Румянцев В.В. Основы научных исследований - файл n1.doc

приобрести
Румянцев В.В. Основы научных исследований
скачать (186.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc187kb.08.07.2012 15:19скачать

n1.doc



Министерство образования и науки Украины

Государственная академия жилищно-коммунального хозяйства
Донецкий институт городского хозяйства





В.В.Румянцев



ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ



Донецк

2010


Предисловие


  1. Введение

1.1. Необходимость социально-экономического моделирования и прогнозирования,

вытекающая из особенностей состояния современной цивилизации.

1.2. Формирование информационного общества, общества знаний.

1.3. Предмет курса.
2. Наука, техника и технологии

    1. Понятие науки, ее цели и задачи.

    1. Социальная роль науки, как производительной силы общества.

    2. Взаимоотношение науки и производства.

    3. Факторы повышение эффективности науки.

    4. Техника и технологии.

    5. Инновационный, технологический стиль развития современной экономики.

    6. Параметры конкурентоспособности предприятия, отрасли и страны вцелом.




  1. Управление в сфере науки

    1. Система научных учреждений в Украине.

    2. Подготовка научных кадров. Ученые степени и звания.

    3. Научно-исследовательская работа студентов.




  1. Особенности организации научной деятельности

4.1. Система науки и ее структура. Классификация наук.

4.2. Научное исследование.

4.3. Уровни и этапы научно-исследовательской работы.

4.4. Научные программы, проекты. Научное (экспертное) сообщество.
Литература
Контрольные вопросы


Предисловие

Характерной чертой современного этапа социально-экономического развития является превращение науки в производительную силу общества. Сегодня каждое государство в структуру основных принципов своего развития (стратегической доктрины) включает и вопросы научно-технического развития. Поэтому важным этапом в развитии высшей школы является включение в учебный процесс предмета "Основы научных исследований", в котором рассматриваются методология и методы научных исследований, а также способы их организации.

… знания, используемые по назначению, в максимальной степени превосходят прежние источники создания богатства. … знание, безусловно, наиболее богатая по своим возможностям и важная составляющая производства…
(Элвин и Хейди Тоффлер)

  1. Введение

1.1. Необходимость социально-экономического моделирования и прогнозирования, вытекающая из особенностей состояния современной цивилизации.

1.2. Формирование информационного общества, общества знаний.

1.3. Предмет курса.
1.1. Сегодня уже можно сказать, что ХХ век занимает в истории человечества совершенно уникальное место. С его началом связано завершение формирования индустриальной фазы социально-экономического и технологического развития в передовых странах. Он принес и много замечательных достижений в самых различных областях человеческой деятельности (покорение космического пространства, атомная энергетика, развитие телекоммуникаций и т. п.), и много бед и страданий (невиданные экономические кризисы, две мировые войны и множество локальных конфликтов). Кроме всего прочего, прошлый век ознаменовался радикальным изменением положения науки – отныне она занимает господствующее положение (по крайней мере, в европейской культуре). Если ранее эффекты обратного влияния созданной Человеком Техносферы на его жизнедеятельность были малы по сравнению с природными явлениями, то сегодня это не так. В то же время воздействие неспокойной природной среды также может приводить к серьезному нарушению среды нашего обитания и большим негативным последствиям техногенного характера (например, ураган «Катрин» летом 2005 года значительно повредил промышленную инфраструктуру штата Луизиана в США и практически разрушил г. Новый Орлеан). Поэтому техногенный фактор надо учитывать при создании соответствующих концепций безопасности, строительстве различных объектов и социальных систем – в этом сегодняшний мир отличается от предыдущих веков. Среди главных особенностей состояния современной цивилизации можно назвать следующие [1]:


В таких условиях растет степень риска при принятии управленческих решений и проектировании Будущего. Поэтому в настоящее время актуальны проблемы предсказуемости поведения социально-экономических систем, возникает необходимость социально-экономического моделирования и прогнозирования развития этих систем. Последнее предполагает особую роль и ответственность науки как социального института.
1.2. Сегодня говорят о формировании информационного общества или общества знаний. Конечно, этот процесс идет неравномерно в разных уголках планеты и различных областях человеческой деятельности. Тем не менее, направление движения задано и его определяют информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). Велика роль информационной среды в проблеме реформирования образования. Естественно, образовательное пространство не ограничивается информационной сферой, однако, в силу специфики времени определяющие ее информационные технологии сегодня задают тон в реформировании образовательных систем. Прогресс в ИКТ во многом обусловил активно идущий ныне, прежде всего, в экономике, процесс глобализации, который не может не затрагивать культуральные традиции и сферу образования. Стратегическим направлением развития образовательных систем в разных странах мира в ХХI веке является формирование перспективного образования, базирующегося, с одной стороны, на интеграции в глобальное образовательное пространство, а с другой, - на создании собственных информационных ресурсов и сред. Подчеркнем, что первым по важности среди определений образовательных систем выделяется понятие перспективности, то есть «обеспечение будущего», которое отражает реакцию общества на вызовы усложняющегося состояния социально-экономической среды.
1.3. В этих условиях важное значение имеет формирование научной культуры у студентов, в частности, в рамках дисциплины "Основы научных исследований", предметом которой является методология и методы научных исследований, а также способы их организации.
2. Наука, техника и технологии

    1. Понятие науки, ее цели и задачи.

2.2. Социальная роль науки, как производительной силы общества.

2.3. Взаимоотношение науки и производства.

2.4. Факторы повышение эффективности науки.

2.5. Техника и технологии.

2.6. Инновационный, технологический стиль развития современной экономики.

2.7. Параметры конкурентоспособности предприятия, отрасли и страны вцелом.
2.1. Понятие «наука» имеет несколько основных значений (см., например, [2]).


Цели науки – получение знаний об объективном и субъективном мире, постижение объективной истины.
Задачи науки:

1) собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов;

2) систематизация полученных знаний;

3) обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания;

4) объяснение сущности явлений и процессов;

5) прогнозирование событий, явлений и процессов;

6) установление направлений и форм практического использования полученных знаний.
Структура (система) науки может быть представлена по-разному в зависимости от поименованных выше основных значений этого понятия.

Заметим, что не всякое познание и полученное в результате знание можно рассматривать как научное. Другими формами познания реальности и представления соответствующих результатов являются искусство (как субъективное отражение объективной реальности) и религия.
2.2. Наиболее характерной чертой современного социально-экономического развития является превращение науки в производительную силу общества. Сегодня каждое государство в структуру своей стратегической доктрины (основных принципов развития общества) включает и вопросы научно-технического развития (НТР). Если ранее многие проблемы жизни общества решались на базе интуиции, здравого смысла или на опыте прошлых поколений, то сейчас они требуют активного и целенаправленного вмешательства, участия науки. Причем налицо явление ускорения НТР, которое выражается в следующих фактах.



По мере роста мощи науки растут и социальные последствия НТР:


Таким образом, необходимо отметить взаимодействие научно-технических и организационно-экономических факторов социального развития. Ускорение темпа НТР обеспечивается экономической заинтересованностью общества в поддержании высокой скорости обновления технических средств и технологий, оптимизации системы управления. Причем расширяющаяся масштабность реализаций инноваций, тиражирование освоенных и отлаженных нововведений должны сопровождаться получением экономической и социальной отдачи.
Особенностями НТР являются


2.3. Современная наука - сложный и непрерывно растущий социальный организм, наиболее динамичная, подвижная, производительная сила общества, революционизирующая социальную практику. Прежде всего, последнее проявляется в глубоких изменениях взаимоотношения науки и производства:


2.4. Факторы повышения эффективности науки в рамках научно-технического прогресса можно сгруппировать следующим образом [3]:


2.5. В самом общем смысле Культура представляет собой Техносферу (от греческого слова techne’ – умение, мастерство, виртуозность), поскольку является результатом целесообразной материальной и духовной деятельности Человека, использующего соответствующую технику и технологии. Под словом техника понимают инструментарий, причем не только материальный (например, простой молоток или сложный станок, компьютер), но и идеальный (например, прием письма в живописи, игры на каком-либо музыкальном инструменте, метод вычислений и т.д.), который Человек помещает между собой (субъектом деятельности) и объектом (предметом труда). К технике относят средства обработки материала, то есть то, чем обрабатывают нечто. Однако существует и другой вопрос – как обрабатывать, каким способом. Способ, порядок, алгоритм применения такого (материального и идеального) инструментария в процессе целесообразной деятельности образуют технологию. Сегодня словом «технология» обозначают не только последовательность каких-то производственных операций, но и совокупности действий в других областях, например – в социальной сфере. Так в настоящее время – в период перед досрочными парламентскими выборами (2008 года) часто употребляют словосочетание «политические технологии», говорят и об «образовательных» и других «социальных технологиях». Таким образом, с понятием «технологии» связывают порядок и способ выполнения определенных операций не только, скажем, в металлургии или в строительстве, то есть в производстве материальном, но и в «духовном производстве», протекающем в сфере образования или искусства.

В зависимости от используемых природных закономерностей различают [4] следующие виды технологий:

Кроме того, технологии можно подразделять исходя из следующих критериев: уникальные или ординарные, непрерывные, циклические или дискретные, а также классифицировать по уровню сложности (комбинированные или мультитехнологии), интенсивности, безопасности.

Процесс производства (и материального, и «духовного»), а также жизнедеятельность общества вцелом можно схематически представить набором или системой технологий.

В рамках определенной модели экономику можно представить совокупностью сложных, взаимодействующих между собой технологических систем, а общество в целом – своеобразной «социальной машиной», состоящей из огромного количества узлов и деталей, функционирующих по определенным правилам. Научиться управлять этой машиной – наша задача. Естественно, многообразие социальных и политических действий не сводится лишь к рациональному поиску оптимальных управленческих решений, поскольку подлинная демократия предполагает участие в политических процессах широких масс народа (не обладающих специальными политическими знаниями). В обратном случае технологии могут превратиться в инструменты строительства рационально тоталитарного общества, которое озабочено увеличением жизненных благ, но лишающего свободы «человека с улицы» (нередко иррационального в своем поведении).

2.6. Особенностью развитых стран сегодня является переход на социально-технологический механизм развития. Технологический, инновационный стиль развития заключается в насыщении экономики передовыми технологиями, в периодической смене технологий и производственных процессов, динамичности промышленности и инфраструктуры. Среди критериев нового стиля развития назовем:


Украине - стране с переходной экономикой - для того, чтобы вписаться в европейский контекст, важно самоопределиться в пространстве технологических ориентиров. Другой не менее важной задачей для нее является развитие инновационной способности нации. От успешного решения этих задач зависит благополучие людей и могущество экономики страны.
В последнее время все чаще поднимается вопрос о необходимости перевода нашей страны на инновационный стиль развития, без этого мы рискуем остаться державой, проедающей свое будущее, бесповоротно проигрывающей состязание с окружающим нас миром. В связи с этим пишутся соответствующие Концепции относительно роли государства в управлении наукой. Наука – отрасль деятельности человека по получению, сохранению и трансляции знаний о закономерностях развития природы, общества и способах воздействия на окружающий мир. Поэтому Концепция участия государства в управлении наукой должна ставить в центр своего внимания именно знание (прежде всего фундаментальное). А затем рассматривать, как часть по отношению к целому, инновации в науке, т.е. наиболее эффективные способы воздействия человеческого знания на окружающий мир. Часто эти документы касаются перестройки лишь аппарата управления и финансирования науки, в отрыве от развития производства.
Разберемся, прежде всего, с понятиями. Инновация [от лат. Innovatio обновление, перемена] –


Без повышения инновационного потенциала отечественной науки, не возможен модернизационный прорыв и построение «экономики знаний».

В минувшем веке СССР уже осуществлял модернизационный прорыв. В стремлении опередить историю беспощадным и даже варварским путем, в условиях мобилизационной экономики и тоталитарной власти Сталина такой прорыв был совершен в короткий исторический срок. Перед Отечественной войной за неполных два десятилетия в стране были построены современная индустрия и мощный военно-промышленный комплекс, созданный талантом и трудом представителей отечественной науки. После Победы 1945 года стране был брошен вызов в «холодной войне» и опять в кратчайший срок, благодаря инновационному потенциалу, прежде всего отечественной науки, страна овладела термоядерной энергией и вышла в космос.

К концу ХХ века с окончанием эпохи революционных «бури и натиска» пассионарный заряд советского народа иссяк и СССР исчез с карты мира, нас стали опережать в научно-техническом отношении страны Запада. Заинтересованное в максимальном извлечении прибыли капиталистическое производство Запада всегда было чувствительно к любым технологическим новшествам, оно постоянно стимулирует развитие инновационной деятельности.

В странах развитой рыночной экономики велика степень внедрения научных инноваций в промышленность. В этих странах внутрифирменной наукой выполняется основной объем научных исследований и разработок: 65% в странах ЕС, 71% - в Японии, 75% - в США (кстати, в США бюджет на науку в 2004г. превышает $200 млд.).

У нас в Украине практически отсутствует спрос на технологические и научные инновации. Промышленных фирм, по настоящему заинтересованных в технологическом развитии, крайне мало. Виноваты в этом уродливое развитие нашей экономики и монополизм олигархического капитала (больше думающего о вывозе капитала за рубеж, чем о завтрашнем дне), подавляющий (в отсутствии конкуренции) развитие малого и среднего предпринимательства, недостаток инвестиций и пр. Поэтому решение проблемы инновационного прорыва лежит в плоскости оздоровления и модернизации экономики, развития малого и среднего бизнеса, формирования конкурентной среды, стимулирующей спрос на инновации. Ясно, что никаких инноваций не существует в отрыве от знаний. Поэтому создание национальной инновационной системы не может ограничиться только административными мерами, в отрыве от развития науки в стране. Перевод науки на рельсы инновационного развития также предполагает формирование системы стимулов для энергичного внедрения научных разработок в производство, продажи лицензий и патентов и т.п. С другой стороны, в производстве должен родиться спрос на эти инновации…

Тесно связаны с современным социально-технологическим стилем развития вопросы инновационной способности людей, гуманизация политики и управления, а также повышение роли творческих, деятельностных и проектных начал в жизни общества.
2.7. Понятие конкурентоспособности страны вошло в научно-политический оборот c 1990 года после публикации профессором Гарвардского университета М. Портером работы «Конкурентные преимущества наций» (The Competitive Advantage of Nations). Параллельно исследования по аналогичной тематике ведутся в Институте развития менеджмента (Лозанна). Созданию целого ряда национальных и региональных центров по изучению конкурентоспособности наций (стран) способствует Всемирный экономический форум в Давосе [5]. Концепция конкурентоспособности охватывает не только сугубо экономические показатели развития страны (например, производительность труда или прибыльность бизнеса), но и оценивает экономические последствия таких важных для стабильного роста страны неэкономических явлений, как

То есть наряду с экономическим эта концепция включает также долгосрочный «сознательно управляемый» аспект развития. Сегодня в условиях глобализации и использования наукоемких технологий рынки – открыты и мобильны. Таким образом, конкурентоспособность – это способность нации создавать и поддерживать в этих новых условиях корпоративную и социальную среду, обеспечивающую преимущества (конкурентоспособность) своим экономическим агентам. Последнее позволяет достичь и поддерживать высокие темпы экономического развития и постоянный прирост ВВП на душу населения и, в конечном счете, приводит к высокому уровню благосостояния и качества жизни людей.

Существует несколько методик [5] ранжирования стран в зависимости от уровня конкурентоспособности. В целом они сводятся к следующим группам показателей


Взаимодействие всех вышеперечисленных факторов обеспечивает конкурентоспособность страны. Особо следует выделить параметры, характеризующие общий уровень культуры. Как справедливо замечает Ф. Фукуяма, [6], «экономическая деятельность есть важнейшая часть социальной жизни, и в ней принципиальным образом задействованы всевозможные нормы, правила, моральные обязательства и другие общественные навыки человеческого существа, из которых эта жизнь складывается…Благосостояние страны, а также ее состязательная способность на фоне других стран определяется одной универсальной культурной характеристикой – присущим ее обществу уровнем доверия… Экономисты в куда большей степени, чем философы, поэты, священники или политики, склонны проповедовать добродетели, сопутствующие своекорыстным стремлениям, ибо, согласно их вере, наибольшее благо для всего общества достигается именно тогда, когда каждый получает шанс реализовывать эти стремления в рамках свободного рынка».

Помимо производства материальных товаров и услуг современная экономика базируется также и на интеллектуальной ее компоненте (квалифицированность рабочей силы, эффективность системы образования, в том числе, системы переподготовки кадров и пр.). Кроме того, конкурентоспособность страны тесно связана с эффективной трансформацией научных идей и передовых технологий в конкретные продукты и услуги, с качеством исполнительских процессов, с поддержкой частного сектора и предпринимательства, а также с политической волей, способностью власти мобилизовать людей и институты общества на проведение необходимых преобразований, национальным консенсусом.

Современная технологическая и информационная революция привела к тому, что в развитых странах сегодня только 15% активного населения заняты в процессе материального производства, а остальные 85% добавляют стоимость в процессе творчества, менеджмента и передачи информации. Это явление привело к определенному «переформатированию» концепции конкурентоспособности – заметно увеличивается роль «мягкой» доли инфраструктуры (генерирование, хранение, передача и дистрибуция знаний, информации), ее социальной и сервисной составляющих, по сравнению с «твердой» частью инфраструктуры (дороги, порты и т.п.). Эти глобальные тенденции приводят к тому, что прямые иностранные инвестиции все более фокусируются на странах, перспективных с точки зрения развития, с четкой стратегией повышения конкурентоспособности, хотя, конечно, и фактор наличия необходимой ресурсной базы исключать нельзя.

Для координации усилий ученых, работников сферы образования, представителей малого бизнеса, предпринимательства, руководства больших компаний и финансовых институтов, а также представителей правительственных и законодательных кругов создан Совет конкурентоспособности Украины — неприбыльная, неправительственная внепартийная организация, которая должна скоординировать усилия с тем, чтобы оказывать содействие «институционализации» концепции конкурентоспособности в практику экономической политики страны.

  1. Управление в сфере науки

3.1. Система научных учреждений в Украине.

    1. Подготовка научных кадров. Ученые степени и звания.

    2. Научно-исследовательская работа студентов.


3.1. Основным органом управления в системе исполнительной власти Украины, который принимает участие в разработке государственной политики в сфере образования, науки, научно-технической, инновационной деятельности, обеспечении прав интеллектуальной собственности и ее реализации, является Министерство образования и науки Украины (МОН) [7]. Среди функций МОН отметим:


и др. 

Для поддержки фундаментальных исследований в области естественных, технических и гуманитарных наук, которые выполняются научными учреждениями и высшими учебными заведениями, учеными, на основе Закона Украины «О научной и научно-технической деятельности» создан Государственный фонд фундаментальных исследований [8]. Фонд регулярно на конкурсной основе проводит отбор научных и научно-технических проектов, обеспечивает соответствующую экспертизу и финансирование отобранных проектов, а также практическое использование полученных результатов, взаимодействует с зарубежными и международными фондами.

Согласно законодательству Украины, высшей государственной научной организацией страны, которая основана на государственной собственности и пользуется правами самоуправления, является Национальная академия наук (НАНУ) [9]. Право самоуправления НАНУ реализуется в самостоятельном определении тематики исследований, своей структуры, решении научно-организационных, хозяйственных, кадровых вопросов, осуществлении международных научных связей. Высшим органом НАН Украины является Общее собрание ее членов. В период между сессиями Общего собрания руководство работой Академией осуществляет Президиум НАНУ, который избирается Общим собранием сроком на 5 лет. В составе Президиума 32 человека: президент, первый вице-президент – главный ученый секретарь, три вице-президента, 14 академиков-секретарей отделений, 13 членов Президиума. В заседаниях Президиума берут участие также 6 и. о. членов Президиума и 10 советников Президиума НАН Украины. В Академии функционируют 3 секции (физико-технических и математических наук, химических и биологических наук, общественных и гуманитарных наук), которые объединяют 14 отделений наук: математики; информатики; механики; физики и астрономии; наук о Земле; физико-технических проблем материаловедения; физико-технических проблем энергетики; ядерной физики и энергетики; химии; биохимии, физиологии и молекулярной биологии; общей биологии; экономики; истории, философии и права; литературы, языка и искусствоведения. В составе Академии 6 региональных научных центров двойного (с Министерством образования и науки Украины) подчинения: Донецкий (г. Донецк), Западный (г. Львов), Южный (г. Одесса), Северо-восточный (г. Харьков), Приднепровский (г. Днепропетровск), Крымский (г. Симферополь) и Инновационный центр (г. Киев).

Основным звеном структуры НАНУ являются научно-исследовательские институты и приравненные к ним учреждения. В структуре Академии работают также Национальная библиотека Украины им. В.И. Вернадского, Национальный научный центр «Харьковский физико-технический институт», Национальный историко-археологический заповедник «Ольвия», Национальный ботанический сад им. Н.Н. Гришко, Национальный дендрологический парк «Софиевка», Национальный научно-природный музей. Входят в структуру НАН Украины также опытные производства, конструкторско-технологические организации, вычислительные центры. Всего в настоящее время в составе Академии работают 176 научных учреждений и 49 организаций и производственных предприятий.

Академия объединяет действительных членов, членов-корреспондентов и заграничных членов, ученых, учреждения и организации НАНУ. В ноябре 2008 года Национальной академии наук Украины исполнилось 90 лет, в настоящее время в ее составе 179 действительных членов и 337 членов-корреспондентов, общее число сотрудников - 43 тыс. человек, из них около 8,1 тыс. – кандидаты и 2,5 тыс. – доктора наук.

Кроме Национальной академии наук Украины государственное финансирование получают также: академия медицинских наук, академия педагогических наук, аграрная академия, академия искусств и академия правовых наук.

К сожалению, финансирование отечественной науки в настоящее время нельзя признать достаточным для формирования инновационной экономики страны. Проблема финансовой поддержки научных исследований и мотивации украинских ученых обсуждалась на встрече Президента Украины В.А. Ющенко и президента НАН Украины Б.Е. Патона в сентябре 2008 г. Виктор Андреевич заявил [10] «о готовности увеличить финансирование украинской науки в государственном бюджете 2008 и 2009 годов. Он подчеркнул, что недостаточная бюджетная поддержка ограничивает возможности развития научного потенциала: за последние годы в Украине фактически не была внедрена ни одна инновация общегосударственного масштаба, а реализованные носили, как правило, локальный характер, не выходя за пределы отдельных производств. Продолжает снижаться удельный вес инновационно-активных предприятий». Содействие развитию науки, формирование новой и эффективной политики в этой сфере должно, наконец, и на практике стать полноценным государственным приоритетом. Это подчеркнул Президент Украины В.А. Ющенко на сессии Общего собрания НАН Украины в Киеве в апреле 2008 г. [11].

Кроме этих «официально признанных» академий, ученые и профессионалы объединяются в академии, существующие на правах общественных организаций. Таких, например, как Академия экономических наук, Академия экономической кибернетики, Академия технологических наук, Академия инженерных наук и другие.

3.2. Система накопления и трансляции в будущее информации, знаний - система образования, которая является главным компонентом технологического общества является ключевым компонентом перехода страны в новую фазу развития – фазу информационной цивилизации. Инновационное развитие - результат деятельности специалистов, поэтому подготовка профессиональных кадров – основное назначение системы образования. Естественно, как и все системы общества, эта система должна соответствовать требованиям времени, т.е. уровню технологического и социального развития. Более того, она должна опережать развитие общества – по двум причинам:

Сказанное означает, что необходимы как постоянное внесение изменений в содержание учебных дисциплин, так и периодический пересмотр организации всей системы образования, ее реформирование. При этом формирование национальной инновационной системы должно сопровождаться процессами интеграции науки и образования, повышением эффективности использования результатов научной научно-технической деятельности, сохранением и развитием кадрового потенциала научно-технического комплекса страны.

Подготовка научных работников осуществляется в аспирантуре и докторантуре ВУЗов, в научных учреждениях и организациях, а также путем прикрепления к указанным учреждениям или организациям соискателей для подготовки и защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук. В настоящее время подготовка научно-педагогических кадров осуществляется также еще в магистратуре, поскольку в системе многоуровневого высшего образования Украины подготовка магистров ориентирована на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность.

Субъектами научной и/или научно-технической деятельности в Украине являются юридические и физические лица. К юридическим лицам относят организации и учреждения, в рамках которых осуществляется научная и/или научно-техническая деятельность. Физические лица в данном случае разделены на три группы: научные работники (исследователи), специалисты научной организации (инженерно-технические работники) и работники сферы научного обслуживания. К научным работникам относятся граждане, обладающие необходимой квалификацией и профессионально занимающиеся научной и/или научно-технической деятельностью. Специалистами научной организации являются граждане, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование и способствующие получению научного и/или научно-технического результата или его реализации. Работники сферы научного обслуживания – это граждане, обеспечивающие создание необходимых условий для научной и/или научно-технической деятельности в научной организации.

Субъектами научной деятельности в системе высшего и послевузовского профессионального образования являются научно-технические, научные и инженерно-технические работники, докторанты, аспиранты, соискатели, а также студенты. К научно-техническим работникам относятся лица, занимающие должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя и ассистента. Должности профессора и доцента следует отличать от сходных по названию ученых званий – доцент, профессор. В системе НАНУ научная деятельность также осуществляется научно-техническими и инженерно-техническими работниками (лаборантами, техниками, инженерами), научными (младшими научными, научными, старшими, ведущими и главными научными сотрудниками), докторантами, аспирантами и соискатели. Ученые звания в НАНУ – старший научный сотрудник, профессор.

3.3. Студенты ВУЗов обязаны овладеть знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами высшего профессионального образования. В Законе Украины «Об образовании» не предусмотрена обязанность студентов заниматься научно-исследовательской работой. Тем не менее, они должны выполнять те виды заданий, которые содержат элементы научного исследования и включены в учебный план или планы занятий по дисциплине. К их числу относятся реферат, доклад, курсовая работа, дипломная работа, магистерская диссертация. В тесном взаимодействии с работой профессорско-преподаватесльского состава в высших учебных заведениях действуют студенческие научные кружки, студенческое научное общество. Выполняя вышеперечисленные работы, студент приобретает навыки:



Студенты ВУЗов также имеют право принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ по кафедральным темам, семинарах, конференциях, симпозиумах, представлять свои работы для публикации, в частности, в изданиях высшего учебного заведения.

4. Особенности организации научной деятельности.

    1. Система науки и ее структура. Классификация наук.

    2. Научное исследование.

    3. Уровни и этапы научно-исследовательской работы.

    4. Научные программы, проекты. Научное (экспертное) сообщество.


4.1. Наука — это непрерывно развивающаяся система знаний (об объективных закономерностях в природе, обществе, мышлении и познании), получаемых и превращаемых в непосредственную производительную силу общества в результате специальной деятельности людей.

Система науки и ее структура может быть представлена по-разному в зависимости от оснований деления составляющих ее элементов. Так, В.П. Кохановский [12] по одному из оснований деления различает:

а) твердое ядро науки – достоверный, истинный пласт знаний;

б) историю науки;

в) социологию науки;

г) «науку», которая наряду с истинным включает неистинные результаты (религиозные, магические представления, определенные противоречия и парадоксы, личные пристрастия, антипатии, ошибки и т.д.).

Р.А. Сабитов [2] рассматривает науку как систему, состоящую из:

Если науку рассматривать с точки зрения взаимодействия субъекта и объекта познания, то она включает в себя следующие элементы: объект (предмет) исследования, субъект (исследователь / исследовательский коллектив), научная деятельность субъектов, применяющих определенные приемы, операции, методы для постижения истин.

Современные многочисленные классификации наук берут начало в работе Ф. Энгельса «Диалектика природы» [13], в которой, исходя из развития движущейся материи от низшего к высшему, Энгельс выделил механику, физику, химию, биологию, социальные науки. На этом же принципе субординации форм движения материи основана классификация [13] наук Б.М. Кедрова. Он различал шесть основных форм движения материи: субатомно-физическую, химическую, молекулярно-физическую, геологическую, биологическую и социальную.
В настоящее время в зависимости от сферы, предмета и метода познания различают:


В Классификаторе направлений и специальностей высшего профессионального образования с перечнем магистерских программ (специализаций), разработанных научно-методическими советами по направлениям образования выделены:


В зависимости от связи с практикой науки делят на фундаментальные (которые выясняют основные законы объективного и субъективного мира и прямо не ориентированы на практику) и прикладные (которые направлены на решение инженерно-технических, производственных, социально-технических проблем).

Существуют и другие классификации наук. Например, можно выделить науки, возникшие на стыке различных областей знания, комплексные науки: математическая логика, физическая химия, геофизика, экономическая география, океанология, кибернетика, науковедение. Кроме того, различают следующие секторы научной деятельности: академический, вузовский, отраслевой и заводской.
4.2. Формой существования и развития науки является научное исследование. Научно-исследовательская деятельность – это деятельность, направленная на всестороннее изучение материальных и/или идеальных систем, их свойств, структуры, связей и взаимодействия элементов систем, различных процессов и явлений, закономерностей их развития.

Научные исследования классифицируются по различным основаниям:



4.3. В теории познания выделяют два уровня исследования: теоретический и эмпирический. Теоретический уровень исследования характеризуется преобладанием логических методов познания. На этом уровне полученные факты исследуются, обрабатываются с помощью логических понятий, умозаключений, законов и других форм мышления. Эмпирический уровень характеризуется преобладанием в изучении внешнего мира органов чувственного познания. Структуру эмпирического уровня исследования составляют опытные факты, обобщение наблюдений, эмпирические законы (зависимости).
Схематически можно выделить следующие этапы выполнения научных исследований:


Развитие науки идет от сбора фактов, их изучения и систематизации, обобщения и раскрытия отдельных закономерностей к связанной, логически стройной системе научных знаний, которая позволяет объяснить уже известные факты и предсказать новые. Факты систематизируют и обобщают с помощью простейших абстракций — понятий (определений), являющихся важными структурными элементами науки. Наиболее широкие понятия называют категориями. В качестве первоначальной формулировки, «чернового» варианта открываемых законов часто выступает гипотеза. В настоящее время все большее значение приобретает в качестве общего математический метод исследования, т.е. метод количественного изучения явлений и процессов. Это обусловлено бурным развитием кибернетики, вычислительной математики и ЭВМ.
4.4. Научно-исследовательская работа выполняется в рамках соответствующих программ и проектов (международных, отечественных, ведомственных и пр.). Результаты работы, как правило, представляются на суд научной (экспертной) общественности, докладываются на научных семинарах и конференциях, публикуются в профессиональных научных изданиях, проходят соответствующую процедуру защиты.
Литература


  1. Румянцев В.В. Парадігма медійної освіти: соціально-філософський аспект // Схід. – 2007. - № 1 (79). – С. 88-91.

  2. Сабитов Р.А. Основы научных исследований. Челябинск: ЧГУ, 2002. - 138с.

  3. Лудченко А.А., Лудченко Я.А., Примак Т.А. Основы научных исследований. К.: «Знание», КОО, 2001. - 113с.

  4. Румянцев В.В. Система технологий. Донецк: ДИГХ, 2007. – 101с.

  5. Полунеев Ю. Конкурентоспособность страны как национальная идея // Зеркало недели. – 2005. - № 10(538). – С.13.

  6. Фукуяма Ф. Доверие. - М.: Изд-во АСТ, Ермак, 2004.

  7. Положення «Про Міністерство освіти і науки України» від 19 грудня 2006 р. N 1757.

  8. Положення про Державний фонд фундаментальних досліджень від 24 грудня 2001 р. N 1717.

  9. Довідка про Національну академію наук України  ( http://www.nas.gov.ua/aboutNASU/Pages/default.aspx)

  10. Президент провел встречу с президентом Национальной академии наук Украины //

Електронні вісті. - 11.09.2008. - http://elvisti.com/node/78826. –

  1. В. Ющенко. Содействие развитию науки должно стать государственным приоритетом // http://www.president.gov.ua/ru/news/9675.html

  2. Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учеб. для вузов. Ростов н/Д:

1999. - С. 22 – 23.

  1. Кедров Б.М. Энгельс и диэлектика естествознания М.: Наука, 1970. - С. 23.

  2. Тоффлер Э. Третья волна. М.: Изд-во АСТ, 2004.



Контрольные вопросы


  1. Уникальное место ХХ века в истории человечества.

  2. Необходимость социально-экономического моделирования и прогнозирования, вытекающая из особенностей состояния современной цивилизации.

  3. Предмет курса «Основы научных исследований».

  4. Несколько основных значений понятия науки.

  5. Цели и задачи науки.

  6. Социальная роль науки, как производительной силы общества.

  7. Явление ускорения научно-технического развития.

  8. Социальные последствия научно-технического развития.

  9. Взаимодействие научно-технических и организационно-экономических факторов социального развития.

  10. Особенности современного научно-технического развития.

  11. Взаимоотношения науки и производства.

  12. Факторы повышения эффективности науки.

  13. Техника и технологии.

  14. Виды технологий.

  15. Инновационный, технологический стиль развития современной экономики.

  16. Модернизационный прорыв и построение «экономики знаний».

  17. Параметры конкурентоспособности предприятия, отрасли и страны вцелом.

  18. Система научных учреждений в Украине.

  19. Функции Министерства образования и науки Украины.

  20. Национальная академия наук Украины.

  21. Подготовка научных кадров.

  22. Ученые степени и звания.

  23. Научно-исследовательская работа студентов.

  24. Система науки и ее структура.

  25. Классификации наук.

  26. Научное исследование.

  27. Классификации научных исследований.

  28. Этапы научно-исследовательской работы.

  29. Научные программы, проекты.

  30. Научное (экспертное) сообщество.



В качестве контрольной работы студент заочной формы обучения должен выполнить следующее задание:


  1. Теоретический вопрос (соответствующий номер варианта из списка Контрольных вопросов).

  2. Реферат (научно-технологическая разработка на основе публикаций периодической печати). Тематика - произвольная.




Министерство образования и науки Украины
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации