Практическое задание 13 Задание 1 - файл

приобрести
скачать (348.1 kb.)

Практическое задание 13

Задание 1.


Параметры для сравнения речевых нарушений

дизартрия

функциональная дислалия

механическая дислалия

Характер нарушений деятельности анализаторов

Нарушается кинестетическое восприятие, особенно в артикуляционном аппарате, что затрудняет формирование артикуляционных навыков. Это приводит к артикуляционной диспраксии - нарушению произвольных движений вследствие невозможности их контроля при помощи кинестетических ощущений. Нижается тактильная чувствительность.

При неосложненной дислалии нарушений деятельности анализаторов не наблюдается.

При неосложненной дислалии нарушений деятельности анализаторов не наблюдается.

этиология

Зависят от характера и тяжести поражения нервной системы

У детей частота дизартрии прежде всего связана с частотой перинатальной патологии, (поражением нс плода и новорожденного).

Нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи. К таким структурам относятся:

— периферические двигательные нервы к мышцам речевого аппарата (языка, губ, щек, нёба, нижней челюсти, глотки, гортани, диафрагмы, грудной клетки);

— ядра этих периферических двигательных нервов, расположенных в стволе головного мозга;

— ядра, расположенные в стволе и в подкорковых отделах мозга и осуществляющие элементарные эмоциональные безусловнорефлекторные речевые реакции типа плача, смеха, вскрикивания, отдельных эмоционально-выразительных восклицаний и другие




В тех случаях, когда не наблюдается органических нарушений (периферически или центрально обусловленных), говорят о функциональной дислалии. Причины биологические и социальные: общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи; ЗПР (ММД), запоздалое развитие речи, избирательное нарушение фонематического восприятия; неблагоприятное социальное окружение, препятствующее развитию общения ребенка

При отклонениях в строении периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения или его периферической иннервации, говорят о механической (органической) дислалии.

механизмы

Поражение этих структур мозга дает картину периферического паралича (пареза): нервные импульсы к речевым мышцам не поступают, обменные процессы в них нарушаются, мышцы становятся вялыми, дряблыми, наблюдается их атрофия и атония, в результате перерыва спинальной рефлекторной дуги рефлексы с этих мышц исчезнут, наступает арефлексия

При дизартрии четкость кинестетических ощущений часто нарушается и ребенок не воспринимает состояние напряженности, или, наоборот, расслабленности мышц речевого аппарата, насильственные непроизвольные движения или неправильные артикуляционные уклады.




При функциональной:

• Акустико-фонематическая дислалия — недостаточная сформированность фонематического слуха, назначением которого является узнавание и различение входящих в состав слова фонем.

• Артикуляторно-фонематическая дислалия — несформированность операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи.

• Артикуляторно-фонетическая дислалия — неправильно сформировавшиеся артикуляторные позиции.




При механической — звукопроизносительные нарушения, обусловленные патологическими изменениями языка, губными аномалиями.


Симптоматика

А) нарушения звукопроизношения

Б) нарушения голосообразования

В) нарушения речевого дыхания




А) может нарушаться произношение как согласных, так и гласных звуков

У всех больных дизартрией расстройства произношения заключаются в смазанной, невнятной артикуляции звуков с наличием как полных, так и частичных замен (литеральных парафазий, а также в нарушениях плавности, темпа и громкости речи.



Б) Наиболее часто они характеризуются недостаточной силой голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи), нарушениями тембра голоса (глухой, назализованный, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым и т. д.), слабой выраженностью или отсутствием голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона).

В) За счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры

Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи, в момент речи оно обычно учащенное, после произнесения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные судорожные вдохи, активный выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот. Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводит к тому, что у ребенка появляется тенденция говорить на вдохе.




А) При функциональных дислалиях может нарушаться воспроизведение одного или нескольких звуков, при механических обычно страдает группа звуков.

Замена звуков, смешения или взаимозамены звуков (фонем), пропуски звуков.

три уровня нарушенного произношения: неумение правильно произносить звук или группу звуков; неправильное произношение их в речи при правильном произношении изолированно или в легких словах; недостаточное дифференцирование (смешение) двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при умении правильно произносить оба звука.

Б)диафрагмально-речевое дыхание соответствует норме







Практическое задание 13 Задание 1
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации