Дрюков В.В., Кириллов А.Г. Лабораторный практикум Эксплуатация, ремонт и монтаж технологического оборудования - файл mto Lab 1.doc

Дрюков В.В., Кириллов А.Г. Лабораторный практикум Эксплуатация, ремонт и монтаж технологического оборудования
скачать (1584.6 kb.)
Доступные файлы (11):
mto Lab 1.doc2124kb.18.04.2003 17:19скачать
mto Lab 2.doc3481kb.18.04.2003 18:18скачать
n3.doc102kb.18.04.2003 18:26скачать
n4.doc352kb.21.01.2003 13:24скачать
n5.doc163kb.18.04.2003 18:47скачать
n6.doc303kb.18.04.2003 18:49скачать
n7.doc67kb.21.01.2003 15:41скачать
n8.doc59kb.18.04.2003 19:17скачать
n9.doc80kb.18.04.2003 19:25скачать
n10.doc33kb.18.04.2003 17:04скачать
n11.doc29kb.27.02.2003 15:53скачать

mto Lab 1.doc

  1   2
Лабораторная работа №1

"ИЗУЧЕНИЕ СМАЗКИ МАШИН"
В настоящей лабораторной работе изучаются смазочные материалы и системы смазки машин легкой промышленности.
1.1. Смазочные материалы
Общие сведения. Назначение смазки состоит в том, чтобы отделить одну сколь-зящую поверхность от другой тонким слоем какого-либо вещества, в котором бы происходил сдвиг, в то время как сами поверхности не повреждаются. Процесс скольжения должен происходить с минимально возможным сопротивлением.

Основными смазочными материалами являются: 1) минеральные масла; 2) консистентные смазки, получаемые из нефтяного сырья; 3) газо-жидкостные смеси (масло, воздух).

Требования к смазочным материалам:

1) малая изменяемость показателей качества в процессе работы под влиянием t°, кислорода воздуха и влаги;

2) отсутствие выделения осадков, загрязняющих маслопроводящую систему, поверхности трения;

3) не должны размягчать уплотняющих устройств;

4) не должны вызывать коррозию соприкасающихся с ними метал­лических поверхностей.

Все применяемые в промышленности масла получают из нефти. Продуктами перегонки нефти являются (последовательно по мере по­нижения температуры) соляровое масло, газойль, керосин, лигроин, бензин, мазут. Сырьем для получения масел является мазут.

При второй перегонке (вакуумной) из мазута получают: масля­ные фракции, гудрон или полугудрон. Масляные фракции представляют собой неочищенные масла – дисцилляты. Их очищают от смолы, нафте­новых кислот (кислородные соединения) сернистых соединений, серной кислоты - щелочью, отбеливающими землями и особыми растворителями.

Сернокислотная очистка - удаление смолистых веществ. Щелоч­ная очистка - раствором едкого натра. Нейтрализует нафтеновые кислоты и остатки серной кислоты.

Промывка водой - от остатков щелочи и нафтеновых мыл.

Отстаивание и просушка продуванием воздухом - от воды.

Некоторые масла являются продуктом отработки дисциллятов толь­ко щелочью - их называют выщелоченными. Выщелоченные масла имеют хорошую маслянистость и применяются для ручной смазки.

Отбеливающими землями служат некоторые виды природных глин. Растворителями для селективной очистки служат фурфурол, нитробензол, анилин. Они извлекают из масел парафин, асфальтово-смолистые соединения и т.п.

Свойства масел. Коэффициент динамической вязкости - сила, которая сдвигает со скоростью 1м/с единицу площади 1 м2 относительно другой плоской поверхности, от которой она отделена слоем жидкости толщиной 1 м:

;

где: τ- напряжение, Н/м2 , u - скорость, м/с, z - расстояние, м. Коэффициент кинематической вязкости:

,

где: ρ - плотность жидкости, кг/м3, в технике коэффициент кинематической вязкости измеряется в сантистоксах: 1 сСт = I мм2/с = 10-6 м2/с. Условная вязкость выражается в градусах ВУ50 или ВУ100 - числе, выражающем отношение времени истечения 200 г масла из вискозиметра типа ВУ ко времени истечения такого же количества дистиллированной воды при t = 50°С. Цифры 50 и 100 соответствуют температуре масла при измерении.

Характеристики некоторых масел приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Характеристики смазочных масел

Наименование

Вязкость

Темпе-

Темпе-

Область

масла

кинемат.

сСт

ВУ50

ратура

вспышки

ратура за-стывания

применения

1

2

3

4

5

6

Индустриальное 12 (веретенное 2)

10...14

0,14

165

-30

Шпиндели шлифовальных станков, швейные машины, веретена прядильного оборудования

Индустриальное 20

(веретенное 3)

17…23

0,14

170

-20

Станки малого и среднего размера при повышенной скорости, вентиляторы, насосы (до 1500 об/мин),

электродвигатели

Индустриальное Л (велосит)

4…5,1

1,29-1,4

112 (в закрытом тигле)

-25

Для оборудования с проточной и капельной системой смазки

Индустриальное Т (вазелиновое)

5,1-8,5

1,4-1,72

125 (в закрытом тигле)

-20

Для точных механизмов, работающих с малой нагрузкой (15-20 тыс.об/мин)


Виды смазок. Консистентные смазки.

Консистентные смазки представляют собой минеральные масла, загущенные мылами. Мыла изготавливаются из растительных или живот­ных, иногда синтетических, жиров путем обработки негашенной известью или едким натром.

Салидолы - кальциевые смазки содержат свободную и связанную воду - в воде не растворяются. Применяются в условиях влажной среды при t не выше 55° (без пополнения). При плавлении салидолы теряют воду и распадаются на масло и мыло, после охлаждения свойства не восстанавливаются.

Консталины - натриевые смазки, после расплавления могут за­стывать и вновь использоваться. Легко растворяются в воде, выделяют кислоты и щелочи, вызывающие коррозию металла. Целесообразно применять при высокой температуре и небольшой влажности.

Для консистентных смазок основной характеристикой является температура каплепадения, при которой происходит падение первой капли смазки.

Жидкая смазка применяется при высоких скоростях скольжения. Применение жидкой смазки позволяет создать режим жидкостного трения без соприкосновения металлических поверхностей, а, следовательно, при минимальном износе трущихся поверхностей.

Положительные свойства жидких смазок:

I) низкий коэффициент внутреннего трения (малое сопротивление трению);

2) охлаждающее действие;

3) возможность смены без разборки узла;

4) возможность повторного использования смазки (регенерации);

5) возможность контролирования подачи смазки.

Недостатки: I) легкое вытекание из корпуса, необходимость при­менения надежных уплотнительных устройств; 2) чувствительность к повышению t°  (вязкость с увеличением t° уменьшается).

Консистентная смазка применяется при высоких и средних темпе­ратурах, высоких давлениях, при ударной и знакопеременной нагрузке. Положительные свойства: I) простота смазочных и уплотнительных устройств; 2) простота обслуживания; 3) большой период действия между заправками. Недостатки: I) большой коэффициент внутреннего трения; 2) необходимость разборки узла при смене смазки; 3) невоз­можность повторного использования; 4) изменение свойств при дли­тельном хранении; 5) повышенная стоимость.
1.2. Способы и системы смазки
Классификация способов смазки. Различают индивидуальный и централизованный способы смазки. При индивидуальном способе смазка подводится к каждой трущейся па­ре отдельным независимым устройством. При централизованном способе одно устройство обеспечивает смазку нескольких трущихся пар.

По времени действия смазка бывает периодической и непрерывной. При периодической смазке последняя подается порциями через некоторые сравнительно длительные промежутки времени, устанавливаемые правила­ми эксплуатации или определяемые конструкцией устройства. Непрерыв­ной называется смазка, подаваемая непрерывно или через короткие оди­наковые промежутки времени.

Смазка может подаваться без принудительного давления за счет силы тяжести или капиллярных свойств специальных фитилей и с при­нудительным давлением, создаваемым насосом с механическим или руч­ным приводом.

Смазка может быть использована однократно или многократно. В последнем случае, пройдя через трущиеся поверхности, смазка снова возвращается к ним для повторного использования (это относится толь­ко к жидкой смазке). По характеру циркуляции масла в системе разли­чают проточные и циркуляционные системы. При проточной системе масло после использования не возвращается к трущимся парам. В цир­куляционной системе отработавшее масло многократно возвращается к трущимся парам, предварительно пройдя очистку.
1.3. Устройства для индивидуальной подачи жидкой смазки
Устройства индивидуальной периодической смазки

На рис. 1.1...1.4 показаны конструктивные схемы устройств, подаю­щих смазку без принудительного давления.



Рис. 1.1. Отверстие с раззенковкой



Рис. 1.2. Пресс-масленка под запрессовку



Рис. 1.3. Масленка с откидной крышкой



Рис. 1.4. Масленка наливная с поворотной крышкой
Простейшим устройством является отверстие с расзенковкой (рис.1.1). Смазка заливается в отверстие масленкой. Подача масла неравномерная, поверхности рабо­тают то с избытком, то с недостатком масла. Нет защиты от попадания грязи. На рис. 1.2 показана пресс-масленка под запрессовку с защитой от попадания грязи. На рис. 1.3 приведена конструкция масленки с откидной крышкой, а на рис. 1.4 - масленка наливная с поворотной крышкой. Общий недостаток всех масленок (рис. 1.1...1.4) - необходимость постоянного обслуживания мест смазки.

На рис. 1.5 показана схема устройства для подачи смазки под дав­лением - одноплунжерной масленки с резервуаром.



Рис. 1.5. Одноплунжерная масленка с резервуаром

Подача масла осу­ществляется нажатием на плунжер 1. Масло подается из резервуара к местам смазки через фильтрующую сетку 2. Производительность насо­са за один двойной ход плунжера:

[см2],

где: F - рабочая площадь поверхности плунжера, cм2 ;

S - полезный ход плунжера, см;

η - объемный к.п.д., учитывающий утечки масла через зазор,

η = 0,9...0,95.

Устройства индивидуальной непрерывной cмазки без принудительного давления. Индивидуальная непрерывная смазка без принудительного давления осуществляется устройствами с каплеобразованием - снабженными иголь­чатыми дросселями с фитилями, устройствами, обеспечивающими не­прерывный поток масла (масляные ванны, свободно или плотно сидящие кольца, смазка центробежным способом).

Смазка фитилями. В фитильной смазке используются свойства капиллярности. Фи­тиль состоит из ряда отдельных нитей шерсти или хлопка и представ­ляет собой как бы сифон, подающий масло из резервуара к трущимся поверхностям.

Количество подаваемой смазки пропорционально высоте столба жидкости, измеряемой от конца не погруженной части фитиля до поверх­ности жидкости в сосуде, и обратно пропорционально длине не погру­женной части фитиля и вязкости масла. Экспериментально установлено, что при фитильной смазке уровень масла, находящегося в резервуаре масленки, не должен превышать 50мм, при этом уровне обеспечивается наибольшая подача масла. Хорошо про­сушенный фитиль, состоящий из 25 хлопчатобумажных нитей, в среднем обеспечивает подачу масла в объеме до 1,5 см3/час. Во избежание сильных колебаний в интенсивности подачи масла резервуары фитильных масленок рекомендуется выполнять невысокими, но широкими.

Резервуар может быть встроен в корпус машины, узла, или крепится снаружи на резьбе. Фитильные масленки (рис. 1.6) широко распространены во многих отраслях машиностроения, там, где допускается умеренная и относительно неравномерная смазка.



Рис. 1.6. Масленка фитильная
Эксплуатационные качества масленок зависят от качества материала фитиля. Капиллярное действие фитиля ослабляется при изготовлении его из грубых волокон, пропускная способность воз­растает с увеличением числа нитей, падает - с увеличением скрутки фитиля. Наиболее подходящим для фитильной смазки является масло инду­стриальное 12. Масла с кинематической вязкостью больше 27 сСт для фитильной смазки непригодны. Для обеспечения относительно равномер­ной подачи смазки фитилем необходимо следить за уровнем масла в резервуаре.

Новые фитили перед заправкой желательно испытать на их способ­ность подавать масло в нужном количестве. Рекомендуется применять хорошо просушенные фитили из шерстяных ниток без узлов. Ввиду фильтрации масла фитилем он с течением времени загрязняется, отвер­девает и приходит в негодность, это вызывает необходимость регу­лярной замены фитиля.

Достоинства фитильной смазки: фильтрация масла фитилем, не­прерывная подача масла к рабочим поверхностям, простота конструк­ции масленок.

Недостатки: ограниченная возможность регулирования подачи масла (зависит от уровня его в масленке); необходимость постоянного наблюдения за уровнем, прекращение подачи масла при наличии в нем воды (свыше 0,5%), смол и при плохом качестве фитиля; необходимость специальных устройств, выключающих подачу масла при длительных пе­рерывах в работе.

Смазка подушками (рис. 1.7) является разновидностью фитильной смазки.



Рис. 1.7
Преимущества устройства: простота конструкции, автоматич­ность, надежность в работе при соответствующем уходе. Недостаток: невозможность постоянного наблюдения за состоянием подушек, необхо­димость регулярной промывки и просушки подушек.

Смазка кольцом показана на рис. 1.8.

Рис. 1.8
Достоинства устройства: простота изготовления, отсутствие необходимости постоянного наблюдения, экономичный расход масла благодаря его рециркуляции, авто­матическое включение с началом вращения вала. Недостаток: возмож­ность применения только для горизонтальных валов, вращающихся в одном направлении.

Устройство смазки центробежным способом показано на рис. 1.9.



Рис. 1.9
При вращении вала по стрелке масло засасывается по винтовой канавке и прогоняется через втулку. Возможна циркуляция масла.

  1   2


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации