Лабораторная работа - Решение задач по ценообразованию - файл n1.doc

Лабораторная работа - Решение задач по ценообразованию
скачать (240 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc240kb.08.07.2012 15:39скачать

n1.doc

Задачи по ценообразованию с решением.

Тема: « Анализ эластичности спроса на товары».

Задача № 1( из методички № 1.1)

На основе информации о продаже шин ООО «Астра» в течение года (табл. 1) рассчитайте общий коэффициент эластичности.

Таблица 1

Исходные данные для расчета

<><><><><><><><><><><><><><><><><><><><><><><><><><><><><><><><><><><><>

Месяц

Цена, руб.

Продажи, шт.

Январь

2330

1000

Февраль

2430

980

Март

2500

870

Апрель

2700

800

Май

2750

750

Июнь

2820

500

Июль

2990

700

Август

3000

710

Сентябрь

3220

650

Октябрь

3200

640

Ноябрь

3300

630

Декабрь

3400

625

  1. Нахожу среднее значение цены: 2330 + 2430+ 2500+2700+2750+2820+2990+3000+3220+3200+3300+3400/ 12 мес. = 2887

  2. Нахожу среднее значение объемов продаж: 1000+ 980+870+800+750+500+700+710+650+640+630+625/12 мес.= 738

  3. Рассчитываю относительные отклонения фактических цен и объемов продаж от средних.

    Месяц

    Относительное отклонение цен от средней цены в процентах

    Относительное отклонение объема продаж от среднего в процентах

    Январь

    Февраль Март

    Апрель

    Май

    Июнь

    Июль

    Август

    Сентябрь

    Октябрь

    Ноябрь

    Декабрь

    - 19 %(2330 -2887/2887)

    16%(аналогично)

    -13%

    -6%

    -5%

    -2%

    4%

    4%

    12%

    11%

    14%

    18%

    36%

    33%

    18%

    8%

    2%

    -32%

    -5%

    -4%

    -12%

    -13%

    -15%

    -15%

  4. Суммирую относительное отклонение цен от средней цены в процентах по модулю / 12 мес. = 10 %

  5. Суммирую относительное отклонение объема продаж от среднего в процентах по модулю / 12 мес. = 16 %

  6. Общий коэффициент эластичности=

16%/10% = 1,6

Ответ: 1,6 .

Задача №2. ( из методички № 1.2)

Определите дуговой коэффициент эластичности спроса по цене, если известно, что при цене 20 руб. объем спроса на товар составляет 600 единиц, а при цене 30 руб. - 400 единиц.
Дуговой коэффициент эластичности спроса по цене составит (округляя до целых, если необходимо):
1. Дуговой коэффициент эластичности (средний на интервале) позволяет оценить, как изменяется спрос при изменении цены товара на определенном участке кривой спроса. По технике расчетов он называется дуговым коэффициентом эластичности, рассчитанным по приращениям:



или



где p1 - начальный уровень цены;

p2 - конечный уровень цены;

q1 - начальный уровень объема спроса;

q2 - конечный уровень объема спроса.

Кэ = 400 - 600/1000/2 / 30 -20 / -50/2 = 1.

Ответ: 1( товар с единичной эластичностью спроса)

Задача № 3. ( из методички № 1.3)

Используя приведенные данные , рассчитайте дуговой коэффициент прямой эластичности спроса на товар А и перекрестной эластичности на товар В.

Исходные данные.





Цена товара А, руб.

Цена товара В, руб.

Объем спроса А, шт.

Объем спроса В, шт.

Ситуация 1

16 200

10 000

30

60

Ситуация 2

12 525

10 000

40

55

Дуговой коэффициент эластичности (средний на интервале) позволяет оценить, как изменяется спрос при изменении цены товара на определенном участке кривой спроса. По технике расчетов он называется дуговым коэффициентом эластичности, рассчитанным по приращениям:



или



где p1 - начальный уровень цены;

p2 - конечный уровень цены;

q1 - начальный уровень объема спроса;

q2 - конечный уровень объема спроса.

К э = (40- 30)/ (40+30)/2 / (12 525 – 16 200)/( 12 525+ 16200)/2 = - 1,14

). Коэффициент перекрестной эластичности показывает, на сколько процентов изменится спрос на данный товар при изменении цены на другой товар на один процент, при условии, что остальные цены и доход останутся неизменными.



где - коэффициент перекрестной эластичности спроса на товар y при изменении цены товара x;

- начальный уровень цены товара x;

- конечный уровень цены товара x,

- начальный уровень объема спроса на товар y;

- конечный уровень объема спроса на товар y.

Коэффициент перекрестной эластичности на товар В = (55- 60)/ (55+60) / (10 000 – 10 000)/ (10 000 +10 000 ) = 0- коэффициент перекрестной эластичности равен нулю.

Ответ: К э = (40- 30)/ (40+30)/2 / (12 525 – 16 200)/( 12 525+ 16200)/2 = - 1,14, коэффициент перекрестной эластичности равен нулю.

Задача № 4. ( из методички № 1.4)

По имеющимся данным определите, как изменится спрос на каждую специальность при изменении цены на одну из них и как изменится выручка ВУЗа под влиянием изменения цен.



Коэффициент эластичности спроса по цене = процентное изменение спроса/ процентное изменение цены.

  1. Процентное изменение цены = новая цена/ базисная цена* 100 % = 50 000 / 40 000 * 100% = 25%

  2. Подставляю в формулу коэффициента эластичности спроса по цене : 1,5=процентное изменение спроса/ 25% . Процентное изменение спроса= 25%* 1,5= 37,5 %. Перевожу проценты(100%- 37,5%/100= 0,625)

  3. Чтобы узнать какое количество человек будет учиться на специальности «Финансы и кредит» нужно количество человек умножить на 0,625 = 40чел. * 0,625 = 25 человек.

  4. Чтобы узнать какое количество человек будет учиться на специальности « Налоги и налогообложение» нужно количество человек умножить на процентное изменение цены( 25 %) = 36чел. * ( 100 %- 25% *1,2 )/ 100% = 25 человек.

  5. Чтобы узнать какое количество человек будет учиться на специальности « Менеджмент» нужно количество человек умножить на процентное изменение цены( 25%) = (100 % + 25% * 0,5)/100% * 35 человек = 39 человек.

  6. Суммирую количество студентов на трех специальностях после изменения цен на обучение = 39 чел. + 25 чел.+ 25 чел. = 89 чел.

  7. Выручка ВУЗа после изменения цены :

специальность « Финансы и кредит» 25 чел.* 50 000 = 1 250 000 руб.

специальность « Налоги и налогообложение» 25 чел. * 36 000 = 900 000 руб.

специальность « Менеджмент» 36 000 * 39 чел. = 1 404 000 руб.

Выручка итого по всем специальностям : 1 250 000 руб. + 900 000 руб. + 1 404 000 руб. = 3 554 000 руб.

Ответ: Ч= 89 чел, выручка 3 554 000 руб.

Задача № 5. ( из методички № 1.5)

Предприятие, занимающиеся продажей аудиотехники, планирует поднять выручку на 8 % . Для достижения этой задачи предполагается снизить цены на 10%. Определите коэффициент эластичности спроса по цене , зная, что в результате снижения цены в одном из магазинов на 5 % выручка увеличилась на 10%. При каком изменении цен, при рассчитанной эластичности спроса, можно ожидать увеличение объема продаж на 8 % ?

Решение:

При условии , что в результате снижение цены в одном из магазинов на 5% выручка увеличилась на 10%, тогда пусть базовая цена на аудиотехнику X руб., тогда новая цена (X-5%) = ( X-0,05) руб., объем спроса базовый Y руб., тогда объем спроса новый (Y+10%)=(Y+0,1) руб..

При условии, что предприятие планирует поднимать выручку на 8 % при условии снижение цены на 10 %, тогда пусть базовая цена X руб., новая цена ( X- 10%) = ( X – 0,1) руб., объем спроса базовый Y руб., новый объем спроса ( Y+8%)= ( Y +0,08) руб.

Коэф. эластичности = 2X-5/ - ( Y+5) – при 1 условии,

Коэф. эластичности = X-5/ Y +5 – при 2 условии.

2X-5/ - ( Y+5)= X-5/ Y +5

5 – 2 X = X – 5

X = 10/3*100 % =0,03

Коэф. эластичности =

Задача № 6.( из методички № 1.7)

Экономист, занимающийся изучением эластичности спроса на услуги транспорта, пришел к выводу, что ценовая эластичность спроса на услуги электротранспорта равна 0,15 , а перекрестная эластичность спроса на услуги в зависимости от цен на проезд в автобусе равна 0,6. Если цена на проезд на электротранспорте возрастет на 30%, как должны измениться цены на автобусные перевозки, чтобы спрос на услуги электротранспорта остался прежним?

РЕШЕНИЕ:

1. Коэффциент эластичности (0.15) = дельта q (неизвестна),

дельта P (30%)

откуда дельта q=0,15*30=4,5

2. Перекрестная эластичность (0.6) = дельта q (4,5),

дельта P (неизвестна),

откуда дельта p=4.5/0.6=7.5%

Ответ: 7,5 %.

Задача № 7. ( из методички № 1.10)

  1. Дано: Кривые спроса и предложения на товар А имеют линейный вид и заданы формулами: QД = 50 - 6Р; QS = 4Р - 10, где Р - цена измеряется в ден. ед., Q – объём измеряется в тыс. ед..

    1. Определите равновесную цену и объём на рынке данного товара.

    2. Правительство ввело акциз в 1 ден. ед. на каждую проданную единицу товара. Определите:

А) новый равновесный объём

Б) новую равновесную цену

Решение:

Получить ответ по заданию 1.1 можно двумя способами:

1-ый способ (графический)

Равновесная цена и объём на рынке данного товара определяются как точка пересечения графиков спроса и предложения.




Равновесная цена Р = 6 ден. ед., объём на рынке данного товара Q = 14 тыс. ед..

2-ой способ (математический)

Равновесная цена и объём на рынке данного товара определяются нахождением координаты точки пересечения графиков спроса и предложения.

50 – 6Р = 4Р – 10

60 = 10Р

Р = 60/10 = 6

Q = 50 – 6  6 = 14
Получить ответ по заданию 1.2 можно также двумя способами:

1-ый способ (графический)

Так как правительство ввело акциз в 1 ден. ед. на каждую проданную единицу товара, то изменится формула графика предложения. Она будет иметь вид: QS1 = 4(Р - 1) – 10



Новая равновесная цена Р1 = 6,4 ден. ед., новый объём на рынке данного товара Q1 = 11,6 тыс. ед..

2-ой способ (математический)

Новая равновесная цена и новый объём на рынке данного товара определяются нахождением координаты точки пересечения графика спроса и нового графика предложения.

50 – 6Р = 4(Р – 1) – 10

50 – 6Р = 4Р – 4 – 10

64 = 10Р

Р1 = 64/10 = 6,4

Q1 = 50 – 6  6,4 = 11,6

Задача8. ( из методички № 4.1)

( Методы государственного регулирования)

Определите возможную предельную розничную цену на лекарственное средство, представленное в Перечне важнейших и жизненно необходимых лекарственных средств, зарегистрированная цена которого составила 150 рублей, предельный размер снабженческо-сбытовой надбавки - 20%, предельный размер торговой надбавки - 30%. Лекарство было куплено у производителя по цене 130 рублей.

Решение:

150 + 150*30% = 195

Ответ: 205

Пример 5.2. Рассмотрим возможный порядок расчета розничных цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, по которым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают предельные размеры торговых надбавок к отпускным ценам. Допустим, зарегистрированная в Реестре цена составляет 200 руб., предельный уровень оптовой надбавки - 25%, предельный уровень торговой надбавки - 20%.

Вариант 1. Фармацевтическая организация розничной торговли закупила лекарство у производителя по цене 200 руб. за единицу. Предельная розничная цена составит 240 руб. (200 + 200 х 0,2).

Вариант 2. Фармацевтическая организация розничной торговли закупила лекарство у производителя по цене 180 руб. за единицу, т.е. со скидкой 10% от цены, зарегистрированной в Реестре. Предельная розничная цена составит 216 руб. (180 + 180 х 0,2).

Вариант 3. Фармацевтическая организация розничной торговли закупила лекарство у производителя по цене 220 руб. за единицу, т.е. по цене выше зарегистрированной в реестре. Предельная розничная цена определяется с учетом цены, зарегистрированной в Реестре, и составит 240 руб. (200 + 200 х 0,2). Превышение цены приобретения относится на убытки и погашается за счет средств фармацевтической организации.

Вариант 4. Фармацевтическая организация оптовой торговли закупила лекарство у производителя по цене 200 руб. за единицу. Предельная цена оптового посредника составит 250 руб. (200 + 200 х 0,25).

Вариант 5. Фармацевтическая организация оптовой торговли закупила лекарство у другой оптовой организации по цене 220 руб. за единицу, т.е. с оптовой надбавкой 10% к цене производителя. Следовательно, вторая оптовая организация вправе применять оптовую надбавку в размере не больше 15% к цене производителя. Предельная цена оптового посредника составит 250 руб. (220 + 200 х 0,15). Вариант 6. Фармацевтическая организация розничной торговли закупила лекарство у оптовой организации по цене 220 руб. за единицу. Предельная розничная цена составит 300 руб. (250 + 250 х 0,20).

Задача № 9.( из методички № 4.3)

Определите предельную розничную и предельную отпускную цену на лекарственное средство при различных вариантах организации товародвижения, если зарегистрированная цена составляет 20 рублей, предельная надбавка 30 % , предельная торговая розничная надбавка 35%:

А. Фармацевтическая организация розничной торговли получила лекарственное средство от производителя.

В. Фармацевтическая организация розничной торговли получила лекарственное средство по цене ниже зарегистрированной на 10 %.

Решение:

А : 20 руб. + 20 руб. * 35% / 100 % = 27 рублей. – определили предельно розничную цену

В : (20 руб. – 20 руб.*10%/100%) + 20 руб. * 35 % = 25 руб.- определили предельно розничную цену.

Ответ: 27 рублей, 25 рублей.

Задача № 10.( из методички № 4.4)

Предприятие А при производстве продукции применяет более дешевое сырье, в результате себестоимость его продукции составила 100 руб., а предприятие В использует аналогичное, но более дорогое сырье, в результате себестоимость этой же продукции на предприятии В составила 120 руб., предельный уровень рентабельности равен 15%. Определите предельный размер прибыли для двух предприятий.

Решение:

Предприятие А может установить цену на уровне 115 руб.( 100 + 100*15%), а предприятие В на уровне 138 руб.( 120 + 120 * 15%), предельный размер прибыли в цене единицы продукции для предприятия A составит 15 руб., а для предприятия В - 18 руб.

Ответ: предельный размер прибыли для предприятия А составит 15 рублей, а для предприятия В 18 рублей.

Задача № 11 ( из методички № 4.5)

Допустим, зарегистрированная в Перечне важнейших и жизненно необходимых лекарственных средств цена на лекарственное средство составляет 300 рублей, предельный уровень оптовой надбавки 15 % , предельный уровень торговой надбавки 20 %. Определите предельную розничную цену в следующих случаях:

  1. Фармацевтическая организация розничной торговли закупила лекарство у производителя по цене 300 рублей за единицу.

300 рублей + 300 рублей * 20 % / 100 % = 300 рублей + 60 рублей = 360 рублей;

  1. Фармацевтическая организация розничной торговли закупила лекарство у производителя по цене 270 рублей за единицу, т.е со скидкой 10 % от цены, зарегистрированной в Перечне.

270 рублей +270 рублей *20%/ 100% = 324 руб.

  1. Фармацевтическая организация розничной торговли закупила лекарство у производителя по цене 320 рублей за единицу, т.е. по цене выше зарегистрированной в реестре. Предельная розничная цена определяется с учетом цены, зарегистрированной в Реестре, и составит 360 рублей (300 рублей + 300 рублей * 20 % / 100 % = 300 рублей + 60 рублей ) Превышение цены приобретения относится на убытки и погашается за счет средств фармацевтической организации.

  2. Фармацевтическая организация оптовой торговли закупила лекарство у другой оптовой организации по цене 330 рублей за единицу, т.е с оптовой надбавкой 10 % к цене производителя.

330 + 300* 0,1= 360 рублей.

  1. Фармацевтическая организация оптовой торговли купила лекарство у производителя по цене 300 руб. за единицу.

300 + 300 * 0,1 = 330 рублей.

Задача № 12

Определите регулируемую оптовую и розничную цену на изделие предприятий пищевой промышленности при следующих условиях: затраты на сырье и материалы- 207 рублей; косвенные расходы 12 % , уровень рентабельности 20%, НДС – 10 %, предельный уровень торговой скидки – 12 % к розничной цене.

Решение:

Оптовая цена = себестоимость производителя + прибыль = 207 руб. + 207 * 12 % + 232 ( 207 + 25)* 20%/ 100% = 278 руб.

Розничная цена = оптовая цена + НДС + снабженческо-сбытовая надбавка + торговая надбавка= 278 + 278*10%/100% + 278*12%/100% = 339 руб.

Ответ: 278 руб., 339 руб.

Задача № 13.

Определить розничную свободную цену на сахар исходя из следующих данных:

себестоимость сахара 1 кг = 2500 руб.;

рентабельность от себестоимости = 15 %;

снабженческо-сбытовая надбавка = 30 %;

торговая надбавка = 25 %;

НДС = 20 %.

Решение:

Розничная цена = оптовая цена + НДС + снабженческо-сбыто­вая надбавка + торговая надбавка.




себестоимостьґрентабельность




100 %






2500 + 15 %




100 %

НДС = 2875 x 20 % = 575 руб.

Снабженческо-сбытовая надбавка = (2875 + 575) ґ 30 % = 1035 руб.

Торговая надбавка = (2875 + 575 + 1035) x 25 % = 1121 руб.

Розничная цена = 2875 + 575 + 1035 + 1121 = 5606 руб.

Задача № 14.(задача из методички № 5.1)

ЗАО «МОЛО» продает в настоящее время 1000 пакетов молока по цене 20 руб. за штуку, переменные издержки на 1 пакет составили 18 руб. Менеджер по продажам предлагает снизить цену на 10%. В каком случае следует принять данное предложение? На сколько процентов должен увеличиться объем продаж ЗАО , чтобы прибыль осталась на прежнем уровне.

Точка отсчета - уровень показателей фирмы, который принимается в качестве ориентира при анализе управленческих, в нашем случае - ценовых решений.

В данном примере точка отсчета характеризуется следующими показателями:

p1 - начальный уровень цены (фактическое или прогнозное значение);

g1 - начальный объем продаж (фактическое или прогнозное значение);

b1 - начальный уровень переменных издержек;

p1 - b1 - начальный уровень величины покрытия (валовой прибыли) на единицу продукции;

(p1 - b1)g1 - начальный уровень величины покрытия (валовой прибыли).

Логично поставить в качестве нижнего порога для принятия данного решения условие неизменности прибыли по сравнению с базовым периодом, т.е.

В количественном выражении мы будем иметь

(27 - 18) х 1000 = (24 - 18) x g2.

В результате решения уравнения получим g2 = 1500;

1500 - 1000 = 500,

500 : 1000 x 100 = 50%.

Следовательно, при снижении цены на 10% прибыль фирмы сохранится на прежнем уровне в том случае, если объем продаж увеличится на 50%. В условиях конкурентного рынка такое увеличение объема продаж достаточно проблематично.

Задача № 15. ( задача из методички № 5.2)

Цена товара составляет 20000 руб., удельные переменные затраты - 15000 руб. Рассмотрим последствия различных вариантов изменения цены от +20 до -20%, если известно, что любое увеличение цены и снижение на 5% потребует дополнительных постоянных затрат в размере 200000 руб., снижение цены на 10% потребует дополнительных постоянных затрат в размере 500000 руб., а снижение цены на 20% потребует дополнительных постоянных затрат в размере 1000000 руб. Постройте кривую безубыточности.

Изменение цен, %

Новая цена, руб.

Безубыточное изменение объема продаж, %

Безубыточное изменение объема продаж, шт.

Безубыточный объем продаж, шт.

Дополнительные постоянные затраты, руб.

Безубыточный объем продаж с учетом дополнительных постоянных издержек, шт.

+20

24 000

-44

-440

560

200 000

583

+ 10

22 000

-28

-280

720

200 000

749

+5

21 000

-16

-160

840

200 000

874

0

20 000

0

0

1 000

0

1 000

-5

19 000

+25

+250

1 250

200 000

1 300

-10

18 000

+67

+670

1 670

500 000

1 837

-20

16 000

+400

+4 000

5 000

1 000 000

6 000

Используя приведенные данные построим кривую безубыточности.



Диаграмма безубыточности

Кривая безубыточности (см. пример 9.3) является достаточно простым и понятным инструментом анализа прибыльности возможных изменений цен, она позволяет наглядно продемонстрировать, какие решения приведут к увеличению прибыли относительно базового уровня, а какие к убыткам. Прибыльными будут ценовые решения, в результате которых достигаются объемы продаж, расположенные справа от кривой, а убыточными - ценовые решения, в результате которых достигаются объемы продаж, расположенные слева от кривой. Кривая безубыточности показывает, какой объем продаж минимально необходим, чтобы прибыль сохранилась на прежнем уровне.

Задача № 16.( задача из методички № 6.1)

Методом удельного ценообразования определите верхнюю границу цены нового снегохода "Yamaha" с объемом двигателя 720 см3.



  1. Определяю удельную цену для каждой модели:

Yamaha 500 = 160 / 485 = 0,33

Yamaha 600 = 220/ 593 = 0,38

Yamaha 700 = 280/ 698 = 0,401146

  1. Рассчитываю цену нового изделия:

Yamaha 500 = 0,33 * 720 = 238 т. руб.

Yamaha 600 = 0,38 * 720 = 274 т. руб.

Yamaha 700 = 0,4 * 720 = 289 т. руб.

Ответ: самая верхняя граница цены 289 т. руб.

Задача № 17.( из методички № 6.2.)

Организацию, занимающуюся производством стиральных машин, интересует, насколько важным считает покупатель изменения основных параметров стиральной машины и какой может быть цена новой машины, если цена базовой модели составляет 18 тыс. руб. Характеристики новой и базовой модели приведены в таблице.

Характеристики моделей старой машины.

Параметр

Базовая модель

Новая модель

Коэффициент

весомости

Максимальная загрузка, кг

5

7

0,4

Объем барабана, л

42

50

0,3

Скорость отжима, об./мин.

1150

1300

0,2

Срок годности, лет

10


10

0,1

Индекс (максимальной загрузки) = новая модель / старая модель = 7/5 = 1,4

Индекс ( объем барабана) = 50/42 = 1,19

Индекс ( скорость отжима) = 1300/ 1150 = 1,13

Индекс ( срок годности) = 10/10 = 1

Цена новой модели = 18 т .руб. * 1,4 *0,4 + 18 т. руб. * 1,19*0,3+ 18 т. руб. * 1,13*0,2 + 18 т. руб.*1 * 0,1 = 22 374 руб.

Ответ : цена новой модели = 22 374 руб.

Задача № 18. ( из методички №

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации