Доклад - Становление рефлексов и развитие двигательных навыков в онтогенезе - файл n1.doc
приобрестиДоклад - Становление рефлексов и развитие двигательных навыков в онтогенезескачать (77 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
Московский Педагогический Государственный Университет
Дефектологический факультет
Отделение специальной дошкольной педагогики и психологии
Доклад по нейрофизиологии и ВНД.
Становление рефлексов и развитие двигательных навыков в онтогенезе. Студентки 211 группы
Гераскиной Татьяны.
Москва. 2002 г.
Основные жизненно важные рефлекторные акты, генетически закрепившиеся в ходе эволюции, проявляются на определенных стадиях онтогенеза. На базе этих врожденных реакций вырабатываются многообразные приобретенные рефлексы, обеспечивающие индивидуальный опыт в поведении. Чем выше по своей организации животное, тем больший удельный вес в ходе развития занимают условно-рефлекторные формы поведения. Доминирующее значение они приобретают у высших животных и человека.
Антенатальный период.А. Рефлексы плода. Еще в период внутриутробной жизни у млекопитающих возникают характерные для каждой стадии развития типы двигательных рефлексов и вегетативных функций. Так, например, у плода кролика – типичного представителя млекопитающих последовательно выявляются следующие фазы нервной деятельности:
Фаза первичных локальных двигательных рефлексов (изолированные движения головы, конечностей в ответ на механические и др. раздражения кожи этих областей).
Фаза первичной генерализации рефлексов (обобщенные быстрые вздрагивательные движения всего тела в ответ на раздражение разных областей).
Фаза вторичной генерализации рефлексов (обобщенные медленные тонические движения головы, туловища, конечностей в ответ на раздражение любых участков тела)
Фаза специализации двигательных рефлексов.
Каждая из этих фаз нервной деятельности хронологически совпадает с определенной морфологической зрелостью спинного и продолговатого мозга, а также периферических нервных аппаратов.
У человеческого зародыша 7,5-8 недель впервые появляются локальные двигательные рефлексы в виде контрлатеральной или дорсальной флексии шеи и верхней части туловища на раздражение губ и крыльев носа (без участия др. частей тела). К этому времени морфологически созревают все элементы рефлекторной дуги, необходимые для осуществления этого рефлекса. В возрасте 8,5-9,5 недель контрлатеральная флексия на раздражение тех же зон сопровождается участием в движении большей части туловища и верхних конечностей. По мере роста плода все больше увеличивается количество рефлексогенных зон кожи, с которых удается вызвать двигательные реакции с вовлечением в них значительных групп мышц.
У человеческого плода в возрасте около 3 месяцев обнаруживается ряд двигательных рефлексов (открывание рта, сгибание шеи, локальные движения отдельных частей конечностей, примитивный подошвенный рефлекс и т.д.). Вскоре рефлекторные реакции плода приобретают характер обобщенных, генерализованных движений. Раздражение любого ограниченного пункта кожи (например, голени) вызывает не только сгибание и разгибание, привидение и отведение данной конечности, но и двигательные акты другой ноги, обоих рук, туловища и головы. При этом каждый участок кожи может служить рефлексогенной зоной для самых разнообразных двигательных реакций, распространяющихся на большую или меньшую часть организма. Однако у плода более зрелого возраста (после 5-6 месяцев) наклонность к генерализации рефлексов постепенно исчезает и выявляется тенденция к ограничению и специализации рефлексов: при повторном аналогичном раздражении движения становятся ограниченными и сосредоточенными в пределах стимулируемой зоны тела.
Ранние формы рефлексов у плода человека, так же как и у высших животных, осуществляются за счет рефлекторных дуг, замыкающихся на уровне спинного и продолговатого мозга. В связи с недостаточной морфологической зрелостью этих дуг (неполная дифференцировка клеток, незрелость осевых цилиндров волокон, слабая миелинизация), обусловливающей широкую иррадиацию процесса возбуждения и слабую выраженность тормозного процесса, в этот период наблюдаются генерализованные двигательные реакции. В более позднем возрасте, начиная с 6-7-го месяца, усложняющиеся и специализирующиеся рефлекторные акты протекают уже с участием стволовых и подкорковых отделов головного мозга. В это время цитологическая дифференцировка важных образований мозга (красные ядра, черная субстанция, наружное и внутреннее коленчатые тела и др.), а также клеточная дифференцировка отдельных слоев коры выражены более отчетливо.
2.Спонтанная активность мускулатуры плода. Выделяют три основных формы такой активности:
Форма 1 - тонические сокращения мышц-сгибателей, обеспечивающие
ортотоническую позу (согнутые шея, туловище и конечности), благодаря которой плод занимает в матке минимальный объем. Эта поза поддерживается раздражением кожных рецепторов околоплодными водами, а также афферентной импульсацией от проприорецепторов скелетных мышц.
Форма 2 - периодические фазные сокращения мышц-разгибателей. Эти движения ощущаются матерью как шевеление плода обычно 4-8 раз в час начиная с 4,5-5 мес. беременности. Частота шевелений увеличивается при обеднении крови матери, а вследствие этого и плода питательными веществами и кислородом. В процессе двигательной активности плода у него усиливается деятельность сердца, повышается артериальное давление, ускоряется кровоток по всему организму и через плаценту, что ведет к увеличению в крови количества кислорода и питательных веществ. Двигательная активность плода способствует развитию его мускулатуры и мозга.
Форма 3 - дыхательные движения, которые начинаются на 14-й неделе внутриутробного развития. Частота их 40-70 в 1 минуту. На 6-м месяце внутриутробного развития достаточной зрелости достигают структуры, ответственные за центральную регуляцию дыхания, что обеспечивает возможность их немедленного включения в работу после рождения ребенка.
Зрелой к моменту рождения является фракция ядра лицевого нерва, реализующая управление соответствующими эффекторами в составе функциональной системы сосания.
В процессе развития рефлекторной деятельности ребенка 1-го года жизни обращают на себя внимание непостоянство и вариабельность отдельных рефлексов, а также меняющийся уровень рефлекторной возбудимости. В раннем возрасте все кожно-мышечные, сухожильные, шейно-тонические и лабиринтные рефлексы, осуществляемые через нижние отделы мозга, чрезвычайно повышены. В Повышение рефлекторной возбудимости отмечается вплоть до второго полугодия жизни ребенка, после чего она постепенно снижается до уровня, соответствующего взрослому человеку. Высокая общая рефлекторная возбудимость и наличие ряда специфических рефлексов (хоботковый, хватательный, Моро, Бабинского и др.) являются следствием недостаточного развития в ранний период коры большого мозга и тесно связанных с ней ближайших подкорковых образований, т.е. отсутствием с ее стороны регулирующих влияний на нижележащие центры. В полной мере эти влияния устанавливаются в течение первых лет жизни ребенка и во многом зависят от благоприятных факторов внешней среды и педагогических воздействий.
Неонатальный период.В этом периоде отмечаются дальнейший рост нервной ткани, усиление процессов миелинизации нервных волокон, дифференцировки нейрофибрилл, совершенствование механизмов проницаемости клеточных мембран, повышение возбудимости нейронов, развитие их шипикового аппарата, установление ассоциативных связей, что в итоге приводит к постепенному совершенствованию базовых нейродинамических процессов.
У новорожденных спинной мозг, структуры ствола мозга, зрительный бугор развиты в целом хорошо. Как известно, корковой частью двигательного анализатора являются поля 4 и 6, которые к моменту рождения развиты недостаточно. Созревание структур ЦНС усиливается гормонами щитовидной железы. Стимулирующая роль в ходе созревания и функционального становления ЦНС отводится афферентным потокам импульсов, поступающих в структуры мозга из внешней среды.
Вследствие морфологической и функциональной незрелости структур ЦНС, недостаточности элементарных механизмов возбуждения и торможения у новорожденных оказываются несовершенными и многие проявления их двигательной активности.
Спонтанные периодические движения новорожденного беспорядочны, хаотичны, в них участвуют конечности, голова и туловище. Тем не менее наблюдаются и координированные ритмические сгибания и разгибания. Периоды двигательной активности отчетливо преобладают над периодами полного покоя. Для проснувшегося новорожденного характерны пространственно ориентированные движения головы, направленные на поиск материнской груди, полноценные сосательные движения.
Мышечный тонус у новорожденных поддерживается импульсами, идущими от проприорецепторов, кожных терморецепторов и рецепторов растяжения легких, активирующихся при вдохе.
Для новорожденного, как и для плода, характерна ортотоническая поза как следствие некоторой гипертензии мышц-сгибателей.
Отличительными особенностями рефлексов новорожденных являются генерализованный характер их проявления и обширность рефлексогенной зоны вызова того или иного рефлекса. Эти свойства рефлексов объясняются отсутствием над ними контроля со стороны головного мозга; а также относительно облегченной иррадиацией процесса возбуждения в ЦНС. Причиной иррадиации возбуждения является слабость процессов торможения. С возрастом рефлексы становятся более совершенными: генерализованность уменьшается, рефлексогенные зоны рефлексов суживаются. В возрасте 1-5 дней рефлексогенной зоной сосательного рефлекса являются губы и кожа всего лица; в 6-10 дней – губы и кожа вокруг рта, в возрасте 15 дней – только губы. Ряд рефлексов новорожденного постепенно исчезает, но многие из них подвергаются лишь угнетению в результате развивающихся тормозных влияний со стороны вышележащих отделов мозга, особенно коры большого мозга, на нижележащие центры.
Всю совокупность рефлексов новорожденного целесообразного разделить на следующие пять групп:
Пищевые: сосательный и глотательный рефлексы появляются при механическом, тепловом и вкусовом раздражении рецепторов ротовой и околоротовой областей. Сосательный рефлекс исчезает к концу 1-го года жизни.
Защитные: мигательный рефлекс – мигание при освещении глаз или раздражении поверхности носа, век, ресниц, роговой оболочки глаз;
зрачковый рефлекс – уменьшение диаметра зрачка при освещении;
рефлекс отдергивания конечности в ответ на болевое раздражение.
Двигательные: хватательный рефлекс (рефлекс Робинсона) - схватывание и прочное удерживание предмета (палец, игрушка) при прикосновении им к ладони – исчезает на 2-4-м месяце.
Рефлекс обхватывания (рефлекс Моро) – отведение рук в стороны и разгибание пальцев с последующим возвращением рук в исходное положение. Рефлекс можно вызвать, если находящегося на руках ребенка резко опустить на 20 см и затем поднять до исходного уровня; а также при ударе по поверхности, на которой лежит ребенок, а также при быстром подъеме с положения на спине. Исчезает после 4 мес.
Подошвенный рефлекс (рефлекс Бабинского) – изолированное тыльное разгибание большого пальца и подошвенное сгибание остальных при раздражении подошвы по наружному краю стопы от пятки к пальцам. Исчезает после 12 мес.
Коленный рефлекс – сгибание (у взрослых – разгибание) в коленном суставе при ударе по сухожилию четырехглавой мышцы бедра ниже коленной чашечки. Сгибание связано с преобладанием у детей тонуса мышц-сгибателей; заменяется разгибательным рефлексом на 2-м месяце.
Хоботковый рефлекс – выпячивание губ хоботком в результате сокращения круговой мышцы рта при легком ударе пальцем по губам ребенка или поколачивании по коже вокруг рта на уровне десен; исчезает к концу первого полугодия жизни.
Рефлекс ползания (рефлекс Бауэра) – ребенка кладут на живот так, чтобы голова и туловище располагались на одной линии. В таком положении ребенок на несколько мгновений поднимает голову и совершает ползающие движения (спонтанное ползание). Если подставить под подошвы ладонь, движения становятся более разнообразными: ребенок начинает отталкиваться ногами от препятствия, в «ползание» включаются руки. Рефлекс исчезает к 4 мес.
Тонические: лабиринтный рефлекс вызывается изменением положения головы в пространстве. У ребенка, лежащего на спине, повышен тонус разгибателей шеи, спины, ног. Если ребенка перевернуть на живот, то увеличивается тонус сгибателей Шеи, спины, конечностей.
Рефлекс Кернига: у лежащего на спине ребенка сгибают ногу в тазобедренном и коленном суставах, затем пытаются разогнуть ногу в коленном суставе. Рефлекс считается положительным, если это не удается; исчезает после 4 мес.
Ориентировочный. Возникает на достаточно сильные неожиданные раздражения экстерорецепторов (вспышка света, звук), выражается вздрагиванием ребенка с последующим «замиранием». Уже в конце 1-й недели после рождения ребенок поворачивает глаза и голову в сторону источников звука и света. Отмечается начальное несовершенное слежение за ярким перемещающимся в одной плоскости объектом. Ориентировочный рефлекс является основой выработки будущих условных рефлексов на звуковые и световые раздражители.
Грудной возраст и другие возрастные периоды. А. Общая характеристика двигательных навыков детей в раннем онтогенезе. Характер движений ребенка в раннем онтогенезе определяется, во-первых, степенью зрелости ЦНС, во-вторых, усвоением двигательных навыков, которые для ребенка в раннем онтогенезе практически все новые.
Взрослый человек привычные движения совершает механически, незаметно для внимания, смена одних мышечных сокращений другими непроизвольна, автоматизирована. Двигательные автоматизмы гарантируют наиболее экономное расходование мышечной энергии в процессе выполнения движения. Новый, незнакомый двигательный акт энергетически всегда более расточительный. Совершенствование движений обеспечивается стриопаллидарной системой.
Стриарная система более молодая, чем паллидарная. Она впервые появилась лишь у птиц, у человека формируется к концу внутриутробного периода, несколько позже, чем паллидум (бледный шар).
Развитие и включение двигательных систем в онтогенезе человека имеет определенную последовательность. Миелинизация стриарных путей заканчивается лишь к 5-му месяцу жизни, поэтому в первые месяцы паллидум является высшим моторным органом. Моторика новорожденных имеет явные «паллидарные» черты. Движения ребенка до 3-4 лет и движения молодого животного (щенка, олененка, зайчонка и т.д.) имеют большое сходство, заключающееся в излишестве, свободе, щедрости движений. Характерно богатство мимики ребенка, также свидетельствующее о некотором преобладании «паллидарности». С возрастом многие движения человека становятся более привычными, автоматизированными, энергетически расчетливыми. Улыбка перестает быть постоянным выражением лица. Степенность, солидность взрослых – это торжество стриатума над паллидумом, торжество трезвой расчетливости автоматизированных движений над расточительной щедростью еще неопытной стриопаллидарной системы ребенка.
Процесс обучения какому-либо движению, направленный на автоматизацию двигательного акта, имеет две фазы. Во время первой фазы, которую условно называют паллидарной, движение чрезмерно, излишне по силе и длительности сокращения мышц. Вторая фаза рационализации движения заключается в постепенной отработке оптимального для данного индивида энергетически рационального, максимально эффективного (при минимальной затрате сил) способа движения.
Стриопаллидарная система является важнейшим инструментом в выработке двигательных автомеханизмов, которые у взрослого человека целенаправленно подбираются и реализуются высшими корковыми центрами праксиса.
Относительная «паллидарность» ребенка обусловлена не только незрелостью стриатума, но и тем, что ребенок еще находится в стадии двигательного обучения в первой, паллидарной, фазе его. Чем старше ребенок, тем больше движений у него автоматизировано, т.е. перестало быть «паллидарными». Наряду с этим незрелость стриатума и преобладание «паллидарности» у новорожденных как бы заранее запланированы, т.к. именно «паллидарность» необходима ребенку в первый период внутриутробной жизни.
Б. Рефлексы и двигательные навыки детей грудного возраста. Созревание ЦНС и мускулатуры в первые месяцы жизни ребенка быстро прогрессирует, что увеличивает его двигательную активность. В свою очередь
увеличение движений стимулирует рост и развитие не только мускулатуры, но и ЦНС за счет усиленного притока афферентных импульсов, активирующих нейроны всех двигательных систем организма, в том числе и мотонейронов.
Кровоснабжение мозга достаточно интенсивное. Это объясняется богатством капиллярной сети, которая после рождения продолжает увеличиваться. Обильное кровоснабжение мозга обеспечивает потребность быстро растущей нервной ткани в кислороде. На серое вещество мозга приходится ѕ -
4/
5 всего объема кровоснабжения.
Мышечный тонус. Повышенный тонус мышц-сгибателей, сформированный в антенатальном периоде (ортоническая поза), в 1-й месяц жизни ребенка еще сохраняется. Однако на 2-м месяце постепенно усиливается тонус мышц-разгибателей, и к 3-5 месяцам жизни тонус обоих мышц уравнивается. Это обусловлено сбалансированными возбуждающими и тормозными влияниями вышележащих отделов ЦНС на альфамотонейроны.
Рефлексы ребенка грудного возраста частично сочетают в себе рефлексы новорожденного, а также вновь формирующиеся рефлексы, к которым относятся следующие:
Туловищно-выпрямительный рефлекс – выпрямление головы при соприкосновении стоп ребенка с опорой; формируется с конца 1-го месяца;
Рефлекс Ландау верхний – ребенок в положении на животе поднимает голову и верхнюю часть туловища, опираясь на плоскость руками, и удерживается в этой позе; формируется со 2-4-го месяца.
Рефлекс Ландау нижний – в положении на животе ребенок разгибает и поднимает ноги; формируется к 5-6 месяцам.
Двигательные навыки. Весь период развития двигательной активности грудного ребенка можно разделить на следующие четко очерченные этапы.
Период от 2 до 5 месяцев жизни. С 2-месячного возраста начинается развитие движения руками в направлении к видимому предмету. Рука, встречаясь с предметом, захватывает его. В возрасте 3 месяцев начинается освоение навыка ползания, в 4-5 месяцев развивается способность переворачиваться сначала со спины на живот, затем обратно.
Период от 5 до 9 месяцев. С 5-месячного возраста ребенок при поддержке начинает переступать. В 6-7 месяцев он садится, встает на четвереньки – готовится к принятию вертикального положения. В возрасте 7-8 месяцев малыш может вставать, стоять, придерживаясь руками за опору, свободно ползать. Ползание развивает и укрепляет мускулатуру, способствует развитию дальнейшей координации движений. Однако у ребенка грудного возраста довольно быстро (в пределах 1,5 ч) развивается утомление.
Период от 9 до 12 месяцев. В этом возрасте устанавливается четкая координация сократительной активности мышц верхних конечностей. К 10 мес. движения рук становятся точными, целенаправленными. Ребенок может осуществлять хватательные движения вслепую. Дети в 11 мес. пьют из чашки, удерживая ее обеими руками, делают попытки есть ложкой, ставят один предмет на другой, надевают кольца на стержень. В этот период ребенок делает первые попытки к самостоятельной ходьбе. К концу 1-го года жизни малыш при поддержке начинает ходить. Началом самостоятельной ходьбы считается день, когда ребенок без посторонней поддержки проходит несколько шагов.
В развитии нейрофизиологических механизмов произвольной моторной активности первостепенную роль играют процессы динамического становления связей между функционально различными зонами коры большого мозга, а также между корой большого мозга и ближайшими подкорковыми структурами.
Двигательные навыки детей других возрастных периодов. В процессе развития организма наиболее заметные изменения происходят в
критические периоды. К ним относятся
1-й месяц жизни, 3 года, 7 лет, и период 12-16 лет. Во все периоды жизни ребенка, особенно в критические, ЦНС весьма ранима. Недостаточное или несбалансированное питание приводит к уменьшению количества нейронов, причем это уменьшение впоследствии не компенсируется. Весьма чувствительна ЦНС ребенка к инфекциям, интоксикациям, травмам, негативные последствия от которых могут наблюдаться на протяжении всей жизни.
Основные этапы развития двигательных навыков ребенка после завершения периода развития в грудном возрасте. На 2-м году жизни у детей появляется способность к бегу, перешагиванию через предметы, самостоятельному подъему по лестнице.
На 3-м году жизни ребенок начинает подпрыгивать на месте, переступать через препятствия высотой 10-15 см, самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы, завязывать шнурки. На данном этапе ведущим уровнем ЦНС, обеспечивающим интеграцию механизмов произвольной моторики, становится
теменно-премоторный уровень. В возрасте 3-5 лет появляется игровая деятельность, скачкообразно ускоряющая развитие ВНД. Ребенок начинает рисовать, может обучаться игре на музыкальных инструментах. В 4-5 лет ему становятся доступными сложные движения: бег, прыжки, катание на коньках, гимнастические, акробатические упражнения. Следует помнить, что и в этом возрасте ребенок быстро устает. Для профилактики утомления необходимо время от времени изменять вид занятий (активный отдых).
В возрасте 6-7 лет отмечаются еще низкое качество движений, низкая скорость и продолжительная пауза между отдельными движениями в серии, равная по продолжительности самому движению. По мере возрастного развития и совершенствования движений к 9-10 годам значимо увеличивается скорость движения и более чем в 5 раз сокращается пауза, что свидетельствует об изменении функции текущего контроля. Это связано со снижением неопределенности, более четким выбором моторной задачи, а также с более адекватным функциональным обеспечением деятельности. Однако сложившаяся к 9-10 годам функциональная структура организации движений обеспечивает выполнение не столько высоких по качеству, сколько стабильных и быстрых движений. Это определяется доминантной двигательной задачей, ориентированной на высокую скорость, которая в большей мере связана с внешними условиями и требованиями обучения и в меньшей – с функциональными возможностями ребенка.
Дальнейшее наращивание количества и качества моторной активности ребенка связано с завершением первичного становления нейронного субстрата в составе кинестетического анализатора, совершенствованием внутрикорковых, корково-подкорковых проводящих путей, функциональных связей между двигательными, ассоциативными областями коры большого мозга, а также подкорковыми структурами. Оптимальный режим работы двигательного аппарата у человека устанавливается к 20-25 годам жизни.
Список литературы
В.М.Смирнов Нейрофизиология и Высшая нервная деятельность детей и подростков, - М., 2002.
Московский Педагогический Государственный Университет