Шпоры по возрастной анатомии и физиологии - файл n1.doc

приобрести
Шпоры по возрастной анатомии и физиологии
скачать (664 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc664kb.08.07.2012 00:16скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
1.Предмет и методы Возрастной анатомии и физиологии. Организм и его свойства.

2. Онтогенез.

3. Закономерности роста и развития.

4. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка.

5. Понятие о нейрогуморальной регуляции функций организма.

6. Анатомия и физиология нервной системы.

7. Координационная деятельность нервной системы.

8. Анатомия и физиология эндокринной системы.

9. Скелет человека.

10. Мышечная система.

11. Физическое развитие.

12. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей.

13. Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем.

14. Зрительная сенсорная система.

15. Слуховая сенсорная система.

16. Профилактика нарушений слуха и зрения.

17. Обмен веществ и энергии. Внутренняя среда организма. Кровь.

18. Кровообращение.

19. Дыхание.

20. Пищеварение.

21. Выделение. Кожа.

22. Репродуктивная система организма.

23. Психофизиологические аспекты поведения ребенка.

24.Коммуникативное поведение.

25. индивидуально-типологические особенности ребенка.

26. Психофизиология познавательных процессов.


1.Предмет и методы Возрастной анатомии и физиологии. Организм и его свойства.
Возрастная анатомия изучает телосложение человека, его органов, в разные периоды жизни.

Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в разные периоды онтогенеза: функции органов, систем органов и организма, в целом, в процессе его роста и развития, специфику этих функций на каждом возрастном этапе.

Предметом изучения возрастной анатомии и физиологии является изучение анатомо-физиологических особенностей детей и подростков в процессе их индивидуального развития.

Основными задачами изучения возрастной физиологии являются следующие:

- изучение особенностей функционирования различных органов, систем и организма в целом;

- выявление экзогенных и эндогенных факторов, определяющих особенности функционирования организма в различные возрастные периоды;

-определение объективных критериев возраста (возрастные нормативы);

- установление закономерностей индивидуального развития.

Возрастная анатомия и физиология тесно связана со многими разделами физиологической науки и, широко использует данные из многих других биологических наук. Так, для понимания закономерностей формирования функций в процессе индивидуального развития человека необходимы данные таких физиологических наук, как физиология клетки, сравнительная и эволюционная физиология, физиология отдельных органов и систем: сердца, печени, почек, крови, дыхания, нервной системы и т.д.

В то же время открываемые возрастной физиологией закономерности и законы базируются на данных различных биологических наук: эмбриологии, генетики, анатомии, цитологии, гистологии, биофизики, биохимии и др. Наконец, данные возрастной физиологии, в свою очередь, могут быть использованы для развития различных научных дисциплин. Например, важное значение имеет возрастная физиология для развития педиатрии, детской травматологии и хирургии, антропологии и геронтологии, гигиены, возрастной психологии и педагогики.

Подходы применяемые в исследованиях по анатомии: 1 – систематический (описательный метод) 2 – функциональный (учитывает функции органов) 3 – индивидуальный (учитываются индивидуальные особенности организма) 4 – анатомический (каждый орган по отдельности и организм в целом) 5 – причинный.


Методы анатомии: макроскопические (изучение органов или систем, видимые глазом) и микроскопические (изучение внутреннего строения органов при помощи микроскопов).

Методы анатомии: наблюдение и осмотр организма; вскрытие; заморозка и распил; наливки; рентгеновский; эндоскопический; экспериментальный.

Для возрастной физиологии важнейшая задача – изучение динамики и закономерностей изменений физиологических функций в процессе индивидуального развития. Ответы на самые разнообразные частные вопросы, возникающие по ходу такого изучения, дают два метода организации исследования, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки, но оба широко применяются в физиологии развития. Это методы поперечного (кроссекционального) и продольного (лонгитудинального) исследований.

Антропометрия – это измерение морфологических характеристик тела, что позволяет количественно описать его строение

Физиологические методы позволяют судить о функциональных возможностях организма и динамике протекания тех или иных функциональных процессов в нем. Для этого используются различные приборы, позволяющие количественно регистрировать сами физиологические процессы, либо те или иные их физические проявления (например, электрические потенциалы, вырабатываемые клетками организма в процессе их функционирования)

Биохимические методы позволяют изучать состав крови, слюны, мочи и других жидких сред и продуктов жизнедеятельности организма.

Естественный эксперимент. Физиология развития имеет дело с постоянно изменяющимся организмом ребенка, подвергающимся целому ряду воздействий, изоляция от которых невозможна.

Моделирование экспериментальное и математическое. Естественный эксперимент не способен обеспечить решение всех задач, возникающих в процессе изучения физиологических закономерностей роста и развития. В связи с этим экспериментатор вынужден использовать различного рода модели. Например, изучение закономерностей ростовых процессов у лабораторных животных представляет собой экспериментальную модель, с ее помощью выявляются многие аспекты развития, которые нельзя изучать при исследовании детей. В частности, анализ возрастных преобразований на тканевом и клеточном уровне проводится почти исключительно на экспериментальных моделях с использованием лабораторных животных.
Организм человека является целостной, сложной, динамической системой, которая выполняет разнообразные функции. Он включает в себя иерархически организованные подсистемы и системы, которые объединены общностью строения и выполняемой функции: клетки, ткани, органы, системы органов.

Клетка — структурная и функциональная единица человеческого организма.

Изучение строения, функций клеток, их взаимодействий, между собой — основа к пониманию такого сложного организма, как человек. Клетки активно реагируют на раздражение, выполняют функции роста и размножения, способны к самовоспроизведению, регенерации и приспособлению, к окружающей среде. В клетках происходит обмен веществ и энергий.

В организме взрослого человека насчитывается около 200 видов клеток, которые отличаются по размерам, форме, особенностями организации, функциями.

По форме своего строения, клетки различаются на: цилиндрической и кубической формы (в эпителиальных тканях), диско-образные (эритроциты), шаровидные (яйцеклетки), удлиненные и веретенообразные (мускульные), звездообразные (нервные), амебовидные (лейкоциты — не имеют постоянной формы).

Размеры и масса клеток разнообразны. Размеры клеток организма человека колеблются от 3—4 мкм (некоторые формы лейкоцитов) до 150 см (нервная клетка вместе с отростком). Масса клеток колеблется от 10—7 до 10—5 г

Организм человека — это целостная система, которая владеет свойствами: обменом веществ и энергии, раздражимостью, гомеостазом, саморегуляцией, саморепродукцией, адаптацией, ростом и развитием.

Обмен веществ и энергии — это главное условие и признак жизни. В организме человека, в его органах, тканях, клетках непрерывно образуются, разрушаются, обновляются клеточные структуры и сложные химические соединения. Обмен веществ заключается в поступлении из внешней среды веществ, усвоении их, использовании организмом и выделении продуктов распада. Для построения новых клеток организма, работы органов, нужна энергия. Человек получает ее в процессе обмена веществ. Источником энергии, необходимой для жизни, являются питательные вещества, которые поступают в организм с пищей.

Раздражимость — способность клеток отвечать на раздражение путем перехода из состояния физиологичного покоя в состояние активной деятельности.

Саморепродукция — способность к самовозобновлению, или размножению.

На уровне организма этот процесс имеет прерывный характер, потому что только спустя некоторое время взрослый организм способен производить новый — молодой.

Самовоспроизведение на молекулярном и клеточном уровнях происходит непрерывно. Это предопределено тем, которые разрушаются и распадаются на органические молекулы, органеллы клеток и целые клетки. Например, период полураспада некоторых белков печени — несколько минут, отдельные клетки крови живут лишь 0,5 час., клетки пищеварительного тракта — около суток. При таких условиях жизни организма возможно лишь в случае, когда будет такое же быстрое возобновление разрушенных структур
2. Онтогенез.

Индивидуальное развитие организма человека называют онтогенезом.

В онтогенезе различают 3 периода:

1. Предэмбриональный — развитие половых клеток (гаметогенез);

2. Перинатальный — от оплодотворения к рождению;

3. Постнатальный — развитие после рождения человека и до его смерти.

В предэмбриональном и постнатальном развитии человека, важную роль играет половая система.

К мужской половой системе принадлежат мужские половые железы — семенники (яички), придатки яичек, семявыводящие пути и семенной мешочек, простата, внешние половые органы.

Женская половая система образует половые клетки, продуцирует половые гормоны, а также обеспечивает внутриутробное развитие плода и секрецию молока. К женской половой системе принадлежат яичники, яйцеводы (маточные трубы), матка, влагалище и внешние половые органы.

Предэмбрионный период развития организма происходит в половых железах. В половых железах образуются половые клетки и половые гормоны, которые регулируют гаметогенез и другие половые функции. Мужские половые клетки — сперматозоиды развиваются в мужских половых железах — семенниках (яичках), а женские яйцеклетки — в женских половых железах — яичниках. Процесс образования сперматозоидов называется сперматогенезом, а процесс образования яйцеклеток — овогенез.

Развитие нового организма начинается с момента оплодотворения — слияние мужской и женской половых клеток. В течение первых 8 недель происходят основные процессы формирования органов, частей тела. Этот период называют эмбрионным (зародышевым), а организм будущего человека — эмбрион (зародыш). С 9-й недели, когда начинают определяться основные человеческие черты, организм называют плодом, а период — плодотворным.

Перинатальный период длится от оплодотворения до рождения ребенка. В нем выделяют 4 периода.

1. Оплодотворение. Происходит в верхней части яйцевода после овуляции.

В процессе оплодотворения различают два этапа: проникновение сперматозоида через оболочки яйцеклетки; слияние ядер половых клеток. В оплодотворенной яйцеклетке происходит слияние ядер и образуется одноклеточный зародыш — зигота с диплоидным набором хромосом.

2. Деление — это многоразовые митотичные деления зиготы на дочерние клетки — бластомеры. В результате разделения зиготы образуется многоклеточный зародыш — бластула с полостью в середине (бластоциста). Стенки этого зародыша образованы клетками — бластомерами двух видов: светлых мелких и темных больших. Светлые мелкие образуют оболочку бластулы — трофобласт, темные большие бластомеры скапливаются на одном из полюсов бластоцисты под трофобластом и образуют эмбриобласт или зародышевый узелок.

3. Гаструляция — это период развития, когда образуются зародышевые листки, осевые и около зародышевые органы. Проходит в две фазы:

1) с образованием гаструлы — двухслойной стенки зародыша (7-14 суток)

2) с образованием поздней гаструлы — трехслойной стенки зародыша (на 15 день берем.)

4. Гисто и органогенез — образование тканей из зародышевых слоев стенки и образования органов.

Плацента — это комплекс, структур хориона плода и слизистой оболочки матки, который обеспечивает постоянную связь между организмом матери и плода. Кровь в плаценте течет медленно, что способствует лучшему обмену между кровью, которая течет в сосудах ворсинок, то есть кровью зародыша, и кровью матери. Плацента соединяется с зародышем с помощью пуповины — соединительно-тканевого канатика, в котором проходят сосуды: пуповинная вена и две пуповинных артерии.

Нормальное перинатальное развитие длится 9 месяцев. За это время из оплодотворенной яйцеклетки микроскопических размеров развивается ребенок массой 3кг и больше и ростом 50—52см.

После рождения ребенка начинается постнатальный период развития человека. В своем развитии организм человека проходит три этапа:

Эволюционный этап, который характеризуется преимуществом размножения клеток над их разрушением. Длится от момента рождения ребенка до 21 года. Показатели физического развития (рост, масса, размеры отдельных частей тела) в разные периоды эволюционного этапа изменяются по-разному. В возрасте 1—3 года, 5—7 лет, 12—15 лет, наблюдается усиленный рост ребенка, а между этими периодами развитие тканей, органов и в целом организма.

Стабильный этап, который характеризуется уравновешенностью процессов образования и разрушения клеток, сохранением массы и размеров тела и отдельных его частей.

Инволюционный этап, который характеризуется преимуществом разрушительных процессов над образовательными, а потому наблюдается уменьшение массы тела и его размеров. На этом этапе происходит старение организма.

3. Закономерности роста и развития.
После рождения ребенка начинается постнатальный период развития человека. В своем развитии организм человека проходит три этапа.

Эволюционный этап, который характеризуется преимуществом размножения клеток над их разрушением. Длится от момента рождения ребенка до 21 года. Показатели физического развития (рост, масса, размеры отдельных частей тела) в разные периоды эволюционного этапа изменяются по-разному. В возрасте 1—3 года, 5—7 лет, 12—15 лет, наблюдается усиленный рост ребенка, а между этими периодами развитие тканей, органов и в целом организма.

Стабильный этап, который характеризуется уравновешенностью процессов образования и разрушения клеток, сохранением массы и размеров тела и отдельных его частей.

Инволюционный этап, который характеризуется преимуществом разрушительных процессов над образовательными, а потому наблюдается уменьшение массы тела и его размеров. На этом этапе происходит старение организма.

К закономерностям развития и роста детей принадлежат:

1. Постепенность и необратимость. Человек в своем развитии проходит ряд этапов — друг за другом, во второй раз повториться они не могут.

2. Надежность биологической системы — такой уровень регуляции процессов в организме, когда обеспечивается оптимальный ход с его экстренной мобилизацией резервных возможностей и взаимозаменяемости, которая гарантирует приспособление к новым условиям, и с быстрым возвращением к начальному состоянию.

3. Неравномерность и непрерывность роста и развития. Жизнь ребенка — это непрерывный процесс развития. Первые шаги и последующее совершенствование двигательной функции, первые слова ребенка и развитие языковой функции, превращения ребенка, в подростка в период полового созревания, развитие центральной нервной системы, осложнения рефлекторной деятельности, — это примеры изменений в организме ребенка.

Характерной особенностью процесса роста детского организма является его неравномерность и волнообразность. Периоды усиленного роста изменяются некоторым его замедлением. Наибольшей интенсивностью рост ребенка отмечается в первый год жизни и в период полового созревания. Начальный рост (рост при рождении) удваивается до 5 лет и утраивается до 15 лет. В младшем школьном возрасте длина тела увеличивается на 4—5см, а в период полового созревания на 6—8 см в год. От периода рождения и до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища — в 3 раза, длина руки в 4 раза, длина ноги — в 5 раз.

Пропорции тела с возрастом тоже очень изменяются. Новорожденный отличается от взрослого человека относительно короткими конечностями, большим туловищем и большой головой. С возрастом рост головы замедляется, а рост конечностей ускоряется. К началу полового созревания, половая разница в пропорциях тела отсутствует, а в период полового созревания, у юношей конечности становятся более длинные, туловище более коротким и таз уже, чем у девушек. Различают три периода отличий пропорций между длиной и шириной тела: от 4 до 6 лет, от 6 до 15 лет и от 15 лет до взрослого состояния. Если к началу периода полового созревания общий рост увеличивается за счет роста ног, то в период полового созревания — за счет роста туловища.

В период полового созревания происходит не только интенсивный рост, но и формирование вторичных половых признаков.

Неравномерность в процессах развития отдельных систем организма прослеживается не только сопоставлением темпов их роста. Отдельные части физиологичных систем созревают неравномерно. Например, нервная система функционирует как единое целое, но ее отдельные части развиваются и формируются разными темпами и в разные сроки. Центростремительная часть нервной системы достаточно зрела уже при рождении, окончательно созревает в 6—7 лет. А центробежная часть, окончательно созревает лишь в 23—25 лет.

Неравномерность роста — приспособление, выработанное эволюцией. Бурный рост тела в длину на первом году жизни связан с увеличением массы тела, а замедление роста в следующие годы предопределено активными процессами дифференцирования клеток, тканей, органов.

Развитие ведет к морфологическим и функциональным изменениям, а рост — к увеличению массы тканей, органов и всего тела. При нормальном развитии ребенка оба процесса тесно взаимосвязанные, но периоды интенсивного роста могут не совпадать с периодами интенсивного дифференцирования. Усиленное дифференцирование предопределяет замедление роста. Например, масса головного и спинного мозга в основном нарастает до 8—10 лет, почти достигая массы этих органов взрослого, а функциональное усовершенствование нервной системы происходит еще в течение длительного времени. Созревание двигательного анализатора наступает в 13—14 лет, а вместе с тем в 15—18 лет происходит последующий интенсивный рост и дифференциация мускульной ткани.

Неравномерность развития, гетерохрония — дает возможность обеспечить ускоренный выборочный рост и дифференциацию тем структурам и их функциям, которые в первую очередь необходимы организму на данном этапе онтогенеза. П.К.Анохин выдвинул учение о гетерохронии (неравномерное дозревание функциональных систем). Функциональные системы созревают неравномерно, включаются поэтапно, изменяются, обеспечивая организму приспособления в разные периоды онтогенетического развития. Структуры, которые к моменту рождения должны составлять функциональную систему, закладываются и созревают избирательно и ускоренно. Например, мышца около рта иннервируются ускоренно и задолго до того, как будут иннервированы другие мышцы лица. Ускоренное развитие испытывает не только мышца около рта, но и другие мышцы и те структуры центральной нервной системы, которые обеспечивают акт сосания. Из всех нервов руки в первую очередь и полнее всего развиваются те, которые обеспечивают сокращение мышц — сгибания пальцев, которые принимают участие в исполнении хватающего рефлекса. Такое выборочное и ускоренное развитие морфологических образований, которые составляют полноценную функциональную систему, которая обеспечивает новорожденному выживание, получило название системогенеза.

4. Акселерация — ускорение развития. Она характеризуется:

а) увеличением длины тела и массы новорожденных (за последние 30—40 лет на 0,5—1см и 100—150г);

б) увеличение роста, массы (других параметров тела) детей и подростков всех возрастных групп. Современный 9-и летний ребенок имеет рост и массу 10-и летнего ребенка 1940 года;

в) более раннее изменение детских пропорций тела взрослыми;

г) более раннее прорезывание и замена молочных зубов постоянными (на 1—2 году);

д)ускоренное окостенение скелета, в частности мелких костей запястья (на 1—2 году), и более раннее завершение роста. В 18 в., у мужчин рост длился до 26 лет, в 1940 г. — до 21г, а в 1960 г — до 18—19л.;

е) более раннее появление (на 1—2 мес.) первых половых признаков (у девушек в 8—9 лет, у ребят — в 10 лет), более быстрое завершение этого периода.

Настоящая акселерация характеризуется ускорением физического развития и полового созревания. Специальными исследованиями установлено, что акселерации физического развития не всегда отвечает высокий уровень психического развития, работоспособности и социальной зрелости. Поэтому, учителя должны изучать индивидуальные особенности развития каждого ученика и соответственно выбирать формы и методы воспитания.

Акселерацию объясняют действием комплекса факторов, которые еще до конца не изучены. В частности, улучшением общих условий жизни, питания, медицинского обслуживания, урбанизацией и интенсификацией темпов современной жизни

4. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации