ВЫЧИСЛЕНИЕ ПОГРЕШНОСТЕЙ РЕЗУЛЬТАТОВ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ НАД ПРИБЛИЖЁННЫМИ ЧИСЛАМИ
Цель практической работы:
Обобщить и систематизировать знания по теме «Действительные числа»
Закрепить умения использовать полученные знания для преобразования алгебраических выражений.
Обучающийся должен знать:
Определение действительных чисел
Основное свойство дроби
Основное свойство пропорции
Определение процента от числа
Формулы сокращенного умножения.
Определение корня натуральной степени из числа.
Основные свойства корня натуральной степени из числа.
Определение степени с рациональным показателем.
Основные свойства степени с рациональным показателем.
Обучающийся должен уметь:
Выполнять действия с дробями
Упрощать выражения
Решать задачи с практическим содержанием
Выносить общий множитель
Вычислить процент от числа
Научиться выполнять арифметические действия с приближенными числами; вычислять погрешности полученных результатов Методические указания по выполнению практической работы Пример 1. Вычислите .
Решение:
.
Ответ: 2,8.
Пример 2. Влажность сухой цементной смеси на складе составляет 18%. Во время перевозки из-за дождей влажность смеси повысилась на 2%. Найдите массу привезенной смеси, если со склада было отправлено 400 кг.
Решение: 400 ∙ 0,18 = 72 (кг) - масса влаги в цементе на складе;
400 – 72 = 328 (кг) - масса цемента без влаги (сухого);
328 ∙ 100 : 80 = 410 (кг) - масса привезённой смеси со склада.
Ответ: 410 кг.
Пример 3. Упростить выражение.
а)
Решение.
Обозначим , тогда
Ответ:
б)
Решение.
Выделим общий множитель в числителе и знаменателе первой дроби данного выражения. Для этого представим числитель в виде
Пример 4. Проверить справедливость равенства.
Решение. Рассмотрим равенство . Очевидно, что если оно верно, то верно и заданное равенство. Пусть Проанализировав выражения, получим, что a> 0, b> 0. Если при этом выполняется равенствоa2 = b2, то a = b. Находим
Так как a2 = b2, то a = b, т.е. заданное равенство справедливо. Задания практической работы
Задание 1. Вычислить
а) .
б) .
Задание 2 .Вычислить 15% от 84.
Задание 3. Найти число, если 8% его равны 24.
Задание 4. На сколько процентов уменьшится произведение двух чисел, если одно из них уменьшить на 25%, а другое – на 50%?
Задание 5. Вычислить.
; Задание 6. Упростить выражение.
а)
б)
Задание 7. Докажите, что выражение обращается в ноль при . Информационное обеспечение:
Основная литература:
1. Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала анализа. 10 -11 кл. общеобразовательных учреждений – М. Просвещение, 2012
2. Башмаков М.И. Математика. Учебник для обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования. М.: Издательский центр «Академия», 2013
Дополнительная литература:
1. Мордкович А. Г. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 кл. Учебник и задачник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2013.