Шпоры по исследованиям систем управления - файл n1.doc

приобрести
Шпоры по исследованиям систем управления
скачать (151 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc151kb.07.07.2012 04:45скачать

n1.doc

27. Методы типа «сценариев». Методы подготовки и согласования представлений о проблеме или анализируемом объекте, изложенных в письменном виде, получили название сценариев. Как правило, на практике предложения для подготовки подобных документов пишутся экспертами вначале индивидуально, а затем формируется согласованный текст. Сценарий предусматривает содержательные рассуждения, помогающие не упустить детали, которые невозможно учесть в формальной модели, и результаты количественного технико-экономического или статистического анализа с предварительными выводами. Сценарий позволяет создать предварительное представление о проблеме (системе) в ситуациях, когда не удается сразу отобразить ее формальной моделью. Однако текст сценария следует рассматривать, всего лишь, как основу для разработки более формализованного представления о будущей системе или решаемой проблеме.


47. Метод «дерева целей». При использовании метода «дерево целей» в качестве средства принятия решений часто вводят термин «дерево решений». При применении «дерева» для выявления и уточнения функций управления говорят о «дереве целей и функций». При структуризации тематики научно-исследовательской организации удобнее пользоваться термином «дерево проблемы», а при разработке прогнозов - термином «дерево направлений развития (или прогнозирования развития)» или упомянутым выше термином «прогнозный граф». Метод «дерева целей» ориентирован на получение полной и относительно устойчивой структуры целей, проблем, направлений, т.е. такой структуры, которая на протяжении какого-то периода времени мало изменялась при неизбежных изменениях, происходящих в любой развивающейся системе. Для достижения этого при построении вариантов структуры следует учитывать закономерности целеобразования и использовать принципы и методики формирования иерархических структур целей и функций.


29. Метод «Дельфии». Сущность этого метода заключается в последовательном анкетировании мнений экспертов различных сфер деятельности по какой-либо проблеме и формировании массива информации, отражающего индивидуальные оценки экспертов, основанные как на строго логическом анализе, так и на интуитивном опыте. Метод «Ддльфии» дает возможность выявить преобладающее суждение специалистов по исследуемой проблеме в обстановке, исключающей их прямые совместные обсуждения между собой, но позволяющей им периодически взвешивать свои суждения с учетом ответов коллег. В последнее время процедура «Дельфи» в той или иной форме обычно сопутствует любым другим методам моделирования систем — морфологическому, сетевому и т.д. Для повышения результативности опросов и активизации экспертов иногда сочетают процедуру «Дельфи» с элементами деловой игры: эксперту предлагается проводить самооценку, ставя себя на место конструктора, которому реально поручено выполнять проект, или на место работника аппарата управления, руководителя соответствующего уровня системы организационного управления и т.д.


26. Методы социологических исследований - способы построения и обоснования соц-ого знания. Методы соц-ких исследований включают: - методы сбора информации: наблюдение, опрос, анализ док-тов, эксперимент и др.;- методы построения теории: дедуктивный, индуктивный, сравнительный, причинный, структурно-функциональный и др. Опрос явл. методом сбора первичной инф-ции посредством обращения с вопросами к определенной группе людей. Различают: - письменные опросы (анкетирование); - устные о. (интервьюи-рование); - очные о.; - заочные о: почтовые, телефонные. Анкетирование - это метод получения инф-ции о психологич-ой реакции населения на (экономические) новации с помощью анкеты. Анкета - составляемый аналитиками опросный лист со списком вопросов, ответы на кот. позволяют провести экон-ое, социологическое обследование, изучить обществ.мнение. Анкета самостоятельно заполняется опрашиваемым по указанным в ней правилам. Сущ. несколько видов анкетирования: прямые, домашние, почтовые, прессовые, индивидуальные, групповые и другие.Очень широкое распространение анкетный метод имеет в исследованиях и анализе внутр. Ср. пред-тия, кот.проводится в виде анкетирования раб-ков - письменный заочный опрос раб-ков. Анкетирование раб-ов применяется при изучении: - причин и мотивов текучести; - степени удовлетворенности трудом; - уровня притязаний работника; - эффек-ти орг-ции труда; - отношения к труду; - психологич.климата в кол-ве и др. проблем. Интервью - целенаправленная беседа, цель кот. состоит в получении ответов на вопросы, предусмотренные программой. Интервью позволяет: - учесть уровень подготовленности и культуры опрашиваемого, его отношение к теме опроса; - гибко менять формулировки вопросов с учетом личности опрашиваемого и содержания ответов на предыдущие ответы; - ставить дополнительные вопросы и т.д.


23.Исслед-ие упр-ия по средствам специал.эк-ого экперементирования.Эксперимент-метод исслед-ия СУ в определён.условиях её функционирования. кот. м.б.реальными или искусственно созданными исследователем,для получ.необходим.инф-ции. Проведение экс-та обусловлено необходимостью подтверждения или опровержения науч.теории или гипотезы.Эк-ты м.б.как качественные,так и количест венные харак-ки исслед-мого Объекта.Применение данного метода имеет след.+:в искусственно созданных условиях м.выявиться новые св-ва изуч-ого О.,кот.нельзя увидеть в реал.условиях;Э-т можно повторять столько раз,сколько требуется для исслед-ия;искусственно-созданные условия позволяют исключить неблагоприят.факторы,кот.м.затруднить процесс изучения.Классиф-ия э-та:1э-ты.в основе кот.лежат разные цели:исследовательские, провероч ные.Поусловиям проведения э:лабораторные,полевые.По полученным результатам:количественные, качественные.Процесс проведения э-та состоит из след.состовляющих:разработка прогр-мы и плана э-та;подготовка проведения э-та;сбор,накопление, обработка инф-ции;выполение э-та;анализ рез-тов э; обобщение, оценка,разработка рекомендаций по использованию.эк-та.


39.Методы системного анализа.методы системного исслед-ия делятся на4гр: неформальные, графические, количест­венные и моделирования. также пред­лагают4гр.методов,но совсем другого содер­жания: экономико-статистические, экономико-математи­ческие,экономической кибернетики и теории принятия решений.Системные методы оценки применяют самые разнообразные, но локальные методы: экономические, технические, социаль­ные, политические.Наиболее распространенной явл.эк-ая оценка по критерию эффек-ти.Можно выделить группу методов,кот. наиболее часто используются в ИСУ.Это: самообследование, беседа, интервьюирование, моментное наблюдение, анкетирование, изучение документации,сравнение, динамический метод, структуризация целей, экспертный метод, социологический, нормативный, параметрический, балансовый, метод творческих совещаний, графический метод.

4.Особенности орг-ции,как О.исслед-ия.Каждая орг-ция имеет конкретную СУ,кот.явл.объектом исследования.Любой вид управленч. Деят-ти связан с управлением людьми,объединенными в рамках пред-ия в отделы,подразделения, службы и т.д.=>управленч.деят-ть-это, прежде всего, управление соц-ми коллективами людей, кот. должны рассматриваться как социально управляемые системы.СУ любой орг-ции явл. сложной системой,созданной для сбора,анализа и переработки инф-ции с целью получения максимального конечного результата при определенных ограничениях(наличия ресурсов). система управления как О.исслед-ия обладает след.признаками:состоит из множества (по крайней мере2х) элементов, расположенных иерархически; элементы систем (подсистемы) взаимосвязаны посредством прямых и обратных связей.Требования, предъявленные к СУ как О. исслед-ия: рассматр. конкретную орг-цию как О. исслед-ия, мы всегда должны фиксировать и сравнивать ее системные характеристики. Это позволяет лучше понять эту орг-цию. Необходима персональная ответ-ть рук-лей и исполнителей.При проектировании СУ нужно четко фиксировать,кто и что делает в СУ, кто за что отвечает.Исследование и проектирование должно быть непрерывным процессом. Должна существовать четкая документация, регламенти рующая деят-ть орг-ции.

3.Роль исслед-ия в научной и практической деят-ти чел-ка.В современ.менедж-те исслед-ия явл. главным фактором успеха, главным фактором повышения эффе-ти управ-ия.Исслед-я – это вид деят-ти с более богатым содержанием, чем анализ, проектирование или диагностика.Исслед-е проблемы или ситуации включает в себя более широкий набор методов, чем анализ или проектирование.Развитие профессионализма в различ.областях деят-ти ведёт к пониманию исслед-ия как закономерного и естественного элемента её практической эффект-ти.В наст.время менеджеру целесообразно порядка 30% своего рабоч.времени посвящать исследовательской работе.


7Модели системного анализа.Основным рабочим инструментом системного анализа является модель.Модель —это копия реального объекта,обладающая его основными ха­рактеристиками и способная имитировать его поведение.Особенностью м.явл. то, что она находится всегда в определен­ном отношении с реальным О.Это значит,что она до определенных пределов может замещать изучаемый О.М.-это всегда уп­рощенное отражение О. Модель должна соответствовать требованиям:1Достаточно полно отражать особеннос ти и сущность исследуемого О., чтобы можно было замещать его при исследовании.2Представлять О.в упрощенном виде,но с допустимой степенью простоты для данного вида и цели исследования. 3Давать возможность перехода от модельной инф-ции к реальной.В исследовании управления часто используются компьютерные м. Они могут быть представлены в виде структуры СУ,техно­логической схемы процесса управ-ия, факторов,влияющих на эффек-ть управ-ия, структуры инф-ции.Использование подобных моделей может быть весьма эффективным в проведении исследования СУ.Наиболее известными трудностями использования моделей в ИСУ явл. след: высокая ст-ть, не­достоверная исходная инф-ция об объекте, чрезмерное упрощение ха­рактеристик. Моделирован ие в процессе исслед-ий позволяет: - исслед-ть механизм явлений; - установить предельно допустимые (экстремальные) значения параметров О.


31.Роль синергетического эффекта. Синергетич. подход рассматр-ся как дальнейшее развитие системного подхода,кот.дает специалисту новые возможности для исслед-ия и осуществления управл-кой деят-ти.Синергетика представляет собой системный подход к сложным открытым нелинейным системам. Синергетические исследования выделяют 3типа самоорганизующих процессов:самозарождение орг.;поддержание оптимального уровня; совершенст вование и воспроизводство орг.Механизм самоорг-ции напрямую связан с такими условиями существования системы,как открытость, нелинейнос ть,множественность,внешние факторы влияния, неравновесность.Функциональной сутью самоорг-ных процессов является самосоздание,самосохранение, самосовершенствование и самовоспроизведение порядка в структуре и функционировании системы.

48.Структурно-функциональный анализ(с-ф-а.).С-ф-а - метод исслед-ия системных объектов,прежде всего соц.систем.С.-ф-а. различных форм обществен.жизни строится на основе выделения в соц-ых системах структурных составляющих и их роли (функции) относительно друг др.В основу анализа Парсонс кладет различение м/у категориями структурными(система ценностей,соц.нормы) и функциональными(самосохранение,достижение цели и адаптация). Мертон в своей интерпретации С.-ф. а. отказывается от специального выделения структур-х категорий,утверждая,что в процессе функци-ния об-ва жесткая связь м/у структурными Эл-ми и определенными функциями отсутствует.Он различает функции по их благоприятным или неблагоприятным последствиям для системы и по их очевидности для участника системы (явные и скрытые).

32.Анализ проблемной ситуации.Проблем.ситуация – это: Предварительная постановка изобретательской задачи.Описание проблемной ситуации обычно содержит ответы на след.вопросы; в чем состоит главная цель решения задачи; что мешает достижению цели;что нужно для устранения затруднения;какова ее актуальность.Проблемная ситуация представляет собой начальную составную часть в постановке изобретательской задачи. Основными элементами описания пробл.ситуации явл ответы на вопросы, отражающие: сущность проблем. ситуации (Что?С какой целью?);возникновение и развитие проблем.сит-ии (Когда?); основные факторы и условия (При каких условиях?); актуальность и срочность решения проблем.сит.; степень полноты и достоверности инф-ции.Предварительный анализ пробле.сит.выполняется с целью установления ее существования (действительная или мнимая пробл.сит.)и причин ее возникновения. Окончательное описание проб.сит. состоит в определе нии степени полноты и достовер-ти инф-ции, ее адаптации к конкретным условиям. Перевод описания проб.сит.с естественного языка на специальный науч.язык позволяет достичь однозначности ее понимания.
35.Оптимизация,как выражение целевого принципа упрвления. Оптимизация управ-ия позволяет совершенствовать структуру управл-ого О. и повышает его функцииональные возможности.опт-ция управ-ия повышает эффект-ть управляемой системы.Опт-ция характеризуется поисками качественно новых путей и структурной рац-ции. Опт-ция и упрощение сложн.производственных систем — необходимое условие для более эффек-ого испол-ния постоянно растущих объемов инф-ции. Любая управляемая система должна развиваться, совершенствоваться, в ней возрастает упорядоченность, оптимизируется структурная орг-ция. Принцип опт-ции лежит в основе любой организ-ной структуры.Опт-ция управ-ия,включая и процессы саморегуляции,для любых сложных систем явл.основным условием развития и эффек-ной деят-ти орг.
36.Орг.структура.Под орг.струк.пред-ия понимаются состав, соподчи ненность,взаимодействие и распределение работ по подразделениям, между кот.устанавлив.определен.отношения по поводу реал-ции властных полномочий,потоков команд и инф-ции.Различают:Линейная ст.харак-ся тем,что во главе каждого подразделения стоит рук-ль, сосредоточивший в своих руках все функции управ-ия и осуществляющий единоличное руководство.реализуется принцип единоначалия.Функциональная ст.предполагает специализацию выполнения отдельных функций управ-ия. Для их осуществления выделяются отдельные подразделения.Линейно-штабная ст.включает в себя специализированные подразделения (штабы), кот.не обладают правами принятия решений и руководства к.-либо нижестоящими подразделениями,а лишь помогают рук-лю в выполнении отдельных функций.В остальном эта ст.соответствует линейной.Адаптивные ст.( рганические ст), имеющие возможности адаптироваться к изменениям в окружающей среде.Адаптивная ст.характер-ся децентрализацией и участием специалистов в принятии решений,ответственностью в работе, гибкостью структуры власти.Дивизиональная ст.-смысл ее состоит в том,что самостоятельные подразделения практически полностью отвечают за разработку, производство и сбыт однородной прод-ции.
38.Основные методы сбора инф-ции.Основными источниками получения инф-ции явл:Интервью и опросы-Интервью (опрос) - выяснение позиции людей или получение от них справки по к.-либо вопросу.Опрос-это наиболее распространенная и важнейшая форма сбора данных в маркетинге.Опрос м.б.устным (личным) или письменным.Наблюдение-представляет собой форму исследований, с помощью кот.осущес-ся систематическое изучение поведения того или иного О или С.; Эксперимент-исслед-ие влияния одного фактора на др. при одновременном контроле посторонних факторов.;Панель- повторяющийся сбор данных у одной группы опрашиваемых через равные промежутки времени.Она позволяет зафиксировать изменения наблюдаемых величин, характеристик.; Экспертная оценка-оценка исследуемых процессов квалифицир-ми специалистами - экспертами.
44.Классификация СУ.1По способу образования: - созданные без вмешательства чел-ка;-искусственные созданные чел-ом.2.По сущности: (социал., технич., экономич., боилогич. и др.3По отношению к целевому назначению:-целенаправленные-заранее программируют работы,для достиж.целей;-целеустремлённые-цели достигаются путём выбора альтернативных способов.4Наличию центрального ведущего эл-та: - централизованные-с-мы,в составе кот.есть центральное звено, играющее ведущую роль,-децентрализованные-роли распред-ся равномерно между эл-ми.5По размеру:-малые(менее30эл-в),средние(до 300 эл-в),большие (больше300эл-в) их трудно исслед.без предварительного разбиения на более простые функцион-е составляющие.6Степени сложности: простые -с-мы,не нуждаются в разбиении на составляющие при решении проблем,-сложные–необходимо изучать не изолированно друг от друга, т.к.все эл-та явл-ся взаимосвязанными и взаимозависимыми.7По отношению к изменениям во времени:-относительно статичные-с-мы, имеющие одно заданное состояние,-динамичные-изменяются с течением времени.8По продолжительности функционир-я: - краткосроч, среднесроч, долгосроч.9По специализации:-специализированные–с-мы, выполняющ.1функц-ю при создании прод-ции или услуги;- комплексные-выполняют все ф-ции при произв-ве прод-ции.10По предсказуемости поведения:-детерминированные-м.б. предсказаны;- стохастические-определены вероятностью.11По взаимодействию с внешней средой: изолированные, закрытые,открытые.

49.Проектирование организацион.сиситем и бизнес-проектов. Важнейшей задачей для любой орг-ции явл.задача проектирования и перепроектирования СУ для адаптации к меняющимся условиям и соответствия развитию орг.Организационное проектирование–процесс разработки и внедрения проектов орг.С позиций отношения к будущему все орг.можно разделить на 3гр.:орг,кот.не видят необходимости в переменах;орг., признающие необходимость постоянной модернизации уже имеющегося;орг.,кот.своей главной задачей считают создание нового, того,чего нет на современ.рынке.Создание нового связано с фундаментальным переосмыслением бизнеса компании в будущем. Главной задачей современ.компаний явл.одна из сложнейших задач — поддержание равновесия м/у постоянством и новаторством.Цель бизнес-пр—осмысленное,прогнозно-плановое управление предприн-им делом,поэтому качество проектных работ явл.ключевой проблемой предпр-ля.Б-пр.предполагает проектирование исполнения всех основных функций управ-ия: мотивации участников проекта; планирования работ и рес-ов проекта;контроля исполнения работ и расхода рес-ов проекта.Б-про.анализирует проблемы,с кот. может столкнуться фирма,и определяет способы их разрешения.Задачей б-пр. явл.определение:Целесообразности,эффект-ти бизнес-идеи.Прибыльнос ти,рентабельности проекта для инвестора.
53.Разработка программыСУ.Цели первого этапа создания ИСУ: Проведение оценки и анализа существующей ситуации. Формирование стратегии развития ИСУ и ее компонетов. Разработка и планирование программы реализации стратегии развития ИСУ и ее компонентов. Задачи:1Формирование концепции развитияИСУ(орпеделение досроч, промежуточных и краткостроч.целей и задач развития ИСУ). 2Описание результатов,поэтапно получаемых при реал-ии разработанной стратегии развития ИСУ.3Детальное описание проектов и мероприятий, необходимых для реал-ции стратегии развитияИСУ.4Разработка комплексной схемы реал-ции стратегии развитияИСУ(логическа структура,временные характеристики,бюджетные рамки).5Разработка рекомендациий по применению методов реализации проектов и мероприятий.

55.Стадии ЖЦО.:1Выход на рынок–структураСУне формальная и основа на рабочих группах.Привлечь внимание к товару,найти своего потреб-ля,организовать продажу,стать привлекательным для клиента. Принимаются проекты с высокой степенью финанс.риска. 2Рост-мобильные рабочие группы.Основа маркетинг и произ-во. Нарастающий рост объемов и качества услуг и соответственно числа структур. Степень риска - меньшая. 3Стабилизация-административные подразделения и рабочие группы для обновления и насыщения.Поддержание системы в равновесии.В центре внимания - сохранение существующего уровня прибыльности.Минимизац.затрат. 4Спад-сокращенные подразделения по размерам и по важности. Ликвидация части производства, продажа с максимальной выгодой, как финансовой, так и психологической.Продажа активов, устранение возможных убытков, в будущем - сокращение работающих.
1.Предмет исследованияСУ.-конкретная проблема.(Объект исл.-СУ). Проблема-реальное противоречие требующее своего разрешения. Проблема хар-ся след.параметрами:1Качество проблемы: реальность, необходимость разрешения проблемы.2Определеие и распознание пр. Этап включ.след.операции:1)операция формулирования пр.(постановка центрального вопроса;фиксация противоречия,кот.легло о основу пр.; предварительное описание предполагаемого резул-та).2)построение пр.:

-стратификация(расщипление вопросов на подвопр.,без ответов кот. Нельзя получ.ответ на глав.вопр.);-композиция(определение последов-ти решения подвопр.);-локализация(органичение поля изучения в соответ-ии потребностями иссл-ия);-вариантификация(выбор установки на возможность замены любого вопр.любым др.вопр.).3)Оценка пр.: выявлен.условий необходим.для решения пр;проверка возможностей; нахождение из уже решённых пр.алетернативных;отнесение пр. к определён.типу.4)Обоснование пр.установ-ие. связей данной пр.с др.пр.;

Проведение договоров в пользу реальности пр.;синтез результатов. 5)обозначение пр:перевод пр.на иной науч.или обычный язык. 3Установка пр:низкий уровень(интуитив. ощущение о возникновении противоречий в системе упр-ния).Второй Ур(описание пр.в соответ-ии с принятыми првилами).ВысокийУр(отработка пр.по целям и стратегии орг.).Предметом исслед-я наз-ют с-му знаний, умений, навыков.
17.Проблема и проблем.ситуация.Проблема-реальное противоречие требующее своего разрешения. Проблема хар-ся след.параметрами: 1Качество пр: реальность, необходимость разрешения проблемы. 2Определеие и распознание пр. Этап включ.след. операции: 1)операция формулирования пр.(постановка центрального вопроса; фиксация противоречия,кот.легло о основу пр.; предварительное описание предполагаемого резул-та).2)построение пр.:-стратификация (расщипление вопросов на подвопр.,без ответов кот. Нельзя получ.ответ на глав.вопр.);-композиция(определение последов-ти решения подвопр.) -локализация(органичение поля изучения в соответ-ии потребностями иссл-ия);-вариантификация(выбор установки на возможность замены любого вопр.любым др.вопр.).3)Оценка пр.: выявлен.условий необходим.для решения пр;проверка возможностей; нахождение из уже решённых пр.алетернативных;отнесение пр. к определён.типу. 4)Обоснование пр.установ-ие. связей данной пр.с др.пр.;Проведение договоров в пользу реальности пр.;синтез результатов. 5)обозначение пр:перевод пр.на иной науч.или обычный язык. 3Установка пр:низкий уровень(интуитив. ощущение о возникновении противоречий в системе упр-ния).Второй Ур(описание пр.в соответ-ии с принятыми првилами). ВысокийУр(отработка пр.по целям и стратегии орг.).Ситуация проблемная-содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в кот.разворачивается деят-ть индивида или группы.
51.Метод анализа и структуризации пр.СУ.Проблема-реальное противоречие требующее своего разрешения. Проблема хар-ся след.параметрами: 1Качество пр: реальность, необходимость разрешения проблемы. 2Определеие и распознание пр. Этап включ.след. операции: 1)операция формулирования пр.(постановка центрального вопроса; фиксация противоречия,кот.легло о основу пр.; предварительное описание предполагаемого резул-та).2)построение пр.:-стратификация (расщипление вопросов на подвопр.,без ответов кот. Нельзя получ.ответ на глав.вопр.);-композиция(определение последов-ти решения подвопр.) -локализация(органичение поля изучения в соответ-ии потребностями иссл-ия);-вариантификация(выбор установки на возможность замены любого вопр.любым др.вопр.).3)Оценка пр.: выявлен.условий необходим.для решения пр;проверка возможностей; нахождение из уже решённых пр.алетернативных;отнесение пр. к определён.типу. 4)Обоснование пр.установ-ие. связей данной пр.с др.пр.;Проведение договоров в пользу реальности пр.;синтез результатов. 5)обозначение пр:перевод пр.на иной науч.или обычный язык. 3Установка пр:низкий уровень(интуитив. ощущение о возникновении противоречий в системе упр-ния).Второй Ур(описание пр.в соответ-ии с принятыми првилами). ВысокийУр(отработка пр.по целям и стратегии орг.).

5.Методологические основы системного анализа.Методология-логическая орг.деят-ти чел.состоящая определении иссл-ия целей, определяющих наилучший результат.Мет-гия основывается на разум-й деят-ти рук-ля по рационализпцииСУ.Предполагает:определение целей, предмет исл-ия,ганицы иссл-ия,быбор средств и методов иссл-ия. Мет-гия и орг-ция иссл-ияСУ требует учёта харак-тик,к.кот.относ: 1потребность в иссл-нии(опред-ся масштаб иссл-ия).2объект и предмет иссл-ия.3Ресурсы.4Эффект-ть иссл-ий.(измерение затрат).5Результат исл-ия. Методика проведения иссл-ия включ.3раздела:1Теоретический (цели,задачи,О.,предмет исл.).2Методический(выбор метода проведения иссл.,сбор и обработка данных).3Организ-ный(план проведения иссл. распределение трудовыхи финанс.реу-ов).орг-ция провдение иссл: индивид.коллектив;проводят внеш.или внутр.специалисты;специальные отделы,службы.
6.Понятие модели и моделирования.Модель-это копия реального объекта,обладающая его основными ха­рактер-ми и способная имитировать его поведение.Особенностью м.явл. то, что она находится всегда в определен­ном отношении с реальным О.Это значит,что она до определенных пределов может замещать изучаемый О.М.-это всегда уп­рощенное отражение О.Моделирование-осуществление абстрактного эксперимент,при помощи некоторой системы-модели,кот.явл. подобием систем-оригиналом.Сущность м-ия заключ.в замене реальных экспериментов(кот.позволяют сократить затраты на их проведение). Метод м-я ставит цели:изучить элемент реальной действительности.; оптимизировать к.-либо процесс.Принципы м-ия:1пр.абстрагирования (модель-отражение свойст в О.иссл-ия).2пр.информационной достаточ

Ности(если мы не знаем о функции-нии систем,модель кот.хотим создать,то мы не сможем её создать).3пр.многомодельности-несколько вариантов моделей решения вопроса.Модель-упрощён.представление об объекте иссл-ия.Причины:сложность реального мира.
11.Сущность и основные принципы систем.подхода.Создание слож.систем и управления ими потребовало орг-ции иссл-ий, привлечение специолистов.В результате необходим.изуч.слож.систем появился систем.анализ.Сист.анализ предполагает рассмотрение и иссле-ие с-ем упр-я в их неразрывной связи с внеш.средой, объектом упр-я. Систем.подход –направление в науке,кот.разрабатывает методы иссл-ия и конструирования сложнооргани-зованных объектов.Система управ-ия любой орг-ции явл. сложной системой,созданной для сбора,анализа и переработки инф-ции с целью получ. Максимал. Конечнеч.резул-та.Под систем.подходом понимается роль системы в управлении чел-ком.Принципы: пр. целостности,-пр.совместимости,-пр.функционально-структурного строения,-пр.развития системы,- пр.вероятностных оценок, - принцип вариантности.

2.Понятие системн.анализа.Создание слож.систем и управления ими потребовало орг-ции иссл-ий, привлечение специолистов.В результате необходим.изуч.слож.систем появился систем.анализ.Систем.а.комплекс иссл-ий,направлен-х на выявление общих тенденций и факторов развития орга-ции и выработку мероприятий по совершенствованию системы управления.С.а позволяет выявить целесообразность создания орг-ции, определить, к какому классу сложности она относится,выявить наиболее эффек-ые методы научной орг-ции труда.С.а.деят-ти орг-ции проводится на ранних стадиях работ по созданию конкретной СУ.С.а.начинается с уточнения или формулирования целей конкретной СУ пред-тия и поиска критерия эффект-ти,кот.д.б.выражен в виде конкретного показателя.Четко и грамотно сформулированные цели развития пред-тия явл. основой для с.а.Конеч.целью с.а. явл.разработка и внедрение выбранной модели СУ.
20,33.Метод эксперт.оценок.-это м.анализа и обобщения суждений и предположении с помощью экпертов.М.испол-ся,когда рациональные, математические м.не эффективны.Решаемые пробл.м.б.разделены:пр. обеспеченные инф-цией;пр.с недостатком инф-ции.Данный м.эффективен в условиях:1Большой неопределённостью среды,в кот.функционирует исследуемый О2.Дефецита времени и в экстемал. Условиях.3Отсутствие теоретической основы.М.эксперт.о.применяется для решенияслед.задач:1Составление перечня возможных событий в различ.областях за определён.промежутов.времени.2Определение целей и задач управления с упорядоченностью их по степени важности.3Опр-ие альтернатив вариантов решения задач.Процесс орг.экспертизы:1) составление руководящего док-та(цели,задачи,состав и обязанности раб.группы,ресурсы).2)подбор раб.группы и группы экспертов. 3)разработка методики.
21.Деловые игры(д.и.),как метод ИСУ.Игры,в кот.имитируется конкретная экономиче.ситуация,а в качестве игроков выступают люди назыв. Деловыми играми. Д.и.применяются с целью обучения персонала и приобретения опыта приянтий управлеч.решений.Д.и.проводится в4этапа:1)на э.сбора данных ведущему игры сообщается запрашиваемая инф-ция.2)на э.принятия решения на основе получ.инф.формируется управленческое решение.3)на э.реализации определяется значение целевых функций игроков.(выигрыш).4)на э.подведения итогов определятся победитель.В случ.когда все участники заменены комп. программой получают имитационную модель орг.Имитац. моделирование позволяет сократить длительность одной партии до долей сек.Игра-взаимодействие участников организационной системы в кот.целевая функция каждого игрока зависят как от его собстевного действия,так и от действия др.участников.Теория и.описывет взаимодействие участ-ков в ситуации когда выигрыш одного зависит от действия всех.Понятия равновесия:1Максимальное равновесие-каждый игрок считает,что все остальные и-ки действуют против него,т.е.игрок

Использует критерии пессемизма.И.выбирает статегию,максими-руя свою целевую функцию предполага,что остальные и-ки выбирают действия,кот.её минимизируют.2Равновесие доминантной системы-у j-го игрока существует действие,кот.явл.наилучшим независимого от того,что делают остальные игроки.Какое бы действие и.не выбрал и какая бы обстановка не сложилась бы его выиграш будет max.3Равновесие Неша.-такая сит-ция в игре,в кот.никому из игроков не выгодно изменять свою стратегию,если её не изменяют др.игроки. минус явл.-не всегда на практике равновесие Нэша явл.единственным равнов-ем.4Парето-эффективная сит-ция.-предпочтительной явл.такая сит-ция и-ры,если в любой др.сит-ции все иг-ки выигрывают не больше и хотя бы один проигрывает строго меньше.
28.Метод мозговой атаки(м.м.а.). –это м.,кот.позволяет при минимал. Затратах времени найти множество решений,выдвигаемые участниками. Данный м.применяется при поисках решения недостаточ.иссл-ной области.Формы проведения м.м.а.:Обычное заседание(поочерёдно опрашивает).Проведение засед-ия по круговой системе(3-4чел. Идеи записывают на лист.обсуждаются).При применении м.м.а.необходим.

руководс-ся:1.существует запрет на критику выдвигаем.идей.2предложе нные идеи оцениваются после м.а.Формируется 2положения:что мы хотим получить.что нам мешает при достижении желаемого результата. Достоинства м.м.а.:1Групповое мышление пораждает на70%больше новых идей,чем индивид.предлож-й.2Тренирует умственные способности участником.3Даёт получить новые точки зрения.

40.Основные принципы и методы ИСУ.Теоритические.м.:1м. формализации-основан на изучении содержаний структурСУ в знаковой форме.2м.аксиоматизации-основан на полчении рез-тов иссл-ния на базе логических аксиом.3.м.восхождения от абстрактного к конкретном- основан на получ.рез-тов на базе перехода от логич.изучения абстрактно-расчленён-ого изуч.О к целостному конкрет.его познанию. Имперические м:1.м.наблюдения-регистация параметров и пок-лей изуч.О.2м.измерения.-даёт определён. единицам измерения численную оценку иссл-ого св-ва О. 3м.сравнения.-сравние О.с образцом. 4м.Экпе

римента-изуч.О.в искусственно-созданном для него условиях. Теоритико-империч.м.:1м.абстрагирования-основан на мысленном отвлечении от несуществующ.св-в иссл-ого О.2м.анализа и синтеза-основан на расчлинении изуч-ого О. на элементы и соединения в целое отдельных его элементов.3м.индукции и дидукции-основан на базе познания от частного к общему и о общего в частному(дидук).4м. моделирования- при ислл-ии О.используется его модель.
41.Понятие СУ-представ.собой совокупность подсистем,отражающих отдельные стороны упр-ния:цели,функции,принципы,методы, кадры. Предназначена для выработки и осуществления управляющего воздествия на произ-во.СУ состоит из объекта упр-ия (управляющая подсистема)и управляемого аппарата.Прямая связь от С. к О. Обратная связь от О.управления к С.упра-ия.
42.свойства СУ:1Устойчивость-способность с.сохранять текущее состояние,при наличии внеш.воздествий.2Надёжность-св-во с.сохранять значение всех параметров.3.Своевременность-хар-ся вероятностью выполнения работы за заданное время или заданный срок.4Точность работы – опред-ся допустимыми отклонениями результатов от достижения целей.5Адаптивность-св.с.изменять свою структуру в ответ на изменение среды.6Эффек-ть-хар-ка с,определяющая соотношение полезных рез-тов управ-ния с затратами и потерями.
43.Предметы и задачи курсаИСУ.Основные понятия.1Общенауч.и специфические методы иссл-ияСУ орг.2Методы формализованного представления систем упр-ия,в т.ч.основаны на использовании знаий и интуиции специалистов.3Проектирование СУ,как заключит.этап систем построения,напрявляемого как совершенствования действующейСУ.

Знать:1объективные тенденции эк-ого развития и закономер-ти фукционир-ия эк.систем.2Взаимодействие эк.процессов макро и микро структур,их.соц.содержание.3Современные методы получения обобщённых характеристик,статист.и эк.инф-ции. Исследование – процесс научного изучения к.-либо О.в целях выявления закономерности его возникновения ,развития и преобразования его в интересах общества.СУ-представ.собой совокупность подсистем, отражающих отдельные стороны упр-ния:цели,функции, принципы, методы,кадры.
22Анкет.м.анализа пр.К одному из методов соци-их исслед-ий относят метод Опроса, кот.представ. собой сбор первичной инф-ции посредством обращения с вопросами к определенной группе людей.К данному методу относ.письменная форма опроса - Анкетирование - это метод получения инф-ции о психологической реакции населения на (экономические) новации с помощью анкеты.Анкета - составляемый аналитиками опросный лист со списком вопросов, ответы на кот.позволяют провести экономич, социологич.обследование,изучить общественное мнение.Анкета самостоятельно заполняется опрашиваемым по указанным в ней правилам.Сущ. несколько видов анкетирования:прямые, домашние, почтовые, прессовые, индивидуальные, групповые и другие.Групповой опрос - методическая и организационная разновидность анкетирования,состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей. Индивидуальный о.-индивид. анкетирование проводится по месту жительства,когда анкетёр, объяснив респонденту правила работы с анкетой, присутствует при ее заполнении и по мере надобности консультирует по технике заполнения.Почтовый о.- вид заочного анкетного опроса, при кот. анкета распространяется по почте по специально подобранным адресам с просьбой к респондентам вернуть заполненную анкету исследователю.Прессовый о.-вид заочного анкетного о.посредством публикации анкет в периодической печати. Очень широкое распространение анкетный метод имеет в иссл-иях и анализе внутр.ср. пред-тия, кот. проводится в виде анкетирования раб-ков - письменный заочный опрос раб-ков с целью изучения их мнения и оценок тех или иных сторон действительности, мотивов их поведения.Анкетирование раб-ков применяется при изучении:-причин и мотивов текучести;-степени удовлетворенности трудом;-эффект-ти орг-ции труда; - отношения к труду; - психологического климата в коллективе и др.проблем.
25.Факторный анализ явл. одним из статистических методов анализа систем управ-ия,кот. используются для иссл-ния процессов и объектов по результатам массовых экспериментов со случайными величинами или событиями.Фактор.а. исп. при исл-нии сложных СУ, с большим числом показателей и сложными взаимосвязями между ними. Предполагается, что за множеством показателей системы стоит небольшое число независимых скрытых параметров, называемых факторами. Они определяют значение показателей и взаимосвязь между ними.Степень взаимосвязи м/у фактором и показателем описывается факторной нагрузкой,количественное значение кот. равно коэфф-ту корреляции между ними.Различают:-генеральный фактор (если он связан со всеми показателями),-групповой ф.(если он связан с некоторой группой показателей), - специфический(если он связан только с одним показателем).Процедура фак.а. состоит в переходе от высокоразмерного пространства к низкоразмерному факторному пространству, описываемых для i-х показателей.
30.Метод рефлексионного иссл-ия СУ.Если СУ откликается на конкретное внешнее воздействие вполне определенным образом, то ее называют рефлекторной.Допущение о рефлекторности реакций позволяет прогнозировать социальные последствия управляющих воздействий.В области рефлекторного реагирования в большей мере применимы математические методы исследований. В области нерефлекторного реагирования наиболее применимы методы теории катастроф, методы психологии. Основой рефлексивного подхода к исследованию служит систе­матизированная и доступная для обработки объективная информа­ция о внутренней и внешней среде изучаемой СУ в требуемом объ­еме. Ее источником выступают имеющиеся знания и практический опыт исследователя.В основе интуитивного подхода к исследованию лежит ограни­ченное в объеме явное знание исследователя, что позволяет форми­ровать познавательный процесс в большей части на безусловных рефлексах.


18.Ситуационный анализ.-заключ. в том,что побудительным мотивом проведению анализа явл.конкретная ситуация.Объектом анализа в данном случ.м.б.:структура управ-ия;методы упр-ия;стиль руководства;внеш.и внутр.ср.орг-ции;стратегия развития орг-ции. Пpимeняeмый для aнaлизa cpeды .мeтoд SWOT (cилa,cлaбocть, вoзмoжнocти и yгpoзы) явл.дoвoльнo шиpoкo пpизнaнным пoдxoдoм,пoзвoляющим пpoвecти coвмecтнoe изyчeниe внeш.и внyтp.cp.Пpимeняя мeтoдSWOT, yдaeтcя ycтaнoвить cвязи м/y cилoй и cлaбocтью, кoт.пpиcyщи opг-ции,и внeшними yгpoзaми и вoзмoжнocтями.Мeтoдoлoгия SWOT пpeдпoлaгaeт cнaчaлa выявлeниe cильныx и cлaбыx cтopoн,a тaкжe yгpoз и вoзмoжнocтeй, a дaлee - ycтaнoвлeниe цeпoчeк cвязeй мeждy ними,кoт.в дaльнeйшeм м.б.иcпoльзoвaны для фopмyлиpoвaния cтpaтeгии opг. Снaчaлa,c yчeтoм кoнкpeтнoй cитyaции,в кoт.нaxoдитcя opг-ция,cocтaвляютcя cпиcoк ee cильныx и cлaбыx cтopoн,a тaкжe cпиcoк yгpoз и вoзмoжнocтeй.Пocлe тoгo, кaк cocтaвлeн данный список,нacтyпaeт этaп ycтaнoвлeния cвязeй мeждy ними.Для ycтaнoвлeния этиx cвязeй cocтaвляeтcя мaтpицa SWOT.

19. Регулирование и контроль.Контроль – функция управленческого процесса.Контроль означает наблюдение за действиями раб-ков,точным следованиям предп-ия по выбранному курсу и достижением поставленных целей.К.призван обеспечивать правильную количе-ную и качественную оценку реальной ситуации,не только всего пред-тия,но и его отдельных подразделений.К.–это систематический процесс регулирования деят-ти пред-тия,обеспечивающий ее соответствие планам, целям и нормативным показателям.Для эффек-ого контроля на пред-тии необходима инф-ция о стандартах (нормативных показателях)деят-ти и фактических показателях, а также действия по исправлению любых отклонений от нормы.Поэтому необходимо сформировать на пред-тии систему контроля и определить весь его процесс,который состоит из четырех основных этапов:1)установление нормативов,2)измерение результатов,3)сравнение результатов с нормативами,4)осуществление необходимых корректирующих действий.Контроль можно считать элементом обратной связи в СУ предпринимат-ой деят-ти,т.к.по его данным производится корректировка ранее принятых решений,планов и нормативов.Система контроля обеспечивает обратную связь между ожиданиями,определенными первоначальными планами, и реальными показателями деят-ти пред-тия.Выделяют три основных вида управленческого контроля: 1) предварительный; 2) текущий (оперативный); 3) заключительный.



6.построение гипотез.Гипотеза-подлежащее проверке на истинность утверждение о наличии (или отсутствии) тех или иных причинно-следственных связей м/у определенными процессами или явлениями.К гипотезе предъявляются следующие требования:она не должна включать в себя слишком много положений:как правило,одно основное,редко больше; в нее нельзя включать понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем;при формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений,гипотеза должна соответствовать фактам,быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений;требуется безупречное стилистическое оформление, логическая простота, соблюдение преемственности. виды гипотез: описательные - предполагающие существование какого-либо явления (процесса); объяснительные - вскрывающие причины явления (процесса);описательно-объяснительные. Основные этапы построения гипотез: выдвижение гипотез. Выдвижение г. есть основной вид научного творчества, связанный с объективной потребностью в новом знании. Выдвинутую' г-зу необходимо сформулировать. От правильности, четкости и определенности формулировки г-зы зависят ход и результат ее проверки;проверка г-з.Доказательство достоверности г-з становитс главной задачей последующего иссл-ия.Подтвердившиеся г-зы становятся теорией и законом и используются для внедрения в практику. Неподтвердившиеся либо отбрасываются, либо становятся основой для выдвижения новых г-з и новых направлений в иссл-нии проблемной ситуации.

14.основные критерии эффективности. Анализ категории эффективности, факторов, ее определяющих, содержания и результатов управленческого труда позволяет сделать вывод, что адекватными содержанию и формам проявления эффек-ти явл.группы показателей,кот.могут выступать в качестве измерителя,критерия эффек-ти в зависимости от назначения орг-ции и условий ее функционирования.Каждому варианту СУ соответствует определенное значение критерия эффект-ти, и задача управления состоит в том,чтобы найти такой вариант управления,при кот. Соответст вующий критерий принимает наивыгоднейшее значение.Показатели Пр. и рентабельности наиболее полно характеризуют конечные результаты деят-ти, соответственно и эффект-ть управ-ия.Обобщающие показатели отражают результат хоз.деят-ти и управления в целом, но не в полной мере характ-уют эффек-сть и качество управления трудовыми процессами, производственными фондами, материал. ресурсами. Для этого используются частные показатели. Так, для оценки повышения эффект-ти использования трудов.рес-ов применяется показатель темпа роста производит-ти труда,повышение эффект-ти использования материал.рес-ов характ-тся показателями материалоемкости прод-ции,а эффе-ть использования оф—показателем фондоотдачи.При оценке эфф-ти управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных показателей.Эффект-ть управленческой деят-ти может характер-ться количествен.и качествен.показателями(доверие покупателей).
24.Тестирование системы управления.основное назначение теста - контроль и установление соответствия между значениями входных и выходных параметров системы при выполнении различных функций и на различных режимах управления (ручной, автоматический).Тест–это метод получения инф-ции с целью познания человеком проблемы,множество функционально взаимосвязанных признаков, характеризующих ее.В наст.время этот метод явл. наиболее популярным и достаточно эффективным.Тест включает набор высказываний и оценок по определенной проблеме и ситуации.Конструкция текста д.б.удобной и доступной для обработки его результатов в соответствии программой иссл-ния.А также он может имееть ключ, позволяющий оценить степень соответствия полученных результатов контрольным (установленным).К основным характеристикам тестов относ.:надежность (определяется целью,задачами и характером тестируемого исследования, качеством высказывания) и валидность(способность отражать и измерять то, что он должен отражать и измерять–это определяется посредством сравнительной оценки результатов, полученных другими методами).

27. Методы типа «сценариев»
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации