Чек-лист анализа фрагмента учебного занятия.
Предмет, класс |
Тема анализируемого учебного занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Общий вывод о учебном занятии в контексте реализации системно-деятельностного подхода | |||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная | |||||||
Осуществляемые действия |
Формы и приемы организации деятельности |
Осуществляемые действия |
Формы и приемы организации деятельности |
Осуществляемые действия |
Формы и приемы организации деятельности | ||||
Искусство (ИЗО) 2 класс |
«Аппликация человечка» |
Мотивационно-целевой этап. Учитель использует эвристическую беседу, мотивирует учащихся находить решение, приходить к выводам, формировать новые понятия; использовала при изучении свойств объекта познания (человечка) частных закономерностей отдельных явлений (причёска человечка). |
Характеризовать форму предмета. Сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения.
|
Фронтальная форма |
Общение: вести диалог и участвовать в дискуссии; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. |
Обсуждение. Слушать и понимать речь других. |
Самоорганизация Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. |
Составляют план работы. |
Урок построен на основе принципов системно-деятельностного подхода. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Используются разнообразные формы, методы и приёмы обучения, повышающих активность учащихся. На протяжении всего урока использовалось много активной самостоятельной деятельности обучающихся. Учитель владеет технологией диалога и обучает этому учащихся, эффективно сочетает репродуктивную и проблемную форму обучения, учит детей работать по правилу и творчески. Учитель на протяжении урока обучает детей осуществлять рефлексивное действие, а стиль, тон отношений, задаваемые на уроке создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. Учитель во время урока формирует умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений. На уроке учитель применила во время презентации бригадный метод группового познания и частично «Полилог», так как дети презентовали свой продукт: группы выполняли своё задание и выступал каждый член группы по предложенному плану учителя с Использованием ЭОР. |
|
|
Этап актуализации знаний Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации). |
Объединять части объекта по определённому признаку (геометрические фигуры). Базовые логические действия. |
Извлечение информации из схем и рисунка. |
Учебное сотрудничество. Совместная деятельность. |
Взаимодействие в процессе групповой работы. |
Планирование выстраивать последовательно выбранных действий (работа по плану). |
Высказывают своё предположение на основе работы по плану. | |
|
|
Этап изучения нового знания. Новые знания учитель не давал в готовом виде, а только направлял обучающихся. Инструктаж о последовательности работы. Раздача дидактического материала по группам.
|
Обучающиеся «открывали» знания, самостоятельно находили ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию,полученную от учителя. |
Работа с таблицами (план работы) |
Совместная деятельность (договариваются, кто будет выполнять, какую работу в группе) |
Групповая форма работы |
Самоорганизация. Самоконтроль. |
Проговаривают последовательность действий. Принятие себя и других членов группы. | |
|
|
Этап самоконтроля. Осуществление деятельности. Учитель контролирует учебную деятельность в группах, используя ситуацию актуального активизирующего затруднения, организационная деятельность по выдвижению идей, гипотез, целью которой является получение личного образовательного результата, выраженного в продуктах (планах, моделях-продуктах (аппликация)).
|
Знакомство с материалом, распределение заданий внутри группы. Активизация познавательной деятельности через организацию совместных действий. Базовые исследовательские действия . Работа с информацией (распределение фигур в таблицу). |
Индивидуальная помощь учителя. |
Выполнение задания. Взаимообучение. Принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы. Проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат. Выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. |
Взаимодействие в процессе групповой работы. Умение договариваться, строить речевое высказывание в соответствие с поставленной задачей. |
Самоконтроль. Устанавливать причины успеха (неудачи) учебной деятельности. Корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. |
Развитие межличностных отношений. Принятие себя и других. | |
|
|
Этап рефлексии учебной деятельности. Направляющая и контролирующая деятельность учителя. |
Сообщение о результатах работы в группах (презентация продукта). Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Презентация как работала группа. Сообщают правила прослушивания «Учимся выступать с презентацией». |
Презентация готового продукта. Умение выстраивать защитное слово, выступать всем членам группы. |
Каждый член группы выступает с защитой своего пункта плана в презентации. |
ПрезентацияПредставление продукта. |
Самоконтроль. Эмоциональный интеллект. |
Рефлексивная деятельность. |