Розин В. Любовь и сексуальность в культуре, семье и взглядах на половое воспитание - файл n1.doc

приобрести
Розин В. Любовь и сексуальность в культуре, семье и взглядах на половое воспитание
скачать (1160.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1161kb.08.07.2012 00:42скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Можно ли построить современную семью на любви? - спрашивает автор книги,

известный философ и психолог. Что мы имеем в виду, говоря о семье и любви, как

эти реалии понимались в истории и культуре? Что такое половое воспитание и

возможно ли оно в школе? На все эти вопросы читатель найдет ответ в книге В.

Розина. А также, чем любовь отличается от сексуальности и какую роль в

появлении последней сыграли искусство и средства массовой информации.
Книга будет интересна и полезна не только для студентов педагогических и

гуманитарных вузов, но и для всех читателей, которых волнуют проблемы семьи и

любви.

Содержание
Введение. Новая волна интереса к проблемам любви и

сексуальности 3
1. ФИЛОСОФЫ И УЧЕНЫЕ СПОРЯТ И РАЗМЫШЛЯЮТ О ЛЮБВИ И

СЕКСУАЛЬНОСТИ 13

Парадоксальность древних и современных представлений

о любви и сексуальности 13

Плутарх против Платона 17

Николай Бердяев и Владимир Соловьев против

Василия Розанова 19

Любовь к Богу или любовь к любимому? 23

От маркиза Франсуа де Сада к Эрику Берне 26

Моральные теории любви 29

Эволюция представлений о любви и браке в последние

два столетия 33

Концепция сексуальности Зигмунда Фрейда 38

Концепция сексуальности Мишеля Фуко 43
2. ПРОБЛЕМЫ ЛЮБВИ В КОНТЕКСТЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ

СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ49

Позиция автора 49

Кризис семьи, или простая статистика 50

Семейные традиции или свобода личности? 61

Кризис семьи и воспитание детей 66

Что все-таки главное в семейной жизни? 69

Кто виноват в распаде семьи? 74

Все ли благополучно в нашем доме? 90

Ценности семейной жизни 96

Можно ли построить современную семью на любви? 101
3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЛЮБВИ И СЕКСУАЛЬНОСТИ 116

Два подхода к изучению сексуальности 116

Любовь в архаической и примитивной культуре 118

Идеи и практика любви в античной культуре 127

Христианская мораль и куртуазная любовь 145

Особенности осмысления любви в эпоху Возрождения 158

Новоевропейское представление о любви 166

Формирование секса 174
4. ЛЮБОВЬ, СЕКСУАЛЬНОСТЬ, ПОЛОВОЕ ВЛЕЧЕНИЕ 183

Психика и телесность 183

Ловушка для <бедных культур> 195

Этический аспект любви 197

Подход к решению проблемы полового воспитания 202
Контрольные вопросы206

Посвящаю любимой жене

Наташе
Введение. НОВАЯ ВОЛНА ИНТЕРЕСА К

ПРОБЛЕМАМ ЛЮБВИ И СЕКСУАЛЬНОСТИ
Благая жизнь - это жизнь, вдохновляе-

мая любовью и направляемая знанием. И зна-

ние и любовь бесконечны.
Бертран Рассел
Любовь - это самая интимная точка со-

единения природы и разума, это единствен-

ное звено, где природа вторгается в разум,

она, стало быть, есть превосходнейшее среди

всего природного.
Готлиб Фихте
Речь в книге пойдет о природе любви и сексуальности. Я

хочу понять, как они формировались в прошлом и что с ними

происходит в наши дни. Говоря об эросе и сексуальности вместо

того, чтобы просто использовать слово любовь, тем самым ука-

зываю, что мною движет научный интерес. Однако это не оз-

начает, что я буду обсуждать любовь отстраненно, не переживая

за нее и за себя. Нет, у меня глубокий личный, житейский инте-

рес к вопросам пола и любви. Для меня понимание природы

любви (соответственно в научном плане - эроса и сексуально-

сти) есть момент личного самоопределения или, как сегодня часто
3
говорят, событие. Итак, мне хотелось бы обсуждать проблемы и

природу любви и научно и так, чтобы это обсуждение стало со-

бытием и для меня и для читателя, который захочет прочесть

эту книгу.
Почему сегодня проблемы любви, пола, сексуальности так

заинтересовали и отдельных людей и общественность? Замечу,

что наш интерес к этим темам повторяет аналогичный инте-

рес серебряного века. Можно вспомнить, что в русской лите-

ратуре и философии начала века вопросы пола, любви, секса

не просто обсуждались, но отчасти стояли в центре внима-

ния. Здесь достаточно указать имена В. Брюсова, А. Блока,

З. Гиппиус, А. Белого, М. Арцебашева, С. Надсона, Вл. Со-

ловьева, Н. Бердяева, В. Розанова. Вот, например, что писал

Н. Бердяев о Розанове: "Розанов с гениальной откровенно-

стью и искренностью заявил во всеуслышание, что половой

вопрос - самый важный в жизни, основной жизненный во-

прос, не менее важный, чем так называемый вопрос социаль-

ный, правовой, образовательный и другие общепризнанные,

получившие санкцию вопросы, что вопрос этот лежит гораз-

до глубже форм семьи и в корне связан с религией, что рели-

гии вокруг пола образовывались и развивались, так как по-

ловой вопрос есть вопрос о жизни и смерти"^. Обсуждая этот

период, современный искусствовед Римма Кречетова отмечает:

<А между тем российское искусство уже в XIX веке отноше-

ния сексуально-любовные занимали чрезвычайно. У Пушки-

на и Лермонтова, у Тургенева, Толстого шел поиск границы

открытости, способов выражения тончайших ощущений и эмо-

ций, меры допустимого физиологизма. Возникла устойчивая

традиция одухотворенной откровенности, той, что позже, уже

в серебряном веке отзовется так особо, так дразняще непро-

сто. Чувственность (назовем это так) - важная краска ис-

кусства того времени, удивительно вбирала в себя как есте-

ственно грубое, так и тысячелетиями выпестовываемую в чело-

веке духовность. Дух и плоть эстетически встречались, соз-

давая зону специфического "русского эроса", который при-

тягивал более изощренный в интеллектуальных подходах к

"этому" западный мир. Русская литература, музыка, балет

несли в Европу особую эротическую энергию, что не в по-
^Бердяев Н.А. Эрос и личность (Философия пола и любви).- М.,

1989.- С. 19.
4
следнюю очередь способствовало их успеху. Тут есть о чем

думать и спорить>^.
Конечно, в наши дни все эти вопросы понимаются иначе, но

влияние серебряного века все же ощущается: и в постановке

проблем и в отсылке к взглядам наших замечательных поэтов,

писателей и философов начала века. Но почему все же эти во-

просы интересуют нас?
Начать можно с более отдаленных обстоятельств - общего

кризиса культуры и цивилизации. Сегодня сложились два раз-

ных понимания, два взгляда на судьбу мировой культуры: так

сказать, оптимистический и пессимистический. Оптимисты уве-

рены, что мировая культура на правильном пути, что будущее

за наукой, техникой, информацией, рационально организован-

ной экономикой, что ценности западной культуры (успех, власть,

личная свобода, сила и т.д.) являются архетипическими и ис-

тинными, а западный образ жизни - единственно правильным.

Пессимисты, начиная с О. Шпенглера, напротив, уверены в об-

ратном: современная мировая культура клонится к закату. Еще

в 20-х годах Н. Бердяев писал: <Мы живем в эпоху, аналогичную

гибели античного мира... Все привычные категории мысли и

формы жизни самых "передовых", "прогрессивных", даже "ре-

волюционных" людей XIX и XX веков безнадежно устарели и

потеряли всякое значение для настоящего и особенно для буду-

щего... Индивидуализм, атомизация общества, безудержная по-

хоть жизни, неограниченный рост народонаселения и неогра-

ниченный рост потребностей, упадок веры, ослабление духовной

жизни - все это привело к созданию индустриально-капитали-

стической системы, которая изменила весь характер человечес-

кой жизни, весь стиль ее, оторвав жизнь человеческую от ритма

природы. Машина, техника, та власть, которую она с собой при-

носит, та быстрота движения, которую она порождает, создают

химеры и фантазии, направляют жизнь человеческую к фикци-

ям, которые производят впечатление наиреальных реальностей.

Повсюду раскрывается дурная бесконечность, не знающая за-

вершения>^.
Более чем полвека, отделяющие нас от этих пророческих

размышлений, вроде бы подтверждают их правоту. Экологичес-
^Кречетова Р. Листопад // Театральная жизнь.- 1997.- #4.- С. 15.
^Бердяев Н.А. Новое средневековье (размышление о судьбе России

и Европы) // Вестник высшей школы.- 1991.- #3.- С. 100.
5
кий кризис, кризис антропологический, угроза третьей миро-

вой войны, Чернобыль, кризис нравственности и морали, рост

всевозможных заболеваний, возрастание неравенства во всех

сферах жизни - все это и есть дурная и даже гибельная беско-

нечность. Но как же иначе, говорят оптимисты, как прокор-

мить миллиарды людей, удовлетворить их растущие потребно-

сти, как создать комфорт и достойный уровень жизни, как удов-

летворить тягу человека к свободе, новизне, удовольствиям,

творчеству, успеху?
В поисках разрешения этой дилеммы сегодня намечены два

противоположных пути. Один - это надежда разрешить кри-

зисные явления современной культуры на путях науки и обра-

зования за счет разумной организации жизни, производства, соз-

нательного подхода ко всему, изменения ориентиров развития

науки и технологии. "Развитие для кого? - спрашивает Ф. Май-

ор.- Вряд ли скажешь короче и полнее: для человека, для всех

людей. Другими словами, оно должно иметь в качестве перво-

степенной цели духовное и моральное совершенствование чело-

века, а также улучшение его материальных условий"^. Сегодня,

говорит он далее, <наука слишком часто служит силе. Ответ в

том, чтобы она служила только разуму. Революция - в знании,

в его мудром использовании... Правильная передача знаний и

способов их приложения является главным аспектом "рефлек-

сивной" культуры, незаменимым субстратом которой выступает

образование>^.
Второй путь разрешения кризисных явлений можно назвать

альтернативным или эзотерическим^. Его сторонники предска-

зывают возвращение человечества или к различным модифика-

циям религиозной культуры (например, Н. Бердяев считает,

что грядет "новая коллективная религиозная эпоха, долженст-

вующая собрать в себе всякое подлинное бытие Церкви Хри-

стовой"), или к формам жизни, более естественным для челове-

ка - с ограниченными здоровыми потребностями, ощущением

единства с природой и космосом, с формами бытия, свободными
^Майор Ф. Завтра всегда поздно.- М., 1989.- С. 63.
^Там же.- С. 94, 132.
^Эзотерическое мироощущение исходит из убеждения, что наш мир

и наши институты неэффективны или иллюзорны, что существует

подлинный мир и человек может обрести его. Необходимые условия

этого - кардинальное духовное и психотехническое изменение и

переделка человека.
6
от власти техники. Существуют, говорят сторонники этой по-

зиции, абсолютные человеческие ценности - здоровая жизнь,

семья, любовь, дети. Именно к ним и нужно возвращаться, их

и нужно отстаивать. Естественная любовь, а не секс, не изо-

щренные поиски наслаждений, любовь прежде всего в семье, а

не на стороне, именно любовь, а не сексуальные отклонения и

извращения^.
Полемика, хорошо ощущаемая в этой позиции, подводит

нас еще к одному вопросу, обстоятельству, обострившему инте-

рес к проблемам любви, пола, сексуальности. А именно, как

нам относиться к отклоняющимся формам сексуального пове-

дения: гомосексуализму, лесбиянству, групповым оргиям, пор-

нографии, неестественным формам полового сношения и т.д.?

В одной из вполне солидных докторских педагогических дис-

сертаций, посвященных античному миру, я прочел, что он, этот

мир, погиб потому, что любовь к прекрасным мальчикам у

мужчин и к прекрасным женщинам у женщин вытеснила нор-

мальные отношения между полами. Удивляться этому выводу

не приходится, читая, например, "Жизнь двенадцати цезарей"

римского историка Гая Светония Транквилла. Сегодня в нашей

культуре многие формы любви и сексуального поведения, ко-

торые раньше относили к патологии и отклонениям от куль-

турной нормы, не только объявляются естественными, но и свя-

зываются с возможностью достижения личной свободы граж-

дан или окончательной победой над тоталитарной идеологией^.
^Впрочем, многие исследователи указывают, что и эти абсолютные

ценности охвачены кризисом. <Так называемые "противоестественные"

формы любви и полового соединения,- писал Н. Бердяев,- приводя-

щие к негодованию ограниченных моралистов, с высшей точки знания

нисколько не хуже, иногда даже лучше форм так называемого "естест-

венного соединения"> (Бердяев Н.А. Эрос и личность (Философия пола

и любви).- М., 1989.- С. 44).
^В журнале "Огонек" на заре перестройки и реформы Людмила

Сальникова в статье "Вперед к личной жизни", правда, не без юмора

пишет: "Свободу мы всегда понимали исключительно в политическом

смысле. Свобода нравов? Свобода поведения? - Это нечто неясное и

неприличное, почти разврат... запрещать ничего нельзя, иначе весь пор-

нографический бизнес опять уйдет в подполье и примет извращенные

формы. Семьдесят лет у нас сажали в тюрьму проституток, гомосексуа-

листов, в последнее время даже владельцев видео. Что-нибудь измени-

лось к лучшему?" (Огонек.- 1991.- #44).
7
Последнее аргументируется тем, что ханжество и бесправие в

общественной жизни было распространено столь широко, что

захватило даже телесную основу советского человека, так что

уже, напротив, ханжеские отношения в сфере интимной жиз-

ни, отсутствие здесь свободы поддерживали всю пирамиду по-

ведения личности вплоть до общественного поступка. <В Со-

ветском Союзе,- пишет Р. Кречетова,- секса не было. Это те-

перь знает каждый школьник. Но то, что знают "все", редко

бывает истиной. Мы просто заблудились в словах. А вынуж-

денное приняли за действительность.
Секс, эротика, порнография утратили сегодня в нашей по-

стоянно шарахающейся из стороны в сторону действительности

свои разграничительные признаки. Бедный, бедный Станислав

Говорухин с его законом об ограничении и т.д. Ну где он сего-

дня найдет тех, кто сумеет отличить одно от другого>^.
Но не только выход на поверхность "любовного андеграунда"

(проституции, порнографии, гомосексуализма, лесбиянства,

трансвестицизма и т.п.) снова привлек интерес общества к во-

просам любви и секса. Обостряют интерес и новые медицинские

технологии, позволяющие ни больше, ни меньше как сменить

пол. Оказывается, и в нашей стране и за рубежом тысячи впол-

не нормальных людей сегодня меняют пол. Читая одну из

типичных статей о смене пола, я удивился. Поразила меня эта

статья не только самим материалом, но и отношением автора к

этому явлению. Да никак автор к этому не относится, просто

описывает технологию генетической коррекции и приводит ко-

роткие интервью с пациентами Центра репродукции человека и

планирования семьи, где делаются эти операции. Как такое мо-

жет быть, подумал я, ведь люди меняют пол, из женщин стано-

вятся мужчинами и наоборот, меняют не только пол, но и

личность, идут на тяжелейшие операции, а автор - ни слова о

нравственной и этической стороне вопроса, как будто это самое

обычное дело. Более того, из статьи следует, что смена пола -

вполне естественное дело, в результате получаются люди, кото-

рые "в дальнейшем чаще всего слывут хорошими семьянинами"

и вообще преуспевающими, полноценными людьми.
И ладно, если бы речь шла об отдельных, частных явлениях

общественной жизни. Нет, что-то меняется в самой культуре, в

нашем отношении к вопросам пола. Этот процесс ускоряется и в
^Кречетова Р. Цит. соч.- С. 14.
8
связи с попытками создать индустрию любви. И опять у нас нет

никакого отношения к этому. Дело не только в падении вкуса и

в пошлости, хлынувшей на нас со страниц книг, журналов, с

экранов телевизоров, но и в отсутствии нравственной позиции,

вообще какой бы то ни было осмысленной позиции.
Нет позиции в этом вопросе и у многих ученых. Например, в

интересной книге польского культуролога Збигнева Лев-Старо-

вича "Секс в культурах мира", с одной стороны, признается, что

"массовая культура закручивает спираль эротизма, нередко ста-

новясь рядом с порнографией"^, что различные публикации и

фильмы с эротическим содержанием формируют установки у мо-

лодежи и не только молодежи, а с другой стороны, сам автор

описывает секс в различных культурах так, как будто это фено-

мен природы, далекий от этических размышлений и оценок.

Кому-то может показаться, что и сам секс как культурное явле-

ние требует подобного бесстрастного рассмотрения, ведь в раз-

ных культурах, как показывает Лев-Старович, были все мысли-

мые и немыслимые сексуальные отклонения, причем то, что в

одной культуре (например, мастурбация, гомосексуализм, ор-

гии или неклассические позы) являлось культурной патологи-

ей, в других культурах было нормой и естественным ходом дел.

Если одни исследователи трактуют культивирование секса и эро-

тизацию современной жизни как зло, как свидетельство заката

культуры Запада, то другие, напротив, видят в этих процессах

символы "новой нравственности, свободной от табу, от затормо-

женности"^. Но и те и другие судят о сексуальности скорее эмо-

ционально, чем опираясь на знание и научное понимание этого

явления.
Впрочем, есть счастливые исключения. Речь идет об ис-

следовании сексуальности, проведенном известным современ-

ным французским философом Мишелем Фуко. Проблемати-

зируя тему секса, М. Фуко спрашивает: <Какая-то скользкая

дорожка за несколько веков привела нас к тому, чтобы во-

прос: что мы такое? - адресовать сексу... Как удалось почти

целиком и полностью поставить нас - наше тело, нашу ду-

шу, нашу индивидуальность, нашу историю - под знак ло-

гики вожделения и желания. Именно она отныне служит нам

универсальным ключом, как только заходит речь о том, кто
^Лев-Старович З. Секс в культурах мира.- М., 1991.- С. 104, 107.
^Там же.- С. 105.
9
мы такие. И не одно столетие прошло уже с тех пор, как

бесчисленные теоретики и практики плоти сделали из чело-

века - без сомнения, весьма мало "научным" способом -

детище секса, секса властного и интеллигибельного. Секс -

причина всего>^.
Если секс причина всего, то в чем тогда роль любви? И чем

вообще секс отличается от любви? В английском языке слово

sex означает как пол, так и любовь. Однако для любви есть и

свое слово - love. В русском языке со словом секс связаны та-

кие представления, как, например, нечто запретное, пограничное,

наслаждение как самоцель, которые мы не находим в слове лю-

бовь. Когда известного искусствоведа Льва Аннинского спроси-

ли, является ли сексология наукой, позволяющей людям учить-

ся заниматься любовью, он ответил:
<...Заниматься любовью? Кстати сказать, есть нечто дикое

для меня в самом понятии "заниматься любовью". Любовь -

это не понятие, это состояние, состояние, при котором все стано-

вится видно в подлинном свете... Это и есть понятие любви. А

эрос что-то самостоятельное - это что-то из области медицины.

Это при отклонениях наверное.
Для меня, когда Тургенев пишет, что его героиня вся затре-

петала, это и есть эрос. Затрепетала "вся", а не каким-то там

кусочком организма, нарочно для того предназначенным. Я по-

дозреваю, что и на Западе, откуда пришло к нам сугубое "заня-

тие любовью", человеческое, естественное вряд ли в таких заня-

тиях реализуется>^.
Необходимость различения любви и секса диктуется не толь-

ко личностными или эстетическими соображениями, но и весь-

ма практическими. Так, в настоящее время на Западе и у нас

вводятся программы полового воспитания. Но спрашивается, что

под этим понимать?
Например, авторы международного проекта "Половое воспи-

тание российских школьников", осуществляемого в рамках пла-

нирования семьи, понимают под половым воспитанием гигиену

отклоняющихся форм сексуального поведения. Анализируя этот

проект, представители Фонда социально-психического здоровья

семьи и ребенка И.Я. Медведева и Т.Л. Шишова пишут:
^Фуко М. Воля к истине.- М., 1996.- С. 176-177.
^Аннинский Л. Не возжелай // Театральная жизнь.- 1997.- #4.-

С. 2.
10
В пресс-релизе Министерство образования РФ мотивирует необходи-

мость введения полового просвещения школьников "резким ростом количес-

тва беременностей, абортов и заболеваний, передающихся половым путем,

среди подростков, участившимися случаями сексуального насилия... Кроме

того, с экранов телевизоров, видеомагнитофонов, со страниц газет и журна-

лов на молодых людей обрушился поток порнографии и полупорнографии".
Почему-то, сетуя на засилье порнографии, Министерство образования

не призывает ее запретить, а фактически обязывает школу обучать детей

тому же самому, но более системно и квалифицированно. Дескать, пожа-

луйста, на здоровье, но грамотно!
Какое же общественное мнение формируется по данному вопросу? При-

близительно такое:
- школа будет рассказывать детям, "что они не родились в капусте";

- говорить о вреде абортов;

- учить пользоваться контрацептивами, чтобы не забеременеть и не

заразиться венерическими болезнями. Вроде бы благие начинания.

Хотя сразу же возникают три вопроса:
1. Почему не хотят внушать - с помощью родителей, тех же школьных

учителей или священнослужителей,- что детям не следует вступать в

ранние половые связи, а собираются учить их грамотно это делать, таким

образом, в принципе давая индульгенцию на детский секс?
2. Почему надо просвещать всех скопом - коллективно и при смешан-

ной системе обучения,- а не разбираться с отдельными случаями? (Для

чего, в частности, и существует должность школьного психолога).
3. Почему этот предмет называется "половое воспитание", а не "техни-

ка секса"? Ведь только на изучение физиологии полового акта в старших

классах отводится 26 часов.
Значительную часть учебного времени занимает подробное изучение

всех существующих видов половых извращений, проституции, онанизма.

Обучение будет проходить не только с помощью учебников, но и нагляд-

ных пособий, а также полоролевых игр (?!). О добровольности занятий в

проекте не упоминается. Больше того, высоко оценивается пример одной

из скандинавских стран - Швеции, где половое воспитание по закону про-

водится с детского сада без согласия родителей.
В проекте говорится, что в области полового воспитания он принесет

пользу всему сообществу школьных учителей и врачей. Он повысит нашу

информированность о "детерминантах сексуального поведения российских

подростков" и "заполнит огромный информационный пробел в сексуаль-

ном образовании как у них, так и у их родителей и учителей".
В качестве образца успешного проведения данного проекта приводят-

ся западные страны^.
^Международный проект "Половое воспитание российских школь-

ников в системе общего и профессионального образования Российской

Федерации". Фонд социально-психического здоровья семьи и ребенка

(Сборник материалов). Рукопись.- М., 1997.
11
Действительно, речь в проекте идет о сексуальной гигиене

(чего стоят, например, разработанные в рамках проекта заклад-

ки для детских книг с девизами "Ваш друг презерватив", "Пре-

зерватив - это... круто" и соответствующими рекламными изо-

бражениями). О любви и нормальных отношениях полов в про-

екте почти ни слова. Реакция общественности и специалистов

на проект была достаточно бурной и крайне отрицательной; в

результате решением Министерства общего и профессионально-

го образования РФ проведение эксперимента по проекту в 16

пилотных школах было прекращено.
Но проблема полового воспитания все же остается. Как ее

решать? На что при этом ориентироваться: на любовь, секс, а

если на норму, то какую? Понятно, что ответить на эти вопросы

невозможно, не проанализировав природу самих этих явлений.
План нашего "путешествия-исследования" будет следующий.

Сначала я расскажу о том, что о любви и сексе думали филосо-

фы и ученые. Затем мы обсудим, что такое современная семья

(имеются в виду некоторые типичные проблемы российской и не

только российской семьи) и можно ли ее основать на любви.

После этого, используя собственные знания в области истории и

культурологии, я познакомлю читателя с тем, как любовь и секс

понимались в истории и разных культурах. Следующий шаг,

который напрашивается,- обсуждение природы и сущности люб-

ви и секса. Завершим путешествие мы постановкой проблемы

полового воспитания.
12

1. ФИЛОСОФЫ И УЧЕНЫЕ СПОРЯТ И

РАЗМЫШЛЯЮТ О ЛЮБВИ И СЕКСУАЛЬНОСТИ
ПАРАДОКСАЛЬНОСТЬ ДРЕВНИХ И

СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛЮБВИ И

СЕКСУАЛЬНОСТИ
Наше современное представление о любви получило назва-

ние романтической концепции любви. Считается, что первыми

принципы романтической любви разработали американские пу-

ритане в XVII веке. С романтической концепцией любви связы-

ваются такие характеристики, как идеализация (любимого и лю-

бимой), новое понимание человека и взаимоотношений (как пи-

сал канадский теолог Герберт У. Ричардсон, суть романтичес-

кой любви - равенство партнеров), любовная страсть или более

сдержанные, но все же сильные эмоциональные переживания.

Вот для примера несколько высказываний ученых о романтичес-

кой любви.
Ричардсон, автор книги "Монахиня, ведьма, партнерша: аме-

риканизация любви", считает, что романтическая любовь рож-

дает высокое чувство личной уникальности и индивидуально-

сти, освобождает человека от пут средневековых представлений,

закладывает основы для равных, неавторитарных отношений в

обществе, создает всеобщие ощущения свободы личности. Пси-

хотерапевт из Калифорнии Натаниэль Бренден в статье "Виде-

ние романтической любви" перечисляет психологические потреб-

ности, которые удовлетворяет романтическая любовь: общения,
13
любить и быть любимым, испытать с любимым родство душ,

удовлетворять сексуальные желания, самореализации.
Без удовлетворения этих базовых потребностей, уверен

Н. Бренден, "мы просто умираем". Напротив, американский пси-

хотерапевт Стэнтон Пил в статье "Глупцы для любви" пишет,

что романтическая любовь - это одно из проявлений социаль-

ной и индивидуальной патологии. Романтическая любовь, считает

он, пагубна, сродни пристрастию к наркотику, напоминает умо-

помрачение. Именно общество, полагает Пил, создает ситуации,

поощряющие пагубную любовь, вместо того чтобы пропаганди-

ровать отношения дружбы и товарищества.
Со своей стороны отметим еще два момента. В целом роман-

тическая любовь - это любовь мужчины к женщине и наобо-

рот, т.е. любовь к человеку противоположного пола. Кроме того,

она не противоречит браку. Завершение романтической любви

романтическим браком - естественное развитие событий в на-

шей культуре, которую иногда называют новоевропейской. Но

если мы пойдем вглубь веков и задержим свое внимание на ко-

лыбели нашей цивилизации - Древней Греции, то с удивлени-

ем обнаружим совершенно иные, непривычные для нас пред-

ставления о любви и браке. Наиболее отчетливо они описаны в

знаменитом диалоге Платона "Пир". Но предварительно несколь-

ко слов для понимания этого диалога.
Судя по литературе, в Древней Греции различались три раз-

ные формы (вида) любви: любовь между супругами и друзьями,

любовь чувственная ("эрос", ее по Платону символизирует Аф-

родита пошлая, земная) и любовь возвышенная. Только первая

форма, между мужем и женой осуществлялась обычным путем.

Чувственная любовь - это всегда любовь "на стороне"- к чужой

жене, к наложнице, к проститутке^.
Но самое замечательное изобретение греков - любовь возвы-

шенная (символизируемая Афродитой небесной). Те, кто следо-

вал такой любви, вдохновлялись не чувствами, а прежде всего

идеями: красоты, блага, бессмертия. Кроме того, это чаще всего

не любовь мужчины к женщине, а любовь мужчины к мужчине,
^Сходную картину мы наблюдаем и в Древнем Риме. Известна реп-

лика наследника императора Андриана (II в.) Элия Вера, адресованная

законной жене: <Ясно, что я удовлетворяю свои страсти с другими:

ведь понятие "жена" обозначает почет, а не удовольствие> (Бессмерт-

ный Ю.Л. Жизнь и смерть в средние века.- М., 1991.- С. 30).
14
точнее, к прекрасному юноше, или женщины к женщине (пре-

красной девушке). Наконец, Платон склоняется к мысли, что

возвышенная любовь не требует брака, что брак ей, так сказать,

противопоказан. Но послушаем самого Платона. Раскроем "Пир".

Платон устами одного из героев диалога Павсания говорит:
Так вот, Эрот Афродиты пошлой поистине пошл и способен на что

угодно: это как раз та любовь, которой любят люди ничтожные. А такие

люди любят, во-первых, женщин не меньше, чем юношей; во-вторых, они

любят своих любимых больше ради их тела, чем ради души... Вот почему
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации