Социологическое исследование: краткий обзор - файл n1.doc

приобрести
Социологическое исследование: краткий обзор
скачать (139 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc139kb.08.07.2012 15:02скачать

n1.doc



ФИЛИАЛ УРАЛЬСКОЙ АКАДЕМИИ ГОССУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ


Кафедра экономики и менеджмента
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по Социологии

«СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ: КРАТКИЙ ОБЗОР»

Вариант: №34

Студент: Рябова В.В.

Специальность: 080507.65 «Менеджмент организации»

Курс: II

Группа: МО-42

Проверил: К.с.н., Сергеева С.В.


2007

СОДЕРЖАНИЕ

с.
СОДЕРЖАНИЕ ………………………………………………………………2
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1.Социальная жизнь как предмет исследования социологии……...4

2.Основные составляющие социологического исследования……..8

3.Этапы социологического исследования………………..…………9

4.Основные виды социологического исследования……………….11

5.Методы социологического исследования………………………..13

5.1.Опрос……………………………………………………………..13

5.1.1.Анкетирование…………………………………………………14

5.1.2.Интервью……………………………………………………….16

5.2.Наблюдение………………………………………………………16

5.3.Эксперемент……………………………………………………...17

Список используемой литературы…………………………………18

«СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: КРАТКИЙ ОБЗОР»
ВВЕДЕНИЕ
Социология сравнительно молодая наука, изучающая самый сложный объект – человеческое общество, его структуру, законы развития, поведение людей. Физики, химики. Биологи, кажется, уже раскрыли все тайны Вселенной, атомарное строение вещества и генную структуру организма. А социологи продолжают спорить о том, что такое общество, которое постоянно меняется, принимая новые, неожиданные для нас формы, о том, какие законы управляют поведение людей и управляемо ли оно вообще, почему происходят разводы и межнациональные конфликты, по каким причинам одни общества процветают и уходят в своем развитии далеко вперед, а другие запаздывают. Множество вопросов вот уже две с половиной тысячи лет задают себе лучшие умы человечества и не могут найти ответ!

Социология не может существовать в виде теории, не добывая эмпирическую информацию самого разного вида – о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости. Социология как наука не могла бы существовать, не производя социологические исследования.

В своем реферате я хочу кратко рассказать о социологических исследованиях: о предмете социологического исследования, методике, методах, технике социологического исследования, об этапах, основных видах.

1.СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ
Социальную жизнь можно представить как процесс целенаправленного сохранения, воспроизводства и развития индивидов и общностей. Ее протекание предполагает наличие субъектов, постановку ими соответствующих целей, поиск и применение адекватных им способов и средств, необходимые предпосылки и условия, деятельность отношения, получение запланированных результатов, их оценку на основе особых критериев и соотнесение с целями. Специфика критериев – один из аргументов доказательства определенной автономии социальной жизни по отношению к жизни политической, экономической, духовно-идеологической. Если прежде о степени зрелости общества судили по показателям экономики, теперь таким критерием все более выступает подход «от человека».

В последнее время разработаны индексы, которые не отражены в показателях ВВП или искажены ими. Наиболее известен Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), предложенный экспертами ООН. ИРЧП – интегральный показатель, включающий три базовых компонента: 1)ожидаемая продолжительность жизни, 2)грамотность взрослого населения и совокупная доля учащихся начальных, средних и высших учебных заведений, 3)реальный доход на душу населения по покупательной способности. «Международные сопоставления на базе этого индекса выявили отсутствие жесткой корреляции между показателями социального (человеческого) развития и экономическим ростом. В одних случаях ранг страны по ИРЧП выше – и иногда значительно – ее ранга по ВВП на душу населения, в других – картина противоположенная.

ИРЧП, во-первых, отражает уровень развития сфер общества в их соотношении друг с другом. Во-вторых, является критерием и сохранения индивидов (реальный доход и продолжительность жизни), и их развития (грамотность, образование). В-третьих, повышение ИРЧП есть результат не сколько стихийно-инерционного развития, сколько сознательных, целенаправленных усилий индивидов, общества и его различных институтов.

ИРЧП сопрягается с критериями социальной стратификации современного общества. Если раньше социальное расслоение определялось экономическим критерием – отношением к средствам производства, то сейчас в качестве дифференцирующих признаков наряду с ним выступают размер доходов, уровень и качество образования, престижность профессиональных занятий, степень вхождения во властные структуры и т.д. Речь идет о переходе от человека экономического к человеку социальному, субъекту самодостаточной деятельности и соответствующих ей отношений. Отсюда видны преимущества тех общественных систем, в которых велик удельный вес средних слоев, наиболее полно представляющих собой субъектов социальной жизни.

Социальная жизнь не получает адекватного ее роли в обществе теоретического выражения. Она, как правило, трактуется узко, сводится либо к функционированию отдельных сфер, либо к помощи государства детям, инвалидам, пенсионерам и т.д. И в том, и в другом случае из ее орбиты выпадает основная масса населения. Кроме того, главное внимание обращается на сохранение индивидов и общностей, процесс же их развития остается в тени. Однако нельзя судить о целом по одной составляющей. Фрагментарный подход к социальной жизни общества не позволяет раскрыть ее суть, содержание, разнообразные формы проявления и тенденции развития.

Социология переживает кризис, по сравнению с другими науками она оказалась аутсайдером. В содержании социология раздробленна на бесчисленное множество теорий, между которыми трудно увидеть связь. Существует разрыв между изобилием эмпирического материала и его теоретическим обобщением. Она не может похвалиться крупными достижениями, эффективностью выполнения гносеологических, методологических и социальных функций, результативностью взаимодействия с другими отраслями знаний. Во многом такое состояние социологии обусловлено тем, что не раскрыт в достаточной мере ее предмет, ибо последний представляет собой системо-образующий по отношению к содержанию науки фактор. Если он не определен достаточно глубоко и полно, невозможно представить науку как систему, выявить ее интегративные свойства и функции. Была выдвинута идея о методологической травме, под которой понимается ситуация растерянности исследователей перед обилием социологических теории, методологий, методов в процессе принятия решений о выборе средств познавательной деятельности. Вероятно, можно говорить о содержательной травме социологов, особенно преподавателей, которые, оказавшись в условиях атомизации, чрезмерной дифференциации и дробности социологического знания, явно ощущают трудность его целостного осмысления и потому «уходят» в локальность – в абсолютизацию одних и игнорирование других теорий.

Когда речь идет о представлении социологии как системы, это не означает «втискивание» всего многообразного знания в одно. Суть в другом – преодолении противоречивости разных теорий, в выявлении их соразмерности и соизмеримости как компонентов одной науки, в раскрытии ее единства, проявляющегося в многообразии элементов, в высвечивании их связей в взаимодействий.

Стремление выяснить предмет социологии обусловлено потребностью представления данной науки как системы, продуцирующей конкретное знание. Лишь благодаря последнему, социология может полно выполнять экономические и социальные функции. Представляется, что с этих позиций нужно подходить к поискам предмета социологии, предпринятым в последнее время рядом теоретиков. Одна из концепций, согласно которой социология превращается в социологию жизни. Базисными понятиями которой, являются «сознание» и «поведение» и т.д.

Подход к социальной жизни как предмету социологии подтверждается процессом возникновения и развитием данной науки. Осознание специфики социальной жизни шло сложно и противоречиво. Натурализм, эволюционизм и феноменология были тогда ее характерными чертами. Вместе с тем О. Конт, отделив «логос от мифов», поставил вопрос о необходимости создания такой науки, которая изучала бы статику и динамику общества, давала бы «позитивное» знание, способствуя установлению в нем порядка и прогресса. Многие последующие социологи видели основную задачу также в ослаблении и снятии социальной напряженности в обществе, минимализации конфликтов, в установлении согласия и солидарности между людьми. Развернувшиеся впоследствии эмпирические исследования как будто бы дистанцировали социологию от указанной проблематики. Однако они по существу были посвящены исследованию явлений и процессов (различные формы социальных проявлений: преступность, конфликты, риски и т.д.), которые ограничивают и деформируют социальную жизнь людей, несут опасность для их существования. Прогресс человечества оборачивается массой социальных патологий, которые «питают» негативную ветвь социологии. Однако, последняя, как представляется, должна рассматриваться в русле позитивного направления данной науки как теории социальной жизни, включающей изучение не только процессов сохранения и воспроизводства, но и развития индивидов и общностей.

Рассмотрим подробнее социальную жизнь как предмет социологии, выделив в ней три наиболее существенных, по нашему мнению, аспекта: субъекты, процессы взаимодействия между ними, основные цели и ориентации.

В качестве субъектов социальной жизни выступают разные образовании: индивиды, группы и общности, отдельные общества и мировое сообщество. Представляется неправомерным сосредотачивать внимание на одних и исключать из социальной жизни и, следовательно, из орбиты социологического видения другие. Между тем, такой подход имеет место при определении статуса социологии. Конечно, степень вовлеченности людей в социальную жизнь не одинакова, что отражается в социальной структуре и стратификации общества. Одни влачат жалкое существование за чертой бедности, другие заняты борьбой за выживание, жизненная стратегия третьих направлена на развитие и т.д. Дифференциация индивидов и общностей характерна и для других форм жизни, где также существует ядро и периферия, активно действующие слои.

Социологический подход к индивидам и общностям как к целостным образованиям логично трансформируется в анализ их как субъектов деятельности, сориентированных, в конечном счете, на собственное сохранение и развитие. Данная мысль в разной форме высказывается многими авторами. В этой связи В марксизме анализ объективного положения пролетариата как класса доведен до обоснования той деятельности, которую он вынужден был вести ради выживания. В современной литературе не случайно воспроизводится положение К. Маркса о «классе в себе» и «классе для себя». Превращение общности из первого состояния во второе осуществляется посредством ее деятельности.

Следует отметить три важных момента. Во-первых, специфика социологии не просто в том, что она обращает внимание на деятельность индивидов и общностей, а в исследовании ее социального содержания, являющегося проявлением их активности как социальных единиц. В этом отношении следует отметить: типология М. Вербера носит социальный характер, ибо она непосредственно сопряжена с состоянием личности как социального существа. Доминирование в структуре индивида различных элементов обусловливает и соответствующий тип ее действий. Естественно, что возрастание разнообразия и сложности технических форм деятельности не может не отразиться и на их социальном содержании.

Во-вторых – деятельность интересует социологию как одна их форм социального взаимодействия, органично связанная с другими его видами: отношениями, общением и поведением. В современном обществе она все более доминирует относительно других форм. Однако в целях раскрытия социальной жизни общества важно учитывать всю совокупность видов взаимодействия, имея в виду, прежде всего, их социальное содержание. В-третьих, - существенная особенность социальной жизни – сопряжённость всех форм взаимодействия социальных единиц с процессом их сохранения, воспроизводства и развития. Абстрагированием от данного обстоятельства означает устранение всяких критериев процессов взаимодействия, что на практике оборачивается произволом, вседозволенностью, ведущим к деградации и индивидов, и общества. История социологии есть не что иное, как развитие различных теорий, раскрывающих границы возможного и невозможного, норм, допустимого и недозволенного, что нашло отражение в концепциях конфликтологии, теории рисков и т.д.

Выход на первый план социальной жизни означает качественно новый уровень развития общества по сравнению с теми его состояниями, когда главную роль играют политика и экономика. В последних случаях процесс целенаправленного сохранения и развития индивидов охватывает лишь меньшинство. При лидерстве же социальной жизни он распространяется на большинство населения, что предъявляет новые требования к разным сферам и институтам.

Целостное видение социальной жизни позволяет лучше понять многообразие и единство мира, прошлое и современность. Оно высвечивает различные стороны сегодняшнего общества, способствует выводу его из состояния неопределенности.


2.ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИСЛЕДОВАНИЯ
Социологические исследования – это логическая система последовательных, методологических и организационно технологических процедур, позволяющих получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для дальнейшего использования в практике социологического управления.

Первым делом исследователь использует официальную статистику, публикуемую в журналах, бюллетенях, докладах и других источниках. Недостающую информацию он добирает в социологическом опросе, где выясняются субъективные мнения людей. Ответы математически усредняются, обобщенные данные представляются в виде статистических таблиц, выводятся и объясняются закономерности. Конечный итог – построение научной теории, которая позволяет предсказывать будущие явления и разрабатывать практические рекомендации.

Итак, социологическое исследование начинается вовсе не с составления анкеты, как принято думать, а с проработки проблемы, выдвижения целей и гипотез, построения теоретической модели. Лишь затем социолог переходит к разработке инструментария (чаще всего это действительно анкета), затем сбору первичных данных и их обработке. А на конечной стадии – снова теоретический анализ, ибо данные надо правильно, т.е. в соответствии с выдвинутой теорией, интерпретировать и объяснить. Только после этого следует практические рекомендации. Следует заметить, что результат социологического исследования зависит от некоторых составляющих:

1.От выбранного способа сбора, обработки и анализа данных1;

2.От суммы частных приемов, позволяющих определить тот или иной метод в данной предметной области2;

3.От техники социологического исследования3;

4.А также от выбранных принципов и способов организации оценки теоретического и эмпирического социального знания4.

3.ЭТАПЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.Подготовительный этап. Основная цель данного этапа – это обозначить для чего проводится исследование. Составляется программа, план. Определяются средства, сроки проведения исследования и способы обработки информации.

2.Второй этап – сбор первичной социологической информации. А конкретнее – это еще необобщенные сведения, выписки из документов, отдельные ответы респондентов.

3.Третий этап – подготовка собранной информации к обработке на ЭВМ. Основная задача данного этапа – составление программы обработки и сама обработка на ЭВМ.

4.И последний заключительный этап – анализ обработанной информации, подготовка научного отчета, формулирование выводов и рекомендаций.

Рассмотрим пример. Изучим, например такое явление, как забастовка.

Вначале социолог составляет теоретическую схему явления. Она включает абстрактные понятия, которые логически увязаны с друг с другом. Затем они переводятся в совокупность конкретных, наблюдаемых признаков. Подобную процедуру называют операционализацией.

К примеру, понятие «масштаб забастовки» можно свести к таким признакам, как число активных забастовщиков и сочувствующих им, размер нанесенного экономического ущерба, продолжительность забастовочной акции, реакция общественности (публикации в прессе – центральной или только местной, разговоры, слухи) и официальных органов (создание специальных комиссий, обращение в судебные инстанции, применение санкций). Подобным образом операцинализируются и другие понятия, включенные в теоретическую схему. Список абстрактных понятий еще не создает научную теорию. Для этого между ними надо установить логические связи. Их-то главным образом и проверяют в эмпирическом исследовании. До проверки они носят предположительный, или гипотетический, характер.

Научная гипотеза – это предположение о характере связи научных понятий, а не самих понятиях. Гипотезы могут быть очень общими, если они касаются абстрактных понятий. Например, в нашей ситуации, мы можем предположить, что забастовки суть проявление отчуждения труда, и чем выше уровень последнего, чем чаще возникают первые. Но отчуждение труда слишком общее понятие. Правильнее манипулировать конкретными понятиями и терминами.

К примеру, социолог предполагает, что с увеличением продолжительности забастовки число сочувствующих убывает. Или: с увеличением продолжительности забастовки растет вероятность заключения компромисса между враждующими сторонами.

Конкретную гипотезу легче проверить в наблюдении или опросе. Интуитивно мы догадываемся, что обе гипотезы верны. Остается их проверить. Неподтвердившаяся гипотеза также полезна для науки, как и подтвержденная, но источником гипотез служит наша интуиция.

Ну а как же все – таки проверяются гипотезы? Конкретные признаки формулируются на языке социологического инструментария – анкеты, статистического документа и т.д. Так, число активных участников забастовки можно узнать в министерстве, городской мэрии, милиции, администрации предприятия. Если там нет информации, ее получают из опроса. Тогда в анкете формулируются соответствующий вопрос: относите ли вы себя к активным участникам забастовки, к пассивным участникам, сочувствующим, нейтральным наблюдателям или к числу ее противников? Все конкретные признаки должны присутствовать в анкете. А откуда в таком случае берутся связи? Обычно связь конкретных признаков, например продолжительность забастовки и убывания числа сочувствующих, устанавливается при математической обработке анкет. Но иногда ее выясняют непосредственно. Респондента спрашивают: станете ли вы поддерживать бастующих, если акция продлиться слишком долго (сколько именно)? На практике подобные сведения трудно получить из статистики. Необходим социологический опрос. Статистика или опрос дадут информацию о том, сколько человек принимали участие в организации забастовки, в переговорных процессах на начальной и конечной стадиях, сколько активно выступали против ее проведения и сколько выражали сочувствие.

Сравнивая и дополняя субъективные и объективные данные, социолог получает полномасштабную картину. По результатам исследования социолог выстраивает определенные тенденции и устанавливает зависимости одного события от другого (например, числа сочувствующих от продолжительности забастовки). Если первый признак уменьшается по мере того, как выявляется второй, то ученый делает вывод о подтверждении гипотезы. А если подтвердились и все другие предположения, то теория верна в целом. Правда, надежным инструментом познания она станет лишь после того, как его теорию, полностью или частично, подтвердят в других исследованиях.

Гипотезы являются стержнем научной теории. Ради них она и создается. В гипотетической форме выражена причинно-следственная, или функциональная связь явлений. Все другие элементы социологического исследования – программа, рабочий план, инструментарий, выборка, сбор данных, их обработка и анализ – играют второстепенную, обслуживающую роль. Ведь сущность человеческого мышления выражается в установлении зависимости, тенденций, закономерности явлений.

Появление надежной теории – вещь чрезвычайно редкая. Многие годы и даже десятилетия уходят на ее создание и проверку. Эмпирических исследований множество, далеко не все они заканчиваются созданием теории. Большинство годится лишь для решения частных вопросов – управления персоналом в фирме, организации партийных выборов, оказание помощи пенсионерам или матерям – одиночкам и так далее.


4.ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИСЛЕДОВАНИЯ
Вид социологического исследования предопределяется характером поставленных целей и задач, а также глубиной анализа социологических процессов.

Выделяют три основных вида социологических следований:

1.Разведовательный – позволяет при таком исследовании решать ограниченные задачи. При таком исследовании опрашиваются от двадцати до ста человек. Данное исследование предполагает глубокое изучение проблемы. В ходе него уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы, их формулировки. Цель данного исследования – получение оперативной социологической информации.

2.Описательное исследование – с его помощью получают эмпирическую информацию, которая дает уже относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Объектом анализа выступают относительно большие совокупности, отличающиеся разными характеристиками. Могут применяться один или несколько методов. Это позволяет получить достоверную, полную информацию и сделать более глубокие выводы и обоснованные рекомендации.

3.Аналитическое исследование – в таком виде социологического исследования выясняется причина, лежащая в основе изучаемого явления или процесса. Такое исследование должно иметь инструментальную программу. Данное исследование не носит комплексный характер.
По характеру исследования социологические исследования делятся:

1.Фундаментальные;

2.Прикладные (рассмотрение отдельных проблем);

3.Комплексные.
По типу логической задачи социологические исследования делятся:

1.Поисковые (определение проблемной ситуации);

2.Пилотажные;

3.Описательные;

4.Проектопрогностическая.
По отношению к объекту исследования:

1.Монографические исследования – объект изучается как представитель классового добытых объектов;

2.Сравнительная – сравниваются различные объекты или один и тот же объект в различное время;

3.Панельные, сравнительные исследования – в ходе которых выборочную совокупность составляют одни и те же лица;

4.Повторные – это повторное исследование на том же объекте через определенный промежуток времени;

5.Точечное (разовое) – дает информацию о характере явления или процесса в момент его изучения.


По видам объектов исследования:

1.Исследования социальных общностей;

2.Исследование коллективного поведения общественного мнения людей в какой-либо сфере общественной жизни.
По видам заказчиков исследования:

1.Госбюджетные заказы (Государственные органы);

2.Хоздоговорные (Юридические, физические лица).
По срокам проведения социологические исследования делятся:

1.Долгосрочные (от 3 до 5 лет);

2.Среднесрочные (от 6 месяцев до 2 лет);

3.Краткосрочные (от 2 до 6 месяцев);

4.Экспресс (до 1 месяца).


5.МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
При сборе первичных данных используют четыре основных метода, каждый из которых имеет по две основных разновидности.
1.Опрос: а)Анкетирование; б)Интервьюирование.

2.Анализ документов: а)Качественный; б)Количественный (контент – анализ).

3.Наблюдение: а)Невключенное; б)Включенное.

4.Эксперемент: а)Контролируемый; б)Неконтролируемый.


5.1.ОПРОС
Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Вопросы задают не только социологи. Первым задумался о научной постановке вопросов древнегреческий философ Сократ, который разгуливал по улицам Афин и ставил прохожих в тупик хитроумными парадоксами. Сегодня опросным методом пользуются кроме социологов также журналисты, врачи, следователи, учителя и так далее.

Чем же тогда от них отличается социологический опрос?

Первая отличительная черта – количество опрошенных. Названные выше специалисты имеют дело, как правило, с одним человеком. Социолог же опрашивает сотни и тысячи людей и лишь затем, обобщив полученную информацию, делает выводы. Почему он так поступает? Когда опрашивают одного человека, то получают личное мнение. Для журналиста, интервьюирующего эстрадную звезду; врача, определяющего диагноз на основании слов пациента; следователя, доискивающегося до причин гибели человека, большего и не надо. Им необходимо именно личное мнение опрашиваемого.

Напротив, социолог, опрашиваемый множество людей, интересуется общественным мнением. Индивидуальные отклонения, субъективные предубеждения, предрассудки, ошибочные суждения, намеренные искажения, если их обработать статистически – взаимопогашаются. В результате социолог получает усредненную картину реальности. Он опросил 100 инженеров, но выявил среднетипичного представителя данной профессии. Вот почему в социологической анкете не требуют указывать свою фамилию, имя, отчество, адрес. Она анонимная. Итак, социолог, получая статистическую информацию, выявляет социальные типы личности.

Вторая отличительная черта – достоверность и объективность. Она тесно связана с первой: опрашивая сотни и тысячи людей, социолог получает возможность обрабатывать данные математически. Он усредняет разнообразные мнения в результате получает гораздо более достоверную информацию, нежели журналист. Ее можно назвать даже объективной, если строго соблюдены все научно-методические требования. Хотя получена она на основе субъективных мнений.

Никто в мире не изобрел более совершенного способа соединить несоединимое – огонь и воду, лед и пламень. Это маленькое чудо научного познания совершает математическая статистика. Правда, она требует за это дорогую цену – совершенное владение методикой и техникой социологического исследования, все тонкости которых можно познать только за долгие годы непрерывной работы.

Третья отличительная черта – цель опроса. Врач, журналист или следователь вовсе не стремятся к правде, добиваясь правды от опрашиваемого: следователь в большей степени, журналист, которому заказали сенсационный материал, в меньшей. Но ни один из них не нацелен на расширение научного знания, обогащение науки, выяснение истины.

Полученные социологами данные о закономерностях связи труда инженеров с соотношением к работе и формой досуга освободят его коллег от необходимости еще раз проводить обследование. Если подтвердилось, что разнообразный труд (инженер) влечет разнообразный досуг, а однообразный труд (рабочий на конвейере) связан с однообразным, бессодержательным времяпровождением (выпивка, сон, просмотр передач), и такая связь теоретически доказана, то мы получим научный факт. Он универсален и всеобщ.

13.Социологический опрос и его разновидность.

Опрос-метод сбора первичной информации в социологическом исследовании, предусматривающий устное или письменное обращение к исследуемой совокупности людей с вопросами содержание которых представляют проблему исследования на эмпирическом уровне, а также статистическую обработку полученных ответов. Специфика соц.опроса:1)информацию дает непосредственно носитель изучаемой проблемы или участник изучаемых событий;2)опрос нацелен на выявление тех сторон проблемы, которые не всегда отражаются в документальных источниках и не всегда доступны прямому наблюдению;3)опрос является разновидностью соц., психолог. общения анкетера с респондентом;4)опрос может быть использован при изучении самых разных сфер общества;5)опрос позволяет в короткие сроки опрашивать большие группы людей. Основные этапы подготовки и проведения опроса:1)постановка определения цели, объекта, предмета проблематики;2)обоснование выборки;3)обоснование опросного листа. Виды опроса:1)по формам контакта: а)личный или опосредованный; б)индивид. или групповой; в)свободный или формализованный или фокусированный; г)устный или письменный; д)сплошной или выборочный; 2)в общем виде: а)анкетирование; б)интервью. Анкетирование- имеется специальная подготовленная анкета, заполняется респондентом самостоятельно. Анкета состоит:1)титульный лист (вводная часть). Цель опроса, краткая инструкция по заполнению анкеты, сроки возврата анкеты;2)основная содержательная часть. Содержит контактные вопросы и основные вопросы и заключительные вопросы;3)социально-демографическая (паспортичка) об объективном положении, статусе опрашиваемого;4)заключение(выражается благодарность за участие в исследовании). Виды анкетирования:1)раздаточная (наиболее надежный вид опроса, когда респондент получает анкету из рук анкетера);2)почтовый опрос(высылается по почте);3)прессовый опрос(анкета публикуется в печати). Интервью – разновидность опроса, основана на непосредственном социально-психологическом взаимодействии между исследователем и респондентом в соответствии с поставленной целью. В зависимости от типа общения респондента и интервьюера различают:1)свободное интервью (без плана беседы);2) формализованное (общение идет по плану);3)фокусированное(сбор информации по поводу конкретной ситуации);4)телефонное интервью (достоинства: оперативность, низкая стоимость). Достоверность и надежность полученных данных будет зависеть от личности интервьюера. Вопрос анкеты или интервью: это обращение к респонденту с целью получения от него информации по теме исследования. Классификация вопросов:1)по содержанию (вопросы о том или ином явлении);2) по форме (прямые, косвенные, открытые, закрытые, полузакрытые). Методические требования составления вопросов:1)вопросы не должны содержать явных и неявных подсказок;2)смысл вопроса должен быть однозначен для всех респондентов и интервьюеров;3)вопросы не должны содержать не ясные для респондента термины и понятия;4)все вопросы должны соответствовать исследуемой задачи;5)если вопрос сложный, то после его формулировки требуется инструкция;6) операции контроля и апробации. Анкета включает три этапа: а)логический контроль- за соответствием вопросов анкеты критериям качества; б)вычисление соответствия анкеты методическим требованиям; в)опробация анкеты.

15.Документальный метод в социологии

Документ - специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи и хранения информации. Основания классификации документов:1) по способу фиксации информации: текстовые (печатные, рукописные); иконографические (картины иконы, фото, видеодокументы); фонетические(аудиозаписи);статистические данные(сборники ЦСУ); информация в машиночитаемой форме (дискеты, диски, флэш -карты. 2) по общей значимости: а)официальные - текущая информация (переписка, директивы), - периодического характера(периодическая отчетность ), - документы непериодического характера (доклады, акты); б) неофициальные (личные и общественные документы). 3) по форме изложения: устные и статистические; 4)по содержанию: исторические (описание событий), правовые(оценка событий), экономические(фиксация состояния). 5) по степени близости к информации: первичные(стенограмма, протоколы);вторичные(справки). Для того чтобы получить достоверную информацию из документов необходимо: 1.уяснить общую обстановку в которой составляется документ; 2.выявить намерения составителя документа; 3.знать метод получения первичных данных; 4.Помнит, что официальные документы более достоверны чем неофициальные, личные надежнее безличных, первичные надежнее вторичных. В практике исследования существуют 2 метода анализа документа: 1 традиционный (классический); 2формализованный (количественный, контент-анализ). Традиционный метод-это метод качественного анализа. Два вида: внешний (анализ обстоятельств появления документа); внутренний (непосредственный анализ документа, изучение особенностей, содержания документа, стиля документа).Традиционный анализ отвечает на вопросы: какова форма документа, его контекст, кто является его автором, какова надежность документа, какова достоверность зафиксированных данных, каково фактическое содержание документа, какие выводы можно сделать в отношении автора документа. Недостаток: возможность субъективной интерпретации материала. Формализованный метод-перевод качественной информации в количественные показатели с последующей ее статистической обработкой. Применяется: когда требуется высокая степень точности, при наличии большого не систематизированного материала. В текстовой информации категории анализа выделяются смысловые единицы: понятие, выражение, слова, отдельные термины, имена,…Преимущества: обеспечивает высокую степень надежности полученной информации; помогает избежать влияние исследователя на изучаемый объект; позволяет исследовать проблему прошлых лет. Недостаток: процедура громостка.
5.1.1.АНКЕТИРОВАНИЕ
Это самый распространенный в социологии метод. Анкета – размноженный на машинке, компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от тридцати до сорока вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов. Они рассматриваются в качестве объекта исследования.

Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Так, вопросы журналиста не считаются анкетой, хотя в них налицо своя логика и последовательность. Анкетой называется лишь то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом. Именно потому к ним применим аппарат статистики. Кроме того, опрашиваемый обязан самостоятельно заполнить анкету по правилам, изложенным в инструкции к ней.

Логика построения вопросов в анкете соответствует целям исследования и служит получению такой информации, которая проверяет гипотезы. Вопросы в анкете формулируются максимально конкретно и точно. Нельзя допускать неясностей и двусмысленности.

Виды вопросов. Все вопросы делятся на два основных типа – открытые и закрытые.

В открытых после текста вопроса социолог оставляет место и просит респондента самого сформулировать свое мнение. Например:

Каков доход на одного человека в вашей семье?________________________

В закрытых после текста вопроса социолог предлагает несколько альтернатив. Например:

Каков доход на одного человека в вашей семье?

1.До 100 рублей;

2.От 101 до 500 рублей;

3.От 501 до 1000 рублей;

4.Свыше 1000 рублей.

Один и тот же вопрос можно сделать открытым или закрытым. Закрытые легче обрабатывать на компьютере, но они требуют от социологов исчерпывающего знания предмета. Открытые используются там, где эти знания ограничены и исследование проводится с разведывательной целью.
Виды анкетного опроса. В социологии различают два типа анкетного опроса – сплошной и выборочный.

Разновидностью сплошного опроса выступает перепись, при которой опрашивается все население страны.

С начала XIX века переписи населения проводятся в европейских странах, а сегодня они используются повсеместно. Они дают бесценную информацию, но стоят безумно дорого. Даже богатые страны могут позволить себе подобную роскошь раз в 10 лет. Сплошной опрос по обхвату исчерпывает всю совокупность респондентов, принадлежащих к какай-то общности или группе. Население страны – самая крупная из таких общностей. Но есть и более мелкие, например, персонал предприятия, все участники афганской войны, все ветераны войны, все жители небольшого города. Если опрос проводится на таких объектах, он также называется сплошным. Эта разновидность используется на практике чаще переписей. Именно к ней обычно применяют наименование сплошного опроса, а перепись выделяют в самостоятельный вид.

Выборочное обследование. Оно является более экономичным и не менее надежным методом, хотя требует более изощренной методики и техники. Его основа – выборочная совокупность. Выборочной совокупностью называют множество людей, которых социолог опрашивает. Выборочная совокупность является уменьшенной копией генеральной совокупности. Генеральной совокупностью считают все население или ту его часть, которую социолог намерен изучить.

В сплошном опросе они совпадают, а выборочном расходятся. Например, опрашивая от 1,5 до 2 тысячи человек, получают достоверные данные. Ошибка не превышает несколько процентов. Самые авторитетные социологические фирмы в России ВЦИОМ и Voc populis.

Кого относить к генеральной совокупности, определяют цели исследования, а кого включить в выборочную совокупность, решают математические методы.

Если социолог намеревается взглянуть на афганскую глазами ее участников, в генеральную совокупность войдут все войны – афганцы, но опрашивать ему придется небольшую часть – выборочную совокупность. Для того чтобы выборка точно отражала генеральную совокупность, социолог придерживается правила: любой войн – афганец, не зависимо от места жительства, места работы, состояния здоровья и других обстоятельств, возможно, затрудняющих их поиск, должен иметь одинаковую вероятность попасть в выборочную совокупность.

Социолог не имеет права опрашивать специально подобранных, первых встречных или наоборот доступных респондентов. Право имеет вероятностный механизм отбора, специальные математические процедуры, обеспечивающие наибольшую объективность. Считается, что случайный метод – наилучший способ отобрать типичных представителей генеральной совокупности.

Свойство выборки отражать характеристики изучаемой (генеральной) совокупности называется репрезентативностью. Расхождение между ними, отклонение одной от другой называется ошибкой репрезентативности.

За редким исключением социолог намеренно запускает ее, чаще она появляется из-за того, что ему плохо известна структура генеральной совокупности распределения людей по возрасту, профессии, доходам и так далее.

5.1.2.ИНТЕРВЬЮ
Оно является вторым по популярности методом в социологии. Если анкету респондент заполняет самостоятельно, то в интервью вопросы зачитывает ему специалист. Его называют интервьюером.

Когда формулировки вопросов и их порядок строго фиксированы и интервьюер не имеет права от них отклоняться, речь идет о стандартизированном интервью. Оно мало чем отличается от анкетирования, недорого и позволяет опросить массу людей. Распространенный пример – телефонные интервью. Когда определена тема, план и выбраны ключевые вопросы, а все другое по ходу дела придумывает интервьюер, говорят о нестандартизированном интервью. В нем почти все вопросы открытые, и напоминает оно журналистский опрос. Его результаты практически не поддаются статистической обработке. Да это и не требуется. Цель нестандартизированного интервью разведывательная: получение информации о незнакомом явлении, углубление проблемы, выяснение подробностей, не схваченных в стандартизированном интервью. Естественно, что оно – товар штучный, количество интервьюируемых невелико.


5.2.НАБЛЮДЕНИЕ
К нему социологи прибегают реже. Считается, что прародиной и сферой, где оно до сих пор используется чаще всего, является антропология – наука о дописьменных культурах Антропологи наблюдают образ жизни, социальные отношения и взаимодействие, обычаи, нравы, традиции забытых и малочисленных народов, племен и общин. Из антропологии в социологию пришла не только методология и методика наблюдения, но и их классификация.

Выделяют две основные разновидности: включённое и невключённое наблюдение.

Если социолог изучает проведение забастовщиков, уличной толпы, подростковой группировки или бригады рабочих со стороны (в специальном бланке регистрирует все типы действий, реакций, формы общения и т.д.), то он проводит невключённое наблюдение. Если же он встал в ряды забастовщиков, присоединился к толпе, участвует в подростковой группировке или если устроился работать на предприятие (участие может быть анонимным или неанонимным), то он проводит включённое наблюдение. Сфера охвата социологического наблюдения или совпадает, или уже выходит за сферы действия интервью.
5.3.ЭКСПЕРЕМЕНТ
Его применение в социологии крайне ограничено. Зато в психологии, физике, химии это главное средство познания. Методология и методика эксперимента пришли в социологию из психологии. Когда поставлена цель исследования, например, изучить действие новой системы оплаты труда на рабочих, и подготовлена программа, создают две группы – экспериментальную и контрольную. В экспериментальной трудятся по-новому, а в контрольной по-старому. Для чего это нужно?

Новая система оплаты может и не влиять на повышение производительности труда, даже если последняя выросла, то ученые сомневаются, вызвано это действие новой формы оплаты или чем-то другим. Контрольная группа служит эталоном сравнения. Сопоставление двух групп выявляет разницу и позволяет судить о том, произошли ожидаемые изменения или нет. Количество участвующих в эксперименте обычно невелико и редко превышает 10 – 15 человек.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Кравченко А. И. Введение в социологию. – М., 2001.

2.Кравченко А.И. Социология: Учебник для студентов вузов. – М.: «Академический Проект», Издательская корпорация «Логос», 2004. с.29 – 39.

3.Основы социологии. – М., 2006.

4.Смелзер Н. Социология. – М., 2000.

5.Современная западная социология. Словарь. – М., 2001.

6.Фролов С.С. Социология. – М., 2005.

7.Фетисов В.Я. «Социальная жизнь как предмет исследования социологии»// журнал СОЦИС №4 2007. с.28-37.

8.Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. – М., 1969.

9.Ядров В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. – М., 2004.

1 Метод социологического исследования.

2 Методика социологического исследования.

3 Техника социологического исследования – это наиболее эффективное использование того или иного метода.

4 Методология социологического исследования.



ФИЛИАЛ УРАЛЬСКОЙ АКАДЕМИИ ГОССУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации