Реферат - Проблемы социализации детей-инвалидов - файл n1.doc

Реферат - Проблемы социализации детей-инвалидов
скачать (264.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc265kb.07.07.2012 23:02скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5


Социальная педагогика.
Реферат. Проблемы социализации детей-инвалидов.
Сущность, этапы и механизмы процесса социализации. Последствия «навешивания» ярлыков. Проблема социализации в историческом аспекте. Современные подходы к проблеме социализации. Новые социальные технологии. Родители и дети. Раннее вмешательство в развитие. Шансы на полноценную жизнь.

Глава 1. Актуальность проблемы. 2

Глава 2. Сущность, этапы и механизмы процесса социализации. 2

Глава 3. Последствия «навешивания» ярлыков. 7

Указ Президента российской Федерации от 2 октября 1992 г. №1156 8

"О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности" 8

Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. 8

Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 г. 9

Декларация о правах инвалидов от 9 декабря 1971 г. 9

Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. 10

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30.09.90 г.(Извлечение) 11

Глава 4. Проблема социализации в историческом аспекте. 12

Глава 5. Современные подходы к проблеме социализации. Новые социальные технологии. 13

Глава 6. Родители и дети. 19

Глава 7. Раннее вмешательство в развитие. 24

Глава 8. Шансы на полноценную жизнь. 26

Глава 9. Выводы. 29

Список литературы: 29


Глава 1. Актуальность проблемы.



В настоящие время процесс социализации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. Вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, фак­торы социализации.

Однако проблемы социализации инвалидов, особенно детей-инвалидов в отечественной литературе все еще не яв­ляются предметом специального исследования. Хотя пробле­ма социализации детей, подростков и взрослых с нарушения­ми психического и физического развития весьма актуальна и в теоретическом, и в практическом отношении.

По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часа жителей нашей планеты.

Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13% (3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками) всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями.

Более того, в нашей стране, как и во всем мире, на­блюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в два раза.

В 1995 г. в органах социальной защиты населения со­стояло на учете свыше 453 тысяч детей-инвалидов, получаю­щих социальную пенсию. Но фактически таких детей в два раза больше: по расчетам ВОЗ их должно насчитываться около 900 тыс. - 2-3% детской популяции

Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями, среди них 70-75% являются инвалидами [2, с 5].

Инвалидность у детей означает существенное ограни­чение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от об­щества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социализации.

Глава 2. Сущность, этапы и механизмы процесса социализации.



Понятие "социализация" характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.

Социализацию не следует сводить к образованию и воспитанию, хотя она и включает эти процессы. Социализация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий, как социально-контролируемых, и направленно-организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно.

Она и есть атрибут образа жизни личности, и может рассматриваться как ее условие и как результат. Непременным условием социализации является культурная самоактуализация личности, ее активная работа над своим социальным совершенствованием.

Какими бы благоприятными ни были условия социализации, ее результаты во многом зависят от активности самой личности.

В традиционной отечественной социологии социализация рассматривается как саморазвитие личности в процесса ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями, в результате которых вырабатывается активная жизненная позиция личности.

Важно иметь в виду, что социализация есть процесс, продолженный в течение всей жизни человека.

В связи с этим обычно различают определенные этапы социализации: дотрудовой (детство, обучение), трудовой и послетрудовой.

Социализация личности - это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека, как подлинного субъекта общественных отношений.
Одной из главных целей социализации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности, что служит, пожалуй, наиболее возможным условием нормального функционирования общества.

Однако, здесь могут быть крайности, выходящие за рамки нормального процесса социализации, связанные в конечном счете с местом личности в системе общественных отношений, с ее социальной активностью. Такие крайности можно назвать отрицательными видами приспособления. Один из них называется "конформизм" - пассивное, лишенное личностного содержания принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений. Конформизм характеризуется отсутствием собственной позиции, беспрекословным следованием определенным образцам, подчинением авторитетам.

Асоциальное значение конформизма состоит в том, что человек с конформным сознанием создает себе алиби в различных жизненных ситуациях, объясняя свои действия, или бездействия ссылками на силу обстоятельств, что далеко небезразлично для социального здоровья общества.

Разумное приспособление к социальным условиям, не наносящие ущерба, как самой личности, так и окружающим, должны быть не только не осуждаемы, но во многих случаях и поддерживаемы.

В противном случае теряют смысл вопросы о социальных нормах, дисциплине, организованности, и даже целостности общества.

Вопрос о роли среды в детерминации поведения личности связан с ее социальной и нравственной ответственностью.

У человека всегда есть выбор и, следовательно, должна быть социальная ответственность. Разумное устройство общества предполагает взаимную уравновешенность личности перед обществом и ответственности общества перед личностью.
Элементы социальной структуры личности:

1. Способ реализации в деятельности социальных качеств, проявляющейся в образе жизни и таких видах деятельности, как трудовая, общественно-политическая, культурно-познавательная, социально-бытовая.

При этом труд должен рассматриваться, как центральное, сущностное звено структуры личности, определяющее все ее элементы.

2. Объективные социальные потребности личности.

Личность - органическая часть общества, поэтому в основе ее структуры лежат общественные потребности. Другими словами, структура личности детерминируется теми объективными закономерностями, которые определяют развитие человека, как общественного существа. Личность может осознавать, или не осознавать эти потребности, но от этого они не перестают существовать и определять ее поведение.

3. Способности к творческой деятельности, знание, навыки, именно творческие способности и отличают сформировавшуюся личность от индивида, находящегося на стадии формирования, как личности.

Причем, творческие способности могут проявляться не обязательно в таких сферах деятельности, которые по природе своей требуют творческих личностей (науки, искусства), но и в таких, которые на первый взгляд, творческими не назовешь. Например, рутинная работа в трудовой сфере, а между тем и в ней проявляется творчество и создаются различные машины и механизмы, облегчающие труд людей , делающие его интересным и эффективным. Словом, творчество - отличительная черта человека, как личности.

4. Степень овладения культурными ценностями общества то есть духовный мир личности.

3 параметра в строении личности: "…широта связей человека с миром, степень иерархизированности и общая их структура" (Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975, с. 224)

5. Нравственные нормы и принципы, которыми руководствуется личность

И, наконец, убеждения - самые глубокие принципы, которые определяют главную линию поведения человека. Убеждения связаны с осознанием личностью своих объективных (существующих независимо от сознания) потребностей, составляющих как бы ядро структуры личности.

Каждая личность, так или иначе, участвует в жизни общества, обладая знаниями, чем-то руководствуется. Социальная структура личности постоянно изменяется, поскольку постоянно меняется ее социальное окружение ("ближнее" - родственники, друзья, знакомые и т. д. и "дальнее" - общество в целом). Личность, получает новую информацию, новые знания. Эти знания превращаются в убеждения. В свою очередь, убеждения определяют характер поступков человека. Отсюда и социализация может быть понята, как применение социальной структуры личности в соответствии с требованиями общества.


Пирамида (иерархия) человеческих потребностей (по Маслоу)


Процесс социализации - это процесс взаимодействия личности и общества. Данное взаимодействие включает в себя, одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных из­менений. Эта последняя трактовка является наиболее тради­ционной для современной социологической литературы, где под социализацией понимается процесс социального станов­ления человека, который включает в себя усвоение индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Социализация личности - сложный, противоречивый процесс, длящийся на протяжении всей жизни человека.

Существуют различные подходы к выделению стадий социализации. Основания для ее периодизации различны: ве­дущий вид деятельности, ведущий институт социализации и т.д. Наиболее признанной является точка зрения, согласно которой этапы социализации соотносятся с возрастной перио­дизаций жизни человека. Так, выделяют младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), подростковый (10-14 лет), ранний юношеский (15-17 лет), юноше­ский (18-23 года), молодость (23-33 года), зрелость (34-50 лет), пожилой возраст (50-60 лет), старость (60-70 лет), долгожительство (свыше 70 лет)

Многие исследователи обращают внимание на определяющую роль в этом процессе первичных стадий социали­зации, связанных с периодом детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм существенного поведения.

Для каждого возраста или этапа социализации выделяют три группы задач:

Естественно- культурные, социально-культурные и психологические.

Решение этих задач является объективной необходимостью для развития человека.

Естественно-культурные задачи - достижение на каж­дом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития. Этот уровень носит конкретно-исторический характер (у разных народов различные пред­ставления об идеалах мужественности и женственности, раз­личные темпы полового созревания и т .д.)

Социально-культурные задачи - познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые. На каждой ста­дии социализации человек должен обладать не только опре­деленной суммой знаний, умений, навыков, но и принимать соответствующее участие в жизни общества. Эти задачи объ­ективно определится обществом в целом, уровнем его раз­вития, региональным и ближайшим окружением человека.

Социально-психологические задачи - это становление самосознания личности, ее самоопределения в актуальной жизни и на перспективу, самореализации и самоутверждение. Конечно, для каждого этапа социализации содержание стих задач и средства их реализации различны.

По мнению А. В. Мудрика, если какая-либо группа задач или существенные задачи какой-либо группы остаются нерешенными на том или ином возрастном этапе, то это либо за­держивает развитие человека, либо делают его неполным.

Социализация осуществляется через ряд разнообразных механизмов. Выделяют социально-психологические меха­низмы социализации: подражание, внушение и т.д., различные социальные институты как механизм социализации: школа, семья и т.д. Все они складываются в универсальные механиз­мы социализации: традиционный, институциональный, стили­зованный, межличностный, рефлексивный.

Традиционный механизм социализации это усвоение человеком норм поведения, взглядов и убеждений, которые присущи его семье и ближайшему ему окружению человека.

Институциональный механизм - реализуется в процес­се взаимодействия человека с различными организациями и учреждениями. Некоторые из этих институтов являются спе­циализированными, т.е. они создавались специально для осуществления функции социализации (например, институты системы образования), другие являются неспециализирован­ными, т.е. они выполняют эту функцию попутно, параллельно со своими основными функциями (например, армия).

Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Субкультура - это совокупность норм, ценностей, поведенческих проявлений, характерных для опре­деленной группы людей, что обусловливает определенный стиль жизни этой группы.

Межличностный механизм социализации функциони­рует в процессе взаимодействия человека с другими людьми, при этом последние должны быть для него значимыми. Зна­чимыми лицами могут быть родители, учитель, друг и т.д.

Рефлексивный механизм социализации осуществляет­ся через индивидуальное переживание и осознание, внутрен­ний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстни­ков и т.д.

Социализация каждого человека осуществляется с по­мощью всех этих механизмов. Но роль каждого из этих меха­низмов, их «удельный» вес в осуществлении процесса социа­лизации различен. Так, решающая роль на первых стадиях социализации принадлежит традиционному механиз­му, в то время как в подростковом возрасте на первый план выходит институциональный механизм социализации.

  1   2   3   4   5


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации