Васильева Е.Е. Ринолалия - файл n1.doc

приобрести
Васильева Е.Е. Ринолалия
скачать (658.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc659kb.08.07.2012 00:27скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Министерство науки и образования Российской Федерации
ГОУ ВПО "Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского"





РИНОЛАЛИЯ

Учебное пособие



Автор:

Васильева Елена Евгеньевна

Рецензенты:

Н.В. Новоторцева, канд.пед.наук, заведующий кафедрой логопедии ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, доцент, О.М. Лейко, учитель-логопед высшей категории МДОУ №212 г. Ярославль

УДК 376.3
ББК 74.37р30
Р 51
ISBN 978-5-87555-417-8

Цель данного пособия: ознакомление студентов с основными понятиями и закономерностями общего, речевого и психического развития детей с челюстно-лицевой патологией, с анатомо-физиологическими механизмами речи при ринолалии, с методами диагностики и коррекции голоса и речи при данном нарушении.

©

"Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского", 2007

©

Васильева Елена Евгеньевна, 2007


Содержание:

Введение

Глава 1. Общие сведения о ринолалии

Определение ринолалии

2. Классификация ринолалии

Закрытая ринолалия

Открытая ринолалия

Смешанная ринолалия

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы
Глава 2. Расщелины неба и их влияние на общее и речевое развитие ребенка

Причины врожденных расщелин губы, твердого и мягкого неба

Виды врожденных расщелин

Классификация расщелин

4. Анатомо-физиологические особенности небно-глоточного аппарата в норме и при расщелине твердого и мягкого неба

5. Характеристика структуры дефекта при открытой органической ринолалии

Первичные нарушения в структуре речевого дефекта при ринолалии

Вторичные нарушения в структуре речевого дефекта при ринолалии

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы:
Глава 3. Комплексное обследование детей с ринолалией

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы
Глава 4. Система коррекционной работы с детьми с врожденными расщелинами неба

1. История развития методов преодоления открытой органической ринолалии

2. Основные направления коррекционной работы при ринолалии

3. Основные условия, определяющие прогноз коррекционной работы

4. Сроки хирургического вмешательства

5. Два периода коррекционной работы при ринолалии

6. Развитие полноценного небно-глоточного смыкания

7. Этапы работы над дыханием при ринолалии

8. Активизация артикуляционного аппарата

9. Постановка правильного звукопроизношения при ринолалии

10. Коррекция голоса (устранение назального оттенка)

11. Логопедическая ритмика в общей системе лечебно-коррекционного воздействия при ринолалии

12. Ранняя профилактическая работа с детьми с врожденными расщелинами верхней губы и неба

13. Профилактика нарушений слуха у детей с врожденными расщелинами твердого и мягкого неба

14. Учреждения, в которых оказывается коррекционная помощь детям с ринолалией

15. Оценка речи детей с ринолалией после проведенной логопедической работы

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы
Рекомендуемые практические занятия

Рекомендуемая литература

Примерная тематика рефератов и курсовых работ

Примерный перечень вопросов к экзамену

Введение


Среди врожденных пороков развития одно из первых мест занимают расщелины верхней губы, твердого и мягкого неба. Частота такой патологии составляет 1 случай на 600-700 рождений. Основной речевой дефект у таких детей - открытая органическая ринолалия.

В данном учебном пособии рассматриваются причины и патогенетические механизмы ринолалии, дается анализ структуры дефекта, первичных и вторичных отклонений развития у детей с данной патологией, предлагается характеристика программы диагностики и коррекции нарушений звукопроизношения и тембра голоса при данном нарушении.

Учебные материалы предназначены студентам дефектологического факультета специальности "Логопедия" и направлены на дальнейшее совершенствование подготовки логопедов - их профессиональных практических умений и навыков по коррекции первичного дефекта и вторичных отклонений развития у детей с ринолалией.

Цель данного пособия: ознакомление студентов с основными понятиями и закономерностями общего, речевого и психического развития детей с челюстно-лицевой патологией, с анатомо-физиологическими механизмами речи при ринолалии, с методами диагностики и коррекции голоса и речи при данном нарушении.

Основные задачи данной дисциплины:

- ознакомление студентов с этиологией и патогенезом ринолалии;

- ознакомление с приемами и методами медико-психолого-педагогической диагностики состояния детей с врожденными расщелинами губы и неба;

- формирование теоретических и практических представлений о комплексном подходе к устранению данной речевой патологии;

- ознакомление студентов с методиками коррекционного воздействия при ринолалии.

Студенты, изучившие дисциплину "Ринолалия", должны знать:

- этиопатогенетические механизмы ринолалии;

- клиническую и психолого-педагогическую характеристику детей с ринолалией;

- основные методики коррекционного воздействия при ринолалии.

Студенты должны уметь:

- проводить обследование детей с ринолалией;

- определять первичные и вторичные нарушения в структуре речевого дефекта;

- осуществлять выбор коррекционных методик, планировать и проводить коррекционную психолого-педагогическую работу в до- и послеоперационный периоды с детьми с врожденными расщелинами губы и неба.

Студенты должны владеть навыками:

- составление протокола обследования, анализ материалов обследования, отбор речевого и дидактического материала для логопедических занятий.

Глава 1. Общие сведения о ринолалии

Определение ринолалии


Это нарушение звукопроизношения и тембра голоса вследствие анатомо-физиологических дефектов речевого аппарата. Название произошло от греческих слов: "ринос" - нос, "лалио" - речь. Термин "ринолалия" в переводе с греческого означает "речь с носовым оттенком".

До определенного времени ринолалия подводилась под обобщающий термин "косноязычие". В 60-е годы ХХ века прослеживается тенденция к отказу от данного термина. Под этот обобщающий термин подводились все типы нарушения произношения: дислалия, дизартрия, ринолалия, нарушения произношения, обусловленные тугоухостью. В дальнейшем было выделено отдельное нарушение - механическая дислалия, которое объединяло в себе два нарушения: дислалию и ринолалию. До недавнего времени ринолалию определяли как одну из форм механической дислалии (О.В.Правдина, В.Олтушевский). Далее в работах С.С.Ляпидевского, Б.М.Гриншпуна, М.Е. Хватцева ринолалия была выделена из механической дислалии в отдельное речевое нарушение.

Косноязычие Механическая дислалия Ринолалия

Дислалия Дислалия Отдельное

Дизартрия Ринолалия речевое

Ринолалия нарушение

При тугоухости

Ринолалию необходимо выделить в самостоятельное сложное речевое нарушение, учитывая его специфику, которая характеризуется своеобразным сочетанием расстройств голоса и неправильной артикуляцией звуков.

Необходимо четко различать механическую дислалию, ринолалию и ринофонию:

Механическая дислалия:

Страдает произношение согласных звуков.

Ринолалия:

Страдает произношение и согласных (звонких и глухих), и гласных звуков. Страдает не только звукопроизношение, но и голос. Наличие назального оттенка голоса отличает ринолалию от дислалии, которая характеризуется только нарушением звукопроизношения.

Ринофония:

Нарушение голоса. Указывает лишь на специфический назальный оттенок голоса, изменение тембра голоса без нарушения артикуляции и произношения.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации