Прохорова Л.Д. Лекции по истории древнего мира - файл n1.doc

Прохорова Л.Д. Лекции по истории древнего мира
скачать (76 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc421kb.22.05.2008 11:21скачать

n1.doc

  1   2   3   4


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный технический университет»


Л. Д. Прохорова

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Конспект лекций

Омск

Издательство ОмГТУ

2008
УДК 931

ББК 63.3(0)3

П 84


Рецензенты:
С.В. Новиков, зав. каф. истории и регионального развития

Омского государственного аграрного университета, д-р. ист. наук, профессор;

В.Л. Кожевин, канд. ист. наук, доцент кафедры современной отечественной

истории и историографии Омского государственного университета

имени Ф.М. Достоевского

Прохорова, Л. Д.

П 84 История древнего мира: консп. лекций / Л.Д. Прохорова. –
ОмГТУ, 2008. – 60 с.


Содержит конспекты лекций по всем разделам дисциплины «История древнего мира», контрольные вопросы по каждой теме и библиографический список. Структура и содержание лекций соответствуют Государственному стандарту высшего профессионального образования специальности «Историко-архивоведение».

Для студентов специальности «Историко-архивоведение» дистанционной и заочной форм обучения.

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Омского государственного технического университета.

УДК 931

ББК 63.3(0)3

© Омский государственный

технический университет, 2008


Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ
1.1. История как наука, ее методология
История – одна из древнейших наук на земле. В своем развитии за 2,5 тысячи лет она прошла несколько этапов. Сначала историческая мысль отражалась в сказаниях и мифах народов, в исторических преданиях. Высшими достижениями древности стали сочинения античных авторов Геродота, которого позднее римский оратор Цицерон назовет «отцом истории», и Фукидида (V в. до н.э.). Они относили историю к области искусства. История для них – художественный рассказ о важных событиях и лицах, а главная ее задача – воспитание молодых. Отсюда известная установка: «История – наставница жизни». Те же традиции сохраняются в трудах римских историков Тита Ливия, Тацита, Полибия, Плутарха.

В средние века развитие истории как бы приостанавливается. Все произошедшее с людьми, народами и государствами рассматривается как происходящее по воле Бога и единственным источником для изучения истории признается Библия. Это время господства идеалистической концепции истории.

С развитием философии в новое время интерес к науке возрождается. Появляется представление о ней как о едином процессе, идущем закономерно. Для воззрений историков и философов на этом этапе характерен дуализм: подходя к явлениям природы материалистически, они оставались сторонниками идеализма, объясняя ход исторического процесса проявлением Мирового Духа, Абсолюта или «воли Бога» (Д. Вико, Ф. Гизо, Гегель). Постепенно возникает представление, что человеческое общество в своем развитии проходит ряд последовательных стадий, различающихся, прежде всего, по уровню экономического развития, от которого зависят политическая структура, военный потенциал, форма правления и степень культурного развития. В наиболее законченном виде это представление сформировано в концепции К. Маркса и Ф. Энгельса, выдвинутой около середины XIX в. Им принадлежит приоритет введения в научный оборот таких понятий, как производительные силы и производственные отношения, в разрешении противоречия между которыми и состоит прогресс. Они же вводят понятие общественно-экономическая формация, которая, с их точки зрения, наиболее полно характеризует общество на разных стадиях развития. Именно в последовательной смене формаций, по их мнению, и заключается прогресс.

На рубеже XIX XX вв. историческая наука получила бурное развитие.
В противовес марксистской концепции был сформулирован цивилизационный подход к истории (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). Развитие человечества, с их точки зрения, происходит в форме сменяющих друг друга цивилизаций, каждая из которых вырабатывает свои культурно-исторические традиции, этические нормы, религиозные системы. При этом уровень экономического развития существенной роли не играет. Цивилизации развиваются замкнуто, наличие контактов между ними не в состоянии изменить суть той или иной цивилизации.

Одновременно с развитием науки формируется ее методология – учение о способе познания, совокупность методов и принципов, которыми руководствуется историк. До середины XVII в. господствовал провиденциализм, когда все происходящее рассматривалось с точки зрения Божьей воли (методы исследования описательный и хронологический, принципы идеализм, метафизичность). С развитием философии в XVII в. возникает рационализм, которому характерен взгляд на историю как череду событий, происходящих по воле великих людей. Прежние методы дополняют элементы анализа и синтеза, субъективизм и элементы историзма. В середине XIX в. появляется новая методология – позитивизм, с позиций которого история рассматривается как развитие человеческого общества под влиянием внешних и внутренних факторов, идущих закономерно, объективно, прогрессивно. Наряду с утвердившимися в науке методами используются сравнительно-исторический, синхронный, дихронный (по периодам) метод анализа и синтеза, статистический и другие. Утверждаются принципы объективности, материализма, историзма. Именно в рамках позитивизма утверждаются два подхода к истории – формационный и цивилизационный, о которых упоминалось выше. Оба подхода имеют свои сильные и слабые стороны и дают возможность рассмотреть исторический процесс под разными углами зрения. Если постараться избежать крайностей каждого из них и суммировать лучшее от той и другой методологии, то историческая наука только выиграет.

История – наука многогранная. Она может изучать процесс развития общества в целом, анализируя всю совокупность явлений общественной жизни (экономику, политику, международные связи, культуру, быт и т. д.). Может рассматривать отдельные направления – историю экономики, государства и права, культуры, науки, религии и т. д. История подразделяется и по ширине изучения объекта: история мира в целом (всеобщая история), история континентов, история отдельных стран и народов.

Всеобщая история – обязательная дисциплина, предназначенная для студентов, обучающихся по специальности «Историко-архивоведение». Цель ее изучения – обобщение исторического развития человеческого общества от первобытной эпохи до настоящего времени.
1.2. Периодизация всеобщей истории
Традиционно всеобщая история делится на четыре большие раздела, каждый из них изучается как самостоятельная дисциплина:

  1. История древнего мира (3–5 млн. лет до н.э. – V в. н. э.).

  2. История средних веков (V в. – первая половина XVII в.).

  3. История нового времени (вторая половина XVII в. – 1918 г.).

  4. История новейшего времени (1919 г. – настоящее время).

В течение первого семестра студенты изучают Историю древнего мира. Этот раздел всеобщей истории, состоит из следующих блоков:

История первобытного общества – становление человеческого общества, возникновение присваивающего хозяйства на основе собирательства и охоты. Становление производящего хозяйства.

История Древнего Востока – формирование классовых обществ и первых государств аппаратом управления и принуждения, развитой системой налогообложения; нарастание неравномерности темпов исторического развития различных регионов планеты, создание мировых территориальных империй.

История Древней Греции – возникновение античной цивилизации; появление полисной системы и становление первого гражданского общества.

История Древнего Рима – особенности древнеримской истории, гибель античной цивилизации.

Учитывая специфику каждого блока, характеристика источников и историография будут освещены ниже в соответствующих лекциях.

Основные задачи дисциплины – дать последовательную картину развития человечества от самых истоков (процесса антропогенеза) до образования первых цивилизаций, показать соотношение общего (закономерностей) и частного (особенностей) в истории разных стран и народов в эпоху Древнего мира.
Контрольные вопросы


  1. Назовите основные этапы становления истории как науки.

  2. Что такое методология науки?

  3. Какие виды методологии исторической науки вы знаете?

  4. Охарактеризуйте основные концепции исторического развития.

  5. Какова периодизация всеобщей истории?



Лекция 2. ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
2.1. Периодизация, источники, историография истории

первобытного общества
Первый этап в развитии человечества – первобытно­общинный строй – занимает огромный период времени с момента выделения человека из животного мира (около 35 млн лет назад) до образования классовых обществ в различных регионах планеты (примерно в IV тыс. до н.э.). Его периодизация основана на различиях в материале и технике изготовления орудий труда (археологическая периодизация). В соответствии с ней в древнейшей эпохе выделяются три периода: каменный век (от возникновения человека до III тыс. до н.э.), бронзовый век (с конца IV до начала I тыс. до н.э.), железный век (с I тыс. до н.э.). В свою очередь каменный век подразделяется на древнекаменный (палеолит), среднекаменный век (мезолит), новый каменный век (неолит) и переходный к бронзе меднокаменный век (энеолит).

Реконструкция древнейшего догосударственного общества – результат синтеза многих наук, которые позволяют сформировать комплекс источников изучения первобытной истории:

археология – дает неоспоримые материальные свидетельства прошлого;

этнология (этнография) – описание культуры и быта, социальных институтов, общественных структур того или иного народа:

историческая антропология – морфология, антропогенез, расоведение;

четвертичная геология и палеология – дают географический фон истории первобытного общества;

археозоология – изучает останки костей животных, рыб, птиц;

археоботаника – дает абсолютную датировку по кольцам деревьев (дендрохронологический метод);

физика и химия – позволяют использовать различные способы датировки: радиокарбонный (радиоуглеродный); археомагнитный; калий-аргоновый; термолюминесцентный;

информатика – машинная обработка информации, компьютеризация;

лингвистика.

Первые сведения о древних людях содержатся в античных источниках. Это описания греческими и римскими авторами своих соседей – варваров: Геродот (V в. до н. э.) рассказывает о скифах, сарматах, народах Азии; Ксенофонт (V–IV в. до н.э.) – о малазийских народах; Страбон (I в. до н.э.) – о народах Южной Европы и Кавказа; Цезарь (I в. до н. э.) и Тацит (I в. н.э.) – о древних германцах. Общее: никто из них не предполагал, что греки или римляне могли иметь тот же быт.

В средние века историография развивается по двум направлениям: а) христианская картина мира – создание человека Богом за 6 дней (Библия), схоластические споры вокруг отдельных формулировок священных текстов; б) путешествия, эпоха географических открытий (Христофор Колумб, Магеллан, Васко да Гамма). Общее: расширен диапазон знаний о народах, но отсутствуют обобщения и развитие теории.

Первые обобщения, основанные на этнологических наблюдениях отдаленных от европейской цивилизации народов, появляются только в новое время (Мишель Монтень, Лафито, Георг Форстер). В 1859 г. была создана эволюционная теория Ч. Дарвина («Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение избранных пород в борьбе за жизнь», «Происхождение видов и половой отбор»). Появляются исследования семейно-брачных отношений Г. Мейна, И. Бахофена, Мак-Леннана, Льюиса Моргана. В работах Ф. Энгельса «Диалектика природы» (глава «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека) и «Происхождение семьи, частной собственности и государства» дана периодизация истории первобытного общества и выявлены факторы, объясняющие выделение человека из животного мира в процессе антропогенеза. Развитие археологии и палеоантропологии в XX в. позволило углубить наши знания об истории древнейшего периода в истории человечества (работы отечественных исследователей П.П. Ефименко, Я.Я. Рогинского, С.Н. Замятнина,
А.А. Формозова).
2.2. Становление человеческого общества, возникновение присваивающего

хозяйства (35 млн лет до н.э. – VIV тыс-е до н. э.)
Огромное на сегодняшний день количество информации о происхождении человека позволяет говорить о том, что 2 миллиона лет тому назад началось выделение человека из животного мира. Новые открытия, скорее всего, смогут уточнить эту дату. «Очеловечивание» шло, судя по всему, несколькими путями, в ходе которых формировалось прямохождение, связанное с переходом наших далеких предков к наземному образу жизни на открытых саванных пространствах Африканского материка, где и были сделаны основные находки гоминидов. Параллельно совершенствовались мозг и рука. У нас нет возможности точно обозначить все стадии этого процесса, можно лишь сказать, что прямохождение стояло в самом начале эволюции, Подтверждением тому являются находки гоминидов, в частности, австралопитеков: мозг и рука этих существ были еще очень архаичны и примитивны, но прямохождение вполне сформировано.

Более поздние по времени находки таких архантропов, как яванский человек, или питекантроп, живший около 750–500 тысяч лет тому назад, или синантроп, остатки которого датированы 500–350-тысячелетним возрастом, свидетельствуют о гораздо большем прогрессе – увеличении объема мозга и ловкости пальцев. Есть определенные, и немалые, трудности в установлении преемственности и последовательности различных форм гоминидов. Отсутствуют «переходные формы», которые должны, по логике вещей, связывать различные ископаемые виды. Именно этот аргумент является решающим в критике дарвиновской теории происхождения видов.

Некоторое объяснение процессу антропогенеза можно найти в теории мутаций. Интересно, что основные места находок гоминидов в Восточной Африке сосредоточены в районе залежей радиоактивных руд, что сопровождается, естественно, повышенным радиационным фоном. Подобное обстоятельство могло провоцировать ускоренные мутации, что, возможно, и объясняет столь быструю эволюцию человека. Примерно 15 лет назад в Якутии были сделаны находки, которые свидетельствуют о том, что около 1,5 млн лет тому назад в этом регионе жили человекообразные существа, занимавшиеся примитивной трудовой деятельностью. Примечательно то, что с геологической точки зрения этот район Якутии является (в радиационном смысле) полным аналогом Восточной Африки.

Находки останков человекообразных существ и первых людей-архантропов постоянно сопровождаются находками орудий труда из камня, кости, в очень редких случаях сохраняются и деревянные орудия. Их улучшенная форма косвенно свидетельствует, что антропогенез шел по пути совершенствования трудовых навыков и орудий труда. Уже на стадии австралопитеков отмечено использование оббитой гальки, постройка прообразов современного жилья в виде примитивных навесов и загородок. Главным занятием предков человека в то время, да и много позднее, было собирательство; постепенно все большую роль начинает играть охота. Далее предки человека осваивают более совершенную технику обработки камня, на смену грубо оббитой речной гальке приходит универсальное орудие в виде ручного рубила или чоппера. Синантроп уже вполне освоил употребление огня, но, скорее всего, еще не умел его добывать, а постоянно поддерживал горящие костры. В становлении человеческого рода велика роль природного фактора. Обезлесение огромных пространств способствовало переходу наших предков к наземному образу жизни, похолодания, периодически наступавшие вследствие общих глобальных изменений планетарного климата, заставляли приспосабливаться к новым условиям. Огромную роль здесь сыграли оледенения. Различные их стадии в целом совпадают с эволюцией человека – неандертальца (150–100 тысяч лет назад) и кроманьонца (40–35 тыс. лет).

Для неандертальца зафиксированы первые в истории захоронения, устройство пещерных жилищ, окончательное освоение огня, употребление одежды из шкур животных, зачатки религиозных культов и искусства. Кроманьонец – человек современного типа. Связь его с неандертальцем не выяснена; есть предположение, что одна из ветвей неандертальцев эволюционировала в сторону современного типа, но существует и точка зрения, что кроманьонский человек к классическому неандертальцу отношения не имеет. Вопрос упирается в отсутствие того самого «переходного типа». С появлением кроманьонца совершенствуется техника обработки камня и наступает эпоха верхнего палеолита, которая соответствует периоду последнего оледенения. Человек в это время вел полукочевой образ жизни, охотился на крупных животных, в том числе на мамонтов. Кроманьонцы создали великолепные образцы пещерного искусства. Ко времени верхнего палеолита относятся такие важнейшие достижения, как членораздельная речь, выработка форм социальной организации в виде родового и, может быть, племенного коллектива. Одним из факторов, способствовавших упорядочению жизни, улучшению генофонда и становлению в итоге родового коллектива, явился запрет на браки внутри одной группы, или обычай экзогамии, что ликвидировало конфликты из-за женщин внутри родственных групп. Род в это время, скорее всего, был материнским. Счет родства велся по материнской линии, так как при свободном парном браке точно установить, кто является родителем, можно было лишь в отношении матери.

Тогда же произошло заселение Северной и Южной Америки и Австралии. Из-за оледенения уровень воды в океане снизился, появилась возможность перейти в Америку по суше в районе нынешнего Берингова пролива, а в Австралию – по сухопутному «мосту» на месте современных островов Индонезии. Так как охота была облавная, погибало гораздо больше животных, чем человек был в состоянии переработать; по самым оптимистическим подсчетам в дело шло меньше одного процента добычи. Столь затратная охота не могла не привести к довольно быстрому уничтожению многих видов, в том числе и мамонтов. В поисках новых стад люди и проникали на другие континенты.

С глобальным потеплением климата на планете ледники стали таять и отступать, освобождая новые пространства для расселения людей. Резко изменились не только климатические, но и ландшафтные условия, повлекшие за собой заметные перемены в животном мире. Из-за освобождения после таяния ледников огромных масс воды большие пространства оказались покрытыми озерами, болотами, появились широкие многоводные реки. На смену крупным животным пришли стаи водоплавающих птиц, водные животные, изобилие рыбы. От людей потребовались усилия по адаптации к резко изменившимся условиям. Место загонной охоты, подразумевавшей участие больших коллективов, заняла охота индивидуальная, а также рыбная ловля. Широкое, практически повсеместное распространение получает лук главное оружие одинокого охотника, вместе с луком распространяются и гарпуны; рыбная ловля, а также необходимость преодолевать во время миграций большие водные пространства способствовали появлению плотов и лодок. Ко времени мезолита появляются и первые сети. Тогда же происходит приручение первого дикого животного собаки. Эпоха мезолита отличается и коренными изменениями в технике изготовления каменных орудий: появляются микролиты, изготовленные из мелких отщепов наконечники стрел, дротики, а также вкладыши для составных орудий (ножей, пил и т. д.). Мезолит явился высшей стадией в развитии присваивающего хозяйства.
2.3. Становление производящего хозяйства

(VIV тыс. до н. э. – II тыс. до н. э.)
Около 7 тысяч лет назад в истории человечества произошло важнейшее событие, получившее название «неолитической революции» распространении производящих типов хозяйства, связанных с земледелием и скотоводством. Другими признаками эпохи неолита являются появление керамики, а также шлифованных и сверленых орудий из камня.

Начало этому процессу было положено на плоскогорьях Передней Азии, где активное, доведенное до высокой степени совершенства, собирательство дикорастущих злаков привело к возникновению земледелия, вызванного необходимостью прокормить возросшее население там, где дикие злаки не произрастали или их сбор не мог обеспечить пропитанием людей. Процесс выращивания и последующего окультуривания различных растений (ячменя, проса, пшеницы, ржи, овса) шел параллельно с одомашниванием диких животных для получения мяса, молока, кожи, меха, шерсти или использования их тягловой силы. После собак были одомашнены овцы (около 9 тысяч лет назад), в течение следующих трех тысячелетий – козы, крупный рогатый скот и свиньи. Лошадь приручается во II тыс. до н. э., верблюд – в I тыс. до н. э. Важнейшим изобретением человечества явилось открытие секрета обжига глины и начало производства керамической посуды. С этого времени керамика стала одним из самых надежных показателей культурно-исторической принадлежности населения того или иного региона. Техника изготовления каменных орудий достигла всех мыслимых форм совершенства, дальнейший прогресс мог быть достигнут только при использовании другого сырья.

В известном смысле можно сказать, что с началом неолита закончилась первобытная эпоха: ведь на производящем хозяйстве основана и вся современная человеческая цивилизация. У людей появляются укрепленные постоянные поселения, начинают выделяться скотоводческие племена из среды первобытных земледельцев и скотоводов. Эти племена переходят к кочевому образу жизни. Локальные и случайные конфликты между родами и племенами перерастают в войны с целью захвата добычи, начинает явно прослеживаться имущественное неравенство, послужившее основой для возникновения в дальнейшем классового общества и государства.
Контрольные вопросы


  1. Что является предметом исследования истории первобытного общества?

  2. Охарактеризуйте основные источники ее изучения.

  3. Какие признаки отличают семейство гоминид?

  4. Каковы движущие силы антропогенеза?

  5. Перечислите этапы антропогенеза, назовите характерные черты каждого.

  6. Раскройте понятие «неолитическая революция».



Лекция 3. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

ПОЯВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВ
3.1. Условия возникновения первых цивилизаций
В эпоху неолита впервые явно начинает себя проявлять неравномерность развития различных территорий планеты. Страны и регионы, находящиеся в более благоприятных климатических или сырьевых условиях, располагавшиеся в контактных зонах с другими племенами и культурами, резко опережают своих соседей, не обладавших подобными преимуществами. Именно здесь ранее всего складываются предпосылки возникновения первых цивилизаций:

Некоторые ученые называют древние цивилизации первичными для того, чтобы подчеркнуть, что они выросли непо­средственно из первобытности. Одна из характерных особенностей первичных цивилизаций состоит в том, что в них присутствует зна­чительный момент первобытных верований, традиций и форм обще­ственного взаимодействия. Историки также указывают, что родиной первичных цивилизаций, как правило, являются долины рек. В III тыс. до н. э. цивилизации возникли в долине реки Нил в Египте и между реками Тигр и Ефрат – в Месопотамии. Несколько позднее – в III–II тыс. до н. э. в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, во II тысячелетии до н. э. в долине реки Хуанхэ – китайская.

Конечно, не все древние цивилизации были речными. Так, в особой географической ситуации развились Финикия, Греция и Рим. Это тип приморских цивилизаций. Особенность приморских условий накладывала особый отпечаток на характер хозяйственной деятельности, что, в свою очередь, стимулировало формирование особого типа социальных и политических отношений, особых традиций. Так формировался другой тип цивилизации – западный. Таким образом, уже в древнем мире начинают складываться два глобальных и параллельных типа цивилизации – восточный и западный.
3.2. Этапы формирования государств
Протогосударство. Первоначально его представляла группа общинных поселений, подчиненных центральному поселку – резиденция вождя и его окружения. Функции вождя: административная (порядок), хозяйственная, защита, расширение владений за счет военной силы. На базе объединения нескольких протогосударств создается сложное составное протогосударство, которым руководит определенный штат администраторов, жрецов, имеющих свой штат обслуживания (слуг, рабов, ремесленников). Расширяется круг профессиональных воинов, выполняющих роль защитников, захватчиков и полицейских. Более четко в коллективе выделяются различные прослойки по профессиональному признаку: металлурги, гончары и прочие ремесленники, торговцы, жрецы. Вождь одновременно выступает первосвященником (цель – укрепление авторитета). Постепенно власть становится пожизненным правом, а выборы вождя – все более редким явлением. Власть становится наследственной. В роду вождя выделяется одна главная линия: от отца к сыну. Боковые линии уходят на второй план.

На этом этапе начинают складываться особенности европейской и восточной цивилизации: в основе – развитие частной собственности. Власть рождает понятие собственности. Собственность становится функцией владения и власти. Власть и собственность не разделимы. На Востоке характерно подчиненное положение собственности по отношению к власти. Чем выше должность, тем больше избыточного продукта присваивается. Остается коллективная собственность на землю (поля, реки…). Никто не может ни продать, ни купить землю, она принадлежит государству. Доходы от ее эксплуатации – разные, в зависимости от положения в обществе и объема власти индивида. Тогда же складывается система «рента – налог». Рента шла на содержание правителя, налог – на содержание административного аппарата и войска. Как следствие в обществе начинает развиваться система заискивания и угодничества перед властью.

На Западе (Греция, Рим) в античной структуре главное место заняла частная собственность. Ее владельцы менее зависимы от общества и рано чувствуют свою индивидуальность, независимость, самоуважение. Для защиты частной собственности от неимущих быстро разрабатываются системы законов. Собственники принимают участие в управлении государством (право гражданства). Меняется морально-психологический климат общества, система воспитания детей (детям развивают способности и таланты; семья старается дать им знания, которые принесут доход).

Раннее государство. На этой стадии развития клановые связи теряют всеобщность, становятся признаком избранности (аристократизма). Слой родовой аристократии становится обширным. Ее представители борются за влияние на верховную власть (цель – занять высокое положение). Опасаясь заговоров, правители начинают приближать к себе людей из низов общества с целью создания слоя лично преданных людей. Формируется второй слой: аристократии – служивой. Кроме того, в обществе идет расслоение на верхи и низы (верхи – все лица, относящиеся к управлению, низы – производители).

Это более крупное и сложное образование, которое создается за счет многочисленных завоеваний. С ростом территории расширяется и система управления. Должности выстраиваются в иерархической последовательности (главы канцелярии и ремесленных служб, казначеи, хранители, управители дворцовых и храмовых служб и т. д.). Признаком раннего государства является процесс урбанизации: монументальное городское строительство, сооружение храмов, дворцов, мавзолеев, пирамид, каналов и т. д. Необходимость усиления авторитета верховного правителя ведет к процессу его обожествления.

На последней стадии начинается переход в частное владение общественной собственности на землю. Правитель, нуждаясь в поддержке верхов, вынужден постоянно одаривать их подарками. Раздача избыточного продукта из общественных кладовых истощает казну, следовательно, неизбежны войны, которые приносят материальные блага и подарки (сначала – рабов, домашних животных, затем, недвижимое имущество – землю). Земля, подаренная кому-либо, рассматривалась как частная собственность и, следовательно, могла передаваться по наследству. В результате происходит частичное перераспределение материальных излишков. Верховный правитель теряет монопольное право распоряжаться ими. С развитием производительных сил излишки растут. Они становятся товаром. Возникают товарные рынки и, как следствие, деньги – всеобщий эквивалент. Это делает возможным переход к следующей стадии.

Развитое государство. Для данного этапа развития государства характерно два основных признака: а) дальнейшее развитие и распространение частной собственности; б) появление элемента принуждения по отношению к соплеменникам. Сначала разлагается земледельческая община, в которой выделяется хозяйство малых семей. Передел земли в общинах происходит все реже и затем прекращается вообще.

Но на Востоке развитие частной собственности натолкнулось на жесткое сопротивление власти. Система управления принимает законы, сдерживающие развитие частной собственности (законы Хаммурапи). Так государство пыталось остановить частного собственника. Собственники копили капитал, при определенной сумме которого пытались купить должность в аппарате, приобретая легальную защиту. Следовательно, на Востоке не было крупной частной собственности, существовавшей независимо от государственного аппарата.

С другой стороны, если государство на Востоке не проявляло бдительности по отношению к распространению частной собственности в стране, то оказывалось в очень сложной ситуации. Например, в Иудее в VIII в. до н. э. было много ростовщиков, в кабалу к которым попало большое количество людей. Страна ослабла и в VII в. до н. э. была завоевана Египтом, а в VI в. – Вавилонским царством. В Киевской Руси в конце XI в. появляется вотчина, ослабляется власть, и, как следствие, распад государства и завоевание монголо-татарами.

Принуждение сначала применялось только к пленным иноплеменникам. Когда начинается подчинение своих общинников, это порождает рост недовольных. Отсюда неизбежно появление системы наказания, принуждения, регламента.

Таким образом, все три этапа формирования государств закономерны и были пройдены всеми цивилизациями только в разное время.

Контрольные вопросы

  1. Перечислите основные факторы, необходимые для образования государств.

  2. Какие цивилизации называются первичными и что для них характерно?

  3. Какие типы цивилизаций существовали в древности?

  4. Охарактеризуйте основные этапы становления первых государств.

  5. В чем состоит кардинальное различие государств на Востоке и на Западе?



Лекция 4. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
4.1. Источники и историография (египтология)

История Древнего Египта изучается на основе многочисленных источников: памятники письменности и фольклора, лингвистические и этнографические данные, данные антропологии (мумии и скелеты), предметы материальной культуры.

С момента дешифровки египетской письменности французом Ж. Ф. Шампольоном (1822) изучено множество письменных источников: летописи, отчеты об экспедициях, так называемые «Тексты пирамид», на основе которых была составлена «Книга мертвых» (описание обрядов и молитв), медицин­ские и математические папирусы. Особую ценность представляют большие археологиче­ские комплексы – остатки гробниц и городов: гробница фараона Тутанхамона, Мемфисский некрополь, пирамида Джосера, храмы Амона в Луксоре, царицы Хатшепсут и Рамсеса II в Абу-Симбеле, город. Ахетатон (современная Тэль-Амарна). Важные сведения содержатся в произведениях античных авторов: «Истории греко-персидских войн» Геродота (V в. до н. э.), «Географии» Страбона (I в. до н. э. – l в. н. э.) и др.

До XIX в. исследованием истории и культуры Древнего Египта не занимались, так как сведения были отрывоч­ными и скудными, а древняя письменность была забыта. Интерес пробудился только после экспедиции в Египет Наполеона Бонапарта (1798). В 1820-1880-х гг. Лепсиус и Бругш заложили начало древнеегипетской истории и хронологии, а борьба за раздел колоний привлекла к Египту внимание Англии, Германии и Франции. Одним из первых египтологов был археолог 0. Мари­етт. В этот период издавалось множество письменных па­мятников. Основное внимание уделялось военно-поли­тической и династической истории, роль египетской цивилизации преувеличивалась. В начале XX в. вышел труд Б. А. Тураева «История Древнего Востока», который описал особенности духовного развития и религии Египта.
4.2. Основные этапы истории Древнего Египта

Древнее царство (III тысячелетие до н. э., IIIVI династии). Древнеегипетская цивилизация зарождается на берегах Нила. Можно сказать, что цивилизация возникает в процессе укрощения его разливов и создания единой ирригационной системы в пределах всего Египта. Нильская долина и окружающие ее страны имели богатый растительный и животный мир. На орошаемых землях выращивали ячмень, эммер, пшеницу, лен. В заводях Нила росли лотос и папирус, в долине – финиковые и кокосовые пальмы, в Дельте – виноград и фруктовые деревья. Окружающие Египет области были довольно богаты полезными ископаемыми.

В древнейший период территория Египта была заселена кочевыми племенами. Оседлое население появляется в долине Нила в конце VI тысячелетия до
н. э. Из слияния этнических групп постепенно формируется египетская народность, возникают территориальные общины. Появление рабов и социальное расслоение общины означало зарождение классов и государства. Примерно
к IV тысячелетию до н. э. в долине Нила насчитывалось около 40 небольших государств (номов). В результате борьбы между ними образовались два крупных государства – Нижний и Верхний Египет, которые объединились около 3000 г. до н. э. В этот период сильно развилось сельское хозяйство и ремесло. Совершались морские экспедиции в Финикию, на остров Крит, в Палестину и Нубию. Из всех стран пригонялись пленники – будущие рабы.

Власть царей Египта постепенно усиливалась, был создан сложный бюрократический аппарат, во главе которого стоял фараон (царь). Ему подчинялся верховный сановник – чати (сын фараона): ведал архивом фараона, возглавлял судебное ведомство, как жрец богини справедливости, стоял во главе государственной сокровищницы. Фараону подчинялся военный аппарат. Он мог совершать важные религиозные обряды и носил титул «Сын солнца», часто изображался в образе бога Осириса. Рост величия фараона отражается в строительстве пирамид.

С шестой династии начинается ослабление власти фараонов, централизованное государство распадается. Причины:1) строительство пирамид подорвало производительные силы Египта; 2) кризис громоздких хозяйств; 3) малоэффективный труд рабов; 4) рост влияния местной знати, правителей номов; 5) заговоры и интриги вокруг трона; 6) рост экономического и социального положения жречества.

Все это вело к социальным смутам, и к концу Древнего царства Египет
распался на отдельные номы, в которых правили свои мелкие династии. Наступило примерно два века раздробленности. 2250–2050 гг. – Первый переходный период.

Среднее Царство (XXI XVIII вв. до н. э., XI XVIII династии). Причины объединения: 1) необходимость сохранить рабовладельческую эксплуатацию; 2) необходимость восстановления общегосударственной оросительной системы. Определилось два объединительных центра: на севере – Гераклеополь (у Фаюмского оазиса, на пересечении торговых путей), на юге – Фивы (на правом берегу Нила, торговый путь в Нубию). Каждый центр объединил земли вокруг себя. Победу одержал фиванский царь Ментухотеп – основатель одиннадцатой династии. Он стремился восстановить могущество прежних фараонов. Начался новый расцвет египетского общества. В это время египтяне освоили бронзу. Про­изошли изменения и в организации производства. Вес огромных царских хозяйств падает; растет число неболь­ших хозяйств, обрабатываемых владельцами и рабами. Фараоны Сенусерт III и Аменемхет III попытались заменить ряд монархов своими ставленниками, но встретили мощное сопротивление. Росло количество заговоров против фараонов. XII династии удалось стабилизировать положение в стране. Она проводила успешную завоевательную политику. При Сенусерте III были завоеваны Северная Нубия и совершен поход на Сирию. Произошло усиление эксплуатации рабов и бедных общинников. Теперь крестьяне работали на царя и храмы каждый второй день. При правителях XIII династии вновь оживились враги на границах Египта. Особую опасность представлял племенной союз гиксосов (семиты и хурритские племена), который покорил Египет и правил им около 130 лет (Второй переходный период).

Новое Царство (XVI XI вв. до н. э., XVIII XX династии). При фараоне Яхмосе I удалось окончательно изгнать гиксосов из Египта, при этом была утверждена власть Египта над Южной Палестиной. Египтяне возобновили активную внешнюю политику, основным инструментом которой была реформированная армия, главной ударной силой которой стали боевые колесницы, запряженные лошадьми. Фараоны Тутмос I и Тутмос III значительно расширили территорию государства вплоть до границ Сирии. Экспансия фараонов привела к столкновениям с Митанни и Хеттским государством.

Наиболее ярким явлением в культурной жизни Египта того времени явилась эпоха правления фараона Эхнатона. Проведенная им религиозная реформа была первой попыткой ввести монотеизм. С Эхнатоном связан кратковременный блестящий период египетского искусства, получивший название амарнского (наиболее полно воплощен в архитектуре и произведениях искусства города Ахетатона).

Наиболее удачливым фараоном, совершившим наибольшее число завоевательных походов, был Рамсес I. В ходе войны с Хеттским царством он заключил первый известный нам в мировой истории международный договор между Египтом и Хеттской державой (1280 г. до н.э.).

При преемниках Рамсеса II Египет вел длительные и упорные войны за сохранение влияния в Передней Азии, отражая набеги ливийцев с Запада, и «народов моря» с Севера. Но в результате удалось сохранить контроль лишь над Южной Палестиной. В конце Нового Царства в Египте обострились социальные противоречия. Длительные войны и нападения иноземцев ослабили страну, в результате чего власть фараонов ослабла, и страна становится объектом агрессии со стороны более сильных соседей.

Позднее царство (XXIIXXVI династии). Эпоха максимальной децентрализации общества. В 941 г. до н. э. Египет был завоеван ливийцем Шешонком, основавшим династию Бубастидов, а в VIII в. до н. э. – нубийцами (кушитами). В 674 и 671 г. до н. э. ассирийский царь Асархаддон после двух походов покоряет Египет и делит его между 20 номархами. Борьбу с Ассархадоном возглавил Псамметих I, который изгнал завоевателей и основал Савскую династию, опиравшуюся на греческих наемников. Характерной чертой политики Псамметиха I была ориентация Египта на греческий мир.

Преемник Псамметиха Нехо I укрепил позиции Египта в Средиземном море и начал строительство канала между Нилом и Красным морем.

С усилением Нововавилонской державы политическое положение Египта становится очень сложным. В итоге гражданской войны к власти приходит Яхмос II. При нем были снижены налоги и введен контроль над доходами египтян. Предпринимаются военные походы в Аравию, Нубию, на Кипр.

В конце 526 г. до н. э. персидский царь Камбиз завоевывает Египет и превращает его в персидскую провинцию. В 332 г. до н. э. Египет становится частью державы А. Македонского. При Птолемее III Египет приобретает самостоятельность, но два века династических распрей в итоге привели Египет к зависимости от Рима.
  1   2   3   4


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации