Л. М. Зайдулина Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников в условиях реализации фгос ноо - файл

приобрести
скачать (72.1 kb.)


Л.М. Зайдулина
Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
(МОУ «Железногорская средняя общеобразовательная школа №5 им. А.Н. Радищева)

«Забота о здоровье - это важнейший труд педагога. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Василий Александрович Сухомлинский

В нашу жизнь прочно вошли такие понятия, как «болезни цивилизации», «школьный стресс», «школьная патология». Проблема здоровья нации и, прежде всего, детей стала проблемой государственной.

Новые образовательные стандарты предполагают, что показатели состояния здоровья обучающихся становятся важными показателями успешности работы ОУ.

На здоровье детей влияют генетические факторы (их принимаем как данные), экологические (эти проблемы решаются на уровне государства) и социальные. Среди последних есть независящие от школы факторы (образ жизни и материальное благополучие семьи, уровень образования и воспитания родителей, медицинское обслуживание и др.) Но 20 – 40% негативных для здоровья детей факторов связаны со школой, в которой каждый ребёнок проводит 9 - 11 лет.

По результатам исследования Института возрастной физиологии выявлено, что за период обучения детей в школе в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 3 раза - патологии органов пищеварения, а число детей с пограничными нарушениями психического здоровья увеличилось с 20 до 70%. Лишь 5% выпускников школ практически здоровы.

В каждой школе конечно накоплен значительный и разнообразный опыт по здоровье сбережению в процессе обучения и воспитания. Но проводимые в школе здоровье сберегающие мероприятия охватывают в основном внеурочное время и имеют разделённый, прерывистый характер.

Сегодня современной школе нужна целостная и эффективная система по сохранению здоровья школьников как во внеурочное время, так и во время учебного процесса. Таким образом возникла потребность создания инновационной инфраструктуры и образовательного пространства по здоровье сбережению в школе. Я говорю о создании инновационной площадки по реализации проекта «Школа – территория здоровья».

Основная идея проекта состоит в создании и организации деятельности на базе Железногорской школы №5, ориентированной на воспитание здоровье сберегающей культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, здоровье сберегающей компетентности, позволяющей школьнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, оказание элементарной самопомощи. Также Проект должен содействовать становлению культуры профессионального здоровья учителей школы и валеологическому просвещению родителей.

Естественно мы начали с изучения уже существующих здоровье сберегающих технологий. Таким образом познакомились с теорией «СенсОрной свободы и психомоторного раскрепощения» доктора медицинских наук Виктора Филипповича Базарного – известного хирурга - офтальмолога, действительного члена Академии творческой педагогики, Почётного работника общего образования Российской Федерации. Здоровьесберегаюшие технологии Базарного впервые были разработаны и апробированы в НИИ Проблем Севера Академии Медицинских Наук СССР в Красноярском крае в конце 70-х годов. Основанием послужило выявление массового ухудшения здоровья детей в школе. В процессе исследований выяснились причины и реальный масштаб проблемы.

В результате исследований группой учёных постепенно были разработаны невероятно эффективные методы обучения в школе с применением образного мышления, целью которых является выращивание глубоко разумного и физически здорового потомства. Учёными было зарегистрировано 44 патента на изобретения и полезные модели.

В конце 80-х годов в СССР технологии официально вошли в государственную программу «Массовая профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах». В 2000-2001 годах данная программа прошла повторную экспертизу головными научно-исследовательскими институтами Российской академии медицинских наук, получив положительное санитарно–эпидемиологическое заключение.

Более 30 лет Виктор Филиппович занимался изучением влияния школы на здоровье детей. По мнению доктора Базарного вся концептуальная основа современной школы направлена против природы ребёнка. Многолетние исследования убедительно доказали, что наиболее разрушительными для здоровья школьников являются два фактора:

1.Закрепощённая сидячая поза.

2.Работа детей в режиме узкоформатного близорукого зрения.

Высокая эффективность применения методики многими российскими школами, убедительная теоретическая база, разработка целостной системы здоровье сберегающих педагогических технологий побудили нас выбрать именно методику Виктора Филипповича Базарного для реорганизации учебно-познавательного процесса в начальной школе с целью сохранения и укрепления здоровья младших школьников.

Поэтому с 1 сентября 2019 года мы начали частичное внедрение данных методик.

Как я уже сказала выше, первым средством профилактики и оздоровления школьников доктор Базарный считает укоренение телесной вертикали за счёт использования в учебном процессе специальной ростомерной мебели со сменяющейся высотой и специальным углом наклона столешниц.

К сожалению у нас нет возможности приобрести такую мебель, поэтому на уроке я периодически (примерно через каждые 10-12 мин.) перевожу детей из положения «сидя» в положение «стоя» без конторок. Это положение, использую, когда дети слушают объяснение педагога или отвечающего ученика.



Л.М. Зайдулина
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации