Основная образовательная программа бакалавриата «Свободные искусства и науки» Направление - файл

приобрести
скачать (96.3 kb.)


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет»

Основная образовательная программа бакалавриата

«Свободные искусства и науки»

Направление 50.03.01 «Искусства и гуманитарные науки»

Болокан Любовь

Влияние креативные пространств на современное искусство в больших городах России

Итоговое эссе по интенсивному вводному семинару «Письмо и мышление»

Преподаватель: Некора Наталья Евгеньевна

Санкт-Петербург 2022

В последние годы в больших российских городах появляется все больше «креативных пространств». Севкабель, Этажи, Артплей, ГЭС-2, Флакон – эти названия наверняка на слуху у большинства петербуржцев и москвичей. Так называемые креативные кластеры (они же креативные пространства, современные культурные центры) представляют собой здания или комплексы зданий в центральных районах мегаполиса, чаще всего реновированные, в которых расположены галереи, кафе, лектории, мастерские, концертные залы и т. д. Они предлагают горожанам различные активности, являются пространством для комфортного отдыха и работы, в них проводятся различные выставки. Все креативные пространства связаны с искусством и культурой. В данном эссе я хочу показать, как креативные пространства влияют на развитие современного искусства в больших городах России.

Во-первых, современные культурные центры помогают трудоустраиваться и зарабатывать современным художникам, дизайнерам и другим людям творческих профессий. В этих местах формируются так называемые «слабые связи»1 между креативными людьми. Понятие «слабые связи» вводится социологом Марком Грановеттером и означает непрочные, деловые, не предполагающие длительного и частого общения социальные контакты (в противоположность сильным – дружеским и родственным). Идея Грановеттера состоит в том, что наиболее полезными для профессионального и карьерного развития являются именно слабые связи. Современные креативные пространства являются средой, где творческие люди заводят необременительные знакомства, которые могут стать рабочими контактами и вылиться в совместную работу над каким-либо проектом. Во многих из них работают коворкинги, проводятся нетворкинг-сессии (встречи, направленные на установление партнерских отношений). Также возможности заводить деловые знакомства внутри креативных кластеров появляются на различных фестивалях, мероприятиях, «тусовках», составляющих значительную часть жизни этих пространств. Принцип резиденции, по которому функционирует большинство кластеров, тоже способствует созданию «слабых связей» между резидентами: сосуществование разных проектов в соседних помещениях, совместное участие в выставках, ярмарках, фестивалях может порождать новые деловые знакомства.

Моя двоюродная сестра, художница, вместе с несколькими единомышленниками занимается проектом «Цветочный день». Они составляют очень необычные, стильные букеты из садовых цветов, которые выращивают на даче в Ленобласти. Они позиционируют себя как творческую команду, креативный проект. Ребята работают на мероприятиях (вечеринках, гаражных распродажах, выставках) в разных локациях. Также вместе с букетами они продают «вазы и открытки от местных художниц»2 (их знакомых). Этот пример иллюстрирует работу «слабых связей» в креативных пространствах в действии: люди из одного творческого проекта помогают развиваться проекту своих знакомых. Таким образом, российские креативные кластеры делают современное искусство более разнообразным, потому что помогают творческим людям трудоустраиваться и развиваться, находить свою аудиторию, в них проекты с помощью «слабых связей» поддерживают друг друга.

Несмотря на возможности, открывающиеся перед творческими людьми в креативных кластерах, существует ряд проблем, связанных с таким трудоустройством. Упомянутый выше проект, в котором работает моя сестра, показывает одну из них, а именно размытие границ между работой и другими сферами деятельности. Однажды я была на открытии-ярмарке-вечеринке нового помещения в "Севкабеле. В этом событии участвовали ребята из "Цветочного дня". Они продавали цветы, авторские открытки, картинки и вазы в большом зале, где наряду с ними были представители других арт-проектов. Где-то играла музыка, всё были одеты нарядно, общались, шумели, смеялись. Это весьма необычная форма занятости: и работа, и, одновременно, вечеринка, веселое мероприятие, праздник. Я думаю, это естественно для большинства мероприятий, проводимых в креативных пространствах, ведь их неотъемлемым компонентом является привлекательность для посетителей. М. Кулёва в статье «Надеть на себя ошейник с электрическим током»: молодые сотрудники «Новых» и «Старых» культурных институций на рабочем месте» называет эту проблему «неразличением сфер досуга и работы», а также выделяет другие: «прекарная» (т.е. неустойчивая, ведущая к практически полной потере работником социально-трудовых прав) занятость, риски, связанные с «предпринимательским характером» творческой занятости, невозможность выстроить ступенчатую карьеру», высокая конкуренция.3 Эти проблемы мешают развитию российского современного искусства, т.к. какие-то интересные проекты могут перестать существовать или потерять площадку для реализации из-за закрытия небольших креативных пространств. Также из-за непостоянного характера занятости художники и творческие люди часто участвуют в нескольких проектах одновременно. Современным художникам может быть сложно добиться успеха на базе креативных пространств в больших российских городах из-за неравномерного распределения ресурсов4 между «начинающими» и «звёздами». Таким образом, из-за характера занятости в креативных кластерах современное искусство в больших российских городах может терять интересные проекты.

Во-вторых, в сегодняшних креативных пространствах рождаются арт-объекты, связанные с историей. Основатели современных культурных центров используют образы прошлого для создания яркого облика своих пространств. По «наполнению» креативные кластеры очень похожи друг на друга: выставки, лекции, дискуссии, кофейни, концерты, мастер-классы, йога, разговорные клубы и т.д. Все это с различными вариациями предлагает посетителям каждое из них. Что же может сделать пространство уникальным? Самой успешной и наиболее часто используемой является идея обращения к истории места, в котором оно находятся. Через названия объектов, картины, события, инфографику (например, стенды с историческими справками) посетители общественных пространств узнают о том, что было на их месте раньше. Приведу несколько примеров успешного обращения к локальной истории. Московский творческий кластер «Красный октябрь» (раньше - кондитерская фабрика) использует советские шрифты с упаковок конфет в логотипе пространства и на своем сайте. Петербургский Севкабель задействует в нейминге расположение и историю пространства («каток у моря», «маркет у моря» и т.д.). Новая Голландия в Санкт-Петербурге сохраняет исторические названия построек на своей территории: «Фрегат», Дом коменданта», «Кузня». У посетителей, встречающих аутентичные названия или, например, афиши, оформленные с использованием визуальных элементов, отсылающих к прошлому, возникает желание узнать, почему названия именно такие, посмотреть что-то об истории этого места, и у них формируется яркий, запоминающийся, вписанный в историю большого города, образ общественного пространства.

Использование культурными центрами прошлого для создания идентичности является частью процесса, характерного для всей цивилизации модерна5– в больших городах просыпается интерес к локальной культуре. В мегаполисах, где так много обезличенного, универсального, глобального, рождается потребность сохранять историческое наследие, сохранять уникальное «лицо» города. Во многих креативных кластерах можно встретить арт-объекты, переосмысляющие прошлое. Например, недавно на лестничных пролётах «обновленного» ДК им. Кирова я увидела большое красное полотно с надписью «красненько», свисающее с потолка последнего этажа, очевидно рефлексирующее советскую эстетику. Такие объекты можно встретить практически во всех креативных пространствах. Кроме того, сами современные креативные кластеры можно рассматривать как арт-объекты.6 Таким образом, тенденция обращения к прошлому в современных культурных кластерах помогает создавать новые объекты актуального искусства, имеющие в своей основе локальную историю.

В-третьих, креативные пространства помогают жителям больших городов "привыкать» к современному искусству и культуре. Креативные кластеры – это места, наполненные объектами актуального искусства. В самых крупных из них почти всё время проходят выставки. Житель большого города, гуляя в выходной день по центру, может наткнуться на выставки репродукций Бэнкси или Уорхолла («Энди Уорхол и русское искусство» в Севкабеле, "Анонимный провокатор" в Лофт проекте Этажи). Придя работать в коворкинг, он может заметить на стенах работы молодых художников и заинтересоваться ими (например, в молодёжном пространстве «Просто» в петербургском ДК им. Кирова). Выражение «неразличение культуры и жизни»6 точно описывает взаимодействие горожан с креативными пространствами. Креативные пространства внедряют искусство и культуру повседневность. Взаимодействие с искусством становится видом досуга. Креативные кластеры делают современное искусство привычным и понятным для горожан, повышают его видимость и узнаваемость, и, следовательно, популярность.

Я хочу отметить, что развитие современного искусства креативными кластерами иногда может негативно влиять на традиционные учреждения культуры. Сегодня кластеры часто появляются на базе музеев и библиотек или частично включают их в свою структуру (например, филиал библиотеки им. Маяковского на территории «Севкабеля»). В «обновленных» библиотеках и музеях большое внимание уделяется созданию привлекательного образа за счет актуального искусства или мероприятий, связанных с ним. Иногда модернизация традиционных учреждений культуры производится недостаточно качественно и способна нанести ущерб первичным функциям культурных учреждений. Приведу пример из личного опыта. Этим летом я посетила один популярный исторический музей Москвы. В него меня привели яркие медиа (красивый сайт, привлекательный облик, созданный в соцсетях, интересные посты на исторические темы и с анонсами мероприятий в музее). В итоге в музее я увидела: тематическую барахолку впечатляющих размеров просторном дворе музея, очень качественную выставку корейского художника в нижних залах (мне понравились как работы, так и кураторская работа), и, к удивлению, очень скудную историческую экспозицию, которая, по идее, должна быть основой музея в привычном понимании этого слова. Я же попала скорее в «креативное пространство», чем в музей. По-моему, нужно разделять их, чтобы, во-первых, сохранять качественные изначальные функции традиционных учреждений культуры, и, во-вторых, не вызывать недоумение у посетителей. Этот музей для меня - пример ненужного и не вполне грамотного выстраивания в ущерб качеству первичных функций культурного учреждения. Я согласна с мнением В. Куренного: «Человек приходит в музей за качественной экспозицией, грамотно выстроенным историческим нарративном, а не для того, чтобы стать частью костюмированного чаепития со своим участием» 7.

Успешным примером взаимодействия «старых» и «новых» культурных институций является проект «Музейная четверка» или М4. Это объединение Государственной Третьяковской галереи, Пушкинского музея, Музея современного искусства «Гараж» и Дома культуры «ГЭС-2». Два последних (а особенно ГЭС-2) можно считать креативными пространствами. Проект объединяет четыре крупнейших культурных центра Москвы и выстраивает между ними взаимодействие, предлагая посетителям маршруты, общие мероприятия. Такой подход привлекает внимание к современному искусству и в то же время никак не мешает сохранению традиционных музеев. Таким образом, при грамотном и бережном подходе к культурному наследию, взаимодействие «новых» и «старых» культурных учреждений будет делать современное искусство популярнее и при этом не будет наносить ущерб качеству традиционных учреждений культуры.

Итак, креативные пространства в больших городах России развивают современное искусство, потому что предоставляют людям творческих профессий возможности трудоустройства (с которым, однако, связаны некоторые проблемы) сохраняют историческое прошлое и дают возможность на его основе создавать современные арт-объекты, а также делают современное искусство привычным для широкого круга людей.

Список использованной литературы и источников:


1.Бодрийяр Ж. «Город и ненависть» // Мышление и письмо. Тема: человек в большом городе. СПб: Smolьny, 2022. С.10.
2. Грановеттер М. Сила слабых связей // Экономическая социология. Т. 10. № 4. Сентябрь 2009 с. 47
3. Кулёва М. «Креативных пространств не существует» [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=xZissgt8yy4&t=2209s (дата обращения: 28.09.2022).

4. Кулёва М. «Надеть на себя ошейник с электрическим током»: молодые сотрудники «Новых» и «Старых» культурных институций на рабочем месте». Журнал исследований социальной политики 13 (2) С.339.


5. Куренной В. «Сила слабых связей. Горожанин и право на одиночество». // Мышление и письмо. Тема: человек в большом городе. СПб: Smolьny, 2022. С.161.

6. Публикация в Инстаграм https://www.instagram.com/its_a_flower_day/ (дата обращения: 26.09.2022).




1 Грановеттер М. Сила слабых связей // Экономическая социология. Т. 10. № 4. Сентябрь 2009 с. 47

2 Публикация в Инстаграм https://www.instagram.com/its_a_flower_day/.

3 Кулёва М. «Надеть на себя ошейник с электрическим током»: молодые сотрудники «Новых» и «Старых» культурных институций на рабочем месте». Журнал исследований социальной политики 13 (2) С.339.

4 Кулёва М. «Креативных пространств не существует» [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=xZissgt8yy4&t=2209s (дата обращения: 28.09.2022).

5Куренной В. «Сила слабых связей. Горожанин и право на одиночество». // Мышление и письмо. Тема: человек в большом городе. СПб: Smolьny, 2022. С.167.

6 Бодрийяр Ж. «Город и ненависть» // Мышление и письмо. Тема: человек в большом городе. СПб: Smolьny, 2022. С.10.

7 Куренной В. «Сила слабых связей. Горожанин и право на одиночество». // Мышление и письмо. Тема: человек в большом городе. СПб: Smolьny, 2022. С.161.


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации