Методика непрямой экспресс - диагностики уровня психического развития дошкольников (в возрасте от 3-х до 6 лет) - файл n1.doc

приобрести
Методика непрямой экспресс - диагностики уровня психического развития дошкольников (в возрасте от 3-х до 6 лет)
скачать (267.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc268kb.08.07.2012 15:22скачать

n1.doc

Рекомендованы к печати областным коорди­национно-методическим советом руководителей психологических служб районных (городских) отделов образования

Подготовлены психологом-методистом областной психологической службы Т.А.Веремьюк.

Рецензент: М.Е.Троицкая, практический психолог д/с №2 г.Сумы.

Ответственный за выпуск: Л.В.Самбур, начальник областной психологической службы.
Данные методические рекомендации предназначены для практического использования в диагностике уровня психического развития дошкольников. Эксперименталь­ная методика позволяет психологу путем вербализован­ного представления об уровне: психического развития ребенка измерить его индивидуально-психологические особенности, определить направления и темпы их изме­нения, а также успешность воспитательных и обучаю­щих воздействий.

Методические рекомендации адресованы дошколь­ным психологам системы образования.

1. Общая характеристика и назначение методики.

Задачи диагностики уровня психического развития (УПР) дошкольников обычно решаются путем применения тестов и специальных диагности­ческих шкал. Достоинства этого пути бесспорны: это стандартизованные средства определения соответствия конкретного случая психического раз­вития тестовым нормам. Однако имеется и другой путь, которым не следу­ет пренебрегать. Речь идет об опосредованной диагностике УПР дошколь­ника. В отличие от первого непосредственного, где объектом тестирования является ребенок, здесь таким объектом является взрослый - носитель «об­раза ребенка». Это более или менее полное вербализованное представление об УПР ребенка, которое неизбежно формируется у лиц, тесно с ним общаю­щихся. Конечно, у родителей этот образ бывает пристрастным, но уже у воспитателей дошкольных учреждений значительно меньше подвержен та­кого рода влияниям.

Детский психолог иногда сталкивается с необходимостью оперативной диагностики УПР больших групп дошкольников. Почему бы в этом случае не обратиться к лицам, хорошо их знающим? Психолог владеет средствами, позволяющими получить количественную оценку УПР, и этим выгодно от­личается от того, у кого такого средства нет. Возможно объединить, усилия и инструментарий первого с опытом второго.

Проблема заключается в том, чтобы придать результатам вербализа­ции "образа ребенка" ту же форму, которую дает применение тестов и диагностических шкал. Если они будут коррелировать с данными таковых, а затраченное на их получение время окажется значительно меньшим, чем при тестировании, то преимущества последнего будут не столь очевидными.

Данная методика непрямой диагностики уровня психического разви­тия дошкольников разработана кандидатом психологических наук, психологом Полтавской школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,- Мясоедом П.А. (журнал "Вопросы психологии", 1996, .N'-2).

В основу методики положено представление о психическом развитии как закономерном (но периодическом, неравномерном, многоуровневом,

гетеро-хронном) переходе от одних психических новообразований к другим, логика которого кроется во взаимоотношениях ребенка с миром. При этом в грани­цах дошкольного возраста имеют место изменения, связывающие его с предыдущим и последующим периодом.

Особенностью методики является то, что вербализованные представле­ния взрослых о ребенке можно перевести в количественные оценки уровня психического развития дошкольников, а также соотнести оценки УПР конкрет­ного ребенка с оценками возрастной шкалы, характерными для детей его группы.

Предлагаемая методика не может заменить известные средства диагнос­тики психического развития детей дошкольного возраста, но позволяет ре­шать задачи их опосредованной экспресс-диагностики, особенно при работе с группами дошкольников.

Данная методика валидна. Значение коэффициента ранговой корреля­ции (детский вариант теста Д.Векслера) составило +0.713.

В результате диагностики дошкольников экспресс-методом выявляются дети, которых психолог дополнительно тестирует с помощью диагностических шкал и проводит с ними соответствующую коррекционную или раз­вивающую работу. При работе с этой методикой выявляются также некото­рые упущения в работе воспитателей с детьми, и психологу представляется возможность профилактической, консультативной и просветительской ра­боты с педагогическим коллективом и родителями детей, исходя из знания возрастных и личностных особенностей детей, их уровня психического развития; становится реальной индивидуализация учебно-воспитательного про­цесса в условиях детского сада.

2. Описание методики, процедура и обработка результатов психологического исследования

Данная экспериментальная методика включает измерительные шкалы для 12 параметров уровня психического развития (УПР) дошкольников в возрасте от 3 до 6 лет.

Это:

  1. ощущения (цветовые)

  2. восприятие (зрительное);

  3. запоминание;

  4. мышление;

  5. воображение;

  6. внимание;

  7. игра;

  8. общение;

  9. речь:

  10. эмоции;

  11. самостоятельность;

  12. саморегуляция.

Каждая шкала включает в себя пять уровней: от низшего к высшему. Каждому уровню присвоена соответствующая оценка: первому - 1, второму - 2 и т.д. С помощью этих шкал психолог, используя воспитателей группы детского сада в качестве экспертов, получает первичные оценки УПР по каждому из параметров "Измерительной шкалы УПР дошкольников" (См Приложение 1). В случае затруднения представляется возможность пользо­ваться "граничными оценками": 0.5; 1.5; 2.5; 3.5; 4.5. Чем чаще воспитате­ли прибегают к "граничным оценкам", тем больше у них степень размытос­ти имеющегося "образа ребенка". Система оценок УПР дошкольников имеет вид: 0.5; 1.0; 1.5; 2.0; 2,5; 3.0; 3,5; 4.0; 4,5; 5.0. Перед проведением исследования психологу необходимо объяснить значение каждого пункта шкалы воспитателям-экспертам. Для проведения исследования можно использовать "Индивидуальную карточку обследования УПР дошкольника (См. Приложение).

Какое же место на измерительной шкале занимает каждая из возрас­тных групп дошкольников, исходя из анализа полученных психологом дан­ных? Одинаковую сумму баллов может получить как ребенок младшей тру­пы, так и ребенок средней группы (например, 50 баллов в результате сложения всех оценок по всем 12 параметрам). Значит, нужна такая суммарная оценка УПР, которая позволила бы соотнести абсолютные оценки (АО) конкретного ребенка с опенками, характерными для детей его группы, т.е. оценка должна быть относительной (ОО). Каждая из возрастных групп за­нимает достаточно определенное место на измерительной шкале. Так, ха­рактерными оценками для группы младшей (МЛ) являются I. 2, 3; для средней группы (СР) - 2. 3, 4; для старшей группы (СТ) 3, 4,5. Отсюда следует, что конкретный ребенок может получить оценку УПР в тех интервалах оценок, которые присущи его возрасту. То, что эти интервалы перекрывают границы друг друга, свидетельствует об отсутствии резких переходов между этапами дошкольного возраста.

Для перевода абсолютных оценок (АО) в относительные (ОО) рассчита­ем АО от максимальной суммарной оценки (МО), которая могла бы быть получена ребенком данной возрастной группы и используем формулу:

ОО = АО · 100% (форм. 1)

МО

где МО группы МЛ равняется 36 (результат умножения 3 на 12). СР - 48 (4 на 12) , СТ - 60 (5 на 12) Например, трое детей из разных возрастных групп получили одинаковую суммарную оценку - 32. Тогда ОО ребенка группы МЛ будет равна 89% , группы СР - 67% , группы СТ - 53% .

Однако ОО еще не может использоваться для диагностики УПР дошколь­ника, так как оценка 50, полученная представителями МЛ, СР и СТ групп, далеко не всегда будет средней в каждом случае, поэтому осуществим пере­вод относительных оценок ОО в стандартные (СО) с помощью 9-балльной системы оценок, называемой станайн. (от англ. standart nine - стандартная девятка). Результаты перевода ОО в СО (станайн) представлены в табл.2. (См. Приложение).

Основанием перевода ОО в СО явилась стандартная для шкалы станайн группа в 100 чел. Значения, приведенные в таблице для этой группы, ука­зывают, что первые 4 испытуемых получают станайн 1; следующие 7 --станайн 2, следующие 12 - станайн 3. Поэтому для того, чтобы найти зна­чение шкалы станайн для МЛ, СР, СТ дошкольников, нужно сначала найти 4%, затем 12% и т.д. от группы 109 чел (МЛ). 92 чел. (СР), 112 чел. (СТ). Для МЛ группы это будет 4, 8, 13. Для СР группы - 4, 6, 11. Для СТ группы - 4, 8. 13 и т.д. Теперь остается присвоить значение 9 балльной шкалы каждой относительной оценке ОО. В итоге получаем данные, приведенные в табл.З (См. Приложение 3.) и переводим ОО в СО. Например, трое детей разного возраста получили одну и ту же ОО - 80. Это значит, что СО младшего дошкольника будет - 7. среднего - 6, старшего - 5. При этом таблица позво­ляет видеть место каждого конкретного ребенка на 9 балльной шкале оценок. Так оценка 1 будет говорить о крайне низком УПР, оценка 9 - об очень высоком, оценка 5 - о среднем. Все другие оценки будут занимать про­межуточное между ними место и служить основанием для диагностики тен­денции к высокому или низкому УПР. Таблица также дает возможность срав­нивать между собой УПР детей разных возрастных групп: оценка 7, к приме­ру, будет указывать на одну и ту же точку 9 балльной шкалы и сходным образом характеризовать младшего, среднего и старшего дошкольника.

Итак, для применения методики психологу необходимо:

  1. Провести предварительную консультативную работу с воспитателя­ми-экспертами по разьяснению психологических понятий и терминов.

  2. Вместе с воспитателем-экспертом получить первичную абсолютную оценку (АО) с помощью измерительных шкал (см. табл.1) - общую сум­му оценок по шкалам.

  3. Пользуясь формулой (1), перевести полученную абсолютную оценку (АО) в относительную (ОО), учитывая возраст ребенка при подсчёте МО.

  4. Пользуясь таблицей 3, перевести относительную оценку (ОО) в стан­дартную оценку (СО), т.е. в шкалу станайн. Точка на последней как раз и укажет на достигнутый ребенком уровень психического развития.

  5. Заполнив индивидуальную карточку обследования дошкольника (см. Приложение), психолог делает краткий вывод об УПР ребенка и даёт рекомендации воспитателям и родителям по коррекции и развитию психических процессов дошкольника.

Приложение

  1. Таблица 1. "Измерительные шкалы УПР дошкольников".

  2. Таблица 2. "Перевод относительных оценок в стандартные - шкалу ста­найн".

  3. Таблица 3 «Перевода относительных оценок УПР дошкольников в стан­дартные (станайн)».



Методика

непрямой экспресс - диагностики

уровня психического развития

дошкольников (в возрасте от 3-х до 6 лет).

Измерительные шкалы УПР дошкольников.

1. Ощущения.

  1. С ошибками называет и различает основные цвета спектра.

  2. В основном без ошибок называет и различает основные цвета спектра.

  3. Различает оттенки цветов спектра, но ошибается называя их.

  4. Различает и называет цвета спектра и их оттенки.

  5. Правильно описывает цветовое окружение, использует свои знания в изо­бразительной деятельности.

2. Восприятие.

  1. При восприятии нового пытается дополнить данные зрения осязанием.

  2. Воспринимая новые предметы, обходиться без непосредственного контак­та с ними.

  3. Строит достаточно полный образ восприятия, но не различает в нем основ­ное и второстепенное.

  4. Выделяет в воспринимаемых предметах основные и второстепенные эле­менты.

  5. Строит означенный и дифференцированный образ мира, сообщает о результатах взрослому.

3. Запоминание.

  1. Запоминает данный материал, данный в наглядной форме.

  2. Механически запоминает учебный материал, данный в словесной форме.

  3. Запоминает учебный материал, выделяя в нем выступающие на первый план элементы.

  4. Запоминает учебный материал, ориентируясь в его содержании.

  5. Запоминает учебный материал, понимая его содержание.

4. Мышление.

  1. Получает новые сведения практическим способом, без участия речи.

  2. Практически решая познавательную задачу, с помощью речи пытаясь осмыслить ее условия.

  3. Выполняет познавательные действия с опорой на речь - средство дости­жения результата.

  1. Выполняет действия на основе предварительно сформулированного плана.

  2. Решает познавательные задачи без прямого контакта с предметами, в пла­не речи.

5. Воображение.

  1. Играет с предметами подчиняясь их назначению, воспроизводит их функции.

  2. В ходе игры замещает реальные предметы воображаемым, ориентируясь на их сходство.

  3. В игре замещает реальные предметы воображаемыми, непохожими на них.

  4. Игровым действиям предшествует этап их планирования, зная, во что будет играть.

  5. В уме создает новые образы и воплощает их в играх, рисунках, конст­рукциях.

6. Внимание.

  1. На незначительное время может сосредоточиться на предметах вызы­вающих интерес.

  2. Под контролем взрослого выполняет учебные действия, требующие сосре­доточения.

  3. После многократного повторения указаний выполняет учебные действия, требующие сосредоточения.

  4. По указанию взрослого выполняет учебные действия, действующие сосре­доточения.

  5. При выполнении действий, требующих сосредоточения, может отвлекаться от посторонних раздражителей.

7. Игра.

  1. Выполняет игрушками ролевые действия.

  2. Принимает участие в сюжетно - ролевых играх, подчиняясь инициативе детей.

  3. Берет на себя определенную роль, отличающуюся разнообразными игровыми действиями.

  4. Принимаемая роль отражает не только действия взрослых, но и отношения между ними.

  5. Является реализатором игр, следуя за соблюдением правил, выступает ини­циатором наказаний за их нарушение.

8. Общение.

1. Побуждает сверстников и взрослого к действиям, просит о помощи.

  1. Стремится достичь уважения со стороны взрослого, обижается на замечания.

  2. Подражает авторитетному взрослому, его словам и действиям.

  3. Стремиться к сопереживанию и взаимопониманию с авторитетным взрослым.

  4. Обнаруживает сопереживание и взаимопонимание, общаясь с детьми.

9. Речь.

  1. Обозначает словами окружающие предметы и явления.

  2. Владеет элементарной связной речью, которая еще не выходит за пределы наличной ситуации.

  3. Речь выходит за пределы непосредственной ситуации, описывает отсутст­вующие объекты.

  4. Речь становиться средством планирования и выполнения игровых и практических действий.

  5. Владеет развернутой речью, передающей и отвлеченную от данной ситуации информацию.

10. Эмоции.

  1. Проявляет неустойчивую эмоциональную реакцию на ситуацию, непо­средственно его касающуюся.

  2. Сопереживает персонажам сказок, мультфильмов.

  3. Обнаруживает сопереживание реальным людям.

  4. Проявляет симпатию - антипатию к сверстникам и взрослым.

  5. Эмоционально оценивает ситуации, непосредственно его не касающие.

11. Самостоятельность.

  1. Владеет гигиеническими навыками, одевается без помощи взрослых.

  2. Без напоминания правильно действует в привычных ситуациях.

  3. После разъяснения взрослого выполняет поручения, требующие самостоя­тельности.

  4. Самостоятельно применяет выученные способы поведения в новых си­туациях.

  5. Пользуется доверием взрослого, проявляет самостоятельность в разных си­туациях.

12. Саморегуляция.

  1. Действует под реакцией ситуативных эмоций.

  2. В присутствии авторитетного взрослого сдерживает свои непосредственные желания.

  3. Действует, подражая авторитетному взрослому, даже в его отсутствие.

  4. Может сдерживать свои непосредственные желания, импульсивные действия.

  5. В ситуации выбора отдает предпочтения тем действиям, которые соот­ветствуют требованиям взрослого.

Таб.1

Таблица перевода относительных оценок УПР дошкольников

в стандартные (станайн).

Группы

Станайны и относительные оценки

Н1

2

3

4

С5

6

7

8

В9

МЛ

18-31

32-34

35-40

41-54

55-69

70-77

78-94

95-99

100

СР

43-51

52-56

57-61

62-68

69-77

78-87

88-95

96-99

100

СТ

45-61

62-65

66-71

72-75

76-82

83-89

90-94

95-98

100



Таб.2 Перевод относительных оценок в стандартные - шкалу станайн.

Группы

Значение шкалы станайн

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Стандартная (100 чел.)

4

7

12

17

20

17

12

7

4

МЛ (109 чел.)

4

8

13

19

22

19

13

8

4

СР

(92 чел.)

4

6

11

16

18

16

11

6

4

СТ

(112 чел.)

4

8

13

19

22

19

13

8

4



Протокол

діагностики рівня розвитку психічних процесів у дітей

Мета: Визначення рівня розвитку психічних процесів у дітей, формування корекційних груп та надання рекомендацій учасникам навчально-виховного процесу.

Дослідження проводиться за методикою Експрес - діагностики.

Дата обстеження______________________________________________________________________

Вихователь_____________________________________________________________________




п/п

Прізвище,ім’я дитини

Вимірювальна сітка

Відчуття

Сприйняття

Запам’ятовування

Мислення

Уява

Увага

Гра

Спілкування

Мова

Емоції

Самостійність

Саморегуляція

АО

ОО

СО

Рівень розвитку

1




















































2




















































3




















































4




















































5




















































6




















































7




















































8




















































9




















































10




















































11




















































12




















































13




















































14




















































15




















































16




















































17




















































18




















































19




















































20




















































21






















































індивідуальна картка обстеження дошкільника (за М’ясоїдом П.А.)


Дата обстеження:

П1Б дошкільника, вік, дитячий садок та група:

П1Б вихователя-експерта:



п/п

Вимірювальні шкали

Абсолютна оцінка по кожній шкалі (АО) та сума балів

Відносна оцінка

(ОО)

Стандартна

оцінка (СО)

1

відчуття










2

сприйняття










3

3

запам'ятовування










4

мислення










5

уява










6

увага










7

гра










8

спілкування










9

мова










10

емоції










11

самостійність










12

саморегуляція













сумарна оцінка:










індивідуальна картка обстеження дошкільника (за М’ясоїдом П.А.)


Дата обстеження:

П1Б дошкільника, вік, дитячий садок та група:

П1Б вихователя-експерта:



п/п

Вимірювальні шкали

Абсолютна оцінка по кожній шкалі (АО) та сума балів

Відносна оцінка

(ОО)

Стандартна

оцінка (СО)

1

відчуття










2

сприйняття










3

3

запам'ятовування










4

мислення










5

уява










6

увага










7

гра










8

спілкування










9

мова










10

емоції










11

самостійність










12

саморегуляція













сумарна оцінка:











Обстеження дошкільників

Дата обстеження ________________д/садок, група_________________________________________

ПІБ вихователя-експерта_______________________________________________________________




п/п

Прізвище, ім’я дитини

Вимірювальна сітка




Відчуття

Сприйняття

Запам’ятовування

Мислення

Уява

Увага

Гра

Спілкування

Мова

Емоції

Самостійність

Саморегуляція

Сумарна оцінка

В яку групу дітей входить (от 1 до9)


Характер процесу сприйняття

(слухачі -с, глядачі -г, діячі -д)

Примітки

1




















































2




















































3




















































4




















































5




















































6




















































7




















































8




















































9




















































10




















































11




















































12




















































13




















































14




















































15




















































16




















































17




















































18




















































19




















































20




















































21




















































22




















































23



























































Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации