Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов - файл n1.doc

приобрести
Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов
скачать (4387.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc4388kb.08.07.2012 15:36скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26




Т.Н. Юдина

МИГРАЦИЯ:

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

Допущено Учебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 040201 — «Социология» и другим гуманитарным специальностям
УДК 316; 325 ББК 60.5; 60.7

Издание подготовлено в рамках совместного проекта Российским государственным социальным университетом и издательством «Академический Проект»
Рецензенты:

Г.И. Осадчая — доктор социологических наук, профессор

А.В. Дмитриев — член-корреспондент РАН,

доктор экономических наук, профессор
Юдина Т.Н.

Ю16 Миграция: словарь основных терминов: Учеб. пособие. — М.: Издательство РГСУ; Академический Проект, 2007. — 472 с. — (Gaudeamus).
Словарь включает более 300 статей, раскрывающих содержание важнейших терминов и понятий по миграции населения. Они дают представление о сущности миграции, о ее социально-экономическом, демографическом, геополитическом и культурно-циви- лизационном значении в прошлом и настоящем, о миграционной политике России и других стран мира.

Учебное пособие адресовано студентам, аспирантам и преподавателям высших учебных заведений, а также всем интересующимся проблемами миграции.

Предисловие

«Миграция: словарь основных терминов» — первое издание по миграции в России такого рода. В нем раскрыто на современном информационном уровне в максимально сжатой форме содержание широкого круга понятий и терминов (их более 300), связанных с миграцией населения. В словаре содержится характеристика показателей, источников информации и методов изучения миграционных процессов. Большое внимание уделено научным исследованиям в области миграции: проанализированы теории и модели миграционных процессов, дана обширная информация об исследованиях миграции населения (и их авторах).

Учитывая особую важность, которую приобрели в настоящее время вопросы миграционной политики в России в целом и в ее отдельных регионах, в словаре значительный акцент сделан на социально-экономических, демографических и геополитических последствиях миграции. Особое внимание уделено правовой базе миграционной политики в России: не только дан анализ законов и постановлений Правительства РФ, но и в приложениях приведены тексты федеральных законов «О беженцах», «О вынужденных переселенцах», «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Современные тенденции миграционных процессов в России представлены в словаре на фоне аналогичных проблем в других странах мира. Например, подробно рассмотрены иммиграционная политика западных стран (воссоединение семей, трудовая иммиграция, прием лиц, ищущих убежища, специфические категории иммигрантов, программы легализации мигрантов) и миграционная политика отдельных государств, опыт которых наиболее полезен для России.

Представленная в словаре информация может быть практически полезна читателю. Например, подробно изложены требования (и ограничения) для получения шенгенской визы. А в разделе об экономической миграции рассмотрены канадская и австралийская балльная системы отбора экономических мигрантов, американская система квотирования и преференций трудовой миграции, германская система предоставления разрешения на работу, метод квотирования в России.

В словаре содержится информация о международных организациях, занимающихся миграцией населения: УВКБ и MOM ООН, Международного комитета Красного Креста и их работе в России, а также о работе Федеральной миграционной службы (ФМС) России и неправительственных организаций, занимающихся проблемами миграции в России.

Словарь является дополнением к учебному пособию для вузов «Социология миграции», опубликованному автором в 2005 г. в издательстве «Академический Проект». Поэтому многие понятия в словаре рассмотрены через призму социологии (например, проблемы интеграции мигрантов — как со стороны принимающего общества, так и со стороны самих мигрантов).

Для удобства читателей в словаре автором допущены некоторые повторы: это связано со стремлением автора отразить в термине максимум информации, чтобы реже отсылать читателя к другим статьям.

Статьи расположены в алфавитном порядке. В конце статьи приводится ссылка на источник, где читатель может получить более обширную информацию.
Доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Центра социальной демографии Института социально-политических исследований РАН А.А. Рыбаковский

A


Аборигены (от лат. ab origine — от начала) — совокупность населения, проживающая исторически длительное время на определенной территории, связанная с ней прочными социально-экономическими отношениями и принадлежащая к одной этнической группе. Вплоть до середины XX в. применительно к аборигенам использовался синоним «туземцы» («туземное население»). Термин «аборигены» обычно употребляется для обозначения коренных жителей Африки, Америки, Австралии, т.е. территорий, открытых европейцами в Новое время. Термин «коренные жители» относится к потомкам тех, кто населял данную территорию до ее колонизации, сохранил полностью или частично свои традиционные языки, обычаи и образ жизни, отличающие их от преобладающего в стране общества. В настоящее время в международном праве используются термины «коренные народы» и «народы, ведущие племенной образ жизни». Коренным народам посвящены несколько конвенций Международной организации труда. 1993 г. был провозглашен Организацией Объединенных Наций годом коренных народов.

Источник: Демографический понятийный словарь / Под ред. Л.Л. Рыбаковского; Центр социального прогнозирования. М., 2003. С. 5.
Адаптация мигрантов (от лат. adaptatio — приспособление) — адаптация как процесс приспособления человека к новым для него условиям жизни двойственна по своей природе, как двойственна и природа человека. С одной стороны, это приспособление человека как живого существа, а с другой — как личности, социального феномена. И в этом смысле адаптацию можно разделить на социальную и биологическую. То и другое составляет среду обитания. Конечно, такое деление условно, ибо биологическая адаптация во многом зависит от социальных условий, а социальная адаптация не исключает биологических особенностей человека. Выделение в структуре адаптации социального и биологического компонентов недостаточно, чтобы выявить сущность этого процесса. Расчленение явления на части по качественным признакам (как любая классификация) должно носить предметный характер, иначе говоря, учитывать природу явления. Поэтому не может быть классификации адаптации вообще, а может быть классификация адаптации в конкретной предметной области: она может быть для мигрантов, для новых рабочих на производстве, для новобранцев и т.д.

В адаптации мигрантов можно выделить три наиболее важных вида.

Первый вид адаптации носит наиболее общий характер и означает приспособление новосела к новой социально-демографической среде того места, куда вселяется мигрант. Это приспособление двойственно. С одной стороны, происходит процесс установления новых родственных связей, знакомств и т.д., а с другой — постепенное ослабление старых родственных, земляческих, имущественных и иных связей.

Второй вид адаптации мигрантов возникает тогда, когда в результате смены места жительства меняется и социально-экономический статус населенного пункта. Подобная адаптация необходима при переселении из поселков городского типа в средние и большие города и тем более — из сельской в городскую местность. Различия в образе жизни городских и сельских жителей затрудняют адаптационный процесс. Сельский житель, попав в город, должен отказаться от многих привычных поступков и приспособиться к новым видам поведения.

Третий вид адаптации возникает, когда процесс переселения осуществляется между районами с различными природными условиями и географическим положением. Этот вид адаптации обычно называют биологическим или медико-биологическим приспособлением. Это не совсем точно. Адаптация новоселов в новых районах имеет две стороны: приспособление к природной среде и приспособление к географическому положению. В одном случае происходит медико-биологическая адаптация, которая совершается в форме акклиматизации, естественной иммунизации и т.д. В другом случае адаптация к географическому положению района вселения представляется как социально- психологический процесс. Она особенно болезненно протекает в транспортно изолированных местностях, таких, как районы Крайнего Севера.

Источник: Демографический понятийный словарь / Под ред. Л.Л. Рыбаковского; Центр социального прогнозирования. М„ 2003. С. 6-7.
Аккультурация (англ. acculturation, от лат. ad — к и cultura — образование, развитие) — результат процесса взаимовлияния культур, восприятия людьми одной национальности полностью или частично культуры другой этнической общности. Аккультурация является необходимым элементом межкультурного взаимодействия и существенной составляющей более широкого процесса глобализации. Аккультурация может быть естественным процессом жизни людей в мультиэтническом обществе, а может быть результатом направленной политики государства, предоставляющего гражданство только тем прибывающим на его территорию мигрантам, которые должны пройти т. н. натурализацию, прежде всего изучить государственный язык (иногда называемый официальным) или тот, на котором говорит большинство граждан страны. Аккультурация предполагает также принятие норм поведения, образцов повседневной жизни, предпочтение культуры доминирующей этнической общности.

Источник: Социологическая энциклопедия: В 2 т. / Национальный общественно-научный фонд; рук. науч. проекта Г.Ю. Семигин. М.: Мысль, 2003. Т. 1. С. 22.
Анклав — территория компактного проживания иммигрантов, постоянно пополняющаяся в результате притока новых иммигрантов-соотечественников. Так, Брайтон-Бич в Нью-Йорке — типичный пример анклава, сложившегося в результате советской (ныне российской, украинской и др.) эмиграции. Другим фактором увеличения его численности может быть естественный прирост среди иммигрантов.

Источник: Ионцев АЛ. Миграция населения. Вып. 3: Международная миграция (Приложение к журналу «Миграция в России»), М., 2001. С. 97.
Апартеид (от англ. apartheid — раздельное проживание) — крайняя форма расовой дискриминации, политика разделения населения по расовому признаку, лишение определенных групп населения в зависимости от расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав вплоть до территориальной изоляции. В наиболее крайней форме политика апартеида проводилась белыми поселенцами Южной Африки. Бытовой апартеид, или «малый апартеид», практиковался белыми на юге Африки с XVIII в. Дискриминация проявлялась в ограничениях на смешанные браки, сферы занятости, пользование общественными местами. В качестве официальной политики властей апартеид наиболее рельефно проявился в ЮАР с 1948 г. до начала 1980-х гт. Под давлением освободившихся африканских государств в 1973 г. ООН была принята Международная конвенция о пресечении преступлений апартеида и наказании за него. Нарастание политической и вооруженной борьбы коренного населения ЮАР привело к отмене там политики апартеида в начале 1990-х гг.

Источник: Социологическая энциклопедия: В 2 т. / Национальный общественно-научный фонд; рук. науч. проекта Г.Ю. Семигин. М.: Мысль, 2003. Т. 1. С. 56.
Апатриды — лица, не имеющие гражданства какого- либо государства или подданства, лица без гражданства. Причины состояния безгражданства имеют характер объективно-политический (лишение гражданства, исчезновение государства, гражданином которого лицо было до этого), субъективно-политический (нежелание принимать гражданство какого-либо государства), религиозный, национальный (конфликты на религиозной или национальной почве, которые приводят к длительному перемещению людей с утратой личных документов, прекращению деятельности органов власти, архивов на территории конфликта, невозможность вернуться в прежнее государство). Например, после распада СССР в Эстонии, Литве и Латвии тысячи бывших советских граждан, утратив прежнее гражданство, не получили нового. Международное сообщество стремится создать условия для уменьшения (сужения) состояния безгражданства путем предоставления апатридам статуса гражданина (международные конвенции о сокращении и устранении безгражданства, о гражданстве замужней женщины, о правах ребенка, Соглашение между республиками Беларусь, Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном характере приобретения гражданства от 26 февраля 1999 г.). Особенные гарантии касаются детей.

Состояние безгражданства, как правило, означает определенное «поражение в правах», поскольку для апатрида разрушена правовая связь, поддерживающая взаимные права и обязанности человека и государства. Без- гражданство серьезно влияет на социальный и правовой статус, затрудняет пользование обычными правовыми режимами для определения территории жизнедеятельности (регистрации места жительства и места пребывания). Особенно тяжелое положение у вынужденных мигрантов (хотя в ряде стран люди могут и в правовом состоянии апатрида реализовать широкий круг прав и обязанностей). Апатриды не имеют права занимать государственные должности, принимать участие в голосовании по выборам в органы государственной власти, не призываются на военную службу. При определенных условиях апатрид, как и гражданин иностранного государства, может получить политическое убежище в какой-либо стране.

Источник: Социологическая энциклопедия: В 2 т. / Национальный общественно-научный фонд; рук. науч. проекта Г.Ю. Семигин. М.: Мысль, 2003. Т. 1. С. 56-57.

Ассимиляция (от лат. assimilatio — уподобление, слияние, усвоение). В широком смысле под ассимиляцией понимается процесс, в ходе которого две или более группы, ранее различавшиеся внутренней организацией, ценностными ориентациями, культурой, создают новую общность, в которой происходит смена групповой самоидентификации, утрачивается ощущение своей самобытности, специфичности. Наиболее широкое применение этот термин приобрел для характеристики межэтнических процессов, проявляющихся в том, что группы людей, принадле'жащих к уже сформировавшимся этносам, оказавшись в тесном контакте с другим народом или в его среде (дисперсно расселенные этносы, например, в России — карелы, мордва и др.), воспринимают его язык, культуру, обычаи. В последующих поколениях происходит полная смена национальной самоидентификации (причисление себя к данному народу).

Существенным фактором ассимиляции являются межэтнические браки, хотя этническая самоидентификация детей, рожденных в таких браках, во многом зависит от национальности супруга-лидера, а также от ряда конъюнктурных факторов (приоритетов национальной политики на определенной территории). Процесс ассимиляции может иметь как универсальный, так и частичный характер. Например, при ассимиляции народ может утратить свой язык, самоназвание, традиционную структуру деятельности, но сохранить религиозные верования, некоторые бытовые традиции (о чем свидетельствует, в частности, история создания американской нации). Известны случаи, когда образующие новую общность народы сохраняют и свой язык (опыт создания бельгийской нации).

Ассимиляция может проходить естественным и насильственным путем.

Естественная ассимиляция — следствие объективных процессов экономического и политического сближения территорий (отдельных регионов и целых государств) и народов, давших мощный импульс их культурному сближению (например, растущая интернационализация мирового хозяйства). Естественная ассимиляция характерна и для мигрантов, которые на своей новой родине вливаются в состав коренного населения, постепенно растворяясь в нем.

Принудительная (насильственная) ассимиляцияэто проявление определенной национальной политики, имеющей целью уничтожение того или иного этноса как самостоятельной единицы, но не физическим способом. В качестве приемов насильственной ассимиляции используются: ограничение сферы применения национального языка с последующим полным его изъятием из обращения; искоренение национальных традиций (запрет на празднование национальных праздников, исполнение обрядов); насаждение несвойственных народу видов деятельности и др. Такая политика деформирует мораль, систему ценностей обоих народов, провоцирует ожесточенное сопротивление ассимилируемого народа, его стремление к этнической замкнутости, искусственное «выпячивание» его отличительных черт.

Насильственная ассимиляция — потенциальный источник межэтнических конфликтов. Насильственную ассимиляцию необходимо отличать от вынужденной, характерной, например, для мигрантов в развитые страны Запада, где быстрая ассимиляция приезжих является существенным условием их успешной социальной и экономической адаптации.

Интенсивность ассимиляции не всегда определяется соотношением численности этносов. Имеются исторические примеры того, как народ-завоеватель на покоренных территориях принимал культуру побежденных (норманны в Южной Италии, болгары на Балканском полуострове, хамитские племена в Восточной Африке и т.д.), а также того, как малочисленный народ ассимилировал более многочисленный. Один и тот же народ может сам активно ассимилировать другие народы (так, русские ассимилировали многочисленные финские и тюркские племена), но в отдельных случаях, особенно при проживании небольшими группами на территории традиционного расселения других народов, может стать сам объектом ассимиляции.

В глобальном плане всю историю человечества можно представить как процесс ассимиляции народов, объединения бесчисленных племен в ограниченное число этнических групп, народов (наций, народностей).

В России ассимиляционные процессы носят взаимный характер, хотя и являются избирательными относительно разных этнических групп.

Усиление ассимиляции происходит в период стабильной общественной жизни. Межэтнические конфликты снижают динамику развития процесса ассимиляции.

Источники: Демографический понятийный словарь / Под ред. А.А. Рыбаковского; Центр социального прогнозирования. М., 2003. С. 11 — 13; Юдина Т.Н. Социология миграции: к формированию нового научного направления. М., 2003. С. 29-30.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации