Тегако Л.И. Кметинский Е. Антропология. Учебное пособие - файл n1.doc

приобрести
Тегако Л.И. Кметинский Е. Антропология. Учебное пособие
скачать (11940.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc11941kb.08.07.2012 14:58скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


А. Тегако Е. Кметинский

АНТРОПОЛОГИЯ

Учебное пособие

МОСКВА ООО «НОВОЕ ЗНАНИЕ» 2004
УДК 572(075.8)

ББК28.71я73

Т29

Лидия Тегако — доктор медицинских наук, заведующая отделом

антропологии и экологии Института искусствоведения,

этнографии и фольклора НАН Беларуси;

Ежи Кметинский — профессор, преподаватель исторической и культурной

антропологии в Лодзинском и Люблинском университетах, директор

учебного центра восточных исследований (Лодзь)

Рецензенты:

доктор медицинских наук, профессор П. И. Ловко; доктор биологических наук, профессор М.В. Мащенко

Тегако Л.

Т29 Антропология: Учеб. пособие / Л. Тегако, Е. Кметин­ский. — М.: Новое знание, 2004. — 400 с: ил. 5-94735-033-5.

Изложены и проанализированы основные проблемы антропологиче­ской науки в двух аспектах — биологическом и социальном. Рассмотрен ряд новых междисциплинарных направлений — психологическая, педагогическая, культурная антропология.

Для студентов, аспирантов, преподавателей педагогических, биоло­гических, гуманитарных факультетов, медицинских вузов, для всех, инте­ресующихся антропологией.

УДК 572(075.8) ББК 28.71я73

18ВН 5-94735-033-5

© Тегако Л., Кметинский Е., 2004

© Оформление. ООО «Новое знание*, 2004
Введение

Основной тенденцией сегодняшнего дня в высшей школе является антропологизация общественных, гуманитарных и естественных наук.

Современная антропология, занимая самостоятельное место в систе­ме общественных и естественных наук, интегрирует различные знания о человеке. На базе антропологии формируется ряд новых междисцип­линарных направлений и отраслей знания. Со своими специфическими исследованиями и разделами выделилась экология человека, изучающая динамическое взаимодействие человека и среды. Гуманитарные и есте­ственные знания переплетаются и взаимодействуют благодаря разви­тию психологической антропологии — направления, реконструирующего процессы становления психики человека, разрабатывающего подходы к изучению психосоматического единства человека и этнических осо­бенностей психики.

Междисциплинарный характер антропологических знаний и выде­ление новых разделов антропологии, повышенный интерес к пробле­мам человека, включение курсов антропологии в различные универси­тетские программы — все это обусловило издание данного учебного пособия. В нем освещаются основные теоретические вопросы и обоб­щения современной науки о человеке. В отличие от предыдущих изда­ний в специальных главах рассматриваются проблемы исторической и культурной антропологии.
ГЛАВА1

Предмет, содержание и история развития антропологии

1.1. Современная антропология как интегративная наука

Антропология (от греч. Anthropos — человек и logos — слово, учение) — наука о происхождении и эволюции человека, наслед­ственности и изменчивости, структуре и численности человече­ских популяций во времени и пространстве, образовании чело­веческих рас и о нормальных вариациях физического строения

человека.

Современная антропология изучает человека с позиций диа­лектического единства его двойственной природы:

? как представителя биологического вида (живой организм);

? как представителя определенной социальной среды.

До настоящего времени в мировой науке не существовало единой трактовки термина «антропология». В западноевропей­ской и американской науке под антропологией понимался ком­плекс наук о человеке. Изучением же культуры, общественных систем, этнических и социальных особенностей человека зани­мается антропология социальная и культурная.

В Польше, Чехии, Словакии и некоторых других странах ан­тропологическая наука ограничивается изучением биологиче­ской изменчивости человека.

Польские антропологи выделяют популяционный (расовый), онтогенетический (изучающий индивидуальное развитие) и фи­логенетический (изучающий эволюцию человека) разделы.

В советской науке содержание антропологии раскрывалось рядом наук, среди которых ведущая роль принадлежала археоло­гии и этнографии.

Археология изучает историю человека по материальным ос­таткам жизни и деятельности людей, вещественным памятникам культуры.
Современная антропология как интегративная наука_________________5

Этнография изучает этносы (народы), их культуру и быт, происхождение народов, историю расселения по земному шару и процессы их культурно-исторического взаимодействия.

Человек — существо биосоциальное, поэтому антропологию отличает от других наук о человеке обращение к связям его биологических особенностей и различных социальных фак­торов.

Используя данные ряда естественных и социальных наук, ан­тропология выступает как интегративная наука (табл. 1). Наибо­лее тесно связаны с антропологией такие разделы биологических знаний, как генетика, сравнительная морфология, сравнительная физиология, общая биология, общая экология; из гуманитарных наук — археология, этнология, психология, демография и др.

В результате интеграции знаний о человеке появились новые междисциплинарные разделы и субдисциплины. В отечествен­ной науке утвердился термин «антропология культуры». Выделя­ется направление, называемое антропология психологии. Одно из направлений этого раздела — изучение этнических особенно­стей психики людей.

Педагогическая антропология и этнопедагогика междисци­плинарные направления, развивающиеся на стыке педагогики, этнографии, антропологии и социологии, где человек рассмат­ривается как объект обучения, исследуются способы обучения детей в различных этносах. Идеи педагогической антропологии заложил К.Д. Ушинский в труде «Человек как предмет воспита­ния». Эти идеи в дальнейшем переросли в направление, полу­чившее название «педология». В России оно поддерживалось и развивалось благодаря усилиям ряда врачей и психологов — В.П. Кащенко, П.П. Блонского, Л.С. Выготского.

В последнее время используется термин «социальная антро­пология» — область знания, изучающая общества, изолирован­ные от письменной исторической традиции.

Медицинская и валеологическая антропология междисцип­линарные направления, связанные с проблемами здоровья, с по­иском грани нормального — патологического и меры гармонич­ного развития человека. Цель медицинской антропологии — разработка комплексных представлений о пределах изменчивости организменных и личностных свойств человека, дифференциро-

Глава 1. Предмет, содержание и история развития антропологии 6

ванных в соответствии с возрастом, полом, этнотерриториальной принадлежностью, профессией и другими факторами.

Как продолжение комплексных исследований человека, на базе антропологии, социальной гигиены, общей и медицинской географии сформировалась новая отрасль знания — экология че­ловека, изучающая закономерности динамического взаимодей­ствия людей с факторами среды их обитания (физическими, биологическими, социальными), в совокупности воздействую­щими на организм.

Понятие «экосистема» как среда обитания человека шире, чем другого биологического вида. Оно охватывает и собственно природные, или абиотические, факторы: влияние солнечного света, осадков, суточных колебаний температуры, неорганиче­ских веществ, микроэлементов, важных для организма человека.

Биотические факторы включают воздействие растительного и животного мира.

Социальные факторы — это созданная человеком искусст­венная среда обитания, культура и социум, т.е. общественные отношения и институты.

Одним из междисциплинарных направлений, связанных с биологической антропологией, является эргономика, или ан­тропология промышленности, изучающая функционирование че­ловека в системе производственных отношений; это направле­ние получило также название «человеческий фактор». В нем ассимилируются результаты антропологических исследований, достижения техники, психологии, медицины для создания опти­мальных производственных условий.

1.2. История формирования научных принципов и развития антропологических исследований

Как наука со своими специфическими методами исследова­ния антропология выделилась в конце XIX — начале XX в. Однако интерес к проблеме возникновения человека, его физическому типу, расовым различиям прослеживается с глубокой древности.

История развития антропологических исследований_________________7



Антропология




Культурная а

нтропология




Физическая антропология

Этнология

Лингвисти-

Социаль-

Психологи-

Морфология — изу-

Антропогенез —

Расоведение — изуча-




ческая ан-

ная антро-

ческая ан-

чает физическую ор-

сосредоточивает

ет историю возник-




тропология

пология

тропология

ганизацию совре-

свое внимание

новения расовых ти-







и фило-




менного человека,

на тех измене-

пов, распространение







софская




закономерности из-

ниях, которые

их по территории







антропо-




менчивости орга-

претерпевает

Земли, историю фор-







логия




низма человека во

природа бли-

мирования рас, при-













времени и простран-

жайшего предка

чины расообразова-













стве, а также вариа-

человека, а за-

ния и закономерности













ции отдельных его

тем и самого

изменений и расовых













частей

человека

типов

Направле-

Символико-

Социаль-

Психологи-

Соматология изучает

Выделяют эво-

Этническая антропо-

ние иссле-

интерпрета-

ное (связи

ческое

изменчивость тела

люцию челове-

логия — изучает ан-

дований:

тивное (изу-

культуры

(националь-

человека в целом;

ка — изменение

тропологический

естествен-

чает смы-

и соци­альной

но-психоло-

мерология изучает

его морфофунк-

состав народов мира и проблемы этноге­неза

рическое

и символи-

организа-

особенности

дельных органов

показателей от

(связь куль-

ческие связи

ции)

людей, ста-




начальной ста-




туры с при-

в культуре




новление




дии к современ-




родой)

и межкуль-




психики,




ному человеку







турном




психосома-




и социогенез —







взаимодей-




тического




историю ста-







ствии)




единства




новления чело-













организма




веческого об-













человека)




щества





Глава1. Предмет, содержание и история развития антропологии 8


Антропология

Культурная а

ятропология




Физическая антропология













Возвратная антро-




Историческая антро-













пология (ауксоло-




пология использует













гия) — прослеживает




данные, полученные













динамику физиче-




всеми разделами нау-













ского развития че-




ки для исторических













ловека от рождения




реконструкций













до старости




Особенно богатый



















материал для этого



















раздела дает палеоан-



















тропология, изучаю-



















останки людей и древ-



















них захоронений



















(краниология — изу-



















чение древнего насе-



















черепам; остеоло-



















гия — изучение кост-



















ископаемых людей;



















палеодемография —



















реконструирует демо-



















графические процес-



















сы в древних



















обществах)



История развития антропологических исследований_________________9

Расовые особенности запечатлены в древней скульптуре, в на­скальной живописи. Так, французский археолог А. Лот, открыв­ший многочисленные наскальные рисунки в некоторых районах Сахары, отмечает, что антропоморфные изображения, пришед­шие на смену рисункам животных, настолько четки, что позво­ляют определить антропологический тип изображенных людей. По этим рисункам он выделил в скотоводческом населении мас­сива Тассиль конца 3-го — начала 2-го тыс. до н.э. представите­лей трех рас — негрской, эфиопской и европеоидной.

В древнейших книгах различных народов отражен интерес к проблеме происхождения человека. В них дается стихийно-материалистическое объяснение процессов рассообразования и да­же есть указание о прародине человека.

Согласно этим представлениям, на Земле в горных районах Джамбудвипы (местность, лежащая между Индостаном и Юго-Восточной Азией) появились крупные обезьяны. Их потомки в поисках пищи спустились на равнины и заселили леса и от­крытые местности по берегам рек. Те, кто ушел на восток, стали предками желтокожих племен (монголоиды по современной классификации). От тех, кто отправился на юг, произошли чер­нокожие народы (негроиды), от переселившихся на северо-за­пад — светлокожие (европеоиды). Оставшиеся в горах крупные обезьяны в людей не превратились. С этими представлениями, возможно, связано религиозное почитание обезьян некоторыми африканскими народами.

В период разложения первобытнообщинного строя и форми­рования рабовладельческих государств потребности практиче­ской жизни стимулировали рост научных знаний. Совершенст­вование искусства бальзамирования трупов людей и священных животных в Древнем Египте стало источником сведений из об­ласти анатомии.

Большую роль в развитии биологии, медицины и естество­знания сыграли работы древнегреческих ученых. От Гераклита наука получила три великие идеи: вечного движения, единства Вселенной и закономерностей протекающих в ней явлений.

Представители древнейшей в Греции милетской школы Анаксимандр и Анаксимен развивали материалистическое учение о «первовеществах», видоизменением которых являются все тела

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации