Минзов А.С. математические методы в психологии - файл n1.doc
приобрестиМинзов А.С. математические методы в психологиискачать (8653.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
Столичный гуманитарный институт Кафедра естественнонаучных и математических дисциплин
Минзов А. С.
Математические методы
в психологииКонтрольные работы и методические указания
по их выполнению
Москва
Издательство СГИ
2000
Столичный гуманитарный институт
Кафедра естественнонаучных и математических дисциплин
Минзов А. С.
Математические методы
в психологииКонтрольные работы и методические указания
по их выполнению
Москва
Издательство СГИ
2000
Печатается по постановлению редакционно-издательского совета Столичного гуманитарного института.
Минзов А. С. Математические методы в психологии. Контрольные работы и методические указания по их выполнению / Под ред. В. В. Грачева. – М. : Издательство СГИ, 2000. – 40 с.
Настоящий сборник содержит контрольные работы и методические указания по дисциплине «Математические методы в психологии». Он подготовлен в строгом соответствии с авторской программой и предназначается для студентов, обучающихся по специальности. 020400 – Психология. Сборник адресован преподавателям и студентам всех форм обучения Столичного гуманитарного института.
@А. С. Минзов
Заказное издание
@СГИ, 2000
СодержаниеОт редактора _____________________________________________________ 4
От автора ________________________________________________________ 5
Варианты заданий контрольных работ ________________________________ 6
Методические указания ____________________________________________ 8
Выбор варианта задания ___________________________________________ 8
Методика выполнения задания 1 ____________________________________ 9
Методика выполнения задания 2 ____________________________________ 11
Методика выполнения задания 3 ____________________________________ 17
Приложения _____________________________________________________ 21
Литература ______________________________________________________ 35
От редактора На рубеже 2000 года отчетливо проявилась тенденция гуманитаризации общества и одной из популярных профессий в настоящее время стала профессия психолога. Если ранее психология как наука строилась, в основном, на применении вербальных методов исследования, что позволило создать большинство теорий личности и психотерапевтических концепций, то сегодня в наш технократический век практически любое новое открытие в психологии строится на системе точных доказательств, использующих формально-логические методы. Это позволяет перейти от научных гипотез к научным фактам и новым открытиям. В соответствии с государственным образовательным стандартом в учебных планах СГИ предусматривается знакомство студентов психологического факультета с дисциплиной, позволяющей овладеть современными статистическими методами обработки результатов экспериментов, их анализу интерпретации. Концепция изучения этих методов в СГИ строится с одной стороны на широком использовании новых информационных технологий и ЭВМ при обработке результатов эксперимента, а с другой стороны на традиционном подходе к изучению методов, позволяющих использовать ручные технологии обработки данных эксперимента.
Настоящий сборник контрольных заданий разработан для студентов, изучающих дисциплину «Математические методы в психологии» всех форм обучения: очной, очно-заочной, заочной и в том числе с использованием дистанционных технологий обучения. Сборник является дополнением к лабораторному практикуму по этой дисциплине. Задания сборника охватывают наиболее значимые разделы этой дисциплины и включают: методы описательной статистики, теорию статистической проверки гипотез и корреляционный анализ. Эти разделы могут быть выполнены как с использованием обычных технологий, так и с применением пакетов статистических программ. В сборник включены подробные методические и информационно-справочные материалы, позволяющие самостоятельно выполнить контрольную работу. Автор сборника – профессор Минзов Анатолий Степанович, проректор Столичного гуманитарного института по учебной и научной работе, специалист в области статистических методов обработки результатов эксперимента. Работает и преподает в институте с 1998 года. А.С. Минзов – автор 120 научных трудов, в числе которых научные статьи, учебные пособия и учебники, монографии и другие издания. В институте читает курсы "Информатика", "Глобальная информационная сеть и ее применение в науке, бизнесе и межкультурных коммуникациях", "Математические методы и информационные технологии в психологических исследованиях", "Математические методы в экономике". "Методы решения оптимизационных задач в бизнесе", "Статистика" и др.
Методические указания включают алгоритмы вычисления статических показателей и критериев и примеры, иллюстрирующие работу по этим алгоритмам. Сборник может представлять интерес и для студентов, выполняющих курсовые и дипломные работы и использующие статистические методы для обработки результатов эксперимента.
Полагаем, что теоретические знания, полученные Вами в ходе аудиторных занятий, помогут успешно справиться с представленными в сборнике контрольными заданиями.
Грачев В. В., президент СГИ, действительный член академии гуманитарных наук От автораСборник заданий с контрольными работами охватывает основные разделы статистики, наиболее часто используемые психологами при обработке экспериментальных данных:
описательную статистику, теорию статистической проверки гипотез и корреляционный анализ. Он предназначается для студентов всех форм обучения: очной, заочной, очно-заочной (вечерней) и, в том числе, обучающихся по дистанционным технологиям. Контрольная работа по дисциплине «Математические методы в психологии» выполняются студентами заочной формы со сроками обучения 3,5 и 5,5 лет соответственно на втором и третьем курсах.
В настоящий сборник кроме заданий включены также подробные методические указания и алгоритмы, определяющие последовательность выполнения каждого задания. Все задания иллюстрированы конкретными примерами и позволяют провести обработку данных как с использованием ручных методов и обычных калькуляторов, так и ПЭВМ. Для этого в сборник включены в необходимом количестве справочные материалы и статистические таблицы. Для работы со сборником необходимо выбрать вариант задания, которые соответствует порядковому номеру студента в журнале и, ознакомившись с методическими указаниями выполнить его. Наиболее важная часть обработки результатов эксперимента – это статистические выводы. Они должны быть достаточно аргументированы и убедительны. Контрольная работа выполняется на отдельных листах бумаги, либо на ПЭВМ в ректоре WORD 7.0, либо пишется от руки аккуратным подчерком. На титульном листе должна быть полная информация о студенте (курс, филиал, вариант). Студенты очной формы обучения выполняют контрольную работу как на ПЭВМ, так и с использованием ручных и табличных методов обработки данных эксперимента. Задания построены таким образом, что обеспечивают естественную связь с изученными ранее дисциплинами по высшей математике и информатике. Студенты заочной формы обучения выполняют задания с использованием традиционных методов обработки экспериментальных данных с помощью калькуляторов и статистических таблиц.
Освоение техники статистического анализа – основы для решения более сложных и актуальных научных задач, решаемых в психологии. Если в ходе выполнения задания возникают вопросы, на которые после изучения рекомендуемой литературы вы все же не можете найти ответ, можно обратиться к автору сборника за консультацией по E-mail:
antl@chi.edu.ru Проректор по учебной и научной работе СГИ, профессор, доктор технических наук А. Минзов Варианты заданий контрольных работЗадание 1. В результате тестирования способностей к абстрактному мышлению групп студентов были получены следующие результаты (таблица 1). Для заданного варианта исходных данных (2 группы студентов) определить: размах выборок, минимальные и максимальные значения, рассчитать выборочное среднее, выборочную дисперсию, ассиметрию и эксцесс, определить нижний и верхний квартиль, моду. Провести классификацию по 6 классам и построить гистограммы. Сделать статистические выводы о параметрах распределений.
Таблица 1
Выборки измерений независимые
| Варианты заданий |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Гр1 | Гр2 | Гр1 | Гр2 | Гр1 | Гр2 | Гр1 | Гр2 | Гр1 | Гр2 | Гр1 | Гр2 | Гр1 | Гр2 | Гр1 | Гр2 | Гр1 | Гр2 | Гр1 | Гр2 |
1 | 23 | 25 | 25 | 16 | 24 | 18 | 20 | 21 | 30 | 26 | 20 | 22 | 16 | 21 | 19 | 15 | 24 | 23 | 18 | 20 |
2 | 26 | 24 | 25 | 29 | 19 | 20 | 14 | 22 | 26 | 28 | 21 | 26 | 21 | 27 | 21 | 20 | 24 | 22 | 18 | 29 |
3 | 24 | 22 | 24 | 20 | 20 | 24 | 25 | 28 | 26 | 26 | 15 | 22 | 20 | 24 | 17 | 19 | 16 | 27 | 19 | 23 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 | 23 | 19 | 27 | 19 | 19 | 18 | 25 | 22 | 19 | 22 | 13 | 19 | 12 | 25 | 23 | 20 | 23 | 24 | 13 | 20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 | 25 | 17 | 29 | 20 | 16 | 22 | 19 | 20 | 30 | 19 | 13 | 25 | 15 | 25 | 19 | 22 | 23 | 24 | 17 | 22 |
6 | 8 | 2 | 12 | 12 | 4 | 10 | 8 | 3 | 12 | 5 | 6 | 19 | 3 | 9 | 4 | 13 | 6 | 6 | 2 | 9 |
7 | 34 | 33 | 35 | 31 | 31 | 32 | 36 | 31 | 33 | 33 | 28 | 34 | 29 | 36 | 31 | 25 | 32 | 31 | 24 | 35 |
8 | 35 | 32 | 35 | 35 | 31 | 32 | 36 | 31 | 41 | 33 | 25 | 38 | 31 | 37 | 31 | 30 | 33 | 34 | 28 | 29 |
9 | 24 | 22 | 27 | 19 | 25 | 19 | 14 | 24 | 27 | 22 | 17 | 26 | 16 | 25 | 21 | 20 | 25 | 23 | 19 | 18 |
10 | 28 | 21 | 26 | 27 | 30 | 26 | 24 | 29 | 30 | 28 | 17 | 23 | 17 | 26 | 27 | 18 | 30 | 24 | 22 | 28 |
11 | 17 | 17 | 18 | 12 | 9 | 12 | 13 | 15 | 22 | 16 | 7 | 13 | 11 | 18 | 13 | 15 | 13 | 13 | 7 | 17 |
12 | 13 | 8 | 17 | 9 | 14 | 14 | 11 | 12 | 13 | 8 | 5 | 7 | 8 | 12 | 16 | 10 | 14 | 9 | 8 | 8 |
13 | 25 | 23 | 31 | 24 | 17 | 25 | 25 | 25 | 21 | 21 | 20 | 23 | 17 | 24 | 22 | 16 | 20 | 20 | 20 | 27 |
14 | 29 | 31 | 31 | 31 | 34 | 26 | 23 | 30 | 24 | 26 | 24 | 23 | 23 | 29 | 26 | 22 | 28 | 25 | 19 | 30 |
15 | 34 | 32 | 40 | 27 | 30 | 30 | 30 | 37 | 39 | 31 | 31 | 30 | 26 | 32 | 33 | 25 | 37 | 30 | 33 | 34 |
16 | 27 | 23 | 26 | 27 | 22 | 21 | 21 | 26 | 28 | 24 | 18 | 28 | 23 | 27 | 20 | 18 | 22 | 24 | 22 | 25 |
17 | 17 | 16 | 18 | 14 | 16 | 14 | 16 | 16 | 22 | 17 | 8 | 14 | 7 | 18 | 16 | 7 | 15 | 17 | 8 | 16 |
18 | 36 | 32 | 33 | 36 | 32 | 35 | 28 | 30 | 34 | 34 | 28 | 34 | 30 | 36 | 36 | 31 | 34 | 38 | 29 | 31 |
19 | 25 | 20 | 26 | 23 | 13 | 23 | 18 | 21 | 29 | 28 | 16 | 22 | 21 | 27 | 24 | 21 | 18 | 22 | 19 | 26 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20 | 33 | 28 | 35 | 29 | 37 | 36 | 27 | 29 | 38 | 29 | 26 | 28 | 30 | 34 | 32 | 30 | 33 | 27 | 22 | 29 |
21 | 22 | 23 | 26 | 22 | 21 | 17 | 13 | 17 | 21 | 19 | 14 | 16 | 20 | 22 | 21 | 17 | 21 | 19 | 16 | 24 |
22 | 21 | 20 | 24 | 17 | 24 | 16 | 17 | 19 | 26 | 15 | 18 | 18 |
|
|
|
| 16 | 15 | 15 | 15 |
Столичный гуманитарный институт