Пользуясь приложением №1 во вкладке «Приложения к модулю 1».
Генезис предмета психологической теории | ||||||
Этап развития психологии (века) |
Психологи |
Научное направление |
Предмет психологии |
Методы исследования |
Основные труды |
Вклад в науку |
Донаучный этап (VII-VI вв до н.э. – конец XVI в.) |
Гераклит Демокрит
Аристотель Платон
Сократ Пифагор
|
Психология как наука о душе |
Наличием души пытались объяснить непонятные явления в жизни человека |
Нет |
Гераклит «О природе» Платон «Федон», «Государство» Демокрит «Большой мирострой» Лукреций «О природе вещей» Аристотель Трактат «О душе»
|
Общее представление об охранительной и активной роли души. Определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности тела, способов регуляции поведения и пределов свободы человека |
Психология Нового времени (XVII- XIX вв.) |
Рене Декарт (Ренатус Картезиус) В. Вундт
Ф.Бэкон Б.Спиноза Дж. Локк Г. Лейбниц Х.Вольф Т. Гоббс
Д. Гартли Д. Юм
Беркли Милль
Гербарт |
Психология как наука о сознании |
Способность чувствовать и думать назвали сознанием |
Наблюдение человека за самим собой |
Р. Декарт «Мир» В.Вундт «Принципы физиологической психологии» Б. Спиноза «Метафизическими размышлениями» Дж. Локк «Опыт о человеческом разумении», «Мысли о воспитании» Гербарт «Психология как наука, вновь обоснованная на опыте, метафизике и математике», Учебник психологии
|
Развитие рационалистического и эмпирического подходов, появление первых теорий эмоций, теории рефлекса, попытки ввести в психологию бессознательное, естественно-научный подход к изучению психики. Дали импульс в разработке понятия о психической функции как особой деятельности сознания. Оформление психологии в самостоятельную науку. Открытие первой лаборатории экспериментальной психологии. Развитие генетический психологии, зоопсихологии. |
Новейшее время (первая половина XX века) |
З. Фрейд А. Адлер
К.Г. Юнг А. Фрейд
К. Хорни Г.С. Салливан Дж. Уотсон Э. Торндайк И.П. Павлов Э.Ч. Толмен К. Халл Б.Ф. Скиннер А. Бандура М.Вертхаймер В. Кёлер В.М.Бехтерев И.М.Сеченов
|
Психология как наука о поведении |
Психология – наблюдение за тем, что непосредственно можно увидеть поведение, реакции, поступки человека |
Психоанализ и проективные методы (глубинная психология) Бихевиоризм Гештальтпсихология Инструментальный метод
|
З. Фрейд «О психоанализе», «Ведение в психоанализ», Лекции «Психология масс и анализ человеческого «Я» К.Г. Юнг «Психология бессознательного», «Архетип и символ» Дж. Уотсон «Поведение: введение в сравнительную психологию», «Бихевиоризм» В.М. Бехтерев «Невропатологические и психиатрические наблюдения», «Внушение и его роль в общественной жизни» И.М. Сеченов «Психологические этюды»
|
Оформление различных направлений и научных школ. Появление первых концепций личности, теории сознания, в том числе и измененного сознания, теорий научения и развивающего обучения, творческого мышления. Появление первых экспериментальных исследований личности, введение в ее исследование культуры и социального окружения как новых парадигм. Развитие отраслей психологии |
Новейшее время (со второй половины XX) |
Л.С.Выготский А.Н. Леонтьев Б.М. Теплов А. Маслоу К. Роджерс Д. Майерс |
Современный этап развития психологии. Изучение факторов, закономерностей и механизмов психики |
Саморазвитие |
Совершенствование методов экспериментального исследования психики, появление разнообразных диагностических методик |
Л.С. Выготский «Педология подростка», «Сознание как проблема психологии поведения» А.Н. Леонтьев «Проблемы развития психики», «Деятельность. Сознание. Личность» К. Роджерс «Взгляд на психотерапию. Становление человека» Д. Майерс «Социальная психология» |
Появление тенденции к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ |