Курсовая работа - Исследование стресс-факторов в профессиональной деятельности - файл n1.docx

Курсовая работа - Исследование стресс-факторов в профессиональной деятельности
скачать (65.1 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx66kb.29.05.2012 23:30скачать

n1.docx

  1   2   3   4   5   6   7   8

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт градостроительства, управления и региональной экономики

Кафедра «Социальных технологий»

КУРСОВАЯ РАБОТА
Исследование стресс-факторов в профессиональной деятельности
Выполнил:

Ст-т гр. ИС05-02

И.С. Бобко

Проверил:

А.А. Машанов
Красноярск 2009

Оглавление


Введение 3

Раздел 1. Теория 7

1.1 Экспериментальная психология как наука 7

1.2 Понятие и учение о психологическом стрессе 12

1.2 Виды и формы проявления стресса 16

Раздел 2. Профессиональные стрессы и общие закономерности их проявления 21

2.1 Общая характеристика профессионального стресса 21

2.2 Социально-психологические факторы, влияющие на развитие профессионального стресса 26

Раздел 3. Диагностика стресс-факторов, характерных для работников предприятия и их стрессоустойчивости. 29

3.1 Методика и процедура проведения исследования 29

3.2 Результаты проведения исследования 30

Выводы 35

Литература 37


Введение


Актуальность проблемы. Современная профессиональная и социальная активность субъекта труда становится в условиях глобализации все более насыщенной многочисленными связями и отношениями. Современному профессиональному миру характерны высокий динамизм, интенсивность взаимодействия людей в социальной и профессиональной среде, увеличение мощности и масштабы которых создают новые для человечества стрессогенные факторы.

Трудовая деятельность многих профессий часто проходит в условиях, требующих усиленного расхода внутренних резервов человека. Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся в неблагоприятных условиях жизнедеятельности, является стресс. Длительные значительные перегрузки без достаточных условий полного восстановления сил, социальная, коммуникативная депривация оказывают наиболее неблагоприятное воздействие на субъекта, иногда полностью дезорганизуя его деятельность. При продолжительном и комбинированном влиянии комплекса таких факторов с большой долей вероятности можно ожидать появления ряда выраженных функциональных и психических сдвигов, ухудшения работоспособности, снижения качества работы, т.е. феномена, получившего в литературе название профессионального стресса. Негативное влияние факторов профессионального стресса привело к тому, что в настоящее время профессиональный стресс выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10).

Это состояние сложное по своей природе, имеет психофизиологический, личностный и социальный аспекты рассмотрения. По мнению специалистов, к профессиональному стрессу приводит перегрузка человека работой, недостаточно четкое разграничение его полномочий и должностных обязанностей, неадекватное поведение коллег и даже долгая и выматывающая работа на службу и обратно, не говоря уже о недостаточной оплате труда, однообразной деятельности или отсутствии карьерных перспектив. В ходе недавно проведенного опроса в 15 странах Европейского союза 56% рабочих отмечали высокие темпы работы, 60% - жесткие сроки их выполнения, 40% - ее монотонность, свыше трети опрошенных не имели возможности оказать какое-либо влияние на порядок выполнения заданий.

Теоретико-методологической основой работы стало изучение работ основоположника понятия о стрессе Г. Селье, отечественных ученых Л.А. Китаева-Смыка "Психология стресса", работ Ю.В. Щербатых, результатов исследований, посвященных стрессу и опубликованных в специальных периодических изданиях.

В отечественной науке до недавнего времени не было специальных тестов для исследования причин профессиональных стрессов, чаще использовались тесты, по выявлению личностых особенностей человека в его стрессоустойчивости (локус контроля, личностная и ситуативная тревожность, конфликтность и др.). Сегодня такие тесты появились и в качестве методики мы использовали методику, предложенную Ю.В. Щербатых Тест на профессиональный стресс (Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. -СПб., 2006).

Однако, многие основополагающие проблемы профессионального стресса, как то, его природа, факторы, влияющие на стресс, остаются мало освещенными. В сложившейся экономической ситуации в России, в условиях экономического и трудового дисбаланса, когда люди в любой момент могут потерять постоянное рабочее место, особенно остро возникает потребность в ислледованиях, напрямую связанных с работоспособностью людей в продолжительных стрессовых ситуациях, в данный момент которой является финансовый кризис. И, всвязи с этим, была сформулирована цель исследования.

Цель исследования: рассмотрение взаимосвязи профессиональных качеств работников предприятия и их стрессоустойчивости.

Гипотеза: для работников с низким стажем причинами производственных стрессов в большей степени являются субъективные факторы, а для опытных работников с высоким стажем – объективные факторы.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать понятие стресса на основе основных теоретических подходов в учении о стрессе.

  2. Проанализировать существующие подходы к изучению профессионального стресса.

  3. Дать общую характеристику видам и формам проявления профессионального стресса.

  4. Дать определение видов профессионального стресса и характеристику основного комплекса стрессогенных факторов.

  5. Провести исследования по выявлению социально-психологических стресс-факторов и оценить уровень стрессоустойчивости работников отдельно взятого предприятия.

  6. Интерпретировать полученные результаты.

  7. Провести обработку полученных данных с применением математико-статистических методов.

Объект исследования: работники строительной организации разного стажа и опыта работы.

Предмет исследования: психосоциальные факторы профессионального стресса в различных профессиональных группах (в зависимости от стажа).

Методы исследования:

В качестве основных и дополнительных методов использовались:


  1   2   3   4   5   6   7   8


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации