Наименование курса |
Основы критического мышления | |
Краткое описание |
Современному человеку предстоит перерабатывать большой объем информации, приходится решать сложные и постоянно изменяющиеся профессиональные задачи, выстраивать межличностное общение. Он должен уметь рассуждать, делать выводы, обосновывать собственную точку зрения, решать различные задачи. Основой этого является критическое мышление, а точнее, навыки, установки и ценности, которые приобретаются в результате формирования критического мышления; умение систематизировать, анализировать, определять, интерпретировать, принимать решения и многое другое. Основы критического мышления– это дисциплина, которая ориентирована на практические приложения в конкретных гуманитарных, социально-политических и естественнонаучных сферах; учёт субъективного, личностного фактора при проведении разных уровней анализа; внимание к анализу различных видов ошибок в процессе рассуждения. В критическое мышление как учебную дисциплину включены умения работать с понятиями и чётко формулировать мысль; формулировать вопросы и представлять адекватные им ответы; проводить методическое сомнение; выявлять ошибки рассуждающего субъекта и т.д. Курс имеет высокую практическую значимость и возможность развития гибких навыков в процессе обучения, таких как системное мышление, управление командой и проектом, креативное мышление, критическое восприятие и оценка источников информации, умения логично формулировать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения в информационном поле, сохраняя активную гражданскую позицию.
| |
Структура курса |
Курс включает в себя 7 лекций, 7 семинарских занятий, 35 часов выделяется на самостоятельную работу и подготовку к семинарам. Всего 72 часа. Темы курса: - Критическое мышление: цели, основные характеристики - Диалектика и аналитика .Законы логики - Основы теории умозаключения - Понятие, суждение, умозаключения - История критической мысли - Софистика и маевтика, реализм и номинализм - Кантианство и позитивизм - Философские основания творческого мышления - Техники и технологии развития творческого мышления
| |
Формы и методы обучения |
Лекционные и практические занятия проводятся с привлечением широкого спектра аудио/видео материалов. На лекционных занятиях рассматриваются материалы по темам курса, которые закрепляются в ходе дискуссий на практических занятиях и выполнения самостоятельной работы. Предполагается использование проблемного, поискового, игрового, исследовательского методов обучения с технологиями проектной деятельности и развития креативного мышления, творческой работы. | |
Правила аттестации |
Текущий контроль успеваемости проводится на основе портфолио, которое формируется в ходе изучения дисциплины и включает задания, выполняемые на семинарских занятиях и в ходе самостоятельной работы. Портфолио В портфолио входят:
-коллоквиум в устном (проводимом на практическом занятии с заранее установленной датой) формате по одной из тем курса. - решение задач групповых и индивидуальных Промежуточная аттестация по дисциплине проводится на последнем (зачётном) занятии. Портфолио, представляемое на промежуточную аттестацию, формируется на основе портфолио, используемого для текущего контроля успеваемости, и дополнительно включает итоговую рефлексивную работу по изученному материалу, выполняемую во время зачетного занятия. Итоговая рефлексивная работа включает презентацию группового проекта.
| |
Сведения о ведущем преподавателе – авторе курса |
Березовская Ирина Петровна, к.ф.н., доцент кафедры общественных наук berezovskaya_ip@spbstu.ru | |
Сведения о преподавателях |
Заморев Антон Сергеевич, к.ф.н., доцент кафедры общественных наук zamorev_as@spbstu.ru Кунецов Дмитрий Иванович, д.ф.н, профессор кафедры общесвтенных наук | |
Ограничения |
Максимум 4 группы (100 человек) |