Доклад - Коммерческая деятельность на совместных предприятиях - файл n1.docx

приобрести
Доклад - Коммерческая деятельность на совместных предприятиях
скачать (1233.8 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx1234kb.08.07.2012 14:41скачать

n1.docx

ОГЛАВЛЕНИЕ



Введение 2

1. Общая характеристика и основные типы совместных предприятий 3

1.1. Лицензионное производство 10

1.2. Подрядное производство 14

1.3. Управление по контракту 14

1.4. Совместное владение 15

2. Особенности предпринимательской деятельность СП 17

3. Коммерческая деятельность на совместных предприятиях
производственного профиля 21

3.1. Этапы осуществления коммерческой сделки 23

Заключение 27

Библиографический список 30

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 31

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 32



Введение



Характерной особенностью развития российской экономики в нынешних условиях является повышение роли внешнеэкономических связей, которые способствуют освоению передового зарубежного опыта, привлечению иностранного капитала, научно-технического потенциала и позволяют повысить эффективность производства за счет углубления международного разделения труда.

Одна из самых распространенных форм решения этих проблем — создание коллективных образований, в которых участвуют национальные и иностранные организации (фирмы). В частности широкие перспективы в отношениях между предпринимателями России и других стран открылись в связи с созданием совместных предприятий.

Совместным предприятием (СП) называется такое предприятие, уставный фонд которого образован на основе внесения паевых взносов двумя или более учредителями, один из которых — иностранное физическое или, чаще всего, юридическое лицо.

Поставленная цель работы – охарактеризовать особенности организации коммерческой деятельности на совместных предприятиях.

Задачи работы:

Методической основой исследования послужили отечественная научная и периодическая литература.

1. Общая характеристика и основные типы совместных предприятий


Совместное предпринимательство является важной формой международного экономического сотрудничества. Совместные предприятия (СП) – форма интеграций производственной, торговой, научно-технической и других видов деятельности на основе международной кооперации труда. Совместные предприятия представляют собой форму промышленного сотрудничества с зарубежными странами, которая характеризуется объединением собственности партнеров, их участием в управлении производством и реализации продукции, разделом между ними прибыли, а также производственного и коммерческого риска, связанного с деятельностью предприятия. Участниками СП могут быть как национальные, так и иностранные юридические и физические лица.

В процессе создания СП можно выделить следующие этапы:

  1. Определение цели совместной деятельности. Целями российских предпринимателей являются:

Зарубежные партнеры при создании СП в России преследуют иные цели:

Серьезной проблемой, требующей внимания со стороны учредителей СП, является стремление некоторых иностранных фирм перенести в Россию малоэффективные материалоемкие и энергоемкие производства с устаревшей, а в ряде случаев запрещенной на Западе технологией.

  1. Выбор партнера за рубежом. В некоторых случаях иностранная фирма может сама предложить свои услуги для участия в СП, иногда российский партнер ведет поиск иностранного компаньона. При окончательном выборе иностранного партнера необходимо оценить его финансовое положение, запросить карточку регистрации фирмы и банковскую карточку, свидетельствующую о наличии счета этой фирмы, оценить конкурентоспособность продукции потенциального партнера, цели и намерения в совместном сотрудничестве, сделать технико-экономическую оценку его предложений, оговорить сроки и условия внесения доли в уставный фонд в валюте.

Правильно оценить потенциальные возможности партнера для совместной деятельности очень сложно из-за отсутствия информации и методики выбора. Поэтому при создании совместного предприятия целесообразно использование опыта немецкой информационной службы БЕРИ, публикующей индекс БЕРИ, с помощью которого оценивается степень риска от создания СП. Этот индекс определяют три раза в год 100 специалистов, оценивающих инвестиционный климат в 45 странах мира на основании 15 оценочных критериев. Этим критериям присваиваются значения от 0 (неприемлемо) до 4 (очень благоприятно). Каждый критерий имеет свой удельный вес, согласно которому оценивается его значимость (Таблица 1).

Высокое количество баллов означает стабильность страны. Чем ниже количество баллов, тем выше риск.


Таблица 1.

Состав критериев для оценки риска от создания СП
d:\documents and settings\admin\мои документы\мои рисунки\scan\img024.jpg


  1. Проведение переговоров между партнерами с целью подписания протокола о намерениях создать СП. В этом протоколе после завершения переговоров должны быть указаны намечаемые объемы производства в ассортименте, место размещения совместного предприятия, источники материально-технического обеспечения, каналы сбыта продукции, участие партнеров в создании уставного фонда, источники финансирования и кредитования. При этом в протоколе о намерениях могут быть высказаны различны мнения партнеров по отдельным вопросам (объемы поставок продукции на внутренний и внешний рынки, размеры взносов в уставный фонд, условия кредитования, участие иностранных специалистов в работе совместного предприятия, требования к качеству продукции).

  2. Технико-экономическое обоснование. При разработке технико-экономического обоснования решаются следующие вопросы: оценивается эффективность создания и деятельности СП, определяются выгоды, которые могут быть получены на народнохозяйственном уровне, оцениваются экономические интересы иностранного партнера.

Обобщающими показателями технико-экономической эффективности создания совместного предприятия являются:

Экономический эффект является основным показателем эффективности создания совместного предприятия (Э) и определяется по формуле:



где Rt – выручка от реализации продукции в год t$

Kt – капиталовложения в год t;

Иt – текущие издержки производства, эксплуатационные расходы в год t;

T – год приведения (т.е. имеется в виду год приведения затрат будущих лет к началу расчетного года. Как правило, год приведения берется равным году освоения капитала.)

t – индекс года расчетного периода.

d – дисконт1.

Дисконт рассчитывается как , где E – норма дисконта, определяемая в мировой практике как минимально приемлемая ставка рентабельности.

  1. На последнем этапе осуществляется подготовка учредительных документов. К учредительным документам совместного предприятия, имеющего организационно-правовую форму акционерного общества закрытого типа, относятся: заявка, протокол собрания учредителей, устав общества.

Для регистрации совместных предприятий необходимы:

Учрежденные на территории Российской Федерации совместные предприятия являются юридическими лицами. В создании СП в России в настоящее время принимают участие фирмы таких стран, как Германия, США, Финляндия, Австрия, Италия, Япония, Великобритания. Совместные предприятия созданы в отраслях машиностроения, компьютерной техники, туризма, телекоммуникаций, лесной и деревообрабатывающей промышленности и др.

Совместное предприятие имеет самостоятельный баланс и действует на основе самоокупаемости. Необходимое условие его деятельности – валютная самоокупаемость2.

Уставный фонд СП образуется за счет вкладов его участников и может увеличиваться за счет прибыли от хозяйственной деятельности предприятия, а при необходимости – за счет дополнительных вкладов участников.

В счет вклада в уставный фонд могут быть внесены здания, сооружения, оборудование, материальные ценности, право пользования землей, водой и другими природными ресурсами, а также иные имущественные права, денежные средства в валютах стран-участниц СП и в свободно конвертируемой валюте. Размер долей участников СП в уставном фонде определяется по договоренности между ними и фиксируется учредительными документами.

Наиболее крупные СП производственного профиля на территории России в составе вкладов в уставный фонд иностранных участников около 59% имеют машины и оборудование, 29% - денежные средства, 12% - технологию и ноу-хау. У российских учредителей 22% вкладов в уставный фонд составляет стоимость зданий и сооружений, 14% - права пользования землей и другими природными ресурсами, 38% - денежные средства.

Имущественные права СП подлежат защите в соответствии с положениями национального законодательства той страны, на территории которой они находятся.

СП исчисляет и уплачивает налог в доход госбюджета, размер которого регламентируется законодательством страны, на территории которой она находится.

СП может быть ликвидировано в случаях и в порядке, предусмотренных учредительными документами, а также по решению правительства той страны, на территории которой оно находится, если его деятельность не соответствует целям и задачам, предусмотренным в учредительных документах. Классификация международных совместных предприятий представлена на рис. 1 (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

По виду деятельности совместные предприятия могут быть:

Совместные предприятия создаются в следующих организационно-правовых формах:

В настоящее время в мировой практике известны четыре типа совместного предпринимательства в сферах производства и управления:



1.1. Лицензионное производство


Лицензионное производство – состоит в том, что отечественный лицензиар передает зарубежному лицензиату право использовать ноу-хау на продукт изготовлять этот продукт на условиях оплаты определенного лицензионного вознаграждения. При этом заключается лицензионный договор, который, во-первых, отражает специфику объекта лицензии. Объектом лицензии могут быть патенты, промышленные образцы и модели, товарные знаки и торговые марки, незащищенные патентом ноу-хау. Во-вторых, в лицензионном договоре в ряде случаев фиксируются ограничения на использование и эксплуатацию.

Лицензионный договор устанавливает вид прав на использование объекта лицензии, получение дохода, а также период его действия (5-10 лет). В некоторых случаях стороны устанавливают в договоре дополнительные условия: обмен информацией по вопросам сбыта, обучение персонала и другие.

Заключение лицензионных договоров имеет большое значение, так как они обладают определенными достоинствам. Лицензиар получает выход на международный рынок с минимальным риском, а лицензиату не приходится начинать с нуля, ибо он получает права на использование производственного процесса, товарного знака, патента, торгового секрета в обмен на лицензионный платеж. Кроме того, лицензионный договор позволяет существенно ускорить процесс освоения нового рынка, поскольку отпадает потребность во времени, необходимом для осуществления инвестиций в строительство зданий. В странах с нестабильной политической ситуацией снижается опасность экспроприации. Лицензиар может перевести за границу производство, переставшее быть рентабельным в собственной стране. Платежи за лицензии хотя бы частично покрывают собственные расходы на исследование и разработки.

В отечественной и международной практике применяются следующие виды лицензионных платежей:

  1. Паушальные платежи – это установленная в лицензионном соглашении сумма, не зависящая от коммерческой реализации продукции.

Применяют, как правило, в тех случаях, когда лицензиар заключает лицензионное соглашение с малоизвестным для него лицензиатом и не представляет реальной возможности контролировать деятельность последнего при использовании лицензии.

Паушальные платежи могут быть выгодны лицензиару, поскольку избавляют его от риска, связанного с неудачной деятельностью лицензиата под влиянием конъюнктуры товарного рынка, усиления конкуренции.

Паушальные платежи имеют преимущества и для лицензиата, так как отсутствует контроль за его деятельностью (производственной и коммерческой) со стороны лицензиара. Кроме того, паушальные платежи создают возможность получения лицензиатом всей прибыли от реализации проекта.

Паушальные платежи производятся в виде аванса до начала коммерческой реализации товара, они реально всегда меньше периодических выплат (роялти), что снижает их ценность для лицензиара. Для лицензиата выплата паушальных платежей связана с большими единовременными расходами, а также с риском неудачного использования лицензии.

Паушальные платежи чаще всего применяются во внепроизводственной сфере. По существу, они представляют собой фактическую цену лицензии. Вознаграждение в виде паушального платежа является капитализацией роялти, т.е. его досрочной единовременной выплатой. Он рассчитывается по формуле:

,

где П - паушальный платеж;

T - срок действия лицензионного соглашения, лет;

t - номер года;

Pt - дисконтированная стоимость предполагаемых роялти в год t;

С - ставка роялти, % от стоимости чистых продаж;

D - годовая стоимость чистых продаж в год t;

n - ставка дисконта, в долях ед.

  1. Периодические платежи (роялти) - это периодические процентные или фиксированные суммарные отчисления лицензиата в пользу лицензиара за права, предоставленные ему лицензиаром. В лицензионных соглашениях устанавливается размер, база исчисления и периодичность выплаты роялти. В международной практике размер роялти определяется исходя из среднего уровня стандартных ставок текущих от­числений, характерных для отраслей. Роялти могут исчисляться исходя из объемов прибыли, суммы продаж, отпускной цены и обычно составляют 3—5%.

На размер роялти влияет также отрасль техники: чем больше наукоемкость отрасли, тем выше роялти. Например, в фармацевтике она может колебаться от 2—5 до 10—15%, что вызвано более высокими затратами на разработку лекарств, их обязательным патентованием и сложной процедурой получения разрешения на продажу. В прочих отраслях роялти могут составлять от 1—3 до 5—10%. Наиболее высоки стандартные ставки роялти в следующих отраслях: электронная промышленность, авиатехника, вооружение — 4—10%, точное приборостроение, станкостроение — 4—7, автомобильная промышленность — 1—3, производство потребительских товаров длительного пользования — 5, потребительских товаров с малым сроком использования — 0,2—1,5%.

Самой распространенной базой исчисления роялти является продажная цена продукции, рассчитанная на дату заключения соглашения. Ставки роялти должны как минимум покрывать лицензиару его издержки, связанные с подготовкой соглашения и передачей лицензии. В свою очередь максимальные выплаты, на которые может согласиться лицензиат, равны стоимости альтернативного решения, заменяющего приобретение лицензии.





  1. Комбинированная форма выплаты лицензионного вознаграждения включает в себя выплату первоначальных платежей и остальной части лицензионного вознаграждения в виде роялти по окончании каждого отчетного периода.

В последние годы во многих странах стали применяться лицензионные платежи на компенсационной основе. Сущность этого вида платежей заключается в выплате лицензионного вознаграждения продукцией, произведенной по лицензии.

При подготовка лицензионных соглашений следует учитывать инфляционные процессы, колебания курсов валюты. Это можно сделать валютной оговоркой, т.е. условием, по которому размер суммы, подлежащей уплате, выражается курсом любой устойчивой валюты, а платежи при этом могут осуществляться другой валютой.

1.2. Подрядное производство




Подрядное производство – это совместная предпринимательская деятельность, при которой зарубежная компания заключает контракт с местными производителями на выпуск необходимой продукции.

Еще одним вариантом является подрядное производства компания заключает контракт с зарубежными производителями на выпуск ее продукции или предоставление ее услуг на местном рынке. Компания Sears использовала этот метод для открытия сети магазинов в Мексике и Испании, где она доверила производство многих товаров, продажей которых она занимается, достаточно квалифицированным местным производителям. К недостаткам подрядного производства относятся снижение контроля над процессом производства и потеря потенциального дохода от производства. Преимущества - возможность быстрого начала с меньшим риском, а также возможность реорганизовать впоследствии это предприятие в партнерство (или выкупить его).

Использование такого типа совместного предпринимательства целесообразно, когда производство в другой стране обходится дешевле по причине невысокой зарплаты и низких материальных затрат.

Производство по контракту имеет разновидности: изготовление деталей, сборка продукции (выпуск продукции на последнем этапе), монтаж и другие.

1.3. Управление по контракту


Управление по контракту – это совместная предпринимательская деятельность, основанная на использовании навыков и знаний специалистов местной компании для управления капиталом зарубежной компании.

При использовании управления по контракту местная компания управляет капиталом зарубежной компании. Таким образом, местная компания экспортирует не продукцию, а услуги менеджмента. Компания Hilton использует подобное соглашение при организации управления отелями по всему миру.

Управление по контракту — метод выхода на зарубежный рынок с низким риском; он позволяет получать доход с самого начала. Такой вариант еще привлекательнее, если у заключающей контракт фирмы есть виды на приобретение в будущем части акций управляемой компании. Однако применять этот метод не имеет смысла, если компания может найти лучшие приложения своему уникальному управленческому таланту или если она может получить большую прибыль, взяв дело полностью в свои руки. Управление по контракту, кроме того, не избавит компанию от необходимости заниматься производственными проблемами (по крайней мере, в течение какого-то времени).

1.4. Совместное владение


В таких СП должны быт соглашения сторон о долгосрочных задачах сотрудничества, объединение сторонами активов (денежных средств, оборудования и т.д.), самостоятельные органы управления, участие сторон в прибылях и убытках в соответствии с вложенным капиталом.

Нужно отметить, что производительность труда этих предприятий в 2 раза выше, чем в среднем по промышленным предприятиям.

Более 25% действующих СП с участием иностранного капитала приходится на промышленность, в торговле и общественном питании их доля достигает 30%, в строительстве и на транспорте – 5-6%. В последние годы СП производственного профиля имеют тенденцию диверсифицировать свою деятельность и наряду с изготовление продукции выполняют различные услуги, имея зачастую 20-30 направлений работы.

2. Особенности предпринимательской деятельность СП


Деятельность СП осуществляется в рамках полного хозрасчета. В работе СП всегда присутствует риск, поэтому часто СП называют рисковыми. Для учета этого в СП создается рисковый фонд, из которого выплачиваются убытки в случае утери товара при перевозках (рис. 3).



Рис. 3. Схема деятельности СП.

Разница между выручкой от реализованной продукции СП и себестоимостью произведенной продукции (все расходы, которые несет СП, в том числе и управленческие) составляет его балансовую прибыль. Из балансовой прибыли производятся отчисления в резервный фонд. Размеры ежегодных отчислений в последний, как правило, определяются в уставе или договоре о создании СП (или же правление каждый год определяет эти размеры).

Делаются отчисления также в фонды развития производства, науки и техники. Таких фондов может быть несколько. Отчисления в фонд развития не лимитируются. Отчисления в резервный фонд производятся до тех пор, пока они не достигнут 25% уставного фонда СП, а затем прекращаются.

После того как сделаны отчисления в резервный фонд, в фонд развития науки и техники, остается налогооблагаемая часть прибыли.

Могут применяться льготы для СП (в Дальневосточном регионе). СП может также выйти с мотивированным обращением в финансовые органы, которые облагают его налогом, с заявлением о приостановлении или частичном понижении уровня налогообложения.

Сейчас Минфином разрабатывается дифференцированная шкала налогов для СП, которые действуют в разных областях (видимо, если это Производство медтехники или медикаментов, то налог будет понижен, если производство журналов типа "Плейбой" - повышен).

Из налогооблагаемой прибыли в госбюджет платится налог Независимо от происхождения такой прибыли (в долларах она или в рублях), он выплачивается только в рублях.

Из оставшейся от налогообложения части прибыли СП могут быть образованы фонды материального поощрения и социального развития коллектива. Их тоже может быть несколько социального развития, жилищного строительства. Они не регламентируются, т.е. могут быть образованы по усмотрению СП.

Оставшаяся часть прибыли, когда из нее сделаны изъятия во все фонды и уплачены налоги, называется распределяемой прибылью. Она распределяется между учредителями СП в соответствии с их вкладами в уставный фонд (если раньше граница участия в последнем иностранного партнера рыла 49%, то сейчас это положение отменено). Если в прибыли есть рублевая и валютная части, то каждая из них делится так же, как и вся прибыль.

При ликвидации СП партнеры, вероятно, захотят использовать в дальнейшем разработанную технологию отдельно друг от друга. Поэтому возникает проблема разделения прав на технологию между партнерами. Разделению подлежат также кассовая наличность и другие активы небольших объемов. Прочие активы могут быть проданы за наличные, разделить которые впоследствии не представит затруднений.

СП может прекратить свое существование путем полной ликвидации либо посредством выкупа СП одним из партнеров. Последний путь подлежит налогообложению

Прекращение деятельности СП может быть вызвано различными причинами:

• экономическими;

• банкротством СП,

• нарушением договора отдельными партнерами,

• правовыми, которые возникают из государственной внешнеэкономической политики.

Профиль деятельности созданных за прошедший период СП показывает, что иностранные партнеры в силу указанных выше трудностей не проявляют пока большой активности для создания СП в приоритетных для нашей экономики отраслях машиностроении, электронике, химической промышленности, где требуются значительные инвестиции и сроки окупаемости вложенных средств отдаляются. Интерес проявляется к инжиниринговым СП, к СП в сфере обслуживания, где отдача и прибыль обеспечиваются в более короткие сроки.

К сожалению, в последнее время участились случаи сокрытия СП части своих прибылей. В связи с этим Минфин РФ принял решение об ужесточении финансового контроля деятельности СП и принятия санкций к недобросовестным СП вплоть до их закрытия. СП может быть "принудительно" закрыто в двух случаях:

1) в случае преднамеренного сокрытия дохода от налогообложения (например, путем отнесения их к издержкам производства и обращения, не связанным с основной деятельностью предприятия). Санкция: уплата в бюджет всей суммы заниженной прибыли плюс штраф в размере сокрытой прибыли плюс возможность закрытия СП;

2) в случае несвоевременного внесения иностранным участником его доли уставного капитала. Если иностранный участник не внес свою долю в течение года со дня образования СП и иное не оговорено в уставе, то СП считается несостоявшимся и ликвидируется.

Контроль за выполнением этих положений возложен на Минфины республик, входящих в состав России, краевые, областные и городские хоз.управления, территориальные налоговые инспекции.

Устранение указанных и других барьеров, препятствий и трудностей в создании и функционировании СП путем новых законодательных актов позволит существенно расширить приток иностранных капиталов в нашу экономику. При этом внешнеторговое законодательство должно быть приведено в соответствие с международными нормами внешнеэкономического сотрудничества.

Создание СП с фирмами зарубежных стран в приоритетных отраслях нашего народного хозяйства дает возможность привлекать новейшие технику и технологию, направлять в капиталистическую часть мира продукцию СП, пользуясь возможностями партнера.

СП является формой сотрудничества, которая должна поддерживаться доверием и честным поведением партнеров между собой.

3. Коммерческая деятельность на совместных предприятиях
производственного профиля


Коммерческая деятельность совместных предприятий производственного профиля связана с продажей готовой продукции и закупкой материальных ресурсов для обеспечения производственной, эксплуатационной и других видов деятельности.

Продукция, изготовляемая на СП может продаваться как в России, так и в странах-участницах совместной деятельности. Поэтому рынок сбыта СП состоит из нескольких сегментов в зависимости от того, сколько стран участвуют в совместной деятельности. При сбыте продукции СП необходимо учитывать специфические особенности каждого рынка, следовательно, требуется их изучение. При этом следует знать, что на этот рынок оказывают воздействие политическая, экономическая и социальная ситуации, а также отличия в психологии, характере и традициях людей.

При продаже товаров за рубеж совместное предприятие может нести следующие коммерческие риски:

  1. рыночные, связанные с сокращением спроса на товары на выбранных сегментах рынка или со снижением мировых цен;

  2. политические (введение эмбарго или ограничений);

  3. связанные с неплатежеспособностью покупателей;

  4. научно-технические (обусловленные трудностями освоения новых технологий, совместных НИОКР и другие);

  5. производственные (трудности в подготовке кадров, организации производства);

  6. транспортные(вытекающие из сложности доставки товаров).

Изменения валютных курсов имеют ряд последствий:

Для предотвращения валютных рисков в мировой практике существует ряд способов страхования от курсовых потерь путем включения в контракты валютных оговорок.

Существуют различные варианты продажи продукции, произведенной на совместном предприятии в России:

  1. Продукция СП продается в России, при этом иностранный учредитель получает прибыль в рублях и приобретает у нас на эти деньги товары, представляющие для него интерес. Затем он вывозит эти товары из России и продает их за рубежом, получая за них плату в валюте.

  2. Иностранный учредитель получает в России прибыль в товарной форме, затем вывозит товар за рубеж и продает его там.

  3. Само СП вывозит часть производимой продукции на международный рынок и реализует его там; при этом все учредители прибыль от реализации получают в валюте.

  4. Может иметь место комбинация из указанных вариантов.

Иностранные инвесторы имею право использовать полученную прибыль по своему усмотрению: хранить е на счетах в банке, либо реинвестировать ее. Валютную часть прибыли иностранный инвестор может перевести за границу. Неиспользованная часть рублевой прибыли может быть направлена на покупку иностранной валюты на аукционах, биржах, межбанковском рынке, в коммерческих банках по рыночному курсу.

Если совместное предприятие (с иностранными инвестициями) производит импортозамещающую продукцию, то ему в порядке исключения (по решению Правительства РФ или входящей в ее состав республики) может быт предоставлено право перевода его рублевой прибыли в иностранную валюту за счет принадлежащих республикам валютных фондов по взаимосогласованному курсу. Иностранные инвестиции в РФ имеют определенные государственные гарантии, ни не подлежат национализации, конфискации, исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

При сбыте продукции СП необходимо учитывать специфические особенности каждого рынка и сбытовые каналы, имеющиеся в странах-участницах.

Другим аспектом коммерческой деятельности совместного предприятия являются закупка материальных ресурсов. Она может осуществляться в России, в странах-участницах совместной деятельности, а также в третьих странах.

При сбыте продукции СП, а также закупке материальных ресурсов осуществляются международные коммерческие операции по обмену продукцией в натурально-вещественной форме. Поэтому большое значение имеет заключение международных сделок купли-продажи. Наиболее распространенным способом оформления международной сделки является контракт купли-продажи. Контракт купли-продажи – это коммерческий документ, представляющий собой договор поставки товара и сопутствующих услуг )если это необходимо) и подписанный экспортером и импортером (Приложение 2).

3.1. Этапы осуществления коммерческой сделки


Первый этап – установление делового контакта с партнерами. На этом этапе покупатель запрашивает у поставщика сведения о товаре либо поставщик высылает предложение (оферту) потенциальному покупателю. На этом тапе продавец (поставщик) должен проверить платежеспособность покупателя. Для этого он обращается к гарантам покупателя либо специальному агенту по предоставлению справок. Гарантами покупателя могут быть поручители из делового мира либо банка. Поставщик, чтобы удостовериться в платежеспособности покупателя, может обратиться также в свой уполномоченный банк. Банки предоставляют информацию о финансовом положении своего клиента только по запросу от уполномоченного банка экспортера или импортера. твердая оферта обычно направляется постоянному покупателю. свободная оферта (письмо о продаже) в отличие от твердой оферты носит более общий характер и предназначена а установление контактов с широким кругом покупателей. Оферта является по существу заявлением, обязывающим заключить договор, поэтому она должна содержать будущие основные положения контракта:

На втором этапе осуществления коммерческой сделки покупатель оформляет заказ. Товар может быть заказан путем оформления специального бланка.

Одновременно составляется сопроводительное письмо. Заказ считается принятым с момента получения письменного согласия от поставщика заключит контракт на предложенных условиях. Контракт купли-продажи считается заключенным только в том случае, если он подписан сторонами, юридические адреса которых в нем указаны.

Третий этап проведения коммерческой сделки – это исполнение заказа продавцом. Этот этап включает следующие операции: упаковка товара в соответствии с существующими правилами, нормами и стандартами, страхование товара и оформление страхового полиса, подготовку к отправке и отгрузку товара. В процессе подготовки груза к отправке выписываются расчетные и товаросопроводительные документы: коммерческий счет, извещение о готовности товара, накладная и др. коммерческий счет содержит детальный перечень всех отгруженных покупателю товаров, номер контракта, номер заказа и накладной, дату отгрузки, форму платежа.

Накладная сопровождает груз, а затем подписанная грузополучателем и врученная поставщику перевозчиком служит доказательством поставки.

Для ого чтобы товар отправить, необходимо выписать погрузочный ордер, а также коносамент, включающий наименование и описание товара, количество мест, отгрузочную маркировку, общий вес груза, условия и особенности перевозки.

Перед отгрузкой товара в адрес покупателя высылается продавцом извещение об отгрузке.

На этом же этапе (этап исполнения заказа) оформляются такие коммерческие документы, как дебет-нота, кредит-нота, а также конкретные платежные документы, соответствующие условиям и форме расчетов (чеки, банковские переводы, векселя).

Дебет-нота высылается покупателю поставщиком в случае наличия недоплаты против фактической суммы счета.

Кредит-нота высылается покупателю поставщиком в случае получения им возвращенных покупателем товаров (например, поврежденных при транспортировке) или если имела место переплата покупателем против действительной стоимости товара.

Четвертый этап осуществления коммерческой сделки – условия поставки и расчеты за ее выполнение. Условия поставки предусматривают возможность предоставления покупателю скидки с цены, а также оплаты фрахта продавцом или покупателем. Условия поставки формулируются с учетом торговых норм, принятых в международной торговле и содержащихся в системе Инкотермс (последнее издание Инотерс-2000).

Как было отмечено, при сбыте продукции СП на международном рынке, а также при закупке материальных ресурсов между контрагентами заключается внешнеторговый контракт (договор кули-продажи). Внешнеторговый контракт заключается обычно в письменном виде в форме подписанных сторонами единых документов. Стороны по контракту несут материальную ответственность за выполнение обязательств.

В заключении отметим, что типовые контракты купли-продажи товаров разрабатываются торговыми палатами, монополистическими объединениями, крупными фирмами, Европейской экономической комиссией ООН. Типовые контракты на многие товары разрабатываю отраслевые национальные союзы предпринимателей, причем для каждого товара может составляться несколько вариантов типовых контрактов. Разница в вариантах заключатся в методе определения цены по Инкотермс (FOB, FAC и др.), в определении способа поставки, в условиях страхования и т.д. в практической деятельности, как правило, каждая фирма имеет широкий набор типовых контрактов.

В состав контракта входят следующие обязательные разделы:

Заключение



Международные совместные предприятия (СП) являются одной из форм организации предпринимательской деятельности двух или нескольких фирм из разных стран. В основе создания и функционирования международного совместного предприятия реализуются такие принципы, как:

Организационно-правовая форма международного совместного предприятия, его условия и принципы создания и функционирования определяются во многом спецификой каждой конкретной страны местонахождения СП. Это обусловлено проблемами таможенной и налоговой политики отдельных государств, возможностями участия иностранного капитала в осуществлении предпринимательской деятельности, состоянием валютной системы и другими проблемами, присущими среде международного маркетинга.

В западных странах часто применяется термин «предприятие совместного владения» для обозначения СП. При этом возможна покупка доли в уже существующем предприятии. Такого рода предприятия создаются на основе прямого инвестирования, т. е. долгосрочного вложения капитала в какое-либо предприятие, дело. Инвестором, т. е. вкладчиком, может быть как физическое, так и юридическое лицо или даже государство.

Деятельность СП в России регламентируется Законом РФ «Об иностранных инвестициях». Отметим, что в настоящее время термин «совместное или смешанное предприятие» не означает организационно-правовой формы, т. е. в качестве такового оно не может быть официально зарегистрировано. Другими словами, СП – это неофициальное название создаваемой структуры. Официально же такое предприятие регистрируется в России (на основании Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности») как обычное предприятие (т.е. в одной из перечисленных в законе организационно-правовых форм) с указанием, что такое предприятие создается с участием иностранного капитала.

Совместное предприятие должно иметь устав, утверждаемый его участниками. Устав определяет предмет и цели деятельности предприятия, его местонахождение, состав участников, порядок формирования уставного фонда (в том числе в иностранной валюте), структуру, состав и компетенцию органов управления предприятием, порядок принятия решений и круг вопросов, решение которых требует единогласия, а также порядок ликвидации предприятия.

В устав могут быть включены и другие положения, не противоречащие российскому законодательству и относящиеся к особенностям деятельности совместного предприятия.

После регистрации СП партнеры в определенные сроки вносят свои доли уставного капитала. Случается, что иностранный инвестор притормаживает исполнение этого обязательства, тогда как предприятие уже работает. Если он не внесет деньги в течение года, то по российскому закону об иностранных инвестициях СП считается несостоявшимся.

Если СП работает без полного взноса иностранного партнера в уставный фонд, то правление предприятия принимает решение о его ликвидации или о передаче доли другому партнеру или его продаже. В случае когда единогласное решение принять трудно, можно обратиться в Госарбитраж России или в Международный суд в Стокгольме или Вене. Судебные издержки несет

иностранный партнер, так как в данном случае он виновен в нанесении убытков СП. Заметим, что в уставных документах СП следует предусматривать место рассмотрения спорных вопросов.

При сбыте продукции СП, а также закупке материальных ресурсов осуществляются международные коммерческие операции по обмену продукцией в натурально-вещественной форме. Поэтому большое значение имеет заключение международных сделок купли-продажи. Наиболее распространенным способом оформления международной сделки является контракт купли-продажи., в котором прописываются все условия сделки.

Библиографический список




  1. Дашков Л.П., Памбухчиянц О.В. Организация и проектирование торговых предприятий: Учеб. для студентов вузов. 4-е изд., доп. М.: Маркетинг, 2001.

  2. Козлов В.К. Коммерческая деятельность производственных предприятий. СПб.: Политехника, 2008.

  3. Коммерческая деятельность и предпринимательство: Сб. науч. трудов / Под ред. В.П. Попкова. СПб.: СПбГИЭА, 1999.

  4. Организация коммерческой деятельности: Справ. Пособие / С.Н. Виноградова, С.П. Гурская, О.В. Пигунова и др.; Под общ. Ред. С.Н. Виноградовой. Минск: Высшая школа, 2000.

  5. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2001.

  6. Тютюшкина Г.С. Организация коммерческой деятельности предприятия: учебное пособие/ Г.С.Тютюшкина.-Ульяновск: УлГТУ, 2006.

  7. Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие.-Таганрог: ИздательствоТРТУ, 2004.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Рис.1. Классификация международных совместных предприятий



ПРИЛОЖЕНИЕ 2


ДОГОВОР МЕЖДУНАРОДНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ

"__" ________ _____ г. г. ________ №_____

____________________________________________________________________________,

(наименование юридического лица, Ф.И.О. предпринимателя)

именуемое в дальнейшем "Продавец", в лице ______________________________________

_____________________________________________________________________________,

(должность, Ф.И.О.)

действующего на основании _____________________________________________________

(Устава, Положения, Доверенности, Свидетельства – их №, дата)

и____________________________________________________________________________,

(наименование юридического лица, Ф.И.О. предпринимателя)

именуемое в дальнейшем "Покупатель", в лице_____________________________________

_____________________________________________________________________________,

(должность, Ф.И.О.)

действующего на основании ____________________________________________________,

(Устава, Положения, Доверенности, Свидетельства – их №, дата)

заключили настоящий контракт о нижеследующем:

1. Предмет контракта.

В соответствии с настоящим контрактом Продавец продал, а Покупатель купил на условиях___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(ФОБ, СИФ, КАФ, ФАС и др.)

_____________________________________________________________________________

(название товара)

в количестве ____________________________________, ассортимент которых уточняется (штук, кг и др.)

в прилагаемой к

контракту спецификации, подписываемой договаривающимися сторонами и являющейся

неотъемлемой частью контракта.

2. Сроки поставки.

Поставка _________________________________________________________ должна быть

(наименование товара)

осуществлена_________________________________________________________________.

(конкретная дата, период с ___ по ___ )

Досрочная поставка ____________________________________________________________

(допускается, не допускается, другие условия, связанные с досрочной поставкой)

3. Цена.

Цена за _________________________________________________.

(единица измерения: руб., $, др. валюта)

Цена контракта _________________________________________.

(руб., $)

Цены устанавливаются ___________________________________.

(на условиях ФОБ, СИФ, КАФ, ФАС и т. д.)

В цену товара вошли транспортные расходы по доставке и погрузке товара на борт судна, все расходы в случае повреждения и потери товара в пути до момента доставки на борт судна, получение на свой риск и за свой счет экспортной лицензии, стоимость упаковки, оплата расходов в связи с проверкой товара, необходимой для осуществления поставки товара.
4. Качество.

4.1. Качество ______________________________________________________ должно

соответствовать (наименование товара)

_____________________________________________________________________________.

(ТУ, стандарты; №, дата их утверждения, если они имеются)

Качество должно соответствовать _______________________________________________.

(качеству образцов, одобренных обеими сторонами (упакованных и опломбированных и т.д. обеими

сторонами)
Образцы являются эталоном ____________________________________________________

(для сторон настоящего контракта. Один экземпляр эталона хранится у Продавца, два других

_____________________________________________________________________________

у Покупателя в течение (указать срок) с момента получения Покупателем) (качество товара может быть подробно описано в договоре)

4.2. Продавец гарантирует качество товара в течение ___________ с момента_______

(срок)

_____________________________________________________________________________.

(отгрузки, получения, введения в эксплуатацию)

4.3. Качество товара подтверждается сертификатом изготовителя.

Продавец должен обеспечить Покупателя следующей документацией:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

(название документации)

в количестве _________ штук на _________________________________________________.

(языке)
5. Техническая характеристика (при необходимости):

5.1. Комплектность товара _________________________________________________.

5.2. Длина _______________________________.

5.3. Ширина _____________________________.

5.4. Вес _________________________________.

5.5. Цвет ________________________________.

5.6. ____________________________________.

(и т.д.)
6. Упаковка и маркировка.

6.1. Упаковка должна обеспечить сохранность _________________________________

(наименование товара)

во время транспортировки ______________________________________, перевалки в пути, (вид транспорта)

во время хранения в __________________________________, предотвратить порчу товара

(если необходимо, указать особые условия хранения)

от атмосферных воздействий.

6.2. _____________________________ должен быть упакован ____________________

(наименование товара) (указать подробно тару (коробки,

_____________________________________________________________________________

ящики, прокладка), количество внутри тары, вместимость и т.д., описать материал тары (дерево, пластмасса, ткань и т.д.),

_____________________________________________________________________________.

в которую товар должен быть упакован, способы крепления (обшивка) и т.д.)

6.3. Места упаковки ____________________ пломбируются пломбами _____________

(ящики, контейнеры, др.) (изготовителя,

_____________________________________________________________________________.

Продавца, органов транспорта) (указать, в каких местах пломбируется упаковка)

Оттиск пломб должен быть четким. Номера пломб вносятся в транспортные документы

________________________________________________, высылаемые Покупателю, и в упаковочные листы, (накладная, др.)

вкладываемые в _______________________________________________________________.

(контейнер, др. опломбированное место)

В упаковочном листе указываются:

– номер контракта;

– наименование Продавца и Покупателя;

– наименование товара;

– количество мест и товара;

– вес брутто и нетто;

– номера пломб.

6.4. Каждый ___________________________________ должен иметь следующую

маркировку, (ящик, место и т.д.)

нанесенную несмываемой краской:

– номер контракта;

– наименование Продавца и Покупателя;

– наименование и количество товара (для внутренней маркировки);

– вес брутто и нетто;

– номер ящика;

– адрес Покупателя (получателя) (для внешней маркировки);

– __________________________________________________.

(др. реквизиты по согласованию сторон контракта)

7. Отгрузка и транспортировка.

7.1. Отгрузка ________________________________________ осуществляется силами,

средствами (товар)

и за счет Продавца.

Продавец оформляет необходимые документы ________________________________

(перечислить их – лицензии, сертификат страны происхождения,

_____________________________________________________________________________

оплата таможенной пошлины, налога на экспорт и т.д.) за счет _____________________________________________________________________________.

(указать за чей счет – Продавца, Покупателя)

7.2. Доставка ____________________________ осуществляется ___________________

(товар) (вид транспорта)

за счет ____________________________.

(Покупателя, Продавца)

Место доставки _________________________________________.

(склад Покупателя, город и т.д.)

7.3. Право собственности на _______________________________________ и риск его

случайной (наименование товара)

гибели переходят______________________________________________________________

(указать момент перехода – с момента передачи органам транспорта или доставки

_____________________________________________________________________________.

на склад Покупателя, доставки в порт, на пристань и т.д.)

7.4. Груз сопровождается __________________________________________________.

(назвать документы)

В каждом _________________________________________________________ должны быть

указаны: (название документа – накладная, коносамент и т.д.)

– номер контракта;

– наименование Продавца и Покупателя;

– наименование товара;

– вес брутто и нетто;

– объем (при необходимости – площадь);

– номер контейнера (ящика и т.д.);

– число и знаки пломб;

– ____________________________________________________.

(др. реквизиты – по договоренности)

7.5. В отгрузочных документах должны быть сделаны отметки

__________________________________.

8. Информация об отгрузке.

8.1. Продавец информирует Покупателя по ___________________________________

_____________________________________________________________________________

(способ информирования – телеграф, телефон, телефакс, e-mail и т.д.)

о готовности товара к отгрузке не менее чем за _______ дней до начала отгрузки. В извещении указывается_________________________________________________________ _____________________________________________________________________________.

(товар, количество, вес и т.д.)

Немедленно после отгрузки _______________________________________ Продавец

сообщает: (товар)

– номер контракта;

– наименование судна (вид транспорта, № и т.д.);

– дату, № рейса (расписание);

– номер коносамента;

– наименование товара;

– количество товара;

– количество мест;

– вес брутто и нетто;

– общую стоимость товара;

– другие данные, указанные в контракте.

Продавец должен отправить Покупателю авиапочтой ___________________________

_____________________________________________________ в течение ___________

(название документов, их количество) (часы, дни)
9. Приемка-сдача товара и проверка его качества.

9.1. Приемка товара по количеству и качеству осуществляется в течение

_____________________________________________________________________________

(срок)

с момента ____________________________________ в (на) ___________________________

(получения, поступления и т.д. товара) (склад Покупателя, в момент разгрузки

_____________________________________________________________________________.

у конечного получателя, в момент приемки от органа транспорта и т.д.)

9.2. Приемка ___________________________________ по количеству осуществляется

Покупателем в (товар)

соответствии с ________________________________________________________________.

(транспортные или иные документы)

9.3. Приемка _____________________________________ по качеству осуществляется

Покупателем в (товар)

соответствии с качеством, указанным в сертификате согласно

_____________________________________________________________________________

(указать, в соответствии с каким документом должно

_____________________________________________________________________________.

проверяться качество товара – образцом, описаниями, техническими условиями и т.д.)

9.4. В случае обнаружения несоответствия количества ___________ или его качества

(товар)

названным выше документам Покупатель извещает об этом Продавца в течение

_____________________________________________________________________________

(срок)

________________________________________________ и составляет акт с представителем

_____________________________________________________________________________

(способ извещения) (указать – с кем: представителем Покупателя

_____________________________________________________________________________

или Торгово-промышленной палаты, незаинтересованной организации или в одностороннем порядке)

9.5. Получив извещение, Продавец должен принять решение по факту недостачи или

несоответствия качества и сообщить о нем Покупателю в течение

____________________________________________________________________________ .

(срок, способ сообщения)

9.6. Претензии по вопросам качества и количества поставленного товара предъявляются Покупателем Продавцу в течение ________________ с момента

_____________________________________________________________________________.

(составления акта приемки или др.)

Продавец обязан рассмотреть претензию в течение ___ дней с момента ее получения. Если Продавец не дал ответа в названный срок, такая претензия считается признанной Продавцом.
10. Расчеты за поставленную продукцию.

10.1. Оплата за поставленный товар производится в _______________________ путем

(валюта – руб., $, др.)

_____________________________________________________________________________.

(указать форму расчетов – векселя, чеки, аккредитивы и т.д.)

10.2. Оплата производится при следующих условиях

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

(указать, если они имеются)

и при наличии _____________________ экземпляров документов:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

(назвать все необходимые документы: счет, спецификация, ярлыки, накладные, оформленные лицензии и т.д.)

Документы должны быть оформлены на ____________________________ языке.

В накладных (др. документах) должны быть в обязательном порядке следующие реквизиты:___________________________________________________________________.

(назвать то, что стороны считают необходимым внести в документы – № пломб, дату передачи груза, место передачи товара и т.д.)

10.3. Оплата производится:

_____________________________________________________________________________

(например, 80% товара оплачивается в течение указанного срока, оставшиеся 20% –

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

в течение ____ или все 100% стоимости товара оплачиваются сразу и т.д.)

11. Санкции.

11.1. В случае просрочки поставки товаров против установленных в контракте сроков Продавец уплачивает Покупателю пеню в размере ____% от стоимости товара, поставка которого просрочена, за каждый день просрочки.

Если просрочка превышает ______ дней, начисление процентов (пени) прекращается и сверх начисленной пени Продавец уплачивает Покупателю штраф в сумме _____ % от стоимости непоставленного в срок товара.

11.2. В случае поставки некачественного, некомплектного товара Продавец уплачивает Покупателю штраф в размере ______ % от стоимости товара, признанного некачественным (некомплектным).

Кроме того, Покупатель имеет право вернуть некачественный товар за счет Продавца, если стороны контракта не приняли решения об использовании товара по другому назначению и снижению цены на товар, исправлению в установленный сторонами срок дефектов товара (если они устранимы).

11.3. Продавец уплачивает Покупателю штраф в размере ___ % от стоимости товара при:

– несоответствии условиям контракта упаковки и маркировки товара;

– неполной загрузке ____________________________________;

(машины, контейнера, вагона и т.д.)

– неправильном оформлении отгрузочной документации;

– пересортице товара;

– повреждении товара в пути и частичной потере товарного вида, если этот товар не

признается некачественным согласно п. 11.2 настоящего контракта.

11.4. В случае просрочки оплаты товара Покупатель уплачивает Продавцу пеню в размере ____ % от суммы платежа за каждый день просрочки.

11.5. Уплата штрафов и пени не освобождает стороны от обязанности возместить ущерб, понесенный другой стороной в результате несоблюдения ими условий контракта.
12. Форс-мажорные обстоятельства.

12.1. Ни одна из сторон не будет нести ответственность за полное или частичное неисполнение своих обязательств, если неисполнение является следствием наводнения, пожара, землетрясения и других стихийных бедствий или военных действий, возникших после заключения контракта.

Освобождает стороны от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств также запрет на совершение действий, составляющих содержание обязательств, исходящий от правительства, парламента, __________________

_____________________________________________________________________________

(перечислить другие обстоятельства)

12.2. Если любое из названных обстоятельств непосредственно повлияло на неисполнение обязательства в срок, установленный в контракте, то этот срок соразмерно отодвигается на время действия соответствующего обстоятельства.

12.3. Сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательства ввиду форс-мажорных обстоятельств, обязана немедленно (однако не позднее 10 дней с момента их наступления и прекращения) в письменной форме уведомить другую сторону о наступлении, предполагаемом сроке действия и прекращения вышеуказанных обстоятельств. Факты, изложенные в уведомлении, должны быть подтверждены Торговой палатой ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

(Торгово-промышленной) (или иным компетентным органом или организацией)

соответствующей страны. Неуведомление или несвоевременное уведомление лишает сторону права ссылаться на любое вышеуказанное обстоятельство как на основание, освобождающее от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

12.4. Если невозможность полного или частичного исполнения обязательства будет

существовать свыше ____________ месяцев, Покупатель имеет право расторгнуть контракт полностью или частично без обязанности по возмещению возможных убытков
(в т.ч. расходов) Продавца.
13. Сроки исковой давности. Арбитраж.

13.1. Срок исковой давности по требованиям сторон, вытекающим из настоящего контракта, устанавливается в четыре года.

13.2. Любой спор, разногласие или требование, возникающие или касающиеся настоящего договора либо его нарушения, прекращения или недействительности, подлежат разрешению в арбитраже в соответствии с действующим в настоящее время Арбитражным регламентом Юнситрал.

Орган, рассматривающий спор ________________________________________.

(арбитраж, суд)

Число арбитров _____________________________________________________.

(один, три, кто их назначает – стороны, суд)

Место арбитража ____________________________________________________.

(назвать город или страну)

Язык (языки) арбитражного разбирательства ___________________________.

14. Прочие условия.

14.1. Все налоги, сборы и таможенные пошлины, связанные с выполнением настоящего контракта и взимаемые на территории Продавца, уплачиваются за счет Продавца, а на территории

Покупателя – за счет ____________________________________________ .

(Продавца, Покупателя)

14.2. Все переговоры и переписка, предшествующие подписанию настоящего контракта, считаются недействительными.

Ни одна из сторон не имеет права передачи своих прав и обязательств по контракту третьему лицу без письменного на это согласия другой стороны.

14.3. Всякие изменения и дополнения к настоящему контракту будут действительны лишь при условии, если они выполнены в письменной форме и подписаны уполномоченными на то лицами обеих сторон.

14.4. Настоящий контракт составлен в двух экземплярах на ______________ и русском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

14.5. Вся деловая переписка осуществляется на __________________________ .

(язык)

14.6. При решении споров, вытекающих из данного контракта, стороны руководствуются положениями Венской конвенции 1980 г. "О договорах международной купли-продажи товаров".
15. Юридические адреса сторон:

Продавец

Наименование:_________________________

______________________________________

Адрес:_________________________________

______________________________________

Банковские реквизиты:________________

______________________________________

ИНН________________ОКПО____________

Тел. (факс):____________________________

Покупатель

Наименование:_________________________

______________________________________

Адрес:_________________________________

______________________________________

Банковские реквизиты:________________

______________________________________

ИНН________________ОКПО____________

Тел.(факс):____________________________

Продавец _______________ Покупатель ______________

подпись подпись

печать печать


1 Дисконтирование учитывает тот факт, что будущий чистый доход с сегодняшней точки зрения тем меньше, чем дальше он отдален в будущее время.


2 Валютная самоокупаемость – это возмещение расходов предприятий и организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, за счет их собственных валютных доходов.

Принцип валютной самоокупаемости предполагает также временное использование при необходимости заемных валютных средств и покупку в установленных случаях валюты на валютных аукционах и валютных биржах.



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации