Формирующее оценивание в рамках фгос: подходы, принципы и формы. Подходы к оцениванию - файл

приобрести
скачать (187.8 kb.)


Формирующее оценивание в рамках ФГОС: подходы, принципы и формы.

Подходы к оцениванию

В Федеральном Государственном Образовательном стандарте начального общего образования сказано, что учащиеся должны владеть основами самоконтроля, самооценки, саморегуляции, а также взаимоконтроля и взаимооценки.

Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет чёткие требования к системе оценки. Она должна:

• фиксировать цели оценочной деятельности: ориентировать на достижение результатов обучения (предметных, метапредметных и личностных); обеспечивать комплексный подход к оценке результатов образования; обеспечивать возможность регулирования функционирования системы образования на основе полученной информации об уровне достижения планируемых результатов обучения;

• фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов;

• фиксировать условия и границы применения системы оценивания.

Существующая практика оценивания не соответствует такой организации учебного процесса. Это несоответствие практики и новых требований, предъявляемых к проведению процедуры оценивания, приводит к следующим противоречиям:

• обучение проводится непрерывно, оценивание - дискретно;

• предъявляются требования к предметным и метапредметным результатам обучения школьников, а оцениваются только предметные;

• развитие школьника происходит в учебное (уроки) и внеучебное время (дополнительные занятия, внеурочная деятельность), а оценивается только деятельность во время урока;

• цель образования - развитие ребёнка, цель оценивания - констатация факта соответствия его знаний стандарту.

Очевидно, что необходимы новые подходы к системе оценивания, которые помогут избежать вышеперечисленных противоречий.

Сравнительный анализ подходов к системе оценивания

Показатель

Традиционные подходы к оцениванию

Подходы к оцениванию в условиях ФГОС

Предмет оценивания

Предметные результаты, ЗУН

Предметные и метапредметные результаты

Время оценива-

ния


На уроке

В урочной и внеурочной деятельности обучающегося

Цель оценивания

Сравнение уровня обученности обучающегося с требованиями обязательного минимума содержания; для проверки качества работы учителя

Оценивание прогресса каждого обучающегося, корректировка процесса обучения; поиск путей улучшения качества знаний (формирующее оценивание); сравнение уровня обученности обучающегося с требованиями стандарта; проверка качества преподавания учителя (суммативное оценивание)

Анализ результатов оценивания


Сравнение результатов с обязательным минимумом содержания


Анализ результатов в динамике; сравнение результатов обучающегося с ранее полученным результатом (формирующее оценивание); сравнение результатов обучающегося со стандартами (суммативное оценивание)

Шкала оценивания

Пятибалльная

Разрабатывается образовательной организацией

Критерии оценивания

Единые

Разрабатывается образовательной организацией

Периодичность

Согласно нормативным документам

Определяется учителем (формирующее оценивание) согласно оценивания нормативным документам (суммативное оценивание)

Участники оценивания


Учителя; администрация; внешние проверяющие организации


Учителя; обучающиеся (самооценка, взаимооценка); классные руководители; служба сопровождения (психолог, социальный педагог, логопед); органы соуправления (совет школы); социальные партнёры; администрация образовательной организации; внешние проверяющие организации

Место фиксации

результатов




Официальные документы: классный журнал (на бумажном носителе); дневник; электронный журнал; аттестат

Разрабатываются в образовательной организации: таблицы для фиксации результатов; тетради наблюдений за достижениями обучающихся; электронные порталы и т.д.; электронный дневник; электронный журнал; аттестат

Таким образом, для преодоления существующих противоречий, возникающих при оценивании предметных и метапредметных результатов обучения, необходимо изменить подходы к самому процессу оценивания, а именно разработать систему оценивания, базирующуюся на новых технологиях.

Одна из таких технологий - технология формирующего оценивания.





Формирующее оценивание в рамках ФГОС: подходы, принципы и формы
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации