Лепешинский И.Ю. Основы военной педагогики и психологии: конспект лекций - файл n1.doc

Лепешинский И.Ю. Основы военной педагогики и психологии: конспект лекций
скачать (741.2 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc7485kb.21.03.2011 19:00скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Министерство образования и науки Российской Федерации




Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный технический университет»



И. Ю. Лепешинский, В. В. Глебов,
В. Б. Листков, В. Ф. Терехов


ОСНОВЫ ВОЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
И ПСИХОЛОГИИ



Конспект лекций



Омск

Издательство ОмГТУ

2011


УДК 355:37:159

ББК 68.43+88.4

О–75


Рецензенты:

В. И. Голиков, канд. истор. наук, доцент, начальник Института
военного образования ГОУ ВПО «Томский государственный университет»;

Ю. Д. Божескул, начальник военной кафедры при

ГОУ ВПО «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия», полковник


О–75 Основы военной педагогики и психологии: конспект лекций /
И. Ю. Ле­пе­шинский, В. В. Глебов, В. Б. Листков, В. Ф. Терехов. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2011. – 180 с.


ISBN 978-5-8149-1044-8


Главной особенностью конспекта лекций является обобщение и систематизация опыта практической деятельности офицерского состава в войсках в мирное время. Конспект разработан и составлен в соответствии с квалификационными требованиями и программой подготовки офицеров запаса при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования по специальностям Главного автобронетанкового управления МО РФ применительно к программе курса дисциплины «Управление подразделениями в мирное время» раздела «Военная педагогика и психология».

Материал, изложенный в конспекте, может быть использован для подготовки слушателей военных кафедр, курсантов учебных военных центров и военных институтов, а также в системе командирской подготовки.

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Омского государственного технического университета

УДК 355:37:159

ББК 68.43+88.4

© ГОУ ВПО «Омский государственный

технический университет», 2011

ISBN 978-5-8149-1044-8

ВВЕДЕНИЕ

Военно-педагогический процесс – это организованная и целенаправленная деятельность военнослужащих с целью формирования необходимых знаний, навыков и умений, боевых и морально-психологических качеств личности воина и воинских коллективов.

Военно-педагогический процесс представляет сложное социальное явление, включающее в себя воинское обучение и воспитание, которые выступают в неразрывной связи друг с другом.

Под воинским обучением понимается организованный и целенаправленный процесс передачи воинам военных знаний, навыков и умений, необходимых для практической деятельности, а также подготовки и слаживания воинских коллективов (подразделений, частей, соединений) для ведения боевых действий (выполнения боевых задач).

Под воинским воспитанием понимается преднамеренное, организованное и систематическое формирование у военнослужащих качеств, необходимых для выполнения воинского долга.

В ходе обучения и воспитания осуществляется развитие военнослужащих, т. е. совершенствование их умственной и физической деятельности в соответствии с требованиями военной специальности, производится психологическая подготовка, заключающаяся в формировании у военнослужащих эмоционально-волевой устойчивости и внутренней готовности к действиям в бою, в сложных и опасных ситуациях, в резко меняющейся обстановке, при длительном нервно-психологическом напряжении, при преодолении тягот и трудностей, связанных с выполнением воинского долга, как в военное, так и мирное время.

Важной составной частью военно-педагогического процесса является самообразование и самовоспитание.

Таким образом, воинское обучение и воспитание наших воинов – это двуединый процесс, целью которого является подготовка сознательных и умелых защитников нашей Родины, формирование у них высоких боевых и моральных качеств, слаживание подразделений, частей, соединений и в конечном итоге – повышение боеспособности и боеготовности Вооруженных Сил страны.

В чем же сущность военно-педагогического процесса?

Сущность военно-педагогического процесса заключается в целенаправленной организаторской и учебно-воспитательной деятельности командиров и штабов по подготовке военных специалистов, подразделений и частей к успешному ведению боевых действий (выполнению боевых задач) в условиях современной войны.

Воинская направленность, специфические условия труда и быта воинов решающим образом влияют на содержание, методику проведения военно-педагогического процесса, определяют его характерные особенности.

Существенной особенностью военно-педагогического процесса является то, что он осуществляется в неразрывном единстве со служебной деятельностью военнослужащих и носит ярко выраженный практический характер. Получаемые военнослужащими знания, навыки и умения в процессе обучения сразу же применяются при несении боевого дежурства, выполнении регламентированных работ, бое­вых задач и т.д. Это, с одной стороны, требует высокой прочности знаний, навыков и умений воинов, а с другой – способствует закреплению и поддержанию боевой и мобилизационной готовности.

В интересах постоянной боевой готовности боевая учеба военнослужащих строится с таким расчетом, чтобы в сравнительно короткое время вновь прибывшего военнослужащего подготовить как специалиста, а в процессе дальнейшей службы совершенствовать его знания, навыки и умения.

Одной из важнейших особенностей военно-педагогического процесса является высокая напряженность занятий по боевой подготовке. Это обусловливается, с одной стороны, сокращением срока службы в армии и на флоте, а с другой – все увеличивающимся объемом программного материала.

Особенностью военно-педагогического процесса является его многоплановый, ступенчатый характер. Это обусловливается тем, что в подразделениях имеется большое количество различных специалистов, а это в ряде случаев делает невозможным применение единых для всех форм обучения. Кроме того, различен и уровень профессиональной подготовленности, боевого мастерства во­еннослужащих (одни только начинают овладевать специальностью, другие уже борются за повышение классности).

Особенность военно-педагогического процесса проявляется и в том, что обучение военнослужащих специальности в подразделении проходит в условиях различного уровня их общеобразовательной подготовки: по одной и той же программе обучаются воины, имеющие высшее, незаконченное высшее, среднее, а иногда и неполное среднее образование, что требует максимальной индивидуализации обучения.

Таковы сущность военно-педагогического процесса и его особенности, которые необходимо знать и учитывать при организации процесса обучения.


Глава 1. Основы обучения
военнослужащих. Организация боевой
подготовки подразделений

1.1. Сущность и содержание процесса обучения.
Принципы, методы и формы воинского обучения


1.1.1. Сущность и содержание процесса обучения

Обучение по своей сущности – это социальный процесс, который присущ как обществу в целом, так и Вооруженным Силам. В общем случае обучение – основной путь получения образования, целенаправленный, организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством опытных лиц – педагогов.

Воинское обучение представляет собой специфический педагогический процесс, сущность которого заключается в овладении обучаемыми системой знаний, умений и навыков, в развитии у них творческого мышления, закалки воли и характера, формировании морально-психологических и боевых качеств, готовности к выполнению боевой задачи.

Содержанием обучения является система знаний, навыков и умений, которыми овладевает личный состав за время службы. Эта система определяется учебными планами и программой боевой подготовки по всем предметам обу­чения.

Ведущим элементом содержания учебного процесса выступает познавательная составляющая и ее основа – знание. Знание – это отражение человеком явлений и предметов реального мира и их причинно-следственных связей и отношений. Усвоить знания – это значит сделать определенные понятия, законы, теории своим достоянием, понимать их, постоянно сохранять в памяти, творчески пользоваться ими в практической деятельности.

Навык – автоматизированный компонент сознательного действия. Действие, ставшее навыком, выполняется быстро, легко, расчетливо с наименьшим напряжением и наивысшим результатом.

Умение – способ действия, основанный на высокой теоретической и практической подготовке, позволяющий творчески пользоваться приобретенными знаниями и навыками в различных условиях служебно-боевой деятельности. Умения характеризуют степень подготовки военнослужащих к выполнению своих обязанностей. Следовательно, умение – это подготовленность к сознательным, быстрым, творческим и точным действиям, а навык – умение автоматически выполнять эти действия.

Знания, умения и навыки теснейшим образом связаны между собой. Ведущая роль в этом единстве принадлежит знаниям. На основе знаний развиваются умения и навыки, которые, в свою оче­редь, расширяют, углубляют и закрепляют знания.

Овладение знаниями представляет собой процесс, включающий осознание познавательной задачи, восприятие учебного материала, его осмысление, запоминание, применение знаний на практике.

Начинается процесс овладения знаниями с осознания познавательной задачи. Только уяснив суть и значимость этой задачи, обучаемые с помощью обучающего и самостоятельно изучают пути ее решения, активнее воспринимают изучаемый материал и творчески его используют.

Восприятие учебного материала осуществляется путем организованного наблюдения, слушания речи, чтения текста или одновременно путем наблюдения и слушания. Учебное восприятие обязательно предполагает понимание сути изучаемого.

Осмысление проявляется в мысленном расчленении изучаемого на составные части, выделении в нем главного, установлении причинно-следственных связей и отношений, соединении этих частей воедино, во включении изучаемого в системы уже имеющихся знаний. Осмыслив учебный материал, военнослужащие проникают в суть соответствующих явлений и процессов, усваивают их содержание.

Изучаемый материал военнослужащие запоминают непроизвольно и произвольно. В связи с этим необходимо активнее использовать возможность непроизвольного запоминания, особенно на первых порах усвоения знаний, систематически обучать военнослужащих приемам осмысленного запомина­ния, развивать у них логическую память.

Основой процесса овладения знаниями является применение знаний на практике, только в результате применения знаний военнослужащие полностью овладевают ими. Для этого военнослужащих необходимо специально обучать применению знаний на практике, формировать у них приемы сочетания умственных и практических действий. Обучаемые на каждом занятии должны убеждаться в том, что теоретические знания, которые они усваивают, – это основа их практической деятельности, а практическая деятельность дает им конкретный материал для сознательного усвоения теоретических знаний и является обязательным условием овладения ими.

Процесс воинского обучения, таким образом, представляет целеустремленную, взаимосвязанную деятельность обучающего (командира, начальника, инструктора), получившую название преподавание, и обучаемых (подчиненных), называемую учение.

Преподавание по своей сущности представляет руководство познавательной и практической деятельностью обучаемых и включает в себя следующие функции:

Эти функции обучающий выполняет в процессе обучения.

Учение – усвоение обучаемыми знаний, умений и навыков.

Обучение осуществляется в определенной последовательности:

Воинскому обучению как процессу подготовки личного состава присущи свои закономерности.

Важнейшей закономерностью обучения является взаимодействие между обучающим и обучаемыми. Обучение эффективно только тогда, когда деятельность обучающего, его воздействие на обучаемых соответствуют их познавательным возможностям и характеру деятельности. Эта зако­номерность выражает направленность усилий обучаемого и обучаемых, характер их совместной деятельности.

Другой закономерностью обучения является моделирование (воссоздание) деятельности обучающего и обучаемых в соответствии с требованиями современной войны. Эта закономерность требует на всех занятиях создавать интеллектуальные, моральные, психологические и физические напря­жения, соответствующие боевому духу, максимально приближать обстановку обучения к условиям боя, не допускать послаблений и упрощений, избегать условностей.

Таковы структура и содержание процесса воинского обучения.

Обучение осуществляется в соответствии с определенными принципами обучения, применением соответствующих методов и форм обучения.

1.1.2. Принципы, методы и формы воинского обучения

Важнейшую часть теории воинского обучения составляют принципы обучения.

Под принципами обучения принято понимать руководящие педагогические положения, которые отражают закономерности военно-педагогического процесса и определяют деятельность обучающего по вооружению обучаемых знаниями, умениями и навыками. Каждый из принципов выражает одну какую-либо определенную закономерность процесса обучения. Поэтому успешное решение задачи обучения возможно лишь на основе реализации всей системы принципов в их тесной связи между собой. Следовательно, глубокое понимание каждым офицером сущности принципов обучения в их взаимосвязи, практическая реализация их требований являются важнейшими условиями военно-педагогической деятельности.

Основными принципами воинского обучения являются:

Рассмотрим содержание требований каждого из перечисленных прин­ципов.

Учить войска тому, что необходимо на войне. Этот принцип определяет содержание обучения и условия боевой подготовки, придает учебному процессу военно-практическую направленность, обеспечивает его связь с прошлым опытом и современным развитием военного дела, выражает связь теории с практикой. Подготовка войск в соответствии с этим принципом требует детального изучения вероятного противника, опыта войн и конфликтов, максимального приближения обстановки на занятиях к возможным условиям боя, не допускать упрощений и послаблений.

Сознательность, активность и самостоятельность обучения. Данный принцип требует такой постановки обучения, при которой военнослужащие ясно понимают свои задачи, осмысленно приобретают знания, сознательно применяют их и проявляют при этом высокую активность, инициативу и самостоятельность. Сочетание сознательности в овладении знаниями, умениями и навыками с активностью способствует развитию у обучаемых самостоятельности суждений, умения отстаивать свои убеждения, проявлять инициативу и творчество в решении учебно-боевых и служебных задач, правильно оценивать обстановку и применять полученные знания на практике.

Наглядность в обучении. Этот принцип требует такой организации боевой подготовки, когда военнослужащие усваивают знания и формируют умения и навыки на основе чувственного восприятия реальных образцов оружия и боевой техники, различных явлений и предметов или их изображения в процессе практической деятельности. При обучении личного состава комплексно применяются следующие виды наглядности:

Принцип систематичности последовательности и комплексности в обучении. Овладеть знаниями и умениями можно лишь тогда, когда учебный предмет изучается в определенной системе в соответствии с его внутренней логикой. Принцип требует последовательно в строгом логическом порядке изучать учебный материал, систематически руководить обучаемыми, добиваться усвоения ими системы знаний, умений, навыков. Реализуется данный принцип через всю организацию учебного процесса, где важную роль играет совершенное планирование и создание единого комплекса предметов обучения на основе комплексирования вокруг тактической (тактико-специальной) подготовки, означает безусловное подчинение этого комплекса предметов обучения интересам тактической (тактико-специальной) подготовки.

Обучение на высоком уровне трудностей. Данный принцип отражает зависимость уровня интеллектуального и физического развития обучаемых от характера их деятельности. Обучение будет иметь успех тогда, когда обучаемые сознательно преодолевают трудности учебы, прилагают значительные усилия в достижении намеченной цели. Необходимо воспитывать у военнослужащих сознательное отношение к преодолению реальных трудностей боевой подготовки. Реализация данного принципа обеспечивается через отбор, распределение и дозировку учебного материала на каждом занятии.

Прочность овладения знаниями, умениями, навыками. В любых условиях обстановки в мирное и военное время военнослужащий призван хорошо помнить все то, чему его обучали командиры, быстро и умело применять свои знания и навыки при выполнении поставленных задач. На прочность знаний, умений и навыков оказывает влияние весь ход боевой подготовки. Важно, чтобы обучающий отбирал материал для прочного усвоения, давал установку на запоминание, ведение записей, а также на систематическое повторение пройденного.

Коллективизм и индивидуальный подход в обучении. Воинская деятельность по своему характеру коллективная. Коллективизм военнослужащих – это единство воли, действий и ответственности. Основой его развития является организация коллективных действий на занятиях по боевой подготовке и в процессе всей службы. Вместе с тем необходимо учитывать и индивидуальные особенности и возможности каждого военнослужащего.

Таково краткое содержание принципов обучения. Их нельзя рассматривать как нечто застывшее, неизменно повторяющееся во всех случаях практики обучения. К реализации принципов нельзя подходить однозначно. Принципы обучения реализуются с использованием различных методов и форм обучения.

Под методом обучения понимают способ практических и теоретических действий человека, направленных на достижение определенной цели. Каждому виду деятельности присущи свои методы.

Метод воинского обучения – совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется передача и усвоение военных знаний и формирование умений и навыков, необходимых военнослужащим для их практической деятельности, а также боевое слаживание подразделений, частей, соединений и органов управления. Другими словами – это способ совместной деятельности обучающего и обучаемых, при помощи которого достигается овладение знаниями, умениями и навыками, развитие умственных и физических возможностей обучаемых, формирование у них качеств, необходимых для успешного выполнения сложных задач в мирное и военное время.

Каждый метод обучения состоит из взаимосвязанных элементов, которые называются приемами обучения или методическими приемами. Одни и те же приемы могут входить в состав различных методов.

Методы обучения можно подразделить:

Основное обучение – при участии обучающего.

Методы обучения под руководством обучающего по источникам получения знаний можно подразделить на группы: словесные методы; наглядные методы; практические методы. В словесных методах слово является ведущим источником информации об элементах знаний.

Среди словесных методов различают группу методов устного изложения и обсуждения изучаемого материала. К методам устного изложения относятся: рассказ, объяснение, инструктирование, лекция.

Рассказ – это образное, живое, эмоциональное последовательное изложение преимущественно фактического материала в описательной или повествовательной форме.

Объяснение – в отличие от рассказа в наибольшей степени акцент на раскрытие смысла явлений, процессов, действий, их причинно-следственных связей и отношений.

Инструктирование – краткие, лаконичные, четкие указания (рекомендации) о выполнении того или иного действия (задачи).

Лекция – развернутое изложение крупных теоретических и практических проблем.

В процессе воинского обучения практикуется обсуждение изученного материала. Оно проводится в форме бесед, классно-групповых, семинарских занятий.

Беседа – это диалогический метод, при котором обучающий, опираясь на имеющиеся у обучаемых знания и личный опыт, посредством системы вопросов подводит их к усвоению новых знаний, закреплению, проверке и применению учебного материала.

Наглядные методы характерны тем, что основным источником информации являются сами физические объекты изучения как в натуральном виде, так и в изображениях. К наглядным методам относятся наблюдения и демонстрации.

Практические методы характеризуются тем, что основным источником информации являются самостоятельно выполненные обучаемыми действия, формирующие соответствующие умения и навыки. К ним относятся упражнения и практическая работа.

Самостоятельная работа – работа обучаемых по овладению теорией или практическими действиями без непосредственного участия обучающего. Основными видами самостоятельной работы военнослужащих являются: работа с печатными источниками, изучение техники, тренировки, просмотр видеоматериала.

Знание и умение пользоваться различными методами обучения каждым обучающим – непременное условие успеха обучения.

Задачи обучения решаются в определенных формах учебной и служебной деятельности, характеризующих прежде всего организационную сторону боевой подготовки. Качество обучения во многом зависит от организации процесса обучения, от форм, в которых он осуществляется.

Форма обучения – установленный порядок и режим деятельности обучаемого и обучаемых, вид учебного занятия, выражение организационной стороны обучения.

Форма обучения определяет состав и группировку обучаемых, структуру занятия (учения), место и продолжительность его проведения, роль и специфику деятельности обучаемых. Формы обучения диалектически взаимосвязаны с методами обучения, наполняют их конкретным внутренним содержанием. Большинство форм обучения позволяют использовать различные методы обучения, однако некоторым формам присущ конкретный метод.

В практике боевой подготовки используются разнообразные формы обучения. Условно их можно представить в виде следующих групп:

Учебно-плановые занятия – основная группа форм обучения. К ней относятся: теоретические и практические занятия, тренировочные занятия, боевые стрельбы, учебно-боевые пуски ракет, учения, военные игры.

Служебно-плановые мероприятия проводятся с целью поддержания боевой техники и вооружения в боевой готовности. Вместе с тем они располагают большими возможностями обучения личного состава вопросам эксплуатации вооружения и боевой техники. К ним относятся парково-хозяйственные и парковые дни, работы по обслуживанию техники, дни регламентированного технического обслуживания (регламентированного обслуживания).

Общественно-плановые мероприятия (внеучебная работа) – организуются в основном в часы воспитательной работы и при правильной постановке являются дополнительным резервом для повышения воинского мастерства, для быстрого освоения боевой техники.

Таковы основные методы и формы обучения военнослужащих в Вооруженных Силах.

Они развиваются с изменением задач и содержания обучения, штатной организации войск, специфики служебной и боевой деятельности, уровня общего развития личного состава, особенностей боевой техники и реализуются при обучении отдельных военнослужащих, органов управления, подразделений, частей и соединений.

Таким образом, воинское обучение и воспитание наших воинов – это двуединый процесс, целью которого является подготовка сознательных и умелых защитников нашей Родины, формирование у них высоких боевых и моральных качеств, слаживание подразделений, частей, соединений и в конечном итоге – повышение боеспособности и боеготовности Вооруженных Сил страны.

Существенной особенностью военно-педагогического процесса является то, что он осуществляется в неразрывном единстве со служебной деятельностью военнослужащих и носит ярко выраженный практический характер. Получаемые военнослужащими знания, навыки и умения в процессе обучения сразу же применяются при несении боевого дежурства, выполнении регламентированных работ, бое­вых задач и т.д. Это, с одной стороны, требует высокой прочности знаний, навыков и умений воинов, а с другой – способствует закреплению и поддержанию боевой и мобилизационной готовности.

Одной из важнейших особенностей военно-педагогического процесса является высокая напряженность занятий по боевой подготовке. Это обусловливается, с одной стороны, сокращением срока службы в армии и на флоте, а с другой – все увеличивающимся объемом программного материала.

Успешное решение задачи обучения возможно лишь на основе реализации системы принципов и методов в их тесной связи между собой, а это означает: обучение войск тому, что необходимо на войне, применение сознательности, активности и самостоятельности обучения, обучение на высоком уровне трудностей, прочность овладения знаниями, умениями и навыками военнослужащими.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации