Профессия в сознании человека нередко связана с судьбой, с жизненным предназначением. Для того чтобы выбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом информации: знать целый мир профессий, предмет цели труда, уметь выделять, понимать основные требования профессии к человеку, как и где, получить выбранную профессию, перспективы профессионального роста.
Особое место в профессиональном самоопределении молодежи занимает профориентационная работа общеобразовательной школы. Ее смысл заключается в том, чтобы помочь детям и их родителям правильно и своевременно сориентироваться в мире современных профессий и не ошибиться в выборе будущего. Важную роль в процессе профессионального самоопределения играет и начальная школа, призванная заложить в ребенке фундамент основных инструментов изменения себя как субъекта учебной и профессиональной деятельности. Она призвана, начиная с младших классов психологически готовить к труду, выявляя их индивидуальные склонности и способности, развивать представления о мире существующих профессий.
На совместном заседании государственного совета и комиссии, по модернизации и технологическому развитию экономики России, состоявшемся 31 августа 2011года, на самом высоком государственном уровне, в контексте реформы профессионального образования, поднят вопрос повышения престижа рабочих профессий. Также однократно в выступлениях президента РФ В.В. Путина упоминается о создании благоприятной базы для профессионального самоопределения, тем самым формируется социальный заказ на личность, готовую к жизни.
С переводом на национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», которая требует таких качеств личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни, следует уделять огромное внимание подготовке личности, готовой в жизни в конкурентном мире. Все эти навыки формируются с детства.
Внеурочная деятельность позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.