Сурдопсихологии - файл

приобрести
скачать (263.2 kb.)


Практическое задание 4 Астафьева Татьяна Александровна
Вопросы:

1. Дайте характеристику методам специальной психологии (методам профилактики, методам воздействия и т.д.).


2. Напишите небольшое эссе на тему сурдопсихологии.
3. Дайте характеристику нарушениям интеллектуального развития
Ответ 1.

Методы специальной психологии можно подразделить на три большие группы: методы исследования, методы профилактики и методы воздействия.



Методы исследования

а) Методы сбора информации - предварительное знакомство с ребенком, выделение проблемы и ориентировочные данные для диагностики его развития:

- изучение документации на ребенка (анамнез, педагогическая характеристика). Изучение документов имеет большое значение, так как в них содержатся анамнестические сведения о ребенке. Специалисты получают информацию об истоках нарушения развития и его динамике. Анализируются медицинские заключения, состоянии здоровья, функционировании органов и систем, которые могут быть ответственны за нарушение психического развития в конкретном случае. Изучение характеристики ребенка для составления мнения о том, насколько ребенок умеет воспользоваться помощью взрослых, и о темпах его развития при обучении.

- изучение продуктов деятельности (рисунков, поделок, учебных работ) дает представление об актуальном уровне развития. Это субъективно-объективный метод. Объективность проявляется при оценке развития моторных и сенсорных навыков, скорости усвоения учебного материала. Субъективность имеет место при интерпретации рисунков и других творческих работ, отражающих отношение ребенка к действительности и его проблемы. Для повышения объективности оценки деятельности детей необходимо учитывать: психологические механизмы получения результата; навыки, развитие которых предполагает обучение; типичные затруднения в усвоении школьных знаний разными группами учащихся.

- наблюдение – позволяет зафиксировать спонтанную деятельность ребенка, его естественные психические проявления. Научное наблюдение отличается тем, что сбор сведений определяется задачей исследования и направлен на установление закономерности в изучаемых явлениях.

- беседа с ребенком, его родителями и педагогами. Беседа– метод сбора информации по заранее составленной программе в процессе личного общения. В специальной психологии используется два вида беседы: с ребенком и со значимыми для ребенка взрослыми (родителями, учителями, воспитателями). Содержание беседы варьируется в зависимости от поставленных задач и участников. Главная проблема в построения беседы – подбор содержания и формы вопросов, отвечающих цели исследования и помятых ребенку.

Беседа со взрослыми используется для сбора анамнестических данных о ребенке и выявления отношения взрослых к проблемам ребенка. Выясняется, отмечаются ли у ребенка нарушения ориентировки в пространстве и времени, как ребенок ведет себя, как он относится к родителям, каковы его интересы и склонности, в чем заключаются затруднения в развитии. Одновременно такая беседа позволяет установить, насколько правильно оценивают значимые для ребенка взрослые уровень его интеллектуального и личностного развития; очень важно взглянуть на дефект ребенка «глазами близких ему людей». Беседа со взрослыми направлена на выяснение того, испытывает ли проблемы ребенок или сами взрослые (родители, воспитатели, учителя).

Беседа с ребенком используется для установления с ним контакта и составления общего представления о его развитии. Беседа, ведется в неформальной (доверительной) форме, способствующей эмоционально-положительному контакту с ребенком. Это особенно важно потому, что многие дети с ОПФР имеют негативный опыт общения со взрослыми.

- эксперимент – один из основных методов психологического познания. Он широко применяется в специальной психологии. Сущность экспериментальной процедуры состоит в том, что в процессе ее проведения исследователь может управлять изучаемым явлением (вызывает, изменяет и прекращает его). Экспериментальным путем изучаются различные виды деятельности детей с ОПФР, особенности их личности, способность к обучению. Сбор данных происходит в специально смоделированных условиях, обеспечивающих активацию исследуемых процессов.

Общим моментом всех экспериментов является то, что действия, выполняемые по инструкции, должны выделять те стороны интеллектуальной или иной деятельности, которые подлежат изучению.

- тесты. Метод тестирования представляет собой психологическую диагностику посредством стандартизированных заданий (вопросов, задач). Тесты как краткие экспериментально-психологические приемы, которые применяются в каких-либо практических целях для выяснения индивидуальных психических особенностей личности или, иначе, индивидуальных особенностей ее поведения (задача «психодиагностики»), причем подобное выяснение имеет в виду практическую цель – более рационального воздействия на данную личность (задача «психотехники»).

- анкетирование направлено на получение информации о человеке или группе путем опосредованного общения, обследуемый отвечает на вопросы экспериментатора, заполняя анкету. В специальной психологии этот метод оптимально работает, начиная с младшего школьного возраста, – ведь его применение связано с овладением чтением и письмом, что затруднено у детей с патологией сенсорных систем. При формулировке вопросов анкет всегда следует учитывать специфику нарушения.



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации