Дрюков В.В., Кириллов А.Г. Лабораторный практикум Эксплуатация, ремонт и монтаж технологического оборудования - файл mto Lab 1.doc
Дрюков В.В., Кириллов А.Г. Лабораторный практикум Эксплуатация, ремонт и монтаж технологического оборудованияскачать (1584.6 kb.)
Доступные файлы (11):
Смотрите также:- «Монтаж, эксплуатация и ремонт технологического оборудования цеха по варки колбас» (Документ)
- Курсовой проект по модулюпм 21. «Ремонт и монтаж оборудования промышленных предприятий» По дисцеплине «Техобслуживание, ремонт, эксплуатация и монтаж машин и агрега (Документ)
- Монтаж, эксплуатация и ремонт оборудования для переработки полимерных материалов (Документ)
- Лабораторный практикум по специальности Техническое обслуживание и ремонт оборудования предприятий машиностроения (Лабораторная работа)
- Нейштадт Е.Т. Лабораторный практикум по предмету Монтаж, эксплуатация и ремонт электрооборудования предприятий и установок (Документ)
- Буевич А.Э., Буевич Т.В. Эксплуатация, ремонт и монтаж технологического оборудования (Документ)
- Современные кондиционеры. Монтаж, эксплуатация и ремонт (Документ)
- Митин В. Современные кондиционеры. Монтаж, эксплуатация и ремонт (Документ)
- Метoдичка - Монтаж, эксплуатация и ремонт технологического оборудования (Документ)
- Жуйков В.А. Эксплуатация и ремонт оборудования (Документ)
- Боженов Н.В., Семенов К.Д. Ремонт и монтаж оборудования заводов переработки пластмасс и резины (Документ)
- Яцков А.Д., Романов А.А. Диагностика, монтаж и ремонт технологического оборудования пищевых производств (Документ)
mto Lab 1.doc
Лабораторная работа №1
"ИЗУЧЕНИЕ СМАЗКИ МАШИН"
В настоящей лабораторной работе изучаются смазочные материалы и системы смазки машин легкой промышленности.
1.1. Смазочные материалы
Общие сведения. Назначение смазки состоит в том, чтобы отделить одну сколь-зящую поверхность от другой тонким слоем какого-либо вещества, в котором бы происходил сдвиг, в то время как сами поверхности не повреждаются. Процесс скольжения должен происходить с минимально возможным сопротивлением.
Основными смазочными материалами являются: 1) минеральные масла; 2) консистентные смазки, получаемые из нефтяного сырья; 3) газо-жидкостные смеси (масло, воздух).
Требования к смазочным материалам:
1) малая изменяемость показателей качества в процессе работы под влиянием t°, кислорода воздуха и влаги;
2) отсутствие выделения осадков, загрязняющих маслопроводящую систему, поверхности трения;
3) не должны размягчать уплотняющих устройств;
4) не должны вызывать коррозию соприкасающихся с ними металлических поверхностей.
Все применяемые в промышленности масла получают из нефти. Продуктами перегонки нефти являются (последовательно по мере понижения температуры) соляровое масло, газойль, керосин, лигроин, бензин, мазут. Сырьем для получения масел является мазут.
При второй перегонке (вакуумной) из мазута получают: масляные фракции, гудрон или полугудрон. Масляные фракции представляют собой неочищенные масла – дисцилляты. Их очищают от смолы, нафтеновых кислот (кислородные соединения) сернистых соединений, серной кислоты - щелочью, отбеливающими землями и особыми растворителями.
Сернокислотная очистка - удаление смолистых веществ. Щелочная очистка - раствором едкого натра. Нейтрализует нафтеновые кислоты и остатки серной кислоты.
Промывка водой - от остатков щелочи и нафтеновых мыл.
Отстаивание и просушка продуванием воздухом - от воды.
Некоторые масла являются продуктом отработки дисциллятов только щелочью - их называют выщелоченными. Выщелоченные масла имеют хорошую маслянистость и применяются для ручной смазки.
Отбеливающими землями служат некоторые виды природных глин. Растворителями для селективной очистки служат фурфурол, нитробензол, анилин. Они извлекают из масел парафин, асфальтово-смолистые соединения и т.п.
Свойства масел. Коэффициент динамической вязкости - сила, которая сдвигает со скоростью 1м/с единицу площади 1 м
2 относительно другой плоской поверхности, от которой она отделена слоем жидкости толщиной 1 м:


;
где: τ- напряжение, Н/м
2 , u - скорость, м/с, z - расстояние, м. Коэффициент кинематической вязкости:

,
где: ρ - плотность жидкости, кг/м
3, в технике коэффициент кинематической вязкости измеряется в сантистоксах: 1 сСт = I мм
2/с = 10
-6 м
2/с. Условная вязкость выражается в градусах ВУ
50 или ВУ
100 - числе, выражающем отношение времени истечения 200 г масла из вискозиметра типа ВУ ко времени истечения такого же количества дистиллированной воды при t = 50°С. Цифры 50 и 100 соответствуют температуре масла при измерении.
Характеристики некоторых масел приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Характеристики смазочных масел
Наименование | Вязкость | Темпе- | Темпе- | Область |
масла | кинемат. сСт | ВУ50 | ратура вспышки | ратура за-стывания | применения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Индустриальное 12 (веретенное 2) | 10...14 | 0,14 | 165 | -30 | Шпиндели шлифовальных станков, швейные машины, веретена прядильного оборудования |
Индустриальное 20 (веретенное 3) | 17…23 | 0,14 | 170 | -20 | Станки малого и среднего размера при повышенной скорости, вентиляторы, насосы (до 1500 об/мин), электродвигатели |
Индустриальное Л (велосит) | 4…5,1 | 1,29-1,4 | 112 (в закрытом тигле) | -25 | Для оборудования с проточной и капельной системой смазки |
Индустриальное Т (вазелиновое) | 5,1-8,5 | 1,4-1,72 | 125 (в закрытом тигле) | -20 | Для точных механизмов, работающих с малой нагрузкой (15-20 тыс.об/мин) |
Виды смазок. Консистентные смазки.
Консистентные смазки представляют собой минеральные масла, загущенные мылами. Мыла изготавливаются из растительных или животных, иногда синтетических, жиров путем обработки негашенной известью или едким натром.
Салидолы - кальциевые смазки содержат свободную и связанную воду - в воде не растворяются. Применяются в условиях влажной среды при t не выше 55° (без пополнения). При плавлении салидолы теряют воду и распадаются на масло и мыло, после охлаждения свойства не восстанавливаются.
Консталины - натриевые смазки, после расплавления могут застывать и вновь использоваться. Легко растворяются в воде, выделяют кислоты и щелочи, вызывающие коррозию металла. Целесообразно применять при высокой температуре и небольшой влажности.
Для консистентных смазок основной характеристикой является температура каплепадения, при которой происходит падение первой капли смазки.
Жидкая смазка применяется при высоких скоростях скольжения. Применение жидкой смазки позволяет создать режим жидкостного трения без соприкосновения металлических поверхностей, а, следовательно, при минимальном износе трущихся поверхностей.
Положительные свойства жидких смазок:
I) низкий коэффициент внутреннего трения (малое сопротивление трению);
2) охлаждающее действие;
3) возможность смены без разборки узла;
4) возможность повторного использования смазки (регенерации);
5) возможность контролирования подачи смазки.
Недостатки: I) легкое вытекание из корпуса, необходимость применения надежных уплотнительных устройств; 2) чувствительность к повышению t° (вязкость с увеличением t° уменьшается).
Консистентная смазка применяется при высоких и средних температурах, высоких давлениях, при ударной и знакопеременной нагрузке. Положительные свойства: I) простота смазочных и уплотнительных устройств; 2) простота обслуживания; 3) большой период действия между заправками. Недостатки: I) большой коэффициент внутреннего трения; 2) необходимость разборки узла при смене смазки; 3) невозможность повторного использования; 4) изменение свойств при длительном хранении; 5) повышенная стоимость.
1.2. Способы и системы смазки
Классификация способов смазки. Различают индивидуальный и централизованный способы смазки. При индивидуальном способе смазка подводится к каждой трущейся паре отдельным независимым устройством. При централизованном способе одно устройство обеспечивает смазку нескольких трущихся пар.
По времени действия смазка бывает периодической и непрерывной. При периодической смазке последняя подается порциями через некоторые сравнительно длительные промежутки времени, устанавливаемые правилами эксплуатации или определяемые конструкцией устройства. Непрерывной называется смазка, подаваемая непрерывно или через короткие одинаковые промежутки времени.
Смазка может подаваться без принудительного давления за счет силы тяжести или капиллярных свойств специальных фитилей и с принудительным давлением, создаваемым насосом с механическим или ручным приводом.
Смазка может быть использована однократно или многократно. В последнем случае, пройдя через трущиеся поверхности, смазка снова возвращается к ним для повторного использования (это относится только к жидкой смазке). По характеру циркуляции масла в системе различают проточные и циркуляционные системы. При проточной системе масло после использования не возвращается к трущимся парам. В циркуляционной системе отработавшее масло многократно возвращается к трущимся парам, предварительно пройдя очистку.
1.3. Устройства для индивидуальной подачи жидкой смазки
Устройства индивидуальной периодической смазки
На рис. 1.1...1.4 показаны конструктивные схемы устройств, подающих смазку без принудительного давления.
Рис. 1.1. Отверстие с раззенковкой
Рис. 1.2. Пресс-масленка под запрессовку
Рис. 1.3. Масленка с откидной крышкой
Рис. 1.4. Масленка наливная с поворотной крышкой
Простейшим устройством является отверстие с расзенковкой (рис.1.1). Смазка заливается в отверстие масленкой. Подача масла неравномерная, поверхности работают то с избытком, то с недостатком масла. Нет защиты от попадания грязи. На рис. 1.2 показана пресс-масленка под запрессовку с защитой от попадания грязи. На рис. 1.3 приведена конструкция масленки с откидной крышкой, а на рис. 1.4 - масленка наливная с поворотной крышкой. Общий недостаток всех масленок (рис. 1.1...1.4) - необходимость постоянного обслуживания мест смазки.
На рис. 1.5 показана схема устройства для подачи смазки под давлением - одноплунжерной масленки с резервуаром.
Рис. 1.5. Одноплунжерная масленка с резервуаром
Подача масла осуществляется нажатием на плунжер 1. Масло подается из резервуара к местам смазки через фильтрующую сетку 2. Производительность насоса за один двойной ход плунжера:


[см
2],
где: F - рабочая площадь поверхности плунжера, cм
2 ;
S - полезный ход плунжера, см;
η - объемный к.п.д., учитывающий утечки масла через зазор,
η = 0,9...0,95.
Устройства индивидуальной непрерывной cмазки без принудительного давления. Индивидуальная непрерывная смазка без принудительного давления осуществляется устройствами с каплеобразованием - снабженными игольчатыми дросселями с фитилями, устройствами, обеспечивающими непрерывный поток масла (масляные ванны, свободно или плотно сидящие кольца, смазка центробежным способом).
Смазка фитилями. В фитильной смазке используются свойства капиллярности. Фитиль состоит из ряда отдельных нитей шерсти или хлопка и представляет собой как бы сифон, подающий масло из резервуара к трущимся поверхностям.
Количество подаваемой смазки пропорционально высоте столба жидкости, измеряемой от конца не погруженной части фитиля до поверхности жидкости в сосуде, и обратно пропорционально длине не погруженной части фитиля и вязкости масла. Экспериментально установлено, что при фитильной смазке уровень масла, находящегося в резервуаре масленки, не должен превышать 50мм, при этом уровне обеспечивается наибольшая подача масла. Хорошо просушенный фитиль, состоящий из 25 хлопчатобумажных нитей, в среднем обеспечивает подачу масла в объеме до 1,5 см
3/час. Во избежание сильных колебаний в интенсивности подачи масла резервуары фитильных масленок рекомендуется выполнять невысокими, но широкими.
Резервуар может быть встроен в корпус машины, узла, или крепится снаружи на резьбе. Фитильные масленки (рис. 1.6) широко распространены во многих отраслях машиностроения, там, где допускается умеренная и относительно неравномерная смазка.
Рис. 1.6. Масленка фитильная
Эксплуатационные качества масленок зависят от качества материала фитиля. Капиллярное действие фитиля ослабляется при изготовлении его из грубых волокон, пропускная способность возрастает с увеличением числа нитей, падает - с увеличением скрутки фитиля. Наиболее подходящим для фитильной смазки является масло индустриальное 12. Масла с кинематической вязкостью больше 27 сСт для фитильной смазки непригодны. Для обеспечения относительно равномерной подачи смазки фитилем необходимо следить за уровнем масла в резервуаре.
Новые фитили перед заправкой желательно испытать на их способность подавать масло в нужном количестве. Рекомендуется применять хорошо просушенные фитили из шерстяных ниток без узлов. Ввиду фильтрации масла фитилем он с течением времени загрязняется, отвердевает и приходит в негодность, это вызывает необходимость регулярной замены фитиля.
Достоинства фитильной смазки: фильтрация масла фитилем, непрерывная подача масла к рабочим поверхностям, простота конструкции масленок.
Недостатки: ограниченная возможность регулирования подачи масла (зависит от уровня его в масленке); необходимость постоянного наблюдения за уровнем, прекращение подачи масла при наличии в нем воды (свыше 0,5%), смол и при плохом качестве фитиля; необходимость специальных устройств, выключающих подачу масла при длительных перерывах в работе.
Смазка подушками (рис. 1.7) является разновидностью фитильной смазки.
Рис. 1.7
Преимущества устройства: простота конструкции, автоматичность, надежность в работе при соответствующем уходе. Недостаток: невозможность постоянного наблюдения за состоянием подушек, необходимость регулярной промывки и просушки подушек.
Смазка кольцом показана на рис. 1.8.
Рис. 1.8
Достоинства устройства: простота изготовления, отсутствие необходимости постоянного наблюдения, экономичный расход масла благодаря его рециркуляции, автоматическое включение с началом вращения вала. Недостаток: возможность применения только для горизонтальных валов, вращающихся в одном направлении.
Устройство смазки центробежным способом показано на рис. 1.9.
Рис. 1.9
При вращении вала по стрелке масло засасывается по винтовой канавке и прогоняется через втулку. Возможна циркуляция масла.