Ташполотов Ы - файл

приобрести
скачать (125.9 kb.)


Ташполотов Ы., д.ф.-м.н., профессор ОшГУ
МЕХАНИЗМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Регламентирующей основой государственной политики КР в сфере науки и инноваций является «Кодекс Кыргызской Республики о науке и инновациях» (февраль 2012г.). В документе отмечено, что:

В соответствии с Кодексом основная цель государственной политики КР в области науки и инноваций является:



Устойчивое социально-экономическое развитие КР, основанное на стимулировании и максимально широком использовании научного, научно-технического и технологического потенциала, ориентированного на ценности открытого демократического общества, для создания и реализации конкурентоспособных и экологически чистых продуктов, услуг, процессов.

Основными задачами государственной политики в области науки и инноваций в КР являются:

-Комплексная интеграция фундаментальных и прикладных исследований с инновационной деятельностью во всех сферах экономической, социальной, культурной, политической и информационной жизни КР;

-Развитие и эффективное использование научного и технологического потенциала;

-Обеспечение прогрессивного структурного реформирования сферы производства товаров и услуг, повышение их конкурентоспособности и эффективности производства;

-Защита окружающей среды, памятников природы и культурного наследия, рациональное использование природных ресурсов, сохранение и приумножение биологического и культурного разнообразия;

-Защита и развитие информационных ресурсов страны;

-Системное углубление взаимосвязи науки и образования и др.

Процесс инновационной деятельности представляет собой этапы создания научно-технической продукции - от фундаментальных исследований до реализации их в виде опытного образца с последующим освоением, тиражированием и распространением в соответствии с потребностями общества. В связи с этим в документе указаны этапы реализации Национальной инновационной системы в КР:



1-й этап - создание предварительных условий для форсированного перехода на инновационный путь развития:

-активизация инновационного потенциала предпринимательской среды;
- подготовка концептуальной, институциональной и законодательной основы для введения современной системы взаимодействия научно-технической и инновационной сфер между государством, научно-техническим сектором и промышленностью;
-организация постоянного мониторинга и экспертизы действующей законодательной базы, регулирующей деловую активность, инновационную научно-техническую деятельность и практику применения законодательных норм на предмет ее соответствия сложившимся международным стандартам;

-отладка инструментария по поддержке прорывных направлений технологического развития на основе организации партнерства государства и промышленности.



2-й этап-формирование сетевых взаимодействий:

-организация постоянного процесса выявления и мониторинга факторов и барьеров, препятствующих инновационной деятельности;


- введение в практику разработанных институциональных инструментов;

-поэтапное введение в действие схем государственного содействия процессам диффузии и трансферта технологий;

- выявление существующих сетей и кластеров

3-й этап-кластеризация инновационной системы:

- переход в государственной научно-технической и инновационной политике от поддержки отдельных организаций, ведущих исследования и разработки, к поддержке развития по отношению к кластерам, связанных между собой организаций, проводящих исследования, разработки и внедрения.


Необходимые ресурсы для реализации Программы потребует выделения средств в размере 2,6 – 3,0% от ВВП, финансирования Программы предусматривает необходимость максимального привлечения частного, венчурного отечественного и иностранного капитала.
При определении вышеприведенных значений выделения ресурсов для НИС КР мы исходили из общепринятых в развитых странах положений, где финансирование научно-инновационной деятельности в размере от 0,4% до 2,6% призвано обеспечить только исследовательскую работу и лишь свыше 2,6% от ВВП приводит к инновационному пути развития экономики. 

В результате будет достигнуто:

-увеличение прямых иностранных инвестиций в инновационную и научно-исследовательскую деятельность;

-оптимизация системы бюджетного финансирования прикладных НИОКР;


-создание эффективной инновационной инфраструктуры, включающей единую информационную базу инновационной деятельности в республике;

-формирование системы венчурного финансирования с участием как отечественного, так и иностранного капитала;

-повышение уровня инновационного менеджмента;

-усовершенствование законодательно-правовой основы в соответствии с проводимой политикой инновационного развития.

Для создания технологической базы модернизации экономики необходимо сконцентрировать инновационный потенциал на производстве конкурентоспособной продукции оборонного назначения, социальной сферы и бытового назначения, что станет основой социальной переориентации экономики.

В ходе анализа выявлена следующая совокупность приоритетных направлений перспективного развития науки и техники, которая условно может быть разделена на 3 группы.





Ташполотов Ы., д.ф.-м.н., профессор ОшГУ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации