Климов О.Д. Основы инженерных изысканий - файл n1.doc

приобрести
Климов О.Д. Основы инженерных изысканий
скачать (9286.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc9287kb.08.07.2012 00:01скачать
Помощь в написании учебных работ
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
О.Д. Климов

ОСНОВЫ

ИНЖЕНЕРНЫХ

ИЗЫСКАНИЙ

Допущено Министерством высшего

и среднего специального образования СССР

в качестве учебного пособия

для студентов вузов, обучающихся

по специальности «Инженерная геодезия»


ИЗДАТЕЛЬСТВО «Н ЕДРА»

Москва 1974

УДК 624.191.1 (075)


УДК 624.191.1 (075)

Климов О. Д. Основы инженерных изысканий. М., «Недра», 1974, с. 256.

Пособие освещает основы теории и методы выполнения различных видов инженерных изысканий на различных стадиях проектирования сооружений. Рассмотрены инженерно-геологические, гидрологические, инженерно-геодези­ческие и экономические изыскания, виды и стадии проектирования инженер­ных сооружений.

В разделе инженерно-геологических изысканий приведены сведения о строительных свойствах грунтов, дана простейшая классификация горных пород, рассмотрены наиболее распространенные физико-геологические процессы. Освещены полевые методы инженерно-геологических изысканий. Особое вни­мание обращено на определение роли геодезии при инженерно-геологических изысканиях.

В разделе гидрологических изысканий изложены основные понятия из курса «Гидрология суши», методы расчета речного стока, методы полевых гидрологических исследований. Большое место в этом разделе отведено аэро­гидрологическим изысканиям и роли геодезических работ.

В заключительном разделе пособия освещены состав и методы инженерно-геодезических работ при изысканиях сооружений линейного и площадного типа. Приведены примеры предварительной оценки точности проектов плано­вого и высотного геодезического обоснования на площадных объектах, сведе­ния о принципах выбора конструкции и правилах закладки грунтовых геодези­ческих центров и реперов.

Книга предназначена в качестве учебного пособия для студентов геодези­ческих вузов специальности «инженерная геодезия». Она может быть полезна работникам производства, занимающимся изыскательскими работами.

Таблиц 34, иллюстраций 127, список литературы — 59 назв.

© Издательство «Недра», 1974
К

20701-095 043<01)-74

Олег Дмитриевич Климов

ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ

Редактор Б, К. Малявский

Редактор издаАвльства Ф, И. Хромченко. Переплет художника О. В. Камаева Техн. редактор В. В. Соколов!. Корректор Т. М. Столярова.

Сдано в набор 29/X 1973г. Подписано в печать 15/П 1974г. Т-0139 5. Формат 60 X ЭО1/™-

Бумагам 2. Печ. л. 16,0. Уч.-изд. л. 17,73. Тираж 25000 экз. Заказ № 627/3741-15.

Цена 76 коп;

Издательство «Недра», 103633, Москва, К-12, Третьяковский проезд, 1/19. ]

Ленинградская типография № 6 Союзполиграфпрома Комитета по печати при Совете

Министров СССР но делам издательств, полиграфии и книжной торговли.

196006, г. Ленинград, Московский пр., 91.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие «Основы инженерных изы­сканий», подготовленное по программе, утвер­жденной Министерством высшего и среднего специального образования СССР, предназначено для студентов геодезических вузов, обучающихся по специальности «инженерная геодезия», а также для инженерно-технических работни­ков, занимающихся геодезией.

Пособие состоит из четырех разделов: проектирование и изыскания инженерных соору­жений, инженерно-геологические изыскания, гидрологические изыскания, инженерно-геоде­зические изыскания. Каждый из названных раз­делов по существу представляет самостоятель­ную дисциплину или группу дисциплин, поэтому связь их в едином курсе представляет опреде­ленные трудности.

Следуя программе курса, эти разделы по­строены по принципу: сообщаются общие сведения и теория предмета, затем освещаются средства и методы ведения тех или иных иссле­дований. Такой порядок изложения материала позволяет изучающему получить представление не только о каких-то частных задачах дисци­плины, но и понять основы конкретной науки.

Содержание четвертого раздела строго подчинено решению конкретных задач, имеющих место при инженерно-геодезических изысканиях. При этом учитывалось то положение, что ос­новы собственно геодезической науки студенту уже хорошо известны и что в последующем он перейдет к : изучению большого курса курса инженерной геодезии.


Автор благодарен заведующему кафедрой прикладной геодезии МИИГАиК проф. Н. Н. Ле­бедеву и членам кафедры профессорам Г. Ф. Гло­тову, Г. П. Левчуку, И. К. Снитко, доц. М. Е. Пискунову за замечания, способствова­вшие улучшению содержания книги.

Автор будет признателен всем, кто выска­жет свои пожелания и замечания, направлен­ные на совершенствование настоящего учеб­ного пособия.

ВВЕДЕНИЕ
Курс «Основы инженерных изысканий» освещает общие, эконо­мические и технические вопросы, которые решаются на различных этапах создания инженерного сооружения; дает понятие о задачах, решаемых специалистами смежных с геодезией дисциплин, напри­мер об инженерной геологии, гидрогеологии, геофизике, гидроло­гии; определяет место и роль топографо-геодезических работ в об­щем комплексе различных видов изысканий. Зная эти дисциплины, студент может изучить свой профилирующий предмет — инженерную геодезию.

Впервые курс «Изыскания инженерных сооружений» был поста­влен в МИИГАиК в 1948 г. Его создателем был заведующий кафедрой прикладной геодезии проф. М. С. Муравьев. За прошедшие годы программа и содержание курса претерпели некоторые изменения, изменилось также название курса.

Понятие изыскания, или исследования, можно определить как комплексное изучение природных условий предполагаемого участка строительства для получения необходимых исходных данных, обеспечивающих при проектировании и строитель­стве принятие технически правильных и экономически целесообраз­ных решений.

Комплексное изучение возможных мест будущего строительства требует если не одновременного, то параллельного проведения не­скольких видов изысканий.

В книге рассматриваются только основные виды инженерных изысканий: инженерно-геологические, гидрологические и инженерно-геодезические. Поскольку положение сооружения на местности должно отвечать не только техническим, но и экономическим требо­ваниям, в учебном пособии кратко рассматриваются вопросы, отно­сящиеся к экономическим изысканиям. В частности, определяются роль и содержание экономических изысканий, их виды, методика ведения, дается понятие об экономическом трассировании.

Непосредственному рассмотрению основных видов технических изысканий предшествует раздел, в котором, помимо названных выше экономических изысканий, приведена классификация инженерных сооружений и определены задачи основных этапов (стадий) их проектирования.

В разделе инженерно-геологических изысканий даны класси­фикация и характеристика свойств горных пород, являющихся осно­ванием сооружений; освещены различные физико-геологические процессы, которые могут существенно влиять на работу сооружения; новейшие методы изучения свойств грунтов; свойств и режима грун­товых вод. Особое место отводится геодезическим работам, выпол­няемым при инженерно-геологических изысканиях, их роли, при­меняемым методам и точности измерений.

В разделе гидрологических изысканий наряду с общими сведе­ниями из гидрологии суши освещены теоретические и прак­тические вопросы, связанные с изучением стока рек, особенно с расчетом максимального и минимального стока, т. е. с получением характеристик, определяющих основные параметры инженерного сооружения.

Подробно»в этом разделе освещены гидрометрические наблю­дения, которым сопутствует большой объем геодезических работ — съемки берегов и русел рек, нивелирные работы, геодезическая привязка водомерных постов и гидрометрических створов; дано описание различных методов определения гидрологических характе­ристик с использованием материалов аэросъемки.

В разделе геодезических изысканий приведены сведения о вы­боре положения трасс линейных сооружений и площадок под соору­жения; сведения о составе геодезических работ на различных ста­диях проектирования сооружений; о методах ведения трассировоч­ных работ, предварительной оценки проектов планового и высотного обоснования, создаваемого на площадках; о методах ведения линей­ных, угловых и высотных измерений; о крупномасштабных съем­ках. Рассмотрены вопросы устойчивости грунтовых геодезических знаков, их конструкций и методов закладки.

Курс «Основы инженерных изысканий» тесно связан с другими дисциплинами, читаемыми студентам инженерно-геодезической спе­циальности, в частности с курсами: «Геология и геоморфология», «Геодезия и высшая геодезия», «Гравиметрия», «Электротехника», «Теория ошибок измерений», «Картография», «Проектирование и строительство инженерных сооружений», «Инженерная геодезия».

Глава I

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

ОБ ИНЖЕНЕРНЫХ СООРУЖЕНИЯХ

И ИХ ПРОЕКТИРОВАНИИ

§ 1. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ИНЖЕНЕРНЫХ СООРУЖЕНИЙ

Инженерные сооружения различаются по назначению, геометри­ческому виду, размерам и конструктивным особенностям; их можно классифицировать по назначению и геометрической форме.

По назначению сооружения разделяют на промышленные, жилищно-гражданские, транспортные, гидротехнические, сельскохозяйственные. К промышленным сооружениям относят за­воды, фабрики, промышленные комплексы. Гражданские соору­жения — это жилые знания, сооружения культурно-бытового назна­чения, административные здания. Автомобильные и железные до­роги, мосты, каналы, линии электропередач, кабельные линии, трубопроводы, аэропорты относятся к группе транспортных сооружений. Из основных видов гидротехнических соору­жений можно назвать плотины, здания ГЭС, деривационные каналы, шлюзы, пристани, порты и др. К сельскохозяйственным сооружениям относятся элеваторы, животноводческие комплексы, птичники, фермы, силосные башни.

Приведенное деление в ряде случаев условно, так как одно и то же сооружение может быть причислено как к одной, так и к дру­гой группе. Например, судоходные каналы, шлюзы, мелиоративные сооружения по своему назначению являются транспортными соору­жениями, вместе с тем должны быть отнесены к гидротехническим, поскольку они связаны с использованием воды. Помимо этого, ряд инженерных сооружений вообще не подходит ни под одну из назван­ных категорий.

По геометрическому виду сооружения делят на ли­нейные и площадные. К линейным сооружениям относят дороги, линии электропередач, трубопроводы, линии связи, каналы. К площадным относят комплекс сооружений промышленных предприятий и населенных мест, аэропорты и др.

Геометрический вид сооружения существенно влияет на поста­новку изыскательных работ.

§ 2. ПРОЕКТ И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ

Возводимое сооружение должно отвечать назначению, обеспе­чивать нормальные условия эксплуатации, быть долговечным, кра­сивым, строиться в установленные сроки, при минимуме затрат труда, материальных и денежных средств.

Создание всякого инженерного сооружения проходит три этапа: изыскания, проектирование и строительство.

При изысканиях на основе камерального изучения картографических и других материалов, а также на основе подробных полевых работ определяется наивыгоднейшее расположение соору­жения на местности с точки зрения топографии, свойств грунтов, гидрогеологии, гидрологии и др. В ходе проектирования по мате­риалам соответствующих изысканий решается вопрос о местополо­жении сооружения, о его схеме, конструкции, основных параметрах, стоимости и порядке производства строительных работ, очередности ввода в эксплуатацию отдельных частей сооружения и т. д.

Конечным документом проектирования является проект, представляющий собой комплекс документов, содержащих технико-экономические обоснования, расчеты, чертежи, пояснительные записки, необходимые при строительстве или реконструкции пред­приятия, здания или сооружения.

Проекты промышленных, транспортных и сельскохозяйствен­ных сооружений состоят из трех основных частей: технологической, строительной, экономической. Проекты гражданских сооружений состоят из строительной и экономической частей.

Технологическая часть проекта определяет техно­логию и организацию производства, вид предназначаемого к исполь­зованию оборудования, степень механизации и автоматизации про­цесса производства.

Строительная часть включает: генеральный план сооружения — крупномасштабный топографический план с проектом размещения основных элементов сооружения (зданий, цехов, дорог, коммуникаций и т. п.), проект организации строительства (ПОС), а также строительный генеральный план, план верти­кальной планировки, проектные продольные и поперечные профили трасс и ряд других документов. Эта часть содержит данные о при­нятых конструктивных решениях и размерах отдельных элементов проектируемых сооружений.

Экономическая часть проекта дает обоснование выбранному варианту расположения сооружения на местности, его составу, проектной мощности, уровню производительности труда и т. д.

В экономической части устанавливаются целесообразность строи­тельства сооружения и его сметная стоимость (смета). Последняя определяет технико-экономические показатели проекта и включает полную стоимость строительства сооружения со всеми затратами, необходимыми для подготовки и осуществления строительства и для пуска сооружения в эксплуатацию.

Смета — основной документ для финансирования строительства и контроля над правильным расходованием государственных средств. Смету составляют на основе общеобязательных нормативов, при­веденных, например, в «Инструкции по составлению проектов и смет по гидротехническому строительству, И.109—53»; «Инструкции по составлению проектов и смет по автодорожному строительству И.105—56»; «Временной инструкции по разработке проектов и смет для промышленного строительства, СН 202—69» и др.

Разработка проектов в СССР ведется с соблюдением утвержден­ных Госстроем СССР норм проектирования. Такие нормы специально разрабатываются и издаются по всем основным видам инженерных сооружений, например: «Нормы строительного проектирования, АЛ—62»; «Основания зданий и сооружений. Нормы проектирования, Б.1—62»; «Автомобильные дороги общей сети Союза ССР. Нормы проектирования, Д.5—62»; «Магистральные трубопроводы. Нормы проектирования, Д.10—62».

Разработка проекта производится на основе задания на проектирование. За основу которого принимаются пер­спективные государственные планы и директивные материалы раз­вития отдельных районов и отраслей народного хозяйства.

Задание на проектирование выдается заказчиком — заинтере­сованным министерством или ведомством или организацией, в распо­ряжении которой имеются необходимые денежные средства, выде­ляемые в установленном порядке для производства изыскательских, проектных и строительных работ.

Состав задания на проектирование зависит от типа строящегося сооружения. Однако в нем обязательно должны быть определены район и место предполагаемого строительства, основные параметры сооружения, источники снабжения сырьем, топливом, водой, электро­энергией и многое другое.

Проекты разрабатываются специализированными государствен­ными организациями, например: Гипропромстроем, Гипротрансом, Гипрогором, Гидропроектом, находящимися в подчинении соответ­ствующих отраслевых министерств. Сосредоточение проектных ра­бот в узко специализированных организациях способствует повыше­нию качества проектных решений и смет, сокращает объемы и сроки разработки проектов, позволяет накапливать опыт, про­ектирования.

Проектные организации ведут работы на основе договоров или заказов, получаемых от дирекций строительства. По объекту проек­тирования назначается главный инженер проекта.

§ 3. СТАДИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Многолетний опыт проектирования и строительства инженерных сооружений в СССР показал, что проектирование следует вести постепенно, не стремясь сразу достигнуть окончательного решения. Поэтому проектирование ведется по этапам, которые называют стадиями проектирования. На каждой стадии последовательно углубляются и уточняются элементы проекта.

В настоящее время в СССР принята в качестве основной двухстадийная система проектирования. На первой стадии составляют технический проект, а затем ведут рабочее проектирование, в процессе которого составляют рабочие чертежи.

До недавнего времени проектирование велось в три стадии: проектное задание, технический проект, рабочее проектирование. Но более глубокая изученность природных условий страны, накопленый опыт проектирования и, что особенно важно, широкое внедре­ние типового проектирования позволили без ущерба для качества перейти на более короткий цикл работ.

Типовым проектом называют проект для многократ­ного использования при строительстве однотипных сооружений. Основа типового проектирования — унификация схемы и элементов сооружения.

Преимущества строительства сооружения по типовым проектам состоят в следующем: а) уменьшается по сравнению с индивидуаль­ным проектированием объем проектных работ, б) сокращаются сроки и стоимость строительства, в) появляется возможность массового заводского изготовления конструктивных элементов сооружения.

В настоящее время типовое проектирование стало господству­ющей формой проектирования. В жилищном, культурно-бытовом, сельском и транспортном строительстве типовое проектирование составляет 80—95% от общего числа составляемых проектов.

Типовой проект состоит из комплекта рабочих чертежей, сметы и пояснительной записки.

Использование типового проекта для конкретных условий строи­тельства сооружения требует внесения в чертежи ряда уточнений, связанных с характеристикой местных грунтов, рельефа, подземных вод и др. Это уточнение называют привязкой проекта.

Проектирование по двум стадиям способствует уменьшению проектно-сметных материалов, сокращению сроков их составления, рассмотрения и утверждения.

Наряду с двухстадийным проектированием можно применять одностадийное тех нерабочее проектирование. Такое проектирование ведется на несложных объектах, которые предполагается строить по типовым или повторно используемым экономичным индивидуальным проектам. В этом случае одновременно решается вопрос о выборе места и основных технических параметрах сооружения.

На сложных и крупных объектах, имеющих особо важное народ­нохозяйственное значение, перед техническим проектированием производятся работы по технико-экономическому обоснованию (ТЭО) намечаемого строительства.

На каждой стадии проектирования решается определенный круг вопросов. Так, в техническом проекте, при двухстадийном проектировании должны быть выяснены экономическая целесообразность и техническая возможность строительства соору­жения в конкретном месте, а также определена сметная стоимость строительства. Наличие технического проекта дает право на вклю­чение данного объекта в титульный список1 капитального строитель­ства, заключения договора заказчика с подрядной организацией, которая будет вести строительство, и на выдачу заказа на изгото­вление технологического оборудования. При проработке этой стадии широко используется типовое проектирование.

Рабочие чертежи предназначаются для непосредствен­ного осуществления строительных и монтажных работ. Рабочее проектирование ведется на основе утвержденного технического про­екта. В ходе рабочего проектирования окончательно уточняется генеральный план сооружения и разрабатывается проект производ­ства строительных работ (ППР).

На сложных, крупных и особо важных сооружениях для под­тверждения экономической целесообразности и хозяйственной необ­ходимости их проектирования и строительства перед составлением технического проекта разрабатывается технико-экономическое обо­снование. ТЭО — предпроектный документ, в котором решаются такие принципиальные вопросы, как роль и значение данного соору­жения в комплексе существующих и тех, что будут построены в бу­дущем их взаимосвязь. В нем дается обоснование основных техни­ческих и строительных решений; приводятся экономические сведе­ния (объемы и эффективность капитальных вложений).

Основные установки на разработку ТЭО дается министерствами и ведомствами. Непосредственная разработка ТЭО ведется головной проектной организацией отрасли народного хозяйства с привлече­нием других специализированных проектных и изыскательских организаций.

Технико-экономическое обоснование состоит из пояснительной записки с прилагаемыми к ней расчетами, таблицами, графиками и др. После согласования с Госпланом СССР и Госстроем СССР ТЭО утверждается министерствами и ведомствами СССР и советами ми­нистров союзных республик.

Утвержденное ТЭО является обоснованием для составления задания на разработку технического проекта.
§ 4. ИЗЫСКАНИЯ

Успешное проектирование возможно лишь на основе полноцен­ных материалов, собранных в процессе специальных инженерных изыскательских работ: инженерно-геодезических, инженерно-геологических, гидрологических и др.

Изыскания, как и проектирование, делятся на стадии, причем между стадиями изысканий и проектирования имеется теснейшая связь: каждая стадия изысканий должна обеспечивать материалами соответствующую стадию проектирования. В связи с этим в проекте производства изыскательских работ различают: изыскания для технико-экономического обоснования, изыскания на стадии техни­ческого проекта, изыскания на стадии рабочего проектирования.

По направленности изыскания делятся на экономические и тех­нические. Экономические .изыскания позволяют определить экономическую целесообразность строительства соору­жения в данном месте с учетом обеспеченности его стройматериалами, сырьем, транспортом, рабочей силой и т. п. Экономические изыска­ния обычно предшествуют техническим. Технические изы­скания предназначены для изучения природных условий места строительства с целью наилучшего учета и использования их при проектировании и строительстве сооружения.

Содержание и объем технических изысканий определяется типом, видом и размерами проектируемого сооружения, местными усло­виями и степенью их изученности, а также стадией проектирования. Порядок, методика и точность технических изысканий устанавли­ваются соответствующими инструкциями, например: «Инструкцией по инженерным изысканиям для городского и поселкового строитель­ства, СН 211—62»; «Инструкцией по инженерным изысканиям для линейного строительства, СН 234—62»; «Общими положениями к инструкциям по инженерным изысканиям для основных видов строительства, СН 210—62»; «Инструкцией по топографо-геодезическим работам для городского, поселкового и промышленного строительства, СН 212—73»; «Инструкцией по инженерным изыска­ниям для промышленного строительства, СН 225—62».

Глава II

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ

§ 5. РОЛЬ, СОСТАВ И ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИЗЫСКАНИЙ

Основой экономических изысканий являются перспективные научно разработанные планы развития народного хозяйства СССР.

Роль и содержание экономических изысканий зависят от вида инженерного сооружения. Например, для промышленных объектов экономические изыскания призваны: определить экономическую целесообразность размещения сооружения в данном месте с учетом обеспечения его сырьем, топливом, электроэнергией, водой, газом, а также выяснить условия реализации готовой продукции; опреде­лить наиболее выгодные пути и средства сообщения внутри района и условия примыкания к сети существующих дорог; установить возможность кооперирования объекта с существующими и строящи­мися предприятиями; выяснить перспективы расселения рабочих и служащих на период строительства и эксплуатации сооружения.

При проектировании объектов транспорта экономические изы­скания дают возможность определить выгоднейший вид транспорта (автомобильный, железнодорожный, водный), установить наиболее рациональное прохождение трассы на местности, размеры грузовых и пассажирских перевозок, определить основные параметры соору­жения.

Экономические изыскания при проектировании городов и рабочих поселков ведутся в несколько меньшем объеме, так как отпадает надобность в сборе сведений о сырьевой базе и потребителях про­дукции. Экономические изыскания на таких объектах должны опре­делить численность населения и перспективы его роста, степень занятости, степень обеспеченности населения жилой площадью, установить степень и перспективы развития промышленности, транс­порта, сети культурно-бытовых предприятий; наличие свободных территорий для возведения зданий и организации отдыха трудящихся и др.

Основной состав работ при экономических изысканиях — это обследования и сбор материалов на район строительства, обработка, систематизация и анализ собранных материалов. Детальный перечень собираемых сведений, естественно, зависит от типа проектируемого сооружения, и в одних случаях (на автомобильных и железных дорогах) он сводится к получению данных о перспективных размерах грузовых и пассажирских перевозок, в других — к сбору сведений о существующих промышленных предприятиях и их продукции, о возможности хозяйственной и технологической связи с ними, об энергоснабжении, о сырьевых ресурсах района, о путях сообщения, об условиях будущего строительства и подготовки к нему.

Подробный состав экономических изысканий при строительстве основных видов инженерных сооружений устанавливается специаль­ными инструкциями.

Независимо от вида сооружения при экономических изысканиях необходимо выяснить условия обеспечения будущего строительства строительными материалами (цементом, песком, гравием, глиной, бутовым камнем) и элементами сборных конструкций, степень осна­щения подрядных организаций механизмами и строительной тех­никой.

Сбор необходимых экономических данных обычно ведется в го­сударственных плановых органах, министерствах, в статистических управлениях, а также на местах: в местных советах депутатов тру­дящихся, в районных организациях, на существующих предприятиях, на транспортных узлах. Экономические сведения должны учитывать перспективы роста промышленного предприятия, роста численности и благосостояния населения городов и поселков, возрастания разме­ров перевозок по водным и сухим путям. В зависимости от стадии проектирования и вида сооружения должна учитываться перспектива развития не менее чем на 10—20 лет.

По характеру экономические изыскания разделяют на проблем­ные и титульные.

Проблемными называют такой вид экономических изы­сканий, в которых рассматривается ряд вариантов, различных по направлению, но разрешающих одну общую народнохозяйственную задачу. Они часто ведутся без привязки сооружения к конкретному месту. Для дорог, например, без определения положения дороги и ее конечных пунктов (заданы могут быть лишь взаимосвязываемые экономические районы). При промышленном строительстве необхо­димость в проблемных изысканиях возникает в случаях проектиро­вания сложных и крупных промышленных комплексов, когда прежде всего должны быть выяснены общие перспективы экономического развития района в целом. Значительна роль проблемных изысканий в гидротехническом строительстве. Строительство мощных гидро­станций на реках Сибири и Дальнего Востока неизбежно ведет к хо­зяйственно-экономическому перерождению целых районов и обла­стей и это заранее должно быть учтено в ходе проблемных экономи­ческих изысканий.

Проблемные изыскания выполняются во внестадийный период, т. е. при составлении ТЭО.

Титульные или объектные экономические изы­скания ведутся для проектирования конкретного сооружения — титула с привязкой его к определенной местности: плотины — к створу на реке, дороги — к пунктам примыкания, промышленного или гражданского сооружения — к выделенному участку террито­рии. Экономические изыскания в этом случае должны охватить не только участок будущего строительства, но и прилегающие районы.

Титульные экономические изыскания при двухстадийном проек­тировании ведутся преимущественно на стадии технического проекта с целью детального и комплексного изучения экономики района.

Для стадии рабочего проектирования экономические изыскания не проводятся и лишь в отдельных случаях здесь могут потребоваться некоторые уточнения ранее выполненных расчетов.

§ 6. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СРАВНЕНИЕ ВАРИАНТОВ

В ходе проектирования инженерных сооружений, особенно транспортных и гидротехнических, естественно, возникает несколько возможных решений проектной задачи, в большей или меньшей степени удовлетворяющих поставленным требованиям. Каждое из таких решений называют вариантом.

Довольно часто при изысканиях возникает от двух до пяти ва­риантов, а иногда и более. Сравнение таких конкурирующих вариантов позволяет находить наилучшее решение задачи. Привле­кать большое число вариантов нецелесообразно, так как в этом случае преимущество одного варианта над другим часто оказывается несу­щественным, а расчеты по большому числу вариантов удлиняют сроки принятия окончательного решения.

Появление нескольких вариантов возможно как при проблем­ных, так и при титульных экономических изысканиях. В последнем случае их называют внутриобъектным сравнением вариантов.



Внутриобъектное сравнение вариантов обычно ведется по эко­номическим и техническим показателям. Экономические показатели варианта отражаются в сметной документации. Подсчет стоимости по каждому варианту ведется с учетом затрат на строительство и последующий период эксплуатации сооружения. При подсчетах стоимости строительства должны учитываться два основных вида затрат: а) непосредственно на строительство сооружения или пря­мые затраты и б) на другие работы, обусловленные строительством сооружения, или дополнительные затраты.

Прямые затраты складываются из стоимости рабочей силы, стройматериалов, готовых конструкций, расходов на транс­порт, электроэнергию, эксплуатацию строительных машин и др. Они характеризуют, например, стоимость 1 м3 земляной плотины, 1 пог. км дороги, трубопровода, тоннеля.

Появление дополнительных затрат обусловлено тем, что возво­димое сооружение приходит в соприкосновение с окружающей местностью и в той или иной мере воздействует на нее. Например, строительство плотины на реке ведет к образованию водохранилища, в зону распространения которого может попасть множество объек­тов, требующих их переноса, переустройства или защиты. Часть объектов, таких, как дороги, линии связи, линии электропередач, сельскохозяйственные угодья, при этом целиком утрачиваются. Все это наносит ущерб хозяйству, требует значительных дополни­тельных денежных затрат.

Размеры дополнительных затрат зависят от вида сооружения. Из приведенного выше примера очевидно, что при строительстве ГЭС дополнительные затраты могут быть весьма значительными. Роль дополнительных затрат при гидротехническом строительстве суще­ственна еще и потому, что величина их в определенной мере влияет на основные параметры сооружения. Действительно, чем больше высота напора Н, тем больше мощность ГЭС. В то же время с увели­чением высоты напора увеличивается, иногда очень резко, площадь затопления (рис. 1) и, следовательно, увеличиваются дополнитель­ные затраты. В этом случае только материалы экономических изысканий позволяют выбрать оптимальный вариант проектного напора ГЭС, т. е. одного из главных параметров гидротехнического соору­жения.

Дополнительные затраты на других видах сооружений обычно меньше и влияние их на технические параметры сооружений не столь велико.

§ 7. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ТРАССИРОВАНИЕ

Линейные сооружения по назначению являются транспортными сооружениями. Их задача обеспечить передачу электроэнергии (ЛЭП), транспортирование топлива, сырья (трубопроводы), перевозку грузов и пассажиров (автомобильные и железные дороги).

Отыскание на местности или карте наиболее целесообразного расположения оси линейного сооружения называют трасси­рованием. Точное положение трассы на местности определяют на основе технических изысканий.

При проектировании линий электропередач, линий связи, тру­бопроводов всегда стремятся проложить трассу по наиболее корот­кому пути между подстанциями или между местами добычи и потре­бления. В этом случае, намечая трассу, руководствуются главным образом физико-географическими характеристиками местности: характером рельефа, ситуацией, условиями переходов через есте­ственные водные и высотные преграды. Особое внимание обращается на места с неблагоприятными грунтовыми условиями. Экономиче­ские изыскания в этом случае ведутся в небольшом объеме. При проектировании дорог — железных и автомобильных — экономи­ческие изыскания более необходимы.

При экономических изысканиях дорожных трасс нужно изучить современное состояние и перспективы хозяйственно-экономического развития района, выявить общее направление дороги и те промышленные и сельскохозяйственные центры и населенные пункты, вблизи которых должна обязательно пройти дорога. Чтобы это сделать, необходимо обследовать территорию, которая в будущем будет входить в сферу влияния проектируемой дороги. Эту территорию называют районом тяготения. На железных дорогах различают местный и транзитный районы тяготения.

При выявлении общего направления трассы дороги, а затем и района тяготения обязательно учитываются физико-географиче­ские характеристики местности и назначение (категория) проекти­руемой дороги для местных или транзитных перевозок. В первом

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации