Тегако Л.И. Кметинский Е. Антропология. Учебное пособие - файл n1.doc
приобрестиТегако Л.И. Кметинский Е. Антропология. Учебное пособиескачать (11940.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
А. Тегако Е. Кметинский
АНТРОПОЛОГИЯ Учебное пособие
МОСКВА ООО «НОВОЕ ЗНАНИЕ» 2004 УДК 572(075.8)
ББК28.71я73
Т29
Лидия Тегако — доктор медицинских наук, заведующая отделом
антропологии и экологии Института искусствоведения,
этнографии и фольклора НАН Беларуси;
Ежи Кметинский — профессор, преподаватель исторической и культурной
антропологии в Лодзинском и Люблинском университетах, директор
учебного центра восточных исследований (Лодзь)
Рецензенты:
доктор медицинских наук, профессор
П. И. Ловко; доктор биологических наук, профессор
М.В. Мащенко Тегако Л. Т29 Антропология: Учеб. пособие / Л. Тегако, Е. Кметинский. — М.: Новое знание, 2004. — 400 с: ил. 5-94735-033-5.
Изложены и проанализированы основные проблемы антропологической науки в двух аспектах — биологическом и социальном. Рассмотрен ряд новых междисциплинарных направлений — психологическая, педагогическая, культурная антропология.
Для студентов, аспирантов, преподавателей педагогических, биологических, гуманитарных факультетов, медицинских вузов, для всех, интересующихся антропологией.
УДК 572(075.8) ББК 28.71я73 18ВН 5-94735-033-5 © Тегако Л., Кметинский Е., 2004
© Оформление.
ООО «Новое знание*, 2004
Введение Основной тенденцией сегодняшнего дня в высшей школе является антропологизация общественных, гуманитарных и естественных наук.
Современная антропология, занимая самостоятельное место в системе общественных и естественных наук, интегрирует различные знания о человеке. На базе антропологии формируется ряд новых междисциплинарных направлений и отраслей знания. Со своими специфическими исследованиями и разделами выделилась
экология человека, изучающая динамическое взаимодействие человека и среды. Гуманитарные и естественные знания переплетаются и взаимодействуют благодаря развитию
психологической антропологии — направления, реконструирующего процессы становления психики человека, разрабатывающего подходы к изучению психосоматического единства человека и этнических особенностей психики.
Междисциплинарный характер антропологических знаний и выделение новых разделов антропологии, повышенный интерес к проблемам человека, включение курсов антропологии в различные университетские программы — все это обусловило издание данного учебного пособия. В нем освещаются основные теоретические вопросы и обобщения современной науки о человеке. В отличие от предыдущих изданий в специальных главах рассматриваются проблемы исторической и культурной антропологии.
ГЛАВА1 Предмет, содержание и история развития антропологии 1.1. Современная антропология как интегративная наука Антропология (от греч. Anthropos
— человек
и logos — слово, учение) — наука о происхождении и эволюции человека, наследственности и изменчивости, структуре и численности человеческих популяций во времени и пространстве, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения
человека.
Современная антропология изучает человека с позиций диалектического единства его двойственной природы:
? как представителя биологического вида (живой организм);
? как представителя определенной социальной среды.
До настоящего времени в мировой науке не существовало единой трактовки термина «антропология». В западноевропейской и американской науке под антропологией понимался комплекс наук о человеке. Изучением же культуры, общественных систем, этнических и социальных особенностей человека занимается антропология социальная и культурная.
В Польше, Чехии, Словакии и некоторых других странах антропологическая наука ограничивается изучением биологической изменчивости человека.
Польские антропологи выделяют популяционный (расовый), онтогенетический (изучающий индивидуальное развитие) и филогенетический (изучающий эволюцию человека) разделы.
В советской науке содержание антропологии раскрывалось рядом наук, среди которых ведущая роль принадлежала археологии и этнографии.
Археология изучает историю человека по материальным остаткам жизни и деятельности людей, вещественным памятникам культуры.
Современная антропология как интегративная наука_________________5 Этнография изучает этносы (народы), их культуру и быт, происхождение народов, историю расселения по земному шару и процессы их культурно-исторического взаимодействия.
Человек — существо биосоциальное, поэтому антропологию отличает от других наук о человеке обращение к связям его биологических особенностей и различных социальных факторов.
Используя данные ряда естественных и социальных наук, антропология выступает как интегративная наука (табл. 1). Наиболее тесно связаны с антропологией такие разделы биологических знаний, как
генетика, сравнительная морфология, сравнительная физиология, общая биология, общая экология; из гуманитарных наук —
археология, этнология, психология, демография и др. В результате интеграции знаний о человеке появились новые междисциплинарные разделы и субдисциплины. В отечественной науке утвердился термин
«антропология культуры». Выделяется направление, называемое
антропология психологии. Одно из направлений этого раздела — изучение этнических особенностей психики людей.
Педагогическая антропология и этнопедагогика — междисциплинарные направления, развивающиеся на стыке педагогики, этнографии, антропологии и социологии, где человек рассматривается как объект обучения, исследуются способы обучения детей в различных этносах. Идеи педагогической антропологии заложил К.Д. Ушинский в труде «Человек как предмет воспитания». Эти идеи в дальнейшем переросли в направление, получившее название
«педология». В России оно поддерживалось и развивалось благодаря усилиям ряда врачей и психологов — В.П. Кащенко, П.П. Блонского, Л.С. Выготского.
В последнее время используется термин
«социальная антропология» — область знания, изучающая общества, изолированные от письменной исторической традиции.
Медицинская и валеологическая антропология — междисциплинарные направления, связанные с проблемами здоровья, с поиском грани нормального — патологического и меры гармоничного развития человека. Цель медицинской антропологии — разработка комплексных представлений о пределах изменчивости организменных и личностных свойств человека, дифференциро-
Глава 1. Предмет, содержание и история развития антропологии 6 ванных в соответствии с возрастом, полом, этнотерриториальной принадлежностью, профессией и другими факторами.
Как продолжение комплексных исследований человека, на базе антропологии, социальной гигиены, общей и медицинской географии сформировалась новая отрасль знания —
экология человека, изучающая закономерности динамического взаимодействия людей с факторами среды их обитания (физическими, биологическими, социальными), в совокупности воздействующими на организм.
Понятие «экосистема» как среда обитания человека шире, чем другого биологического вида. Оно охватывает и собственно природные, или абиотические, факторы: влияние солнечного света, осадков, суточных колебаний температуры, неорганических веществ, микроэлементов, важных для организма человека.
Биотические факторы включают воздействие растительного и животного мира.
Социальные факторы — это созданная человеком искусственная среда обитания, культура и социум, т.е. общественные отношения и институты.
Одним из междисциплинарных направлений, связанных с биологической антропологией, является
эргономика, или
антропология промышленности, изучающая функционирование человека в системе производственных отношений; это направление получило также название «человеческий фактор». В нем ассимилируются результаты антропологических исследований, достижения техники, психологии, медицины для создания оптимальных производственных условий.
1.2. История формирования научных принципов и развития антропологических исследований Как наука со своими специфическими методами исследования антропология выделилась в конце XIX — начале XX в. Однако интерес к проблеме возникновения человека, его физическому типу, расовым различиям прослеживается с глубокой древности.
История развития антропологических исследований_________________7 Антропология |
| Культурная а | нтропология |
| Физическая антропология |
Этнология | Лингвисти- | Социаль- | Психологи- | Морфология — изу- | Антропогенез — | Расоведение — изуча- |
| ческая ан- | ная антро- | ческая ан- | чает физическую ор- | сосредоточивает | ет историю возник- |
| тропология | пология | тропология | ганизацию совре- | свое внимание | новения расовых ти- |
|
| и фило- |
| менного человека, | на тех измене- | пов, распространение |
|
| софская |
| закономерности из- | ниях, которые | их по территории |
|
| антропо- |
| менчивости орга- | претерпевает | Земли, историю фор- |
|
| логия |
| низма человека во | природа бли- | мирования рас, при- |
|
|
|
| времени и простран- | жайшего предка | чины расообразова- |
|
|
|
| стве, а также вариа- | человека, а за- | ния и закономерности |
|
|
|
| ции отдельных его | тем и самого | изменений и расовых |
|
|
|
| частей | человека | типов |
Направле- | Символико- | Социаль- | Психологи- | Соматология изучает | Выделяют эво- | Этническая антропо- |
ние иссле- | интерпрета- | ное (связи | ческое | изменчивость тела | люцию челове- | логия — изучает ан- |
дований: | тивное (изу- | культуры | (националь- | человека в целом; | ка — изменение | тропологический |
естествен- | чает смы- | и социальной | но-психоло- | мерология изучает | его морфофунк- | состав народов мира и проблемы этногенеза |
рическое | и символи- | организа- | особенности | дельных органов | показателей от |
(связь куль- | ческие связи | ции) | людей, ста- |
| начальной ста- |
|
туры с при- | в культуре |
| новление |
| дии к современ- |
|
родой) | и межкуль- |
| психики, |
| ному человеку |
|
| турном |
| психосома- |
| и социогенез — |
|
| взаимодей- |
| тического |
| историю ста- |
|
| ствии) |
| единства |
| новления чело- |
|
|
|
| организма |
| веческого об- |
|
|
|
| человека) |
| щества |
|
Глава1. Предмет, содержание и история развития антропологии 8 Антропология |
Культурная а | ятропология |
| Физическая антропология |
|
|
|
| Возвратная антро- |
| Историческая антро- |
|
|
|
| пология (ауксоло- |
| пология использует |
|
|
|
| гия) — прослеживает |
| данные, полученные |
|
|
|
| динамику физиче- |
| всеми разделами нау- |
|
|
|
| ского развития че- |
| ки для исторических |
|
|
|
| ловека от рождения |
| реконструкций |
|
|
|
| до старости |
| Особенно богатый |
|
|
|
|
|
| материал для этого |
|
|
|
|
|
| раздела дает палеоан- |
|
|
|
|
|
| тропология, изучаю- |
|
|
|
|
|
| останки людей и древ- |
|
|
|
|
|
| них захоронений |
|
|
|
|
|
| (краниология — изу- |
|
|
|
|
|
| чение древнего насе- |
|
|
|
|
|
| черепам; остеоло- |
|
|
|
|
|
| гия — изучение кост- |
|
|
|
|
|
| ископаемых людей; |
|
|
|
|
|
| палеодемография — |
|
|
|
|
|
| реконструирует демо- |
|
|
|
|
|
| графические процес- |
|
|
|
|
|
| сы в древних |
|
|
|
|
|
| обществах) |
История развития антропологических исследований_________________9 Расовые особенности запечатлены в древней скульптуре, в наскальной живописи. Так, французский археолог
А. Лот, открывший многочисленные наскальные рисунки в некоторых районах Сахары, отмечает, что антропоморфные изображения, пришедшие на смену рисункам животных, настолько четки, что позволяют определить антропологический тип изображенных людей. По этим рисункам он выделил в скотоводческом населении массива Тассиль конца 3-го — начала 2-го тыс. до н.э. представителей трех рас — негрской, эфиопской и европеоидной.
В древнейших книгах различных народов отражен интерес к проблеме происхождения человека. В них дается стихийно-материалистическое объяснение процессов рассообразования и даже есть указание о прародине человека.
Согласно этим представлениям, на Земле в горных районах Джамбудвипы (местность, лежащая между Индостаном и Юго-Восточной Азией) появились крупные обезьяны. Их потомки в поисках пищи спустились на равнины и заселили леса и открытые местности по берегам рек. Те, кто ушел на восток, стали предками желтокожих племен (монголоиды по современной классификации). От тех, кто отправился на юг, произошли чернокожие народы (негроиды), от переселившихся на северо-запад — светлокожие (европеоиды). Оставшиеся в горах крупные обезьяны в людей не превратились. С этими представлениями, возможно, связано религиозное почитание обезьян некоторыми африканскими народами.
В период разложения первобытнообщинного строя и формирования рабовладельческих государств потребности практической жизни стимулировали рост научных знаний. Совершенствование искусства бальзамирования трупов людей и священных животных в Древнем Египте стало источником сведений из области анатомии.
Большую роль в развитии биологии, медицины и естествознания сыграли работы древнегреческих ученых. От
Гераклита наука получила три великие идеи: вечного движения, единства Вселенной и закономерностей протекающих в ней явлений.
Представители древнейшей в Греции
милетской школы Анаксимандр и
Анаксимен развивали материалистическое учение о «первовеществах», видоизменением которых являются все тела