Курсовой проект - Политика управления финансовыми рискам - файл n1.doc

приобрести
Курсовой проект - Политика управления финансовыми рискам
скачать (169 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc169kb.07.07.2012 04:48скачать

n1.doc



Содержание

Введение 2

Методы управления финансовыми рисками 10

Процесс управления риском 13

Политика управления финансовыми рисками 17

  24

Заключение 25

Список использованной литературы 27

Введение


Рыночная экономика, при всем разнообразии её моделей, характеризуется как социально-ориентированное хозяйство, предполагающее обязательное государственное регулирование. Огромную роль в структуре рыночных отношений играют финансы. Проводимый Россией стратегический курс реформирования экономики предполагает усиление ответственности хозяйствующих субъектов за результаты деятельности, устойчивость финансового положения.

Недооценка роли организации и управления финансами, которая наблюдалась в первые перестроечные годы, негативно отразилась на финансовом положении предприятий. Нехватка оборотных средств у субъектов хозяйствования в годы реформ образовалась под воздействием двух групп факторов.

Первая обусловлена обстоятельствами и принятием решений на макроуровне. К их числу следует отнести: введение налогов с фонда оплаты труда, приведшее к росту себестоимости продукции и увеличению недостатка оборотных средств; введение налога на добавленную стоимость, увеличившее потребность предприятий в оборотных средствах на приобретение сырья, материалов, комплектующих; введение ряда других налогов с оборота, потребовавшее дополнительных вложений предприятий в оборотные средства; неразвитость банковской системы, которая ещё не ориентирована на поддержку реального производителя, что не позволило предприятиям своевременно восполнить нехватку оборотных средств; высокий уровень инфляции; изъятие в бюджет авансовых платежей по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, другим налогам.

Вторая группа факторов связана с деятельностью самих предприятий: недостаточность внимания к организации оборотных средств и, прежде всего, к их нормированию; нецелевое использование оборотных средств; отвлечение оборотных средств из процесса производства; недостаточно обоснованный подход к выбору поставщиков, подрядчиков и потребителей товаров и услуг; низкий уровень управления дебиторской и кредиторской задолженностью; малая эффективность системы банкротства; слабая подготовка финансовых управляющих на предприятиях.

«Целью программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы) является формирование такой модели российской экономики, которая бы обладала долгосрочным потенциалом динамичного роста, была бы способна обеспечивать последовательное повышение благосостояния населения, эффективное воспроизводство и модернизацию производственного аппарата, укрепление конкурентоспособности и безопасности страны.

Одной из главных задач, стоящих перед экономикой России и каждого хозяйствующего субъекта для достижения целей, поставленных данной программой, является финансовое оздоровление. Решение этой задачи невозможно без повышения эффективности использования основных и оборотных средств субъектов рыночного хозяйства. Финансово-кредитный механизм может эффективно функционировать только при условии достаточности собственных средств предприятий.

Успешная работа любого предприятия зависит от ряда условий, одним из важнейших среди которых является наличие необходимого объема оборотных средств. В условиях конкурентной среды эффективность производства является основополагающим фактором, позволяющим предприятию занимать ведущие позиции в своей нише рыночной инфраструктуры. Таким образом, проблемы рациональной организации оборотных средств и повышения эффективности их использования, остро встают перед предприятиями, поскольку решение этих вопросов являются залогом обеспечения непрерывности производственного процесса и одним из слагаемых рентабельного производства.

В настоящее время оборотным средствам, вопросам их планирования и эффективности использования уделяется недостаточно внимания практическими и научными работниками. В области теории оборотных средств с появлением большого числа переводов трудов западных экономистов наблюдается определенное терминологическое разночтение. Анализ ранее выполненных исследований, опубликованных монографий и учебников, за последнее десятилетие, показал, что зачастую авторы отождествляют понятия оборотного капитала, оборотных средств и оборотных активов. Рассмотрение вопросов управления оборотными средствами, как правило, не включает принципы их организации. Недостаточно глубоко рассматриваются вопросы совершенствования нормирования. Всё это приводит к негативным последствиям в практической деятельности.

Специфика предприятий таких отраслей, как легкая, пищевая, машиностроительная состоит в значительном объеме оборотных средств в составе их активов. Поэтому для предприятий этих отраслей проблемы организации и эффективность использования оборотных средств носят ещё более насущный характер, чем для фондоёмких отраслей. На предприятиях указанных отраслей проблемам планирования и использования оборотных средств не уделяется должного внимания. Нормирование оборотных средств осуществляется далеко не на всех предприятиях, расчеты и корректировка нормативов если и производится, то крайне нерегулярно и в основном по производственным запасам. Применение устаревших методик не всегда обеспечивает обоснованность расчетов. Все это указывает на необходимость привлечения большего внимания финансовых работников предприятий к вопросам нормирования оборотных средств, разработке конкретных направлений совершенствования нормирования.

Организация источников формирования оборотных средств, также не находят должного применения на практике, несмотря на то, что они достаточно полно исследованы в современной экономической литературе. Понятие цены источника средств сейчас используются практически всеми. Однако, как правило, используется не один источник финансирования и определение цены подобного диверсифицированного источника вызывает затруднение. Зачастую, привлекая средства по приемлемым ставкам, предприятия не оценивают степень риска, что приводит к крайне негативным последствиям. Таким образом, актуальным является вопрос об использовании моделей, позволяющих выбрать источник финансирования оборотных средств с оптимальным соотношением стоимости и риска.

В области управления дебиторской задолженностью можно отметить существенные усилия, предпринимаемые предприятиями по снижению её уровня. Вместе с тем, отсутствие методологии расчета предельных значений по дебиторской задолженности приводит к чрезмерному отвлечению средств.

Анализ эффективности использования оборотных средств предприятий производится значительным числом хозяйствующих субъектов. Однако, расчет показателей оборачиваемости зачастую производится с использованием несопоставимых показателей, не учитывается специфика исчисления себестоимости и инфляция. Все это приводит к искажениям показателей эффективности использования оборотных средств.

Необходимость обобщения теоретических исследований по вопросам кругооборота ресурсов в промышленности, а особенно сущности оборотных средств, углубленного исследования их организации, направлений повышения эффективности использования и определили выбор темы данной книги.
Понятие, виды финансовых рисков

При осуществлении любого вида хозяйственной деятельности объективно существует опасность (риск) потерь, объем которые обусловлен спецификой конкретного бизнеса. Риск — это вероятность возникновения потерь, убытков, недопостулений планируемых доходов, прибыли.

Потери можно разделить на: материальные, трудовые, финансовые.

•В зависимости от вида хозяйственной деятельности риски подразделяются на: предпринимательские (производственные, коммерческие, финансовые) и потребительские.

Производственный риск возникает в процессе производственной деятельности в результате снижения планируемого объема производства, роста материальных, трудовых затрат.

Коммерческий риск связан с реализацией продукции (услуг), закупкой сырья, материалов. Он может возникать в результате уменьшения планируемого объема реализации, повышением закупочных цен, роста издержек обращения, потерь продукции в процессе обращения.

Финансовый риск возникает в процессе отношений предприятия с финансовыми институтами (банками, финансовыми, инвестиционными, страховыми компаниями, биржами и др.). Причины финансового риска: инфляционные факторы, рост учетных ставок банка, снижение стоимости ценных бумаг и др.

Финансовые риски предприятий, занимающихся производственной и торговой деятельностью в свою очередь подразделяются на: валютный риск, кредитный риск, налоговый риск, инвестиционный риск, процентный риск, риск упущенной выгоды.


Рис.1 Классификация рисков денежных потерь.







Риски




















Предпринимательский





Инвестиционный




Спекулятивный
















Производственный



Страховой




Простой (чистый)
















Коммерческий





Банковский






















Потребительский




Внешние Внутренние






















Финансовый





Валютный




























Кредитный





























Налоговый





























Инвестиционный




























Процентный




























Упущенной выгоды








Валютный риск - опасность изменения курса валюты, что приведет к реальным потерям при совершении биржевых спекуляций и внешнеэкономических операций.

Кредитный риск это опасность неуплаты предприятием основного долга и процентов по нему.

Налоговый риск состоит из таких опасностей, как невозможность получения налогового кредита; изменение налогового законодательства; индивидуальные решения сотрудников налоговой службы о возможности использования определенных льгот или применения конкретных санкций.

Инвестиционный риск это вероятность того, что отвлечение финансовых ресурсов из текущего оборота в будущем принесет убытки или меньшую прибыль, чем ожидалось. Предприятие инвестор, осуществляя вложение капитала, знает заранее что возможны два вида результатов: доход или убыток.

Процентный риск это опасность потерь, связанная с ростом стоимости кредита.

Риск упущенной выгоды вероятность наступления косвенного ущерба или недополучения прибыли в результате остановки хозяйственной деятельности или неосуществления какого-либо мероприятия.
• По признаку проявления — спекулятивный, простой (чистый);

Чистыми называют риски, которые определяют возможность получения убытка или нулевого результата; такой риск рассчитан только на проигрыш.

Спекулятивные риски выражают возможность получения как положительного, так и отрицательного результата.

Денежные расходы, убытки и потери чаще всего являются результатом финансового предпринимательства. Следовательно, финансовое предпринимательство — это то же коммерческое предпринимательство, но товаром выступают денежные средства. Поэтому финансовые риски — это риски спекулятивные.
• В зависимости от вида финансового посредничества риск подразделяется на: инвестиционный, страховой, банковский.

Для предприятий — профессиональных участников кредитного рынка финансовый риск это одна из разновидностей банковских в банковской системе, страховых для страховой и пенсионной систем, инвестиционных рисков для бирж, инвестиционных фондов.

Банковские риски - опасность потерь, вытекающих из специфики банковских операций. Они делятся на внешние (страновой, валютный) и внутренние (риски пассивных и активных операций, риски связанные со спецификой клиента).

Предприятия кредитного рынка финансовый риск обязывает учитывать такие специфические факторы, как неплатежеспособность клиента финансовой сделки, угроза не возврата кредита, общее ухудшение финансового положения клиента. Таким образом, под финансовым риском на рынке ссудных капиталов обычно подразумевается та разновидность их общих рисков, которая связана с угрозой невыполнения обязательств клиентами по причине их несостоятельности.

Методы управления финансовыми рисками


Залогом выживаемости и основой стабильного положения предприятия служит его устойчивость. Различают следующие грани устойчивости общая, ценовая, финансовая и т.п. Финансовая устойчивость предприятия является главным компонентом общей устойчивости предприятия это такое состояние его финансовых ресурсов, их перераспределения и использования, когда обеспечиваются развитие предприятия на основе собственной прибыли и рост капитала при сохранении его платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня финансового риска. Таким образом, задача финансового менеджера заключается в том, чтобы привести в соответствие различные параметры финансовой устойчивости предприятия и общий уровень риска.

Целью управления финансовым риском является снижение потерь, связанным с данным риском до минимума. Потери могут быть оценены в денежном выражении, оцениваются также шаги по их предотвращению. Финансовый менеджер должен уравновесить эти две оценки и спланировать, как лучше заключить сделку с позиции минимизации риска.
Рис. 2 Классификая методов защиты от финансовых рисков

в зависимости от объекта воздействия.




Методы защиты от финансовых рисков




физическая защита




экономическая зашита

Создание таких средств, как сигнализация, системы контроля качества продукции, приобретение сейфов, зашита данных от несанкционированного доступа, наем охраны и т.д.




Прогнозирование

уровня дополнительных затрат, оценка тяжести возможного ущерба, использовании всего финансового механизма для ликвидации угрозы риска или его последствий.

Рис.3 Методы управления риском.

Методы управления финансовыми рисками

Упразднение




Предотвращение потерь и контроль




Страхование




Поглощение

Отказ от совершения рискового мероприятия

Но для финансового предпринимательства упразднение риска обычно упраздняет и прибыль.




Определенный набор превентивных и последующих действий, которые обусловлены необходимостью предотвратить негативные последствия, уберечься от случайностей, контролировать их размер, если потери уже имеют место или неизбежны.




Инвестор готов отказаться от части доходов, лишь бы избежать риска, т. е. он готов заплатить за снижение риска до нуля.

Страхование как метод управления риском означает два вида действий:

  1. перераспределение потерь среди группы предпринимателей, подвергшихся однотипному риску (самострахование).

2) обращение к страховой фирме.




Признание ущерба и отказ от его страхования. К поглощению прибегают, когда сумма предполагаемого ущерба незначительно мала и ей можно пренебречь.

Процесс управления риском


Рис.4 Стадии процесса управления рисками.

Алгоритм

управления рисками




Определение цели

Обеспечение существования фирмы в случае существенных убытков. В качестве цели могут фигурировать: зашита работы предприятия от условий внешней среды или оптимизация внутренней среды. В качестве внешней среды предприятия рассматривают две труппы факторов, прямого и косвенного воздействия. К факторам прямого воздействия относят: поставщиков, покупателей, конкурентов, государство. К факторам косвенного воздействия относят: состояние экономики, социокультурные факторы, политические факторы, достижения НТР, международные события. К положительным факторам внутренней среды относят: наличие специальной службы "экономической безопасности", системы "экономического предупреждения", которая предотвращает все непредусмотренные расходы.




Выяснение риска

Сбор различной информации и использование официальных и неофициальных каналов. Кроме данных финансовой отчетности и бизнес-планов к официальным источникам информации относят информацию, полученную из периодической печати, радио, телевидения и т.п. К неофициальной информации относят данные, полученные при помощи промышленного шпионажа.



Анализ риска

Один из самых сложных этапов управления финансовыми рисками: потенциальным партнерам предоставляются данные для принятия решений о целесообразности участия в проекте и возможности предусмотреть меры по защите от финансовых потерь. При проведении анализа рисков прежде всего определяют источники (хозяйственная деятельность, личность человека, природные факторы) и причины рисков(недостаток информации, неопределенность будущего, непредсказуемость поведения делового партнера), какие из них являются основными. Анализ рисков подразделяют на два вида

  1. Качественный анализ идентификация всех возможных рисков. Его главная задача — определить факторы риска, этапы работы, при выполнении которых риск возникает. Объем убытка от вложения капитала может быть равен объему данного капитала, быть меньше или больше его. Проведя анализ риска, следует определить степень риска


Допустимый, т.е. имеется угроза полной потери прибыли

от реализации планируемого проекта;


Критический, т.е. возможны непоступления не только прибыли, но и выручки и покрытие убытков эа счет средств предпринимателя;



Катастрофический возможны потеря капитала, имущества и банкротство предпринимателя.




2. Количественный анализ — это определение конкретного размера денежного ущерба отдельных подвидов финансового риска и финансового риска в совокупности.




Выбор методов управления риском




Применение выбранного метода




Оценка результатов

Система точной информации, дает возможность рассмотреть имеющиеся убытки и сами действия, осуществляемые для их предотвращения. При более полной информации можно сделать лучший прогноз и снизить риск. В этом случае полезная информация - товар.


Существует такое понятие, как Риск-менеджмент, т.е. система оценки риска, управления риском и финансовыми отношениями, возникающими в процессе бизнеса. Риском можно управлять, используя разнообразные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и вовремя принимать меры к снижению степени риска.

В российской практике риск предпринимателя количественно характеризуется субъективной оценкой ожидаемой величины максимального и минимального дохода (убытка) от вложения капитала. Чем больше диапазон между максимальным и минимальным доходом (убытком) при равной вероятности их получения, тем выше степень риска. Принимать на себя риск предпринимателя вынуждает неопределенность хозяйственной ситуации, неизвестность условий политической и экономической обстановки и перспектив изменения этих условий. Чем больше неопределенность хозяйственной ситуации при принятии решения, тем выше и степень риска.

На степень и величину риска реально воздействовать через финансовый механизм, что осуществляется с помощью приемов стратегии и финансового менеджмента. Этот своеобразный механизм управления риском и есть риск-менеджмент. Вероятность наступления события может быть определена объективным методом и субъективным. Объективным методом пользуются для определения вероятности наступления события на основе исчисления частоты, с которой происходит данное событие. Субъективный метод базируется на использовании субъективных критериев, которые основываются на различных предположениях. К таким предположениям могут относиться суждение оценивающего, его личный опыт, оценка эксперта по рейтингу, мнение аудитора-консультанта и т.п. Таким образом, в основе оценки финансовых рисков лежит нахождение зависимости между определенными размерами потерь предприятия и вероятностью их возникновения. Эта зависимость находит выражение в строящейся кривой вероятностей возникновения определенного уровня потерь. Для построения кривой вероятностей возникновения определенного уровня потерь (кривой риска) применяются различные способы статистический; анализ целесообразности затрат; метод экспертных оценок; аналитический способ; метод аналогий. Среди них следует особо выделить три: статистический способ, метоп экспертных оценок, аналитический способ.

Рис.5.Универсальные Способы снижения финансового риска



Способы снижения финансового риска





















распределение риска между участниками

проекта




самострахование




страхование




резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов


Основным способом уменьшения риска в условиях рыночной экономики является диверсификация. Хотя не всякий риск можно уменьшить при помощи диверсификации. Поэтому в зависимости от степени диверсификации риски делятся на не диверсифицируемые (несистематические) и диверсифицируемые (систематические).

Политика управления финансовыми рисками


Риск-менеджмент представляет систему управления риском и экономическими (точнее финансовыми) отношениями, возникающими в процессе этого управления.

Особую роль в решении рисковых задач играют интуиция менеджера и инсайт. Интуиция представляет собой способность непосредственно, как бы внезапно, без логического продумывания находить правильное решение проблемы. Интуиция является непременным компонентом творческого процесса. Инсайт – сознание решения конкретной проблемы. В момент инсайта решение осознается ясно, однако эта отчетливость часто носит кратковременный характер. Поэтому необходима сознательная фиксация решения.

В случаях, когда риск рассчитать невозможно, принятие рисковых решений происходит с помощью эвристики, которая представляет собой совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины. Иными словами, это способы решения особо сложных задач. Риск-менеджмент имеет свою систему эвристических правил и приемов для принятия решения в условиях риска:

- нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;

- всегда надо думать о последствиях риска;

- положительное решение принимается лишь при отсутствии сомнения;

- нельзя рисковать многим ради малого;


Рис.6. Риск-менеджмент.

Риск-менеджмент
















стратегия управления










тактика

Направления и способы использования средств для достижения цели. Каждому способу соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия лучшего решения. Стратегия помогает сконцентрировать усилия на различных вариантах решения, не противоречащих генеральной линии стратегии и отбросить все остальные варианты. После достижения поставленной цели данная стратегия прекращает свое существование, поскольку новые цели выдвигают задачу разработки новой стратегии.












Практические методы и приемы менеджмента для достижения установленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики управления является выбор наиболее оптимального решения и самых конструктивных в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления.







управленческие действия







объект управления рисковые вложения капитала и экономические отношения между хозяйствующими субъектами в процессе реализации риска. К таким экономическим отношениям относятся: связи между страхователем и страховщиком, заемщиком и кредитором, между предпринимателями, конкурентами и т.д.




управляющая подсистема – субъект управления группа руководителей (финансовый менеджер, специалист по страхованию и т.д.), которая посредством различных вариантов своего воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта управления. Этот процесс может осуществляться только при условии циркулирования необходимой информации между субъектом и объектом управления. Процесс управления всегда предполагает получение, передачу, переработку и практическое использование информации.


Рис.7. Функции риск-менеджмента.

Функции риск-менеджмента










Функции объекта управления




Функции субъекта управления










организация разрешения риска




Прогнозирование т.е. разработка на перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей. Прогнозирование – это предвидение определенных событий.










рисковых вложений капитала




Организация – объединение людей, совместно реализующих программу рискового вложения капитала на основе определенных правил и процедур. Регулирование – воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости этого объекта в случае возникновения отклонения от заданных параметров.

работ по снижению величины риска




Координация – обеспечение согласованности работы всех звеньев системы управления риском.










процесса страхования рисков




Стимулирование – побуждение финансовых менеджеров, других специалистов к заинтересованности в результатах своего труда.










экономических отношений и связей между субъектами хозяйственного процесса




Контроль – это проверка организации работы по снижению степени риска.


Политика управления рисками должна состоять из следующих этапов:
Прежде всего, необходимо разработать стратегию управления риском. Как можно управлять риском, не зная, чего мы хотим этим управлением добиться? Общеизвестный принцип no free lunch (бесплатного обеда не бывает) как нельзя лучше иллюстрирует это: чем больше доход, тем больше риск, связанный с получением этого дохода. Необходимо четко сформулировать «аппетит на риск» и строить политику управления риском на основании этого.

После определения стратегии управления риском необходимо выявить присущие данной организации риски и разработать подходы для их количественной оценки: какие методы должны использоваться, на каких данных будут основываться расчеты и т. д.

Огромное значение имеет выбор программного обеспечения для расчетов. Для некоторых вычислений вполне достаточно стандартных пакетов, таких как Excel. Для более сложных задач необходимы специализированные пакеты по оценке рисков.
Следующий шаг – собственно разработка процедур по управлению риском. Управление рисками, которое часто принимают за «основную науку», - это всего лишь один из этапов описываемого процесса, пусть даже один из наиболее важных.

Необходимо разработать процедуры внутреннего контроля для каждого типа риска. Это включает в себя как оценку эффективности управления риском, так и контроль соблюдения процедур на различных этапах, например проверку соблюдения установленных лимитов или мониторинг чувствительности к риску.

Теперь можно разработать отчетные формы для данного типа риска: кому, что и когда предоставляется. Необходимо также понимать, кем и какие управленческие решения должны быть приняты на основе полученной информации.

И, наконец, нужно определить, кто в организации занимается данным риском: кто оценивает риск, кто готовит отчетность, кто устанавливает лимиты, кто их контролирует и т.д. Здесь основную роль играет четкое разграничение ответственности, а также разделение обязанностей. Например, сотрудники, рассчитывающие лимиты, не должны подчиняться тому же руководителю организации, что и сотрудники, заключающие сделки, ведь вознаграждение этого руководителя зависит от дохода, полученного по сделкам, а лимиты ограничивают операции и, следовательно, величину дохода.

Внедрение этого процесса представляет собой сложную задачу, но от ее решения во многом зависит качество всей системы управления организацией, ведь получение любого дохода связано с теми или иными рисками. Пройдя этот путь, организация может обеспечить себе условия для построения эффективной системы управления.

Для повышения эффективности управления финансовыми рисками организации необходимо соблюдать ряд правил:

1. Ответственность высшего руководства компании. Общеорганизационная политика управления рисками, включая методики идентификации, измерения, мониторинга и контроля, вырабатывается высшим руководством компании. Это позволяет убедиться в том, что риск отвечает общеорганизационной стратегии и требованиям законодательства, а также в том, что культура риск-менеджмента разделяется всеми членами компании.

2. Наличие общей политической линии и инфраструктуры риск-менеджмента. Организация должна выработать эффективную и реалистичную политику в области управления рисками и обеспечить ее выполнение, выделив достаточные для этого ресурсы, в том числе человеческие. Создание инфраструктуры риск-менеджмента нацелено на своевременную идентификацию рисков и управления ими в соответствии с волей высшего руководства, как и на обеспечение коммуникаций, координации и коррекции действий специалистов различных уровней.

3. Интеграция риск-менеджмента. Для осознания и управления рисками в их взаимосвязи идентификация и оценка различных рисков должна проводиться комплексно. Анализ рисков осуществляется на достаточно высоком уровне, чтобы оценить риски компании в целом. Это дает уверенность в том, что риск-менеджмент охватывает организацию целиком, а взаимосвязь между различными видами рисков и их совместное влияние на компанию осознается и учитывается при принятии всех стратегических и тактических решений.

4. Ответственность бизнес-подразделений. Бизнес-подразделения должны отвечать за управление рисками, связанными с их непосредственной деятельностью, в пределах, установленных в соответствии с общеорганизационной политикой риск-менеджмента. Они также несут ответственность за любые результаты принятия тех или иных решений, разрабатывая соответствующие инструменты управления рисками. Такой подход побуждает лиц, принимающих решения, полностью осознавать связанные с этими решениями риски и корректировать расчет ожидаемых прибылей с учетом рисков.

5. Оценка/ранжирование риска.

6. Независимая экспертиза. Методы и результаты оценки рисков должны быть проверены с помощью независимых экспертов, обладающих достаточными ресурсами, квалификацией и опытом, чтобы определить эффективность механизмов оценки и управления рисками и дать необходимые рекомендации. Это обеспечивает объективный подход к оценке и мониторингу рисков.

7. Планирование для непредвиденных ситуаций. Должны быть выработаны адекватные инструменты и политика управления рисками в нестандартных и кризисных ситуациях. Это позволит компании эффективно и своевременно реагировать на непредвиденное влияние негативных факторов.

Специфика применения этих правил на практике будет зависеть от таких факторов, как:

- широта сферы деятельности компании;

- вид ее деятельности;

- степень сложности бизнес-процессов;

- принятые в отрасли методология и инструментарий оценки рисков (в том числе, количественные или качественные методы оценки).

В заключение следует отметить, что в условиях рыночной экономики с увеличением опасности неплатежеспособности и последующего банкротства предприятий все большее значение приобретает проблема разработки методов управления финансовыми рисками на основе современных методик анализа и прогнозирования их возникновения. Одним из таких методов анализа и прогнозирования финансовых рисков промышленных предприятий является применение многофакторной статистической модели оценки финансовой устойчивости предприятия, учитывающей влияние основных факторов окружающей среды бизнеса и базирующейся на обработке официальной бухгалтерской отчетности предприятий.

 

Заключение


Переход народного хозяйства к рыночным механизмам и отношениям от централизованных, командно-административных хозяйственных связей СССР по разному воспринят и оценен различными субъектами российского хозяйства. В начале XXI века в российской экономике действуют наряду с неплатежеспособными предприятиями и вполне благополучные, финансово состоятельные хозяйствующие субъекты, которые смогли прогрессивно воспринять перемены, направленные на многоукладность экономики, широкий спектр форм собственности, неизбежность опережающего наращивания качества и номенклатуры товаров для широкого потребительского спроса.

В отличие от передовых предприятий промышленности отдельные хозяйствующие субъекты в рамках ведения своей деятельности воспроизводят особое, целенаправленное хозяйственное поведение, позволяющее поглощать ресурсы кредиторов и трансформировать их в собственную дебиторскую задолженность, затягивать до неразумности сроки расчетов по имеющимся долгам, формируя искусственную выручку от реализации товаров по нереально высоким ценам.

Под влиянием совокупности внешних и внутренних факторов нарушаются пропорции финансовой устойчивости предприятий. Имущество приобретает непроизводительную, неликвидную, рисковую форму и особенно быстрыми темпами, в десятки раз превышающими темпы прироста выручки, растет оборотный капитал промышленных предприятий. Экстенсивный рост сопровождается структурными диспропорциями, растет доля безнадежных к получению долгов, оборотный капитал «теряется» в убытках.

В условиях особого хозяйственного поведения предприятия, обусловленного совокупностью неблагоприятных факторов, необходимо особо выделить такой ориентир в управлении финансовыми ресурсами как «способность к финансированию», то есть возможность и готовность предприятия нести издержки по финансированию оборотного капитала. При неспособности к финансированию предприятие продуцирует экстенсивный рост оборотного капитала за счет долгового удержания своей неконкурентоспособности.

Проблемы цены и структуры капитала привлекают все больше внимания представителей отечественной финансовой науки. Это обусловлено трансформационными процессами, происходящими в российской экономике, развитием не только разнообразных форм собственности и хозяйствования, но и многообразием хозяйственного поведения собственников и менеджеров предприятий. Хозяйственной практикой становятся востребованы нетрадиционные, уникальные решения, основанные на глубоком синтезе достижений современной финансовой теории и опыта финансового управления.

Показатель средней взвешенной стоимости оборотного капитала существенно расширяет возможности финансового управления предприятием. Применение методики определения оборотного капитала по стадиям финансового цикла и расчета издержек его финансирования позволяет количественно представить экономическую выгоду от ускорения оборачиваемости производственных запасов, затрат, готовой продукции, дебиторской задолженности.

Каждое предприятие обладает определенным капиталом, за счет которого оно и получает основную долю прибыли. Ошибки связанные с вложением капитала неизбежно приводят к потере финансовой устойчивости и даже банкротству.












Список использованной литературы


  1. АБРАМОВ А.Е. Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятий. - М.: АКДН, 1994. - 126 с.

  2. БАЛАБАНОВ И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом. - М.: Финансы и статистика, 1995. - 348 с.

  3. БАЛАБАНОВ И.Т. Риск-менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 192 с.

  4. ВАН ХОРН Дж. К. Основы управления финансами. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 800 с.

  5. ГЕРЧИКОВА И.Н. Менеджмент: учебник. - 2 издание, перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, 1995. - 480 с.

  6. ГЕРЧИКОВА И.Н. Финансовый менеджмент. - М.: Консалт-банкир, 1996. - 208 с.

  7. ГЛУХОВ В.В., БАХРАМОВ Ю.М. Финансовый менеджмент. - М.: Спб; Спец. литература, 1995. - 429 с.

  8. ЕФИМОВА О.В. Финансовый анализ. - М.: Бух. учет, 1996. - 208 с.

  9. КРЕЙНИНА М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. - М.: ИКЦ “ФИС”, 1997. -224 с.

  10. ЛИПЦИС И.В. Бизнес-план - основы успеха. Практическое пособие. - М.: Машиностроение, 1992. - 79 с.

  11. ОВСИЙЧУК М.Ф. и др. Финансовый менеджмент: Методы инвестирования капитала. - М.: Буквица, 1996. - 128 с.

  12. ПАВЛОВА Л.Н. Финансовый менежмент. - М.: Финансы и статистика, 1995. - 282 с.

  13. РЕДХЕД К., ХЬЮС С. Управление финансовыми рисками. - М.: Инфра-М, 1996. -288 с.

  14. Риски в современном бизнесе. - М.: Аланс, 1994. - 200 с.

  15. СТОЯНОВА Е.С. Финансовый менеджмент. М.: Перспектива, 1995.

  16. УИЛСОН П. Финансовый менеджмент в малом бизнесе. - М.: Аудит, 1995. - 256 с.

  17. Финансовый менеджмент: теория и практика. - М.: Перспектива, 1996. - 405 с.

  18. Финансовый менеджмент: Уч. Для вузов/ Под ред. Проф. Г.Б.Поляка; . - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. – с.239-262.

  19. ХОЛТ Р.Н. Основы финансового менеджмента. - М.: Дело, 1993. - 128 с.

  20. ШЕРЕМЕТ А.Д., САЙФУЛИН Р.С. Методика финансового анализа. - М.: Инфра-М, 1996. - 152 с.





Содержание Введение 2
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации