Ответы по психиатрии - файл n1.doc

приобрести
Ответы по психиатрии
скачать (888 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc888kb.08.07.2012 01:20скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9



Раздел 1.


1. Предмет и задачи психиатрии. Понятие о психическом здоровье.

Психиатрия (греч. psyhe – душа, iatrea – лечение) – клиническая дисциплина, занимающаяся изучением распространенности, этиологии, патогенеза, диагностики, терапии, прогноза, экспертизы, реабилитации и профилактики психических и поведенческих расстройств.

Предмет психиатрии - психическое здоровье человека.

Задачи психиатрии:
1. Диагностика психических расстройств.
2. Изучение клиники, этиопатогенеза, течения и исхода психических заболеваний.
3. Изучение эпидемиологии психических расстройств.
4. Исследование воздействия лекарств на патоморфоз психических заболеваний.
5. Разработка методов лечения психической патологии.
6. Разработка способов реабилитации больных с психическими заболеваниями.
7. Разработка методов профилактики психической патологии среди населения.
8. Вопросы организации психиатрической помощи населению.

Психическое здоровье (психическая норма) - понятие неоднозначное в связи с отсутствием его объективных критериев, в психиатрии оно носит договорной характер. Основные подходы к определению психического здоровья:

1) среднестатистические закономерности: норма - то, что характерно для большинства индивидов

2) психическое здоровье - наличие способности человека хорошо адаптироваться к среде (прежде всего социальной) и состояние психического, психологического и социального благополучия.

3) утилитарная точка зрения врача: психическое здоровье - отсутствие болезни, т.е. когда по действующим диагностическим критериям не удается установить диагноз какого-либо расстройства

По мнению Всемирной федерации психического здоровья оно определяется:

1) тем, что чувствует человек по отношению к самому себе

2) тем, что чувствует человек в отношении других людей

3) тем, как человек способен справляться с требованиями повседневной жизни

Поэтому для психически здорового человека характерно:

а) ощущение того, что он способен справиться со значительным большинством трудностей и ситуаций повседневной жизни

б) способность получать удовольствие от повседневной реальности

в) близкое к действительности представление о своих возможностях, готовность принимать собственные недостатки и посмеяться над собой

г) наличие длительных личных взаимоотношений с другими людьми, доставляющих человеку удовлетворение

д) способность принимать и нести ответственность, планировать свое будущее, не испытывая страха перед ним и т.д.


2. Основные исторические этапы развития психиатрии в России, Беларуси, Западной Европе.

Исторические периоды развития психиатрии в мире и Западной Европе:

а) донаучный период (до 5 в. до н.э.)

- накопление наблюдений в мифах, поэзии

- объяснение психических расстройств с примитивно-теологических позиций

- описание отдельных болезней в виде разрозненных фактов и наблюдений (эпилепсия, депрессия у царя Саула, Навуходоносора)

б) греко-римский период

- отход от теологической медицины

- душевные болезни рассматриваются как явления естественного порядка

- учение Гиппократа о темпераменте

- первые больницы для душевнобольных в Византии (конец 3 в. н.э.)

в) период Средневековья

- регресс человеческой мысли на стадии донаучного мировоззрения с мистикой, схоластикой

- процессы ведьм, пытки, сжигание на кострах

- бедлам в Ирландии (16-18 вв.)

- первые попытки общественной организации психиатрической помощи; ограждение здоровой части населения от опасных душевнобольных

г) период Возрождения

- Филипп Пинель (см. вопрос 3)

- Эскироль Жан Этьен: ученик Пинеля, создатель социальной психологии; ввел в психиатрию понятие ремиссий и интермиссий; расширил классификацию психических болезней; разрабатывал вопросы содержания психиатрических больных

- Джон Конолли (см. вопрос 3)

д) 19-20 вв.

- Эмиль Креппелин (см. вопрос 4)

- Зигмунд Фрейд – австрийский психиатр; создатель теории психоанализа; исследовал клинику истерии; труды: «Толкование сновидений», «Психопатология обыденной жизни».

- Альцгеймер – немецкий психиатр, невролог, нейроморфолог. В 1906 г. описал форму пресенильной деменции, названной его именем. Один из создателей психопатологии психозов.

1939 г. – Гитлером подписан декрет об эвтаназии

1946 г. – Конгресс США принял Национальный закон о психическом здоровье

1948 г. – ВОЗ опубликовала МКБ-1

1961 г. – создание Всемирной психиатрической ассоциации

1962 г. – М.Фуко возглавил антипсихиатрическое движение (психических заболеваний нет; есть люди со своим взглядом на мир)

1963 г. – Карлссон разработал дофаминовую теорию шизофрении

Наиболее значимые терапевтические стратегии:

- маляриотерапия

- инсулинотерапия (1932)

- кардиазоловая судорожная терапия (1934)

- электросудорожная терапия (1938)

- введение в практику хлорпромазина (1952 г., начало психофармакологии)

Этапы развития психиатрии в России:

I. Монастырский (11 век – 1775 г.)

II. Приказной (1776 – 1862) – строительство психиатрических больниц (1776 г. – в Нижнем Новгороде, 1803 г. – Преображенская в Москве, 1832 г. – «больница всех скорбящих» в Петербурге)

III. Земский (1862-1917)

- М.Балинский (вопрос 3)

- С. Корсаков (вопрос 3)

- В. Кандинский (вопрос 4)

- В. Бехтерев (вопрос 4)

Развитие психиатрии в Беларуси:

Более 200 лет назад – 1-ая психиатрическая больница в Печорском монастыре в Могилеве

Конец 19 в. – «дома скорбящих»

1834 г. – психиатрическая клиника на территории городской больницы в Минске

1903 г. – в Новой Вилейке межгубернская окружная больница.

1932 – 1937 г.г. – снятие решеток с окон, ликвидация изоляторов, создание лабораторий, введение инсулинотерапии, судорожной, серо-, маляро-, физиотерапии.

1974 г. – преподавание детской психиатрии в МГМИ.

2005 г. – открытие кафедры детской психиатрии и психотерапии БелМАПО.

1995 г. – закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании

2002 г. – окончательный переход на МКБ-10


3. Развитие концепции нестеснения в психиатрии (Ф.Пиннель, Д. Конолли, М.И.Балинский, С.Корсаков).

Переломным этапом в отношении к психически больным и их содержанию была реформа, проведенная французским психиатром Филиппом Пинелем в 1793 г., в результате которой с психически больных были сняты цепи и стали применяться некоторые методы лечения (кровопускания, насильственные ванны и души). Освобождение больных от цепей положило начало новому этапу в психиатрии — введению системы нестеснения или точнее несвязывания психически больных. Однако, это не значит, что всех больных сразу освободили от всех мер стеснения. На протяжении многих лет (а в некоторых странах и до сих пор) применялись так называемые «смирительные рубашки» (специальные рубахи с очень длинными рукавами, завязывающимися вокруг туловища) и даже небольшие цепи, которыми приковывали больных к скамейке, кровати. В 1775 г. Пинель возглавил кафедру психиатрии, являлся членом французской академии.

Джон Конолли – английский психиатр, в Англии разработал мероприятия по организации психиатрических лечебниц, создав на практике «систему нестеснения». Работы посвящены лечению психиатрических больных без механического стеснения.

С.Корсаков активно внедрял систему нестеснения в России. Описал болезнь и синдром Корсакова. Создал клиническую школу психиатров, разработал классификацию психиатрических расстройств. Основатель «Журнала невропатологии и психиатрии».

М. Балинский с 1857 г. – заведующий первой в России кафедры психиатрии при медико-хирургической академии в Петербурге. В 1859 г. издал первые в России клинические лекции по психиатрии. Ввел понятия «кристаллизация бреда» и «навязчивые идеи».


4. Выдающиеся деятели психиатрии (М.Балинский, Э.Крепеллин, В.Кандинский, С.Корсаков, В.Бехтерев).

М.Балинский, С. Корсаков – см. вопрос 3.

Эмиль Креппелин– немецкий психиатр; основатель нозологического направления в психиатрии, предложил новую нозологическую систематику; в 1917 г. организовал в Мюнхене исследовательский психиатрический институт; дал описание ранней шизофрении (раннее слабоумие).

К. Кандинский – дал классическое определение псевдогаллюцинаций; заложил основу изучения синдрома психического автоматизма; дал научное определение психопатий как дисгармонии личности; разработал критерии невменяемости

В. Бехтерев – создатель отечественной психиатрии; 1908 г. – открытие психоневрологического института, 1918 г. – института мозга и психической деятельности. Исследовал структуру и морфологию мозга. Описал ряд рефлексов. Изучал психопатии, циркулярный психоз.


5. Нобелевские лауреаты в области психиатрии (Ю. Вагнер-Яурегг (1927), А.Карлссон, П.Грингард (2000) и их заслуги в области науки и практики).

Юлиус Вагнер-Яурегг – Нобелевская премия в 1927 г. за обоснование теоретических положений пиротерапии. В 1887 Вагнер-Яурегг сообщил о влиянии заболеваний, сопровождающихся повышением температуры, на течение психозов, затем предложил применять «лихорадочную» терапию для лечения прогрессивного паралича, привил малярию больным, страдающим этим заболеванием, обосновал принципы «раздражающей» терапии, разработал методику малярийной терапии. Последняя применялась им также при лечении сифилиса, нейросифилиса, рассеянного склероза, шизофрении. Автор работ по инфекционным психозам, проблемам наследственности и судебной психиатрии.

Арвид Карлссон – показал, что допамин играет роль нейромедиатора и необходим для контроля двигательных функций у человека (2000). В конце 50-х годов провел серию опытов, в ходе которых была выявлена важная роль допамина в процессе передачи сигналов в головном мозге. Ранее считалось, что допамин является предшественником другого нейромедиатора — норадреналина. Арвид Карлссон, разработав высокочувствительный метод определения уровня допамина в тканях, обнаружил, что допамин и норадреналин накапливаются в различных участках мозга. Это позволило ученому сделать вывод о том, что допамин является самостоятельным нейромедиатором. В высоких концентрациях допамин содержится в базальных ганглиях головного мозга, являясь важным регулятором моторной функции. Выяснил, что лечение леводопой нормализует уровень допамина в головном мозге. Леводопа, которая в головном мозге превращается в допамин, компенсирует его недостаточность и нормализует моторную функцию. Лекарственные препараты, содержащие леводопу, по-прежнему наиболее часто используют для лечения пациентов с болезнью Паркинсона. Кроме эффективного лечения паркинсонизма, исследования Арвида Карлссона позволили глубже понять механизм действия ряда других препаратов. Ученый продемонстрировал, что антипсихотические лекарственные препараты, блокируя допаминовые рецепторы, влияют на передачу нервного импульса в синапсах. Исследования Арвида Карлссона сыграли важную роль в лечении депрессии, которая является одним из наиболее широко распространенных заболеваний. Ученый внес значительный вклад в разработку лекарственных препаратов группы селективных ингибиторов обратного нейронального захвата серотонина, являющихся новым поколением антидепрессивных средств.

Пол Грингард – Нобелевская премия за открытие механизма действия допамина и других нейромедиаторов. В конце 60-х годов уже было известно, что допамин, норадреналин и серотонин являются нейромедиаторами, однако механизм их действия оставался неясным.

Ученый установил, что процесс медленной синаптической передачи связан с химической реакцией фосфорилирования белка. Сначала нейромедиатор воздействует на рецептор, расположенный на поверхности клетки, что является пусковым механизмом каскада реакций, в результате которых «ключевые белки» регулируют различные функции нейрона. За счет присоединения фосфатной группы (фосфорилирование) или удаления ее (дефосфорилирование) изменяются форма и функции белка. Благодаря этим механизмам действия нейромедиаторы могут передавать сигнал от одного нейрона к другому.

Пол Грингард установил, что стимуляция допамином рецепторов клеточной мембраны является причиной поступления второго медиатора — цАМФ — в клетку. Она активирует протеинкиназу А, которая способна присоединять фосфатные молекулы к другим белкам в нейроне. Открытие Пола Грингарда помогло глубже понять механизм действия многих лекарственных препаратов, влияющих на фосфорилирование белков в нейронах.

Эрик Кандел – Нобелевская премия за открытие молекулярных механизмов работы синапсов (2000). Используя в качестве модели нервную систему морского слизняка, он выявил, что изменения в деятельности синапса являются основными в механизме памяти. Фосфорилирование белка в синапсе играет важную роль в формировании краткосрочной памяти. Для формирования долгосрочной памяти также необходимы преобразования в синтезе белка, которые приводят к изменениям формы и функции синапса.

Сначала Эрик Кандел начал изучать механизмы формирования памяти у млекопитающих, однако для понимания основных процессов памяти их нервная система оказалась очень сложной. Ученый принял решение использовать более простую экспериментальную модель — нервную систему морского слизняка — Aplysia, состоящую из незначительного числа нейронов (около 20 тыс.), многие из которых большого размера.

Эрик Кандел доказал, что у морского слизняка как краткосрочная, так и долгосрочная память «локализуется» в синапсе, в 90-е годы он провел подобные исследования на мышах. Ученому удалось доказать, что такой же тип формирования памяти, который был обнаружен во время изучения морского слизняка, существует и у млекопитающих.

Аналогичные механизмы памяти Эрик Кандел выявил и у человека. Можно сказать, что память человека «локализуется в синапсах» и изменения функции синапса являются основными в процессе формирования различных типов памяти. Хотя путь к пониманию всего сложного комплекса процесса памяти еще долгий, результаты исследований Эрика Кандела стали основой для дальнейшего научного поиска. В настоящее время изучается механизм сохранения изображения в нервной системе, а также вопрос о том, как можно восстановить память о событиях, которые произошли раньше.

С тех пор, как стали понятными основные аспекты функционирования клеточных и молекулярных механизмов памяти, появилась возможность разработки новых типов лекарственных препаратов, предназначенных для улучшения функции памяти у пациентов с различными типами деменции.


6. История кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ. А.К.Ленц, его научная и практическая деятельность.

Кафедра психиатрии и медицинской психологии БГМУ была создана в 1925 г. на базе медицинского факультета БГУ, а затем Белорусского медицинского института.

Александр Карлович Ленц – основатель кафедры психиатрии (1925) и первый ее заведующий (1925-1934), ученик Павлова, Бехтерева, Осипова, помощник директора клиники, председатель антропологической комиссии Института белорусской культуры, заведующй кафедрой антропологии, руководитель лаборатории высшей нервной деятельности АН БССР, в 1930 г. возглавил институт психоневрологии при АН БССР. Р

Изучал патогенез психозов с позиций физиологии. Исследовал эффективность гипноза. Заложил начало судебной психиатрии. Ввел понятие «социопатии». Докторская диссертация и монографии по высшей рефлекторной деятельности при прогрессивном параличе.

Первоначально психиатрическая клиника размещалась на базе теперешней 2-ой клинической больницы. После 1917 г. в ней были организованы мужское и женское отделение в двух корпусах больницы, отдельно размещали беспокойных и спокойных больных, были выделены палаты для соматически ослабленных больных и пациентов, нуждающихся в надзоре. В 1932-1937 г. клиника была реконструирована (см. вопрос 2)

С 1974 г. началось преподавание детской психиатрии для педиатрического факультета (проф. Чалисов, проф. Сорокина – зав. кафедрой 1970-1988 г.г.).

1988 – 2000 г. – зав. кафедрой проф. Гайдук, главный внештатный детский психиатр Минздрава; изучение задержки психического развития церебрально-органического генеза у детей. Создал систему помощи детям с ЗПР, объединяющую учреждения здравоохранения и образования.

1989-2004 г.г. – главный внештатный детский психиатр РБ доц. Григорьева; изучение фенилкетонурии у детей. Развивала дальнейшее оказание психиатрической помощи детям.

В настоящее время научные интересы кафедры сосредоточены на исследованиях в области доклинической и клинической характеристики психических и поведенческих расстройств в онтогенезе (биопсихосоциальный аспект, диагностика, коррекция). Ведется работа по нарушениям пищевого поведения (зав.каф. – Олег Алексеевич Скугаревский).

Докторская диссертация Е.И.Скугаревской «Клинико-биологические корелляции в системе оценки проградиентности алкоголизма» позволила разработать адекватные подходы в профилактике, терапии и реабилитации больных алкоголизмом.

Изучаются вопросы социальной психиатрии (влияние деструктивных культовых организаций), влияние загрязненных территорий ЧАЭС на психическое здоровье проживающих на ней людей и т.д.


7. Организационная структура стационарной психиатрической и наркологической помощи в Республике Беларусь.

Стационарная помощь в РБ децентрализована (в наиболее населенных районах - психиатрические больницы, в менее населенных - психиатрические отделения при общесоматических стационарах). Каждая больница (отделение) обслуживает население определенной территории (бригадно-территориальный метод обслуживания) и поддерживает тесный контакт с психоневрологическим диспансером (принцип преемственности).

Наряду со смешанными отделениями с больными разной психической патологией, выделяют специализированные: наркологические, гериатрические, судебно-психиатрические, пограничных состояний (неврозов), детские, реабилитационные отделения. Это обусловлено спецификой течения различных заболеваний и особенностями лечения и ухода за некоторыми категориями больных (больные неврозами, алкоголизмом, старческими психозами).

Направление больных в стационар осуществляет участковый врач-психиатр, а также бригада скорой медицинской помощи. В отдельных случаях госпитализировать может врач любой специальности, однако окончательное решение при этом принимает дежурный врач-психиатр приемного покоя. Доставить больного в стационар могут и его родственники.

Особенно важно своевременно госпитализировать больных по неотложным показаниям (общественно опасные поступки и действия больных). В этом случае врач любой специальности должен принять меры для доставки больного в стационар, если понадобиться, и при помощи милиции.

Наркологические стационарные отделения, дневные стационары и ночные профилактории организуются при наркологическом диспансере на предприятиях. Госпитализации подлежат больные с хроническим алкоголизмом. В стационарах они получают полноценное лечение и привлекаются к трудовой деятельности. Наркологические больницы организовываются в крупных промышленных городах и сельских местностях. В них предусмотрены отделения для первично и повторно поступающих больных, палаты интенсивной терапии, куда госпитализируются больные алкогольными психозами.

Больные алкоголизмом могут привлекаться к принудительному лечению и в условиях лечебно-трудового профилактория (ЛТП). Медицинские комиссии при наркологических, психоневрологических диспансерах или поликлиниках осуществляют освидетельствование лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, и выносят мотивированное заключение (безуспешность проводимой терапии, частые рецидивы, ассоциальность) о необходимости принудительного лечения. Соответствующее лечение принимается судом. Срок лечения определяется до 2 лет. Принудительное лечение не является судимостью, за больным сохраняются все права гражданства (работа, жилье и т.д.). При наличии медицинских противопоказаний к пребыванию в ЛТП больной может быть госпитализирован для лечения в наркологическую клинику (решение принимает суд).


8. Структура внебольничной психиатрической и наркологической помощи в РБ.

Внебольничная психиатрическая помощь сконцентрирована в областных, городских, межрайонных психиатрических диспансерах, в районных кабинетах. Здесь оказывается лечебно-диагностическая помощь, ведется учет психических больных, проводятся психиатрические экспертизы, социально-гигиенические, реабилитационные и реадаптационные мероприятия, а также постоянное наблюдение и лечение лиц, стоящих на учете. Диспансеры имеют специализированные кабинеты (детские, подростковые, психотерапевтические, процедурные), лечебно-трудовые мастерские, дневные и ночные стационары, организационно-методические кабинеты.

Работа диспансеров ведется по принципу участковости. Участковый психиатр оказывает специализированную психиатрическую помощь, организует психопрофилактическую работу среди населения, решает вопросы реабилитации и реадаптации лиц с нервно-психическими расстройствами, участвует в проведении экспертиз.

Внебольничная наркологическая помощь проводится в специализированных диспансерах и кабинетах. Диспансеры организуют выявление и учет больных алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями, оказывают лечебно-диагностическую, консультативно-методическую, психогигиеническую, социально-бытовую помощь наркологическим больным. Наркологический диспансер проводит медицинское освидетельствование лиц, направляемых на принудительное лечение по поводу алкоголизма и наркоманий.

В структуру наркологического диспансера входят:

а) участковые наркологические кабинеты

б) организационно-методические кабинеты

в) вспомогательные подразделения (клинические и биохимические лаборатории, кабинеты физиотерапии, функциональной диагностики и т.д.)

Наркологический кабинет может быть при психоневрологическом диспансере, поликлинике общемедицинской сети, медико-санитарной части предприятия.


9. Права и льготы людей с психическими расстройствами в РБ.

Определяются статьей 8 из Закона РБ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

Статья 7. Ограничение прав и свобод граждан, страдающих психическими расстройствами (заболеваниями).

Факт наличия психиатрического заболевания никак не должен ограничивать человека в правах

Статья 8. Права граждан при оказании им психиатрической помощи

Граждане при оказании им психиатрической помощи имеют право на:

- уважительное и гуманное отношение, исключающее жестокость, бесчеловечность и унижение человеческого достоинства;

- получение информации о своих правах, а также получение в доступной для них форме и с учетом их психического состояния сведений о характере имеющихся у них психических расстройств (заболеваний), применяемых методах лечения и его предполагаемой продолжительности;

- оказание ее в наименее ограничительной для них форме по возможности по месту жительства;

- содержание в психиатрическом стационаре в течение срока, необходимого для обследования и лечения;

- все виды лечения, необходимого по медицинским показаниям; дачу предварительного согласия и на отказ на любой стадии оказания психиатрической помощи от использования их в качестве объектов испытаний медицинских средств и методов, научных исследований или учебного процесса, от фото-, видео- и киносъемки;

- приглашение по их требованию любого специалиста Республики Беларусь, оказывающего психиатрическую помощь, с согласия этого специалиста для работы во врачебной комиссии по вопросам, регулируемым настоящим Законом;

- помощь адвоката, законного представителя или иного лица в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Статья 11. Сохранение профессиональной тайны при оказании психиатрической помощи.

Представление сведений о состоянии психического здоровья возможно только по письменному запросу, в котором есть обоснование такой необходимости (государственные контролирующие органы, судебные и правоохранительные органы)

Статья 12. Диагностика и лечение граждан, страдающих психическими расстройствами.

Диагноз ставится соответственно критериям МКБ-10.

Статья 13. Согласие на лечение.

Врач обязан сообщить пациенту информацию о характере его расстройства, целях, методах, продолжительности лечения.

Лечение без согласия пациента или его представителей может быть при проведении принудительных мер безопасности и лечения.

Пациенты психиатрических стационаров имеют право:

- на образование, на вознаграждение за труд

- на ведение переписки

- на выписывание газет и журналов

- на пользование телефоном

- на прием посетителей

- на пользование собственной одеждой и туалетными принадлежностями

Для получения социального обеспечения (льгот) требуется личное заявление и запись комиссии (с врачом-психиатром). Льготы определяются законами РБ.


10. Психопрофилактика психических расстройств (первичная, вторичная, третичная). Реабилитация людей с психическими расстройствами.

Психопрофилактика — это комплекс мероприятий, направленный на предотвращение у людей возникновения психических заболеваний, их обострений, социально-психологической и личностной дезадаптации. Психопрофилактика может

а) первичной - заключается прежде всего в просвещении населения о причинах психических расстройств, отклонений в психическом развитии и адаптации, что позволяет людям организовать здоровый образ жизни и своевременно обращаться к специалистам за консультацией в ситуациях, создающих повышенный риск заболеваний.

б) вторичной - направлена на работу с уже заболевшими людьми для предотвращения неблагоприятного течения болезни, неадекватного реагирования на нее пациента и его неконструктивного отношения к возможной инвалидности.

в) третичной - проводится среди людей, имеющих инвалидность и направлена на борьбу с их самоизоляцией, со стремлением пациентов отделиться от здоровых людей, культивируя «свой мир», с сопротивлением против включения в полноценную общественную жизнь как самих инвалидов, так нередко и общества в целом.

Реабилитация - система мероприятий, направленных на возвращение больных к общественно полезной жизни.

Принципы реабилитации психических больных:

а) принцип партнерства - все реабилитационные мероприятия должны быть нацелены на вовлечение самого больного в лечебно-восстановительный процесс, реабилитировать больного без его активного участия в этом процессе невозможно. Для этого врачу необходимо добиться у больных взаимопонимания, доверия и сотрудничества.

б) реабилитационные мероприятия должны быть разноплановыми (разносторонними), включать психологическую, профессиональную, семейно-бытовую, культурно-просветительную и другие сферы реабилитации.

в) единство социально-психологических и биологических методов в преодолении болезни - биологические методы лечения, социо- и психотерапия, реабилитация должны проводится в комплексе.

г) принцип ступенчатости (переходности) –все реабилитационные воздействия должны постепенно нарастать и нередко переключаться с одного на другое.

Для предупреждение развития госпитализма и создание возможностей для успешной реадаптации больных в амбулаторных условиях используют лечебно-активирующие режимы:

а) охранительный режим - постоянное пребывание больного в постели, преимущественно по соматическим показаниям, требует от медицинского персонала постоянного наблюдения за ним. Если позволяет соматическое состояние больного, ему разрешается свободно перемещаться по палате или отделению. За пределы палаты не выпускаются больные, находящиеся на постельном режиме.

б) щадящий режим (режим дифференцированного наблюдения) - больным предоставляется полная свобода в отделении, но запрещается выход на территорию больницы без сопровождения персонала. При этом режиме больной постепенно, с учетом психического и соматического состояния, вовлекается в некоторые виды занятий с ограждением его от чрезмерных внешних воздействий.

в) активирующий режим (режим «открытых дверей») - обеспечение больным максимального нестеснения в отделении, организация полной занятости их с включением культурно-развлекательной и просветительной программы, всемерное развитие целенаправленной трудовой и социальной реадаптации. При режиме «открытых дверей» больным предоставляется право самостоятельно выходить из отделения, гулять по территории больницы, ходить на работу в лечебно-трудовые мастерские, посещать кино, библиотеку, магазины.

г) режим частичной госпитализации - лечение больных в одних случаях в условиях дневного стационара, в других – ночного профилактория. Иногда пребывание больного в стационаре может чередоваться с предоставлением ему домашних отпусков.

Социореабилитационные мероприятия осуществляются поэтапно:

1) восстановительная терапия - предотвращение формирования дефекта личности, развития госпитализма, восстановление нарушенных болезнью функций и социальных связей.

2) реадаптация - различные психосоциальные воздействия на больного (трудовая терапия с приобретением новых социальных навыков, психотерапия с больным и его родственниками)

3) полное восстановление прав больного в обществе, создание оптимальных отношений его с окружающими, оказание помощи в бытовом и трудовом устройстве.

Таким образом, система реабилитационных мероприятий включает в себя разнообразные биологические и социально-психологические воздействия, направленные на восстановление оптимального уровня жизнедеятельности больного.


11. Показания и порядок направления в психиатрический стационар. Принудительная госпитализация.

Показания для направления в психиатрический стационар определяются статьей 29 “Основания для госпитализации в психиатрический стационар”. Показаниями для госпитализации являются:

- наличие у гражданина психического заболевания и решение врача-психиатра территориального органа здравоохранения о проведении обследования или лечения в стационарных условиях или решение суда

- необходимость проведения психиатрической экспертизы

Госпитализация гражданина в психиатриченский стационар осуществляется добровольно по его письменной просьбе или с его письменного согласия (кроме исключений – статьи 30). До 14 лет дети помещаются в стационар по письменной просьбе или с письменного согласия родителей (опекунов). Полученное согласие оформляется в документации.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации