Цель для детей группы: формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нормой речевого развития.
Цель для детей с ТНР: коррекция и развитие лексико-грамматических категорий и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I, II-III уровней.
Задачи:
1. Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Насекомые» (для всех уровней развития)
2. Совершенствовать грамматический строй речи
1 Группа: образовывать множественное число имен существительных в родительном падеже (повторение), усваивать предлоги С, СО, ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА, согласовывать слова в предложении.
II-III уровень ОНР: образовывать множественное число имен существительных в родительном падеже (повторение), усваивать предлоги С, СО, ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА, согласовать слова в предложении.
I уровень ОНР: единственное и множественное число имен существительных, усвоить предлог НА.
3. Совершенствовать навыки слогового анализа слов (все дети, кроме I уровня)
4.Совершенствовать синтаксическую сторону речи
Группа: составлять простые распространенные предложения и объединять их в рассказ.
II-III уровень: составлять простые распространенные предложения.
I уровень: составлять простое двусоставное предложение по картинке.
Развивающие и коррекционно-развивающие задачи:
1. Развивать диалогическую речь, зрительное внимание, мышление.
2. Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.
Воспитательные и коррекционно-воспитательные задачи:
1. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.
2. Воспитывать любовь и бережное отношения к природе.
1 группа детей (дети, развивающиеся в соответствии с возрастом)
2 группа (дети с ТНР)
Предметный словарь. I уровень: жук, муха, комар, пчела, лапки, головка; II-III уровень, группа: насекомое, паук, бабочка, жук, стрекоза, пчела, оса, комар, муха, муравей, гусеница, божья коровка, кузнечик, крыло, глаза, усы, куколка, яйцо, лапки, жало, брюшко нектар.
Глагольный словарь. I уровень: летит, жужжит, ползет; II-III уровень, группа: ползать, летать, порхать, кружиться, жужжать, звенеть, собирать, опылять, жалить, стрекотать.
Словарь признаков. I уровень: маленький, большой; II-III уровень: пестрый, разноцветный, полезный, вредный, пчелиный, комариный.
Оборудование: магнитная доска, картинки с изображением насекомых, мяч, лото «Насекомые» (для индивидуальной работы с ребенком I уровня), муляжи насекомых, раздаточный материал для развития графических навыков
Ход образовательной деятельности:
Деятельность педагога |
1 группа (дети, развиваю-щиеся в соответствии с возрастом) |
2 группа (дети с II-III уровня) |
3 группа (дети с ОНР I уровня) |
Располо-жение детей
|
Исполнительный этап | ||||
Определение темы занятия. Зачитывание загадок: - Ребята, отгадайте загадки и получите «отгадки». |
Дети отгадывают загадки и дают ответы. Участвуют все. |
Вся группа сидит на стульчиках полукругом перед воспитателем. Воспитанники 1-ой группы и с ТНР рассажены в смешанном порядке. | ||
Дети, отгадавшие загадку, получают муляж насекомого и делят название насекомого на слоги |
Так как слоговой анализ недоступен, дети просто получают муляж отгаданного насекомого. | |||
Формирование обобщающего понятия «Насекомые»: - Какие молодцы! Все правильно угадали. Как же назвать одним словом всех этих маленьких животных? - Правильно, это насекомые – самые маленькие животные на нашей планете. Скажите, а на какой вопрос они отвечают: Кто? Или Что? - Почему? - Да, вы правы, они все живые и встречаются повсюду, особенно летом. Будьте осторожны и внимательны, старайтесь ни на кого не наступить и не раздавить. Воспитатель внимательно слушает ответы детей, оказывает необходимую помощь при ответах, стимулирует речевую активность детей с ТНР.
|
Дети отвечают на вопросы воспитателя. Дают полные ответы. |
Дети отвечают на вопросы воспитателя. Дают полные ответы (со стимулирующей помощью со стороны педагога при необходимости). |
Дети отвечают на вопросы доступными им аморфными словами. |
Так же. |
Актуализация в речи предлогов НА, С, СО, ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА с помощью игры «Как бабочка летала»: - Смотрите, ребята, какая красивая, пестрая бабочка к нам прилетела. Кто знает, как она называется? - Да, это крапивница. А теперь посмотрим, куда она сядет. Вот она летала, порхала и устала. Скажите, куда она села? Воспитатель дифференцирует вопросы: для разных групп детей предлагается использовать разные предлоги. |
Отвечают на вопросы педагога, используя предлоги С, СО, ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА: «Бабочка слетела с цветка, со стола», «Бабочка вылетела из-под стола, из-за шкафа». |
Дети используют в ответах предлог НА: «Бабочка села на цветок, на стол, на руку». |
Группа садится за столы, воспитанники рассаживаются так, чтобы за одним столом оказались дети с разным уровнем речевого развития. | |
Воспитатель проводит пальчиковую игру «Паутиныч»: Пау-Паутиныч паутину свил. Вдруг закапал дождик- Паутину смыл. Выглянуло солнце – Мы пошли гулять! Пау – Паутиныч трудится опять. Педагог ритмично под стихотворение показывает движения пальцев, помогает своими руками детям со слабой ручной моторикой выполнять упражнения. |
Все дети выполняют движения под стихотворение вместе с воспитателем. |
Так же. | ||
Развитие связной речи, проводится упражнение «Составь предложение». Педагог раздает картинки с изображением насекомых и просит детей составить предложения о представленных на наглядном материале насекомых. С помощью детей с нормой речевого развития дополняет и поправляет ответы группы, если нужно.
|
Дети составляют и озвучивают предложения. |
Дети отвечают на вопрос «Кто это?», «Что делает?» одним-двумя аморфными словами. |
Так же. | |
Составляют простые распространенные предложения и объединяют их в рассказ. |
Составляют простые распространенные предложения. |
Составляют простое двусоставное предложение по картинке. | ||
Составление рассказа - описания по теме: - Какие же вы молодцы! А кто попробует побольше рассказать о своем насекомом – что у него есть, где живет, чем питается, вредное или полезное? |
Самостоятельный рассказ ребенка с опорой картинку. |
Рассказ ребенка с опорой картинку, сопровождающийся направляющими вопросами педагога. |
Дети рассматривают и накладывают картинки из лото. |
Так же. |
Физкультминутка (упражнения с движением): Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – полетела. Педагог читает стихотворение и показывает соответствующие движения детям под слова. Следит за выполнением движений группой. |
Участвуют все дети. |
Дети встают рядом со своим местом у стола. | ||
Проводится игра «Один-много». Воспитатель (в первую очередь обращается к детям 1-ой и 2-ой групп): - А теперь поиграем. Вспомните, у кого какое было насекомое на картинке, и ответьте мне, кого бывает много летом (образование множественного числа имен существительных в Р. п.). Далее педагог бросает ребенку мяч (всем детям), называя один предмет (одного насекомого), ребенок возвращает, называя много предметов (много насекомых). |
Дети образовывают формы слов множественного числа имен существительных (насекомых) в Р.п., а также называют закрепляют формы единственного и множественного числа имен существительных. |
Образовывают формы слов единственного и множественного числа имен существительных. |
Все дети выходят из-за парт и встают в круг. | |
Закрепление изученного материала. Упражнение на развитие графических навыков: - Ребята, сначала вам нужно дорисовать части тела у насекомых –кому чего не хватает: усики бабочке, лапки жуку, крылышки стрекозе. Воспитатель контролирует выполнение задания, оказывает детям помощь при необходимости. |
Выполняют задание самостоятельно. |
Выполняют задание с частичной помощью. |
Выполняют задание с помощью. |
Группа сидит на местах за партами. |
Подводится итог занятия. Воспитатель предлагает детям вспомнить, о чем они говорили на занятии, перечислить понравившиеся игры и упражнения, оценивает работу детей, дарит им «похвалюшки» (наклейки или картинки). |
Все дети участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы. |
Так же. |