Реферат - Издержки производства - файл n1.doc

Реферат - Издержки производства
скачать (162 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc162kb.08.07.2012 01:15скачать

n1.doc

Издержки производства


Содержание

Введение.
1. Понятие издержек производства и реализации продукции

их место в системе экономических показателей.

1. Сущность и состав издержек производства.

2. Структура издержек производства.

3. Классификация затрат.

4. Система затрат и калькуляция их основные элементы

2. Выявление резервов снижения издержек

производства и реализация продукции.

1. Объективная необходимость снижения издержек

производства в современных условиях.

2.2 Выявление резервов.

Приложение.

Заключение.

Литература.

Введение.
Управление предприятием представляет собой процесс обеспечения его

деятельности для достижения поставленных целей. Наибольшее значение имеет

управление затратами на производство, включающее контроль и регулирование.

Возникает задача снижения издержек производства до нормативного уровня.

Соблюдение нормативов в этом случае является целью управления затратами на

производство.

Для снижения издержек большое значение имеет бухгалтерский учет и анализ по

центрам затрат по центрам ответственности.

В современных условиях становления рыночных отклонений и совершенствования

управления, выработки новой стратегии развития предприятия усиливается роль

и значение системы учета и отчетности, где особое место занимает учет

затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции,

выполняемых работ или услуг. Одной из наиболее актуальных проблем

методологии и практики отечественного бухгалтерского учета является в

настоящее время проблема состава текущих издержек производства и обращения,

учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) и порядка

формирования финансовых результатов деятельности организации. По мере

развития в экономике страны конкуренции, свободной системы ценообразования

возрастает роль издержек производства, как важнейшего фактора влияющего на

рост массы прибыли одного из основных инструментов управленческого учета.

Успех фирмы зависит от формирования издержек производства по

нескольким причинам:

1. затраты на производство продукции выступают важнейшим элементом при

определении справедливой и конкурентоспособной продажной цены.

2. Информация об издержках производства часто лежит в основе

прогнозирования и управления производством и затратами на него.

3. Знание издержек производства необходимо для определения сальдо

материальных счетов на конец отчетного периода.

Издержки предприятия относятся к производству и реализации продукции,

выраженные в денежной форме, образуют себестоимость этой продукции.

В настоящее время в практике работы многих предприятий усиливается

противоречие между необходимостью в исчислении достоверного показателя

себестоимости продукции, работ, услуг с точки зрения именно его

экономической сущности и природы, что вызвано потребностями управления

предприятиями в рыночной среде и налоговым регламентом в формировании

данного показателя.

Показатель издержки производства (себестоимость) выпускаемой продукции

позволяет оценивать работу предприятия с качественной стороны, но

одновременно отражает и количественные результаты его работы, поскольку

ощутимое снижение издержек производства, в первую очередь, достигается

путем увеличения выпуска продукции, что непосредственно связано с

правильным управлением производственным коллективом и технологическими

процессами предприятия.

Издержки производства являются исходным показателем для определения

выгодности того или иного производства, и лежит в основе определения цен на

продукцию.

В современных условиях рыночной экономики издержки производства

рассчитываются самим предприятием, а не планируются с «верху», как это было

при плановой экономике, при этом используются единые методы и подходы к

формированию издержек производства, с учетом специфики отрасли.

Цель курсовой работы – разработать конкретные мероприятия по мобилизации

выявленных резервов снижения издержек производства и реализации продукции в

условиях ОАО НПЦ «Хрусталь», а именно одного из его основных составляющих

ООО «Опытного стекольного завода».

Задачи курсовой работы: - рассмотреть теоретической аспект учета затрат на

производство продукции.

- проанализировать организацию учета затрат на производство продукции ООО

«Опытного стекольного завода».

- Проанализировать затраты на производство основного вида продукции ОАО НПЦ

«Хрусталь».

- Выявить резервы снижения издержек производства на единицу продукции.

- Разработать мероприятия по усовершенствованию организации учета (затрат)

издержек производства продукции.

В основу расчетов заложены данные бухгалтерии и планово – экономического

отдела по учету и планированию издержек производства, а так же нормы

расходов материальных ресурсов и трудовых затрат,

разработанные технологическими службами предприятия.

Анализ затрат на производство и реализацию продукции выполнен на основании

отчетных и плановых показателей предприятия за 1999 г. – 1 полугодие 2000

г.

Глава 1. Понятие издержек производства и реализации продукции, их место в

системе экономических показателей.
1.1.Сущность издержек производства, их состав и структура.
Сущность и состав издержек производства.

Каждая фирма в своей стратегии ориентируются на получение максимальной

прибыли . Как же этого достичь ?

Общий принцип выбора следующий : фирма должна использовать такой процесс

производства, который при одном и том же уровне выпуска продукции позволял

бы применять наименьшее количество вводимых факторов производства, т.е. был

бы самым эффективным. Поэтому фирма должна использовать такой

производственный процесс, при котором один и тот же объем готовой продукции

обеспечивается с наименьшими затратами на вводимые факторы производства.

Затраты на приобретение вводимых факторов производства или экономических

ресурсов, называются издержками производства. Значит, наиболее экономически

эффективным методом производства, какого – либо товара считывается такой,

при котором происходит минимизация издержек производства.

Для оценки деятельности фирмы определяющее значение имеет категория

вмененных издержек. «Затраты на использование какого – то ресурса,

измеренные с точки зрения выгоды, которая «упущена» из – за не

использования этого ресурса наилучшим альтернативным путем, называется

вмененными издержками (издержками упущенных возможностей или

альтернативными издержками)».

Чтобы исчислить вмененные издержки фирмы, необходимо для каждого вводимого

фактора производства оценить в денежной форме ту выгоду, которую фирма

упустила, используя ресурс данным, а не наилучшим альтернативным путем.

Максимализация прибыли и минимизация расходов на организацию производства

определяют поведение менеджера и являются главным действующим мотивом

экономической деятельности фирмы или отдельного предпринимателя.

Издержки производства формируют нижнюю границу цены. Для обеспечения

рациональной ценовой политики, необходимо сопоставлять структуру издержек с

планируемыми объемами производства и рассчитывать краткосрочные средние

издержки (на единицу продукции). При увеличении выпуска продукции издержки

единицы вначале снижаются до достижения определенного объема производства.

Однако если наращивать производство и дальше, то возникают дополнительные

затраты из–за перегрузки оборудования, дополнительного ремонта, нарушений

производственного ритма, простоев и т.д., а поэтому, чтобы избежать убытков

от увеличения издержек производства существует система управления

издержками производства действующая на предприятиях как в зарубежной так и

в отечественной практике в системе рыночной экономике.
1.2.Структура издержек производства.
Главным показателем, характеризующим степень экономической эффективности

деятельности фирмы, является соотношение «затраты – выпуск».

Производство продукции, как и любого товара, требует затрат экономических

ресурсов, которые имеют определенные цены.

Количество потребляемых ресурсов и их рыночная стоимость составляют

издержки производства (затраты).

Ресурсы, используемые в производстве ограничены. Предприятие, определяя

свою возможность производить товары, старается выбрать наиболее эффективную

комбинацию ресурсов, обеспечивающую наименьшую величину денежных затрат.

Затраты на производственные товары называются экономическими издержками

производства.

Различают внешние и внутренние издержки производства.

Внешними издержками называется плата за ресурсы поставщикам, не

принадлежащим к собственникам фирмы.

Внутренние издержки – это издержки на собственные, неоплачиваемые ресурсы.

К ним относятся: амортизация на восстановление основных средств, оплата

труда владельцев фирмы и т.д.

«Общие издержки производства – это сумма всех издержек внешних и

внутренних, необходимых для того, чтобы привлечь и удерживать ресурсы в

пределах, обеспечивающих экономически обоснованное функционирование фирмы».

Издержки производства имеют сложную структуру, которая определяет характер

и условия использования в процессе производства.

Различают постоянные и переменные издержки производства.

Постоянными называются издержки, величина которых не изменяется в

зависимости от объема производства. К ним относятся затраты на

приобретение, содержание и поддержание земли, зданий и сооружений,

оборудования. Переменные – это издержки, величина которых зависит от

объемов производства. Величина переменных издержек изменяется с объема

производства, возрастая или уменьшаясь вместе с этим объемом.

К переменным издержкам относятся затраты на приобретение сырья, оплату

труда, транспорта, тепловых и энергетических ресурсов и т.д.

Общими издержками называется сумма постоянных и переменных издержек.

Для анализа и управления состоянием фирмы большое значение имеют также

средние и удельные издержки, а также предельные издержки производства.

Средними и удельными издержками называются издержки на производство единицы

готовой продукции. Различают средние общие, средние постоянные и средние

переменные издержки.

Предельными издержками называют дополнительные издержки, связанные с

производством еще одной (дополнительной) единицы продукции.

«Сумма постоянных и переменных издержек, а также величина удельных и

предельных издержек составляют технологический набор издержек производства,

определяемый уровнем технологии и организации производства и уравнением

рыночных цен на ресурсы или факторы производства.»

Г.Н. Фомин «Основы экономической теории»
График . Динамика изменения издержек производства при увеличении объема

производства

[pic]

, где: FC – величина постоянных издержек

VC – величина переменных издержек

TC – общие издержки

Q- объем производства

С – издержки производства
График динамики изменения средних издержек производства по мере увеличения

объема производства.

[pic]

,где: АТС – средние общие издержки

AVC – средние переменные издержки

AFC – средние постоянные издержки
График предельных издержек производства .
[pic]

,где: М - оптимальный объём производств

N – минимальные переменные затраты
Анализ динамики предельных издержек производства позволяет руководству
Введение


Данная работа посвящена общетеоретическим аспектам основ

функционирования предприятия, а именно: издержкам производства и механизмам

ценообразования.

По мнению ведущих отечественных экономистов, одной из неудач

экономического реформирования страны является слабые темпы развития малого

и среднего бизнеса. Из общего спектра проблем этих хозяйствующих субъектов

особняком стоит проблема сбыта продукции, проблема привлечения

потенциальных клиентов. Для того, чтобы потенциальные клиенты превратились

в реальных, малому предприятию необходимо иметь план маркетинга. Этот план

должен показать, почему клиенты будут покупать соответствующую продукцию.

Если при оценке объемов сбыта не приводятся все мельчайшие подробности, как

он будет достигнут, то это неизбежно вызовет недоверие со стороны

потенциального инвестора.

Здесь на первый план и вступают элементы плана маркетинга, в

частности, ценообразование.

Как правильно установить цену на товар? Вот основные рыночные

принципы:

Цена товара должна быть выше его себестоимости.

Цена определяется возможностями рынка.

Цена должна обеспечить максимальную прибыль!

Ценообразование далеко не всегда сводится к простому выяснению вопроса

о себестоимости товара, чтобы потом просто добавить прибыль. Калькуляция

издержек производства - это нечто само собой разумеющееся, а

ценообразование - это вопрос политики. Чтобы привлечь покупателя, совсем не

обязательно делать товар или услугу дешевыми. Дешевизна товара часто бывает

основным мотивом покупки, но далеко не всегда. Если товар стоит слишком

дешево, это может очень негативно сказаться на объемах реализации.

В первой главе данной работы предлагается всесторонне рассмотреть виды

издержек производства, оказывающие, несомненно, значительное влияние на

механизм ценообразования. Но простое прибавление к суммарным издержкам

некоей приемлемой для предприятия (фирмы) нормы прибыли на себестоимость

продаваемого товара далеко не всегда приводит к желаемым результатам.

Поэтому во второй главе предполагается осветить и альтернативные, отличные

от вышеописанного, методы формирования цены.

Остается отметить, что данный вопрос хорошо рассмотрен как в общих

учебниках по экономической теории, так и в многочисленных публикациях в

экономической периодике.


Глава I. Издержки производства на предприятии (фирме)


Любая фирма, прежде чем начать производство, должна четко

представлять, на какую прибыль она может рассчитывать. Для этого она изучит

спрос и определит, по какой цене продукция будет продаваться, и сравнит

предполагаемые доходы с издержками, которые предстоит понести.
1.1 Определение себестоимости


Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную

оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов,

сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а

также других затрат на ее производство и реализацию. В состав себестоимости

включаются следующие виды затрат:

1) затраты, непосредственно связанные с производством продукции,

обусловленные технологией и организацией производства, включая расходы на

обеспечение качества;

2) затраты по обслуживанию производственного процесса;

3) затраты, связанные с управлением производством;

4) затраты, связанные с совершенствованием технологии и организации

производства, повышением качества и надежности продукции, изобретательством

и рационализаторством;

5) затраты на содержание и эксплуатацию природоохранных сооружений;

6) затраты по обеспечению нормальных условий труда и технике

безопасности;

7) затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров;

8) выплаты, предусмотренные законодательством о труде;

9) отчисления от расходов на заработную плату;

10) платежи по обязательным (установленным законом) видам страхования

и по кредитам банка;

11) отчисления в специальные фонды;

12) затраты на воспроизводство основных производственных фондов

(амортизационные отчисления);

13) износ нематериальных активов;

14) предусмотренные законом налоги, сборы, платежи и др. обязательные

отчисления;

15) Другие виды затрат в соответствии с установленным

законодательством порядком.

Кроме того, в фактической себестоимости отражаются:

а) потери от брака;

б) затраты на гарантийный ремонт, обслуживание;

в) потери от простоев по внутрипроизводственным причинам;

г) недостачи при отсутствии виновных лиц;

д) денежные пособия в установленном законом порядке.
2 Явные и вмененные издержки


Рассмотрим издержки фирмы в процессе производства и сбыта товаров и

услуг. Прежде всего обратим внимание на явные и вмененные издержки, так

как те и другие учитываются фирмой в ее деятельности. К явным относятся все

издержки фирмы на оплату используемых факторов производства. Классическими

факторами производства являются труд, земля (естественные ресурсы) и

капитал. Современные экономисты склонны выделять в особый фактор

предпринимательские способности. Так или иначе, все явные затраты фирмы в

конечном счете сводятся к возмещению использованных факторов производства.

Сюда входит оплата труда в виде заработной платы, земли в виде аренды,

капитала в виде расходов на основные и оборотные фонды, а также оплата

предпринимательских способностей организаторов производства и сбыта. Сумма

всех явных издержек выступает как себестоимость продукции, а разница между

рыночной ценой и себестоимостью — как прибыль.

Однако сумма производственных издержек, если в них включать только

явные издержки, может быть заниженной, и прибыль, соответственно,

завышенной. Для более точной картины, с тем чтобы принятие фирмой решения о

начале или развитии производства было обоснованным, в издержки следует

включать не только явные, но и неявные (вмененные) затраты.

Вмененными называются альтернативные издержки (альтернативная

стоимость) использования ресурсов, являющихся собственностью фирмы. Эти

издержки не входят в платежи фирмы другим организациям или лицам. Например,

собственник земли не платит ренту, однако, обрабатывая землю

самостоятельно, отказывается тем самым от сдачи ее в аренду и от

дополнительного дохода, возникающего в связи с этим. Работник, занимающийся

индивидуальной деятельностью, не нанимается на фабрику и не получает там

заработную плату.

Чистая экономическая прибыль определяется разницей между доходом от

реализации продукции и всеми (явными и вмененными) издержками.

Например, Вы решили самостоятельно отремонтировать свою квартиру.

Вашими затратами будет стоимость обоев, краски, клея и т.п. Однако,

потратив на ремонт несколько дней, Вы отказываетесь от другой работы, где

могли бы получить заработную плату (например, взяли на работе отпуск за

свой счет). Структура Ваших издержек будет выглядеть следующим образом,

руб.:

Явные издержки:

Стройматериалы 500 руб.

Вмененные издержки:

Заработная плата на предприятии 300 руб.

Очевидно, что если ремонтная контора за ту же работу потребует менее

800 руб., то Вы предпочтете обратиться туда, а если более - Вы будете

ремонтировать квартиру сами.

Проведя различие между явными и вмененными издержками, мы можем

определить, что понимается под прибылью в экономической науке.

Бухгалтерская прибыль (финансовая прибыль) представляет собой разность

между валовым доходом (выручкой) фирмы и ее явными издержками. На практике,

как правило, руководитель сталкивается именно с этим видом прибыли.

Экономическая прибыль является разницей между валовым доходом

(выручкой) и всеми (как явными, так и вмененными) издержками фирмы.

Нормальная прибыль — это прибыль, равная вмененным издержкам,

вложенным в дело владельцем фирмы. Например, вложив в дело 1 млн. руб., он

получит прибыль 7%. Если в это время процентная ставка составляет также 7

%, то полученная прибыль будет нормальной, отражая вмененные издержки,

связанные с возможностью вложения 1 млн. руб. в банк.

Деление издержек на явные и вмененные является одним из возможных

способов классификации. Факторы производства обладают определенными

свойствами и подчиняются определенным законам. Факторы могут заменять друг

друга до определенного предела.

Однако есть факторы абсолютно мобильные, функции которых нельзя, или

трудно, или крайне невыгодно изменять. О таких факторах говорят, что они

содержат монопольный элемент и соответственно требуют монопольной платы за

их использование, называемой монопольной рентой. Редкий талант или

специалист редкой профессии, уникальные участки земли (например, земли,

пригодные для выращивания уникальных сортов чая, земли в центре города,

территории с богатыми месторождениями и т.п.) стоят дорого именно потому,

что помимо обычных издержек — заработной платы, арендной платы — их

возмещение должно включать и монопольную ренту.
1.3 Постоянные, переменные и валовые издержки


Некоторые факторы производства используются фирмой постоянно,

независимо от объемов производства и даже независимо от его временного

прекращения. Примером может служить аренда помещения, поскольку арендную

плату надо платить в любом случае, сколько бы продукции мы ни производили.

То же можно сказать и о возмещении банковского кредита, уплате страховых

взносов, коммунальных услуг, об амортизационных отчислениях и т.п.

Издержки, связанные с возмещением производственных факторов, размеры

которых не зависят от объема производимой продукции, называются постоянными

издержками фирмы (FC, англ. fixed cost).

К переменным издержкам фирмы (VC, англ. variable cost) относят

возмещение затрат на выплату заработной платы персоналу, начисляемой в

зависимости от выработки, платежи за используемое сырье и материалы,

топливо, электроэнергию и т.д. Если производство прекратится, то переменные

издержки сократятся почти до нуля, в то время как постоянные издержки

останутся на том же уровне. С расширением производства переменные издержки

будут возрастать, фирме потребуется больше сырья, материалов, работников и

т.п.

В сумме постоянные и переменные издержки составляют общие, или

валовые, издержки производства (ТС, англ. total cost):

TC=FC+VC

Если постоянные издержки неизменны, а переменные растут по мере

увеличения объемов производства, то, очевидно, валовые издержки также будут

расти, что представлено в табл. 1.

Основу постоянных издержек составляют издержки, связанные с

использованием основных фондов (основного капитала), а переменных —

оборотных фондов (оборотного капитала).

Таблица 1. Динамика постоянных, переменных и валовых издержек фирмы

|Выпуск продукции, |Издержки, руб. |

|шт. | |

| |постоянные |переменные |валовые |

|0 |200 |0 |200 |

|1 |200 |200 |400 |

|2 |200 |350 |550 |

|3 |200 |500 |700 |

|4 |200 |700 |900 |
Деление издержек на постоянные и переменные имеет важное значение для

анализа деятельности предприятия, в частности принятия решения о закрытии

или об объявлении банкротства в случае убыточной деятельности предприятия.

Само собой разумеется, что ни один предприниматель, организуя дело, не

планирует убытки, а намерен получать прибыль. Получение максимально

возможной прибыли является естественной целью предпринимательства, т.е.

коммерческой деятельности. Однако в процессе этой деятельности убытки

встречаются, увы, нередко. Статистика США гласит, что из пяти вновь

организуемых предприятий в первый год деятельности разоряются три.

Следовательно, предприниматель должен быть готов к убыточной деятельности,

в случае которой его цель максимизации прибыли заменяется на минимизацию

убытков, что по сути своей однотипно.

Предприятие, приносящее прибыль, может благополучно продолжать свою

деятельность. Предприятие, терпящее убытки (хотя они могут быть и

временными), должно решить, продолжать свою производственную деятельность

или же закрыться и выйти из дела. Однако не всякое предприятие и не всегда

может выйти из дела в любой момент. Это зависит от того, в каком периоде

оно находится — в краткосрочном или долгосрочном.

Деятельность фирмы может быть краткосрочной и долгосрочной, в

зависимости от соотношения постоянных и переменных факторов, постоянных и

переменных издержек. Если у предприятия осталось неоплаченным хоть одно

обязательство из ряда постоянных, то предприятие находится в краткосрочном

периоде и не может выйти из дела, т.е. прекратить деятельность, а по

существующим в мире законодательствам может только объявить себя банкротом.

Банкротство влечет за собой опись имущества, его продажу, оплату долга

из вырученных сумм и т.п. Это суровый и неприятный конец, его стремятся по

возможности избегать, и, прежде чем выходить из дела, предприниматель

старается оплатить все долги по постоянным издержкам. Когда погашено

последнее обязательство по самому длительному виду постоянных издержек,

краткосрочный период деятельности фирмы превращается в долгосрочный и

предприниматель волен решать, заключать ли ему новые долгосрочные

обязательства, т.е. продолжать дело или прекратить его.

Краткосрочность и долгосрочность здесь являются понятиями условными, и

истинная длительность того или другого периода зависит от характера

производства, от его технологического цикла. Деловой период продавца

пирожков на улице длится ровно столько, сколько нужно для того, чтобы

распродать товар, а деловой период металлургического производства с учетом

обязательств по договорам может составить несколько лет. Фирма может

закрыться и прекратить коммерческие операций, но она не может выйти из дела

до тех пор, пока она не оплатит все свои контрактные обязательства.

Любой из факторов производства может выступать в роли постоянного или

переменного, в зависимости от обстоятельств. Например, рента чаще всего

относится к постоянным издержкам, однако возможен такой договор между

арендатором и собственником недвижимости, согласно которому арендатор

платит за арендуемую недвижимость только в том случае, если производится

продукция. В этих случаях рента относится к категории переменных издержек.

Общее правило поведения фирмы (предприятия) в долгосрочном периоде:

фирма остается в деле, если предполагаемый доход от реализации ее продукции

больше, чем валовые издержки фирмы.

В краткосрочном периоде, когда еще остались непогашенные

обязательства, фирма, терпящая убытки, может прекратить коммерческую

деятельность, объявив себя банкротом, либо продол жить деятельность. В этом

случае она производит продукцию, которая, будучи реализована, принесет

доход и позволит фирме свести убытки к минимуму.

Если же фирма прекращает деятельность (объявляет себя банкротом), то

она не производит никакой продукции и не получает дохода. Однако ее валовые

издержки равны не нулю, а постоянным издержкам, которые фирма должна

выплатить по обязательствам. Это можно сделать двумя путями: либо доходами

от произведенной продукции, либо поступлениями от продажи имущества фирмы,

объявившей себя банкротом. Распродается все ее имущество, включая

оборудование, сырье, готовую продукцию и полуфабрикаты. Этот процесс

требует времени и может занять от нескольких дней до нескольких лет.

Для фирмы важно, какой из этих двух способов эффективнее обеспечит

основную цель фирмы — минимизацию убытков.
4 Средние издержки


Средними называются издержки на единицу производимой продукции.

Сравнивая средние издержки с ценой продукции, можно получить представление

о прибыльности работы фирмы. Средние издержки АС (англ. average cost)

рассчитываются путем деления издержек на объем произведенной продукции Q

(англ. quantity), таким образом можно рассчитать средние постоянные AFC

(англ. average fixed cost), средние переменные AVC (англ. average variable

cost) и средние валовые АТС (англ. average total cost) издержки (табл. 2).

Рассчитаем средние издержки на базе данных табл. 1.

Таблица 2. Динамика средних издержек фирмы

|Выпуск продукции,|Средние издержки, руб. |

|шт. | |

| |постоянные |переменные |валовые |

|0 |— |— |— |

|1 |200 |200 |400 |

|2 |100 |175 |275 |

|3 |66,67 |166,66 |233,33 |

|4 |50 |175 |225 |

|5 |40 |190 |230 |
AVC = VC/Q; ATC = (FC+VC)/Q = AFC + AVC
5 Предельные издержки фирмы


Факторы производства должны использоваться фирмой с соблюдением

определенной пропорциональности между постоянными и переменными факторами.

Нельзя произвольно увеличивать количество переменных факторов на

единицу постоянного фактора, поскольку в этом случае вступает в действие

закон убывающей отдачи (возрастающих затрат).

В соответствии с этим законом непрерывное увеличение использования

одного переменного ресурса в сочетании с неизменным количеством других

ресурсов на определенном этапе приведет к прекращению роста отдачи от него,

а затем и к ее сокращению. Часто действие закона предполагает неизменность

технологического уровня производства, и поэтому переход к более

прогрессивной технологии может повысить отдачу независимо от соотношения

постоянных и переменных факторов.

Закон убывающей отдачи применим ко всем видам переменных факторов во

всех отраслях. При постепенном введении в производство дополнительных

единиц переменного ресурса при условии, что все остальные ресурсы

постоянны, отдача от этого ресурса сначала быстро растет, а затем ее

прирост начинает снижаться.

Рассмотрим подробнее, как меняется отдача от переменного фактора

(ресурса) на краткосрочном временном интервале, когда часть ресурсов или

факторов производства остается постоянной. Ведь в течение короткого периода

фирма не может менять масштабы производства, строить новые цеха, закупать

новое оборудование и т.д.

Допустим, что фирма в своей деятельности использует только один

переменный ресурс — труд, отдачей которого является производительность. Как

будут изменяться издержки фирмы при постепенном увеличении числа нанимаемых

рабочих? Рассмотрим сначала, как будет меняться выпуск продукции при

увеличении численности рабочих. По мере загрузки оборудования выпуск

продукции быстро нарастает, затем прирост постепенно замедляется до тех

пор, пока рабочих станет достаточно для полной загрузки оборудования. Если

продолжать нанимать рабочих, они уже ничего не смогут добавить к объему

производимой продукции. В конце концов рабочих станет так много, что они

будут мешать друг другу, и выпуск сократится.

Прирост продукции за счет увеличения на единицу количества

переменного фактора называется предельным продуктом этого фактора. В нашем

примере предельным продуктом труда МРl (англ. marginal product) будет

прирост объема производства за счет привлечения одного дополнительного

рабочего.

Однако фирма в своей деятельности сталкивается в первую очередь не с

количеством используемых ресурсов, а с их денежной оценкой: ее интересует

не количество нанятых рабочих, а затраты на выплату заработной платы. Как

изменятся издержки фирмы (в данном случае на оплату труда) на каждую

дополнительную единицу выпускаемой продукции?

Прирост издержек, связанный с выпуском дополнительной единицы

продукции, т.е. отношение прироста переменных издержек к вызванному ими

приросту продукции, называется предельными издержками фирмы МС (англ.

marginal cost).

Предположим, что наем каждого рабочего обходится фирме в 1000 руб. В

нашем примере один рабочий вообще не в состоянии произвести продукцию, двое

рабочих могут произвести 5 единиц, трое рабочих — 15 единиц и т.д. (табл.

3).

Таблица 3. Издержки и выпуск при одном виде переменных ресурсов

|Численность |Выпуск |Издержки фирмы, руб. |

|рабочих, |продукции, шт.| |

|чел. | | |

| | |на выплату зарплаты |предельные |

|1 |0 |0 |— |

|2 |5 |2000 |400 |

|3 |15 |3000 |100 |

|4 |35 |4000 |50 |

|5 |50 |5000 |66,7 |

|6 |60 |6000 |100 |

|7 |65 |7000 |200 |

|8 |65 |8000 |— |

|9 |55 |9000 |— |


Фирма не будет нанимать восьмого и девятого рабочих, так как восьмой

не сможет обеспечить прироста производства, а девятый будет мешать, и

производство сократится. Поэтому фирма либо примет решение о расширении

производственных площадей, которые позволят эффективно использовать

дополнительных рабочих, либо ограничится наймом 2—7 рабочих при уже

существующих мощностях. Однако мы не можем ответить на вопрос, сколько

конкретно рабочих будет нанято, ибо не располагаем информацией о спросе на

продукцию и доходах фирмы от ее реализации.

Мы предположили, что переменным является только один вид ресурсов —

рабочая сила. Однако на практике фирма сталкивается с несколькими

переменными ресурсами. Для расширения производства ей необходимо больше

сырья, материалов, энергии и т.п. Часть же ее издержек останется

постоянной: арендная плата, страховые взносы, стоимость используемого

оборудования. В краткосрочном периоде, когда мы можем разделить издержки на

постоянные и переменные, закон убывающей отдачи будет действовать.

Анализ издержек производства сказывается на выборе фирмой объема

выпуска на краткосрочном временном интервале: когда часть издержек

постоянна. Например, сколько батонов хлеба сможет выпекать фабрика при

существующих производственных мощностях и имеющемся оборудовании? Сколько

зерна может быть выращено на фиксированных посевных площадях при имеющемся

количестве сельскохозяйственной техники?
ВИДЫ И ТИПЫ КОНКУРЕНЦИИ

Конкуренция:

Свободавыбора, реализующаяся в форме стремления каждого получать для себя личноденежный доход, служит основой для конкуренции, или экономического состязания.

Конкуренция, как онапредставляется экономистам, означает следующее:

1.Наличие на рынке большого числа независимо действующих покупателей илипродавцов любого конкурентного продукта или ресурса.

2.Свободу для покупателей    или продавцов выступать на тех или иных рынках илипокидать их.

Рассмотрим эти пунктыподробнее:

1. Большое число участниковрыночных сделок.

Сущностьконкаренции заключается в широком рассредоточении экономической власти внутрисоставляющих экономику двух главных совокупностей - предприятий и домохозяйств.Когда на конкретном рынке находится большое число покупателей или продавцов, ниодин покупатель или продавец не может предъявить спрос или предложение на такоеколичество продукта, которого было бы достаточно, чтобы заметно повлиять на егоцену. Если единичный производитель или действующая воедино маленькая группапроизводителей способны каким-то образом регулировать или ограничивать общийобъем предложения продукта, тогда цена может быть повышена к выгоде продавца.Регулируя предложение, производитель способен в собственных интересахманипулировать рынком. Однако, сущность конкуренции заключается в том, что нарынке имеется такое большое число продавцов, при котором каждый из них,обеспечивая почти мизерную долю общего объема предложения, практически не всостоянии воздействовать на предложение, а следовательно, и на цену продукта.Например, на зерновом рынке в какой-то определенный момент, когда цена накукурузу составляет 4 дол. за бушель, выступают 10 тыс. фермеров и каждый изних предлагает 100 бушелей кукурузы. Способен ли хоть один фермер, недовольныйсуществующей ценой вызвать исскуственную нехватку кукурузы и тем самым поднятьцену выше 4 дол.?  Ответ явно отрицательный. Любой фермер, сокративпроизводство кукурузы со 100 до 75 бушелей, практически не окажет никакоговлияния на общий размер предложения кукурузы. На деле общий объем предложениясократится с 1 млн. Лишь до 999,975 бушеля. Это явно не приведет к нехваткекукурузы. Объем предложения практически остается неизменным, а следовательно ицена 4 дол. сохраняется. 

Вкратце, конкуренцияозначает, что каждый продавец вносит мельчайшую лепту в общий объемпредложения. Индивидуальные продавцы не способны оказать заметное воздействиена общий объем предложения, поэтому продавец, выступающий в качествеиндивидуального производителя, не в состоянии манипулировать ценой товара.

индивидуального производителя, не в состоянии манипулировать ценой товара.Разумеется, если значительное число фермеров одновременно сократит производство,возникшее вследствии этого изменение объема предложения уже нельзя будет игнорироватьи цена повысится. Конкуренция (большое число продавцов) предполагаетневозможность такого сговора. Именно это имеют ввиду, когда говорят, чтоиндивидуальный продавец, участвующий в конкуренции, “отдан на милость рынка”.Та же характеристика справедлива и для тех, кто выступает на рынке в качестверпедъявителя спроса. Покупатели, там в изобилии, и действуют независимо друг отдруга. Таким образом, одиночные покупатели не в состоянии манипулировать рынкомк своей выгоде.

Здесь важно следующееположение: широкое рассеивание экономической власти, составляющее основуконкуренции, регулирует использование этой власти и ограничивает возможностизлоупотребления ею. Экономическое состязание препятствует экономическимединицам причинять друг другу разрушительный ущерб, когда они пытаютсяувеличить свою личную выгоду. Конкуренция устанавливает пределы дляреализациипокупателями и продавцами их личного интереса. Конкуренцияпредставляет собой основную регулирующую силу.

2. Вступление в отрасль ивыход из нее  

Конкуренцияпредполагает также, что производителю очень просто вступить в какую-токонкретную отрасль или покинуть ее; не существует искусственных юридических илиинституциональных препятствий, не допускающих расширения или сокращения отдельныхотраслей. Этот аспект конкуренции обуславливает гибкость, которая жизненноважна для того, чтобы экономика с течением времени сохраняла своюэффективность. Свобода встпления в отрасль необходима, чтобы экономика могланадлежащим образом адаптироваться к изменению вкусов потребителей, технологииили предложения ресурсов.

Хотяогранизационным механизмом служит рыночная система, необходимо признать важнуюроль конкуренции в качестве механизма контроля в такой экономике. Рыночныймеханизм предложения и спроса сообщает желания потребителей предприятиям, ачерез них и поставщикам ресурсов. Однако именно конкуренция заставляетпредприятия и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять этижелания. Так, увеличение потребительского спроса на какой-нибудь продуктповышает цену этого товара сверх

издержек его производства,включающих заработную плату, ренту,

процент и нормальнуюприбыль. Образующаяся в результате экономическая  прибыль служит, по существу,сигналом для производителей о том, что общество требует большее колическтвоэтого продукта. Именно конкуренция - особенно способность новых

фирм вступать в даннуюотрасль - одновременно вызывает расширение производства и понижение ценыпродукта до уровня, точно сответствующего издержкам производства. Однако если вотрасли отсутствует конкуренция и в ней господствует, скажем, одна гигантскаяфирма (монополист), которая в состоянии восприпятствовать вступлению в отрасльпотенциальных конкурентов, такая фирма может, предотвращая расширение отрасли,продолжать извлекать экономическую прибыль.

              Между тем конкуренция не ограничиваетсвою роль гарантированием надлежащей реакции на потребности общества. Именноконкуренция заставляет фирмы переходить на самые эффективные технологии производства.На конкурентном рынке неспособность некоторых фирм использовать самуюэкономичную технологию производства в конечном счете означает их устранениедругими конкурирующими фирмами, которые применяют наиболее эффективных методы

другими конкурирующими фирмами, которые применяют наиболее эффективных методыпроизводства. Весьма примечательным аспектом функционирования  икорректировочных операций конкурентной рыночной системы является то, что онасоздает необычайное и важное тождество - тождество частных и общественныхинтересов. Фримы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственнойвыгоды и действующие в рамках остроконкурентной рыночной системы,  одновременнокак бы направляемые “невидимой рукой”  - способствуют обеспечениюгосударственных, или общественных, интересов. При существующей коньюктуре фирмыприменяют самую экономичную комбинацию ресурсов для производства данного объемапродукции, поскольку это отвечает их частной выгоде. Поступать по-другомуозначало бы для них отказться от или даже рисковать со временем потерпетьбанкротство. Но вместе с тем очевидно, что интересам общества отвечаетиспользование редких ресурсов с наименьшими издержками, то есть наиболееэффективными методами. Поступать иначе означало бы производство данного объемапродукции с большими издержками или принесение в жертву альтернативных товаров,которые действительно необходимы обществу. Более того именно личная выгода,поощряемая и направляемая конкурентной рыночной системой, стимулируетнадлежащее реагирование на признанные изменения в потребностях общества.Предприятия, стремящиеся получать более высокую прибыль, с одной стороны, ипоставщики ресерсов, добивающиеся большего денежного вознаграждения за них, - сдругой, сговариваются между собой об осуществлении тех самых изменений враспределении ресурсов - а следовательно, и в структуре продукции, - которые вданное время требует общество. Иными словами, сила конкуренции контролирует илинаправляет мотив личной выгоды таким образом, что он автоматически инепроизвольно способствует наилучшему обеспечению интересов общества.

Различают три типа конкурентногоповедения: креативный, приспособленческий и обеспечивающий.

              При креативном конкурентном поведении системадействий конкурентов состоит из мероприятий, направленных на создание каких - либо новых компонентов рыночных отношений,

обеспечивающих превосходствонад соперниками ( новая продукция, новая технология или организацияпроизводства т. д.). Существенным признаком креативной конкуренции являетсястремление рыночных контрагентов к изменению существующей структуры спроса ипредложения.

              Приспособленческоеконкурентное поведение состоит в учете инновационных изменений впроизводстве и в попытках упреждения действий соперников, связанных смодернизацией производства.

              Обеспечивающееконкурентное поведение основано на стремлении предпринимателей к сохранению истабилизации на длительную перспективу достигнутых позиций на рынке за счетповышения качества продукции, оказании дополнительных услуг, связанных сгарантийным обслуживанием.

НЕЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

В условиях монополистической конкуренции*экономическое соперничество сосредотачивается не только на цене, но также и натаких неценовых факторах, как качество продукта, реклама и условия связанные спродажей продукта. Так как продукты дифференцированы, можно предположить, чтосо временем они могут быть изменены и что черты черты дифференциации продуктакаждой фирмы будут восприимчивы к рекламе и другим формам стимулирования сбыта.Многие фирмы делают сильный акцент на торговые знаки и фабричные клейма каксредство убеждения потребителей в том, что их продукция лучше, чем продукция

средство убеждения потребителей в том, что их продукция лучше, чем продукцияконкурентов.

------------------------------------------------------------------------------------

* Монополистическая конкуренция включает множествопродавцов, производящих дифференцированную продукцию. Дифференциация товарапредполагает, что каждая фирма обладает в некоторой мере монопольной властьюнад своим товаром.

ОЛИГОПОЛИИ

Когда вомногих отраслях обрабатывающей, добывающей промышленности, а также оптовойторговле господствуют несколько фирм, то такие отрасли называются олигополиями.

Для олигополиихарактерны три признака:

      в отрасли присутствуют двеили несколько конкурирующих фирм, так что отрасль не являетсямонополизированной;

      кривая спроса каждой фирмыимеет падающий характер, поэтому в отрасли не действует правило свободнойконкуренции;

      в отрасли функционирует покрайней мере одна крупная фирма, любое действие которой вызывает ответнуюреакцию конкурентов, поэтому нельзя считать, что в отрасли наблюдаетсямонополистическая конкуренция.

Современная теорияподразделяет олигополии на

 Олигополию первого вида, когда несколькокрупных фирм, производит почти идентичные товары;

         Олигополий второго вида, когда несколькокрупных фирм производятдифференцированные товары.

При олигополии цены иколичество продукции могут изменятся не только в результате измененияобъективных условий, таких как спрос и предложение, но под воздействием чистосубъективных оценок человеческого характера, таких как упрямство, терпение,лояльность. Фирмы при олигополии сталкиваются с ограничениями затратной прямойи условий спроса, а также действиями конкурирующих фирм. Изменение прибыли,которое фирма может получить за счет изменения цен и объемов выпуска иликачественных характеристик продукта, зависит от потребителей, равно, как и отреакции конкурентов-участников данного рынка.

              Средимножества моделей поведения олигополии первого вида на рынке наибольший интереспредставляют тайный олигополистический сговор и доминирующая фирма -олигополия. В первом случае фирмы - олигополии могут тайно договорится о единойвысокой цене  - в результате рыночная цена и количество реализуемойолигополистами продукции будут соответствовать ситуации единственногомонополиста. Поведение доминирующей фирмы - олигополии ( обладает 60 - 80 %долей отраслевого рынка ), например, компьютерный гигант “Ай-Би-Эм”, близко кповедению единственного монополиста. Доминирующая фирма обычно следует практике“лидерства в ценах”, поскольку ее цена (близкая к монопольной) служиториентиром для мелких фирм отрасли.

Зависимостьповедения каждой фирмы от реакции конкурентов называется олигополистическойвзаимосвязь.

             Олигополистическая взаимосвязь может привести не только к ожесточенномусоперничеству, но и к соглашению.

              Результатомсоглашений стало образование различных форм монополистических объединений.Таких как пулы, ринги, конвенции. Это были временные соглашения между предприятиямиобычно одной отрасли, создаваемые с целью поддержания какого-либо уровня ценили дележа сообща полученной прибыли на довольно короткий срок. Позднеемонополистические объединения стали создаваться на длительный срок.

Издержки производства
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации