Курсовая работа - Понятие и признаки отрасли, факторы и пути формирования отраслей национальной экономики. Понятие инвестиций и их виды - файл n1.doc

Курсовая работа - Понятие и признаки отрасли, факторы и пути формирования отраслей национальной экономики. Понятие инвестиций и их виды
скачать (666 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc666kb.08.07.2012 15:01скачать

n1.doc

  1   2   3

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ЭКОНОМИКЕ ОРГАНИЗАЦИЙ

«Вариант №12»


Проверил: преподаватель Конина Е.А.




Выполнил: Исмагилов Айдар Азатович, специальность: экономика и управление на предприятии, группа №157Б




Ижевск 2009 г.
Содержание
1. Понятие и признаки отрасли, факторы и пути формирования отраслей национальной экономики. Отраслевая структура национальной экономики…………………..………………………..………………………………….3

2. Понятие инвестиций и их виды. Источники инвестиций. Показатели эффективности инвестиций. Формирование инвестиционной программы предприятия…………………………………………..…………………………..........16

3. Задачи…………………………………………………………………….........32

Список использованной литературы………………………………………...36


  1. Понятие и признаки отрасли, факторы и пути формирования отраслей национальной экономики. Отраслевая структура национальной экономики.


К определению сущности термина национальная экономика имеется два подхода: технологический и социально-экономический. При техническом подходе национальная экономика представляет собой совокупность отраслей и видов производств, исходя из технологического подхода, в национальной экономике выделяют материальное и нематериальное производство. Социально-экономический подход основан на понятии общественного производства, представляющего собой процесс взаимодействия человеческого общества и природой, национальная экономика в данном случае есть совокупность производственных отношений соответствующих данной стадии развития производственных сил, базиса общества.
   Национальное хозяйство представляет собой сложную систему, состоящую из множества макроэкономических элементов связанных друг с другом. Соотношение между этими элементами составляет экономическую структуру государства, общества. Принято выделять следующие виды экономических структур:

Экономика - это не просто валовый национальный или региональный продукт. Она, в том числе характеризует уровень и качество жизни населения, нормально работающее производство. Для того чтобы определить экономическую политику, надо сделать элементарное. Во-первых, понять, где сегодня находится Россия, субъекты Федерации и проанализировать все достижения и ошибки, которые были сделаны от начала перестройки до 2004 года. А дальше сделать выводы, найти нужные решения. Во-вторых, нужно определить приоритеты - кого, в чем и когда поддерживать. Выбрать три-четыре направления экономики, где можно быстро получить окупаемость вложенного бюджетного рубля и рост налоговой базы. Дополнительный доход направить на развитие следующих отраслей.

Макроэкономические показатели имеют большое значение, так как позволяют оценить общее состояние экономики страны, измерить объем производства в конкретный период времени, раскрыть факторы, непосредственно определяющие функционирование экономики, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Макроэкономические показатели служат также основой для принятия тех или иных политических решений и определения государственной политики.

Результатом функционирования национальной экономики явля­ются все товары и услуги, созданные в данной стране за определен­ный период времени, т. е. национальный продукт.

Показатели объема национального продукта, их динамика явля­ются чутким барометром, отражающим состояние "здоровья" эко­номики, показывающим результативность действий правительства по повышению ее эффективности.

В разных национальных экономиках, относящихся к разным экономическим системам, существуют разные методы определения объема национального продукта. В странах с рыночной экономи­кой его объем определяется по СНС во всех отраслях народного хозяйства. В странах с централизован­ной планово-регулируемой экономикой, использующих марксист­скую теорию воспроизводства, принято подсчитывать национальный продукт, производимый только в отраслях материальной сферы.

Для измерения национального в СНС служат различ­ные макроэкономические показатели: валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), национальный доход (НД), чистый национальный продукт (ЧНП). Например, в США и Японии в качестве основного показателя используют ВНП. В других странах, в том числе и в России, в соответствии с рекомендациями статистической службы ООН ос­новным показателем является ВВП. Коли­чественные различия между ВВП и ВНП незначительны.

Валовой внутренний продукт – это совокупность конечных товаров и услуг, созданных внутри данной страны как отечественными, так и зарубежными фирмами, но с использованием факторов производства только данной страны.

Валовой национальный продукт – это совокупная стоимость конечных товаров и услуг, созданных отечественными, национальными предприятиями как внутри страны, так и за рубежом.

Необходимо различать:

Номинальный ВНП – это валовой продукт, стоимость которого выражена в текущих физических ценах. Взятый в динамике, он одновременно отражает изменение, как физического объёма продукта, так и уровня цен. Следовательно, в условиях инфляции он завышает результаты экономики и требует корректировки.

Реальный ВНП – это валовой продукт, стоимость которого скорректирована на величину роста цен, отражающий их изменение. Кроме того, номинальный ВНП исчисляется в текущих ценах, а реальный – в неизменных ценах.

Общее между ВВП и ВНП состоит в том, что и тот и другой показатель учитывают совокупную годовую стоимость конечных товаров и услуг, но учитывают их по-разному. ВВП и ВНП как бы уточняют показатель годового общественного продукта применительно к той или иной стране с учётом её места в международном разделении труда.

Отличие ВВП от ВНП состоит в том, что ВВП рассчитывается по территориальному признаку, ибо в учёт берётся совокупная стоимость конечных товаров и услуг, созданных на территории данной страны независимо от национальной принадлежности предприятий, в то время как ВНП рассчитывается по национальному признаку, ибо в учёт берётся совокупная стоимость конечных товаров и услуг только национальных предприятий независимо от их местонахождения – в своей стране или за рубежом. НД – это весь чистый и трудовой доход всего общества в целом.

Современная статистика на уровне макроэкономики основана на системе национальных счетов. Суть этой системы сводится к формированию обобщающих показателей развития экономики на различных стадиях процесса воспроизводства. С этой точки зрения НД включает в себя четыре элемента:

Каждый из них представляет собой особый и одновременно взаимозависимый сектор экономики, в совокупности образующий национальный доход.

Основными элементами материальной формы национального богатства являются:

Основными элементами нематериальной формы национального богатства являются:

В России многие элементы национального богатства в статистике не отражаются: стоимость земли, недр, лесов, произведений искусства и т.п. Вместе с тем в XXI в., в эпоху постиндустриального развития, задача учёта всех материальных, равно как и нематериальных форм национального богатства, приобретает исключительное значение, , ибо всё больший вес в суммарных результатах общественного производства будут приобретать не материальные, а духовные, информационные блага и услуги.

В связи с тем, что целый ряд названных выше элементов национального богатства как материальной, так и нематериальной формы в России по стоимости не учитываются, наша отечественная статистика практически фиксирует лишь три основных элемента НБ: это основные фонды, включая незавершенное строительство; материальные оборотные средства и домашнее имущество. Так, на начало 2005 года без учёта стоимости земли, недр и лесов, а также без учёта всех нематериальных форм национальное богатство России составило 22 112 864 млн. руб., из них основные фонды, включая незавершённое строительство, составили

18 402 391 млн. руб., материальные оборотные средства – 1 763 342 млн. руб. и домашнее имущество – 1 947 131 млн. руб.1.

Структура национального богатства России, представленная в её современном статистическом выражении, выглядит следующим образом (табл. 1)

Таблица 1.

Структура национального богатства России2

(в процентах к итогу)



Годы

Всего

В том числе

основные фонды, включая незавершённое строительство

материальные оборотные средства

домашнее имущество

Всего

из них основные фонды

1980

100

71

65

12

17

1985

100

72

67

12

16

1990

100

73

66

11

16

1993

100

79

70

17

4

1995

100

95

88

3

2

2000

100

91

83

5

4

2005

100

83

72

8

9


Данные таблицы 1 показывают, что в 90-е годы резко сократилась доля материальных оборотных средств (результат политики монетаризма и сжатия денежной массы), а также домашнего имущества (результат ухудшения уровня жизни народа).

Экономическое развитие страны продолжает носить преимущественно экстенсивный характер, что не соответствует тенденциям эволюции мирового хозяйства. По-прежнему неправомерно большую роль в оживлении экономической жизни играют внешние факторы: конъюнктура мировых рынков и цен, динамика валютного курса и т. п. Наблюдающееся в последнее время ослабление стимулирующего воздействия этих факторов на народное хозяйство не компенсируется переключением спроса на отечественные продукты.

Опубликованные итоги экономического развития России в третьем квартале 2005 года позволяют сделать вывод - промышленный подъем продолжается. Позитивная динамика основных показателей дала возможность пересмотреть первоначальные прогнозы в лучшую сторону - несмотря на некоторое замедление роста начиная с сентября, по итогам года можно рассчитывать на прирост ВВП в размере 5,5-5,8% и прирост промышленного производства - 5,2-5,4% к уровню прошлого года (в 2004 г. было, соответственно, 7,6% и 9,0%, а на 2005 г. ранее прогнозировалось 4,0% и 4,5%).

Анализ структуры промышленного роста показывает, что рост производства практически полностью поддерживался за счет опережающего развития конечных отраслей, ориентированных на внутренний рынок. Однако говорить о появлении механизмов устойчивого экономического роста пока преждевременно. Анализ динамики доходов, конечного спроса, структуры промышленного подъема говорит о том, что экономический рост приобрел в последнее время конъюнктурный характер и определяется точечным ростом производства отдельных видов продукции.

Экономический рост ориентирован на внутренний потребительский спрос и зависит от него. Но ключевым условием устойчивости такого роста является конкурентоспособность сектора, производящего потребительские товары, в противном случае его вытеснит импорт. Однако, согласно опросам руководителей предприятий, доля конкурентоспособной продукции, производимой потребительским сектором, составляет всего около 30%.

Поэтому для обеспечения стабильного экономического роста необходима модернизация производственного сектора, ориентированного на внутренний рынок, где сосредоточено более 70% занятых в промышленности. Это, в свою очередь, требует перелива капитала из "экспорто-ориентированного" сектора во "внутренне-ориентированный", и прежде всего - в перерабатывающую промышленность.

Между тем, механизмов межотраслевого перелива капитала в России фактически нет. Объем рынка капиталов ничтожен в сравнении со стоимостью активов реального сектора. Уровень банковского кредитования нефинансового сектора в 2005 г. все еще не достиг до кризисного значения (12,8% ВВП против 14,2% ВВП в 1998 г.). Основной источник капиталовложений - собственные средства предприятий. Но при снижении рентабельности эти возможности все более ограничены, то есть в инвестициях воспроизводятся сложившиеся пропорции. Поэтому рассчитывать на изменения в отраслевой структуре основного капитала не приходится. Ситуация даже ухудшается: если в экспорто-ориентированном секторе инвестиции возросли на 18,2%, то во внутренне-ориентированном снизились на 8%. Отсутствие механизма перелива капитала во внутренне-ориентированный сектор является основным фактором, ограничивающим темпы экономического роста. Смягчающие факторы - расширение экспорта и снижение импорта - очевидно, имеют временный характер. Поэтому сегодня перспективы экономики, как никогда, зависят от возобновления роста внутреннего спроса и, прежде всего, потребления.

Инфляция на потребительском рынке за прошедший период 2005 г. оставалась на довольно низком уровне: в среднем за месяц - 0,4%, хотя в октябре индекс цен достиг 101,2%. При сохранении этой тенденции в целом за год рост потребительских цен может составить 118-119%, что соответствует запланированному уровню.

В течение 2005 года усилилась роль банковской системы в расширении кредитования экономики: наблюдается ускоренный рост банковских ссуд реальному сектору. Всего с начала года объем кредитов и займов предприятиям со стороны коммерческих банков (без Сбербанка) вырос на треть. Это благотворно сказывается на структуре банковских активов и доходов. Так, только за второй квартал коммерческие банки заработали столько же прибыли, сколько за весь прошлый год. Радикально изменилась ситуация с привлечением средств населения для кредитования реального сектора. С начала года объем привлеченных средств населения в коммерческих банках вырос в полтора раза. За счет сбережений домашних хозяйств было профинансировано две трети прироста чистого кредита коммерческих банков предприятиям. Тем не менее, как отмечалось, до кризисные (1998 г.) показатели кредитования все еще не достигнуты.

По-прежнему сохраняется дифференциация в уровне исполнения обязательств государства. Сравнительно хорошо (на 70-80%) исполняются расходы на социально-культурные мероприятия, финансовую помощь бюджетам других уровней, "силовой" блок. Крайне слабо финансируется расходы экономического характера: в области промышленности, энергетики, строительства лимиты в среднем исполняются на треть, исполнение обязательств по поддержке сельского хозяйства составляет менее 15% от месячных назначений.

Инструментами сохранения макроэкономической стабильности являются взвешенная курсовая политика, снижение инфляции, повышение реальных доходов населения, повышение реальных доходов бюджетов всех уровней. Бюджет - не только важнейший стабилизатор нашей экономики, но и механизм повышения доверия к экономике. Повторение кризиса 1998 г. России не грозит не потому, что цены на нефть не упадут, а потому, что мы готовы пройти испытание снижением цен.


Основными параметрами бюджета, причем, являются соответствующее повышение ВВП на 6,3%, снижение инфляции в следующем году на 7,5-8,5%, среднегодовой курс рубля к доллару – 30

(табл. 1).

Если до 2007 г. спрогнозировать достаточно высокие цены на нефть (28 долл. за баррель на 2005-2007 гг.), то за десять лет (1995-2004 гг.) средняя цена будет равна 21,6 долл. за баррель. То есть средняя цена за текущее десятилетие все равно остается низкой, а за предыдущее десятилетие (1985-1994 гг.) она равнялась 18,1 долл. за баррель.

Поэтому те законодательные основы, которые заложены в части формирования стабилизационного фонда с учетом превышения цены 20 долл. за баррель, абсолютно адекватны, работают и являются стабилизатором российской экономики. Это снижает зависимость расходов и повышает гарантии по расходам бюджета, даже если цена на нефть будет меняться.

Доходы и расходы.

Политика по снижению налогового бремени и снижение цен на нефть, планируемые в следующем году, приводят к снижению общих доходов расширенного бюджета, включая федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местных органов власти, государственные внебюджетные фонды. Однако фактически доходы будут больше запланированных за счет более высоких темпов экономического роста и более высоких цен на нефть по сравнению с запланированными (рис. 1).



В следующем году доходы бюджета расширенного Правительства, с учетом прогнозов макроэкономических показателей, составят 34% ВВП. Соответственно, расходы также снижаются, и разница между доходами и расходами является суммой, направляемой в Стабилизационный фонд. Общее снижение доходов к ВВП составит в следующем году 2,6% федерального бюджета.

Фактический прирост доходов федерального бюджета составит 35,6 млрд. руб. в текущих ценах.

Изменение бюджетного законодательства в части изменения нормативов распределения доходов между уровнями бюджетной системы принесет федеральному бюджету дополнительно 0,6% ВВП. Однако прочие факторы предопределяют снижение доходов также на 0,6% ВВП. Итого, в 2005 г. произойдет снижение доходов федерального бюджета на 2,6% ВВП.

На рис. 2 показаны последствия снижения доходов в реальном выражении в 1998 г. в связи со снижением цен на нефть. Если 1997 г. взять за 100%, то в 1998 г. доходы всех бюджетов и, прежде всего, федерального бюджета, уменьшились наполовину. В будущем необходимо предотвратить такого рода драматическое снижение доходов, чтобы не поставить под угрозу ни заработную плату, ни пенсии, ни социальные выплаты.



Снижение ставки ЕСН, являющееся главной мерой по уменьшению налогового бремени в 2005 г., приведет к дополнительному росту ВВП на 0,4-0,6% и к увеличению инвестиций на 1,3-1,5%. Это средства, которые останутся у предприятий и будут работать на экономику. Снижение ставки ЕСН приведет к увеличению собственных ресурсов предприятий, производящих конечную продукцию, на 6-11%, а дополнительный прирост рентабельности капитала составит 1-2%. Снижение ставки ЕСН повлияет также и на прирост фонда оплаты труда, что приведет к увеличению реальных доходов населения.

Расходы федерального бюджета прирастают в номинальном выражении на 114,6%, в реальном выражении - на 106,1%. В части непроцентных расходов прирост в номинальном выражении составляет 117,8%, в реальном выражении - 109,1%.

Необходимо сдерживать прирост непроцентных расходов, чтобы он не превышал прироста экономики, потому что иначе страна начинает жить не по средствам. Прирост расходов в реальном выражении на 109,1%, что выше расходов роста экономики, является вынужденной мерой в связи с переходом на разграничение полномочий, снижением ставки ЕСН и временным финансированием расходов из Стабилизационного фонда в части дефицита Пенсионного фонда.

В бюджете на 2005 г. заложены расходы на реализацию структурных реформ в государственном секторе: разграничение полномочий между федеральным центром и субъектами РФ и реформу межбюджетных отношений, реформу бюджетного процесса, ориентированную на результат работы и уточнение бюджетной сети; реформу системы социальной защиты населения, военную и административную реформы.

Согласно новой классификации, отдельно выделяется статья расходов федерального бюджета "Общегосударственные вопросы", куда входит функционирование главы государства, законодательных и исполнительных органов власти, судебной системы, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, проведения выборов и референдумов, фундаментальных исследований и прикладных исследований в области общегосударственных вопросов, обслуживание государственного и муниципального долга, резервные фонды, международные отношения. Это те расходы, которые, по международной классификации, идут на финансирование государства в целом и не разделяются по отраслям. Все остальные расходы в большей степени ориентированы на определенного потребителя. Рост расходов на общегосударственные вопросы составит 137,5% (без учета процентных расходов).

Рост расходов федерального бюджета в 2005 г. по отношению к 2004 г. на национальную оборону составят 128%, на национальную безопасность - 126%. Эти показатели включают субсидии экономике, субсидии коммерческим предприятиям, лизинговые операции, дотации, в том числе - капитальные вложения в коммерческие объекты, такие, как РАО "ЕЭС России" и другие.

Расходы на культуру, межбюджетные отношения, соответствующие дотации внебюджетным фондам прирастают на уровне не ниже среднего. Расходы на социальную политику, здравоохранение, образование в настоящее время уточняются в связи с разграничением полномочий и передачей части финансирования субъектам РФ (например, по разделу "Образование" финансирование уменьшается на 24,8 млрд. руб.).
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации