Потаева Г.Р., Федорцова Т.А. Экскурсоведение - файл n1.doc

приобрести
Потаева Г.Р., Федорцова Т.А. Экскурсоведение
скачать (474 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc474kb.08.07.2012 14:50скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6
Г.Р.Потаева, Т.А.Федорцова
ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ”

Учебно-методическое пособие

Минск 2003




Учебно-методическое пособие рекомендовано к печати на заседании кафедры экономической географии зарубежных стран, протокол № ___ от «___» _________________ 2002 года.

Рецензент:

кандидат географических наук, доцент В.М.Зайцев, директор Высшей школы экскурсионного менеджмента Белорусского государственного университета.

Потаева Г.Р., Федорцова Т.А.

Экскурсоведение: Учебно-методическое пособие. – Мн.: БГУ, 2002. - с.

Учебно-методическое пособие «Экскурсоведение» предназначено для студентов специализации « ».


СОДЕРЖАНИЕ


Введение


  1. Сущность ЭКСКУРСИИ

1.1. Понятие экскурсии. Признаки экскурсии.

    1. Классификация экскурсий




  1. Технология подготовки экскурсии



3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ НОВОЙ ЭКСКУРСИИ

3.1. Определение цели и задач экскурсии

3.2. Выбор темы

3.3. Отбор литературы

3.4. Отбор других источников


3.5. Изучение источников

3.6. Ознакомление с экспозициями и фондами музеев.

3.7. Отбор и изучение объектов


  1. СОСТАВЛЕНИЕ МАРШРУТА и подготовка текста ЭКСКУРСИИ

4.1 Составление маршрута

4.2.Объезд маршрута

4.3. Подготовка контрольного текста экскурсии

4.4. Составление «потрфеля экскурсовода»

4.5. Составление методической разработки экскурсии

4.6. Рецензирование экскурсии

4.7. Прием экскурсии

4.8. Утверждение экскурсии


  1. Совершенствование экскурсионной работы

    1. Освоение новых тем экскурсоводами

    2. Обновление и дополнение текста

    3. Подготовка путевой экскурсионной информации


6. Методические приемы показа

7. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАССКАЗА

7.1. Методические приемы, связанные с формой рассказа

7.2. Методические приемы, связанные с характеристикой рассказа
8. ОСОБЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

9. ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ экскурсий

10. РЕЧЬ ЭКСКУРСОВОДА

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Тематика экскурсий для разработки студентами

  1. Темы для самостоятельного изучения

  2. Методические указания по анализу учебных, городских и загородных экскурсий

  3. Карточка прослушивания экскурсий

  4. Карточка экскурсионного маршрута

  5. Методическая разработка экскурсий

  6. Тематика наиболее популярных экскурсий по Беларуси

ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время экскурсия является важной составляющей туристско-экскурсионного обслуживания. Формирование навыков и умений в области теории и практики экскурсионного дела представляется весьма важной и актуальной задачей подготовки специалистов в этой области.

Данное учебно-методическое пособие ставит перед собой цель способствовать формированию у студентов, получающих образование по туристским специальностям, представлений по теории экскурсионного дела, навыков в методике подготовки и проведения экскурсий.

Задачами курса «Экскурсоведение» являются определение сущности экскурсии, отличия от других форм познания человеком окружающего мира. В лекционном курсе, при проведении практических занятий и в организации самостоятельной работы студентов значительное место отводится вопросам методики подготовки экскурсий, начиная от предварительной работы (определение темы экскурсии, сбор материалов) и заканчивая непосредственной разработкой самой экскурсии – написание текста и методической разработки экскурсии. Задачами курса являются также определение основных методических приемов показа и рассказа в экскурсиях, изучение основных требований к технике проведения экскурсий, изучение вопросов дифференцированного подхода к вовлечению в экскурсионный процесс различных возрастных, социальных, национальных, профессиональных и других категорий населения (и, в связи с этим, классификации экскурсионных маршрутов). Задачей курса является также выявление роли экскурсовода как личности в эффективной экскурсионной деятельности и вообще определение принципов оценки эффективности экскурсионной работы. Значительной задачей является также определение возможностей актуализации экскурсионной деятельности, использования в современных экскурсиях аудиовизуальных средств и других достижений цивилизации.

В Приложении приведены методические материалы по организации экскурсионной работы.


  1. Сущность ЭКСКУРСИИ


1.1. Понятие экскурсии. Признаки экскурсии.
В разные времена в термин «экскурсия» вкладывали различное содержание. Различие формулировок отражало различие во взглядах на экскурсию. Но менялись не только взгляды на экскурсию – менялась она сама как явление. В ходе развития экскурсии изменялось ее содержание, усложнялась и совершенствовалась методика проведения. Пройдя сложный путь развития в течение времени, экскурсия в настоящее время является важным звеном туристско-экскурсионного обслуживания, конечным туристским продуктом, выполняющим большую познавательную, воспитательную, пропагандистскую роль.

Сущность экскурсии заключается в том, что это – одна из форм познания окружающего нас мира, состоящая из двух важнейших элементов: показа заранее подобранных зрительных объектов в природе, в окружающей действительности или в помещении и рассказа о них, который выступает как пояснение зрительного ряда. Если лишить экскурсию показа, то это уже будет не экскурсия, а просто лекция или беседа. Лишенная рассказа экскурсия останется просто осмотром достопримечательностей, эффективность влияния которого на сознание экскурсантов будет минимальной.

В основе экскурсии лежат принципы научности, доходчивости, доступности, убедительности, связи с жизнью. Соблюдение этих принципов повышает эффективность экскурсии, улучшает ее качество. Следуя принципу научности, содержание экскурсии должно соответствовать данным современной науки в той области, о которой идет речь. Все факты события, теоретические положения должны даваться в научной трактовке, получать объективную оценку с позиций тех отраслей современной науки, к которым они имеют отношение. Важная роль принадлежит доступности содержания экскурсии. Успех ее определяется тем, насколько понятно излагается материал, насколько он по своему содержанию доступен данной аудитории, соответствует ее общеобразовательному уровню, уровню ее готовности к восприятию. Важно также соблюдать принцип доходчивости и убедительности, которые обеспечиваются отбором наиболее понятных и убедительных фактов и примеров, использованием различных сравнений, умелым подбором доказательств, ссылками на источники, демонстрацией копий подлинных документов, карт, схем.

Каждая экскурсия независимо от цели и темы имеет свои обязательные признаки, и при отсутствии хотя бы одного и них она как форма познавательной деятельности, основанная на своем, присущем только ей методе познания окружающей действительности, перестает существовать.

Спецификой любой экскурсии как формы воспитания и обучения является органическое сочетание в ней показа с рассказом. Количественное соотношение этих двух составляющих в каждом конкретном случае меняется. Оно зависит от темы экскурсии, от числа объектов, от характеризующего их материала, связанных с ними событий и многого другого, в том числе состава группы экскурсантов. Но в любом случае показ и рассказ должны находиться в органическом единстве: в основе экскурсии всегда лежит демонстрация наглядности, сопровождаемая устным анализом, пояснениями, историческими справками.

Наиболее полное определение понятия «экскурсия» дано Б.В.Емельяновым: «Экскурсия представляет собой целенаправленный наглядный процесс познания окружающего человека мира, процесс, построенный на заранее подобранных объектах в естественных условиях или расположенных в цехах промышленного предприятия, помещениях, лаборатории научно-исследовательского института, залах музея, выставки, мастерской художника и др. Показ чувственно воспринимаемых объектов происходит под руководством квалифицированного руководителя – экскурсовода и подчинен задаче раскрытия четко определенной темы»

Каждая экскурсия независимо от темы и цели имеет свои признаки и особенности и при отсутствии хотя бы одного из них не может быть названа экскурсией. Таких признаков шесть:


1.2. Классификация экскурсий
Классификация экскурсий заключается в разделении их на группы и виды и выделении основных черт, определяющих характер их подготовки и проведения.

В основе классификации лежит деление экскурсий на группы по 1) содержанию, 2) составу участников, 3) месту проведения, 4) способу передвижения и 5) форме проведения.

По содержанию экскурсии делятся на обзорные, или многоплановые, и тематические. Обзорные экскурсии многотемные и содержат несколько подтем. Обзорные экскурсии дают общее представление о городе (районе, области, стране). Строится обзорная экскурсия на показе различных по форме и содержанию объектов города: памятников истории и культуры, зданий и сооружений, новостроек, мест знаменательных событий, памятников природы и др. В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом, что дает общее представление о городе, области, районе, стране. Рассказ о городе ведется от времени его возникновения до сегодняшнего дня. Рассматриваются также и перспективы развития города. Независимо от места, где готовятся и проводятся обзорные экскурсии, они схожи между собой по своей структуре. Названия обзорных экскурсий носят общий характер – «Минск – столица Беларуси», «Блистательный Санкт-Петербург», «Город трех религий» (Иерусалим) и т.д.

Отличие обзорной экскурсии от тематической по содержанию, глубине раскрытия материала накладывает свой отпечаток на логические переходы, ее вступление и заключение. Логические переходы носят здесь более выраженный словесный характер от подтемы к подтеме, теряя значение словесно-зрительного мостика от одного объекта к другому.

Тематические экскурсии всегда посвящены раскрытию одной темы: содержат анализ исторического периода, значительного события, произведения зодчества и т.д. Тематические экскурсии подразделяются на исторические, архитектурно-градостроительные, искусствоведческие, производственные, природоведческие, литературные и т.д. Каждая из этих групп в зависимости от содержания имеет подгруппы. Один и тот же город или экскурсионный объект может быть объектом различных тематических экскурсий, например, Новогрудок включен в тематические маршруты «Дорогами Мицкевича», «Искусство и ремесло», «Дорога замков», памятник В.И.Ленину перед домом Правительства на площади Независимости в Минске включен в обзорную экскурсию по городу «Город-герой Минск – столица Республики Беларусь», искусствоведческую «В камне и бронзе».

По составу участников можно выделить экскурсии для взрослых и для детей; местных жителей и туристов из ближнего и дальнего зарубежья; городского и сельского населения; организованных групп и индивидуальных посетителей. В зависимости от состава группы в содержание экскурсии, методику проведения вносятся определенные изменения. Так, при проведении самой популярной в Беларуси экскурсии «Архитектурные и исторические памятники Мира и Несвижа» для белорусских студентов и школьников упор делается на раскрытие богатого прошлого нашего народа, воспитание патриотических чувств; для туристов из России в экскурсии акцентируется внимание на истории создания Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой, вольности городов (магдебургском праве), жизни белорусской шляхты. При проведении этой же экскурсии для туристов из так называемого дальнего зарубежья дается большая экскурсионная справка об историческом пути развития славянских земель.

По месту проведения экскурсии бывают городскими; загородными; производственными; музейными. Существуют также комплексные (комбинированные) экскурсии, сочетающие городскую экскурсию с музейной (городская обзорная экскурсия по Слониму, включающая посещение краеведческого музея; загородная экскурсия в Новогрудский край с производственной экскурсией на стеклозавод «Неман»). Обе части такой экскурсии обычно связаны одной общей темой. В таких экскурсиях очень важно, чтобы текст городской (внемузейной) части не повторял материалы музея. Поэтому более правильно, чтобы такие экскурсии от начала до конца проводил один экскурсовод. Проведение комплексной экскурсии на одну тему двумя разными экскурсоводами: одним по городу, а другим по музею вызывает неизбежные повторы в рассказе и показе, трудности использования экспонатов «портфеля экскурсовода», отсутствие связи между вступительной и заключительной частями экскурсии.

По способу передвижения экскурсии бывают пешеходными, транспортными и комбинированными. У пешеходных экскурсий большое будущее, так как они более доступные по цене и имеют целый ряд преимуществ с точки зрения их экскурсионной сущности. Они отличаются от автобусных тем, что экскурсанты имеют возможность глубже изучать объекты, полнее чувствовать себя участниками событий, о которых идет речь. Сами по себе они более экскурсионны по своему характеру, чем на ту же тему с использованием транспорта, так как их участники имеют возможность без помех непосредственно наблюдать экскурсионные объекты, выслушивать комментарии экскурсовода. В пешеходных экскурсиях создаются условия для детального показа объектов, для них характерна небольшая протяженность маршрута (5-6 км), объекты показа расположены неподалеку друг от друга. Свои преимущества имеют и транспортные экскурсии, в которые можно включать объекты, значительно удаленные друг от друга. В Беларуси наиболее распространены автобусные экскурсии. Широко могут использоваться также речные и морские теплоходы (в Санкт-Петербурге и Венеции, например), вертолеты (экскурсия по Нарочанскому национальному парку). Комбинированные экскурсии состоят из органически связанных между собой отрезков: пешеходного и транспортного, которые раскрывают одну тему и подчинены единой цели. Например, обзорные экскурсии по Вильнюсу, Таллинну, когда знакомство экскурсантов со старой частью города проходит пешком, а новые районы города осматриваются на автобусе.

По форме проведения помимо стандартных экскурсий следует выделить экскурсии-прогулки (в основном на природоведческие темы), совмещающие в себе элементы познания и отдыха;

экскурсии-массовки, на которых участники мероприятия передвигаются одновременно по маршруту на нескольких автобусах и мероприятие завершается общим концертом, гуляньем («Фэсты старасвецкай культуры» в Дудутках);

учебные или тренинговые. Учебные или тренинговые экскурсии – это составная часть учебного процесса при подготовке новых экскурсоводов и повышении квалификации работающих, они могут быть одной из форм занятий методической секции экскурсоводов. Иногда проводятся в виде показательных и открытых экскурсий, задача которых – отработка тех или иных приемов проведения экскурсии, приемов показа и рассказа, усвоение логических переходов от одной подтемы к другой. Задача всех учебных экскурсий – обучить экскурсоводов методике и технике проведения экскурсий, помочь им овладеть конкретными практическими навыками.

пробные экскурсии. Целью пробных экскурсий является проверка знаний и навыков вновь подготовленных экскурсоводов, разработавших экскурсию на новую для себя тему;

Экскурсии могут использоваться как форма учебной работы. В этом случае по форме проведения они могут проходить как:

экскурсии-консультации, которые дают развернутые наглядные ответы на вопросы экскурсантов. Эти вопросы подбираются и формулируются заранее, чтобы можно было внести необходимые изменения и дополнения в содержание, проводимой экскурсии, подготовиться экскурсоводу к ее проведению. Такие экскурсии могут проводиться не только для школьников по какому-либо предмету, но и для различных категорий экскурсантов. Например, «Как выращивают цветы» (в оранжерею) и т.п.;

экскурсии-демонстрации, дающие наглядное представление о природных явлениях, производственных процессах. В рассказе экскурсовода в таких экскурсиях чаще других используются приемы характеристики, справки, описания. Такие экскурсии не только дают понятие об экскурсионных объектах, но и поясняют принципы их действия, показывают сущность, происходящих природных процессов и явлений;

экскурсии-уроки, представляющие собой форму сообщения знаний в строгом соответствии с учебной программой. Методика подготовки и проведения экскурсии-урока имеет сходство с методикой обычного школьного урока, так как к ней готовится не только экскурсовод, но и экскурсанты, которые перед такой экскурсией получают задания, изучают по учебникам материал, а затем во время экскурсии их закрепляют и проверяют. Заканчивается такая экскурсия проверкой и оценкой знаний. Существует несколько видов экскурсий уроков: вводная - предваряет изучение программного материала в целом по учебному предмету или по одному из его разделом; повторительно-обобщающая – проводится одновременно с изучением предмета или его раздела и бывает посвящена изучению нового материала; заключительная – подводит итоги изучения предмета или раздела и обобщает полученные знания.

экскурсии-беседы, в которых показ занимает второстепенное место, а ее основой служит раскрытие темы приемами устной речи, т.е. рассказа. В таких экскурсиях часть материала может переноситься во вступительную часть, которая может длиться около 30 минут и более.
  1   2   3   4   5   6


Г.Р.Потаева, Т.А.Федорцова
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации