Контрольная работа - Этикет и виды этикета - файл n1.doc

Контрольная работа - Этикет и виды этикета
скачать (170.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc171kb.08.07.2012 00:22скачать

n1.doc

Введение.

Нашу эпоху называют веком космоса, веком атома, веком генетики. С полным правом ее можно было бы на­звать и веком культуры.

Дело не только в том, что многие культурные ценно­сти, бывшие раньше достоянием избранных аристо­крати­ческих кругов, стали в нашей стране доступны широким массам читателей, зрителей, слушателей. Бла­годаря росту активности трудящихся, увеличению количества сво­бодного времени, внедрению научно-тех­нических дости­жений во все сферы общественной жизни все более суще­ст­венную роль приобретает культура человеческих отно­шений, культура общения людей. Чем значи­тельнее тех­нико-экономический потенциал общества, чем богаче и сложнее его культура, тем выше должна быть культур­ность людей, которые в нем живут и которые им управ­ляют. Профессиональ­ная, нравственная, эстетическая, ин­теллектуальная культура нужна в быту и на производ­стве. От нее зависят и эффективность -труда, и разумное использование досуга.

Общественная жизнь за последние полвека усложни­лась, ее ритм ускорился. В быстро растущих городах на сравнительно небольших участках территории живут бок о бок друг с другом миллионы людей. Каждый встречает­ся ежедневно с сотнями, а то и тысячами других людей. С ними он едет на работу, трудится на предприятии, отдыхает в дружеской компании. Люди соприка­саются друг с дру­гом в самых разнообразных нравственно-психологиче­ских ситуациях. Вопрос о том, как поступить, как себя вести и как относиться к поведению другого в том или ином случае, приобретает особую остроту ввиду огром­ной пестроты характеров, мнений, взглядов, эстетических вкусов. Чтобы найти пра­вильное решение, позволяющее сохранить свое дос­тоинство, свои убеждения и не обидеть другого человека, нужно учесть многие обстоятельства, проявить такт, сдержанность, настойчивость, желание понять собесед­ника.

Однако даже добрые намерения и субъективная честность не всегда избавляют нас от промахов и ошибок, в которых потом приходится раскаиваться. Об этом знает каждый по собственному опыту. За многие века существо­вания человеческой культуры выработался ряд правил поведения, способст­вующих взаимопонима­нию, позволяю­щих избежать ненужных конфликтов, натянутости в от­ноше­ниях. Эти правила называют ино­гда правилами хо­рошего тона, или правилами этикета.

Стрит ли, однако, писать о том, что всем известно? Вряд ли найдутся люди, которые не знают, что нужно здороваться и прощаться, что отношение к человеку ста­рому или незнакомому должно быть иным, нежели отно­шение к ровеснику или близкому приятелю.

Этикет—это молчаливый язык, с помощью которого можно многое сказать и многое понять, если уметь видеть. Этикет нельзя заменить словами. Беседуя с иностранцем, иногда трудно бывает объяснить, как вы относитесь к нему и к тому, что он говорит. Но если вы владеете эти­кетом, ваше молчание, жесты, интона­ции будут красно­речивее слов. По внешней манере держаться за границей судят не только о человеке, но и о стране, которую он представляет.

До сих пор не устарела мысль, высказанная много лет назад великим просветителем эпохи Воз­рождения писателем Сервантесом: “Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость”.
1. Где зарождался этикет.

Англию и Францию называют обыкновенно "классическими странами этикета". Однако родиной этикета назвать их никак нельзя. Грубость нравов, невежество, поклонение грубой силе и т.п. в XV столетии господ­ствуют в обоих странах. О Германии и прочих странах Европы того времени можно вообще не говорить, одна лишь Италия того времени составляет исключение. Облагораживание нравов итальянского общества начинается уже в XIV веке. Человек переходил от феодальных нравов к духу нового времени и этот переход начался в Италии раньше чем в других странах. Если сравнивать Италию XV века с другими народами Ев­ропы, то сразу же бросается в глаза более высокая степень образованности, богатства, способности украшать свою жизнь. А в это же время ,Англия, закончив одну войну вовлекается в другую, оставаясь до середины XVI века страной варваров. В Германии свирепствовала жестокая и непримиримая война Гусситов, дворян­ство невежественно, господствует кулачное право, разрешение всех споров силою. Франция была порабо­щена и опустошена англичанами, французы не признавали никаких заслуг, кроме воинских, они не только не уважали науки, но даже гнушались ими и считали всех ученых самыми ничтожными из людей. Короче говоря, в то время как вся остальная Европа утопала в междоусобицах, а феодальные порядки держались еще в полной силе, Италия была страной новой культуры. Эта страна и заслуживает по справедливости быть названной родиной этикета.

Правила поведения имеют культурно-исторические особенности. Современный городской житель Европы счи­тает, что мужчина должен уступать дорогу женщине, пер­вым приходить на свидание. В семейной жизни современ­ная мораль требует равноправия. Иные отношения меж­ду мужчинами и женщинами в странах Вос­тока. Здесь в доме распоряжаются мужчины, женщины пропускают муж­чин вперед, уступают им дорогу, первыми приходят на свидание. В лирических песнях девушка за­видует по­другам, ждущим своих возлюб­ленных. Не менее любопыт­ны различия в оценке точности и пунктуальности. Англи­чане и американцы, на­пример, привыкли ценить время и рассчитывать его на несколько дней вперед. Опазды­вать к обеду на десять минут считается недопустимым. В Греции, на­против, приходить к обеду в точно назна­ченное время даже неприлично: хозяин может подумать, что вы пришли только для того, чтобы поесть. Благодаря углублению контактов между народами культурные раз­личия постепенно стираются. Но сейчас они еще очень велики. Поэтому, попадая в незнакомую страну, следует придерживаться тех правил вежливости, которые там при­няты. С из­менением условий жизни, с ростом образованно­сти и культуры некоторые нормы морали и пра­вила веж­ливости устаревают, уступают место новым. То, что счи­талось неприличным, становится обще­при­нятым. До пет­ровских нововведений за курение табака вырывали ноздри и отправляли в ссылку. Еще совсем недавно счита­лось неприличным для женщин ездить на велосипеде. До сих пор встре­чаются люди, которые возражают против того, чтобы женщины ходили в брюках. Но времена ме­няются, и даже закоренелые кон­серваторы вынуждены уступать требованиям жизни.
2. Понятие этикета и его составляющие.

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становле­ния взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических сис­тем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополне­ния, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

Составляющие этикета:

а) Вежли­вость. Разве не больно ранит иной раз небрежное обращение, пренебрежительный тон и грубое слово, бесцере­монный и неучтивый жест? Перебранка рано утром в переполненном автобусе и троллейбусе по дороге на учебу, работу может на целый день испортить человеку настроение, снизить его рабо­тоспособность. Стычка с билетером и кассиром, продавцом или гардеробщиком отравит все удо­вольствие и впечатление от спектакля и фильма, от купленной вещи, от отдыха .

А между тем, есть поистине волшебные слова — “спа­сибо”, “пожалуйста”, “извините”, которые откры­вают сердца людей и делают радостнее настроение.

Можно и нужно быть вежливыми всегда и везде: на работе и дома в семье, с товарищами и с подчинен­ными. Встречаются еще люди, которые полагают, что вежливость — это нечто противопо­ложное прямоте и искрен­ности, в особенности, если речь идет о необходимости проявить вежли­вость к человеку, который по­чему-либо не нравится. Они даже вежливость склонны расцени­вать как подхалимство и угодничество. С ними можно согласиться, если только они имеют в виду людей типа гоголевского Чичикова, который, бу­дучи еще гимназистом, чтобы снискать к себе расположе­ние учителя, старался несколько раз попасться ему на глаза и каждый раз кла­нялся ему с особенной учтивостью.

В этой же связи хочется упомянуть и об “автоматизме вежливости”, который, как считают неко­торые, может породить “автоматизм лицемерия”. Но разве увидишь что-то дурное в том, что муж­чина, например, “автомати­чески” уступает женщине дорогу, место в транспорте? Наверное, многие согласятся с тем, что это как раз хоро­шо, если у человека выработается своего рода условный реф­лекс, привычка вежливости и уваже­ния к окружающим.

Поздороваться с человеком обязывают элементарные правила поведения. Но это совсем не озна­чает са­мого душевного расположения к нему. В противном же случае такой, казалось бы, незначи­тельный факт, как игнориро­вание приветствия, может вызвать нежелательную, пси­хологически не­здоровую обстановку в коллективе, а у самого человека — состояние тревоги и ущемленного са­молюбия. К тому же не следует забы­вать о значении положительных и отрицательных эмоций, которые возни­кают в результате различных взаи­моотношений между людьми.

б) Тактичность и чуткость. Есть еще одна черта характера человека, которая так близко соседствует с вежливостью, что ино­гда их просто трудно разграничить, но все же и у нее есть свои отличи­тельные свойства. Это так­тичность.

Если правила вежливости можно механически за­помнить, заучить, и они станут хорошей при­вычкой че­ловека, как говорится, его второй натурой, то с тактом, тактичностью все обстоит гораздо сложнее. Чувство такта предполагает понимание человеком всего, что может до­ставить другому не­приятность, боль, досаду. Это умение понять потребности и переживания другого, умение вести себя, не задевая достоинства и само­любия окружающих.

В каких же жизненных ситуациях это находит себе применение?

Так, в разговоре не следует говорить громче своего собеседника, раздражаться при споре, повы­шать го­лос, терять доброжелательный, уважительный тон, употреблять по адресу собеседника такие выражения, как “чушь”, “глупости”, “ерунда на постном масле” и т. д. Всегда бес­тактно перебивать говорящего без предва­рительного изви­нения.

Воспитанный человек умеет слушать своего собеседни­ка. А если ему скучно, он никогда не пока­жет этого, терпеливо дослушает до конца или, во всяком случае, найдет вежливое средство для пере­мены темы разго­вора. Нетак­тично делать замечания по ходу разговора, вмешиваться в чужой разго­вор без приглашения, вести его на языке, которого не понимают остальные присутствующие. По этой же причине не разговари­вают и шепотом при других. Но если все-таки нужно сказать что-то по секрету своему собеседнику, следует оставить этот разговор до более удобного времени или удобной обстановки.

Не дают непрошеные советы людям, недостаточно близко знакомым или людям старшего воз­раста.

Бывает, что присутствие какого-то человека не очень желательно в данный момент. Тактичный человек всегда почувствует это и никогда не станет мешать: ему чужда назойливость. Да и в разго­воре с кем бы то ни было, он будет обращать внимание на реакцию собеседника и в

Прежде чем сказать или сделать что-то, тактичный человек всегда подумает, как его слова и по­ступки бу­дут восприняты, не нанесут ли они незаслуженной обиды, не оскорбят ли, не поставят ли другого в неудоб­ное или неловкое положение. Именно, прежде всего, такому чело­веку близка и по­нятна суть следующих по­словиц: “Не делай другому того, чего себе не желаешь”, “Свое поведе­ние исправляй по поведению других”, “Оглядывайся на себя по 5 раза в день”.

Тактичный человек учитывает еще и такие моменты: то, что по отношению к одним людям вы­глядит как проявление дружеских чувств и расположения, к дру­гим — как проявление невоспитан­ности, неоправданной грубости и бестактности. Так что следует учитывать и этот момент. Напри­мер, то, что скажешь своему хо­роше­му знакомому или приятелю, далеко не всегда можно говорить малознакомым или старшим. И если в ходе оживленной беседы один из собеседников шутливо хлоп­нет своего приятеля по плечу, это вовсе не бу­дет считать­ся таким уж серьезным нарушением правил культурного поведения. Но такое поведение в от­ношении людей мало­знакомых или незна­комых, разных по положению, возрасту и поду, не только бес­тактно, но и недопустимо.

Тактичный человек не будет пристально и откровенно разглядывать другого. Казалось бы, что тут может быть плохого, когда люди смотрят друг на друга. Но смот­реть — еще не значит бесцеремонно разглядывать. Празд­ное любопытство не должно иметь места особенно по отношению к лицам, имеющим какие-то физиче­ские недостатки. Следует помнить, что излишнее внимание к их внешно­сти никогда не может быть для них прият­ным, а напротив, всегда болезненно ими воспринимается.

Тактичность проявляется и в таких ситуациях. Случается, что хозяин, извинившись, оставляет нас в по­меще­нии одних может, он вышел на кухню по какой-то надоб­ности, может, вышел в соседнюю комнату по­звонить или его срочно позвали соседи . Тактичный человек не станет прогуливаться по комнате, не будет разглядывать и рассматривать вещи, тем более брать их в руки, пере­бирать книги, пластинки . Такой чело­век не будет и все время посматривать на часы, когда к нему кто-нибудь придет. Если он спешит и у него нет времени на встречу, он, извинившись, скажет об этом и позабо­тится пере­нести ее в другое, более удобное время.

При всех обстоятельствах не годится подчеркивать каких-то своих преимуществ, то, чего нет у других.

Бывая в квартирах других людей, не делают замеча­ний вслух, особенно в домах малознакомых людей. Так, один самоуверенный молодой человек сказал хозяевам, с которыми он обменивался квартирами, крити­чески огля­дев их обстановку: “Хотите такую мебель перевозить? Я бы из нее уст­роил хороший костер .” И хотя, может быть, обстановка в комнате была, действительно, непри­глядной и ветхой, имел ли право он го­ворить об этом вслух? Очевидно, что нет. Мало ли как каж­дый из нас может подумать о другом? Но это ведь не основание, чтобы свои соображения и домыслы делать достоянием других.

Иногда приходится испытывать чувство неловкости за тех, кто делает такие замечания, которые могут больно ранить чувство человека. “Как ужасно быть, наверное, одной”,— говорит кто-то, бу­дучи со своим спутником в гостях, и, наверняка найдутся те, у кого обидой дрогнет сердце и станет неуютно и неловко от этих слов. Но еще хуже, если замечание будет отнесено к вполне конкрет­ному лицу. На этом же основании нельзя привлекать внимание в гостях к человеку, который по каким-то соображениям не ест то или иное блюдо, выяснять его здоровье.

Тактичные люди никогда не поставят других в неловкое положение заведомо провокационным вопросом или намеком на что-то, о чем собеседнику неприятно слышать, вспоминать, говорить. К тому же они не за­метят и чужой непреднамеренной и случайной оговорки, а также нелов­кости. Ведь и такое бывает.

Всякое может случиться: лопнуть шов, оторваться пу­говица, спуститься петля на чулке и т. д., но делать заме­чания на этот счет совсем не обязательно. Если же все-таки мы решимся сказать об этом, то это нужно сделать незаметно для других.

Есть люди, которые, нисколько не смущаясь, могут высказать в присутствии других замечание человеку, не владеющему хорошими манерами. Но они же сами себя показывают отнюдь не с при­мерной стороны в отношении тех же самых хороших манер.

Тактичный человек не будет задавать вопросов, кото­рые имеют отношение к интимной стороне жизни другого и не станет без особой на то необходимости вмешиваться в его личную жизнь.

Он не будет кичиться своим служебным положением или материальным благополучием перед теми, кто менее обеспечен и занимает более низкое служебное положение, подчеркивать свое умст­венное или физиче­ское превосход­ство.

Некоторые люди истолковывают тактичность как все­прощение, безграничную снисходитель­ность, уме­ние спокойно и равнодушно проходить мимо нарушений норм социалистического обще­жития, как блажен­ную способ­ность не замечать вокруг себя ничего плохого, смотреть на него сквозь пальцы или розовые очки. Конечно, воспитанный человек простит другому его невольную оплош­ность, не дойдет до того, чтобы на гру­бость ответить грубостью. Но если он видит, что кто-то умышленно и вполне сознательно нарушает нормы социа­листического общежития, мешая окру­жающим, оскорбляя и унижая их, то по отношению к такому че­ловеку нельзя допускать никакой снисходительности. Тактичность по отношению к таким нарушениям об­щественного порядка не имеет ничего общего с хорошим тоном в нашем пони­мании. По сути, она прикры­вает трусость и мещанскую житейскую мудрость — “Моя хата с краю — я ничего не знаю”.

Еще встречаются превратные мнения, связанные с так­тичностью и критикой, тактичностью и правдиво­стью. Как же они взаимоувязываются?

Известно, что цель критики — устранение недостат­ков. Вот почему она должна быть принципи­альной и объективной, то есть учитывать все причины и обстоя­тельства, вызвавшие те или иные по­ступки. Но важно еще и то, в какой форме делается замечание, какие слова подбираются при этом, каким тоном и с каким вы­ражением лица высказываются претензии. И если оно облекается в грубую форму, человек ведь может ос­таться глухим к самой сути замечания, зато он очень хорошо воспри­мет форму его и на грубость может отве­тить грубостью. Сле­дует понимать, что в одном случае он примет замечание правильно, а в другом, когда, например, он чем-то рас­строен или уже сам понял свою ошибку и готов исправить ее, то же самое замечание может вызвать у него нежела­тельную ре­акцию.

Справедливое наказание предусматривает обязатель­ное уважение к человеческому достоинству. Вот по­чему замечания не делают в грубой форме, тем более с издев­кой или насмешкой. А после на­казания только бестактные люди напоминают человеку о его вине.

Именно тактичность о некоторых вещах вынуждает говорить иносказательно и чаще всего в при­сутствии детей, подростков. Иной раз она вынуждает поступиться и правдой, откровенным призна­нием. И разве пра­вильно поступает тот, кто через много лет разлуки, увидев своего школьного това­рища или сослуживца, со­седа или просто знакомого, восклицает или говорит с сожалением и жало­стью: “Миленькая моя, как же ты изменилась (или изме­нился)! Что же от тебя осталось? ” И забывает такой человек, что посмотрел-то он, в сущности, как в зеркало, на свое собственное отра­жение. Мы так хорошо замечаем, как изменяются люди другие, и не замечаем, как меняемся мы. А ведь время неумолимо. И в жизни каждого человека наступит момент, когда старость постучится и в его дверь. А старость не скупится на болезни, седину, морщины .

Тактичный человек не будет откровенно удивляться тому, что разрушено временем в человеке, а наоборот, как-то подбодрит своего знакомого, сделает приятной эту неожиданную и, может, совсем мимолетную встречу.

Не говорят и больному, как он похудел, подурнел и т. д. Ведь одно-два добрых слова — и у чело­века под­нима­ется настроение, вновь приходит бодрость и надежда. А это не так уж и мало в жизни.

Некоторые считают, что тактичным и внимательным нужно быть только с посторонними людьми, в от­ношении же своих родных, друзей и знакомых можно особенно не церемониться. Од­нако они имеют не меньшее право на такое обращение. И здесь также остается в силе главная запо­ведь хорошего тона — думать, прежде всего, об удоб­ствах окружающих, а потом уже о своих собст­венных.

в) Скромность. "Человек, который говорит только о себе, только о себе и думает - утверждает Д.Карнеги. - А человек, ко­торый думает только о себе - безнадежно некультурен. Он некультурен, как бы высокообразован он ни был".

Скромный человек никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое превосходство, свои качества, не требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг.

Вместе с тем, скромность не должна ассоциироваться ни с робостью, ни с застенчивостью. Это совер­шенно различные категории. Очень часто скромные люди оказываются намного тверже и активнее в крити­ческих обстоятельствах, но при этом известно, что спором убедить в своей правоте невозможно.

Д.Карнеги пишет: “ Вы можете дать понять человеку, что он не прав, взглядом, интонацией или жестом не менее красноречиво, чем словами, но если вы говорите ему, что он не прав, то заставите ли вы его тем самым согласиться с вами? Никогда! Ибо вы нанесли прямой удар его интеллекту, его здравому смыслу, его самолюбию и чувству собственного достоинства. Это вызовет у него лишь желание нанести ответный удар, но отнюдь не изменить свое мнение" Приводится такой факт: в период своего пребывания в Белом доме Т.Рузвельт однажды признался, что если бы он был прав в семидесяти пяти случаях их ста, то не мог бы желать ничего лучшего. "Если это был максимум того, на что мог надеяться один из самых выдающихся людей двадцатого века, что можно сказать о нас с вами?" - спрашивает Д. Карнеги и заключает: "Если вы можете быть уверены в своей право те хотя бы в пятидесяти пяти случаях из ста, то зачем вам говорить дру­гим, что они не правы".

И действительно, вам наверное приходилось быть свидетелем как кто-то третий, наблюдающий за разбу­шевавшимися спорщиками, может положить конец недоразумению дружелюбным, тактичным замечанием, сочувственным стремлением понять точку зрения обоих спорщиков.

Никогда не следует начинать с заявления "Я вам докажу то-то и то-то". Это равносильно тому, считают психологи, чтобы сказать: "Я умнее вас, я собираюсь кое-что вам сказать и заставить вас изменить свое мне­ние". Это вызов. Это порождает у вашего собеседника внутреннее сопротивление и желание сразиться с вами прежде, чем вы начали спор.

Чтобы что-то доказать, надо сделать это настолько тонко, настолько искусно, чтобы никто этого и не по­чувствовал.

Карнеги считает одним из золотых правил следующее: "Людей надо учить так, как если бы вы их не учили. И незнакомые вещи преподносить, как забытые". Спокойствие, дипломатичность, глубокое понима­ние аргументации собеседника, хорошо продуманная контраргументация, основанная на точных фактах - вот решение этого противоречия между требованиями "хорошего тона" при дискуссиях и твердости в отстаива­нии своего мнения.

В наше время почти повсеместно отмечается стремление к упрощению многих условностей, предписы­вавшихся общегражданским этикетам. Это - одно из знамений времени: темпы жизни, изменившиеся и про­должающие быстро меняться социально бытовые условия сильнейшим образом влияют на этикет. Поэтому, очень много из того, что было принято еще в начале или середине нашего века, может сейчас показаться аб­сурдным. Тем не менее, основные, лучшие традиции общегражданского этикета, даже видоизменившись по форме, остаются жить по своему духу. Непринужденность, естественность, чувство меры, вежливость, так­тичность, а главное благожелательность по отношению к людям, - вот качества, которые безотказно помогут в любых жизненных ситуациях, даже тогда, когда вы не знакомы с какими-либо мелкими правилами обще­гражданского этикета, которых существует на Земле великое множество.

г) Деликатность и корректность. Деликатность очень близка к тактичности.

Если такт следует соблюдать во всех случаях, то дели­катность предполагает такую ситуацию, ко­торая имеет в виду людей знакомых и к тому же достойных уважения. Она неуместна по отношению к человеку, совершившему недостойный поступок, и не всегда возможна по отноше­нию к незнако­мым или малознако­мым людям. Это умение вовремя и незаметно прийти на помощь человеку, кото­рый нуждается в поддержке и понимании, умение оградить его от постороннего взгляда, вмешатель­ства во взбудора­женное состояние его души. И если мы заметим, что знакомый человек чем-то удручен, расстроен, далеко не всегда нужно обра­щаться к нему с расспросами, тем бо­лее — с шут­ками. Все же лучше подождать, может, он сам обратится к нам и спросит совета, поделится своими переживаниями. В иных случаях стоит отвлечь от него внимание других, чтобы они не заметили его слез и рас­строенного вида. А если мы почувствуем, что наше при­сутствие его тяготит, что ему не до нас — лучше всего оставить его в покое.

И еще есть одно понятие, близкое к тактичности,— корректность. Это умение владеть собой, держать себя в рамках общепринятых приличий в любых ситуациях. Ко­нечно, следует учитывать и то, что поведение че­ловека в значительной степени зависит от состояния его нервной системы, ха­рактера, темперамента.

Любой человек может оказаться в какой-то конфликт­ной ситуации дома и на работе, в общест­венной жизни. И часто именую корректность поможет ему достойно выйти из любого положения. Жизненные си­туации пока­зывают, как во многом проигрывает человек, не сумевший вовремя взять себя в руки, удержаться от гнева, который часто приводит к опрометчивым поступкам, запоздав­шему раскаянию и стыду. А какой неприятный осадок остается на душе после этого. “То, что начато в гневе, кончается в стыде”,— говорил Лев Толстой. Исходя из жизненных примеров, ученые и пе­дагоги, писатели и общественные деятели давно уже пришли к выводу, что гнев есть признак слабо­сти, а не силы, и проявление его чаще всего приносит самому человеку только вред. Недаром народ­ные пословицы говорят: “Вспылил — дело погубил”, “Во гневе — что юнец, что аксакал, как только вспыхнул гнев — так ум пропал”.

Корректность нужна человеку. Кем бы он ни был и где бы ни трудился, умение владеть собой, выдержка и веж­ливость создадут ему прочный авторитет и уважение окружающих. На работе она помогает устранить то, что мешает интересам деда, в личных отношениях способству­ет взаимопо­ниманию людей, помогает сохра­нить достоинство. Кстати, достоинство — одно из личностных ка­честв человека, которое тоже занимает свое место в культуре поведения человека.

Среди людей нет двух одинаковых, но это вовсе не значит, что тот, кто менее красив, менее спо­собен, ме­нее образован, должен себя чувствовать ущемленным и страдать комплексом неполноцен­ности. Зато у каж­дого чело­века есть какие-то свои личные достоинства, которые могут положи­тельно отличать его от других. И пусть он не умеет сочинять стихи или петь, зато умеет хорошо плавать, вязать и шить, готовить вкусные блюда, быть ловким и находчивым, не говоря уже о том, что он, наря­ду с этим, может быть хорошим обще­ственным деятелем или специалистом, отлично разбирающимся в вопросах своей профессии.

Каждый человек может положительно утверждать себя как личность, и тогда в любом обществе он будет чувствовать себя хорошо.

Тот, кто обладает чувством собственного достоинства, не манерничает, он прост и естествен. Еще на школьной скамье мы знакомимся с пушкинской Татьяной, которая может служить примером в этом отноше­нии:

“Она была не тороплива, Не холодна, не говорлива, Без взора наглого для всех, Без притязаний на успех, Без этих маленьких ужимок, Без подражательных затей . Все тихо, просто было в ней.”

Правда, что касается спокойствия и сдержанности, то нельзя не считаться с особенностью харак­тера и темпе­рамента человека. Но именно чувство собственного досто­инства заставляет его пове­рить в свои силы, не считать себя бесполезным, лишним, не даст человеку быть и не­честным, уни­жаться или терпеть оскорбле­ния.

Уважающий себя человек не позволит в своем присут­ствии и другим вести себя неправильно, не­при­стойно: повышать голос, говорить скабрезности, проявлять хамст­во. Он не сделает вид, что ни­чего не слы­шит и не видит. Он вмешается там, где следует кого-то осадить, попра­вить. Такой чело­век, к тому же, не даст и легкомысленных обещаний, которые не сможет выполнить. Вот потому он еще аккуратный и обязательный человек

Точность, аккуратность, обязательность — это тоже положительные качества личности человека, которые сказываются в культуре его поведения.

Обязательный человек не бросает слов на ветер, он обещает только то, что сможет сделать. Но уже обе­щан­ное всегда выполнит и притом — в точно назначенный срок. Есть китайская пословица: “Лучше сто раз отказать, чем один раз не исполнить обещанного”. Действительно, уж если пообе­щал, нужно сдержать слово, каких бы уси­лий это ни стоило. Именно об этом гласит русская посло­вица: “Не дал слова — крепись, а дал слово — держись”.

Если человек всегда выполняет то, что обещает, если он приходит в то время, которое назначено, значит, на него всегда можно положиться. Он никогда не подведет в служебных и других делах. А его собранность, подтяну­тость и точность могут служить примером для окружаю­щих. Обычно такой человек и пользуется авторитетом среди знакомых и товарищей по работе.

Воспитанность человека связана и со скромностью, которая проявляется в его поведении, манере дер­жаться, в одежде. Известны слова одного ученого, который гово­рил о себе: “Когда я окончил школу, мне казалось, что я все знаю и умнее многих; после окончания института я понял, что еще очень многого не знаю и многие умнее меня; когда же я стад профессором, то убедился, что почти еще ничего не знаю и не умнее других”.

Чаще всего нескромными бывают молодые люди, которые еще не научились уважать окружаю­щих по­тому, что не имели возможности убедиться в незрелости своих взглядов, неполноте и пробе­лах в знаниях, недостаточно­сти опыта.

В свое время писатель Марк Твен так ответил юноше, который жаловался в письме, что его роди­тели уж очень “малопонятливы”: “Потерпите. Когда мне было четырна­дцать лет, мой отец был так глуп, что я с тру­дом перено­сил его, но когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлен тем, насколько этот старый человек за истекшие семь лет поумнел .”

Наверное, придет время, и некоторые из них, огляды­ваясь на себя в прошлом, поймут, насколько не правы они были, какими, может быть, смешными и заносчивыми ка­зались другим. Неприятно смотреть на тех, кто зазнается и превозносит себя. Но и быть скромным не всегда легко. Иногда ведь так хочется, чтобы тебя заметили, похвалили, оценили по достоинству, а окружающие как будто этого и не делают. И все же скромность редко остается неоце­ненной.

Давно уже подмечено, что чем культурнее человек, тем он скромнее. И как бы ни были велики его заслуги, он никогда не будет хвастливо выставлять их напоказ, без нужды выказывать все свои зна­ния. Напротив, это некуль­турный человек часто высокомерен и чванлив. Он снисхо­дительно отно­сится ко всем окружающим, считая себя выше и умнее их. К таким в полной мере относятся пуш­кинские слова “мы почитаем всех ну­лями, а единицами — себя”.

Вот как высмеял чванливых людей поэт С. Смирнов в басне “Наивная планета”:

— Я выше всех! — подумала Планета И даже где-то Подчеркнула это, А на нее с улыбкой погля­дела Все­ленная, которой нет предела.

На протяжении веков многими наблюдательными людьми отмечалась закономерность: чем со­держатель­нее личность, тем скромнее и проще держится человек.

Светский этикет решительно осуждает и нетерпимо относится к такому поведению, которое го­ворит о том, что человек думает только о себе, совершенно игнорируя то, как окружающие реаги­руют на его слова и по­ступки.

Случается, что человек, стремящийся к сохранению собственного достоинства, переоценивает себя, явно пре­увеличивает или просто нескромно подчеркивает свои заслуги или преимущества. И тогда вместо, каза­лось бы, уважительного отношения у окружающих людей могут возникнуть со­вершенно противоположные чувства.

Всякая самооценка должна предполагать, в первую очередь, знание своих слабых сторон и недос­татков, что не позволит переоценить свои заслуги или преимущества. Вот почему скромность есте­ственна для тех, кто умеет правильно понять и оценить все качества собственной личности, само­критично судить о себе, не заявлять о своих достоинствах и преимуществах громогласно, прилюдно.

Мы говорим о скромности, но ее никак нельзя приравнивать к застенчивости. Это совсем другое каче­ство, которое мешает человеку, прежде всего, в его обще­нии с окружающими, доставляет не­редко ему самому му­чительные переживания, связанные зачастую с недо­оценкой своей личности. Такой человек больше другого склонен переоценивать свои недостатки.

Такие качества, как вежливость, тактичность, дели­катность, корректность, обязательность, скромность, чело­век должен всемерно воспитывать в себе и других, для того чтобы сделать общение с другими здоровым и краси­вым, сохранять нервы, время и душевное спокойствие.

Соблюдение правил советского этикета помогает со­зданию той хорошей нравственной атмо­сферы, в ко­торой людям хорошо живется, легко дышится и работается.

3. Виды этикета.

Требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоя­тельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчи­вые взаимоотношения.

Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжела­тельность, обуславливается актом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.

К сожалению, встречаются люди с двойным стандартом поведения: один - на людях, другой - дома. На работе, со знакомыми и друзьями они вежливы, предупредительны, а дома же с близкими не церемонятся, грубы и не тактичны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании.

Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах.

Итак, этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выра­ботанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, быто­вой целесообразности - в области культуры материальной.

Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:

Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере сов­падают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается боль­шее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.
3.1 Роль общегражданского этикета.

Общегражданский этикет не только важная часть национальной культуры, но и важнейшее приобретение мировой культуры, поскольку он наследует обычаи и традиции большинства народов.

Из Древнего Рима пришел обычай гостеприимства, скандинавы  ввели правило предоставлять почетные места за столом женщинам  и наиболее уважаемым гостям. Из Древнего Египта пришел обычай  красиво и бесшумно есть. Ряд известных этикетных норм являются исключительным национальным достоянием тех или иных народов. В Японии известным правилом является ритуальное извинение перед гостями за скудное угощение, хотя стол полон всяческих блюд. В Латинской Америке разговоры о жаре являются дурным тоном. В Англии все беседы начинаются с обсуждений погоды.

Особый разговор о России, где воспитание хороших манер было всегда делом государственной важности. Первое печатное пособие по этикету появилось в 1717 г. при Петре I и называлось «Показания к житейскому обхождению». По указанию Петра I была также  издана книга Эразма Роттердамского «О правилах хорошего тона» тиражом 100 экземпляров на голландском и русском языках.

Несомненно, ценным для русской культуры является издание в 1881 г. книги «Хороший тон» - сборника правил и советов  на все случаи общественной и семейной жизни. Знакомство с этой книгой свидетельствует о том, что в России правилам хорошего тона уделялось очень большое внимание. Ценность этой книги в том, что в ней имеются подробные советы для всех возрастных групп (детей, юношей и девушек, взрослых); для семейных отношений; отношений с прислугой; поведения на улице, в церкви, за городом, во время путешествий; правил светской жизни; обмена письмами, не говоря об обрядах помолвки, свадьбы и т.д. Насколько это было серьезно для общества, можно судить по манерам русских дворян.

Элементарную основу общегражданского этикета составляет  этикет приветствий, обращений и знакомств.

 Этикет приветствий. Этикет приветствий сводится к  двум основным формам: а) невербальные формы приветствий (поклон, рукопожатие, приветственный поцелуй, «воздушный поцелуй, приветственная поза, приветственное положение головы);

б) вербальные формы (разнообразные словесные выражения: «здравствуйте», «до свидания», «добрый  вечер», «до  встречи» и т.д.).

Следует отметить, что этикет приветствий весьма многообразен. Если демократические манеры утвердились в Европе, то на  Востоке сложились более консервативные нормы.

Знание этикета приветствий позволяет довольно гибко использовать его таким образом, чтобы не только не вызывать обид и  поддерживать отношения на эффективном уровне, но и испытывать  при этом достаточно приятные эмоции.

Этикет обращения. Включает несколько  уровней:

а) обращение «ты – вы», где принято различать обращение  между хорошо знакомыми и малознакомыми людьми; к неоднозначным формам относится обращение «ты – вы» к ребенку; если  в России не принято к малознакомому ребенку обращаться на  «вы», то во Франции обращение на «вы» к ребенку обязательно;

б) обращение по имени-отчеству; на этом уровне этикетные  нормы примерно те же, что и в случаях «ты – вы»; но здесь наиболее ярко может проявиться степень воспитания или традиции (примеры: супруги Горбачевы звали друг друга в официальных  случаях только по имени и отчеству; американские семьи, где  старших в семье могут звать только по имени и т.д.);

в) обращения–клички («лапуля», «кисуля», «бамбина»); данная форма обращения используется в дружеских, семейных, (камерных  условиях), но по этикетной норме такое обращение не рекомендуется в компании, где больше двух присутствующих.

Особо следует учитывать культурные традиции в России, где речь идет об использовании таких обращений как «господин и госпожа», «сударь и сударыня», «товарищ и товарка», «уважаемые товарищи», «уважаемые господа», «дамы и господа», «дамы и кавалеры», «милостивые государи и милостивые государыни». 

В современной России в неофициальной обстановке (транспорт, магазин, улица) часто используются и такие обращения: «девушка», «женщина», «молодой человек», «мужчина», или безличные обращения («извините, …»;  «будьте любезны, …..» и т.д.).

В европейской культуре этикета имеют место и особые обращения, в частности в Австрии и Германии (широкое использование  обращения  «господин  доктор»,  «фрау  профессор»  и  т.д.).

     Можно сделать вывод, что, несмотря на те или иные  особенности культурных национальных традиций, этикет обращений является важнейшим средством общения не только знакомых, но и незнакомых людей, что укрепляет социальной солидарности людей.

 Этикет знакомства. Знание и соблюдение норм и правил при знакомстве помогает (особенно молодым людям) вести себя достойно, избегать неловких ситуаций, преодолевать стеснительность. Если мысленно перебрать все ситуации, то возможностей познакомиться не так много: совместные занятия спортом, пребывание на отдыхе, а также совместная работа или учеба.

Во всех других случаях правила хорошего тона требуют, чтобы  был посредник в лице общего хорошего знакомого, к которому  может обратиться молодой человек или девушка с просьбой, чтобы  они были представлены друг другу. Если обнаружится отсутствие  подобного интереса, то не следует настаивать, преследовать и т.п.

Следует заметить, что по правилам этикета заговаривать на  улице с незнакомкой так же бестактно, как скажем, едва заняв место в театре, докучать своим соседям. В ответ можно получить вполне закономерный холодный взгляд или вежливый отпор, а следовательно и неприятные эмоции. Тем не менее, современный этикет допускает скромные символические знаки внимания, которые могут облегчить знакомство на улице, в транспорте, в присутственных местах (поднять оброненный предмет, пропустить девушку  вперед, уступить более удобное место в театре и т.д.). Понятно, что данные этикетные нормы имеют отношение только к молодому человеку или мужчине, а ни в коем случае не для женщин.

Представление в обществе. Подобный опыт накоплен, прежде всего, в современном европейском обществе, где установлены некоторые правила представлений (знакомств) в обществе.

Среди них можно отметить наиболее важные:

а) мужчину  представляют женщине;

б) мужчину младшего по возрасту более пожилому мужчине;

в) вновь назначенного начальника отдела организации директору этой организации (при этом сначала называется имя того мужчины, которого представляют). Существуют и особые правила представления на официальных приемах.

Представление в гостях. Упорядочить собирающееся общество обязаны, прежде всего, хозяева или родственники хозяев, которые представляют гостей друг другу, если они не знакомы. Как  правило, хозяйка знакомит между собой женщин, а хозяин мужчин и только после этого мужчин представляют женщинам. Естественно, многое зависит не только от культуры хозяев, но и от воспитания гостей (многим знакома ситуация «опоздавших гостей»).

Правила представления во многом зависят от состава гостей, от целей их приглашения, от возраста, от степени знакомства приглашенных, от места и времени, где произошла встреча.

  Этикет подарка. Подарок выражает почтение, уважение, любовь. Этикету дарения уделяется много внимания в любой культуре. В русской культуре сюжетная линия подарка ярко отражена в пословицах («любила, а ничего не подарила», «не дорог подарок, дорога любовь», «любишь подарки, люби отдарки» и т.д.). Современное восприятие подарка – это культурный символ внимания, радости дарения, средство сохранить и укрепить дружбу.

Нормам этикета противоречит представление о подарке как  обременительной обязанности, которую выполняют, чтобы не показаться невежливым. Не желают вникать в суть этого символа те люди, которые дарят подарки только в надежде получить эквивалентную компенсацию. Воспитанный человек никогда не будет демонстрировать через подарок свое благополучие. Общепринятые нормы требуют, чтобы подарок не был слишком дорогим или слишком дешевым, он должен быть к месту и ко времени.

По подарку можно судить о дарящем человеке, о его отношении к тому, кому предназначен подарок, о стиле жизни  дарящего, его воспитании, интеллекте, бескорыстии, степени юмора.

Социальный опыт свидетельствует о том, что взрослые более  рациональны к акту дарения, а дети более естественно относятся к тем, кого любят, выражая в подарке и творческое начало (поют песни, читают стихи, рисуют, дарят любимую игрушку и т.д.).

В современном этикете выделяют множество видов подарков: а) подарки на дни рождения (индивидуальные и групповые); б) подарки любимой девушке или любимой женщине; в) подарки хозяевам дома;

г) подарки жене (мужу), детям к торжественным дням;

д) подарки коллегам после путешествий;

е) подарки среди деловых людей;

ж) свадебные подарки.

Знание правил дарения для каждой из перечисленных групп поможет избежать неловких ситуаций.

Среди подарков особая роль принадлежит такому красивому символу внимания как цветы, где значение придается не только виду, цвету, числу, но и соответствующей композиции. К примеру, сложно представить себе молодого человека, идущего на свидание к девушке с пышным букетом, или наоборот, идущего на юбилей к  друзьям с одной розой в руке. Иными словами, каждый букет должен «соответствовать», и только в этом случае может появиться уверенность, что он доставит радость. В современном этикете символика цветов занимают видное место и ее надо знать.

Язык и музыка цветов получили особое развитие в Японии, откуда искусство аранжировки цветов – «икэбана» (ассиметричный  букет) распространилось по всему миру, в том числе и в России.

Японцы, как, пожалуй, ни один из народов, не только строго  придерживаются упорядоченной символики цветов, но и внимательно относятся к популяризации этой традиции в школах, колледжах и университетах, где читаются курсы истории искусства «икэбаны», деятельности основных школ искусства «икэбаны», практические курсы составления букетов на основе «икэбаны». Знакомство с основными элементами искусства «икэбаны» позволяет по достоинству оценить эту красивую традицию  японцев.

Брачный или свадебный этикет. Брак – это не только  юридическая форма отношений между мужчиной и женщиной,  но и исторически  сложившаяся культурная традиция. Именно в брачных обрядах проявляется самобытность того или иного народа  (достаточно обратиться к брачному этикету Китая, Японии, Индии,  стран Африки, арабского Востока, России, Европы и т.д.).

В современных условиях сложился некий светский вариант  брачного этикета, которого придерживаются граждане большинства стран цивилизованного мира. Помимо официального (юридического) брака во многих европейских странах сложилась такая  форма брака как гражданский брак («свободный союз»), когда пара  живет вместе без официальной регистрации. Это стало возможным  по мере того, как официальный брак все менее служит обязательным условием для решения бытовых и юридических проблем, в  том числе и для обеспечения полноты родительских прав или подтверждения законности родившихся в таком свободном союзе детей. Как показывает сложившаяся практика, не смотря на разнообразие форм брака, его основой остается стабильная пара в союзе  мужчины и женщины, вне зависимости от ее юридической основы.

Следует также отметить, что практика выявляет и совершенно  новые формы брака. В частности в Голландии появилась форма  брака, получившая название «контрактное временное сожительство» и ставшая за последнее десятилетие очень популярной среди  молодых людей. Подобная форма стала возможной в соответствующей культурной среде, сложившейся в Голландии, где, с одной  стороны, быть «плейбоем» или «девушкой без комплексов» считается неприличным (им закрывается доступ в студенческие и молодежные компании), с другой стороны, в Голландии не приняты  ранние официальные браки. Поэтому молодые люди охотно заключают нотариальный контракт на совместное проживание на 5, 7 или 10 лет, где не только оговариваются особые условия, но и предусматривается очень быстрое расторжение этого брака. Но самое  главное, что общество воспринимает такие временные браки как  вполне респектабельные. Заключением контракта сопровождаются в большинстве европейских стран и официальные браки (а в США это обязательное  условие). Контракт – это не только юридическая, но и этикетная  норма, которая упорядочивает и организует семейную жизнь, оберегая ее от возможных конфликтов.

Заключение официального брака – это праздничная церемония,  сопровождаемая множеством этикетных норм и правил, соблюдение которых не только желательно, но и обязательно. Этикетные  нормы и правила касаются приглашений, одежды, подарков, цветов, самой свадебной церемонии, а также праздничного ужина.

В России в современные свадьбы возвращаются обряды из прошлых времен (обряд «хлеб-соль», обряд осыпания новобрачных, обряд «жребий по дому», обряд-игра «пожертвование новобрачных» и т.д.), благодаря которым современный брачный этикет сохраняет национальную культурную самобытность.

 Этикет одежды. Не вдаваясь подробно в историю вопроса, можно отметить, что одежда всегда выражала время, эпоху,  интересы людей, их социальное положение, социальные функции  полов, всегда соответствовала идеалам физической красоты в разные исторические эпохи (достаточно представить себе, сколь различна была мода ХУШ и ХIХ веков, не говоря уже о ХХ веке).

По одежде в настоящее время можно составить представление о вкусах владельца, его профессиональных интересах, его отношению к окружающим его людям. Одежда всегда отражала и отражает культурный уровень человека, степень его воспитания.

Подобрать себе гардероб – дело сугубо индивидуальное, но  существуют и некие общие нормы, которые нужно соблюдать, если вы не хотите выглядеть нелепым:

а) нельзя путать стили (под элегантный пиджак не одевают джинсовую или вельветовую одежду  и  т.д.);

б) нельзя одевать все то, что хочется, не учитывая физических данных и возраста (к примеру, насколько хорош черный «прикид» на полных женщинах и наоборот, худая женщина в черном – это либо траур, либо цвет, неизбежный для восточных женщин);

в) пожилая женщина вызовет к себе особо пристальное  внимание, если она облачится в шорты и т.д.; г) одежда должна соответствовать месту, времени, социальному и служебному статусу.

Существует домашняя одежда, одежда для прогулок, туристическая одежда, одежда для спорта, одежда в дорогу, пляжная одежда, деловая одежда, одежда для выхода. Например, вельветовая  одежда считается признаком хорошего тона только за городом или  на базах горнолыжного спорта; в воскресный теплый день странно видеть отдыхающего человека при галстуке в деловой рубашке.   

Если женская мода более гибкая и женщины, как правило,  умеют пользоваться модой, стилями, направлениями, то консерватизм мужской моды может сыграть злую шутку с мужчиной (особенно с деловым), поскольку «соответствующая и хорошая» одежда служит визитной карточкой для его успеха и служебного роста.

В последнее время культура мужской деловой одежды стала важнейшей частью делового этикета. Предпочтения отдаются определенному покрою, цвету делового костюма, его сочетания с рубашкой и галстуком, обувью и аксессуарами, учитывая при этом рост и телосло-жение мужчины (например, к костюму в клетку для мужчины  среднего роста рекомендуется белая гладкая или в серую полоску рубашка и галстук, где должно быть немного красного цвета, т. к. он наилучшим образом уравновешивает клетку и т.д.).

Существует ряд правил, где не рекомендуется одевать ту или  иную одежду на деловых встречах, на публичных выступлениях,  приемах, чтобы не произвести неприятного впечатления на окружающих. Внимание обращается также на обувь, носки, носовые  платки, часы и т.д. Например, на официальных приемах к женскому вечернему платью, которое должно быть только из натурального материала, не полагается шляпа; с фраком не носят наручных часов; галстук не должен быть светлее рубашки; на публичные выступления нельзя одевать полосатые рубашки; надеть плохие часы – это моветон (дурной тон), лучше не надевать никаких и т.д.

Не менее важно соблюдать и особые правила в одежде на свадебных церемониях. Наряд на свадьбе – это важнейший атрибут любой национальной культуры (достаточно обратиться к китайской, японской, африканской, латиноамериканской культурам).

Современный европейский брачный этикет одежды соблюдается во многих странах. Как правило, для невесты – это торжественное платье светлых тонов (длинные перчатки, если платье без рукавов) с вуалью, фатой, венком или шляпой. Брачный наряд невесты не предполагает изысканных украшений (только жемчуг), не рекомендуется надевать также часы, браслеты и т.д. Невесте рекомендуются только белые туфли. Для жениха – это классический костюм (или фрак и смокинг) от светло-серых тонов до черного (зависит от внешних данных жениха) с белыми или светлыми рубашками в сочетании со светлыми галстуками или бабочками, но при этом рекомендуются только черные туфли и темные носки.

Иными словами, соблюдение общепринятых правил даже в таком элементе внешней культуры, как одежда, позволяет человеку не только комфортно чувствовать себя, но и достойно выполнять возложенные на него социальные функции и роли.

Деловой этикет. Включает правила проведения деловых встреч, презентаций, приемов, правила пользоваться визитными карточками, правила деловой переписки, правила обмена подарками и сувенирами, правила телефонных переговоров и т.д.

Деловые встречи стали реалиями российской жизни, где решают принципиальные вопросы и принимают согласованные решения. Деловые встречи могут проводиться в форме бесед и переговоров. Если беседа – это обмен взглядами, точками зрения, информацией, то цель переговоров – найти решение проблемы, привести к разумному соглашению, достичь взаимопонимания.

Помимо хорошего знания предмета обсуждения необходимо владеть техникой ведения переговоров. Проведение переговоров – это большое искусство, требующее знания основ психологии, социологии, политологии, юриспруденции, делового этикета.

На подготовительной стадии решаются как протокольные вопросы (день и час переговоров, рассадка за столом, готовность принимающей стороны взять на себя инициативу проведения переговоров, поведение сторон в случае успеха или провала переговоров), так и вопросы содержательного характера (определение цели, тактики и стратегии переговоров; выбор одного из трех подходов к переговорному процессу: «противостояние», «дружеская позиция» или «партнерский подход».

Реальная практика переговорного процесса не исключает неэтичное поведение партнеров («грязные уловки»), которые следует знать, чтобы нейтрализовать подобные действия. Перечислим несколько таких неэтичных уловок: 1) преднамеренное завышение начального уровня требований;

2) расстановка ложных акцентов; 

3) создание для партнера безвыходной  ситуации;

4) ультимативный прием;

5) выдвижение требований по возрастающей;

6) заведомое создание одной из сторон «двойного толкования»;

7) отказ от собственного предложения, когда партнер готов его принять.

В ходе переговоров, идущих по «неэтичному сценарию», предлагается обратить внимание на следующие правила:

а) не отвечать взаимностью;

б) провести быстрый анализ причин «неэтичного поведения» партнера;

в) не хлопать дверью и не устраивать демонстраций; г) как можно больше выдвигать конструктивных идей;

д) как  знак доброй воли – объявить перерыв.

Большое значение при переговорах имеет знание национальных особенностей культуры поведения страны делового партнера и его индивидуальных особенностей (интересы, хобби, слабости, сильные стороны, социальное происхождение). Данные нормы и правила свидетельствуют о том, что культура деловых переговоров требует разносторонних знаний,  хорошего образования и воспитания.

Не менее важна и такая форма деловых контактов как презентация, которая дает возможность привлечь нужных политических и общественных деятелей, бизнесменов, спонсоров и убедить их предпринять какие-то действия для решения насущных проблем. В отличие от переговоров, презентация рассчитана на большую аудиторию, где не должно быть информации, насыщенной специальными терминами, частными фактами, проводится во второй половине дня в течение не более 2-х часов, включает вручение сувениров, пресс-конференцию, обмен речами, «фуршет» и т.п.                                

Деловые контакты немыслимы без такого важного атрибута делового этикета как визитная карточка. Визитные карточки имеют очень широкое распространение не только в официальном, но и в неофициальном общении. Основное предназначение визитной карточки - заочно «представить» своего владельца и «действовать» от его имени. Существуют определенные правила оформления визитных карточек (формат и соответствующие сведения о владельце),  которые должны строго соблюдаться для официальных лиц и деловых людей. Визитные карточки применяются для поздравлений,   выражений соболезнования, выражения благодарности, заочного прощания в случае отъезда, представлений кого-либо, приглашений на прием, при перемене адреса. В каждом из перечисленных выше случаев карточка либо прикладывается, либо посылается.

3.2. Особенности  дипломатического  этикета.

В дипломатическом этикете широко используются принцип уважения, принцип старшинства, принцип взаимности и принцип суверенности. К  примеру, «пропущенные» жесты вежливости или «пропущенные»  комплименты равнозначны умышленному проявлению неуважения и могут затруднить международное общение. Нормы дипломатического этикета предписывают обязательность ответа на письмо (ноту, поздравление), а также необходимость присутствия в официальной переписке вступительного и заключительного комплиментов. Строго нормированы деловая переписка, соблюдение взятых обязательств, соблюдение дипломатического протокола, предписывающего особые правила общения, встреч, включая форму одежды, количество сопровождающих, подарки, виды приемов, сервировку стола. Для дипломатического протокола важно соблюдать особые правила даже при рассадке в машине.

Наконец, в дипломатической практике за многие годы сложился «язык» дипломатического этикета со своими терминами (виза, агреман, аккредитация, верительная грамота, персона нон грата).

3.3. Особенности воинского этикета.

В России еще при Петре I укрепилось понятие чести военного  мундира. Это проявляется не только в особой военной форме и    правилах ее ношения, но и в соответствующих нормах поведения. Для военного этикета характерны и военные  суды чести, основная цель которых – сохранение корпоративной чести офицерского корпуса путем предоставления самим офицерам права исключать из своей среды того, кто признается недостойным принадлежать к офицерской корпорации (в России они были учреждены в 1863 г).

Одним из старинных воинских ритуалов является ритуал «отдать воинскую честь». В царской армии к головному убору прикладывали два пальца, в советское и в настоящее время – ладонь. По военному уставу при военной форме не полагается носить ничего, кроме планшета или полевой сумки, военный человек должен соблюдать идеальный внешний вид (свежая рубашка, начищенные сапоги). По уставу Советской Армии можно было носить только усы, отпускать же бороду можно было лишь в исключительных случаях, например для маскировки физических недостатков лица.

В армии существуют строгие правила этикетных отношений  между начальниками и подчиненными. Это касается приветствий,  проведения совещаний, вызова подчиненного, поведения в конфликтной ситуации, отношения равных по званию. Военный этикет строго предписывает поведение военных и в общественных местах.

Подводя итог, можно сказать, что этикет как элемент внешней  культуры помогает решать в повседневной человеческой жизни множество проблем,  регулирует ролевое поведение, вносит в обыденность элементы социальной игры. Известный афоризм гласит: «Хорошие манеры удлиняют жизнь, потому что берегут нервы и силы  человеческие». И с этим нельзя не согласиться.                   


Заключение.

Интеллигентность не только в знаниях, но и в способности к пониманию другого. Она проявляется в ты­сяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно помочь другому ,беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями .

Интеллигентность - это терпимое отношение к миру и к людям.

В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему про­шлому.

Не надо запоминать сотни правил, а запомнить одно- необходимость уважительного отношения к другим.


Список используемой литературы.

1. Вандербильт Э. Этикет. В 2 кн.: Пер. с англ. М.: «Авиаль», 1995

2. Мирзоян А. Мир этикета: Энциклопедия. Урал Л.Т.Д., 2001.

3. Молочков Ф.Ф. Дипломатический протокол и дипломатическая  практика. М.: МИД, 2005

4. Соловьев Э.Я. Современный этикет и деловой протокол. – 2-е изд. – М.: Издательство «Ось-89», 2006.

5. Сухарев В.А., Сухарев М.В. Психология народов и наций. Д.: Сталкер, 2007.

6. Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. М.: «Анкил», 2004.






Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации