Доклад - Становление рефлексов и развитие двигательных навыков в онтогенезе - файл n1.doc

приобрести
Доклад - Становление рефлексов и развитие двигательных навыков в онтогенезе
скачать (77 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc77kb.07.07.2012 23:37скачать

n1.doc



Московский Педагогический Государственный Университет

Дефектологический факультет


Отделение специальной дошкольной педагогики и психологии
Доклад по нейрофизиологии и ВНД.

Становление рефлексов и развитие двигательных навыков в онтогенезе.
Студентки 211 группы

Гераскиной Татьяны.


Москва. 2002 г.

Основные жизненно важные рефлекторные акты, генетически закрепившиеся в ходе эволюции, проявляются на определенных стадиях онтогенеза. На базе этих врожденных реакций вырабатываются многообразные приобретенные рефлексы, обеспечивающие индивидуальный опыт в поведении. Чем выше по своей организации животное, тем больший удельный вес в ходе развития занимают условно-рефлекторные формы поведения. Доминирующее значение они приобретают у высших животных и человека.
Антенатальный период.
А. Рефлексы плода.

Еще в период внутриутробной жизни у млекопитающих возникают характерные для каждой стадии развития типы двигательных рефлексов и вегетативных функций. Так, например, у плода кролика – типичного представителя млекопитающих последовательно выявляются следующие фазы нервной деятельности:

Каждая из этих фаз нервной деятельности хронологически совпадает с определенной морфологической зрелостью спинного и продолговатого мозга, а также периферических нервных аппаратов.

У человеческого зародыша 7,5-8 недель впервые появляются локальные двигательные рефлексы в виде контрлатеральной или дорсальной флексии шеи и верхней части туловища на раздражение губ и крыльев носа (без участия др. частей тела). К этому времени морфологически созревают все элементы рефлекторной дуги, необходимые для осуществления этого рефлекса. В возрасте 8,5-9,5 недель контрлатеральная флексия на раздражение тех же зон сопровождается участием в движении большей части туловища и верхних конечностей. По мере роста плода все больше увеличивается количество рефлексогенных зон кожи, с которых удается вызвать двигательные реакции с вовлечением в них значительных групп мышц.

У человеческого плода в возрасте около 3 месяцев обнаруживается ряд двигательных рефлексов (открывание рта, сгибание шеи, локальные движения отдельных частей конечностей, примитивный подошвенный рефлекс и т.д.). Вскоре рефлекторные реакции плода приобретают характер обобщенных, генерализованных движений. Раздражение любого ограниченного пункта кожи (например, голени) вызывает не только сгибание и разгибание, привидение и отведение данной конечности, но и двигательные акты другой ноги, обоих рук, туловища и головы. При этом каждый участок кожи может служить рефлексогенной зоной для самых разнообразных двигательных реакций, распространяющихся на большую или меньшую часть организма. Однако у плода более зрелого возраста (после 5-6 месяцев) наклонность к генерализации рефлексов постепенно исчезает и выявляется тенденция к ограничению и специализации рефлексов: при повторном аналогичном раздражении движения становятся ограниченными и сосредоточенными в пределах стимулируемой зоны тела.

Ранние формы рефлексов у плода человека, так же как и у высших животных, осуществляются за счет рефлекторных дуг, замыкающихся на уровне спинного и продолговатого мозга. В связи с недостаточной морфологической зрелостью этих дуг (неполная дифференцировка клеток, незрелость осевых цилиндров волокон, слабая миелинизация), обусловливающей широкую иррадиацию процесса возбуждения и слабую выраженность тормозного процесса, в этот период наблюдаются генерализованные двигательные реакции. В более позднем возрасте, начиная с 6-7-го месяца, усложняющиеся и специализирующиеся рефлекторные акты протекают уже с участием стволовых и подкорковых отделов головного мозга. В это время цитологическая дифференцировка важных образований мозга (красные ядра, черная субстанция, наружное и внутреннее коленчатые тела и др.), а также клеточная дифференцировка отдельных слоев коры выражены более отчетливо.
2.Спонтанная активность мускулатуры плода. Выделяют три основных формы такой активности:

Форма 1 - тонические сокращения мышц-сгибателей, обеспечивающие ортотоническую позу (согнутые шея, туловище и конечности), благодаря которой плод занимает в матке минимальный объем. Эта поза поддерживается раздражением кожных рецепторов околоплодными водами, а также афферентной импульсацией от проприорецепторов скелетных мышц.

Форма 2 - периодические фазные сокращения мышц-разгибателей. Эти движения ощущаются матерью как шевеление плода обычно 4-8 раз в час начиная с 4,5-5 мес. беременности. Частота шевелений увеличивается при обеднении крови матери, а вследствие этого и плода питательными веществами и кислородом. В процессе двигательной активности плода у него усиливается деятельность сердца, повышается артериальное давление, ускоряется кровоток по всему организму и через плаценту, что ведет к увеличению в крови количества кислорода и питательных веществ. Двигательная активность плода способствует развитию его мускулатуры и мозга.

Форма 3 - дыхательные движения, которые начинаются на 14-й неделе внутриутробного развития. Частота их 40-70 в 1 минуту. На 6-м месяце внутриутробного развития достаточной зрелости достигают структуры, ответственные за центральную регуляцию дыхания, что обеспечивает возможность их немедленного включения в работу после рождения ребенка.

Зрелой к моменту рождения является фракция ядра лицевого нерва, реализующая управление соответствующими эффекторами в составе функциональной системы сосания.

В процессе развития рефлекторной деятельности ребенка 1-го года жизни обращают на себя внимание непостоянство и вариабельность отдельных рефлексов, а также меняющийся уровень рефлекторной возбудимости. В раннем возрасте все кожно-мышечные, сухожильные, шейно-тонические и лабиринтные рефлексы, осуществляемые через нижние отделы мозга, чрезвычайно повышены. В Повышение рефлекторной возбудимости отмечается вплоть до второго полугодия жизни ребенка, после чего она постепенно снижается до уровня, соответствующего взрослому человеку. Высокая общая рефлекторная возбудимость и наличие ряда специфических рефлексов (хоботковый, хватательный, Моро, Бабинского и др.) являются следствием недостаточного развития в ранний период коры большого мозга и тесно связанных с ней ближайших подкорковых образований, т.е. отсутствием с ее стороны регулирующих влияний на нижележащие центры. В полной мере эти влияния устанавливаются в течение первых лет жизни ребенка и во многом зависят от благоприятных факторов внешней среды и педагогических воздействий.

Неонатальный период.
В этом периоде отмечаются дальнейший рост нервной ткани, усиление процессов миелинизации нервных волокон, дифференцировки нейрофибрилл, совершенствование механизмов проницаемости клеточных мембран, повышение возбудимости нейронов, развитие их шипикового аппарата, установление ассоциативных связей, что в итоге приводит к постепенному совершенствованию базовых нейродинамических процессов.

У новорожденных спинной мозг, структуры ствола мозга, зрительный бугор развиты в целом хорошо. Как известно, корковой частью двигательного анализатора являются поля 4 и 6, которые к моменту рождения развиты недостаточно. Созревание структур ЦНС усиливается гормонами щитовидной железы. Стимулирующая роль в ходе созревания и функционального становления ЦНС отводится афферентным потокам импульсов, поступающих в структуры мозга из внешней среды.

Вследствие морфологической и функциональной незрелости структур ЦНС, недостаточности элементарных механизмов возбуждения и торможения у новорожденных оказываются несовершенными и многие проявления их двигательной активности.

Спонтанные периодические движения новорожденного беспорядочны, хаотичны, в них участвуют конечности, голова и туловище. Тем не менее наблюдаются и координированные ритмические сгибания и разгибания. Периоды двигательной активности отчетливо преобладают над периодами полного покоя. Для проснувшегося новорожденного характерны пространственно ориентированные движения головы, направленные на поиск материнской груди, полноценные сосательные движения.

Мышечный тонус у новорожденных поддерживается импульсами, идущими от проприорецепторов, кожных терморецепторов и рецепторов растяжения легких, активирующихся при вдохе.

Для новорожденного, как и для плода, характерна ортотоническая поза как следствие некоторой гипертензии мышц-сгибателей.

Отличительными особенностями рефлексов новорожденных являются генерализованный характер их проявления и обширность рефлексогенной зоны вызова того или иного рефлекса. Эти свойства рефлексов объясняются отсутствием над ними контроля со стороны головного мозга; а также относительно облегченной иррадиацией процесса возбуждения в ЦНС. Причиной иррадиации возбуждения является слабость процессов торможения. С возрастом рефлексы становятся более совершенными: генерализованность уменьшается, рефлексогенные зоны рефлексов суживаются. В возрасте 1-5 дней рефлексогенной зоной сосательного рефлекса являются губы и кожа всего лица; в 6-10 дней – губы и кожа вокруг рта, в возрасте 15 дней – только губы. Ряд рефлексов новорожденного постепенно исчезает, но многие из них подвергаются лишь угнетению в результате развивающихся тормозных влияний со стороны вышележащих отделов мозга, особенно коры большого мозга, на нижележащие центры.

Всю совокупность рефлексов новорожденного целесообразного разделить на следующие пять групп:

Пищевые: сосательный и глотательный рефлексы появляются при механическом, тепловом и вкусовом раздражении рецепторов ротовой и околоротовой областей. Сосательный рефлекс исчезает к концу 1-го года жизни.

Защитные: мигательный рефлекс – мигание при освещении глаз или раздражении поверхности носа, век, ресниц, роговой оболочки глаз; зрачковый рефлекс – уменьшение диаметра зрачка при освещении; рефлекс отдергивания конечности в ответ на болевое раздражение.

Двигательные: хватательный рефлекс (рефлекс Робинсона) - схватывание и прочное удерживание предмета (палец, игрушка) при прикосновении им к ладони – исчезает на 2-4-м месяце. Рефлекс обхватывания (рефлекс Моро) – отведение рук в стороны и разгибание пальцев с последующим возвращением рук в исходное положение. Рефлекс можно вызвать, если находящегося на руках ребенка резко опустить на 20 см и затем поднять до исходного уровня; а также при ударе по поверхности, на которой лежит ребенок, а также при быстром подъеме с положения на спине. Исчезает после 4 мес. Подошвенный рефлекс (рефлекс Бабинского) – изолированное тыльное разгибание большого пальца и подошвенное сгибание остальных при раздражении подошвы по наружному краю стопы от пятки к пальцам. Исчезает после 12 мес. Коленный рефлекс – сгибание (у взрослых – разгибание) в коленном суставе при ударе по сухожилию четырехглавой мышцы бедра ниже коленной чашечки. Сгибание связано с преобладанием у детей тонуса мышц-сгибателей; заменяется разгибательным рефлексом на 2-м месяце. Хоботковый рефлекс – выпячивание губ хоботком в результате сокращения круговой мышцы рта при легком ударе пальцем по губам ребенка или поколачивании по коже вокруг рта на уровне десен; исчезает к концу первого полугодия жизни. Рефлекс ползания (рефлекс Бауэра) – ребенка кладут на живот так, чтобы голова и туловище располагались на одной линии. В таком положении ребенок на несколько мгновений поднимает голову и совершает ползающие движения (спонтанное ползание). Если подставить под подошвы ладонь, движения становятся более разнообразными: ребенок начинает отталкиваться ногами от препятствия, в «ползание» включаются руки. Рефлекс исчезает к 4 мес.

Тонические: лабиринтный рефлекс вызывается изменением положения головы в пространстве. У ребенка, лежащего на спине, повышен тонус разгибателей шеи, спины, ног. Если ребенка перевернуть на живот, то увеличивается тонус сгибателей Шеи, спины, конечностей. Рефлекс Кернига: у лежащего на спине ребенка сгибают ногу в тазобедренном и коленном суставах, затем пытаются разогнуть ногу в коленном суставе. Рефлекс считается положительным, если это не удается; исчезает после 4 мес.

Ориентировочный. Возникает на достаточно сильные неожиданные раздражения экстерорецепторов (вспышка света, звук), выражается вздрагиванием ребенка с последующим «замиранием». Уже в конце 1-й недели после рождения ребенок поворачивает глаза и голову в сторону источников звука и света. Отмечается начальное несовершенное слежение за ярким перемещающимся в одной плоскости объектом. Ориентировочный рефлекс является основой выработки будущих условных рефлексов на звуковые и световые раздражители.
Грудной возраст и другие возрастные периоды.
А. Общая характеристика двигательных навыков детей в раннем онтогенезе.

Характер движений ребенка в раннем онтогенезе определяется, во-первых, степенью зрелости ЦНС, во-вторых, усвоением двигательных навыков, которые для ребенка в раннем онтогенезе практически все новые.

Взрослый человек привычные движения совершает механически, незаметно для внимания, смена одних мышечных сокращений другими непроизвольна, автоматизирована. Двигательные автоматизмы гарантируют наиболее экономное расходование мышечной энергии в процессе выполнения движения. Новый, незнакомый двигательный акт энергетически всегда более расточительный. Совершенствование движений обеспечивается стриопаллидарной системой.

Стриарная система более молодая, чем паллидарная. Она впервые появилась лишь у птиц, у человека формируется к концу внутриутробного периода, несколько позже, чем паллидум (бледный шар).

Развитие и включение двигательных систем в онтогенезе человека имеет определенную последовательность. Миелинизация стриарных путей заканчивается лишь к 5-му месяцу жизни, поэтому в первые месяцы паллидум является высшим моторным органом. Моторика новорожденных имеет явные «паллидарные» черты. Движения ребенка до 3-4 лет и движения молодого животного (щенка, олененка, зайчонка и т.д.) имеют большое сходство, заключающееся в излишестве, свободе, щедрости движений. Характерно богатство мимики ребенка, также свидетельствующее о некотором преобладании «паллидарности». С возрастом многие движения человека становятся более привычными, автоматизированными, энергетически расчетливыми. Улыбка перестает быть постоянным выражением лица. Степенность, солидность взрослых – это торжество стриатума над паллидумом, торжество трезвой расчетливости автоматизированных движений над расточительной щедростью еще неопытной стриопаллидарной системы ребенка.

Процесс обучения какому-либо движению, направленный на автоматизацию двигательного акта, имеет две фазы. Во время первой фазы, которую условно называют паллидарной, движение чрезмерно, излишне по силе и длительности сокращения мышц. Вторая фаза рационализации движения заключается в постепенной отработке оптимального для данного индивида энергетически рационального, максимально эффективного (при минимальной затрате сил) способа движения.

Стриопаллидарная система является важнейшим инструментом в выработке двигательных автомеханизмов, которые у взрослого человека целенаправленно подбираются и реализуются высшими корковыми центрами праксиса. Относительная «паллидарность» ребенка обусловлена не только незрелостью стриатума, но и тем, что ребенок еще находится в стадии двигательного обучения в первой, паллидарной, фазе его. Чем старше ребенок, тем больше движений у него автоматизировано, т.е. перестало быть «паллидарными». Наряду с этим незрелость стриатума и преобладание «паллидарности» у новорожденных как бы заранее запланированы, т.к. именно «паллидарность» необходима ребенку в первый период внутриутробной жизни.

Б. Рефлексы и двигательные навыки детей грудного возраста.

Созревание ЦНС и мускулатуры в первые месяцы жизни ребенка быстро прогрессирует, что увеличивает его двигательную активность. В свою очередь увеличение движений стимулирует рост и развитие не только мускулатуры, но и ЦНС за счет усиленного притока афферентных импульсов, активирующих нейроны всех двигательных систем организма, в том числе и мотонейронов.

Кровоснабжение мозга достаточно интенсивное. Это объясняется богатством капиллярной сети, которая после рождения продолжает увеличиваться. Обильное кровоснабжение мозга обеспечивает потребность быстро растущей нервной ткани в кислороде. На серое вещество мозга приходится ѕ - 4/5 всего объема кровоснабжения.

Мышечный тонус. Повышенный тонус мышц-сгибателей, сформированный в антенатальном периоде (ортоническая поза), в 1-й месяц жизни ребенка еще сохраняется. Однако на 2-м месяце постепенно усиливается тонус мышц-разгибателей, и к 3-5 месяцам жизни тонус обоих мышц уравнивается. Это обусловлено сбалансированными возбуждающими и тормозными влияниями вышележащих отделов ЦНС на альфамотонейроны.

Рефлексы ребенка грудного возраста частично сочетают в себе рефлексы новорожденного, а также вновь формирующиеся рефлексы, к которым относятся следующие:

Двигательные навыки. Весь период развития двигательной активности грудного ребенка можно разделить на следующие четко очерченные этапы.

Период от 2 до 5 месяцев жизни. С 2-месячного возраста начинается развитие движения руками в направлении к видимому предмету. Рука, встречаясь с предметом, захватывает его. В возрасте 3 месяцев начинается освоение навыка ползания, в 4-5 месяцев развивается способность переворачиваться сначала со спины на живот, затем обратно.

Период от 5 до 9 месяцев. С 5-месячного возраста ребенок при поддержке начинает переступать. В 6-7 месяцев он садится, встает на четвереньки – готовится к принятию вертикального положения. В возрасте 7-8 месяцев малыш может вставать, стоять, придерживаясь руками за опору, свободно ползать. Ползание развивает и укрепляет мускулатуру, способствует развитию дальнейшей координации движений. Однако у ребенка грудного возраста довольно быстро (в пределах 1,5 ч) развивается утомление.

Период от 9 до 12 месяцев. В этом возрасте устанавливается четкая координация сократительной активности мышц верхних конечностей. К 10 мес. движения рук становятся точными, целенаправленными. Ребенок может осуществлять хватательные движения вслепую. Дети в 11 мес. пьют из чашки, удерживая ее обеими руками, делают попытки есть ложкой, ставят один предмет на другой, надевают кольца на стержень. В этот период ребенок делает первые попытки к самостоятельной ходьбе. К концу 1-го года жизни малыш при поддержке начинает ходить. Началом самостоятельной ходьбы считается день, когда ребенок без посторонней поддержки проходит несколько шагов.

В развитии нейрофизиологических механизмов произвольной моторной активности первостепенную роль играют процессы динамического становления связей между функционально различными зонами коры большого мозга, а также между корой большого мозга и ближайшими подкорковыми структурами.

Двигательные навыки детей других возрастных периодов. В процессе развития организма наиболее заметные изменения происходят в критические периоды. К ним относятся 1-й месяц жизни, 3 года, 7 лет, и период 12-16 лет. Во все периоды жизни ребенка, особенно в критические, ЦНС весьма ранима. Недостаточное или несбалансированное питание приводит к уменьшению количества нейронов, причем это уменьшение впоследствии не компенсируется. Весьма чувствительна ЦНС ребенка к инфекциям, интоксикациям, травмам, негативные последствия от которых могут наблюдаться на протяжении всей жизни.

Основные этапы развития двигательных навыков ребенка после завершения периода развития в грудном возрасте. На 2-м году жизни у детей появляется способность к бегу, перешагиванию через предметы, самостоятельному подъему по лестнице.

На 3-м году жизни ребенок начинает подпрыгивать на месте, переступать через препятствия высотой 10-15 см, самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы, завязывать шнурки. На данном этапе ведущим уровнем ЦНС, обеспечивающим интеграцию механизмов произвольной моторики, становится теменно-премоторный уровень.

В возрасте 3-5 лет появляется игровая деятельность, скачкообразно ускоряющая развитие ВНД. Ребенок начинает рисовать, может обучаться игре на музыкальных инструментах. В 4-5 лет ему становятся доступными сложные движения: бег, прыжки, катание на коньках, гимнастические, акробатические упражнения. Следует помнить, что и в этом возрасте ребенок быстро устает. Для профилактики утомления необходимо время от времени изменять вид занятий (активный отдых).

В возрасте 6-7 лет отмечаются еще низкое качество движений, низкая скорость и продолжительная пауза между отдельными движениями в серии, равная по продолжительности самому движению. По мере возрастного развития и совершенствования движений к 9-10 годам значимо увеличивается скорость движения и более чем в 5 раз сокращается пауза, что свидетельствует об изменении функции текущего контроля. Это связано со снижением неопределенности, более четким выбором моторной задачи, а также с более адекватным функциональным обеспечением деятельности. Однако сложившаяся к 9-10 годам функциональная структура организации движений обеспечивает выполнение не столько высоких по качеству, сколько стабильных и быстрых движений. Это определяется доминантной двигательной задачей, ориентированной на высокую скорость, которая в большей мере связана с внешними условиями и требованиями обучения и в меньшей – с функциональными возможностями ребенка.

Дальнейшее наращивание количества и качества моторной активности ребенка связано с завершением первичного становления нейронного субстрата в составе кинестетического анализатора, совершенствованием внутрикорковых, корково-подкорковых проводящих путей, функциональных связей между двигательными, ассоциативными областями коры большого мозга, а также подкорковыми структурами. Оптимальный режим работы двигательного аппарата у человека устанавливается к 20-25 годам жизни.


Список литературы


В.М.Смирнов Нейрофизиология и Высшая нервная деятельность детей и подростков, - М., 2002.



Московский Педагогический Государственный Университет
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации