Чуб Е.В. Компетентностный подход в образовании. Современные технологии профессионального обучения - файл n1.doc

приобрести
Чуб Е.В. Компетентностный подход в образовании. Современные технологии профессионального обучения
скачать (847 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc847kb.08.07.2012 00:41скачать

n1.doc

  1   2   3
«Институт повышения квалификации и переподготовки работников профессионального образования» филиал ГОУ ВПО «СибГТУ»


Е.В.Чуб
Компетентностный подход в образовании. Современные технологии профессионального обучения, ориентированного на действие

Методическое пособие


Новосибирск 2009

Печатается по решению Ученого совета «ИПК и ПРПО» - филиал ГОУ ВПО «Сиб ГТУ»
УДК 37.026

ББК 74.202

Ч 81
Рецензенты:

Э.Г. Скибицкий - зав. кафедрой педагогики Сибирской академии финансов и банковского дела, доктор педагогических наук, профессор

А.А. Муравьев - директор ГОУ ДПО «ИПК и ПРПО» - филиал ГОУ ВПО «СибГТУ», к.п.н., доцент
Научный редактор:

Л.И. Боровиков - зав. кафедрой педагогики НИПКиПРО, к.п.н., профессор

Ч 81 Чуб Е.В. Компетентностный подход в образовании. Современные технологии обучения, ориентированного на действие: Методическое пособие - Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2009. - 66 с.
ISBN 5-93889-103-6
В пособии рассмотрены теоретико-методологические основы компетентностного подхода в образовании. Дается характеристика базовых понятий: технология, компетенции, ключевые компетенции и др. Представлен сравнительный анализ современных технологий обучения, ориентированного на действие («немецкие образовательные технологии»), включающий в себя описание трех технологий: методику исследования частного случая, методику решения дидактических задач, методику направляющего текста. Приводятся варианты конструирования заданий по каждой из технологий на примере учебных занятий по предметам общеобразовательного цикла и спецтехнологии.

Пособие предназначено для учителей, преподавателей и профессионально-педагогических работников образовательных учреждений различного типа и вида, осуществляющих процесс обучения в рамках личностно-ориентированного образования.
ISBN 5-93889-103-6 УДК 37.026

ББК 74.202

Чуб Е.В.

© ИПК и ПРПО, ДДТ, 2009 Щ
Содержание
Введение 5

Глава 1. Компетентностный подход в образовании 7

1.1. Ключевые компетенции - основа

профессионального образования 7

1.2. Деятельностный подход в организации

образовательного процесса 17

Глава 2. Педагогическая технология. Обучение, ориентированное на действие 21

  1. Педагогическая технология 21

  2. Особенности организации обучения, ориентированного на действие 24

  3. Сущность технологий обучения, ориентированного

на действие 28

2.4. Основные требования технологий обучения,

ориентированного на действие 31

Глава 3. Технологии профессионального обучения, ориентированного на действие 33

  1. Методика решения дидактических задач 33

  2. Методика направляющего текста 40

  3. Методика исследования «Частного случая». Варианты построения 45

  4. Сравнение технологий обучения, ориентированного

на действие: общие черты и различия 54

Заключение 57

Список литературы 59

Приложение 1. Сравнительная характеристика образовательных технологий обучения, ориентированного

на действие 62

Приложение 2. Основные дидактические материалы, применяемые в технологиях обучения, ориентированного на действие 64

ВВЕДЕНИЕ
В условиях социально-экономических перемен, происходящих в России, претерпевают значительные изменения требования к различным сторонам профессиональной подготовки специалиста. Роль образования на современном этапе развития общества определяется задачами перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, потребностями соответствовать мировым тенденциям социального и экономического развития. Изменения, происходящие в развитии системы образования в России, связаны с такими изменениями в обществе как ускорение темпов его развития; переход к постиндустриальному, информационному обществу; все возрастающая потребность совместного решения глобальных проблем; возрастание роли человеческого капитала в экономической жизни страны и ряд других [16]. Безусловно, все это требует стабилизации профессионального образования, развития новых идей и принятия оптимальных педагогических решений.

Современное информационное общество предъявляет все более возрастающие требования к подготовке профессионала. Расширение производства, тенденции его развития требуют от специалиста не только углубления профессиональных знаний и умений, но и развития профессионально и социально важных качеств и характеристик. Возрастают требования к качеству выполняемой работы, функциональным и социальным способностям специалиста, к квалификации работника в целом. Работники должны быть готовы к тому, что рабочая нагрузка (будь то физическая или интеллектуальная) постепенно будет увеличиться.

При этом характер профессиональной деятельности в различных сферах становится все более связан с уровнем используемой техники как в промышленном секторе, так и в сфере образования. В этой связи социально-экономические условия рынка рабочей силы требуют высокого уровня профессиональной квалификации специалиста. В этой связи одной из важнейших задач профессионального образования становится развитие социального самоопределения личности обучаемого. Сегодня уже недостаточно быть просто грамотным исполнителем. Будущий профессионал должен уметь самостоятельно моделировать предстоящую профессиональную деятельность, проектировать перспективы своего жизненного пути. Важно быть специалистом творческим, способным к постоянному профессиональному росту, самообразованию, готовым к систематической коррекции собственной профессиональной деятельности в зависимости от условий развития производства и постоянно меняющейся социальной среды.

Тенденции развития промышленности и образования в нашей стране являются непосредственным отражением ситуации, происходящей во всем мире. Непрерывный процесс обновления техники и промышленных технологий предъявляет высокие требования к подготовке специалистов в области инженерной деятельности. Значительно возрастают требования к качеству выполняемой работы специалистом. Научно-технический прогресс основным требованием в профессиональной подготовке специалиста ставит вопрос о гарантиях конкретного уровня компетентности.

Глава 1. Компетентностный подход в образовании
1.1. Ключевые компетенции основа профессионального образования

Рынок труда требует от современного работника не только профессиональных знаний и умений, но и сформированных личностных и социальных качеств, таких как инициатива, сотрудничество, способность работать в команде. В качестве важнейшего приоритета в сфере образования выступает задача развития творческой личности, личности, способной открыто высказывать свое мнение, умеющей самостоятельно находить и обосновывать собственные профессиональные решения, смело выдвигать нестандартные идеи, быстро адаптироваться в меняющейся производственной и социальной ситуации. В меняющихся научно-технических и социально-экономических условиях современному специалисту необходимо не только обладать глубокими и гибкими профессиональными знаниями и умениями, но и развитыми профессиональными и социальными качествами и характеристиками. Необходимы также развитые коммуникативные способности, умение самостоятельно учиться, способность гибко применять знания в меняющейся профессиональной ситуации и ряд других.

Все эти качества и характеристики являются результатом развития ключевых профессиональных компетенций специалиста. Иными словами, современный уровень развития производства требует от специалиста высокого уровня развития профессиональных компетенций. Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что развитие профессиональных компетенций специалистов образовательной и производственной сферы действительно является весьма актуальной и востребованной к разрешению проблемой.

В этой связи перед образовательными учреждениями различного типа и вида встает проблема эффективности подготовки современных специалистов. Важность теоретической разработки данной проблемы предопределена основными тенденциями развития мирового сообщества, новым этапом развития системы образования в России, стратегией ее модернизации.

Рассматривая вопрос о тенденциях мирового развития, следует отметить следующие из них.

Ускорение темпов развития общества. Данная тенденция ставит перед образовательными учреждениями задачу по подготовке специалиста, мобильного, способного своевременно реагировать на возникающее профессиональное затруднение, быстро принимать верное решение.

Переход к постиндустриальному информационному обществу. На современном этапе развития производства возрастает потребность в высококвалифицированных кадрах, способных работать с информационными потоками, структурировать, систематизировать информацию, создавать базы данных и т.п.

Рост глобальных проблем. Решение таких проблем невозможно осуществить в рамках одного государства. Поэтому будущий профессионал должен быть готов к сотрудничеству в рамках мирового сообщества.

Демократизация общества приводит к расширению выбора как социального, так и политического. Человек должен быть готов к такому выбору. Образовательное учреждение должно готовить молодого человека не только осуществлять правильный выбор, но и нести за этот выбор ответственность.

Развитие экономики влечет за собой не только позитивные, но и негативные последствия. Происходит рост конкуренции на рынке рабочей силы, сокращается сфера неквалифицированного труда. Растет потребность в повышении профессиональной квалификации специалистов. Происходит изменение в сфере занятости. От сотрудников требуется наличие комплексных универсальных знаний и умений. В этой связи образовательные учреждения призваны готовить профессионалов, обладающих ключевыми компетенциями. Советом Европы были определены следующие пять ключевых компетенций (Рис 1.).

Ключевые компетенции (key skills) - основание (ключ) для предметно-ориентированных компетенций. В методической литературе, как российской, так и зарубежной, существует множество определений понятия «компетенция» (Рис.2).

Так, Федеральный Институт профессионального образования (Германия) под профессиональными компетенциями подразумевает знания, умения и способности, необходимые для работы по какой-либо специальности, что позволяет работнику проявить автономность и гибкость при решении профессиональных проблем.

В Великобритании Национальный совет данного понятия как готовность работника применять требуемые знания в конкретной профессиональной области, а уровень квалификации определяется в зависимости от следующих параметров:

Компетенция - интегративный комплекс знаний, способностей, установок, позволяющих работнику осуществлять профессиональную деятельность, соответствующую современным требованиям развития трудовой среды (Lernia, Швеция) [11].

В обобщенном своем виде содержание данного понятия может быть представлено в следующем виде: компетенции способность на основе органического единства знаний, умений, опыта и отношений осуществлять как привычную, так и новую профессиональную деятельность [13].


Таким образом, под профессиональными компетенциями мы будем понимать способность работника гибко применять знания, умения, имеющийся опыт, сложившуюся у него систему отношений и ценностей для эффективного решения как знакомых, так и незнакомых проблемных трудовых заданий.


Из истории вопроса. Понятия «компетенция» и «ключевые компетенции» использовались в сфере бизнеса для определения качеств будущего сотрудника, влияющих на профессиональную успешность. В 70-е годы XX века проблематика компетенций из бизнеса попала в образование и со временем заняла в нем ведущее место. Сейчас модернизация образования в РФ в основу содержания общего образования закладывает ключевые компетенции в интеллектуальной сфере, в общественно-политической сфере, в коммуникационной сфере, в информационной сфере и др.

Формирование профессиональных компетенций процесс динамический, предполагающий последовательное приобретение специалистом дополнительных профессионально значимых знаний, умений, качеств, характеристик, способностей и т.п. В этой связи можно выделить определенные шаги в развитии профессиональных компетенций: профессиональные квалификации, сквозные (или «мобильные») компетенции, ключевые компетенции (Рис.3)

Профессиональные квалификации относятся к сфере узкой профессиональной деятельности.

Профессиональные квалификации позволяют специалисту адекватно осуществлять деятельность, быть успешным в рамках одной конкретной профессии. Чем сложнее профессия, тем больше интегрированных функций и задач она в себя включает, следовательно, требует более гибких интегрированных умений, что не обеспечивают профессиональные квалификации.

Сквозные (или «мобильные») компетенции относятся в значительной степени к социальным, коммуникативным, методическим и иным видам компетенций, присущих профессионалу.

Они необходимы для осуществления эффективной трудовой деятельности в рамках близких или смежных профессий и сфер деятельности. Можно выделить несколько групп такого рода компетенций:

Сквозные компетенции позволяют профессионалу реализовывать себя в рамках смежных профессий, в близкой профессиональной деятельности.

Ключевые компетенции дополняют традиционные квалификации.

Новые профессиональные компетенции, называемые еще «базовыми», необходимы для:

• успешности получения новых знаний;

Ключевые компетенции позволяют профессионалу быть адаптивным к изменяющимся условиям на рынке труда, предоставляют возможность к самореализации в разнообразных сферах профессиональной действительности.

Ключевые компетенции — это важнейшее условие успешности профессионала на рынке рабочей силы. В этой связи образовательное учреждение призвано при подготовке специалистов ориентировать целостный образовательный процесс на развитие такого рода компетенций у выпускников. Развитие и формирование профессиональных компетенций у будущих профессионалов осуществляется, прежде всего, в процессе профессионального обучения, где, на наш взгляд, и должны быть созданы все необходимые для этого организационно-педагогические условия. Это означает, что школа — в широком смысле слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности [7]. «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а набор государственных ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах» (из документов по модернизации образования).

Профессиональная подготовка современного специалиста предполагает перестройку организации всего учебно-воспитательного процесса. На смену пассивному усвоению знаний должно прийти обучение, основанное на компетенциях. Многие современные образовательные технологии направлены на оптимизацию и гуманизацию образовательного процесса. Они ориентируют обучаемых на получение гибких профессиональных и социальных знаний, пробуждают в них устойчивый профессиональный познавательный интерес, активность, позволяют выйти на востребованный обществом уровень ключевых компетенций.

Профессионально-личностный потенциал будущего специалиста-инженера в общественно-экономическом производстве определяется, в том числе, и развитием личностных качеств самого человека. В первую очередь такая ситуация требует серьезных изменений в отношении к социальной функции образования. Иными словами, образовательный процесс должен быть ориентирован на требования социума, а сама система образования должна стать неотъемлемой составляющей социокультурной сферы. Решение такой задачи требует поиска новых путей реализации предметного содержания. Процесс обучения необходимо моделировать таким образом, чтобы он оказывал влияние на саморазвитие личности студентов, формирование у них социально-значимых ценностей, интересов, склонностей, приоритетов.

Под обучением, основанным на компетенциях, понимается «обучение, основанное на определении, освоении и демонстрации знаний, умений, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности /профессии (глоссарий ЮНЕСКО, 2004)[13,с.23].

В процессе организации обучения, основанного на компетентностном подходе, на первый план выходят:

Говорить о формировании и дальнейшем развитии профессиональных компетенций возможно только в ситуации грамотно организованного профессионального образования. В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г.» рассматривается необходимость создания механизма устойчивого развития системы образования, обеспечение доступности полноценного образования, достижение нового современного качества. На современном этапе развития общества одной из задач модернизации является установление соответствия образования уровню потребностей и перспектив развития личности.

Интенсивность жизни современного человека такова, что образовательные системы вынуждены подстраиваться под нее. Нужен принципиально новый подход к определению целей, задач и принципов образования, необходимо пересмотреть содержание образования, которое реализуется учебными предметами и учебными дисциплинами, требуются новые формы, методы и средства обучения. Вопросы эффективной организации управления образовательными системами становятся сегодня особо актуальны (В. Г. Афанасьев, И. Ф. Исаев, Ю. А. Конаржевскяй, В. Ю. Кричевский, А. А. Орлов, Л. П. Погребняк, В. П. Симонов, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова и др.).

Педагогическая наука призвана эффективно использовать закономерности индивидуального развития как педагога, так и обучающегося. Необходимо выявить оптимальные способы организации эффективного педагогического общения (Ш. А. Амонашвили, А. Б. Добрович, П. М. Ершов, А. П. Ершова, О. А. Казанский, В. А. Кан-Калик и др.), рассмотреть вопросы овладения системой эмоционально-творческих взаимоотношений между педагогом и обучающимися (О. А. Абдуллина, В. Ю. Бабайцева, Т. Г. Браже, 3. Н. Вяткина, Н. Д. Деминцев, Е. А. Климов, И. И. Чернокозов и др.), определить перспективные стороны технологии конструктивного межличностного взаимодействия между педагогами и обучающимися (А. А. Бодалев, В. А. Кан-Калик, Л. М. Митина, А. В. Мудрик, В. В. Тарасов и др.), проанализировать готовность всех участников целостного педагогического процесса к самообразованию и самовоспитанию (Ю. А. Долженко, И. А. Донцов, С. Б. Елканов и др.), выявить значимость для профессионала оценки результативности собственного труда (А. А. Деркач, И. В. Золотухин и др.).

На смену когнитивно-ориентированной парадигме, еще существующей в современной системе образования, приходит личностно-ориентированная. Основная причина смены образовательной парадигмы - необходимость принципиально нового подхода к определению целей, задач, принципов, содержания образования, которые в свою очередь предполагают применение новых, активных методов, средств и форм организации обучения (Д. А. Белухин, Э. Ф. Зеер, И. С. Якиманская и др.).

В педагогической науке и практике, в связи с изменениями, происходящими в обществе, разрабатываются различные подходы к освоению личностно-ориентированного обучения (В. К. Дьяченко, А. Г. Ривин, Г. К Селивко и др.), интерактивного обучения (И. А. Зимняя, И. И. Рыданова, Г. А. Цукерман и др.), анализируются особенности организации профессиональной подготовки к тому или иному виду профессиональной деятельности через синтез теоретического и практического знания (В. П. Бездухов, Г. С. Сухобская, Ю. Н. Кулюткин, Л. М. Митина и др.). Ставятся вопросы об эффективности организации обучения на основе факторного анализа, в рамках которого выделяются дидактические приемы, приемы интенсификации (Ю. К. Бабанский, В. А. Орлов, В. А. Сластенин, В. А. Трайнев и др.).

Подготовку современного специалиста невозможно осуществлять в опоре на старые методы организации обучения. Сегодня профессиональная подготовка требует перестройки всего учебно-воспитательного процесса. Традиционное обучение уже не справляется с насущной задачей профессионального образования - подготовкой работника, способного управлять современной техникой, владеющего новыми информационными технологиями, успешно конкурирующего на рынке рабочей силы. На смену репродуктивному усвоению знаний должно прийти обучение, основанное на компетенциях.

Внедряемые в образовательный процесс педагогические технологии, прежде всего, должны быть направлены на активную познавательную деятельность обучающихся, оптимизацию и гуманизацию образования в целом.
1.2. Деятельностный подход в организации образовательного процесса
Современная педагогическая наука и практика призваны ответить на вопрос о механизмах наращивания эффективности и результативности процесса обучения. Одной из задач модернизации образования выступает обеспечение доступности полноценного образования, достижение нового современного качества. Безусловно, все это диктует необходимость стабилизации профессионального образования, развития новых идей, поиска оптимальных педагогических решений.

Подготовку современного специалиста невозможно осуществлять в опоре на старые методы преподавания. Необходим активный переход от традиционной классно-урочной системы организации обучения к деятельностной, личностно-ориентированной, индивидуально-виртуальной системе.

В Российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая и авторские. Иными словами, современная ситуация в российском образовании ставит перед педагогической наукой и практикой целый комплекс задач, требующих оперативного решения проблемы эффективной подготовки современного специалиста. В этой связи идет научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. Как показывает практика, необходимо активно внедрять в педагогический процесс современные образовательные технологии, направленные не только на знаниевый, дидактический компонент образования, но и на социально-педагогический характер профессионального обучения.

Широкое применение в учебном процессе современных образовательных технологий ориентировано на активную самостоятельную познавательную деятельность обучаемых. Современные педагогические технологии (С. Я. Батышев, В. П. Беспалько, А. А. Вербицкий, Т. В. Кудрявцев, Ю. Н. Кулюткин, М. М. Левина, М. И. Махмутов, Г. К. Селевко, Г. С. Сухобская, Н. Ф. Талызина и др.) позволяют в достаточно короткие сроки (период обучения в образовательном учреждении) подготовить современного специалиста-профессионала, конкурентоспособного на рынке рабочей силы.

В этой связи современная система образования по-новому рассматривает принцип деятельностного подхода в образовании (В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Г. П. Щедровицкий и др.). Применение психологической теории деятельности в образовании так или иначе должно быть направлено на особую организацию целостного педагогического процесса как особого рода деятельности студента по усвоению им основного содержания изучаемых дисциплин (программированное обучение).

В качестве важнейшей цели образования выдвигается задача овладения деятельностным подходом к самой профессиональной деятельности. Специфика данного подхода на современном этапе развития системы образования должна предполагать особым образом организованную познавательную деятельность студентов, при которой обучающийся становится активным субъектом учения, иными словами, процесс обучения должен представлять собой обучение в деятельности.

Цель деятельностного подхода в современной педагогике необходимо рассматривать как процесс развития и формирования личности будущего профессионала как саморазвивающейся, саморегулирующейся личности с осознанными и гибкими знаниями и умениями.

Профессиональное образование должно осуществляется в деятельности. Студент должен быть максимально включен в самостоятельную познавательную деятельность, решая предложенные педагогом учебные проблемы, задачи и задания, опираясь на целенаправленно разработанные информационные материалы, справочную литературу, методические рекомендации и др. В результате внедрения в образовательный процесс средств информатики и коммуникаций происходят существенные перемены в психологии студента. Из позиции пассивного слушателя он превращается в участника продуктивного типа взаимоотношений, в котором ему отводится активная роль. В этом и заключается основный смысл деятельностного подхода в профессиональном образовании.

Деятельностный подход, являясь методической основой профессионального образования, позволяет каждому обучающемуся активно включаться в процесс усвоения нового предметного содержания, овладевать операционно-техническими средствами выполнения новой деятельности, самостоятельно планировать и контролировать уровень овладения профессиональными умениями и навыками. Новая роль и деятельность студента при деятельностной организации обучения требует от него активного развития познавательных и исследовательских умений, позволяющих самостоятельно использовать современные информационные технологии в процессе обучения.

Существенным образом меняется и роль педагога. Педагог из «основного звена» превращается в куратора, консультанта, контролера, менеджера, помощника при овладении студентом новым профессиональным знанием. При этом необходимо учитывать тот факт, что изменение роли педагога требует от него умения целенаправленно применять в процессе организации познавательной деятельности обучаемых современные развивающие педагогические технологии.

Обучение в деятельности способствует включению студента в решение профессиональных задач сразу же на этапе непосредственного овладения им основами профессиональных знаний и умений, то есть, в период обучения в образовательном учреждении.
Глава 2. Педагогическая технология. Обучение, ориентированное на действие
2.1. Педагогическая технология

Результативная подготовка современного специалиста невозможна без поиска таких педагогических технологий, которые позволяли бы в достаточно короткие сроки (период обучения в образовательном учреждении) подготовить современного профессионала, конкурентоспособного на рынке рабочей силы, то есть обладать ключевыми компетенциями. Успешная подготовка такого работника предполагает интенсивное включение самого обучающегося в активную познавательную деятельность, требующую развития у него самостоятельности, творческой инициативы, продуктивного, критического мышления и т.п.

К личностно-ориентированным образовательным педагогическим технологиям, позволяющим эффективно организовать процесс обучения, успешно включая обучаемого в активную поисковую самостоятельную познавательную деятельность можно отнести:

• обучение, ориентированное на действие, и ряд других.

Что принято понимать под технологией?

В самом общем виде технология (от греч. techne -искусство, мастерство, logos - учение, понятие) - это совокупность знаний о способах и средствах осуществления каких-либо процессов, а также сами эти процессы, при которых происходит качественное изменение какого-либо объекта.

Педагогическая технология — это проект и реализация системы последовательного развертывания педагогической деятельности, направленной на достижение целей образования и развития личности учащихся [7].

Технология — это педагогическая деятельность, максимально реализующая в себе высокие законы обучения, воспитания и развития личности и потому обеспечивающая ее конечные результаты. А также это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение

прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса (Сластенин В.А.)

Педагогическая технология или социальная технология - система целенаправленных процессов преподавания и учения, состоящая из совокупности методов, способов, средств и приемов обучения и активизации познавательной деятельности (Марев И.).

Педагогическая технология (дидактическая) трансформация абстрактных теоретических постановок и обобщений дидактики и методики преподавания в практическую деятельность, перед выполнением которой обязательно ставится определенная дидактическая цель или решается данная дидактическая задача (Кучинов И., Шопова Д.).

Образовательная технология - комплекс, состоящий из: представления планируемых результатов, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей обучения, критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий (Гузеев Н. И.).

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Лихачев Б. Т.).

Педагогическая технология — продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя, а также упорядоченная система процедур, неукоснительное выполнение которых приведет к достижению определенного планируемого результата. (Монахов В. М.)

В. М. Монахов, рассматривая инновационные технологии в профессиональном образовании, приводит 12 определений технологии, среди них - определение ЮНЕСКО:

Педагогическая технология — это систематический метод оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования

Анализируя сущность понятия «Педагогическая технология» В.М. Монахов, обобщив разнообразные толкования, определил ее как

упорядоченную систему процедур, обновляющих профессиональную деятельность педагога и гарантирующих конечный планируемый результат, а системное сочетание и взаимодействие предполагаемых активных действий педагога и обучающихся определяют успешность функционирования образовательного процесса.



Из истории вопроса. Понятие «педагогическая технология» пришло в дидактику из технологии производственной деятельности. Исторически понятие «технология» возникло в связи с техническим прогрессом. Термин «технология» состоит из двух слов: «techne» -искусство, ремесло, наука; «logos» - понятие, учение. Технология в процессуальном смысле отвечает на вопросы: как сделать?, из чего?, с помощью каких средств?

Технологические подходы к организации обучения раскрываются в работах Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, А.А. Вербицкого, Т. В. Кудрявцева, Ю. Н. Куюткина, М.М.Левиной, А. М. Матюшкина, М. И. Махмутова, Г. С. Сухобкой, Н. Ф. Талызиной, Л. М. Фридмана и многих других педагогов, дидактов, психологов. Под влиянием предписанных в технологии обучения педагогических действий создается гибкая программа учебных действий.

В данном пособии мы более подробно остановимся на анализе технологий обучения, ориентированного на действие. Суть данных технологий в целом можно выразить фразой: самостоятельное обучение под руководством педагога в процессе активной познавательной деятельности обучаемых.
2.2. Особенности организации обучения, ориентированного на действие

В современной психолого-педагогической литературе уровень овладения различными видами профессиональной деятельности в условиях целенаправленно организованной профессиональной подготовки рассматривается как профессиональная готовность (О. А. Абдуллина, Е. В. Андриенко, Н. Г. Бурдина, В. И. Зверева, Н. В. Кузьмина, Л. М. Митина, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков и др.).

Мы, вслед за ранее перечисленными авторами, категорию профессиональная подготовка будем рассматривать как:


целенаправленную организацию процесса усвоения будущим профессионалом системы необходимых знаний, умений, навыков, рефлексивно-аналитических умений в своем единстве обеспечивающих разностороннее осмысление существующих проблем, их оценку и выработку оптимальной стратегии и тактики профессионально необходимых действий в конкретной проблемной производственной ситуации.


А в качестве позитивного результата организации профессиональной подготовки выступает возросший уровень профессиональной готовности будущего специалиста к решению актуальных профессиональных задач.

Эффективная подготовка будущего специалиста должна начинаться в общеобразовательных учреждениях (школах, лицеях, гимназиях) и активно продолжаться в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.

Профессиональная подготовка - это приобретенная готовность к решению конкретных проблем в различных аспектах предстоящей профессиональной деятельности. Такая подготовка становится возможной только при опоре на деятельностный подход и личностно-ориентированный характер образования. Реализацию личностно-ориентированного образования в ОУ возможно осуществить только при создании таких педагогических условий, которые способствуют развитию сверхнормативной активности обучаемого в процессе познавательной деятельности.

Личностно ориентированные технологии образования предполагают наличие установки на развитие личности, тесную взаимосвязь содержания образования с предстоящей профессиональной деятельностью, учет личностных особенностей ученика, его индивидуального стиля учебной работы и др.

Иными словами, начиная с общеобразовательных учреждений (школы, лицеи, гимназии) образование должно быть ориентировано на развитие личности будущего специалиста, конкурентоспособного на рынке рабочей силы, компетентного, мобильного, ответственного работника, способного самостоятельно принимать грамотные профессиональные решения. Недостаточно просто научить учащихся решать учебные и учебно-профессиональные задачи. Необходимо ориентировать их на развитие таких социально и профессионально-значимых умений, как:

Для подготовки таких специалистов традиционного обучения уже недостаточно, необходимы педагогические технологии, направленные на развитие личностного творческого потенциала обучаемых, позволяющие им стать личностью, способной к самоизменению и саморазвитию. Именно к таким технологиям и относятся технологии обучения, ориентированного на действие.

Рассматривая особенности технологий обучения, ориентированного на действие, следует остановиться на ряде их специфических отличий. Прежде всего, необходимо уточнить, что означает понятие «ориентированность на действие». Данное понятие является базовым для рассматриваемых технологий.

Понятие «ориентированность на действие» включает в себя следующие три обязательных компонента:

Иными словами:


Ориентированность на действие

предполагает самостоятельное добывание необходимых

знаний в процессе решения проблемной учебной ситуации

при выполнении всех фаз полного рабочего действия



Рис. 4. Ориентированность на действие
Отличительной особенностью технологий обучения, ориентированного на действие, является организация учебного занятия в соответствии с фазами полного рабочего действия.

Фазы полного рабочего действия - это завершенный цикл выполняемой деятельности, предполагающий последовательное, поэтапное осуществление определенных операций и действий, строгое выполнение которых приводит к желаемому результату (Рис.5).

2.3. Сущность технологий обучения, ориентированного на действие
Разрабатываемые в педагогической науке и практике современные образовательные технологии в своей концептуальной основе опираются на деятельностный подход в процессе организации обучения. Именно к таким педагогическим технологиям и относятся технологии обучения, ориентированного на действие.

Технологии обучения, ориентированного на действие, еще именуются «немецкими технологиями». Такое название они получили по ряду причин. Прежде всего, данные технологии получили широкое распространение в лучших профессиональных школах Германии. Именно в Германии после второй мировой войны произошло осмысление концепций профессионального обучения. Появились требования ориентировать обучающихся на работу по специальности. Эти требования предполагали обучение активным навыкам, основанным на осмысленном их применении.

Так как профессиональному мышлению можно обучить только в деятельности, то процесс обучения должен не только по содержанию, но и методически ориентировать обучающихся на выполнение действий от планирования до реализации профессионального задания. Поэтому в центр обучения определялись профессиональные действия обучающегося по решению профессиональной задачи [15,16]. Кроме того, технологии именуются «немецкими» по причине, что на территории России данные технологии обучения были внедрены и адаптированы благодаря активной поддержке немецкого общества технического сотрудничества (GTZ).

К основным методам обучения в данных технологиях относят: обучение в процессе деятельности; обучение на опыте; обсуждение на реальных (или мнимых, воссозданных педагогом) профессиональных ошибках; работа в малых группах, практические индивидуальные задания, самоуправляемое обучение, обучение на основе самостоятельного планирования всего процесса самообразования в рамках учебного занятия и др.

Педагогические технологии, которые будут рассмотрены в данном пособии, называются методиками: методика дидактических задач, методика направляющего текста, методика исследования частного случая (Рис. 6).

Рассматриваемые ниже методики обучения, ориентированного на действие, по своей сути являются педагогическими технологиями. Они отражают в себе все основные признаки технологичности: концептуальность, системность, управляемость (т.е. наличие системы обратной связи, диагностируемость), воспроизводимость и эффективность (С.Я. Батышев, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, Т.В. Кудрявцев, Ю.Н. Кулюткин, М.М. Левина, М.И. Махмутов, Г.К. Селевко, Г.С. Сухобская, Н.Ф. Талызина, Ф. Янушкевич и др.). «Методиками» данные образовательные технологии названы в силу того, что в Германии нет понятия «технология обучения», понятие , «технология» относится только к сфере производства (Рис.6).

Рис.6. Методики обучения, ориентированного на действии
В своей концептуальной основе «методики обучения, ориентированного на действие» опираются на личностно-ориентированный подход в образовании в силу того, что личностно ориентированное образование не ставит своей целью формирование личности с заранее заданными свойствами, качествами, уровнем обученности и подготовленности. Оно должно создавать условия для полноценного развития личности, реализации ее познавательных потребностей, интенсивного самоизменения, самоопределения и самоактуализации.

Для личностно-ориентированного образования характерно проявление сверхнормативной активности в строительстве себя, в учебе, общении, организации досуга и др. [9]. Личностно-ориентированный характер рассматриваемых технологий заключается «в принципе целостности, предусматривающем инвариантность структуры при гармоничном вариативном взаимодействии всех ее составных элементов, и принципе вариативно-личностной организации обучения, т.е. ее адаптивности к индивидуально-типологическим особенностям» обучающихся [7, с.15].

Данные образовательные технологии являются эффективными в процессе реализации при опоре на следующие параметры:

Каждая образовательная технология в своей основе опирается на ряд педагогических требований.

Технологии обучения, ориентированного на действие, также имеют ряд методических требований к процессу их разработки и реализации.
2.4. Основные требования технологий обучения, ориентированного на действие

1. Цель занятия поставлена диагностично. Обучающиеся активно привлекаются к процессу целеполагания. Для диагностичной постановки цели учебного занятия необходимо составить структурно-логическую схему учебного занятия (например, на основе технологии В.П. Беспалько), которая представляет собой древовидную графическую классификационную структуру, в которой каждый учебный элемент обозначен особым числом, соответствующим номеру учебного элемента в структуре. Узлы логической структуры соединяются между собой стрелками (связями) (стр. 36 данного пособия).

  1. Поставленная учебная задача направляет обучающегося на разрешение учебного (профессионального) затруднения или на выполнение учебных (профессионально-значимых) действий.

  2. Содержание информационного материала структурировано:

- задания на активизацию познавательной деятельности в процессе самостоятельного изучения (исследования) новой информации и т.п.

4. Методы и приемы работы на занятии направлены на активизацию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.

5. Формы работы варьируются: от индивидуальной, работы в парах, в малых группах до общегрупповых форм организации обучения.

6. Формы контроля: преимущественно - самоконтроль, взаимоконтроль.

  1. Наличие диагностических материалов, проверяющих уровень усвоения изучаемого материала.

  2. Учет индивидуального стиля учебной деятельности и т.д.

  3. Деятельность преподавателя представляет собой:

- проведение консультирования, как индивидуального, так и в малой группе;

- организацию всемерной поддержки обучающихся в опоре на их индивидуальный стиль учебной работы;

- организацию работы обучающихся в малой группе;

- проведение общегрупповых дискуссий и др.

Кроме того, педагогу необходимо:

Рассматриваемые в данном пособии технологии обучения, ориентированного на действие, позволяют педагогу успешно решать поставленные учебно-развивающие задачи.

Для того, чтобы данные технологии дали максимальный образовательный эффект, желательно выявить индивидуально-типологические особенности обучающихся.

Ниже будут представлены варианты элементов учебных занятий по рассматриваемым технологиям личностно-ориентированного обучения. Данные технологии апробировались и реализовывались в учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования г. Новосибирска, Томска, республик Тыва, Хакасия и др.

  1   2   3


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации