Шпоры по теории литературы - файл n1.doc

приобрести
Шпоры по теории литературы
скачать (186 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc186kb.05.06.2012 06:41скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
1. Значение слова «образ». Образ как эстетич. категория. Свойства и его отл-е от понятия.Образ – 1) философия: субъективное отр-е объекти-й действительности. 2) психология: представл-е, восприятие в сознании предмета в его целостности. 3) эстетика: воспроизв-е целостности предмета в опред. с-ме знаков. Худ.образ – категория эстетики, характеризующая рез-т осмысления атвором (художником) какого-либо явл-я, процесса свойственными тому или иному виду иск-ва способами, объективированными в форме пр-ния как целого или его отд. фрагментов.

С точки зрения теории познания понятие - тоже образ. Однако есть разница м\ду худ. образом и понятием: Понятие выделяет в предмете общие, существенные черты, оно не индивидуально. Худ. образ же воспроизводит предмет в его целостности, образ индивидуален.

Фактографические образы. Могут ли они соперничать с вымышленными образами по силе возд-я на читателей? Почему писатели часть прибегают к вымыслу? Приведите пример претворения «жизн. материала» в «худ. сюжет». Иллюстративные образы.

Фактографические образы – точные, документальные, отражают дейст-ть. Встречаются в науке, публицистике, мемуаристике, иллюстрируют -> иллюстративные, вторичные.Не могут соперничать, вымышленные – сильнее. Осн. ф-я фактор. образов – документальность, создать действительный образ.

Писатели прибегают к вымыслу, чтобы усилить возд-е на читателя. Художник ценит свободу самовыр-я, мысленного пересоздания действительности.

Примеры претворения «жизни м-ла» в «худ. сюжет»: 1) Ломоносов-Шувалову «О пользе стекла». 2) Солженицын. 3) Чехов «о-в Сахалин». 4) Ахматова «Реквием». 5) Герцен «Былое и думы».

Св-ва худ. образа. Почему имена лит. героев могут приобретать нарицат. зн-е?

Св-ва: 1) Типичность. Несет в себе обобщение. Даже если образ эскизен, недоговорен – он несет в себе целостность. Собств. имена героев становятся нариц. из-за обобщающего смысла худ. образа. Творческая типизация – отбор опред. сторон жизненных явл-й и их подчеркивания, гиперболизации в худ. изобр-ии. Гоголь «Нос», С-Щ. Два варианта описывания: а) писатель может описывать, создавая иллюзию правдоподобности б) вторичная условность – нарочитое разрушение правдоподобия, гротеск и фантастика.

2) Экспрессивность (выразительность): Изображение обычно превосходит рассуждение по силе эмоцион. оценки возд-я. Идейно-эмоцион. оценка автора -> деление героев на полжит, отрицат, противорег. (условно). Формы выражения авт. оценки: а) явные (Пушкин – Татьяна). б) неявные (Пушкин – Онегин). Оценку помогают выразить тропы, ст. фигуры. Созд-е собств. предметного мира.

3) Самодостаточность, образ жив сам по себе. Будучи воплощением общего, существенного в индивидуальном, худ. образ может порождать различные толк-я, интерпретации.

Многозначность худ. образа. Приведите примеры авт. разъяснений смысла изобр-я. Всегда ли можно согласиться с автором?

Образность иск-ва создает объективные предпосылки для споров о смысле пр-ния, для его различных интерпретаций, иногда полемичных авторских концепций. Авторы часто не желают определять идею своих произв-й -> споры. Тургенев «О и д».
2. Антропоцентризам иск-ва, несовпадение предметов изобр-я и познания. Специфика пейзажа, изобр-я вещей, животных в лит-ре. О видах худ. образа.

Антропоцентризм иск-ва, т.к. предмет познания – прежде всего чел.-к несовп-е м\ду предметом изобр-я и познания: даже если речь, например, идет о пейзаже, он связан с чел. состоянием. Вторичная условность – персонажами могут быть вещи, животные; но подразумевается все равно чел-к.

Виды: 1) образ-персонаж (не только чел-к) (рассуждение) 2) образ-представление (чел-к, приравненный к вещи, портрет) (описание) 3) голос (первичный субъект речи).
3. Связи литературы (как вида искусства) с другими формами общественного сознания. Синкретизм содержания худ литры, ее полифункциональность. Воздействие на тв-во писателей философских концепций, а так же научных знаний (привести примеры)

Связь с формами общественного сознания: в литре отражаются воспитательные, философские, правовые, политические проблемы. Литра отражает жизнь в ее синкретизме, целом (разные типы обобщены в литре). Полифункциональность: литра доставляет удовольствие, учит, отражает жизнь и тд.

Пример влияния научных знаний на тв-во: медицина у Чехова и О-в Сахалин.

Ис-во и общ. сознание. Основные формы и уровни общественного сознания. Нетеоретический уровень как осн. источник «миросозерцания» художника. Иск-во как форма эстетич. сознания. Эстетическое и художественное.

Структура общ. сознания: 1) по горизонтали (формы): философия (не наука), политика, право, этика (все три отн-я м\ду субъектами), эстетика, религия, наука (все три – отн-я м\ду субъектами и объектами). 2) по вертикали: сознание делится на: теоретич. (рациональное систематизация знаний) и обыденное (жизненно-практ., нетеорет., но уместное. Есть у всех). <<< может быть конфликт (раск-в).

Источник «миросозерц-я» худ-ка – обыденное, нетеоретическое, органика и живость. Даже если автор вкладывает в пр-ние теорет. основу, обыденное все равно просвечивает.

---- иск-во как форма эсетит. сознания – не написано  ----

Эстетическое – особый род отн-й чел-ка к действительности. «катарсис» - очищение аффектов. Художественное – род чел-ой деят-ти, предполагающей достижение совершенства своих изделий, их эстетич. целостности. Эст-ое явл. дух. истоком худ-ого.
5. Место эстетики в критической философии. И. Канта. Кант «осуждение вкуса», об искусстве в его отношении к природе, о гении и эстетической идее.

Кант – ображение к гносеологии, инструментам познания. Теория познания: 1)критика чистого разума 2)критика практического разума 3)критика способности суждения. Аналитика прекрасного. 4 момента суждения вкуса: 1)по качеству. Вкус свободен от интересов. Отличие прекрасного от хорошего. 2)по количеству. Прекрасно то, чтов сем нравится без доводов 3)по отношению к цели. Целеустремленность без цели: красота вызывает чувство целеустремленности, но мы не можем называть это целью.

2 вида красоты. Красота свободная (без темы – цветы, рисунок) и привходящая (сопутствующая – человек, здание). Сочетание эстетического удовольствия с интеллектуальным. 4)по модальности. Претензия суждения на всеобщность.
6. Литература в ряду искусств. Лессинг о границах живописи и поэзии.

Искусства делятся на односоставные (архитектура, скульптура, музыка, живопись, литра) и синтетические (театр, кино, танец). в 19-20 в очень важно изобразить речь. Поток сознания. Литра изобр. процесс, действие, динамику, апеллирует к воображению. Она ненаглядна – требует перевода.

До н. 18в приоритет принадлежал живописи, тк глаза расположены к сердцу ближе, чем уши. Скульптура не кричит, не одета, Вергилий же кричит, одет, обвивает шею и тело. В скульптуре важно выбрать плодотворный момент, такой, который оставляет свободное поле для воображения. Предмет живописи – тела с их видимыми св-вами. Предмет поэзии – действие. Телесная красота – предмет живописи, а не поэзии.

Лессинга критикует Чердер: привлекает неразнообразный жанровый материал, недостаточно историчен, не сравнивает литру с музыкой. Поэзия – музыка души. Как и музыка, воспринимается во времени.

Гегель: в античности приоритет отдавали пластике, материи => скульптуре
7. Деление литры на роды в истории эстетики (античная традиция, немецкая классическая эстетика, Веселовский).

1. Античность: по способам ведения речи, по способам подражания.

Платон: – путем простого повествования (диегесис) – нач. Илиады

– подражание (мимесис) – речь Хрис.

– и то, и другое: Илиада в целом. Наихудшее – подражательный род (трагедии, комедии). приходится подражать плохому, что портит человека.

Аристотель:

3 критерия: а) подражание средства б)предмет подражания в) способ.

Сравнивает эпопею и трагедию. Предпочитает трагедию, но в эпопее больше эпизодов => больше разнообразия.

2. Немецкая эстетика. Деление на эпос, лирику, драму. Критерий: тип содержания.

Категории: а) объект и субъект б) свобода и необходимость в) время

Шеллинг: важнейшее – а).

а) эпос – объект, необходимость, прош. вр.; б) лирика – субъект, свобода, наст. в) драма – синтез объекта и субъекта, устремленность к буд.

Гегель: объект важнее. На первом плане – эпос и драма.

Веселовский: роды возникли из обрядового хора. Возгласы запевал, корифеев хора => лиро-эпич. песни => эпич. произв. Из возгласов хора возникла лирика. Потом произошло разложение обрядового хора. Драма возникла из обмена репликами хора и запевал. Термины эпичность, драматизм, лиризм.
4. Античные теории искусства как подражания.

Теории: Аристотель (мимесис и катарсис): Все иск-во, вся лит-ра – подражательна. Подр-е мимесис. Иск-во говорит не о действительно случившемся, но о том, что могло бы случиться. Сущность иск-ва – познание истины, а истина познается ч\з мимесис. Допускал ложь в иск-ве, если она способствует изобр-ю чел. хар-ров и действий.

Платон: «Подражательное иск-во далеко от действ-ти. Оно только чуть-чуть касается любой вещи, да и тогда выходит лишь призрачнее ее отображение. Подражание – стоит на 3-м месте от сущности». Платон отрицал познавательное зн-е поэзии и считал, что она расслабляет чел. душу. Аристотель же убедительно доказывает и познават. зн-е поэзии, и то, что она очищает чел. чув-ва, благотворно действует на психику и имеют глубокое общ-е значение

Искусство как подражание жизни
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации