Методика педагогического обследования слуха детей с нарушенным слухом первого года жизни - файл

приобрести
скачать (50.4 kb.)


Методика педагогического обследования слуха детей с нарушенным слухом первого года жизни

Получить достоверную педагогическую характеристику состояния слуха у детей с его нарушениями на основе регистрации безусловных ориентировочных (поведенческих) реакций возможно лишь до 1,5 лет. У детей более старшего возраста происходит затухание безусловного ориентировочного рефлекса, и они уже не дают видимых реакций на многие слышимые звуки. Как правило, большинство детей, слух которых впервые обследуется в возрасте старше 1,5 лет, реагируют лишь на очень громкие (барабан, громкий голос) или на непривычные звуки. Достоверные данные о состоянии слуха этих детей можно получить лишь в ходе целенаправленной работы по выработке условной двигательной реакции на звук: звучание низко-, средне- и высокочастотных игрушек (барабан, дудка и шарманка) и голоса (шепот, разговорная громкость, громкий голос). Под такой реакцией понимается определенное игровое действие ребенка в ответ на звуковой сигнал.

Таким образом, детей старше 1,5 лет к исследованию слуха нужно специально готовить. Эта подготовка осуществляется сурдопедагогом и родителями в течение 2—4 недель. В это время их учат реагировать каким-либо игровым действием на звук, например в момент звучания игрушки или голоса надевать кольцо на стержень пирамиды, бросать пуговку в баночку, класть кубик в кузов машины и т.п. (см. методику выработки условной двигательной реакции на звук).

После выработки реакции определяется максимальное расстояние, с которого ребенок воспринимает звучание голоса и игрушек.

Когда условная двигательная реакция на звук у ребенка уже выработана, то в качестве источника звука может выступать и тон аудиометра. Следовательно, становится возможным аудиометрическое обследование малыша повсеместно используемым методом игровой пороговой тональной аудиометрии по условно-рефлекторной методике.

Подготовка к исследованию тонального слуха предполагает выработку условной двигательной реакции на вибрацию костного телефона в руке и лишь затем — на звучание тона в воздушном телефоне аудиометра. При этом исследование лучше начинать с частоты 250 Гц при интенсивности 70—80 дБ, так как этот сигнал не должен вызывать болевых ощущений и в то же время восприниматься абсолютным большинством детей.

Тональная аудиометрия в диагностический период проводится неоднократно до получения стабильных порогов. В ходе обследования у большинства детей наблюдаются значительные изменения в получаемой аудиограмме: пороги понижаются, и расширяется диапазон воспринимаемых частот.

При тональной аудиометрии исследуются пороги восприятия как по воздушному проведению (через головные телефоны – наушники), так и по костному (через костный телефон). Полученные данные позволяют врачу-сурдологу уточнить форму поражения слухового анализатора (кондуктивная, смешанная или сенсоневральная тугоухость).

Таким образом, в ходе диагностического обследования выявляются реакции ребенка как на звучащие игрушки, голос и шепот, так и на тоны аудиометра. Совокупность результатов педагогического и аудиометрического обследования позволяет оценить степень снижения слуха на начальном этапе коррекционной работы.

На основании получаемых данных можно выделить детей с нормальным слухом, с легкой, средней и тяжелой тугоухостью и глухотой.

Дети с нормальным слухом реагируют на звучание всех игрушек и шепота на расстоянии не менее 5 м.

Дети, отнесенные к слабослышащим с легкой тугоухостью, слышат звучание всех предлагаемых игрушек и голоса разговорной громкости на расстоянии не менее 4-5 м., а шепот — от ушной раковины до 1,5—2 м.. При аудиометрическом исследовании у этих детей отмечается снижение слуха до 55 дБ * при полном диапазоне воспринимаемых частот.

Дети, отнесенные к слабослышащим со средней тугоухостью, воспринимают низко- и среднечастотные звучания на расстоянии 4—5 м., а высокочастотные — 0,5—1,5 м. и реагируют на голос разговорной громкости на расстоянии 1—4 м., но шепот, как правило, не слышат. При аудиометрическом исследовании у этих детей имеет место снижение слуха на 55—75 дБ при частотном диапазоне до 4000— 8000 Гц.

Дети, отнесенные к слабослышащим с тяжелой тугоухостью, слышат низко- и среднечастотные звучания игрушек на расстоянии 3—5 м., а высокочастотные—близко от ушной раковины (0,1— 0,5 м.) и воспринимают звучание голоса разговорной громкости на расстоянии 0,4—1 м. (шепота не слышат). Эти дети имеют снижение тонального слуха на уровне 75—85 дБ при частотном его диапазоне до 4000—8000 Гц.

Среди глухих детей можно выделить две группы.

Первую составляют глухие дети со значительными остатками слуха. Они реагируют на звучание низкочастотных игрушек на большом расстоянии (2,5—5 м), среднечастотных — значительно ближе к уху; высокочастотные игрушки эти дети, как правило, не слышат. Они воспринимают звучание голоса разговорной громкости на расстоянии до 0,3 м. от ушной раковины. При аудиометрическом исследовании слуха отмечается его снижение на уровне 85—100 дБ при диапазоне воспринимаемых частот до 2000—8000 Гц.

Ко второй группе относятся глухие дети с незначительными остатками слуха. Они воспринимают только низкочастотные звучания (барабан) и голос повышенной громкости у ушной раковины. Эти дети имеют снижение тонального слуха более чем на 100 дБ при суженном частотном диапазоне.

Сопоставляя данные педагогического обследования слуха с результатами аудиометрического исследования, необходимо учитывать степень сохранности восприятия низких частот. У детей с относительно хорошей сохранностью восприятия частот 125 и 250 Гц при педагогическом обследовании слуха могут быть получены значительно лучшие результаты, чем те, которых можно было бы ожидать исходя из средней потери слуха по данным тональной аудиометрии.

Пример:

Таня А. (2г. 1 мес.) — здорова, психофизическое развитие соответствует возрасту, в речи отдельные лепетные слова. Девочка имеет среднюю потерю слуха 68 дБ, исходя из этого, следовало бы ожидать реакций на игрушки и голос, характерных для слабослышащих детей со средней тугоухостью. Однако вследствие того, что пороги слуховой чувствительности на частотах 125 и 250 Гц составляют 30 и 35 дБ, девочка реагирует на звучание барабана на расстоянии 5 м, а дудки, гармошки, погремушки и шарманки — 4м.; она воспринимает голоса разговорной громкости на расстоянии 4 м. и шепот у ушной раковины. Следовательно, имеют место результаты, аналогичные тем, которые отмечены у детей с легкой тугоухостью (до 55 дБ). Это связано с тем, что благодаря хорошей сохранности низких частот девочка может воспринимать на достаточно большом расстоянии низкочастотные компоненты предъявляемых звучаний, в том числе и высокочастотных (шарманка). Вместе с тем ее реакция на шепот подтверждает данные аудиологического обследования.



Марина И. (11 мес.). Вероятная причина снижения слуха — отягощенная наследственность: у матери нейросенсорная односторонняя глухота. У девочки диагностирована задержка психомоторного развития. При исследовании слуха отмечены реакции на весь набор неречевых звучаний: на шарманку — с 0,5 м, погремушку — с 0,7 м, дудку, гармошку, свисток и барабан — с 5 м. Реакция на голос разговорной громкости отмечена на расстоянии 0,5 м. На модулированный синтетический сигнал реагировала на частотах 500 Гц — 95 дБ, 1000 Гц — 100 дБ. 2000 Гц — 100 дБ; на частотах 4000 и 6000 Гц реакций не отмечено. Локализовала звучания дудки на расстоянии 0,5 м и барабана — 1 м. Определить местонахождение источника голоса и синтетического сигнала не могла.

Если делать заключение о состоянии слуха этого ребенка по реакциям на тоны аудиометра и голос (ограниченный диапазон воспринимаемых частот при интенсивности звучания 95—100 дБ, реакция на голос на расстоянии 0,5 м и отсутствие локализации), то можно констатировать значительное снижение слуха. В то же время восприятие полного набора неречевых стимулов, в том числе высокочастотных звучаний шарманки и погремушки на расстоянии 0,5—0,7 м, позволяет диагностировать тугоухость.

Методика педагогического обследования слуха детей с нарушенным слухом первого года жизни
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации