Реферат - Свободные экономические зоны в России (по Территориальной организации населения) - файл n1.doc

Реферат - Свободные экономические зоны в России (по Территориальной организации населения)
скачать (113 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc113kb.07.07.2012 23:56скачать

n1.doc



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»

Социальный факультет

Кафедра «Социальной работы»
РЕФЕРАТ

по дисциплине «Территориальная организация населения»

Свободные экономические зоны в России.


Преподаватель Л. В. Афанасьева

2010

Содержание
1 Создание СЭЗ в России…..……………………………………………...3

2 Типы СЭЗ……………………………………………………………........6

3 Основные проблемы СЭЗ в России…………………………………....12

4 Перспективы функционирования российских СЭЗ…………………..14

Список использованных источников……………………………………17
1 Создание СЭЗ в России
Свободные экономические зоны в России стали создаваться в начале 90-х гг. Тогда прокатилась настоящая волна создания всевозможных Свободных экономических зон. Однако в отличие от многих зарубежных стран, где политика образования СЭЗ характеризовалась значительной долей прагматизма и целесообразностью, в нашей стране процесс создания СЭЗ отличался непомерными амбициями и избы­точной политизацией. Идея СЭЗ стала инструментом борьбы за перераспределение власти и ресурсов в рамках суверенизации бывших союзных республик и крупных регионов. В результате только с июля 1990 г. по июнь 1991 г. Верховный Совет России официально закрепил статус СЭЗ за 11 регионами, включая При­морский край, г. Находка, Алтайский край, г. Санкт-Петербург, Ленинградскую область, г. Выборг, г. Зеленоград, Калининград­скую, Читинскую, Новгородскую области, Еврейскую автоном­ную область. Общая площадь этих территорий составляла более 1 млн. км2 (7% территории), население – 18,5 млн. человек (13% населения). Тем самым оказались многократно перекрытыми со­вокупные размеры всех имеющихся СЭЗ в мире, вместе взятых. [4, стр. 179]

Принятие в 1991 г. Закона РСФСР «Об иностранных инвес­тициях в РСФСР», в котором была глава о СЭЗ, несколько упо­рядочило процесс их образования. В соответствии с Законом СЭЗ создавались с целью привлечения иностранного капитала, пере­довой зарубежной технологии, управленческого опыта, развития экспортного потенциала. В них устанавливался льготный режим хозяйственной деятельности для иностранного капитала и пред­приятий с иностранными инвестициями.

В 1992 г. отношение к созданию СЭЗ в России значительно изменилось в связи с либерализа­цией хозяйственной жизни. Принятые в России законы, регули­рующие внешнеэкономическую деятельность, не предусматрива­ли особый режим хозяйственной деятельности в СЭЗ. И хотя дей­ствовавшие в зонах льготы и привилегии формально никто не отменял, финансово-налоговые службы посчитали их утративши­ми силу.

Такая неопределенность в законодательно-правовом положе­нии СЭЗ вызвала беспокойство у иностранных инвесторов, расце­нивших складывавшуюся ситуацию как отход российского Пра­вительства от политики создания зон. Принятый в июне 1992 г. Указ Президента РФ «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон на территории РФ», в котором было подтвер­ждено действие прежних зональных преференций для иностран­ных инвесторов и российских предприятий, способствовал неко­торой стабилизации обстановки.

Тем не менее, в Правительстве РФ возобладала линия на закрытие огромных по территории одиннадцати зон путем уре­зания и лишения их многих привилегий. Взамен предлагалась кон­цепция создания микрозон, главным образом свободных тамо­женных зон и зон экспортного производства. В основу выбороч­ной стратегии создания этих видов зон был положен принцип сочетания их выгодного географического положения и миними­зации затрат на их инфраструктурное обустройство.

В результате вокруг свободных экономических зон сложилась атмосфера неопределенности, а точнее, перспектива сократиться до небольших экспортных территорий. Да и эта перспектива была туманной, так как решение создавать свободные таможенные зоны и экспортные зоны производственного типа не получило законодательного оформления.

Для поддержания государственной линии на формирование преимущественно двух видов локальных зон российское Прави­тельство в 1994 – 1995 гг. предприняло ряд шагов по улучшению инвестиционного климата для иностранных и отечественных предприятий, действующих в СЭЗ. Среди них можно выделить: предоставление льгот при налогообложении прибыли предприя­тий с иностранными инвестициями; освобождение от налога на добавленную стоимость и специального налога на импортиро­ванное технологическое оборудование; отмена с 1 января 1996 г. налога на сверхнормативное превышение расходов на оплату труда и др.

Принятые меры способствовали тому, что с середины 90-х гг. создание в России свободных экономических зон несколько ак­тивизировалось. Ряд регионов, не дожидаясь соответствующих законодательных решений, начал интенсивную работу по реали­зации проектов создания локальных функциональных зон. Первой по такому пути пошла Администрация СЭЗ «Находка». Опираясь на правительственные документы о возможностях со­здания на своей территории таможенных зон, а также предостав­ленный на эти цели бюджетный кредит, оно образовало первую подобную зону уже к лету 1995 г. В этом же направлении, но без государственной федеральной поддержки действовали Прави­тельство Московской области, Мэрия Санкт-Петербурга, Администрация Ульяновска, создавшие свободные таможенные зоны.

В Санкт-Петербурге в феврале 1999 г. принято решение о фор­мировании 20 зон экономического развития с особым режимом, на территории которых предприятия получили льготы с целью активизации инвестиционных проектов и повышения экономи­ческой эффективности и конкурентоспособности международно­го транспортно-грузового комплекса города.

Другие территории активизировали свои усилия, направлен­ные либо на воссоздание прежних, либо на получение новых ин­дивидуальных преференций. Так, Администрация Калининград­ской области добилась принятия в ноябре 1995 г. Государствен­ной Думой Федерального закона «Об особой экономической зоне в Калининградской области», возвращавшего ей режим таможен­ной экстерриториальности. В 1994 г. была создана зона эконо­мического благоприятствования в Ингушетии, в 1997 г. – СЭЗ «Алтай» на территории Алтайского края, в которой уча­стники зоны освобождались на пять лет от налоговых платежей и сборов, а также получали ряд других льгот.

В настоящее время Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами выделяет следующие города: Москва («Технополис Зеленоград», «Шереметьево», «Мос­ковский Франко-Порт» и «Франко-Порт Терминал»), Дубна, Санкт-Петербург (поселок Стрельна, зона «Нойдорф»), Томск, Елабуга («Алабуга»), Липецк («Липецк»); в Республиках Алтай («Алтайская долина») и Бурятии («Байкальская Гавань»); а также Алтайском («Бирюзовая Катунь»), Краснодарском («Новая Анапа») и Ставропольском («Гранд Спа Юца») краях; Иркутской («Ворота Байкала») и Калининградской областях («Куршская коса»). Также существуют три действующих проекта создания портовых СЭЗ: в Красноярском, Хабаровском краях и в Ульяновской области. [15]

Необходимо было и принятие федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005г., который бы четко определил полномочия федеральных властей и властей субъектов РФ в отношении контроля над деятельностью свободных экономических зон (в целях укрепления вертикали власти). Так как до этого российские СЭЗ создавались и действовали не на основе федерального закона, а на основе указов и постановлений исполнительной вла­сти, применяемых к отдельным СЭЗ. Отсутствие базового феде­рального закона о СЭЗ приводило к тому, что реализация любых принимаемых по вопросу о зонах правовых решений (будь то президентские указы или даже парламентские акты) неизбежно упирается в приоритетность более общих норм регулирования хозяйственной деятельности, установленных специальными раз­делами федерального законодательства РФ (налоговым, таможен­ным, валютным, банковским и т.д.).

Таким образом, специфика политики зонирования в нашей стране заключается в том, что на протяжении 90-х гг. она не име­ла четкой стратегической направленности, носила стихийный характер. Сейчас же создание у нас СЭЗ может стать, как и во многих странах мира, одним из эффективных способов привлечения иностранных инвестиций, катализатором развития внешнеэкономических связей и экономики страны в целом. Но для этого политика их формирования должна быть продуманной и последовательной.

2 Типы СЭЗ
Операционно-функциональная структура свободных экономичес­ких зон в мире достаточно многообразна, и в последние десятилетия «семейство» СЭЗ по­полнилось. [14]

В соответствии с хозяйственной специализацией СЭЗ в России подразделяются на сле­дующие основные типы:

Рассмотрим механизм и основные направления их деятельно­сти.

Промышленно-производственные СЭЗ.

Характеристика СЭЗ промышленно-производственного типа:

Характеризуются тем, что в них создаются предприятия, в которых производятся товары на экспорт на основе импортируемых полуфабрикатов, комплектующих изделий и других компонентов, либо на тех же основах выпускается так называемая импортозамещающая продукция для внутреннего рынка.

На предприятиях промышленно-производственной зоны осуществляется сборка готовой продукции, реализуемая на близлежащих территориях и в первую очередь в ближайшей стране-импортере капитала. Первоначально, как правило, обязательно с экспортом готовой продукции, затем используются местное сырье и полуфабрикаты и импортной техники и технологии, затем поставка на внутренний рынок.

Эти СЭЗ имеют специальный таможенный режим, где действуют определенные финансовые и налоговые льготы.

Деятельность таких СЭЗ направлена на возрождение национальной экономики.
Технико-внедренческие СЭЗ.

Характеристика СЭЗ технико-внедренческого типа:

Технико-разрабатывающие или технико-внедренческие зоны – это территориальные образования – анклавы, использующие национальные научные кадры и зарубежных специалистов, связанных в общую структуру целей и задач НТП и пользующиеся единой системой налоговых и финансово-кредитных льгот.

Эти образования пользуются широкой всесторонней поддержкой государства, включая прямые инвестиции из государственного бюджета на развитие инфраструктуры, налоговые льготы и налоговые кредиты. Главная цель их создания и функционирования: стимулировать инновационную деятельность всех типов (от разработки до внедрения включительно) и повышать эффективность НТП в целом, а не только отдельных направлений науки и техники.

Среди технико-внедренческих зон, действующих в России, наи­более широко представлены технологические (технопарки). Наиболее успешно функционируют «Зеленог­рад» и «Дубна».

В первой половине 90-х гг. большинство их этих технопарков были созданы по решениям местных органов власти. В последние годы этому вопросу стало уделяться внимание и со стороны федеральных властей. Так, в 1997 г. Министерство промышленнос­ти, науки и технологий РФ, Министерство образования РФ совместно с государственными фондами технологического разви­тия и содействия развитию малых предприятий в научно-техни­ческой сфере приняли программу «Активизация инновационной деятельности в России».

Одним их важных направлений деятельности программы ста­ли создание и поддержка инновационных технологических цент­ров, способных выполнять функции опорных точек роста инно­вационной инфраструктуры. В 1997 г. в соответствии с этой про­граммой было создано семь инновационных технологических центров в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новоси­бирске и Казани. Однако, несмотря на расширяющееся число создаваемых технопарков в России, они не выполняют постав­ленные перед ними задачи. Эффективное функционирование технопарков в России сдерживается отсутствием финансовой под­держки со стороны государства; федерального закона о техно­парках; долгосрочной технологической политики, призванной разработать основные направления развития отечественной на­уки и технологии, а также определить место технологических парков как инструмента интеграции науки и производства в рос­сийской экономике.

Туристско-рекреационные СЭЗ.

Характеристика СЭЗ туристско-рекреационного типа:

Под туристско-рекреационной деятельностью понимается:

  1. деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан;

  2. туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод.

Новым явлением в российской практике создания функцио­нальных зон стали туристско-рекреационные и эколого-экономи­ческие зоны. Эти зоны специализируются на таких сферах пред­принимательской деятельности, которые не разрушают и не заг­рязняют окружающую среду. К таким сферам относятся туризм, рекреация, валютно-финансовые операции, различного рода ус­луги (консалтинг, аудит, связь и телекоммуникации и др.), сфера образования, здравоохранения и др.

В России первой эколого-экономической зоной могла стать зона «Горный Алтай», созданная в 1991 г. в целях формирования экспериментальной модели устойчивого развития в рамках об­щегосударственной программы по охране окружающей среды. В эколого-экономической зоне «Горный Алтай» вводилась систе­ма ограничения режимов природопользования и хозяйствования, устанавливались экологические нормы и стандарты, отвечающие международным требованиям. Однако практика зоны «Горный Алтай» показала, что в деятельности зоны были допущены круп­ные налоговые нарушения. В итоге, просуществовав около трех лет, эта зона была ликвидирована.

Крупной эколого-экономической зоной могут стать Кавказс­кие минеральные воды в Ставропольском крае, которые специа­лизируются на развитии туризма, рекреационной сферы и созда­нии экологически чистой курортной зоны. В 1999 г. в Санкт-Петербурге принято решение о создании туристско-рекреационных зон, которые будут включать туристические комплексы г. Пушкин, Петродворца и Курортного района. Эти зоны полу­чат различные льготы, которые могут привести к расширению туризма в регионе, увеличению валютных поступлений в мест­ный бюджет.

Портовые СЭЗ.

Целью создания портовых особых экономических зон на территории Российской Федерации является стимулирование развития портового хозяйства и развитие портовых услуг, конкурентоспособных по отношению к зарубежным аналогам.

Портовые особые экономические зоны создаются на территориях существующих морских и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, территориях аэропортов, открытых для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные перевозки, а также на территориях, предназначенных в установленном порядке для строительства, реконструкции и эксплуатации морского порта, речного порта, аэропорта. Портовые особые экономические зоны не могут включать в себя имущественные комплексы, предназначенные для посадки пассажиров на суда, их высадки с судов и для иного обслуживания пассажиров.

На момент создания портовой особой экономической зоны земельные участки, образующие эту зону (в том числе земельные участки, предоставленные для размещения и использования объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур этой зоны) могут находиться во владении и (или) пользовании граждан или юридических лиц.

В связи с длительным периодом окупаемости портового хозяйства, высокой стоимостью основных фондов, используемых в портовом хозяйстве, и необходимостью неизменности правового режима в течение длительного периода времени для гарантии условий ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности в условиях принятия норм, ухудшающих условия ведения бизнеса.

Портовые СЭЗ создаются на 49 лет.
Две Особые экономические зоны: в Магаданской и Калининградской областях.

Магаданская область находится на крайнем Северо-востоке России и омывается водами Тихого океана и Охотского моря. Создание и функционирование Особой экономической зоны в Магаданской области закреплено Федеральным законом от 31.05.99г. № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области», законом Магаданской области от 29.06.99г. № 75-ОЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» и законом Магаданской области от 05.07.99г. № 80-ОЗ «Об изменении административно-территориального устройства Магаданской области».

Особенность статуса этой зоны заключается в действующих на её территории льготах по налоговым и таможенным платежам для участника Особой экономической зоны. Для того чтобы воспользоваться этими льготами, необходимо иметь регистрационное свидетельство выданное Администрацией Особой экономической зоны.

В период с 2006 года до конца 2014 года участники Особой экономической зоны в Магаданской области будут освобождаться от уплаты налога на прибыль, причем, только в отношении прибыли, инвестируемой в развитие производства и социальной сферы на территории Магаданской области. Для того чтобы использование налоговых льгот было правомерным, участники ОЭЗ должны вести отдельный учёт операций, осуществляемых в пределах ОЭЗ и Магаданской области.

Не менее существенными являются таможенные льготы. В соответствии со ст.6 Федерального закона на территории Магаданской области устанавливается режим свободной таможенной зоны. Это, в частности, означает, что иностранные товары размещаются и используются в границах ОЭЗ без взимания таможенных пошлин и налогов.
Уплата регистрационных сборов при регистрации внешнеторговых операций производится в размере:

от суммы таможенных освобождений при осуществлении таможенного оформления импортируемого (экспортируемого) товаров.

Особая экономическая зона в Калининградской области – территория Калининградской области, на которой действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности.

На территории ОЭЗ в Калининградской области действует таможенный режим свободной таможенной зоны – таможенный режим, при котором иностранные товары ввозятся на территорию Калининградской области и используются на этой территории без уплаты таможенных пошлин и налогов, применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом № 16-ФЗ от 10.01.2006 г. «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Для въезда в Калининградскую область иностранных граждан – представителей резидентов, инвесторов, а также лиц, приглашенных для обсуждения возможностей сотрудничества в Особой экономической зоне, Правительством Российской Федерации устанавливается упрощенный порядок оформления виз. Он предусматривает возможность их оформления указанным категориям иностранных граждан непосредственно в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации при въезде в Калининградскую область.

На территории свободной экономической зоны не допускается:

Правительство Российской Федерации может определять иные виды деятельности, осуществление которых не допускается в особой экономической зоне (часть шестая в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ).

Таким образом, на территории России действуют четыре технико-внедренческие зоны, две промышленно-производственные и семь туристско-рекреационных ОЭЗ. Проведен также конкурс по отбору трех портовых зон, однако решения правительства по их созданию до сих пор не приняты.

3 Основные проблемы СЭЗ в России
Несмотря на короткий срок существования российских СЭЗ, мож­но подвести предварительные итоги их деятельности. Они сво­дятся к тому, что деятельность большинства СЭЗ в России, если придерживаться международных стандартов, не эффективна.

Экспертная оценка практики функционирования свободных экономических зон в России, проведенная международной ассо­циацией развития СЭЗ, показывает, что предполагаемые цели создания СЭЗ не достигнуты. При отсутствии надежной право­вой базы по созданию СЭЗ деятельность этих территориальных объединений не способствует решению приоритетных для стра­ны проблем в области стабилизации и подъема экономики, реги­онального развития и укрепления федерализма, развития внеш­неэкономических связей.

Вместо инструмента модернизации экономики и привлечения в страну иностранных инвестиций зональные льготы стали сред­ством скрытого субсидирования отдельных лоббистских группи­ровок и способом первоначального накопления капиталов, впос­ледствии утекающих за рубеж.

Слишком большие размеры территории СЭЗ. Площадь первых одиннадца­ти зон в России превышала территории таких европейских госу­дарств, как Франция и Испания, вместе взятых. В России целые области и края получили статус СЭЗ без учета предпосылок и возможностей эффективной деятельности на внешних рынках. Даже технически невозможно установить в масштабах краев и областей таможенный режим. На что, скажем, могла рассчиты­вать «Даурия», включив в СЭЗ всю территорию области – свыше 400 тыс. км2 или «Ева» (Еврейская автономная область) – 360 тыс. км2. [3, стр. 195] Другие зоны также стремились взять под свою юрисдикцию как можно большую территорию, не понимая, что чем она крупнее, тем ниже эффективность функционирования зоны. Исходя из мировой практики для нормального обустройства 1 км2 зоны экспортного производства требуются вложения порядка 45-50 млн. долл., свободной таможенной зоны – 15-20 млн. долл.[13, стр. 112] Гигантомания в этом деле не могла приво­дить к реальному успеху: одни затраты на обустройство специ­ального таможенного режима намного превысили бы возможные будущие доходы.

Нахождение большинства СЭЗ во внутренней части страны. Успешность функционирования СЭЗ во многом зависит от ее экономико-географического положения, важной составляющей которого является близость к основным транспортным магистралям и мирохо­зяйственным центрам, что в большинстве случаен, обеспечивается за счет приграничного расположения.

Отрицательное воздействие СЭЗ на экономику региона. Ярким примером такого рода является ситуация в Калининградской области, где предприятиям-импортерам было предоставлено право неограниченного ввоза па территорию области товаров иностранного произ­водства с освобождением от всех видов таможенных платежей. Льготы, действовавшие на территории СЭЗ, негативно сказались на состоянии местных промышленных предприятий, неспособных конкурировать с дешевой, практически беспошлинной импортной продукцией. В результате, поданным Госкомстата РФ, падение физического объема производства промышленной продукции в Калининградской области в 1991 – 1998 гг. составило 71,2%. Это один из самых худших пока­зателей в Российской Федерации: в среднем но стране падение произ­водства за данный период было равно 49,7%. [13, стр. 111]Затем постановлениями правительства было введено квотирование импорта па территории области, однако это не способствовало улучшению ситуации, так как в состав квотируемой попала продукция, не производимая в области и необходимая промышленным предприятиям (например, бензин). А также отсутствие четкого контроля со стороны государства дают возможность злоупотреблений на территории СЭЗ.

Слабое звено в деятельности российских СЭЗ – отсутствие эффективной системы управления зонами на федеральном и мест­ном уровнях. С одной стороны, эта система должна учитывать потребности и интересы местных территорий в привлечении ино­странных капиталов, заинтересованность местных властей в раз­витии управляемых ими территорий, в обеспечении их успешно­го выхода на мировой рынок. С другой стороны, предоставляя финансовые ресурсы в пользу зональных территорий, федераль­ное Правительство заинтересовано не только в обеспечении мес­тных, но и общенациональных интересов. Поэтому одним из клю­чевых вопросов образования СЭЗ является создание такой системы управления, в которой сочетался бы баланс этих взаимосвя­занных интересов. Однако до настоящего времени подобная сис­тема управления зонами не создана.

Недостаточное и неэффективное использование возможностей, предоставляемых режимом экономического благоприятствовании. Зоны экспортного производства, созданные в России, в основном ограничивают свои производственные функции сборкой продукции из импортных компонентов. Изначально создававшиеся как экспортные промышленно-производственные СЭЗ в Калининградской области и Находке использовались прежде всего для вывоза из РФ различных видов сырья, а также продукции, собранной из импортных компонентов. В конце 2008 года Генпрокуратура проводила проверку деятельности РосОЭЗ. По ее итогам она направила в Минэкономразвития представление, в котором указывалось, что в пяти из семи ОЭЗ туристско-рекреационного типа до сих пор не зарегистрировано ни одного инвестора, не создано рабочих мест, а объем частных инвестиций равен нулю.

Результатом подобной политики зонирования в России, не­смотря на определенные коррективы, вносимые на местах, слу­жат слабая эффективность этих зон и иррациональность.

4 Перспективы функционирования российских СЭЗ
В современных условиях требуется пересмотр политики зониро­вания на основе экономической целесообразности, необходимо­го профессионализма и более конструктивного использования мирового опыта.

Очевидно, что только часть ранее созданных СЭЗ может со­хранится в новых, более жестких условиях рыночных отношений. Чтобы привлечь инвесто­ров, как иностранных, так и российских, надо отказаться от тер­риториальной аморфности и более четко определить модель раз­вития СЭЗ.

Вместе с тем это не означает, что у российских СЭЗ совсем нет будущего. Некоторые из них имеют право на существование при проведении корректировки своей политики и функциональ­ной направленности. Перспективными представляются СЭЗ Санкт-Петербурга и Выборга, особенно первая, если создать на ее основе несколько небольших припортовых и технологических зон. Например, как это сделано в зоне свободного предпринима­тельства Ленинградской области, где одна большая зона разде­лена на 13 субзон. Хорошие перспективы у СЭЗ «Шерризон» –российского варианта СЭЗ «Шеннон». Пока здесь многое находится в процессе становления, но активно ведущееся обустрой­ство прилегающей к международному аэропорту «Шереметьево» территории, быстро и масштабно осуществляемые работы по созданию общей инфраструктуры, складских помещений и экспортоориентированных производств в сочетании с продуманным технико-экономическим обоснованием проекта обещают ему в будущем успех. Создание и успешное функционирование «Шерризон» может повлечь за собой образование аналогичных зон в районе аэропортов «Домодедово» и «Внуково».

Перспективной формой СЭЗ могут быть технопарки, что в значительной степени объясняется особенностями взаимоотно­шений науки и производства в нашей стране. Отечественная на­ука занимает приоритетные позиции в ряде высокотехнологич­ных отраслей, в особенности в фундаментальных исследованиях. Однако до сих пор остается неразрешимой проблема интеграции науки и производства. Из-за несовершенства хозяйственного ме­ханизма предприятия промышленности и сельского хозяйства почти не используют достижения научно-технического прогрес­са. Наука, как и производство, сильно монополизирована. Не существует институтов и инфраструктуры венчурного бизнеса, т.е. специализированной предпринимательской деятельности, обслуживающей продвижения новшеств от научной идеи до ее практического освоения. В этих условиях связующим звеном меж­ду наукой и производством могут быть технологические парки с исследовательскими центрами различной ведомственной принад­лежности, в которых будут заняты десятки тысяч высококвали­фицированных специалистов, обладающих многолетним опытом в важнейших областях знаний.

Создание технопарков могло бы не только привести к орга­низации отдельных высокотехнологичных производств, но и со­действовать расширению и диверсификации российского экспор­та. Технопарки с участием иностранного ка­питала могли бы дать значительный народнохозяйственный эф­фект: обеспечить дополнительный приток валютных средств за счет экспорта высокотехнологичной продукции; способствовать развитию отечественной промышленности, которая, будучи не­способной первой интегрировать достижения науки и техники в производство, воспользуется плодами деятельности технопарков, приобретая на внутреннем рынке их высокотехнологичную про­дукцию; поможет ослабить «утечку умов». Кроме того, технопар­ки, создаваемые и на базе бывших закрытых городков ВПК, мог­ли бы несколько облегчить проблему конверсии военных отрас­лей и проблему занятости.

Другое стратегически оправданное направление – реализация транспортно-географического положения России и потенциала ее припортовых территорий. Создание здесь широкой сети свобод­ных таможенных зон не только бы ускорило интеграцию России в мировую экономику, но и притянуло бы к ней крупные потоки товаров и капиталов, которые ныне направляются в аналогич­ные зоны зарубежных стран Черноморья и Азиатско-Тихоокеан­ского региона.

Наконец, богатые природными ресурсами, но не имеющие осо­бого выигрышного положения зоны (Кемеровская область, Алтайский и Забайкальский край) могут быть преобразованы в ряд крупных концессионных участков. Основное внимание здесь следует уде­лять не столько традиционным для СЭЗ налоговым льг­отам для иностранных инвесторов, сколько заключению долгосрочных инвестиционных контрактов на разработку минеральных ресур­сов с гибкой шкалой раздела продукции, что способствовало бы притоку иностранного капитала в другие отрасли местной про­мышленности и социальной сферы.

Кроме того, в настоящее время вопрос о функционировании, поддержании и контроле СЭЗ рассматривается как один из регуляторов экономики. Так 6 октября 2009 г. президент Дмитрий Медведев своим указом ликвидировал Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами («РосОЭЗ»). Все функции и полномочия, а также обязательства, возникшие в результате исполнения судебных решений, ранее принадлежавшие «РосОЭЗ», перешли к Министерству экономического развития.

Изложенное дает основания считать, что в подходе к СЭЗ в нашей стране неуместен как безоглядный энтузиазм, так и всеоб­щий нигилизм. Деятельность свободных экономических зон в Российской Федерации трудно оценивать однозначно. С одной стороны, российский опыт создания СЭЗ можно назвать неудачным. В погоне за получением льгот по привлечению инвестиций местные власти не принимали во внимание возможную эффективность функционирования зоны и ее влияние па экономику региона в долгосрочной перспективе. Неудивительно, что подавляющее большинство созданных СЭЗ de facto прекратили свое существование. Но, с другой стороны, вряд ли стоит полностью отказываться от практики создания СЭЗ в будущем. При грамотной политике и учете специфики пашен страны деятельность СЭЗ может способствовать ускорению научно-технического прогресса, росту выпуска наукоемкой продукции. При этом нельзя рассматривать СЭЗ как панацею для оздоровления экономики страны в целом, в подавляющем большинстве случаев подобные образования помогают успешно решать локальные и региональные экономические и социальные задачи. Однако для этого в государстве должна быть разработана четкая правовая основа, так как неконтролируемый процесс создания разнообразных зон экономического благоприятствования может нарушить баланс между регионами страны, что особенно опасно для такого крупного федеративного государства, как Россия.
Список использованных источников


  1. Авдокушин Е. Международные экономические отношении; Учеб. пособие. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999. – 196с.

  2. Горячев В. «Свободной зоне – свободное общение» // Международная жизнь. – 1993. – №11. – с. 53.

  3. Зименков Р. Россия: интеграция в мировую экономику: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 432с.

  4. Коваленко Е., Зинчук Г., Кочеткова С. Региональная экономика и управление: Учебное пособие, 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Питер, 2008. – 288с.

  5. Кожокин Е., «Свободные экономические зоны и региональная политика» // Международная жизнь. – 1991. – №10. – с. 48.

  6. Корнейчук Н. «Специальные экономические зоны: опыт и перспективы» // Вопросы экономики. – 1991. – №10. – с. 107.

  7. Приходько С., Трошин Н. «Варианты развития взаимосвязей СЭЗ и национальной экономики» // Вопросы экономики. – 1991. – №10. – с. 87.

  8. Раненко В. «Свободная зона в экономической перспективе» // Международная жизнь. – 1993. – №11. – с. 33.

  9. Семенов Г. «Развитие свободных экономических и оффшорных зон» // Российский экономический журнал. – 1995. – №1. – с. 38.

  10. Смородинская Н. «Какой быть СЭЗ «Находка»?» // Международная жизнь. – 1993. – №11. – с. 70.

  11. Смородинская Н., Капустин А. «Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы» // Вопросы эко­номики. – 1994. – № 12. – с. 128.

  12. Чубайс А. «Ленинградская зона свободного предпринимательства: состояние и перспективы» // Вопросы экономики. – 1991. – №10. – с. 80.

  13. Шеховцев А., Шестакова М., Громов А. «Свободные экономи­ческие зоны: мировой опыт и перспективы в России» // Вопросы экономики. – 2000. – №10. – с. 104.

  14. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об Особых экономических зонах в Российской Федерации».

  15. http:///www.rosoez/ru/ (Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами – РосОЭЗ).

  16. http://www.vremya.ru/2009/183/4/238954.html.




Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации