Специальная педагогика как самостоятельная отрасль науки и практики - файл

приобрести
скачать (505.8 kb.)


Специальная педагогика

1.Специальная педагогика как самостоятельная отрасль науки и практики.

Специальная педагогика является особой отраслью педагогического научного знания, и ее развитие определяется комплексом научных знаний о человеке и обществе.

По данным министерства образования в настоящее время 1,7 млн. детей, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном коррекционном обучении и психологической помощи.

В это число входит более 353 тысяч детей дошкольного возраста; из этого количества 63,6% таких детей находятся в дошкольных образовательных учреждениях вместе с обычными детьми.

Система школьного специального образования России включает около 1905 специальных образовательных учреждений и почти 272 тысячи детей школьного возраста. В специальных классах на базе общеобразовательных учреждений обучаются около 200 000 человек. Около 32 тысяч детей и подростков с ограниченными возможностями обучаются на дому.

Таким образом, более 500 тысяч детей и подростков охвачены системой специального образования. К сожалению, до сих пор образовательные учреждения общего назначения не имеют условий и специалистов для обучения детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.

Среди детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности преобладают лица мужского пола (55%). Ведущей возрастной группой являются дети в возрасте 8-13 лет (это связано с поздним сроком выявления отклонений в развитии, в основном связанным с началом школьного обучения). Среди взрослого населения России насчитывается около 15 миллионов человек с ограниченными возможностями здоровья.

На страницах американских педагогических журналов 15 лет назад обсуждались проблемы взаимодействия массового образования и образования лиц с недостатками в развитии. Отмечалась изолированность одной системы от другой, нежелание учителя массовой системы образования осваивать специальные педагогические технологии для оказания помощи детям с трудностями в обучении.

Сегодня ни в США, ни в Западной Европе нет ни одной школы, детского сада, где бы вместе с обычными детьми не находились дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

Специалисты считают, что 21 век – век работы с детьми, имеющими сложный дефект.

Несмотря на такое количество детей с особыми образовательными потребностями, те специалисты, которые с ними работают, пришли к выводу, что необучаемых детей нет и ставить вопрос об их обучаемости или необучаемости не корректно. Чем ниже психофизические возможности детей, тем выше уровень профессиональной подготовки специалистов.

В настоящее время утвердилось положение о необходимости раннего выявления и преодоления отклонений в развитии детей. В этой связи особую значимость приобретает проблема подготовки специалистов разного профиля к встрече с такими детьми, своевременного выявления нарушений развития и оказания им необходимой психолого-педагогической помощи.

В связи с этим, в последние годы, в программу обучения студентов высших учебных заведений были введены такие предметы как «специальная психология» и «специальная педагогика», которые направлены на то, чтобы дать представления об основных видах нарушений психофизического развития ребенка, о причинах их вызывающих и о путях их преодоления. В связи с этим может сложиться мнение, что в нашей стране только последние несколько лет занимаются этой проблемой, это не так. На протяжении 70 лет в нашей стране использовался термин «дефектология», но в последние годы с развитием международных отношений термины решили унифицировать и стали использовать такие термины как «специальная педагогика» и «специальная психология».



Специальная педагогика
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации