к преподавателям в муз шк и общеобр уч заведениях. Среди осн требований к педагогу - развивать у де-

8. Система муз воспитания Кабалевского

Кабалевский (1904-1987) - комп, педагог, профессор, доктор искусствоведения; возглавлял комиссию по муз-эстетич восп д и юношества, основатель и гл редактор журн Музыка в школе. Гл место в тв-е К. принадлежит симф и оп музыке (оп Кола Брюньон, военная оп Семья Тараса, оперетта Весна поет, оратория Реквием, Патетич увертюра); писал муз к драм спект, для кино, радиопос-

тановок, д пьесы, песни; автор статей по ? эстетич воспитания д и молодежи, муз проблемам современности. Причины, по кот К. начал создавать новые подходы к муз об-

разованию школьников, следующие: низкий уровень массовой муз культ; неудовлетворит состояние муз восп в шк (не было тех-

нич средств, не хватало нотных пособий, проф учителей музыки); устаревшие прогр и методич пособия. В 1973 К. приступил к созданию эксп программы Музыка. Работа длилась оч долго, но сегодня по праву ее можно назвать технологией конца ХХ в Она имеет полноценное концептуальное обоснование и чёткую программу действий, оп-

ред комплекс задач, методич обеспечение. К. подчеркивает значение муз грамотности как основы, без кот муз культура не может сформ-ся. Во всей прогр огромна направ-

9. Система муз воспитания Карла Орфа

Орф (1895 - 1982) – нем комп, педагог, му-зыковед. Целью своей пед деят-сти считал развитие творч потенциала личности реб. О. основал шк особого типа МВ детей на ос нове развития чувства ритма и активного музицирования, в процессе кот осущ-ся муз восприятие. Суть его в синтезе музыки с речью, её ритмич и мелодич стороной. Му-зыка связывается с движением, пантомимой, театрализ игрой. Ведь в реальной жиз ни маленький реб если поет, то обязательно приплясывает и т.д. Основой муз-пед системы О. стало 5-томное собрание «Муз для детей», получившее мир признание. Б внимание в нем уделено гармонии, муз-ритм воспитанию, игре на муз инстр. О. раз работал детский инструментарий: ксилофо-ны, металлофоны, литавры, тарелочки, блокфлейты разн диапазона. Комп также рекомендовал шир использовать в занятиях природные инстр - руки и ноги детей для создания всевозможных звук эффектов. От ф-но, как от аккомпанирующего инстр, О. отказался: находить ритмы каждого инстр должны сами дети. Самой сильной стороной системы О. явл её эстетико-пед направленность на развитие творч инициативы детей на основе спец разработанного

10.Система муз воспитания Золтана Кодая

Золтан Кодаи (1882-1967) - венг комп, музы ковед-фольклорист, педагог, муз-обществ деятель. Один из основоположников венг комп школы ХХ века. В муз тв-ве опирался на венг муз фольклор, собиранием, исследованием и обработкой которого занимался с 1905 г. Участвовал во многих фолькл экс-педициях, записал около 3500 нар напевов и танц мелодий. Долгие годы сотрудничал с Бартоком; вместе с ним открыл древнейший пласт венг муз фольклора, основанный на пентатонике, установил его финно-угорское происхождение и связь с фольклором родственных народов Поволжья. Ми-ровую известность Кодаи как композитору принесли Венгерский псалом и комическая опера на темы венг нар легенд Хари Янош.

В основе системы К.одаи лежит знание им универсальной роли хор пения. Он разработал систему обуч по нотам на основе ре-лятивной (ладовой) сольмизации. В этой системе используются буквенные названия звуков, применяются условные обозначения длительностей (ти – восьмые, та – чет-верти) и ручные знаки (опред движения рукой, обозначающие каждый звук).

Осн моменты концепции К.: музыка должна играть центр роль в деле воспитания; зада-

11. Бел программы и учебники по музыке

Учебник по музыке отвечает требованиям прогр, явл на уроке наглядным и опорным мат-ом, им целью поддержание и развитие инт уч-ся к муз ур. Вх в состав уч-методич комплекса, кот сод в себе программу (в ней–календ планы, поурочный муз мат-ал, методич разработки), нотные и фонохрест, тематич слайды, таблицы и методич лит-ру. Функции: опорный и наглядный мат-ал, поддержание и развитие инт уч-ся к муз урокам. 1 Гришанович, Ященко, Александрова. Экс перимент программа Искусство (для работы с детьми 6-летнего возр). 2 Од на из совр программ (предпоследняя) по музыке для общеобр школ в РБ была утверждена в 2004 г. Научный рук-ль программы Гришанович, авторы Александрова, Боровик, Лепешкин, Суханова, Ященко. (Отечеств вариант системы Кабалевского, кот выражена в разных видах практич деят-сти на уроках: пении, импровизации, игре на элементарных инстр, движении, слушании. Эти и другие виды деят-сти вкл детей в осмысленный процесс выразит интонирования). 3 Программа 2008 г (последняя) ори ентирована на приобретение уч-ся ключевых муз знаний и умений, приобретение опыта творч деят-сти и эмоц-ценностных

12-13. Общедид и специфич принципы в МВ

      1. Принцип – это руководящая идея, осн пра-

      2. вило, которым учитель руководствуется в своей деят-сти. Общедидактические принципы: научности (подразумевает изучение закономерностей муз иск-ва, теоретических знаний о музыке); доступности (требует учета возр развития уч-ся, анализа материала с т зр их возможностей, чтобы дети не испытывали интеллект, моральных и физич перегрузок); наглядности («золотое правило дидактики» по Коменскому); прочности и действенности результатов муз обуч (проявл во время заключительного урока-концерта); единства восп, обуч и раз-

      3. вития уч-ся; творческой активности учителя и уч-ся (познание музыки есть творч процесс; только творя на уроке можно в полной мере осознать закономерности и специфические особенности музыки); связи муз обучения с жизнью (Кабалевский сказал, что «изучая музыку, ребята уже с 1 кл должны понять, что они изучают жизнь, что музыка – это сама жизнь». Специфические принципы или принципы муз образования: художественности (гл принцип иск-ва. Он раскрывается в специфике урока музыки и муз образования в целом: в творч хар-ре муз-познават деят-сти, в образной форме

14. Совр урок музыки, его типы и структура

Урок – это такая форма организации уч ра-

боты, при кот занятия проводятся по опред прогр, твердому расписанию, с одной группой уч-ся под рук-вом учителя. Цель У му-

зыки: воспитание муз культ уч-ся. Для * хар-на гибкая структура его построения с разнообразием худ образов, видов муз деят-сти и эмоц-смысловой драматургией. Сущ У (типы): объяснения уч мат-ла, фор-мирования и закрепления ЗУНов, обобщения, повторения темы; У контроля, проверки и оценки, комбинир У, заключит У-кон-церт (цель – наглядно продемонстрировать достигнутый уровень муз культуры уч-ся). В наст время появл новые типы: монографические, интегрированные, панорамные, пробл и творч У, У -исследование, -игра, -беседа, -спектакль, -турнир, -экскурсия, -путешествие, -сказка. Совр У музыки строится не путем сопоставления самостоятельных видов деят-сти, а по принципу эмоц драматургии, контраста и сходства худ-пед ситуаций, т е, ключевые знания усваиваются на контрастных муз образах и в разл видах муз деят-сти (пение, слушание, движение, просмотр муз пограмм, муз викторина, игра на муз инстр, беседа). При этом целостность У создается не только

15.Внеклассные формы работы по МВ

* - это продолжение учебной работы каждого учителя. * по МВ проводит учитель музыки. В наст время наблюдается тенденция сокращения часов, даже периодов обуч предметов худ-эст цикла. Поэтому имеет место обратить внимание на развитие разл форм и видов *, в основе которых - МВ и муз развития уч-ся в соответствии с их инт. Учитель, занимаясь с заинтересованными уч-ся, имеет больше возможностей приобщить их к музыке. Сущ массовые и кружковые формы внекл работы. Массовые охватывают большое кол-во уч-ся в организации и проведении разл рода мероприятий. Это могут быть праздники, фестивали, дис-

котеки, тематич вечера, муз гостиные, конц, лекции-конц, экск, балы, смотры, игры, вик-

торины, выставки и т.д. По плану на уч год массовых муз мероприятий не должно быть очень много – не чаще одного раза в месяц, обычно это 3-6 форм работы на год для класса. Кружковая работа в школе тре-

бует не просто планирования, а четко орга-

низованного уч процесса, подобно урочному. Перечень возможных кружков: хор, вок группа или ансамбль, инд обучение пению, эстрадное пение, фолькл кружок, разл орк, муз театр, клуб любителей музыки, беседы
  1   2   3


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации