Дайте характеристику методам специальной психологии - файл

приобрести
скачать (141.6 kb.)


Практическое задание 3. Черняк Л.А.

 Дайте характеристику методам специальной психологии (методам профилактики, методам воздействия и т.д.). :

Методы специальной психологии

Методы специальной психологии можно подразделить на три большие группы:

Методы исследования

Методы профилактики

Методы воздействия

В свою очередь, методы исследования слагаются из методов сбора информации и методов ее обработки. Научный метод – это исторически выработанный способ получения достоверных сведений об изучаемом предмете. К методам, которыми пользуется специальная психология, относятся: эксперимент, наблюдение, беседа, сбор анамнестических данных и ряд других.

В практике специальной психологии предпочтение отдается естественному и формирующему экспирементам. Благодаря использованию формирующего эксперимента удается решить задачу по дифференциации трех основных характеристик психического развития: возрастных, индивидуальных и патологических.

При использовании эксперимента необходимо помнить о двух особенностях: оргпнизационно-методическая сторона эксперимента определяется формой нарушения в развитии.

Адекватное использование тестов может быть весьма продуктивным при условии ясного осознания их возможностей и ограничений. Тестовые техники хороши своей экономичностью, возможностью дать четкую количественную полученному результату, но недостатки методического плана создают препятствие в использовании их в специальной психологии.

Применение метода наблюдения дополняется анамнестическим методом. Сбор анамнестических сведений проводится путем бесед психолога с родителями, воспитателями ребенка, путем анализа имеющейся документации.

К методам обработки информации современная специальная психология относит все способы анализа и интерпритации полученной информации , а также методы математической статистики. В свою очередь, выбор методов сбора информации в значительной мере обусловлен теоретической ориентацией. Выделяют патопсихологический анализ психической деятельности ребенка.

Предмет изучения патопсихологов составляли, главным образом, нарушения позновательной деятельности ребенка: расстройство восприятия, памяти, мышления. В специальной психологии патопсихологический анализ используется в изучении структуры позновательной деятельности умственно отсталых детей, позволял решать задачи их отбора во вспомогательные школы. На основе всестороннего изучения аномалий психического развития отечественные дефектологи создали целостную концепцию коррекционного обучения разных групп атипичных детей.

Методы профилактики. В специальной психологии психопрофилактика понимается как система мероприятий, направленных на предотвращение нарушений психического развития, их раннюю диагностику и коррекцию, предупреждение рецедивов таких нарушений. Соответственно различают первичную, вторичную, третичную психопрофилактику.

А) Первичная психопрофилактика должна начинаться в пренатальном периоде и сопутствовать всем этапам развития ребенка, обеспечивая условия наибольшего психологичесого комфорта для формирования его личности. Она позволяет предотвратить социальную депривацию, школьную дезаптацию, семейные конфликты, личностные кризисы и способствуя созданию благоприятной обстановки для развития психики ребенка, облегчает его воспитание и обучение. Предупреждение нарушений психического развития ребенка осуществляется через работу с его семьей, педагогами и социумом. Первичная психопрофилактика подразумевает психологическое консультирование и социотерапию.

Б) Вторичная психопрофилактика состоит в раннем выявлении отклонений психического развития, контроле состояния ребенка и оказания ему срочной помощи. В этих целях проводится психодиагностика ребенка и семьи, а также психокоррекционная работа с ребенком, предупреждающая усиление отклонения и вторичные нарушения.

В) третичная психопрофилактика направлена на предупреждение рецидивов нарушения развития и осуществляется в форме психологической поддержки ребенка и помощи семье в различных видах его обучения и социализации. При этой профилактике учитываются особенности личности ребенка. Специалисты прилагают усилия по поиску оптимальных способов психологической поддержки и при необходимости проводят психокоррекцию, принимая в расчет текущую ситуацию и уровень достижений ребенка. Имеются ввиду достижения в познавательной сфере, самоактулизации, жизненном самоопределении, социализации. Третичная профилактика предотвращает декомпенсацию в семейных отношениях, облегчает получение образования и выбор профессии. В успешных случаях индивид приспосабливается к дефекту, у него не формируются патологические черты характера.

Специальная психология разрабатывает преимущественно проблемы вторичной и третичной психопрофилактики. Это связано с поздним обращением родителей за помощью, несвоевременное выявление биологического дефекта и начальных отклонений в психическом развитии.

Методы воздействия.

Специалист, воздействующий на ребенка с отклонением в развитии, решает, решает, что нужно сделать для нормализации психического развития ребенка, как способствовать положительной динамике. Его намерение – это психологическое вохдействие, обретающее характер взаимодействия, превращаясь в двусторонний процесс.

А) психокоррекция представляет собой способ совместной деятельности специалиста и ребенка по решению специфических задач, связанных с особенностями психического развития ребенка и его взаимодействия со средой. Также это система псхологических мероприятий, направленных на исправление, ослабление или восполнение имеющихся недостатков психического развития детей.

По содержанию психокоррекцию можно отнести к преобразующим методам. Цель психокоррекции – исправление (или ослабление) нарушенного психического развития, гармонизация формирующейся личности. Психокоррекция распространяется на организацию и осуществление познавательной и учебной деятельности ребенка, процессы личностного развития, социализации, мотивационно-волевую сферу, способность к контролю и самоконтролю.

Психокоррекция может осуществляться в наглядно-практической и словесной форме. Содержание и форма психокоррекции определяется особенностями нарушений развития и этапом работы с ребенком.

Различают общую, частную и специальную психокоррекцию.

Общая психокоррекция – мероприятия, нормализующие социальную микросреду ребенка, регулирующие его психофизическую и эмоциональную нагрузку в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями. Эти мероприятия оптимизируют формирование психических свойств, что само по себе может способствовать ликвидации психических нарушений и гармонизации личности.

Частная психокоррекция – совокупность психолого-педагогических воздействий как средствами, применяемыми в психотерапии и психокоррекции взрослых, так и специально разработанными для детей и подростков. В первом случае основные психотерапевтические подходы адаптируются с учетом этапов онтогенеза, способов мышления и саморегуляции, особенностей общения. Во втором случае методики и приемы изначально создаются для определенного возраста, основываются на ведущей в данный период онтогенеза деятельности, на любимых играх и занятиях.

Специальная психокоррекция - это система мероприятий по воздействию на ребенка или группу детей одного возраста в целях формирования определенных психических функций и видов деятельности, исправления отдельных свойств личности. Она направлена на преодоление девиации поведения, затруднение адаптации. В центре внимания специалиста оказываются застенчивость, агрессивность, конформизм, асоциальность, неспособность излагать свои мысли, боязливость, аутичность. Стереотипии, конфликтность, завышенная или заниженная самооценка.

Б) Интервенция рассматривается как система плановых ( и неплановых) воздействий в целях определенных изменений в проблемных компонентах структуры личности, среде или взаимодействии их. Интервенция подразумевает момент вторжения, вмешательство в развитие. А коррекция предпологает преодоление отклонений развития, посредством формирующего психологического воздействия для достажения возрастных норм.



Практическое задание 3. Черняк Л.А.



Дайте характеристику методам специальной психологии (методам профилактики, методам воздействия и т.д.)
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации