Дисциплина: Общие основы психологии Введение в общую психологию Задние Заполните Таблицу 1, кратко представьте основные этапы трансформации предмета психологии от д - файл

приобрести
скачать (82.2 kb.)



Дисциплина: Общие основы психологии

Введение в общую психологию

Задние 1. Заполните Таблицу 1, кратко представьте основные этапы трансформации предмета психологии от души до психики.

Цель: закрепить представления о развитии науки психологии, в контексте динамики ее предмета, методов и основных достижений исследователей.

Методическое обеспечение: Приложение 1,2, источники в интернете.

Пользуясь приложением №1 во вкладке «Приложения к модулю 1».



Таблица 1.

Генезис предмета психологической теории

Этап развития психологии (века)

Психологи

Научное

направление



Предмет психологии

Методы исследования

Основные труды

Вклад в науку

Донаучный этап (VII-VI вв до н.э. – конец XVI в.)

Гераклит

Демокрит


Аристотель

Платон


Сократ

Пифагор



Психология как наука о душе

Наличием души пытались объяснить непонятные явления в жизни человека

Нет

Гераклит «О природе»

Платон «Федон», «Государство»

Демокрит «Большой мирострой»

Лукреций «О природе вещей»

Аристотель Трактат «О душе»


Общее представление об охранительной и активной роли души.

Определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности тела, способов регуляции поведения и пределов свободы человека




Психология Нового времени (XVII- XIX вв.)

Рене Декарт (Ренатус Картезиус)

В. Вундт


Ф.Бэкон

Б.Спиноза

Дж. Локк

Г. Лейбниц

Х.Вольф

Т. Гоббс


Д. Гартли

Д. Юм


Беркли

Милль


Гербарт


Психология как наука о сознании

Способность чувствовать и думать назвали сознанием

Наблюдение человека за самим собой

Р. Декарт «Мир»

В.Вундт «Принципы физиологической психологии»

Б. Спиноза «Метафизическими размышлениями»

Дж. Локк «Опыт о человеческом разумении»,  «Мысли о воспитании»

Гербарт «Психология как наука, вновь обоснованная на опыте, метафизике и математике», Учебник психологии


Развитие рационалистического и эмпирического подходов, появление первых теорий эмоций, теории рефлекса, попытки ввести в психологию бессознательное, естественно-научный подход к изучению психики.

Дали импульс в разработке понятия о психической функции как особой деятельности сознания. Оформление психологии в самостоятельную науку. Открытие первой лаборатории экспериментальной психологии. Развитие генетический психологии, зоопсихологии.



Новейшее время (первая половина XX века)

З. Фрейд

А. Адлер


К.Г. Юнг

А. Фрейд


К. Хорни

Г.С. Салливан

Дж. Уотсон

Э. Торндайк

И.П. Павлов

Э.Ч. Толмен

К. Халл

Б.Ф. Скиннер

А. Бандура

М.Вертхаймер

В. Кёлер

В.М.Бехтерев

И.М.Сеченов


Психология как наука о поведении

Психология – наблюдение за тем, что непосредственно можно увидеть поведение, реакции, поступки человека

Психоанализ и проективные методы (глубинная психология)

Бихевиоризм

Гештальтпсихология Инструментальный метод


З. Фрейд «О психоанализе», «Ведение в психоанализ»,

Лекции  «Психология масс и анализ человеческого «Я»

К.Г. Юнг «Психология бессознательного»,

«Архетип и символ»

Дж. Уотсон «Поведение: введение в сравнительную психологию», «Бихевиоризм»

В.М. Бехтерев «Невропатологические и психиатрические наблюдения», «Внушение и его роль в общественной жизни» 

И.М. Сеченов «Психологические этюды»


Оформление различных направлений и научных школ. Появление первых концепций личности, теории сознания, в том числе и измененного сознания, теорий научения и развивающего обучения, творческого мышления. Появление первых экспериментальных исследований личности, введение в ее исследование культуры и социального окружения как новых парадигм. Развитие отраслей психологии

Новейшее время (со второй половины XX)

Л.С.Выготский

А.Н. Леонтьев

Б.М. Теплов

А. Маслоу

К. Роджерс

Д. Майерс



Современный этап развития психологии. Изучение факторов, закономерностей и механизмов психики

Саморазвитие

Совершенствование методов экспериментального исследования психики, появление разнообразных диагностических методик

Л.С. Выготский «Педология подростка», «Сознание как проблема психологии поведения»

А.Н. Леонтьев «Проблемы развития психики», «Деятельность. Сознание. Личность»

К. Роджерс «Взгляд на психотерапию. Становление человека»

Д.  Майерс «Социальная психология»



Появление тенденции к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ



Дисциплина
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации