Минпросвещения россии - файл

приобрести
скачать (76.2 kb.)





МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Омский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «ОмГПУ»)

Факультет истории, философии и права



Костел как центр духовной жизни католической общины Омска во второй половине XIX – начале XX века

Доклад

для Ежегодной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов факультета истории, философии и права ОмГПУ



Выполнил: студент

группы И-11

Бродский Алексей Павлович

Научный руководитель:

Грачев Анатолий Викторович,

к.и.н., доцент

Омск, 2021

В настоящее время Омск, как российский город, ассоциируется в основном с православием. Меньшую распространенность имеет протестантизм, а католицизм вовсе практически неизвестен в массовом сознании. Между тем в следующем году исполняется 160 лет с момента постройки в Омске католического костела. Об этом здании и его месте в жизни омских католиков и пойдет речь в данном исследовании.

Целью настоящей работы является определение значимости костела Непорочного Зачатия Богородицы в жизни католической общины Омска. Для ее достижения необходимо рассмотреть следующие задачи:



  1. Проанализировать обстоятельства появления католической общины в Омске;

  2. Рассмотреть процесс строительства и расширения омского костела;

  3. Выявить характерные черты мировоззрения католического населения Омска

Первые католические общины в Западной Сибири были представлены преимущественно немецким и шведским населением. В наш регион католицизм принесли, вероятнее всего, строители Омской крепости. Материальным свидетельством этому может послужить хранящийся в фонде Омского государственного историко-краеведческого музея Канон святой мессы, изданный в 1729 году [1, c. 153].

Впоследствии, во второй половине XVIII века, значительную долю католиков Западной Сибири начинают составлять поляки. Сначала это были ссыльные конфедераты и участники восстания Тадеуша Костюшко, позже, в начале XIX века, - военнопленные армии Наполеона Бонапарта. Темпы миграции польского населения римско-католического вероисповедания увеличиваются после Ноябрьского восстания 1830 года и достигают своего пика в 1864 году после подавления Январского восстания [2, c. 20]. Разумеется, подобная смена места жительства носила принудительный характер.

Поздние миграции осуществлялись добровольно. Побуждением к ним в разное время служили: экономический кризис в Силезии, выразившийся в закрытии угольных шахт и массовой безработице; строительство Транссибирской магистрали, благодаря которому стали востребованы инженеры, строители, а также простые рабочие из европейской части Российской империи; аграрная реформа Петра Аркадьевича Столыпина [2, c. 20].

Процесс формирования католической общины завершился уже в годы Первой Мировой войны, когда в Западную Сибирь прибыли беженцы из Царства Польского [2, c. 20].

Католический храм появился в Омске в начале 60-х годов XIX века. К этому времени количество католиков в городе составляло 332 человека. 15 ноября 1861 года Альфонс Фомич Поклевский-Козелл, купец 1-й гильдии польского происхождения [6, c. 25], «отставной Надворный Советник», получил разрешение на собственные средства построить «Латинскую церковь». Проект храма в готическом стиле, предполагавшем наличие стрельчатых окон, портала и окна-розы, был выполнен архитектором Сибирского казачьего войска Гавриилом Степановичем Вершининым. Несколько месяцев спустя, 2 января 1862 года проект был одобрен с условием изменения внешнего вида фасада, не затрагивая плана. Уже 18 января откорректированный и подписанный кантонистом Ивановым проект был Высочайше утвержден [3, c. 64].

Костел был возведен на площади у Никольского казачьего собора, на Новой улице (ныне – улица Чкалова) между зданием Общественного Собрания и соборной мечетью, стоявшей на пересечении Новой и Аптечной улицы, на месте современного торгового центра «Топаз». После освящения храм получил имя костела Непорочного Зачатия Богородицы [2, c. 20].

Здание церкви несколько раз расширялось. Так, в 1889 году католическая община получила разрешение на постройку колокольни в честь чудесного спасения государя Александра III и императорской семьи во время крушения поезда на Курско-Харьково-Азовской железной дороге. Невысокая колокольня сохраняла стилистическое единство с костелом. Для христианского религиозного сооружения возникновение подобной пристройки расценивалось как символ процветания храма. Также с западной стороны здания был построен придел для ризницы с архивом [3, c. 64].

В 1895 году на полученной за Казачьим кладбищем земле прихожане устроили католическое кладбище, где построили часовню [3, c.64].

25 февраля 1906 года Могилевская епархия Римско-католической церкви, к ведению которой относился омский костел, подала прошение об утверждении чертежей расширения храма. В 1910-1911 годах из материалов разобранной часовни с кладбища была построена костельная башня и ризница. Здание стало крестообразным в плане и обзавелось высокой стрельчатой колокольней с шатром. Костел приобрел свой окончательный облик. Кроме того, в 1910 году был учрежден Омский деканат с причислением к нему, помимо Омского храма, Тобольского, Тюменского, Челябинского, Екатеринбургского, Курганского, Кемеровского, Мариенбургского и Кустанайского костела со всей Тургайской областью, равно как и строящихся костелов в Петропавловске, а также всех костелов, которые могли возникнуть в переделах вышеупомянутых приходов [4, c. 355; 7, c. 265]. В этом же году из Польши на должность органиста католической церкви Омска прибыл профессиональный музыкант Мыстковский [5, c. 210].

Как было упомянуто ранее, значительную часть католического населения Омска составляли ссыльные поляки. Факт насильственного переселения из родных земель накладывал серьезный отпечаток на их мировоззрение и восприятие религии. Отъезд в страну с суровым климатом, предполагавший долгое, изнурительное и опасное путешествие по бездорожью и пересечение горного хребта, к тому же назначенный представителями другой конфессии, доминировавшего в империи православия, в качестве наказания за освободительное восстание, расценивался осужденными как духовное испытание, призванное проверить крепость их веры и убеждений. Соответственно, и саму жизнь в Омске ссыльные считали подвигом. В таком случае строительство костела служило для омских католиков символом того, что их воля не сломлена, что у них есть силы справиться с любыми трудностями [2, c.20].

Помимо этого, храм выступал для общины своеобразным оберегом. Большая часть католиков Омска исповедовала учение конгрегации мариан, придававшее большое значение почитанию Девы Марии [8, c. 117]. Следовательно, в их представлении, возведение костела, посвящение его Богородице и регулярные молитвы, обращенные к ней, должны были обеспечить ее заступничество.

Если же рассматривать католическое духовенство, служившее в омском костеле, то необходимо так же обратить внимание на существовавшую в его среде идею подвига. Уже отмечалось, что католический храм в Омске находился под управлением Могилевской епархии Римско-католической церкви, как следствие, именно она и назначала для него священников, проживавших при этом изначально в Царстве Польском. Таким образом, выбранный служитель должен был проделать долгий путь на восток, чтобы встретиться с паствой. Из этого обстоятельства и проистекало восприятие священниками своего назначения как героического поступка [2, c. 23].

С другой стороны, костел нес в себе в компенсаторную функцию. При анализе его материальных атрибутов становится понятно, что он был для омской католической общины «частичкой дома»: священные книги, использовавшиеся во время службы, были написаны на латыни, как и книги в родных храмах прихожан и их предков [1, c. 154-156]; само здание было выстроено в готическом стиле, как и церкви в Европе; органист, важнейший участник религиозной службы, и священники приглашались из Польши. Отсюда проистекает и еще одна функция храма Непорочного Зачатия Богородицы – интегративная. Несмотря на то, что в настоящем исследовании большее внимание уделяется полякам, прихожане церкви были выходцами из различных земель от Украины до Прибалтики, однако все они чувствовали себя частью единой общины. Религиозная принадлежность в условиях отрыва от родины играла для католиков определяющую роль. Так, например, в ходе сельскохозяйственных переписей населения Сибири в 1916 и 1917 году крестьяне в графе «национальность» указывали не национальную, а конфессиональную принадлежность, если она не являлась православной [2, c. 21]. Единство веры несколько нивелировало и различия в происхождении: прихожанами костела в Омске были и дворяне, и интеллигенция, и крестьяне [3, c. 64].

Таким образом, как мы могли убедиться, костел Непорочного Зачатия Богородицы играл значимую роль в жизни католической общины Омска. Он выступал не только как один из центров церковной администрации, но и как место сплочения омских католиков, как утешение для них на чужой земле. Помимо этого, храм, участие в его постройке и жизни выступало для прихожан и священников средством совершения духовного подвига.





Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации