Бирюкова В.В. Товароведение непродовольственных товаров - файл n1.doc

приобрести
Бирюкова В.В. Товароведение непродовольственных товаров
скачать (242.8 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc594kb.27.04.2010 11:26скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6

Министерство образования и науки Российской Федерации


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный технический университет»




В. В. Бирюкова, Н. В. Шевченко, А. И. Чумаков



Товароведение
непродовольственных товаров

Учебное пособие

Омск


Издательство ОмГТУ

2010

УДК 339.166:620.2(075)

ББК 30.609+65.422.5Я73

Б64

Рецензенты:


Р. Смелик, д-р экон. наук, профессор ОмГУ им. Ф.М. Достоевского;

О.С. Елкина, канд. экон. наук, доцент ОмГУ им. Ф.М. Достоевского

Бирюкова, В. В.

Б64 Товароведение непродовольственных товаров: учеб. пособие /
В. В. Бирюкова, Н. В. Шевченко, А. И. Чумаков. – Омск: Изд-во ОмГТУ,

2010. – 64 с.

В учебном пособии приведены: краткое описание классификации, технологии, сырья, потребительских свойств товаров, требований к качеству, правила упаковки, маркировки, транспортировки и условий хранения.

Предназначено для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии».



Печатается по решению редакционно-издательского совета
Омского государственного технического университета



УДК 339.166:620.2(075)

ББК 30.609+65.422.5Я73



© ГОУ ВПО «Омский государственный

технический университет», 2010




Введение




Товароведение – научная дисциплина, изучающая потребительские свойства товаров, а также всех тех изменений, которые происходят в торговле на всех этапах товароведения.

Основная задача товароведения – изучение систематизации множества товаров путем применения классификации, кодирования, товароведения, характеристики конкретных товаров, оценки качества товаров, выявления дефектов, причин возникновения, ассортимента товара.

Назначение учебного пособия – формирование у студентов фундаментальных знаний и умений по дисциплине товароведение.

При изучении данной дисциплины должны быть решены следующие
задачи:


– рассмотрена её структурно-логическая схема;

определены и классифицированы наиболее распространенные методы товароведения;

установлены и охарактеризованы основополагающие товароведные характеристики товаров, а также их физические, химические и физико-химические свойства.

1. Основы товароведения непродовольственных товаров.
Состояние и перспективы развития рынка
непродовольственных товаров
Перед товароведением в условиях рыночных отношений стоят следующие задачи:

– систематизация множества товаров путём применения классификации, кодирования;

– чёткое определение основных характеристик, составляющих потребительскую стоимость товара;

– изучение ассортимента товаров и факторов, влияющих на его формирование;

– оценка качества товаров, выявление дефектов, причин их возникновения;

– составление товароведной характеристики конкретных товаров.

Товароведение включает общую часть и частное товароведение. В общей части рассматриваются теоретические основы, очень важные для понимания частного товароведения. В частном товароведении изучается состояние и перспективы развития определённых групп товаров, классификация, товароведная характеристика групп, видов и разновидностей товаров.

Товароведная классификация товаров представляет собой процесс распределения множества (понятий, свойств, предметов) на категории или ступени в зависимости от общих признаков. Высшей ступенью классификации товаров является класс.

Класс товаров – это множество товаров, удовлетворяющих обобщенные группы потребностей.

Подкласс – множество товаров, удовлетворяющих группы потребностей, имеющих определенные различия.

Группа товаров – подмножество товаров, удовлетворяющих специфические группы потребностей, что обусловлено особенностями сырья, материалов, конструкций.

Подгруппа – подмножество товаров, имеющих с группой основное назначение, но отличающихся от товаров других подгрупп только им присущими признаками.

Вид товара – совокупность товаров, отличающихся индивидуальным назначением и идентификационными признаками.

Разновидность товара – совокупность товаров одного вида, отличающихся рядом частных признаков.

Качество – одна из основополагающих характе­ристик товара, которая оказывает решающее вли­яние на создание потребительских предпочтений и формирование конкурентоспособности.

Качество – совокупность свойств товара, обу­словливающих его способность удовлетворять оп­ределенные потребности в соответствии с его на­значением.

С целью защиты интересов потребителей и госу­дарства по вопросам качества продукции и услуг, обеспечения их безопасности для жизни и здоровья людей, сохранности окружающей среды разраба­тываются стандарты.

В Российской Федерации действуют следующие виды нормативной документации: межгосударствен­ные стандарты (ГОСТ), государственные стандар­ты Российской Федерации (ГОСТ Р), отраслевые стандарты (ОСТ), стандарты предприятий (СТП), технические условия.

Государственные стандарты Российской Федера­ции (ГОСТ Р) являются новым видом национально­го стандарта, утверждаются Госстандартом России и действуют на всей территории РФ.

Межгосударственные стандарты (ГОСТ) – это стандарты, принятые государствами, подписавши­ми Соглашение о проведении согласованной поли­тики в области стандартизации, метрологии и сер­тификации.

ГОСТы и ГОСТ Р включают:

– требования к каче­ству продукции, обеспечивающие ее безопасность для жизни и здоровья людей и для окружающей среды;

– основные потребительские свойства продук­ции, требования к маркировке, упаковке, хране­нию, транспортировке;

– обязательные методы кон­троля качества продукции; требования техники без­опасности и производственной санитарии;

– другие требования, нормы и правила.

Согласно российскому законодательству соответ­ствие товара определенному уровню качества под­тверждается сертификатом соответствия.

Объектом сертификации является продукция, предназначенная для реализации на товарном рын­ке Российской Федерации. В соответствии с Зако­ном РФ «О защите прав потребителей» перечень продукции, подлежащей обязательной сертифика­ции, перечень показателей качества, обеспечива­ющих функциональное использование данной про­дукции, а также показателей, которые обеспечи­вают ее безопасность, утверждаются Правитель­ством Российской Федерации.

Свойство – объективная особенность продукции (или товара), проявляющаяся при ее создании, оценке, хранении, потреблении (эксплуатации). Свойства товара могут быть простыми и сложными. Водопроницаемость – простое свойство обуви, а надежность телевизора – сложное свойство.

Показатель качества – количественное и качес­твенное выражение свойств продукции (товара).

Показатели качества:

– единичный – предназначен для выражения про­стых свойств товара;

– комплексный – предназначен для выражения сложных свойств товаров. Так, износостойкость обу­ви – комплексный показатель, характеризуется через ряд единичных: прочность крепления верха с подошвой, деформация обуви, гибкость и др.;

– базовые – показатели, принятые за основу;

– определяющие – показатели, имеющие реша­ющее значение при оценке качества товара.

Оценка качества – это выбор показателей, оп­ределение их действительного значения и сопо­ставление их с базовыми показателями.

При выборе потребительских свойств и показа­телей важно выбрать такие показатели, которые имеют решающее значение.

В качестве базовых показателей приняты регла­ментированные значения стандартов или других нормативных документов (НД), а также стандарт­ные образцы, эталоны. После сопоставления дей­ствительных значений измеряемого показателя с базовым, устанавливаются определенные градации, классы, товарные сорта, марки продукции.

Градация, класс, сорт – категория или разряд, присвоенный объектам в результате сопоставления действительных и базовых показателей.

Стандартный товар – товар, соответствую­щий установленным требованиям по всем выбран­ным показателям.

Нестандартный товар – товар, который не со­ответствует установленным требованиям по одно­му или комплексу показателей, но это несоответ­ствие не является критическим (опасным).

Брак – товар с выявленными устранимыми или неустранимыми несоответствиями по одному или комплексу показателей.

Марки, номера – градации качества, отличаю­щиеся значениями одного или нескольких опреде­ляющих показателей.

Сорт – градация качества товара по одному или нескольким показателям. Деление на сорта осущес­твляют в зависимости от наличия дефектов и от­клонений по некоторым показателям потребитель­ских свойств. Сорта обозначают порядковыми номе­рами – 1-й, 2-й, 3-й, иногда терминами – экстра, высший, прима.

Ассортимент товаров – набор товаров, форми­руемый по определенным признакам и удовлетво­ряющий разнообразные потребности.

Торговый ассортимент – набор товаров, фор­мируемый организацией торговли с учетом ее спе­циализации, потребительского спроса и материаль­но-технической базы.

Простой ассортимент – набор товаров, пред­ставленный небольшим количеством групп, видов и наименований.

Сложный ассортимент – набор товаров, пред­ставленный значительным количеством групп, ви­дов и наименований.

Групповой ассортимент – набор однородных товаров, объединенных общими признаками и удов­летворяющих аналогичные потребности.

Развернутый ассортимент – набор товаров, который включает значительное количество под­групп, видов, разновидностей, наименований.

Марочный ассортимент – набор товаров одного вида марочных наименований. Такие товары могут удовлетворять как физиологические потребности, так и социальные, психологические. Это престижные марки автомобилей, одежды, обуви, духов.

Оптимальный ассортимент – набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с макси­мально полезным эффектом для потребителя.

Рациональный ассортимент – набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности, которые зависят от уровня жизни населения, достижений науки и техники и других особенностей внешней среды.

Кодирование – образование и присвоение кода классификационной группировке или объекту клас­сификации.

Код – это знак или совокупность знаков, приме­няемых для обозначения классификационной группи­ровки и (или) объекта классификации. Цель кодиро­вания – систематизация объектов и присвоение ус­ловного обозначения (кода), по которому можно найти и распознать любой объект среди множества других. С внедрением электронно-вычислительной техники возросли необходимость и значимость кодирования.

В 1977 г. в Европе была создана Европейская си­стема кодирования ЕАN
(Европейская ассоциация товарной нумерации). Штриховой код стал широко применяться в развитых странах – Франции, Ан­глии, Германии, Италии. Коды ЕАN подразделяют на три типа: ЕАN-8, ЕАN-13, ЕАN-14 (только для транспортной тары).

ЕАN-8 используется для маркировки упаковки и (или) товаров небольшого размера и отличается от ЕАN-13 сокращенной информацией и меньшими раз­мерами.

ЕАN-13 наносится на любые упаковки и товары, если позволяет площадь. Штриховой код (ШК) – системная последовательность светлых и темных вертикальных полос различной толщины, содержа­щих в себе определенные цифровые и алфавит­ные данные (рис. 1).



Рис. 1. Структура штрихового кода EAN-13

Присвоение кода производится торгово-промыш­ленной палатой страны, где регистрируется каж­дый производитель товара.

Первые две-три цифры называются «флаг» и обозначают страну происхождения товара (перечень кодов дан в табл. 1).
Таблица 1

Коды стран местонахождения банка данных о штриховых кодах


Страна

Код

Страна

Код

США

00-09

Португалия

560

Франция

30-37

Исландия

569

Германия

400-440

Польша

590

Великобритания

50

Греция

520

Люксембург

54

Кипр

529

Болгария

380

Венгрия

599

Чехия

859

Китай

690

Россия

460-469

Израиль

729

Дания

57

Мексика

750

Финляндия

64

Мальта

535

Норвегия

70

Перу

775

Швейцария

76

Уругвай

773

Швеция

73

Бразилия

789

Гонконг

489

Куба

850

Япония

45-49

Турция

869

Италия

80-83

Южная Корея

880

Испания

84

Чили

780

Таиланд

885

ЮАР

600-601

Сингапур

888

Марокко

611

Югославия

860

Венесуэла

759



Следующие четыре-пять цифр – фирма-изго­товитель товара. Затем наносят еще пять цифр, обозначающих код товара (артикул). Последняя циф­ра –контрольная – применяется для контроля пред­шествующих 12 цифр.

«Флаг» кода закреплен за страной-производите­лем, но может обозначать и страну регистрации дочернего предприятия-изготовителя.

Штриховое кодирование предназначено для автоматизированного учета и контроля товарных запасов, оперативной идентификации товара и про­изводителя, оперативного управления процессом то­вародвижения, маркетинговых исследований.

По штрих-коду можно судить с известной сте­пенью достоверности о подлинности товара или же установить наличие его фальсификации.

Для проверки штрих-кода следует провести вы­числения:

код 4600104008498

  1. Сложить цифры, стоящие на четных позициях.

6 + 0 + 0 + 0 + 8 + 9 = 23.

  1. Сумму, полученную в пункте 1, умножить на 3.

23 ∙ 3 = 69.

3. Сложить цифры, стоящие на нечетных позициях.

4 + 0 + 1 + 4 + 0 + 4 = 13.

4. Сложить суммы, полученные в пункте 2 и в пункте 3.

69 + 13 = 82.

5. Контрольное число определяется как разность между полученной суммой и ближайшим к нему большим числом, кратным 10.

90 – 82 = 8.

Если цифра после расчета не совпадает с конт­рольной, это означает, что товар произведен не­законно.

Маркировка товаров. Товарное разнообразие, которое появилось при рыночной экономике, создало и определенные труд­ности. Потребителю стало сложно выбрать товар без достоверной и доступной информации.

Маркировка товара является одним из средств, доступных для понимания покупателя. Товар мар­кируют текстом, краткой аннотацией, условным обо­значением, рисунком и др. Маркировка должна быть четкой, наглядной, достоверной и соответствовать требованиям стандартов.

Различают производственную маркировку и тор­говую. Производственная маркировка может быть выполнена на ярлыках, вкладышах, этикетках, кон­трольных лентах и др. Торговая маркировка выпол­няется на ценниках, кассовых чеках, упаковочных пакетах и др. Торговая маркировка наносится не на товар, а на эксплуатационные документы или на специальные носители.

Производственная маркировка может содержать условные обозначения или информационные зна­ки, которые требуют специальной расшифровки. В информационных знаках применяют также и об­щепринятые, легкоузнаваемые символы.

К информационным знакам относятся товарные знаки, знаки соответствия или качества, манипуляционные, предупредительные размерные, знаки наименования мест происхождения товара, эксплу­атационные, экологические. Товарный знак – это обозначение, по которому мож­но отличить товар одного производителя от друго­го. Он регистрируется патентным ве­домством в Государственном реестре товарных зна­ков и знаков обслуживания Российской Федерации (Закон РФ «О товарных знаках обслуживания и на­именования мест происхождения товаров»).

ТОВАРНЫЙ ЗНАК



ЗАО «Московская обувная фабрика имени Г. В. Муханова» (ЗАО «ФиМ»)

Знак соответствия государственным стандартам Российской
Федерации под­тверждает, что товар соответствует кон­кретному стандарту, продукция серти­фицирована. Эксплуатационные знаки информируют покупа­теля о правилах управления сложно-техническими товарами, монтажа, наладки и способах ухода за товаром.
Эксплуатационные знаки для текстильных товаров,
принятые в международной практике

Стирка

Стирка белья с кипячением, например белье из хлопка и льна, белое или цветное, стойкое к кипячению.

Стирка цветного белья при 60 °С. Цветное белье, не стойкое к кипячению, например тонкое белье из хлопка или полиэфирных тканей.

Стирка белья в теплой воде с нейтральными моющими средствами и стирка цветного белья при 40 °С, например: темное цветное или пест­рое белье из хлопка, полиэфирных и ме­ланжевых тканей, тонкое белье из вис­козы и синтетических волокон (щадящий режим стирки).

Стирка в теплой воде с нейтральными моющими средствами. Например, шерстяные изделия, при­годные дня стирки в машине.

Ручная стирка. Текстильные изделия, не подлежа­щие стирке в стиральной машине. Тем­пература стирки 30 – 40 °С в зависимости от изделия.

Не стирать. Изделия с этим знаком не подлежат стирке. Их следует направлять на хими­ческую чистку.

Отбеливание хлорсодержащими средствами (персоль, хлорамин и др.). Хорошо намоченное белье выдержать 1 – 2 часа в холодном хлорном растворе (10 – 20 мл раствора на 1 л воды), после чего полоскать до исчезновения запаха хлора. В завершение стирать с использо­ванием моющих средств при соответству­ющей температуре.

Не хлорировать и не использовать хлорсодержащих чистящих средств.

Химическая чистка

Все возможные методы чистки.
Чистка на основе тетрахлорэтилена (перхлорэтилена).

Чистка на основе специальных растворителей (бензин, уайт-спирит).

Черта под кружком с буквой указывает на необходимость подвергать изделие щадящей чистке.
Не подвергать химчистке.
Сушка в электрической сушилке для белья

Нормальная сушка.
Щадящая сушка. Использовать цент­рифугу стиральной машины при пони­женных оборотах.

В электрической сушилке не сушить.
Сушить в подвешенном состоянии.
Сушить раскладыванием на плоской поверхности.
Глаженье
Гладить при высокой температуре (макс. 200 °С). Хлопок, лен, текстильные изделия во влажном состоянии и т. д.
Гладить при средней температуре (макс. 150 °С). Хлопок, шелк, полиэфир, вискоза. Гладить через слегка увлажненную ткань или утюгом с пароувлажнителем.
Гладить при высокой температуре (макс. 110 °С). Полиакрил, поли­амид, ацетат.
Не гладить.



Манипуляционные и нормирующие о спо­собах обращения с товарами знаки чаще наносятся на транспортную тару, но некоторые помещают на потребительскую упаковку (знак «Открывать здесь»).
1. Диапазон значений температуры, при которой следует хранить груз.

2. Товар беречь от тепла, нагрева.
3. Необходимо защищать груз от воздействия влаги.



4. «Верх».



5. «Открывать здесь».



6. Обращаться осторожно (товар хруп­кий).

Предупредительные знаки предупреждают потребителя об опасных товарах или указывают на действия по предупреждению опасности. Предуп­редительная маркировка обязательна на товарах бы­товой химии, так как эти товары бывают огнеопас­ны, взрывоопасны, ядовиты, могут быть раздра­жителями.

Размерные знаки информируют потребителя о конкретной физической величине, которая опре­деляет количественную характеристику товара.

Например, часто при маркировке товара приме­няется размерный знак Е
(от нем. exakt, англ. exactly точно, ровно, одинаково), знак объема – V. Для колготок применяются размерные знаки в виде гра­фических изображений и номеров, с указанием рос­та и объема бедер.

Экологические знаки информируют покупателя об экологической опасности товара.

Такие знаки, как «Белый лебедь», принятый в скандинавских странах, «Голубой ангел», приня­тый в Германии, информируют о том, что товары в наименьшей степени загрязняют окружающую среду и безопасны для жизни и здоровья потреби­телей. Экознаки «Ресайклинг», «Зеленая точка» при­зывают не загрязнять окружающую среду упаков­кой, а складывать ее в специальные контейнеры для мусора или сдавать на вторичную переработку. Товары с такими знаками при утилизации упаков­ки не причиняют значительного ущерба окружаю­щей среде.
«Белый лебедь»
«Голубой ангел»

«Ресайклинг»

Знаки, призывающие не загрязнять окружающую среду.

«Зеленая точка»

Товары маркируют в соответствии с требования­ми ГОСТ Р 51121-97.

В маркировке указываются следующие сведе­ния:

– наименование изделия;

– наименование предприятия-изготовителя;

– его местонахождение;

– товарный знак;

– дата изготовле­ния;

– обозначение стандарта;

– информация о серти­фикации;

– для некоторых товаров условия хранения, объ­ем или масса товара, срок годности, информация о предостережении или эффективном применении.
Контрольные вопросы

  1. Что называется товаром?

  2. Что является предметом товароведения?

  3. Каковы цели и задачи товароведения?

  1. Из каких двух разделов состоит товароведе­ние?

  2. Что называется классификацией товаров? Ступени классификации. Виды классификации.

  3. Что означает штриховой код на товаре?

  4. Что называют ассортиментом товаров? Виды ассортимента.

  5. Какое значение имеет маркировка товаров?

  6. Виды маркировки товаров.

  7. Какие информационные знаки может содержать маркировка?


2. Стеклянные и керамические товары
Основное сырье для производства стекла: кварцевый песок, сульфат натрия, сода, поташ, мел, оксиды свинца, стеклобой и др. Вспомогательные материалы: осветители, обесцвечиватели, красители (оксид меди, оксиды кобальта и др.). Глушители придают стеклу непрозрачность или молочно-белый цвет.

Виды силикатных стекол:

– обыкновенное (известково-натриевое, известково-калиевое);

– хрустальное – имеет повышенный блеск, сильное лучепреломление, высокую прозрачность. Свинцовый хрусталь состоит из окислов кремния, калия и свинца. Бариевый хрусталь содержит окись бария. Жаростойкое стекло выдерживает резкие перепады температур, содержит соединения бора (до 12,5 %), отличается высокой термостойкостью, применяется для изготовления кухонной посуды.

Стекла всех видов обладают высокой химической стойкостью к действию всех химических веществ (кроме плавиковой кислоты).

Ассортимент столовой посуды подразделяется по функциональному назначению:

– изделия для принятия пищи и напитков; в эту группу входят бокалы, бокальчики, стаканы, рюмки, фужеры, тарелки, чашки и др.;

– изделия для подачи пищи и напитков – менажницы, блюда, вазы, графины, солонки, сахарницы, селедочницы, салатники, масленки и др.;

– посуда для кратковременного хранения пищи: колпаки для сыра, кувшины, чайницы и др.;

– прочие изделия (подносы, пепельницы и др., приборы и наборы);

– изделия из хрусталя изготавливают выдуванием и прессованием. К ассортименту хрустальной посуды относятся изделия для сервировки стола, вазы, салатники и др. Хрустальные изделия могут быть в металлической оправе из серебра, мельхиора, нейзильбера;

– к хозяйственной посуде относят банки для консервирования, термосы, колбы для термосов, сифоны бытовые и др.;

– кухонная посуда предназначена для приготовления пищи, выполняется из жаростойкого стекла методом прессования с последующей закалкой. В ассортимент кухонной посуды входят кастрюли, жаровни, сковородки и др.;

– художественные изделия изготавливают из высококачественного стекла и из хрусталя. К ним относят скульптуры малых форм, вазы, декоративные блюда, туалетные приборы (лоток для туалетных принадлежностей, пудреницы
и др.).

К качеству стеклянной посуды предъявляют следующие требования: технические, функциональные, эргономические и эстетические. Технические требования к качеству стекла, выработки, обработки, размерам должны соответствовать требованиям нормативно-технической документации (НТД). Поверхность изделий должна быть гладкой, не допускаются посторонние включения и другие внешние дефекты стекла. Изделие, поставленное на ровную поверхность, не должно качаться, не допускаются режущие, острые края. Крышки должны свободно входить в изделие, без заметного качания. При проверке качества изделий учитывается качество обработки и украшений; проверяются размеры изделий и объем. Эстетические требования: оригинальность, соответствие моде, высокое качество обработки. Особенно важно для посуды соответствие эргономическим требованиям: удобство и безопасность в пользовании. Удобство пользования зависит от размеров и конструкции. По стандарту посуда из обыкновенного стекла одного сорта – годная, а изделия из хрусталя делят на 1-й и 2-й
сорта.

Стеклоизделия маркируют маркой, в которой указывают наименование предприятия-изготовителя, товарный знак, номер стандарта, группу разделки, артикул, на хрустальных изделиях – содержание оксидов свинца и бария в процентах. Транспортируют стеклоизделия с надписью «Осторожно, стекло!», «Вверх». Стеклянные изделия нельзя хранить длительное время в сырых помещениях, так как частично теряется прозрачность стекла, на поверхности может образоваться белый налет.

Керамические товары

Керамические изделия по структуре и свойствам черепка подразделяют на фарфор, полуфарфор, фаянс, майолику, гончарные изделия. Основными матери­алами для получения керамики являются глины: (белая и красножгущиеся), каолины (глиноподобный материал белого цвета), очищающие материалы (кварцевый песок), глазури, плавни (снижают температуру спекания керамической массы).

Производство керамики состоит из следующих операций: подготовка массы и глазури, формование изделий, сушка, предварительный обжиг, глазурование, обжиг, декорирование. Обжиг бытового фарфора проводят чаще всего в два приёма. Первый обжиг фарфора (900 – 1000 °С) придаёт изделиям некоторую прочность, второй (1350 – 1450 °С) создаёт все свойства, характерные для фарфорового изделия. Отличительные признаки фарфора и фаянса: фарфор – черепок спекшийся, при ударе издаёт высокий звук, отличается белизной.
Фаянс – черепок пористый, звук глухой, черепок с жёлтоватым или сероватым оттенком, механическая прочность удара у фаянса выше.

Майолика: цветная глазурь и рельефные украшения.

Декорирование (украшение). Декорируют керамическими красками, люстрами, препаратами золота, серебра. Керамические краски наносят кистью (живопись) и полумеханическим способом (трафарет, штамп). Усик, отводка,
лента – полосы, которые наносят золотом или краской (усик – 1 мм, отводка –
1–3 мм, лента – более 3 мм).

Ассортимент керамических товаров подразделяется на следующие группы:

– ассортимент фарфоровой посуды (столовая, чайная и кофейная);

– ассортимент фаянсовой посуды (столовая, чайная);

– ассортимент майоликовой посуды;

– ассортимент гончарных изделий;

– художественно-декоративные изделия.

Посуду подразделяют: по видам, форме, фасонам, видам разделок, по сложности, по сложности разделок, размерам.

Требования к качеству. Маркировка, упаковка, транспортирование керамических товаров, керамические изделия по качеству должны соответствовать требованиям нормативных документов.

Функциональные требования. Керамические изделия должны соответствовать функциональному назначению. Имеют значение такие показатели качества, как устойчивость изделий на плоскости, показатели водопоглощения и термостойкости. Керамические изделия должны отвечать требованиям надежности: посуда должна быть прочной, приставные детали (ручки, носики) – прочно закреплены.

Эргономические требования: керамические изделия не должны выделять вредных веществ из глазури и керамических красок, должны быть удобными в пользовании; крышки должны быть плотно посажены и не выпадать при наклоне изделий на 70°.

Эстетические требования: посуда из фарфора и фаянса должна иметь белый черепок (для фаянсовой посуды допускается желтоватый оттенок). Белизна фарфора нормируется (60–65 %). В слоях фарфора толщиной 2–2,5 мм изделия должны просвечивать. Изделия должны соответствовать требованиям целостности композиции, совершенству формы и декорирования, отвечать требованиям новизны и оригинальности фасона, формы, соответствовать моде. В керамических изделиях не допускаются дефекты: трещины сквозные, отколы незашлифованные и незаглазурованные, пузыри (вздутия черепка или глазури диаметром 4 мм и более), цек (растрескивание) глазури, отслоение краски, глазури. В зависимости от вида, места расположения, размера и количества дефектов фарфоровую и фаянсовую посуду делят на 1, 2 и 3-й сорта. Различают дефекты черепка, формования, декорирования. На дне фарфоровых, фаянсовых изделий с оборотной стороны несмываемой керамической краской наносят товарный знак предприятия-изготовителя, сорт, группу разделки. Товарный знак (обозначают условным символом, буквами или пишут наименование предприятия). Клеймо красного цвета ставят на изделия 1-го сорта, синего – 2-го, зеленого
– 3-го сорта.

Стандартами предусмотрен и порядок упаковки керамических изделий.

Керамические изделия упаковывают в пачки, коробки; чашки по 4 или по 6 упаковывают вместе с блюдцами в одну пачку, предварительно перекладывая бумагой или завернув изделие в бумагу через одно. Несколько пачек с изделиями прокладывают бумагой, стружкой и заворачивают в укрупненный пакет. На пакете маркируют обозначение: наименование изделий, наименование предприятия-изготовителя, его товарный знак, дата упаковки, номер стандарта, номер упаковщика, сорт, группа разделки. Транспортируют керамические изделия в контейнерах. В нижних рядах изделия более тяжелые, в верхних – более легкие. На контейнерах и вагонах указывают «Осторожно», «Хрупкое». Хранить керамические изделия следует в сухих, отапливаемых помещениях на стеллажах.
Контрольные вопросы

  1. Какие материалы применяют в производстве керамических изделий?

  2. Из каких операций состоит производство керамических изделий?

  3. Назовите основное сырье для производства стеклотоваров.

  4. Какую предупреждающую надпись пишут на ящиках со стеклом?

  5. Назовите украшения стекла и керамических изделий.

  6. На какие группы подразделяют керамические изделия?

  7. Какие требования представляются к качеству стеклянной и керамической посуды?


3. Строительные, мебельные товары
и товары пластических масс

Минеральные вяжущие вещества – тонкоизмельченные порошки, которые при смешивании с водой переходят в камневидное состояние. Минеральные вяжущие вещества подразделяют на воздушные и гидравлические.

Воздушные вяжущие вещества – гипс, воздушная известь и магнезиальные вяжущие вещества.

Воздушная известь – продукт обжига известняка. После обжига получают комовую известь, которую размалывают, получая молотую негашеную известь. Воздушную известь гасят водой (гашеная известь) и применяют для приготовления строительных растворов, изготовления силикатного кирпича, оштукатуривания стен и полков.

Гипсовые вяжущие вещества – быстротвердеющие вещества (от 2 до 30 мин.). Применяются в производстве декоративных изделий, архитектурных деталей.

К гидравлическим вяжущим веществам относятся гидравлическая известь, портландцемент и его разновидности.

Гидравлическая известь – продукт обжига известняков, содержащих до 20 % глинистых примесей. Гидравлическая известь твердеет на воздухе и в воде. Применяют ее для приготовления строительных растворов для сухой и влажной среды.

Портландцемент – вяжущее вещество, твердеет на воздухе и в воде. Цемент используют для приготовления строительных растворов, кладки стен и штукатурки. Цементы различают по марке в зависимости от прочности на сжатие: 300, 400, 500, 600; по видам – портландцемент, шлакопортландцемент, белый цемент и др. Цемент поставляют в бумажных, многослойных крафт-мешках.

Бетон – искусственный камень, получаемый в результате формирования и твердения вяжущего вещества, воды и заполнителей. Вяжущим веществом служит цемент и его разновидности, силикатные и гипсоангидридные вяжущие.

Заполнителями могут быть плотные, пористые и специальные вещества, удовлетворяющие специальным требованиям (защита от излучений, химическая стойкость и др.).

Древесные материалы являются наиболее часто применяемым строительным материалом, отличаются легкостью, простотой обработки, достаточной прочностью и упругостью в сухих условиях. Горючесть, загнивание, усушка и разбухание ограничивают область их применения. Материалы из древесины подразделяют на круглый лес, пиломатериалы, полуфабрикаты, готовые изделия, детали сборных конструкций, столярные изделия, сборные дома, комплект деталей для них.

Материалы для стен и перегородок классифицируют: по назначению (для фундамента, стен, перегородок), исходному сырью, видам строительных материалов (камни бетонные, шлакобетонные, кирпич и камни керамические, кирпич и камни силикатные, гипсовые плиты и др.). Для стен и перегородок применяют изделия из стекла: стеклоблоки, стеклопакеты, стеклобетонные конструкции; полимерные материалы: древесноволокнистые плиты (ДВП) и древесностружечные плиты (ДСП) и др.

Кровельные материалы применяют для защиты конструкции от увлажнения, для кровли различных сооружений, зданий, строений. Кровельные материалы должны быть водо- и морозоустойчивыми, стойкими к коррозии. Они прочные, легкие, дешевые. Кровельные материалы подразделяют: на мягкие (рулонные материалы), жесткие (шифер, черепица), по видам исходного сырья: металлические, керамические, полимерные, на основе минеральных вяжущих, битуминозные материалы.

Для остекления применяют оконное стекло и стеклопакеты, а также полимерные материалы (оргстеклостекления применяют оконное стекло и стеклопакеты, а также полимерные материалы ()). Стекло оконное получают методом вытягивания в виде листов. Форма листов прямоугольная и квадратная, размером
2200 Ч 1620 мм; 250 Ч 250 мм; толщиной 2; 2,5; 3; 4; 5 и 6 мм. Зеркальное стекло характеризуется повышенной прочностью на изгиб и сжатие. Получают его закалкой оконного стекла для остекления транспорта, дверей, перегородок. Узорчатое стекло имеет на одной или обеих сторонах рисунчатые узоры, хорошо рассеивает свет; может быть бесцветным и цветным; применяют для освещения помещений без сквозной видимости. Армированное стекло имеет внутри листа металлическую сетку. Стекло прочное к ударам и резким перепадам температуры. При разрушении стекла осколки удерживаются металлической сеткой. Полированное стекло имеет гладкую полированную поверхность или ровную шлифованную, толщина более 6 мм. По назначению подразделяют на транспортное, зеркальное и строительное. очное к ударам и резким перепадам температуры.рошо рассевает свет; может быть бесцветным и цветным, применяют для освещФацетированное стекло имеет края, скошенные под углом: пологий фацет – угол 13є, крутой фацет – 40–45є; может быть узким, широким и иметь различную форму. Применяют как и зеркальное для мебели, витрин, окон, дверей.

Стекло витринное. К этому стеклу предъявляют высокие требования по наличию дефектов и толщине. Применяют для остекления торговых и жилых помещений. Вырабатывают из полированного и неполированного стекла толщиной 6–12 мм. Стекло может быть плоским и гнутым.

Материалы для полов должны быть износостойкими, водостойкими, прочными, гладкими, долговечными, красивыми и современными. По виду материалы подразделяют на жесткие и мягкие. По исходному сырью – на древесные, керамические, на основе синтетических смол.

Санитарно-технические изделия. К ним относятся ванны, кронштейны, умывальники, арматура и др. Ванны бывают чугунные, стальные, керамические, пластмассовые. В комплекте с ваннами выпускают переливы, выпуски с пробкой и цепочкой, сифоны, ножки и другие детали. Изделия для оборудования туалетных комнат. В эту группу входят бачки смывные, унитазы, сиденья для унитазов.

Теплоизоляционные материалы. Вата минеральная – волокнистый материал, получаемый из горных пород и металлургических шлаков. Применяется как теплозвукоизоляционный материал двух марок – 75 и 100. Упаковывается в рулоны с деревянными планками и проволочной обвязкой. Плиты и маты теплоизоляционные из минеральной ваты на битумном связующем применяют в строительстве для тепловой изоляции. К теплоизоляционным материалам относятся плиты минеральные повышенной жесткости на синтетическом связующем, маты прошивные из минеральной ваты, картон асбестовый общего назначения, бумага асбестовая.

Облицовочные и отделочные материалы. К ним относят пластик полиэфирный, фанеру клееную, плитки керамические облицовочные, древесноволокнистые, древесностружечные плиты, обои, изоплен, пленку поливинилхлоридную и др.

Маркировка, транспортирование, хранение строительных товаров. Крупногабаритные стройматериалы снабжаются паспортом. В паспорте указывают наименование, массу материала, номер ГОСТа.

При длительном хранении цемента наблюдается снижение его качества.

Металлические материалы при транспортировании и хранении следует предохранять от загрязнения, увлажнения, во избежание коррозии их нельзя хранить вместе с химическими веществами. Мелкие металлические изделия покрывают антикоррозийными смазками.

На ящиках со стеклом наклеивают этикетку с указанием наименования изделия, завода-изготовителя, размера, количества и сорта. На крышке ящика печатают надписи: «Верх», «Осторожно», «Стекло», «Плашмя не класть».

Мебельные товары. В производстве мебели применяют древесные, полимерные, металлические, стеклянные материалы.

Древесина – это основной материал для изготовления мебели. Она имеет высокую прочность, твердость, легко обрабатывается; в сухих отапливаемых помещениях обладает долговечностью. Мебель из древесины гигиенична, не выделяет токсичных веществ. В производстве мебели применяют: пиломатериалы (доски, бруски), шпон лущеный, строганый, фанеру, древесностружечные плиты, древесноволокнистые плиты.

Пластмассы широко используются в производстве мебели. Пластмассы имеют разнообразные свойства: применяются как амортизационный материал в мягкой мебели, как декоративные пленки для облицовки деталей мебели, изготовления сидений, ящиков.

Текстильные материалы применяют для наружной обливки мебели и как покрывные ткани для обтяжки внутренних элементов мебели.

Отделочные материалы предназначаются для отделки мебели с целью улучшения внешнего вида и защиты от воздействия окружающей среды. К отделочным мебельным материалам относят: красящие вещества, шпатлевки, грунтовки, лаки, эмали, политуры, составы для освежения поверхности, текстурную бумагу и др.

Крепежные изделия: гвозди декоративные, скобы крепежные, шурупы, полкодержатели и др.

Фурнитура – замки мебельные, ручки; стекло для мебели полированное, неполированное, узорчатое толщиной от 3–7 мм.

Зеркала для шкафов, трельяжей, сервантов изготовляют из полированного стекла. Зеркала имеют крутой (17–30є) или пологий (5–12є) фацет.

Мебель классифицируют:

по назначению. Подразделяется на бытовую и для общественных зданий (для офисов). Бытовая мебель подразделяется на мебель для жилых комнат, кухни, прихожей и детской;

функциональному признаку. Различают мебель для работы, лежания, сидения, хранения одежды, книг, посуды, а также мебель-подставки;

комплектности – мебель штучная и комплектная (наборы и гарнитуры для спальни, столовой, кабинета и др.);

конструктивно-технологическому признаку. Мебель делят на щитовую, рамочную, секционную, разборную, неразборную, складную, трансформируемую;

наличию мягкого элемента. Мебель делят на мягкую и жесткую.

способу производства. Различают мебель столярную, гнутую, формованную, штампованную, прессованную, литую (из металла и пластмасс), плетеную;

виду исходного материала. Мебель может быть деревянная, пластмассовая, металлическая (из стальных и дюралюминиевых уголков и труб), комбинированная. Деревянная мебель подразделяется на столярную, гнутую, плетеную;

видам изделий: шкафы (для посуды, книг, белья), комоды, серванты, комбинированные шкафы, тумбы, столы (сервировочные, письменные, обеденные, кухонные, журнальные и др.), кровати (одинарные, полуторные, двойные), диваны, диван-кровати, кушетки, тахты, табуретки, банкетки, стулья, кресла (рабочие и для отдыха), кресла-кровати, шезлонги, трельяжи, трюмо, манежи детские и др.

Маркировка, транспортирование мебели: на каждом изделии мебели должен быть ярлык с указанием наименования изготовителя, его местонахождения, товарного знака, наименования изделия, артикула, даты изготовления и с обозначением стандарта. К сборно-разборной мебели прилагается инструкция по сборке, схеме монтажа; к гарнитурам, наборам – инструкция по эксплуатации и уходу за мебелью. Упаковка. Для предотвращения повреждения и загрязнения мебель упаковывается в тару из гофрированного картона, синтетических материалов, в деревянные обрешки. На тару наносят предупредительные знаки
(«Не кантовать», «Верх») и условные знаки (рюмка – для мебели со стеклом и зеркалами; зонтик – для всей мебели). Полированные поверхности мебели заклеивают поливиниловой пленкой, так как она хорошо защищает мебель и легко удаляется. Транспортируют мебель всеми видами транспорта или в универсальных контейнерах.

Пластические массы (пластмассы) – это материалы, которые получают путем синтеза полимеров с различными ингредиентами. В определенных условиях пластмассы могут формироваться в изделия и сохранять форму. Пластмассы классифицируются по отношению к нагреванию: термопластичные и термоактивные. Термопластичные при нагревании размягчаются, их можно перерабатывать несколько раз (полиэтилен и др.). Термореактивные пластмассы при первом нагревании под давлением принимают определенную форму и необратимо теряют способность плавиться и растворяться (фенопласты, аминопласты и др.). Пластмассы классифицируются также по природе связующих веществ, по типу наполнителя, наличию пластификаторов, характеру макроструктуры (однородные, неоднородные), типу химических реакций (на основе полимеризационных смол и на основе поликонденсационных смол).

Ассортимент хозяйственных товаров из пластмасс. Пластмассы применяют в производстве галантерейных изделий, строительных, школьно-письменных принадлежностей, волокон и нитей, хозяйственных товаров. Хозяйственные изделия из пластмасс классифицируют: по назначению, видам пластмасс, способу формирования, видам изделий, фасонам, конструкции, размерам, отделке, комплектности. Хозяйственные изделия из пластмасс по назначению подразделяют на посудохозяйственные изделия, изделия кухонного обихода, для интерьера жилых помещений, предметы гигиены быта, изделия для разных хозяйственных целей.

Посуду из пластмасс различают: для сыпучих пищевых продуктов, холодных и горячих пищевых продуктов. В ассортимент посуды для сыпучих пищевых продуктов входят банки хозяйственные, стаканы мерные, солонки, вазочки для конфет и др. Посуда для холодных пищевых продуктов – кувшины, сливочники, масленки, селедочницы, розетки для варенья, сифоны, фляги и др. Посуда для горячих пищевых продуктов – ассортимент этой посуды ограничен и представлен блюдами, супницами, мисками. Изделия кухонного обихода – банки хозяйственные, бутылки, ведра, бидоны, крышки для консервных банок (вырабатывают из полиэтилена), корзины, ящики для хранения продуктов и др.

Ассортимент для разных хозяйственных целей: изделия для обстановки и благоустройства дома (табуретки, полки и др.), изделия для развешивания и сушки белья (вешалки, крючки, прищепки для белья и др.), изделия для сада, огорода, ухода за комнатными цветами (шланги, лейки огородные, парники, кашпо и др.).

Маркировка, транспортирование, хранение пластмасс. Химический состав пластмасс и их свойства должны соответствовать требованиям стандартов. Пластмассы для изготовления посуды не должны содержать и выделять вредных веществ. Изделия из пластмасс должны иметь правильную форму, установленные размеры, быть удобными в пользовании. Поверхность изделий должна быть гладкой, без дефектов. В товарах из пластмасс не допускаются трещины, коробление, царапины, вздутия, инородные включения. Маркируют товары из пластмасс в соответствии с общими требованиями маркирования по ГОСТ Р 51121-97. На посуде, хозяйственных товарах, не предназначенных для хранения продуктов, указывают: «Для непищевых продуктов». На товарах пищевого назначения: «Для сыпучих пищевых продуктов» или «Для холодных пищевых продуктов», «Для горячих пищевых продуктов». Хранить изделия из пластмасс нужно в сухих помещениях, на расстоянии 1 м от нагревательных приборов, защищая от прямых солнечных лучей, при температуре 10–12 єС и относительной влажности воздуха 60–65 %. При хранении изделий из пластмасс в сырых помещениях возможно потускнение поверхности. При повышенной температуре ускоряется процесс старения пластмасс. Стандартом установлен срок эксплуатации товаров из пластмасс – 12 мес. со дня продажи, но не более 15 мес. со дня отгрузки товаров с предприятия-изготовителя. Изделия из пластмасс следует строго использовать с учетом рекомендаций, указанных в маркировке.
  1   2   3   4   5   6


Министерство образования и науки Российской Федерации
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации